Основные принципы гуманистической психологии
Содержание:
- Что такое гуманистическая психология простыми словами?
- Родители и учителя — последователи гуманной педагогики
- Тесты и другие методы
- Основные сторонники гуманистической психологии
- Управление и гуманизм
- Критика. Почему не всё так гладко с ГП?
- Влияние философов
- Гуманистическая психология доклад. Доклад: Основные положения гуманистической психологии
- Сторонники
- Главные основы гуманистического подхода к человеку
- Практическое применение
- Постулаты учения
- Внутренняя природа человека
- Тушеное блюдо
- Лучшее за неделю
- Абрахам Маслоу
- Виктор Франкл
- Сторонники
- Экзистенциальность и гуманизм
- В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии
- Гуманизм в воспитании и образовании
- Итоги подводить ещё рано…
Что такое гуманистическая психология простыми словами?
Гуманистическая психология — это убеждение в том, что человек не является законченным продуктов в текущей единице времени. Человек полотно, он сам “лепит из глины” собственное Я, правдами и неправдами определяет своё бытие.
Гуманистическая психология — направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Википедия
Гуманистическая психология ставит перед собой цель изучать человека в его высших проявлениях: развитие и самореализация личности, ценности и смыслы, любовь и свобода, творчество, ответственность, автономия и т.д.
Этот подход, основанный на идеях экзистенциализма, появился в 1960-х годах в США и получил название «третьей силы», поскольку его ключевые положения противоречили как бихевиоризму, так и психоанализу.
Родители и учителя — последователи гуманной педагогики
Система воспитания и обучения по Амонашвили — это «педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, «питание оси», оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.
При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:
- стихийное — что будет, то будет;
- традиционное — основано на традициях семьи;
- идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
- системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.
Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:
- Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
- Цель воспитания.
- Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
- Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
- Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).
Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.
Тесты и другие методы
Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.
Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:
- арт-терапия (рисование, музыка, танец);
- визуализация;
- восточные техники (медитация, йога);
- гештальт-терапия;
- психодрама;
- трансактный анализ;
- экзистенциальная психотерапия.
Основные сторонники гуманистической психологии
С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.
Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.
Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.
Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.
Управление и гуманизм
Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.
Организация – это продолжение семьи. Гуманистический подход к управлению рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила – это средства, а основное действие происходит в момент выбора.
Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации
Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности
Критика. Почему не всё так гладко с ГП?
Главным аргументом против гуманистической психологии было утверждение, что направление чрезмерно субъективно, а заключения и выводы, полученные в результате наблюдения, нельзя никак подтвердить: нет цифровой шкалы или специального теста, которые покажут, насколько исследуемые характеристики соответствуют норме.
Кроме того, что гуманистическая психология совершенно очевидно критиковалась бихевиористами и сторонниками психоанализа, у направления были и другие противники.
Так, Константин Бенсон считал, что применение концепции науки в других культурах, которые отличаются от западной, может привести к неприятным и даже опасным последствиям.
Борис Сергеевич Братусь отрицательно высказывался по поводу гуманистической психологии называл ее, вопреки названию, аморальной.
Он говорил, что в концепции рассматривается «психология самости как самоцели человека». Подспорьем в его суждениях служили труды Виктора Франкла.
Влияние философов
Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека. Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука. Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.
Гуманистическая психология доклад. Доклад: Основные положения гуманистической психологии
Сторонники
Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.
Реверсивная психология
Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром
Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.
Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида
Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики
Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.
После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.
Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия
Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию
Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.
Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни
Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.
Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.
Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.
Главные основы гуманистического подхода к человеку
В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей
Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные
Цель гуманизма — полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход, определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное — дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.
Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.
Практическое применение
Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.
Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.
Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.
Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах
Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах
Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса
Постулаты учения
Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:
- Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
- Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
- Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
- У людей есть выбор и ответственность.
- Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.
Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой. Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом. Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.
Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии — уклон делается на реальную жизнь людей.
Внутренняя природа человека
Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.
Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.
Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.
Тушеное блюдо
Лучшее за неделю
Абрахам Маслоу
Одним из главных представителей гуманистической психологии, выступающий также и ее основоположником, является Абрахам Маслоу. Именно им была предложена концепция целостной личности. Теория Маслоу противопоставлялась господствующим тогда учениям бихевиоризма и психоанализа. Маслоу предполагал, что сущность каждого человека является исключительно позитивной и стремится к непрерывному развитию. В таком случае цель психологии состоит в том, чтобы помочь личности найти в себе то, что в ней уже заложено. Данные особенности согласно гуманистической психологии Маслоу существуют в виде врожденных возможностей. Они могут быть актуализированы внешними факторами. Идеи Маслоу и послужили фундаментом для дальнейшего развития гуманистического направления.
Маслоу внес большой вклад в развитие психологической науки
Именно он переключил внимание с работы над неврозами на изучение особенностей психологии здорового человека
Виктор Франкл
Еще одним видным представителем гуманистической психологии является Виктор Эмиль Франкл, психолог и психиатр из Австрии. Именно Франклом была создана концепция логотерапии. Согласно ей, движущей силой развития личности является желание отыскать жизненный смысл. Человек может не задавать этот вопрос прямо, а отвечать на него собственными реальными делами, поступками. Роль смысла для каждой отдельно взятой личности выполняют ценности. Виктор Франкл в своих трудах описывает три категории таких ценностей:
- Ценность творчества (первоочередное значение имеет труд).
- Переживания (например, любовь).
- Жизненного отношения (сознательно избираемая и вырабатываемая индивидом позиция, которой он придерживается в критических жизненных обстоятельствах).
В процессе осуществления смысла человек и приходит к самореализации, осуществлению себя. Совесть представляет собой ту внутреннюю инстанцию, которая помогает личности определить, какой именно из потенциальных смыслов является истинным.
В одном из своих основных трудов под названием «Человек в поисках смысла» Франкл пишет о своем личном опыте выживания в страшных условиях концентрационного лагеря. В этой же книге он излагает свой опыт нахождения ценности жизни, ее смысла даже в такой ужасающей обстановке. Метод Франкла исследователи относят к категории экзистенциальной терапии. Работы его стали источником вдохновения для многих представителей гуманистического направления. Сам Франкл пришел к выводу о том, что главный стрессор для человека – это отсутствие смысла жизни. По мнению психолога, экзистенциальный невроз по своей сути тождествен кризису бессмысленного существования.
Сторонники
Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.
Реверсивная психология
Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром
Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.
Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида
Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики
Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.
После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.
Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия
Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию
Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.
Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни
Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.
Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.
Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.
Экзистенциальность и гуманизм
Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:
- человек рассматривается с позиции реального существования;
- он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
- человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
- личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
- тревога – это следствие нереализованности своих возможностей;
- часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
- человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.
Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:
- воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
- обучение быть активным и преодолевать трудности;
- поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
- преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
- обучение концентрации выбора;
- поиск подлинных смыслов.
Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий — ориентир для личности. Такая концепция отвергает конформизм. Эти качества заложены в биологии человека.
В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии
Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:
- изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
- формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
- у человека есть мотив самоактуализации;
- на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.
Ключевые термины концепции:
- конгруэнтность;
- позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
- эмпатическое слушание и понимание.
Основные цели подхода:
- обеспечивание полноты функционирования личности;
- создание условий для самоактуализации;
- обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
- воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
- развитие способности к внутреннему оцениванию;
- открытость новому.
Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.
Гуманизм в воспитании и образовании
Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании, ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений «воспитатель/воспитанник» опиралась на уважение и справедливость.
Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель — стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. Задача воспитания — развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:
- ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
- педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
- он относится к ученикам безусловно;
- педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
- воспитатель — помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
- он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.
Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, – приоритетное направление в педагогике.
Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви…
Итоги подводить ещё рано…
Мы рассмотрели этапы становления интересного и конструктивного научного направления – гуманистического подхода в психологии личности. Впоследствии на его базе возникли отдельные течения и внутренние школы. Однако, учёным и практикующим психологам по-прежнему чего-то не хватает. Далеко не случайно, ещё с конца 20-го века, в науке прослеживается тенденция слияния различных систем: психологии, философии, антропологии и даже квантовой физики. Людям нужно нечто большее, что пока ещё не создано. Именно поэтому психология так активно смыкается ещё и с мистикой. Вернее — практикой самосовершенствования на базе религиозных систем, тантрических школ, китайского цигуна и многих других видов медитаций и йоги.
Никанорова Жанна · 01 ноя, 2016