Как быстро выучить стихотворение

Можно ли выучить наизусть большой и длинный стих за 5 минут

Домашнее задание не выучено, а стихотворение нужно рассказывать уже на следующем уроке? Есть способ избежать позора – прогулять занятие.

На самом деле за 5 минут выучить стихотворение сложно, но есть способы, которые помогут запомнить за этот промежуток времени часть строф.

Важно! Для хорошего запоминания большого отрывка поэмы нужно затратить минимум час.

Для быстрого заучивания рифмованных строчек нужно задействовать максимально мозговые способности. Добиться этого можно активизацией концентрации и внимания.

Попробуйте следовать следующей инструкции:

Читайте вслух. Проговаривайте каждую строфу. Лучше делать это в тишине, когда никто не мешает и со всех сторон не слышны посторонние звуки.
 
Именно по этой причине заучивание в школе на перемене не приносит долгожданных результатов. Начитывайте длинное произведение не менее 5 раз.

Фантазируйте. Визуализация поможет понять смысл поэмы и вникнуть в суть, которую хотел донести автор.
 
Сопоставьте себя с главным героем, представляйте его путешествие, характер или действия. Выстраивайте в голове образные логические цепочки, создавайте ассоциации.

Перепишите текст на листик. Этим вы задействуете еще и моторную память. Можно во время переписывания медленно проговаривать вслух слова.
 
Поделите стихотворение на несколько логических частей, дайте каждому столбику свое маленькое название.

Всматривайтесь в строки

Обратите внимание… на запятые.
 
Странный способ, но зрительная память может запомнить не буквы, а детали в нужный момент. Старайтесь визуализировать расположение текста в книге.

Повторение – мать учения

Просто зациклитесь на выполнении поставленных задач.
 
Повторяйте с первого по четвертый шаг, пока в памяти не отложится часть прочитанного стихотворения.

Совет! Сделайте шпаргалку и напишите на отдельном листе только первые слова каждой строчки. Попробуйте по написанному вспомнить произведение целиком.

Отель “Бристоль”, Лазаревское

“Спорт Инн” – отель с большим бассейном

Включаем логическую память

Логическая память – редкость для ребенка дошкольного возраста и даже для младшего школьного возраста. Но все же такое случается. В данном случае используется опора запоминания на смысловые связи. Если развивать такую память, ребенку будет легче даваться все обучение.

  1. После первого знакомства со стихотворением читаем снова первые строчки. Делаем остановку и просим ребенка своими словами рассказать, что было дальше.
  2. В определенный момент останавливаете ребенка и читаете еще строчку. И снова просите его продолжить рассказ по стихотворению.
  3. Затем читаете 1 четверостишие. Просите ребенка максимально точно воспроизвести, что рассказал автор (словами автора) о событии, явлении.

Методы быстрого запоминания

Рассмотрим эффективные способы, позволяющие быстро и надолго запоминать информацию, более подробно.

Записываем, что учим

Первый метод – письменный. Здесь задействуется и зрительная память (так как вы видите слова, которые появляются на бумаге), и мышечная (движения руки, записывающей фразы, тоже откладываются в сознании).

Вначале следует медленно и внимательно прочитать всю информацию и выделить ключевые моменты. Можно читать вслух. Затем нужно взять лист бумаги и переписать текст от руки. Делайте это без спешки

Важно вникать в суть каждого предложения, которое вы пишете

Когда весь материал окажется на бумаге, перескажите то, что вы запомнили. Подглядывать в листок не стоит. Максимум это можно сделать 1-2 раза. Затем снова возьмите чистый лист и запишите на нем то, что удалось вспомнить. Перечитайте то, что вы написали и снова перескажите. Процедуру можно повторить несколько раз.

Графический

Научиться этой технике несложно. Для начала нужно прочитать текст и выделить основные мысли. Затем каждый важный момент следует изобразить графически. Делайте это, как вам удобно. Это может быть реалистичный рисунок, чертеж, набор символов или абстрактное изображение.

Качество рисунка не имеет значения. Главное – чтобы вам было понятно, что изображено на бумаге, и с чем у вас ассоциируется каждый графический элемент. Надписи при этом лучше не делать. Постарайтесь выразить все в образах.

Если изображений получится несколько, их последовательность должна соответствовать ходу основной мысли текста. Можно попробовать объединить все рисунки в один, создав общее графическое описание статьи. Такое ассоциативное изображение надолго останется в памяти.

