Курсовая работа: интернет-зависимость в подростковом возрасте

Почему дети подвержены компьютерной зависимости

Как мы видим, компьютер включен в семейные отношения. Компьютерная зависимость (готовность проводить неограниченное время за монитором) поддерживается разными мотивами. Вот некоторые из них.

  1. Компьютер компенсирует недостаток внимания и любви. Компьютерные игры всегда сопровождаются положительными эмоциями, а общение с родителями — далеко не всегда. На фоне компьютерных игр общение в семье может выглядеть блеклым, неинтересным. Признаемся, что до сих пор мы не стремились быть интересными для своих детей. Ведь их потребность в нашей защите, поддержке и любви и так очевидна…
  2. Компьютер чрезвычайно расширяет возможности ребенка. Посредством простых манипуляций он может управлять мирами, переходить из одного пространства в другое, вести себя экспансивно. Именно эти стороны совместных ролевых игр привлекают мальчиков. Девочек интересуют отношения между персонажами, нюансы поведения.
  3. Удовольствие от игры контрастирует со строгим воспитанием. Игра взывает к интересу ребенка, расширяет его возможности, вознаграждает за скорость реакций. Строгий родитель, напротив, контролирует ребенка, чтобы тот не переходил границ дозволенного, исполнял внешние требования, и наказывает за отступление от «программы». Очевидно, что в любовном треугольнике «ребенок-компьютер-родитель» у родителя мало шансов на абсолютный и единоличный успех. Но успех можно разделить с компьютером, если заставить его работать на свой авторитет.
  4. Для детей с высоким формальным интеллектом компьютер — просто волшебное избавление от скуки. Они начинают скучать и теряют интерес к жизни, если их мозг не перерабатывает большое количество информации. Их математические способности будут обнаружены, но, скорее всего, гораздо позже, когда в школе начнут предлагать по-настоящему серьезные задачи!
  5. Компьютер — показатель статуса ребенка среди сверстников. Дети чувствуют себя включенными в жизнь группы, если понимают, о чем говорят вокруг. Сегодня во многих школах домашние задания рассчитаны на наличие интернета. Мы не уверены, что это правильно, но это наше ближайшее будущее.
  6. Стоит напомнить, что компьютерная игромания стимулируется извне. Недостаток любви, детское одиночество, нежелание родителей напрягаться и тратить время на детей выталкивают детей в компьютерное пространство. Дети привыкают жить без человеческого тепла — на искусственных, но сильных эмоциях игрового азарта.

Компьютерные игры могут вытеснять нормальные человеческие отношения, стать суррогатом любви, эмоциональным допингом, а в результате — блокировать развитие ребенка, лишить его многих других радостей жизни. Поэтому нужно методически «ставить компьютер на место», снижать его ценность до технического устройства, которое лишь помогает решать поставленные задачи. Сделать это можно, только начав играть с детьми! А на смену игре придут и более сложные формы взаимодействия с миром посредством компьютерной связи.

Компьютерная зависимость

В последнее время все больше детей теряют голову из-за компьютерной техники. Наше детство было богаче, мы практически все время проводили на улице, играли, веселились.

Современные дети полностью прикованы к экранам мониторов, особенно, если это время не контролируется родителями . Вся жизнь сводится к виртуальному миру и к такому же общению.

К признакам того, что малыш уже зависим относят:

  • сильное желание поскорее оказаться перед экраном;
  • сидя перед монитором, малыш полностью забывает о желании поесть;
  • если его лишают возможности сидеть за компьютером, начинает скучать, не знает, что ему делать;
  • ребенок становится сильно агрессивным, когда его пытаются оторвать от экрана;
  • малыш идет на всякие хитрости, чтобы максимально продлить свое время нахождения перед монитором;
  • у ребенка наблюдаются приступы гнева, сильная раздражительность и безразличие к окружающим его людям;
  • малыш практически полностью теряет интерес общения с друзьями и близкими.

К причинам, которые могут приводить к такому состоянию, относят:

  • отсутствие внимания со стороны близких людей;
  • неожиданный развод родителей;
  • серьезные проблемы в школе;
  • особое давление и возлежание надежд со стороны родителей.

Как выйти из ситуации:

  • уделяйте своему ребенку, как можно больше своего внимания, водите его в театр, кино, торговый центр;
  • если так случилось, и вы развелись со своей второй половинкой, сделайте все для того, чтобы на малыше это никак не сказалось, и он не особо ощущал отсутствие второго родителя;
  • если проблемы в школе, попробуйте разобраться, что именно служит причиной издевательств одноклассников или неприязни учителя, решите эти проблемы;
  • не навязывайте ребенку свое мнение, не пытайтесь жить вместо него, дайте возможность совершать собственные ошибки и воплощать свои желания, а не ваши потребности.

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Жанр шутер

Самым распространенным среди подростков жанром является шутер. То есть игрок стреляет во все, что движется, зарабатывая при этом очки бонуса. Такие забавы могут быть весьма красочными и богатыми спецэффектами, поэтому родителей смущает такой выбор их чада.

Дело в том, что всем нормальным людям необходима разрядка, и если ребенок не желает посещать секции, то единственным для него способом выплеснуть негативную энергию считается игра. Таким образом, его разум будет отдыхать и набираться сил, а не учиться чему-то плохому. Другое дело, если подросток замкнутый и переживает школьные проблемы по-своему. В таком случае, если выбор пал на агрессивные забавы, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как в этом варианте компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.

Советы родителям и учителям

Марина Куцак, менеджер РОО «Стеллит» дает советы родителям и учителям.

Узнайте побольше об интернете. Зайдите на сайт «Дружественный рунет». Сайт работает при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Здесь собрано много полезных знаний для родителей и учителей.
Установите на компьютер программу ГОГУЛ, которую вы найдете на сайте. Программа не позволит ребенку заходить на запретные сайты. При каждой попытке зайти на сайт сомнительного или опасного содержания компьютер будет выдавать «Ошибка 404». Следите за жизнью детей и подростков в интернете. Научитесь контролировать все сайты, на которые заходит ребенок, проверяйте его контакты.
На сайте Лиги безопасного интернета вы можете оставить свое сообщение о противоправном интернет-контенте (детская порнография, пропаганда наркотиков, призыв к самоубийству, рекламу алкоголя и другое, что вам показалось подозрительным). О любых фактах коммерческой сексуальной эксплуатации детей вы можете сообщить по бесплатному и анонимному телефону доверия для детей, подростков и их родителей 8 (800) 2000-122. Звонок анонимный и бесплатный по всей России, при обращении ответит оператор вашего региона

Вам предоставят консультацию или скажут, куда обратиться за помощью.
Очень важно, чтобы компьютер, используемый детьми, был надежно защищен с помощью хорошего антивируса и файервола. Убедитесь в том, что антивирус всегда обновлен

В противном случае преступники могут получить доступ к регистрационным данным и выкрасть материалы для последующего шантажа.
Важным элементом родительского контроля является расположение компьютера в зоне общего пользования (гостиная, кухня), где взрослые, занимаясь собственными делами, могут наблюдать время от времени за реакциями ребенка, когда он находится в интернете. Введите ограничения времени за компьютером. Заведите «семейный сертификат». Повесьте на видном месте лист с отметками времени, которое ребенок проводит за компьютером.
Зайдите на детский развлекательный портал «Дети онлайн», созданный фондом «Дружественный Рунет» и Фондом развития интернета. Профессиональные эксперты помогают детям и консультируют взрослых в ситуациях, связанных с безопасностью детей в интернете. На сайт можно зайти вместе с ребенком, выбрать безопасные игры, раскраски, пазлы.
Следует внимательно выслушивать впечатления ребенка от общения с новой виртуально реальностью. Будьте бдительны, если ребенок после пользования интернетом или просмотра смс-сообщений расстроен, удаляется от общения со сверстниками, если ухудшается его успеваемость в школе. Отслеживайте виртуальную жизнь ребенка – ищите его имя в поисковых серверах. Помните, что выход в интернет не рекомендуется детям до 7-8 лет. Берегите физическое и психическое здоровье ребенка.
Когда ребенок начинает гулять на улице один, ему нужно дать собственный мобильный телефон.
Постарайтесь следить за первыми шагами ребенка в интернете. Родители должны объяснить ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо в компьютерном мире. В школе должны проводиться уроки интернет-безопасности. Нет специалистов – обращайтесь в благотворительные фонды, общественные организации, где работают специалисты. Они приедут в школу, в колледж. Зайдите на сайт РОО «Стеллит».
Разговаривайте со своими детьми каждый день. Вовлекайте их в реальную беседу, в живой контакт. Смотрите вместе с ними фильмы, обсуждайте, читайте вместе вслух, и снова – разговаривайте.

Пусть компьютер остается для ребенка багажом полезных знаний. Пусть дети общаются со своими друзьями. Пусть играют в полезные, развивающие игры. А мы, взрослые, уведем их от опасностей, неприятностей, поможем сделать интернет хорошей, безопасной и очень нужной принадлежностью жизни.

Ребенок и компьютерная игра

Некоторые сразу выскажутся «за», апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребенка. Однако «развивающий характер» компьютерных игр — очередной миф

Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует

Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий «продукт» с развитой скоростью реакции. Если же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, то при чем здесь скорость реакции?

Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12-летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого сравним компьютерные игры с сюжетно-ролевыми играми детей.

Эффективные методики борьбы с компьютерной зависимостью

Если родители пропустили процесс привыкания, и компьютерная зависимость уже настигла их чадо, то пора постепенно, но настойчиво отучать ребенка от компьютера. Что может сделать каждый родитель, озабоченный тем, как отучить ребенка от компьютерной зависимости: рассмотрим основные советы психолога по данному вопросу.

Обсудите с ребенком суть проблемы и тревоги по поводу его успеваемости и будущего

Объясните, что из-за игра на компьютере он, например:- Пропустил уроки;- Перестал общаться с друзьями;- Исключен из секции за непосещаемость и т.п.Важно не юлить, а прямо объявить ребенку, что вы намерены отучать его от компьютера. И далее предложить ряд мер по отказу от зависимости.

Откажитесь от запретов, криков, скандалов и ультиматумов

Все это породит утаивание и ложь. К тому же, любой ребенок, скажем, в 8 лет будет воспринимать это как повод отдалиться от родителей. А если вы будете агрессивны или враждебны, особенно с подростком в 13 лет, то он вообще откажется с вами общаться и замкнется в себе.

Ограничивайте время за компьютером. Если речь идет о зависимости от игр, то тут нужны строгие правила: сколько раз в неделю ребенок может играть, в какие игры он будет играть, и сколько будет длиться каждый сеанс. Родителям важно не только отслеживать, соблюдаются ли правила, но и обязательно хвалить ребенка, если он следует договоренностям. Если же что-то пошло не так, то лучше спокойно обговорить с ребенком детали: почему он не вложился в установленный график, что помешало.

Поощряйте действия «вне компьютерной жизни». Если мама и папа каждый вечер сидят перед телевизором, ребенку ничего не остается, как развлекать себя, например с помощью онлайн игр. Придумывайте совместный досуг в семье или стимулируйте общение с ровесниками. Играйте вместе в «монополию», собирайте пазлы или модели самолетов. Или приглашайте домой друзей сына или дочки, предлагайте устроить вечеринки с ночевкой для любителей поиграть в компьютер ночью.

Интересуйтесь жизнью ребенка. Очень часто дети в виртуальной реальности чувствуют себя всемогущими, независимыми. Если же в реальной жизни ребенок далек по своим самоощущениям от всего этого, то вполне оправдано его желание находиться в вымышленной реальности как можно дольше. У родителей в таком случае один выход – помочь ему обрести уверенность в себе, чувства защищенности и комфорта и в обычной жизни. Стоит больше интересоваться переживаниями ребенка, разговаривать, активно задавать вопросы о его эмоциях
Необходимо акцентировать внимание на положительных событиях, происходящих в его реальной жизни.

Предложите постоянную альтернативу. Как правило, лучшей альтернативой станет спортивная секция
Если ребенку не интересен спорт, но он очень любознательный, поощряйте это. Заведите правило на выходных ходить в зоопарки, на разные шоу, ездить на природу. Покажите как интересна жизнь вне компьютера. Дома в будние дни постарайтесь найти ребенку хобби. Процесс созидания очень полезен для развития, поэтому конструирование, сборка 3-х мерных моделей, любое творчество станут прекрасной альтернативой компьютеру.

Обратитесь к психологу. Если все методики испробованы, но ничего не помогает, пора обращаться к специалисту.

Родителям очень важно найти точку соприкосновения со своим ребенком по данной проблеме. Сделать это непросто, учитывая, с каким нежеланием дети «лечатся» от компьютерной зависимости

Но дабы этот процесс был максимально результативным и прошел безболезненно, родителю необходимо спокойно и с понятной ребенку аргументацией объяснить, почему виртуальный мир не может заменить полноценной жизни:

  • Прежде всего, постоянные компьютерные игры отвлекают и снижают концентрацию на реальных достижения и намеченных целях.
  • Во-вторых, (если речь идет о подростке) в компьютерные игры взрослые люди не играют. Эту идею нужно вкладывать в подростка постепенно, акцентируя внимания на гармоничном взрослении.
  • Виртуальное пространство, каким бы захватывающим и увлекательным оно ни было, не может быть альтернативой полноценному общению. И для детей младшего школьного возраста, и для подростков крайне важны навыки социализации.

Как технологии меняют мозг

Однако доказательства того, что технологии меняют мозг, у нас есть. Благодаря технологиям у современных детей лучше визуальная память и они быстрее обучаются ориентироваться в цифровом мире и расшифровывать его.

Подвергшись бомбардировке цифровыми технологиями, дети теперь иначе обрабатывают визуальную информацию и даже иначе читают. Раньше чтение было линейным — отвлекающих факторов не было, мы просто читали строку за строкой, страницу за страницей. Теперь любой, кто проводит много времени за компьютером, читает по-другому. Он ищет ключевые слова, ссылки. Он пропускает ненужное.

Мэриэнн Вольф, ученый, чья книга «Пруст и кальмар» (Proust and the Squid) — одна из лучших о чтении и мозге, наблюдала эти измененные паттерны в собственном мозге. Проведя день за компьютером, она попыталась читать длинный и сложный роман. «Я не могла заставить себя замедлиться, чтобы не пропускать, не искать ключевые слова, не делать специальные движения глазами, чтобы генерировать максимум информации с максимальной скоростью», — сказала она8.

Такое изменение стиля чтения затронуло всех, но наиболее ему подвержены дети, у которых планшет вместо книг и Wikipedia вместо энциклопедии. Ученый-психолог Ларри Розен и консультант по образованию Иэн Джукс пришли к выводу, что из-за того, что дети подвержены воздействию технологий, их мозг работает «совершенно иначе», чем мозг их родителей и детей предыдущих поколений. Одно из проявлений этого состоит в том, что многие дети не могут потерпеть ни минуты скуки или смириться с необходимостью не делать нескольких вещей одновременно9.

Что любопытно, наиболее примитивные части нашего мозга мало чем отличаются от того, что было сто тысяч лет назад. Наша реакция на стресс примерно такая же, как у наших предков, когда они сражались с мохнатыми мамонтами и саблезубыми тиграми. Наша мозжечковая миндалина по-прежнему активируется и начинает реализовывать ту же самую реакцию «бей или беги». Те системы, что управляют нашими биологическими часами и определяют нашу потребность во сне, тоже не сильно изменились. Это означает, что если технологии и меняют какие-то части нашего мозга в лучшую сторону, то они же и откусывают понемногу от того, что нужно другим его частям.

1 Lenhart Amanda. Teens, Social Media & Technology Overview 2015 // Pew Research Center. April 9. 2015. URL: www.pewinternet.org.2 Lenhart Amanda. Teens, Smartphones & Texting // Pew Research Center. March 19. 2012. URL: www.pewinternet.org.3 Kaiser Family Foundation. Daily Media Use Among Children and Teens Up Dramatically from Five Years Ago // KFF.org. January 10. 2010. URL: www.kff .org.4 Alter Adam. Irresistible: Th e Rise of Addictive Technology and the Business of Keeping Us Hooked. New York: Penguin Press, 2017.5 Hampton Tracy. Can Video Games Help Train Surgeons? // Beth Israel Deaconess Medical Center, bidmc.org. March 2013. URL: www.bidmc.org.6 Bavelier Daphne, Green C. Shawn. Brain Tune-up from Action Video Game Play // Scientifi c American. July 2016.7 McGonigal Jane. Gaming Can Make a Better World // TED Talk. February 2010. URL: .8 Rosenwald Michael S. Serious Reading Takes a Hit from Online Scanning and Skimming // Washington Post. April 6. 2014. URL: www.washingtonpost.com.9 Rosen Larry. Rewired; Ian Jukes et al. Understanding the Digital Generation: Teaching and Learning in the New Digital Landscape. Th ousand Oaks, CA: Corwin, 2010.

Методы для детей 7-11 лет

Многих родителей интересует вопрос, как же отучать от компьютера ребенка постарше – школьника. В этом возрасте совсем исключить из его жизни гаджеты уже не получится. Ведь большинство ребят из класса будут приносить с собой смартфоны, КПК и другую технику. Какой выход можно найти в этом случае?

1. Возьмите за правило при любом удобном случае проводить время на свежем воздухе. Прогулки школьникам важны так же, как и малышам, только в круговороте повседневных дел не всегда родители помнят об этом. Хорошо выходить на прогулку хотя бы через день. Даже если это будет всего полчаса, это все равно лучше, чем ежевечерние посиделки у экранов компьютеров.

Отличная идея – совмещать свежий воздух и активный отдых. Катание с горок, лыжи, коньки в холодное время года и ролики, велосипед, игры с мячом в теплое. Это возможность не только укрепить иммунитет, но и сплотить семью.

2. Будьте примером. Покажите, что вечер у экрана – не единственный вариант времяпрепровождения. Когда ребенок видит, что у родителей есть любимые занятия, и им некогда скучать, он тоже будет стараться расти человеком деятельным и разносторонне развитым. Если мама и папа постоянно на собственном примере будут показывать, что мир интересен и многогранен, шансов стать прожженным игроманом у их чада очень мало.

3. Хобби. Постарайтесь определить, в чем ваш ребенок разбирается, что у него получается, какие занятия ему по душе. Поощряйте его здоровые интересы. К примеру, если ему нравится плавание, запишите его в бассейн, приобретите хорошую экипировку, ездите всей семьей в выходные в аквапарк. Спрашивайте, что ему нужно, чтобы развивать свои таланты и способности, по возможности помогайте в этом.

4. С детства учите ребенка отделять главное от второстепенного. Ваш сын или дочь просят поиграть на планшете? Напомните, какие еще дела ждут его в течение дня. Как правило, это и школа, и кружки (секции), и уроки, и помощь по хозяйству, и совместные планы (поход в кино или прогулка). Поверьте, чем разнообразнее будут дела и насыщеннее дни, тем меньше сил и тяги у него останется на гаджеты.

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.

    Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Методы для детей подросткового возраста

Тяжелее всего бороться с компьютерной зависимостью подростков. В данный период даже самые спокойные и благополучные дети становятся дерзкими и неуправляемыми. Не все родители способны быстро сориентироваться в ситуации и повести себя правильно. Да, взрослым потребуется много сил, терпения и мудрости, чтобы не принимать близко к сердцу агрессивное и не всегда адекватное поведение своего ребенка. Главное – помните, что это временно.

Безусловно, отвлекать от компьютера подросшего ребенка уже сложнее, и тактика здесь будет совсем другой:

1. Взрослые увлечения. Маме и папе придется сильно постараться, чтобы помогать подростку постоянно находить себе интересные занятия по возрасту. Вот неплохие варианты:

  • семейные прогулки на велосипедах, роликах, гироскутерах;
  • дома – настольные игры («Монополия», шахматы, «Алиас», «Крокодил», карты, шашки);
  • абонемент на танцы, фитнес, в тренажерный зал;
  • заказ тематической фотосессии;
  • путевка в математический или языковой лагерь;
  • билеты на спектакль, концерт любимых исполнителей, в кино на премьеру нашумевшего фильма;
  • семейная вылазка в магазины, интересные подростку;
  • туристические походы, рыбалка;
  • пейнтбол;
  • участие в квестах;
  • картинг и аттракционы.

Важно время от времени предлагать занятия, в которых ребенок себя еще не пробовал. Это покажет, насколько разнообразным и интересным может быть мир увлечений

Тогда и юношам, и девушкам будет не до игр в компьютер, они будут использовать гаджеты строго по делу.

2. Круг общения. На поведение подростка и его предпочтения сильно влияет то, с кем он общается. Старайтесь быть в курсе, с какими ребятами он дружит, какие у них интересы. Тогда вам будет понятнее его поведение и привычки. Не стоит удивляться, что ребенок часами не отходит от компьютера, если его друзья сплошь чемпионы в «Танках» и «Контр Страйк».

Пытайтесь заинтересовать сына или дочь мероприятиями, указанными выше, вместе с его друзьями. Если не выходит, ненавязчиво помогайте знакомиться с ребятами, у которых более широкий кругозор. Например, запишите его на курсы или отправьте летом в хороший детский лагерь.

Наконец, самое главное и сложное для родителей – стать для подростка примером и настоящими друзьями. Говорите с ним каждый день, ищите что-то общее, оказывайте поддержку, когда есть необходимость. Не придирайтесь и не ворчите на него без существенной причины. Тогда и отучать от компьютера не придется: в реальности ребенку будет интересно и комфортно.

3. Запретам – «нет», контролю – «да»! Подросток – не малыш, его уже не получится отвлечь от виртуального мира разговорами и откровениями. Это будет только раздражать. Жесткие меры в виде отключения интернета или изъятия гаджетов тоже исправить положение и наладить контакт не помогут. Скорее, наоборот. Потому самым достойным решением будет все же разрешать ребенку пользоваться компьютерной техникой, но осуществляя разумный контроль.

Интересуйтесь, как именно ребенок проводит время в сети. Пропаганда опасных развлечений, наркомании, алкоголизма, суицида, общение с подозрительными личностями – к сожалению, этот список попыток негативного влияния на молодых людей не является исчерпывающим.

Устанавливайте «Родительский контроль» и фильтры, которые закроют подростку доступ к страницам с сомнительным содержимым. В то же время можно показать, как использовать компьютер с пользой. Начинающий фотограф обрадуется программе по скоростному освоению «Фотошопа», программисту понравится курс по созданию сайтов с нуля, музыканту – приложения для обработки музыки, создания собственных треков или изучения гитарных аккордов.

Несмотря на то что тема достаточно серьезная и непростая, при должной заинтересованности вы обязательно справитесь и найдете подход, который поможет вытащить ребенка из виртуального мира. Просто реальность должна нравиться, чтобы он не захотел тратить время, теряясь в мире компьютерных игр и социальных сетей

Дарите ребенку время и внимание, старайтесь принимать его, понимать, что происходит в его мыслях и душе. Тогда никакие гаджеты не заменят ему семью

Дата: 14.03.2019.

Вылечите моего внука-игромана!

Я часто рассказываю об опасности компьютерной зависимости у подростков, о том, что ребенок или подросток может полностью уйти в виртуальный мир игр, и он заменит ему реальную жизнь.

И вот однажды старенькая бабушка привела ко мне за руку внука — молодого парня лет восемнадцати — на лечение от игромании. Они зашли в кабинет, сели и бабушка нажаловалась, что любимый внук постоянно сидит за компьютером, не гуляет, друзей нет и в последнее время совсем сошел с ума — разговаривает с компьютером и смеется, когда находится в комнате один. Мол, поговорите с ним, чтобы он так больше не делал.

Как только бабушка вышла, молодой человек спокойным и деловым тоном сказал: «Значит так, доктор, давайте вы будете делать вид, что вы меня лечите, а я буду делать вид, что лечусь — моей бабушке так будет спокойнее, а я ее очень люблю. Она у меня темная и в компьютерах ничего не понимает».

Далее молодой человек рассказал, что он уже несколько лет возглавляет российскую команду по одному из направлений компьютерных игр. Это дает ему ежемесячный доход в несколько… (большой доход), и недавно его пригласили тренировать американскую команду за… (много) долларов в месяц, и ему приходится не только учиться, но и много времени проводить за компьютером, что окончательно вывело бабушку из себя. Разговаривает и смеется он, конечно, с друзьями в Сети, но бабушка отказывается это понимать, потому что, с ее точки зрения, это ненормально.

«Доктор, мне бы еще месяц продержаться, чтобы закончить тренировки американской команды. Скажите бабушке, что у меня такая тяжелая зависимость, что из нее нельзя выходить сразу. А там я деньги получу и как-нибудь с бабушкой сам справлюсь. Давайте лучше поговорим о Фрейде».

Я до сих пор со слезами на глазах вспоминаю этого успешного, умного и совершенно необразованного молодого человека. Почему необразованного? Потому что он говорил, что в его вузе разные старые дедушки лет сорока учат их тому, что в мире программирования давно уже стало антиквариатом.

Я это к тому, что жизнь всегда сложнее, чем любые наши представления о ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector