Методы, формы и средства обучения
Содержание:
- Новые педагогические технологии в системе образования
- Новые пути развития школьного и вузовского образования
- Инновационные формы проведения вузовской лекции
- Классификация визуальных средств обучения
- Технические средства обучения
- Инновационные методы обучения — понятие и значение
- Сущность инновационных образовательных технологий вуза
- Интерактивные средства обучения
- Классификация средств обучения
- Список литературы:
- Инновационная деятельность школы
- Характеристика средств обучения
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Новые пути развития школьного и вузовского образования
Следует выделить такие методы, применяющиеся в современном обучение, как:
- активные;
- интерактивные.
В активных методах предусмотрена позиция учащихся к преподавателю. На занятиях школьники пользуются индивидуальными учебниками, тетрадями и компьютерами.
Активные методы направлены на раскрытие творческого потенциала ученика и его коммуникативных способностей, формированию собственного мнения и умению его обосновать. Впервые данные способы стали применяться в 60-х — 70х гг. 20 столетия. Методика базируется на концепциях Занкова Л.В., Давыдова В.В. и Леонтьева А.Н. В основе лежит принцип «предметного содержания деятельности», где познание служит деятельностью по освоению окружающего мира. Человек, взаимодействуя с внешним предметным миром, получает практический опыт познания и находит способы влияния на него.
Что касается интерактивных методов, то благодаря им полученные знания усваиваются посредством взаимодействия учащихся друг с другом. Методы причисляются к коллективным формам обучения, в процессе которых ученики работают совместно в группе и несут индивидуальную ответственность. Такими методами выступают:
- групповые занятия;
- экскурсии;
- ролевые и деловые игры;
- применение интернета, видео и других иллюстрирующих примеров;
- творческие задания и упражнения и т.д.
Роль преподавателя в интерактивных методах обучения существенно изменена. Теперь он выступает координатором процесса, а не ключевой фигурой. Его задачей является подготовка интерактивных заданий и тем для обсуждения, консультирование и контроль за выполнением учебного плана. В ходе процесса преподаватель и ученики вступают во взаимодействие и коммуникацию, занимаются обсуждением вопросов, отстаивают личную точку зрения и приходят к компромиссам.
Инновационные методы в процессе обучения в школе развивают в детях интерес и любопытство, помогают исследовать и систематизировать материал, способствуют формированию и выражению собственного мнения в ходе дискуссий. Перечисленные качества являются необходимыми в современном динамичном мире. Традиционные методы сегодня являются устаревшими и проигрывают перед инновационными, в чем заключается их существенный минус.
Инновационные формы проведения вузовской лекции
Лекция –это форма организации обучения в высшем учебном заведении, реализуемая посредством чтения учебного материала преподавателем и его конспектирования студентами.
Лекция выступает традиционной и ведущей формой организации обучения в вузе. При этом, она характеризуется пассивностью студентов в ходе обучения, а это противоречит современным концепциям профессионального образования. В этой связи, в образовательную систему вуза внедряются инновационные лекции, способствующие активизации работы студентов, проявлению их активности и раскрытию творческого потенциала.
К инновационным лекциям относятся следующие:
Проблемная лекция – постановка различных проблемных ситуаций, вопросов и задач, которые требуют решения. В ходе такой лекции, студенты оказываются в процессе сотворчества с педагогом т.е. они предлагают свои варианты решения проблем, рассуждают, высказывают свое мнение и свой взгляд на конкретную проблему и задачу. Решение проблемы, ответ на вопрос приобретает форму знаний студентов, которые закрепляются более прочно и мотивируют к дальнейшему познанию.
Лекция — беседа – передача лекционного материала в форме диалога, дискуссии или полилога. Преподаватель задает студентам вопросы по теме лекции, выявляя таким образом, их знания в данной области, определяя взгляды и мнения на конкретную проблему. Нельзя оставлять вопросы без ответов. В случае незнания студентами ответов или неполных ответов на вопросы, преподаватель дает полноценное разъяснение материала, дополняет ответы, корректирует их. Это делает студентов субъектами обучения. Они сами создают свою систему знаний, «творят обучение».
Лекция — консультация – ориентирована на исследование тем с ярко выраженной практической ориентацией и, реализуемая в вопросно-ответной форме, когда студенты задают вопросы, а преподаватель отвечает, либо, студенты заранее готовят вопросы по теме в письменном виде, педагог готовит ответы и на лекции полноценно их разъясняет и проводит коллективное обсуждение с выражением мнений и взглядов на данный вопрос, а также, преподаватель может составить вопросы по теме изучения и организовать по ним обсуждение на лекции. Такие лекции способствуют приближению знаний учащихся к практической реальности профессиональной деятельности, а также формированию личностно-ориентированного образовательного пространства.
Провокационная лекция – это форма передачи знаний в виде заранее подготовленных ошибочных сведений. Преподаватель оповещает студентов вначале лекции о том, что в ходе чтения учебного материала в нем будет содержаться n-ое количество ошибок. Студенты выявляют эти ошибки по ходу чтения лекции, а в конце занятия комментируют их
Это развивает логику, память, внимание и воображение студентов.
Лекция «вдвоем» — чтение учебного материала по конкретной теме двумя педагогами, представителями разных дисциплин. Они могут дискутировать или дополнять друг друга
Такая лекция демонстрирует студентам наличие межпредметных связей и интеграции наук.
Лекция — визуализация – наглядное представление учебного материала, посредством мультимедийных средств обучения. Преподаватель может подготовить презентацию, показать видео фильм, подготовить схемы, рисунки, таблицы, которые детализировано поясняются студентам.
Классификация визуальных средств обучения
К нетехническим визуальным средствам обучения относятся: традиционные, раздаточные, демонстрационные.
К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебные пособия, учебник, дидактические материалы, рабочие тетради, книги для чтения, картины и таблицы.
В процессе обучения используется визуальное учебное оборудование для формирования у обучающихся знаний, навыков и умений, для общего развития и воспитания и управления их познавательной деятельностью.
Основные группы визуального оборудования:
- отображения и изображения предметов и явлений действительности;
- натуральные объекты;
- описания предметов и явлений мира словами, знаками и фразами искусственных и естественных языков.
К натуральным объектам относятся: различные предметы и явления объективной действительности для прямого изучения (горные породы, минералы, сырьё, продукты и полупродукты производства, препараты животных и растений и т.д.); натуральные предметы и средства для воспроизведения явлений, демонстрации и последующего лабораторного изучения (приборы, реактивы и т.д.); технические и материальные средства для изобразительной, трудовой и экскурсионно-туристской деятельности обучающихся (металл, древесина, стекло, пластмассы и т.п.); контрольные приборы, измерительные приборы, отделочные и монтажные инструменты; инструменты и принадлежности для рисования и черчения; станки, машины и технические устройства; туристское, экскурсионное и экспедиционное оборудование.
К группе «изображения и отображения предметов и явлений действительности» относятся: объёмные пособия (модели, макеты, слепки, глобусы, муляжи и т.д.); плоскостные пособия (картины, таблицы, фотографии, схемы, карты, чертежи).
Группа «письменное описание» включает: справочную, научную, методическую и литературу; учебники, учебные пособия, руководства для лабораторных и трудовых занятий, наблюдений, сборники задач и упражнений, программированные и другие печатные материалы.
К особой группе визуальных средств обучения относятся некоторые информационные и технические средства обучения: используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на грампластинке и киноплёнке (магнитофоны, киноаппараты, телевизоры, электропроигрыватели); контролирующие средства обучения (перфопластинки, перфокарты, автоматы и т.д.); обучающие средства обучения (обучающие машины, лингафонные устройства, электронно-вычислительные машины, закрытые телевизионные установки).
К визуальным техническим средствам обучения относятся электронные книги и видеофайлы. Электронные книги предназначены для предоставления текстовой информации в электронном виде и на электронном носителе. Электронная книга обладает ограниченной функциональностью и относительно большим периодом автономной работы, что достигается за счет использования «электронной бумаги». Выполненный по данной технологии дисплей отражает только оттенки серого цвета, сам при этом не светится, потребляя энергию исключительно для формирования изображения. Видеофайлы содержат видеоклипы и видеоматериалы, используются с целью наглядной демонстрации материала, улучшения его понимания и усвоения.
Замечание 2
К визуальному оборудованию предъявляют различные функционально-педагогические, эстетические, эргономические, экономические требования, требования гигиены и техники безопасности.
Технические средства обучения
Год от года всё многообразнее и сложнее становится комплекс технических средств, используемых в процессе обучения. Результаты восприятия и усвоения новой информации учениками во многом зависит от умения педагога грамотно и эффективно использовать эти средства.
Замечание 1
Технические средства обучения – это набор технических устройств и аппаратуры с дидактическим обеспечением, который используется в самообразовании и учебно-воспитательном процессе с целью их оптимизации, для передачи учебной информации и ее хранения, для контроля за усвоением материала, формирования и закрепления знаний, умений, навыков.
Традиционно все технические средства обучения подразделяют на виды: звукотехнические (лингафонное оборудование, аппаратура для звуковоспроизведения, магнитофоны и радиоприемники нового поколения); светотехнические (кодоскопы, эпипроекторы); вукосветотехнические (телевизоры, кинопроекторы, видеомагнитофоны).
Замечание 2
В последнее время эту группу дополнили интерактивные средства обучения, средства программного обеспечения, лингафонные кабинеты и лаборатории.
Технические средства обучения можно разделить на две группы: экранно-звуковые и аппаратуру, воспроизводящую необходимый материал и информацию. В свою очередь, экранно-звуковые средства включают следующие средства: аудитивные, или звуковые (аудиозаписи, магнитные записи, радиопередачи); визуальные, или экранные (немые кинокольцовки и кинофильмы, серии диапозитивов, наборы и изобразительные материалы для эпипроекции, транспаранты для графопроектора; аудиовизуальные (звуковые телепередачи, кинофильмы, серии диапозитивов и транспарантов и т.д.).
Аппаратура, воспроизводящая необходимый материал и информацию: диа-, графо-, кинопроекторы; радиоприёмники и телеприёмники; электропроигрыватели и магнитофоны; видеопроигрыватели и видеомагнитофоны.
Среди современных средств обучения можно выделить (В.В. Петрусинский):
- Пассивные технические средства, включающие: линейные обучающие программы на физическом носителе (магнитной ленте, киноплёнке), информационные материалы и средства предоставления информации, зашифрованные на физическом носителе.
- Активные технические средства — обучающие аудиовизуальные программы и программы электронных вычислительных машин разветвлённого типа, технические средства, отвечающие за предоставление информации и обратную связь с обучаемым. К данной группе относятся: аудиовизуальные обучающие программы, тренажёры, программы и алгоритмы ЭВМ, средства статической проекции (кадропроекторы, слайдопроекторы, диапроекторы), установки стереопроекции, установки полиэкранных фильмов, крупноформатные слайды, голограммы, микрофоты и микрофиши; звукотехнические устройства (микшеры, магнитофоны, эквалайзеры, стереоусилители, акустические системы, системы светомузыки, диктофоны, лингафонные классы.
- Интерактивные средства — обучающие программы, позволяющие формировать и изменять в процессе обучения его содержание, имеют адаптивную методику взаимодействия с обучаемым через компьютеры и Интернет. Эту группу составляют автоматизированные обучающие системы, комплексы, информационные системы, диалоговые системы речевого общения, интерактивные доски, планшеты, столы и т.д.
Благодаря активным и интерактивным средствам обучения процесс усвоения учебного материала становится более эффективным и быстрым. Эти средства обучения стимулируют и организуют индивидуальные и коллективные формы образовательного процесса, проводят контроль за учебной деятельностью, ускоряют процесс усвоения знаний, значительно улучшают качество обучения.
Инновационные методы обучения — понятие и значение
Слово «инновация» образовано от латинского «innovation» и означает нововведение и изменение. Определение означает создание, внедрение и распространение новых тенденций в той или иной сфере. К особенностям данного явления следует отнести следующие аспекты:
- инновации способны решать актуальные вопросы и проблемы;
- распространение и внедрение инновационных технологий способствуют выходу на новый уровень развития;
- благодаря новаторскому подходу совершенствуется вся система обучения в школах, колледжах и университетах.
Инновационными школами признаются лишь те, в которых разработаны и внедрены комплексные программы инновации.
В процессе школьного обучения дети учатся работать с информацией и оперативно ее обрабатывать. Так осуществляется переход на деятельностный процесс обучения, заменяя прежний — объяснительно-иллюстративный. Новый подход заключается в том, что ученики здесь выступают субъектом учебного процесса.
Методом обучения является система действий педагога и учащегося, способствующая изучению и усвоению образовательной информации. Метод характеризуют: цель обучения, способ усвоения информации, характер сотрудничества между субъектами, т.е. между преподавателем и обучаемым.
Первичная цель инновационных методик заключается в подготовке человека к постоянным изменениям, происходящим в современном мире. Инновационная деятельность способна качественно изменить личность, что невозможно при традиционном подходе к обучению. Дети и подростки учатся разбираться в информации и ориентироваться в ней, за счет чего формируется творческий подход к решению задач. В этом и состоит основное назначение инновационной деятельности.
Сущность инновационных образовательных технологий вуза
Определение 1
Инновационные образовательные технологии – это совокупность современных средств, методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности, отвечающих текущему этапу социально-экономического развития общества и его потребностям и, ориентированных на повышение эффективности образовательного процесса.
Современные технологии, применяемые в высших учебных учреждениях, представляют собой систему, состоящую из следующих компонентов:
- Инновационные методы и приемы обучения – новшества в организации учебно-воспитательной работы и формировании учебных компетентностей учащихся за счет построения системы взаимодействия между студентами и преподавателями.
- Компетентностный подход, позволяющий передавать теоретические знания и практические навыки посредством современных коммуникативных методов и приемов.
- Новая инфраструктура построения образовательного процесса. Она связана со спецификой использования информационных ресурсов.
- Современное содержание образовательной программы. Такое содержание ориентировано на развитие компетентностей, отвечающих потребностям профессиональной практической деятельности и уровню экономического развития общества.
Инновационные технологии в вузе состоят из интерактивных средств обучения и информационно-коммуникативных технологий. Такое обучение основывается на систему коммуникативного взаимодействия между его участниками, совместным использованием информации, коллективным обсуждением, рассуждением и принятием решений в отношении какого-то вопроса, проблемы или учебной задачи. Преподаватель вуза не занимает приоритетной позиции в этом процессе. Он просто направляет обмен знаниями и мнениями студентов, помогает им в принятии решения, выборе верной точки зрения, решении задачи.
Информационно-коммуникативные технологии являются составным компонентом интерактивных. Они включают методы, программные продукты, языковые средства, которые комплексно используются для работы с информацией и ее использованием в определенных целях и ориентацией на интересы пользователей.
Рисунок 1. Инновационные образовательные технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность инновационных образовательных технологий сводится к значимости и необходимости их применения в образовательном процессе вуза. Их применение позволяет:
- Создать условия для продуктивного профессионального и творческого развития учащихся;
- Активизировать познавательную заинтересованность студентов;
- Развить самостоятельность в познании и оперировании информационными ресурсами;
- Осознанному пониманию содержания образовательной программы;
- Сделать преподаваемую учебную информацию более наглядной и эмоционально насыщенной;
- Совершенствовать не только учебные компетентности студентов, но и профессиональные навыки и мастерство преподавателей;
- Внедрить информационные ресурсы в образовательное пространство вуза.
Таким образом, применение инновационных технологий в образовательном процессе вуза является необходимостью, отражающей современные реалии развития социально-экономического пространства страны и мирового хозяйства.
Интерактивные средства обучения
Интерактивная доска, одно из новейших средств обучения, представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру, изображение с которого проектор передает на доску. Для того, чтобы начать работу на компьютере, достаточно просто коснуться поверхности доски. Специальное программное обеспечение позволяет работать с различными текстами, объектами, видеоматериалами и Интернет-ресурсами. Интерактивные доски позволяют делать записи от руки поверх документов и сохранять информацию.
Интерактивный экран обладает гибкой обратной связью, имеет значительную память, осуществляет функции компьютера, он является его продолжением, модификацией. Обучающие в зависимости от целей и задач учебного процесса могут использовать как тактильную коммуникацию, так и воспользоваться дистанционным управлением.
Интерактивная доска имеет ряд преимуществ:
- запоминает все акты взаимодействия и может их воспроизвести, то есть сохраняет обратную связь;
- позволяет наблюдать весь процесс обучения и анализировать материал и полученные результаты;
- позволяет получать промежуточные результаты, важные для анализа динамики изменений, значимых точек выбора и влияний;
- позволяет отображать полученные результаты.
Одним из лучших интерактивных комплексов считается программно-технический комплекс ACTIVboard. Интерактивная доска имеет диагональ 1,88 м, может как фиксироваться на стене, так и передвигаться внутри помещения, что позволяет всем участникам мероприятия видеть информацию, поступающую от VGA-порта компьютера. Каждый имеет возможность работать с экраном в интерактивном режиме. Специальный беспроводной карандаш позволяет управлять компьютером, запустить любое приложение, просмотреть содержимое Web-узла, CD-ROM, сохранить необходимую информацию на жестком диске ПК, вывести ее на интерактивную доску
Карандашом можно делать надписи, специальные видеоэффекты и символы обращают внимание на наиболее значимые блоки информации
Классификация средств обучения
Существует несколько типов их классификации по различным признакам и характеристикам.
По характеру воздействия на учащегося
Визуальные. Так как человек подавляющее количество информации воспринимает зрительным путем, визуальные источники чрезвычайно важны для процесса познания. Это могут быть тематические фильмы, книги или специальные учебники, сделанные для наглядности схемы, карты, графики, модели, дорожные знаки или математические символы. Это могут быть естественные вещи и объекты в искусственной или природной среде: коллекции сухоцветов, минералов, различных образцов, гербарии.
Аудиальные. В обучении активно используют и вербальное восприятие. Это может быть лекции профессоров, устное объяснение материала в видео или подкастах.
Аудиовизуальные (или слухозрительные). Они усиливают возможности двух предыдущих средств, соединяя в себе и визуальную, и аудиальную дорожки. Это могут быть видео, кинофильмы, диафильмы, телепередачи, электронные презентации. С их помощью можно наглядно изучить явления природы, принцип работы двигателя и др.
По степени трудности
Обыкновенные. Наиболее наглядно и без лишней информации демонстрируют изучаемый предмет. К примеру, учебники, пособия, 3D-модели и изображения.
Трудные. С их помощью можно более детально изучать материал. К ним относятся компьютеры, механические визуальные средства (микроскоп, телескоп), лингафонный кабинет (специальный класс, оборудованный техникой для современного обучения).
По происхождению
Естественные природные средства. Живые объекты или объекты, взятые из природной среды: гербарии, коллекции минералов или сами животные и насекомые.
Символические. Их роль играют условные, упрощенные обозначения. С их помощью информация воспринимается наиболее ясно, без лишней воды. Они составляют основу средств обучения для таких предметов, как физика, математика или химия: схемы, формулы, обозначения и знаки.
Технические. Это те средства, приборы и устройства, которые человек использует непосредственно во время обучения. Они могут наглядно раскрыть нюансы предмета изучения, показать то, что невозможно понять лишь с помощью собственных органов чувств: микроскопы, телескопы, компьютерная техника, любые измерительные приборы и т.д.
Список литературы:
1. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. — М.: Школа-Пресс, 2000г.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. — М.: 1978. —
3. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. — 2005
4. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. -№ 5. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. — 2003. — № 1.
5. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А.И. Орлова// Преподавание истории в школе. — 2006 — № 1.
6. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/Н.И. Ерофеева//Народное образование.-2002.-№ 5
7. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень: 1990. — с. 8.
8. Каменский, А.К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. — 2006. — № 3.
9. Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е.Н. Руднев// Директор школы. — 2006. — № 8.
10. Лазарев, В.С. Управление нововведениями — путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. — 2003. — № 1.
..
382
383
384 ..
Инновационная деятельность школы
Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:
- применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
- новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
- активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
- внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
- методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).
Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.
Характеристика средств обучения
Учебно-наглядные пособия. Представляют собой совокупность предназначенных для демонстрации средств обучения, обеспечивающих формирование у студентов конкретного образа предметов и явлений действительности. Наглядность в обучении — важнейший принцип дидактики. Цель этих пособий — облегчить восприятие информации, повысить эффективность работы преподавателя и студента.
По оценкам специалистов, человек на слух запоминает 15% информации, зрительно — 25%, если же информация воспринимается и на слух и зрительно — 65%. Таким образом, наглядность повышает эффективность предоставления и восприятия информации. Пособия могут передаваться с помощью технических средств и без них. К данным пособиям относятся: макеты, фотографии, рисунки, графики. А также диаграммы, схемы, таблицы и доска. Такие пособия по средствам изображения объекта изучения подразделяются на натуральные, изобразительные и знаковые пособия.
Вербальные средства обучения. К ним относят научно-методическую и учебно-методическую литературу: учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, словари, опорные конспекты лекций, опорные схемы, методические рекомендации по выполнению различных видов учебной деятельности. Эту группу средств обучения используют в учебном процессе для усиления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения учащимися материала, выполнение практических заданий. Среди вербальных средств обучения наибольшую роль играет учебная литература. Для учащихся она является основным источником знаний и средством, которое стимулирует познавательный интерес. Среди вербальных средств отдельно можно выделить дидактические материалы.
Дидактические материалы — вид вербальных средств обучения. Вербальные средства обучения выступают в виде независимого источника знаний, на основании которого проходит познавательный процесс, он также может быть инструментом по отношению к другим средствам обучения (учебник, законодательные и инструктивные материалы, дополнительная литература, учебные видеофильмы). Дидактические материалы позволяют наиболее рационально использовать время, объединять процесс обучения, осуществлять эффективный контроль знаний и умений.
Наиболее доступным дидактическим материалом для контроля знаний и умений учащихся являются индивидуальные карточки, с вопросами и задачами, примеры их решения. Такие задачи могут быть представлены в текстовой форме или в виде рисунков, диаграмм и схем.
Технические средства обучения. Представляют собой техническое оборудование, с помощью которого предоставляется учебная информация или контролируется ее усвоение. Технические средства обучения сами не содержат информацию, она располагается на конкретных носителях, которые передают эту информацию. Это слайды, кинофильмы, магнитные доски, дискеты. По целям, дидактическому назначению эти средства обучения можно условно поделить на мотивационные, познавательные, проблемные, учебные, обобщающие средства. По характеру предоставления учебной информации данные средства обучения можно разделить на экранные и звуковые средства.
Среди технических средств обучения наиболее распространены следующие:
- проекторы;
- лингафонные устройства;
- магнитофоны;
- персональные компьютеры.