Можно не сразу начинать рисовать, а сначала прочитать весь текст полностью. Если это не книга, а распечатанные на принтере листы или информация в электронном виде, целесообразно выделять ключевые мысли ярким цветом.

Деление на части

Если объем материала большой, его можно разбить на несколько частей. Каждый отрывок нужно учить отдельно, выбирая любую из описанных выше техник. Можно просто читать вслух и повторять, если для вас этот метод является более удобным. Допустимо делить на части и средние по объему тексты. В таком случае, уделив одному отрывку, например, минуту, весь объем информации вы сможете усвоить за 5 минут.

Постоянное напоминание

Если необходимо выучить текст наизусть, можно использовать интересную методику напоминаний. Такой способ получится использовать, если времени на заучивание материала у вас достаточно. Потребуется уделять этому совсем немного времени в течение дня, занимаясь привычными бытовыми делами, однако результат вас приятно удивит.

В этом случае текст также делится на части. Каждый отрывок пишется от руки или отпечатывается на листке бумаги. Затем эти записки развешиваются по дому. Старайтесь размещать листки в тех местах, где вы бываете или которые видите чаще всего: в ванной, на холодильнике, на зеркале, над кухонной раковиной. Так вы будете возвращаться мыслями к изучаемому тексту во время чистки зубов, мытья посуды и других дел. При этом информация будет надежно закрепляться в сознании.

Важные моменты

Для того чтобы заучивание стиха прошло быстро и легко, нужно создать условия для работы:

  • Обстановка. Лучше всего учить стихотворение в тишине и одиночестве. Включенный телевизор, музыка, разговоры будут мешать запоминанию.
  • Настрой. Не стоит начинать заучивание в состоянии гнева или раздражительности. Работа пойдет быстрее, если отнестись к ней спокойно и с удовольствием. Запоминание стихов тренирует память, поэтому нужно воспринимать его как утреннюю пробежку или зарядку для мозга.
  • Время. Запомнить большой стих за короткий срок возможно, но начинать учить лучше заранее, за 1–2 дня, периодически повторяя произведение. Когда сжатые сроки не висят над головой дамокловым мечом, заучивание проходит быстрее и легче. Многие предпочитают тренировать память перед сном, а это неправильно. По возможности лучше учить стих утром или днем, когда мозг наиболее активен, а вечером повторить материал.
  • Смысл и ритм. Нелегко учить текст, смысл которого непонятен. Необходимо внимательно прочитать стихотворение, разобрать сложные для понимания и произношения слова, прочувствовать ритм. Если ритмичность произведения вызывает затруднение, то нужно найти темп чтения, расставить ударения, выявить мелодию стиха.
  • Память. Выделяют разные виды памяти, в том числе зрительную, звуковую, моторную. Как правило, у каждого человека какой-то один из перечисленных типов памяти развит лучше остальных. Эту особенность можно использовать для ускорения запоминания стиха. Людям, у которых лучше развита зрительная память, легче выучить стихи, многократно читая текст, рассматривая его, представляя произведение в образах. Тем, у кого преобладает звуковая память, проще читать стих вслух, слушать запись или чужую декламацию. Для моторной памяти подходит переписывание произведения своей рукой, рисование картинок. Для лучшего усвоения материала нужно объединить 3 способа.
  • Отдых. Необходимо чередовать работу и отдых: заучивание в течение 15–20 минут должно сменяться покоем такой же продолжительности.

Для того чтобы рассказать стих, недостаточно только запомнить его. Иногда боязнь публичных выступлений мешает быстро выучить стихотворение наизусть. Необходимо потренироваться произносить его вслух, попробовать продекламировать произведение перед другими людьми.

Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

Ассоциативное мышление можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно. Вот пример ассоциативной истории:

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша… и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности.

Катушка памяти

Данный способ больше подходит для детей-кинестетиков

Им важно совместить запоминание и двигательный акт

  1. Берем толстую нитку или нитку с бусинами. И сначала вы сами читаете ритмично стихотворение, а ребенок ритмично наматывает нитку на пальчик как на воображаемую «катушку памяти» (сматывает в клубочек) или нанизывает бусины на нитку.
  2. Потом вы вместе по строчке воспроизводите стихотворение, совмещая с ритмичным наматыванием (нанизыванием) и разматыванием.
  3. Затем прячем ручки с ниткой за спину. И воспроизводим стихотворение, а наматываем уже нитку или нанизываем бусины понарошку.

Как выучить

Конечно, многим кажется, что и целого года мало. Да, время понадобится, но уложиться можно во временной промежуток от 5 минут до 1 часа (в зависимости от индивидуальных особенностей, объема, сложности стихотворения и т.д.). Однако учтите, что легко и быстро выучить стих за 1 минуту вы можете только во сне, причем, весьма благоприятном. Причина в том, что методика заучивания текста наизусть предполагает многократные повторы и чтение вслух с выражением, а за минуту здесь никак не управиться. Поэтому в нижеследующих пунктах мы опишем все подробности, отвечающие на вопрос, как быстро и легко запомнить стих наизусть в пределах 5 минут? Все пункты делятся по степени сложности и специфике поставленной задачи.

За вечер

Вот основные упражнения для запоминания:

  • Самый оперативный способ быстро запомнить стих – это сделать рукописную шпаргалку и зазубрить ее (много раз повторить вслух). В этом способе будут работать моторная, слуховая и зрительная память, что сделает процесс максимально продуктивным.
  • Кроме того, рекомендуется продекларировать стих на диктофон (приложение в телефоне) или найти аудиозапись выбранного стихотворения и прокручивать ее в наушниках снова и снова, делая физические дела (уборка, готовка, фитнес и т.д.). Но ни в коем случае не смешивайте умственные занятия с прослушиванием, так вы эффекта не добьетесь. Все эти меры носят комплексный характер, то есть делать их желательно все вместе, чтобы добиться максимального результата.

Когда вы читаете стихотворение вслух, расставляйте в нем интонационные смысловые акценты, то есть смысловые ударения. Например, в стихотворении Лермонтова «Бородино» в строке «Да, были люди в наше время» необходимо поставить мысленную паузу после слова «да», растянуть это «а» на конце и придать предложению выражение превосходства, как будто бы хвастаетесь другу, рассказывая о своей вчерашней подаче, или говорите подруге что-то вроде: «Даааа, вот это были скидки!». Это необходимо, чтобы придать ненавистному тексту и другие эмоции, которые мозг с удовольствием запомнит.

За 5 минут

Как очень быстро выучить стих по литературе наизусть? Если уж времени совсем нет и вы гуглите что-то вроде «как выучить стих за 1 секунду», скачайте аудиозапись стихотворения на телефон, многократно прослушайте запись и подумайте, где сделать паузы, а где прочитать быстро, незаметно вставьте один наушник и смело выходите к доске.

Если Вам удастся приспособиться к манере чтения диктора и не ошибиться, дело в шляпе. Но учтите, это экстренные меры и к ним тоже желательно подготовиться, прежде чем прибегнуть.

Большой объем текста

Как легко и быстро выучить большой и сложный стих по литературе?

Прежде всего, его надо разбить на несколько столбцов или смысловых фрагментов и запоминать их один за другим. Так вы сможете постепенно, без волнений и стресса, уложить сложный материал аккуратными и прочными рядами, что полная картина выстроилась перед вами в единый пазл, собранный из частей целого. Далее представьте все, что написано в стихотворении, буквально. Например, вообразите, что в школе вам задали сочинение о войне, и вот вы спрашиваете у бабушки, что она помнит о том времени, подначиваете, провоцируете ее на ответ, говоря словами Лермонтова: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

В общем, проявите фантазию, прочувствуйте текст, когда читаете его, как будто вы его написали, как будто вам это сейчас важно и необходимо донести людям.

Еще один совет, как выучить длинный стих для талантливых школьников: разыграйте длинное стихотворение, как сценку. Может, даже удастся уговорить учителя, чтобы текст вы прочитали по ролям: и учить меньше, и появится возможность проявить себя

Если же учитель суров, как «богатыри, не мы», то устройте представление дома для членов семьи или друзей. В принципе, даже кот подойдет…

Не забудьте, что можно лучше запомнить стих вечером, утром или ночью в зависимости от того, когда у вас наступает пик творческой активности.

Используйте диктофон

Смартфон может не только мешать, но и помочь в запоминании стихов. Попробуйте использовать его в роли суфлёра. Пусть ребёнок запишет произведение на диктофон

Важно, чтобы были выдержаны все паузы. После этого дайте ребёнку прочитать стихотворение из учебника синхронно с аудио

Его собственный голос станет своеобразной подсказкой. Важно, чтобы запись не сбивала с мысли. Иначе, суфлёр из помощника может превратится в раздражающий фактор.

Выучить стих легко также поможет общая тренировка техники чтения и памяти у ребёнка. Ведь одно и самых полезных качеств в учёбе — это умение сконцентрироваться на задаче.

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Советы для взрослых

Если предыдущие пункты статьи содержали советы, как запомнить стихи по литературе, то есть для школы, то в этом речь пойдет о добровольном самопожертвовании во имя прекрасного, как правило, пола. Нет ничего изящнее, чем продекларировать стихотворение на свидании, чтобы девушка без лишних слов поняла ваше отношении к ней. Или наоборот, чем черт не шутит. Как хорошо выучить стих для такого случая?

  • Необходимо выбрать текст, наиболее подходящий вам для запоминания, чтобы он был прост и лаконичен, без трудновыговариваемых или сложных лексических сочетаний. Все слова в стихотворении должны быть вам понятны.
  • Избегайте стихотворений из школьной программы, чтобы произвести эффект хотя бы за счет феноменальных, нетипичных познаний.
  • Выбранное стихотворение должно четко отражать ваши чувства: не больше, не меньше. Так текст легче поддастся запоминанию, ведь мысленно вы свяжете его с образом любимого или симпатичного вам человека.

Вы наверняка уже знаете, какая память у вас развита сильнее всего: слуховая (восприятие на слух), моторная (когда пишете текст) или зрительная (пришел, увидел, запомнил). Если вы лучше воспринимаете на слух, то слушайте выбранное стихотворение вместо привычного трек-листа

Если вы привыкли все важное стенографировать, то напишите любовное послание на бумаге (и отправьте почтой России, точно удивите). Если вам достаточно взгляда, то визуализируйте стихотворение и представьте его чередой зрительных образов, клипом, галереей с картинами, чем угодно, лишь бы сформировать любопытное зрелище для мозга

В общем, щепотку дров – и стих готов.

Приемы, технологии и методы быстрого и легкого разучивания стиха

Ответить на вопрос как быстро и легко
выучить стих поможет сигнальная технология. Суть ее заключается в том, что
информация из текстового материала трансформируется в графическое изображение,
при этом буквы играют вспомогательную роль.

Для наглядности будет взято
стихотворение Ю. Кима «Летучий ковер». Для понимания оно легко, да и
выразительность обеспечивается позитивным настроением всей картины. Автор
представляет, что он летит по ковру-самолету и видит всё вокруг. Предлагает и
читателям пофантазировать на эту тему, порадоваться красоте природы. Из малопонятных
слов здесь может быть только «вольный путь», что значит «свободный». Под
пушистыми крыльями можно понять длинную бахрому по краям ковра. Стихотворение
учит любить окружающий мир, настраиваться чаще на позитивный лад.

Далее пора переходить непосредственно к
самому приятному – к творческому процессу. Здесь не имеет значения умение
рисовать. Любая каляка, имеющая смысл, поможет ответить на вопрос как быстро
выучить стихотворение.

Сравните оригинал текста с
предлагаемыми схемами к каждой строке. Нарисованы картинки согласно с
ассоциациями к словам. Здесь есть все возможности для реализации творческого
потенциала. Да и запоминается таким способом стишок очень быстро. Секрет этого
метода прост: тут работает и кинестетическая, наглядная и слуховая память.
Некоторые методисты предлагают переписывать весь заучиваемый текст. Минус здесь
один: не так четко представляются все описываемые образы.

Как быстро выучить большой стих?

Для того чтобы решить задачу как быстро
выучить большой стих, нужно обязательно проводить полный анализ по смысловым и
причинным связям, словарную работу. Тренировать необходимо сознательное
выразительное чтение, понимать события, описываемые в стихотворении. Что
касается заучивания, тут подойдет вышеописанный способ.

Для более наглядного объяснения для
анализа было выбрано достаточно объемное стихотворение Станиславской Галины «8
сентября». Данный текст использовался на школьном конкурсе чтецов, посвященном
дню Победы, это отличный стих на день 9 мая. За 40 минут его разобрала и за 30 минут выучила ученица 3-его класса
обычной школы. Остальное время, за неделю до мероприятия, она всего лишь
отрабатывала актерское мастерство, мимику, жестикуляцию, четкость,
эмоциональность и выразительность рассказывания. После подробного разъяснения
приема, девочка теперь знает, как быстро выучить стихи любой сложности.

Это стихотворение посвящено Блокаде
Ленинграда, и названо тем днем, с которого начался голод, много смертей в
небольшом городке:

  1. В первом четверостишии рассказывается об
    обычной счастливой осени, богатой урожаем, которым она, как бы и «манит» — это
    олицетворение.
  2. Далее говорится об утре, начале 8-ого
    сентября.
  3. Потом – общая характеристика 1941 года.
  4. В четвертой строфе говорится о ребенке,
    потерявшем мать, а в пятой – о страданиях ленинградцев.
  5. И последняя строфа – о боевом настрое
    жителей, которые хотели выжить.

При работе над выразительностью
используются пометки для пауз:

  • Одна черта
    / — это малая пауза, которая ставится после запятых.
  • Две черты
    // — ставятся после точек, восклицательного и вопросительного знаков.
  • Подчеркнуты
    одной линией слова, которые особенно выделяются голосом.
  • Громкость –
    динамичная.

  1. 1-ая строфа
    рассказывается одновременно и грустно и радостно.
  2. У второго
    абзаца первые две строчки спокойные, последние две – должно быть напряжение в
    голосе.
  3. 3-ий абзац
    говорится с усилением, с отчаянием в голосе, с сожалением.
  4. Далее, где
    говорится о ребенке – должен быть голос тихий, жалостливый.
  5. Потом
    громкость увеличивается, и последнее четверостишие рассказывается победным
    тоном.

В качестве картинного плана хорошо
просматривать реальные картины произошедших дней. Если постараться, то можно
заметить на просторах интернета картины, отображающие каждую строчку стиха о
трагических событиях.

После основного разбора стихотворения
по пониманию и разбиению на смысловые части посредством изображений важно
делать передышку, небольшой отдых. Учить заранее нужно для того, чтоб
рассказывать стихотворение уверенно, без запинок, эмоционально и четко

Большие
стихи готовить лучше заранее, в отличие от маленьких. Да  и вопрос как быстро выучить стих за 5 минут
наизусть теперь не стоит так остро. Ведь очень легко осмыслить и выучить его,
занимаясь творческим преобразованием, фантазией и рисованием. Причем это
становится действительно приятным и увлекательным процессом.

А как Вы учите стихи со своими детьми? Есть ли у Вас особый метод? Расскажите об этом в .

https://youtube.com/watch?v=J6WQdIj-dRU

Способ № 1. Чтение

Многократное чтение стиха – это отличный способ заучивания, быстрый и легкий. Произведение нужно рассматривать как единое целое, читать от начала до конца. Не стоит разбивать стихотворение на части. Некоторым людям кажется, что небольшие кусочки проще запомнить, но при «сборке» стиха возникают проблемы, человек начинает запинаться на стыках четверостиший.

Несколько раз прочитать стихотворение вслух, целиком, понять его смысл, уловить ритм. Любое произведение навевает разные образы, мысли, чувства, которые желательно представить в ярких картинках, запомнить возникшие ассоциации, проникнуться атмосферой.

Снова прочитать стих 2–3 раза. В голове будут всплывать простые словосочетания и фразы из произведения. Продолжать чтение до тех пор, пока не запомнится большинство строк. После этого можно попробовать повторить стихотворение без книги.

При малейшем затруднении смотреть в текст, чтобы не сбиться с ритма, не изменить интонацию. Нельзя напрягать память и пытаться вспомнить ускользнувшее слово. Мозг должен воспринимать стих как целое, поэтому не стоит делить произведение на части заминками. Достаточно посмотреть первое забытое слово, чтобы восстановить всю строку.

С каждым разом подглядывать в книгу придется все реже, и в один прекрасный момент она станет не нужна. Обязательно повторить стихотворение перед сном, тогда с утра оно будет «отскакивать от зубов».

Вместо чтения можно использовать пение. Выбрать любую подходящую мелодию и пропеть стихотворение. Можно взять сразу все произведение, как при чтении, или начать с одной строки, добавляя следующую при каждом новом исполнении.

Способ многократного чтения позволяет выучить стих из 4–5 четверостиший за 30–40 минут.

Видео

Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector