Агенты социализации личности

Социализация: что это?

Определение 1

Социализация – это довольно продолжительный процесс, при котором человек усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.

Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс:

  1. Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях.

Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.

В зрелом возрасте человек начинает смотреть на мир иначе: у него появляется собственный жизненный опыт, происходят колоссальные изменения в семье. Это может быть переезд от родителей, вступление в брак. В любом случае, в зрелом возрасте доминирующим окружением человека становится его собственная семья (жена или муж, дети), также коллеги по работе и различные социальные сообщества. Здесь человек уже более осознанно может не только выбирать необходимую информацию из общего потока, но также и выдавать свои данные, которые он получил практическим путем, основываясь на свой житейский опыт. С этим «багажом» человек проходит через всю оставшуюся жизнь, вступая в стадию старости. Здесь его жизнь также не останавливается: сегодня многие пожилые люди получают возможности освоить совершенно новые типы деятельности, они взаимодействуют с другими людьми, не чувствуют себя одиноко.

Этапы социализации

Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:

  • Младенчество (ребенок до года);
  • Раннее детство (от одного до трех лет);
  • Дошкольный возраст (от трех до шести лет);
  • Младший школьный возраст (от шести до десяти лет);
  • Младший подростковый возраст (от десяти до двенадцати лет);
  • Подростковый возраст.

Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:

  • Заводить друзей, уметь решать конфликты;
  • Мог чувствовать себя уверенно и решать проблемы в нестандартной ситуации;
  • Не боялся трудностей;
  • Умел обращаться за помощью, когда это необходимо и оказывать помощь;
  • Смог в будущем учиться и работать в команде.

Регион и процесс социализации

Регион
— это пространство, в котором происходит
социализация человека, формирование,
сохранение и трансляция норм образа
жизни, сохранение и развитие (или
наоборот) природных и культурных
богатств. Каждая страна и объективно,
природно-географически, и субъективно,
в сознании ее жителей, представляет
собой совокупность различающихся между
собой территорий-регионов. Влияние
региональных условий на социализацию
имеет различный характер и определяется
рядом характерных особенностей региона.
Природно-географические особенности
региона (ландшафт, климат, полезные
ископаемые и т.д.) во многом определяют
степень его урбанизированности, характер
экономики, количество и меру стабильности
населения, т.е. опосредствованно влияют
на многие аспекты социализации жителей.
Климат может оказывать и непосредственное
влияние на человека, на его здоровье,
работоспособность, психическое
состояние, продолжительность жизни.
Социально-географические особенности
региона включают в себя плотность
населения, характер поселений (мера
урбанизированности), традиционные
занятия жителей, а также близость —
удаленность от других регионов и
средства сообщения внутри региона и с
другими регионами. Эти особенности
влияют на социализацию в основном
косвенно, ибо от них во многом зависят
стиль жизни, мобильность, источники
информирования населения, что
соответственно определенным образом
сказывается на развитии детей, подростков,
юношей. Климат и экономика определяют
степень и характер урбанизированности
региона. Социально-экономические
особенности региона — это типы и ха¬рактер
производства на его территории,
перспективы развития региона,
профессиональный состав жителей и их
уровень жизни, экономические связи с
другими регионами (а порой и с другими
странами). Социально-демографические
особенности региона — это национальный
состав населения, его половозрастная
структура, типы семей (полные-неполные,
однодетные-многодетные и т.п.), миграционные
процессы. Все эти характеристики играют
очень важную роль в социализации
подрастающих поколений. Регионы
различаются по этническому составу
населения. Исторические и культурологические
региональные различия проявляются в
свойственных населению нравах, стиле
жизни, обычаях и приметах, традициях,
народных праздниках и играх, фольклоре,
архитектуре и интерьере жилищ.
Объективные характеристики региона и
сложившиеся в нем условия можно
рассматривать и как предпосылки
относительно направляемой социализации
подрастающих поколений, которые зависят
во многом от социально-экономической
политики региональных властей.

»

Гончаров

Функционал агентов первичного уровня

Вторичные социальные группы строят формальные отношения. Это контакты деловых связей. Они влияют на воспитание человека, формирование его социализации:

  • школа учит выбирать знания, которые нужны в будущем для выбранной профессии;
  • церковь учит канонам религии, придерживающейся членами всей семьи;
  • предприятие помогает построить свой день так, чтобы получать от труда удовольствие;
  • полиция требует соблюдать нормы, утвержденные законами страны;
  • телевидение расширяет знания о жизни вокруг;
  • государство заставляет жить по законам для всех жителей.

Формальные отношения иногда носят неформальный характер. Например, учитель, являющийся классным руководителем или преподающим любимый предмет более близок, чем другие. Отношения с ним дружественные, переходящие в личностный контакт.

Please enable JavaScript.

Coggle requires JavaScript to display documents.

3.13 Социализация индивида (Верные суждения о социализации индивида…

  • 3.13 Социализация индивида
  • Верные суждения о социализации индивида
  • Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта

Агентами социализации выступают конкретные люди и организации

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами — вехами в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»

Десоциализация и ресоциализация — две стороны процесса взрослой, или продолженной социализации

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, социализация, как правило, проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм

Социализация позволяет ребенку получить знания и умения, необходимые для полноценной жизни в обществе

Социализация индивида связана с освоением индивидом новых социальных ролей

Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями

Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения

Социализация предполагает освоение социальных ролей, приобретение новых статусов

К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения

Социализация способствует функционированию общества

Социализация включает как целенаправленное воспитание индивида, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на него

Социализация индивида включает
Адаптация

Овладение нормами

освоение опыта

воспитание

24) :check: Задачи, которые может решить демократическое государство как агент социализации и средства, которые оно использует
1) выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев (установление образовательных стандартов, гарантий обязательного общего образования, различные программы профессионального образования, доступность высшего образования)

2) создание условий для участия граждан в политической жизни (привлечение совершеннолетних граждан к участию в выборах, референдумах посредством социальной рекламы, акций в вузах)

3) формирования правосознания граждан , профилактика правонарушений (введение специальных школьных курсов по изучению правил дорожного движения)

26) :check: В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Примеры этого взаимовлияния
1) Петр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля

2) Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов

26) :check: Примеры позитивного влияния СМИ на социализацию личности

26) :check: Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности
1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания)

2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию)

3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания)

26) :check: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека
1) защита прав и свобод личности (например, государство присоединилось к конвенции о правах ребёнка)

2) создание и регулирование системы образования (например, в рамках государственной программы школы были оснащены современной техникой и учебными пособиями)

3) осуществление гражданского образования и воспитания (например, во всех школах были введены уроки по изучению конституции государства)

4) установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации (например, государство ввело ограничения на демонстрацию по телевидению фильмов, содержащих откровенные сцены, а также сцены насилия и т.п.

Факторы успешной социализации

Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

  • мегафакторы — это космос, мир, планета;
  • макрофакторы — государство, народ, общество;
  • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
  • микрофакторы — семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

  • Первый фактор – микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения — семья, друзья, книги, игрушки.
  • Второй фактор – мезосистема. Вза­имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей — объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
  • Третий фактор — экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
  • Четвертый факто — макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

  • Личностные факторы — потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
  • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
  • Воспитательные факторы — это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

Воспитание грамотного и социально активного поколения — залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

Стадии социализации

Стадии социализации:

Вариант ответа №1: первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Вариант ответа №2:

1) первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребёнок усваивает социальный опыт критически, приспосабливается, подражает окружающим);

2) стадия индивидуализации (у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отторгает человека, то возможен один из следующих вариантов: а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом; б) изменение себя («стать как все»); в) внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия (период зрелости, трудовой деятельности, когда человек усваивает социальный опыт);

5) послетрудовая стадия (пожилой возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).

Показания и противопоказания

ЭКО — сложная операция, требующая от женщины некоторого напряжения. И в любом случае, к ней имеются свои показания и противопоказания.

Показания

Показаний к проведению ЭКО достаточно много.

  • Фактор труб — при их непроходимости, патологии развития, либо отсутствии.
  • Тяжелые формы эндометриоза, в случае безуспешности хирургического лечения
  • Иммунологическая несовместимость, когда у женщины образуются антитела на сперму
  • Возраст супругов старше 35 лет, если при нормальной половой жизни свыше 12 месяцев брак остается бесплодным
  • Просто необъяснимое бесплодие

Противопоказания

Они могут быть как абсолютными и непреодолимыми, так и временными. Временные — название говорит само за себя, для них требуется лишь какое-то время, чтобы решить проблему, они не ставят полного заслона перед семейной парой в надежде родить малыша. Противопоказания могут быть как со стороны женщины, так и со стороны мужчины.

Временные

  • Это прежде всего различные воспаления в организме — простуда, грипп, разболелся зуб или выскочил ячмень на глазу. После того, как воспаление прошло, надо дать организму время для полного восстановления и усилить иммунитет.
  • Любые обострившиеся хронические заболевания — в таком состоянии организм просто будет не в состоянии принять и справиться с дополнительной нагрузкой. Кроме того, это почти всегда какое-то воспаление в организме, при котором ЭКО не проводят.
  • Обнаруженные доброкачественные опухоли — любую опухоль надо удалять, и это приоритетная задача.
  • Перенесенные недавно хирургические вмешательства, даже стоматологические — после них иммунитет ослаблен, организму надо дать время для восстановления.
  • Недостаточный или чересчур избыточный вес — эти факторы затрудняют возможность приживления эмбриона в матке и вынашивание младенца. Однако после нормализации массы тела, стоит попытаться пройти протокол ЭКО.

Абсолютные

  • состояния женщины, при которых есть угроза ее жизни — печеночная и/или почечная недостаточность, пороки сердца, тяжелые формы диабета, критически низкое зрение
  • аномалии развития половых органов, при которых невозможно вынашивание младенца, например синдром Рокитанского — Кюстнера — Хоузера
  • любая онкология в анамнезе
  • психические расстройства

Со стороны мужчины также могут быть противопоказания для проведения протокола ЭКО, но они в основном относительные, временные. С ними чаще всего можно справиться, если немного подкорректировать состояние здоровья мужчины.

Если же у будущего отца выявляется онкология и ему предстоит лечение химиотерапией или лучевой терапией, сперму у него забирают до начала лечения.

Направляемая социализация государства

Как мы уже отметили ранее, социализация со стороны государства – это направляемый процесс, поскольку он осуществляется в соответствии с соблюдением правил и норм поведения, а также формальных и предписанных законодательных актов.

Относительно направляемая социализация, которая осуществляется государственными органами власти, адресуется большим группам населения. Она способна создавать наиболее подходящие и благоприятные условия для выбора дальнейшего жизненного пути, для развития социальных и профессиональных групп, а также для самореализации отдельных личностей. Государство принимает активное участие в воспитании своих граждан. Для этого создаются организации и учреждения, которые осуществляют не только свои основные функции, но также и функции воспитания различных половых и возрастных групп.

Воспитательную функцию государство взяло на себя еще с середины 19 века. Оно было заинтересовано в том, чтобы достичь наибольших успехов в воспитании граждан, добиваться с помощью своих возможностей формирования такого человека, который мог соответствовать требованиям социального заказа. Такой человек должен быть образованным, обладать рядом личностных качеств – ответственность, желание развиваться и самосовершенствоваться, передавай опыт и знания из поколения в поколение. К тому же, этот человек должен осознавать непрерывность своего образовательного процесса, не бояться пробовать себя в новых профессиональных ролях.

Для того, чтобы достичь эти цели, государство разрабатывает особую стратегию и некоторую политику в сфере воспитания. Оно образовывает государственную систему воспитания, которая предусматривает учет особенностей различных категорий населения. Воспитание – это важный процесс. Мы изначально подразумеваем, что в воспитании заключается смысл социализации личности, поскольку она вбирает в себя общепринятые нормы и ценности, опирается на общественные идеалы и формирует свое особое мировоззрение. Государство стремится не просто контролировать эти процессы, но также и принимает непосредственное участие в создании тех самых норм и ценностей, которые лежат в основе личности человека.

Без государства сегодня невозможно представить ни одну сферу жизни человека. Он в любом случае ориентируется на государственные решения, учитывает их в разработке собственных стратегий. В данном случае образуется система дисциплины, когда люди не хотят отклоняться от государственных норм, чтобы не получить за это соответствующее наказание. Тем не менее, если отклонения происходят, то такие люди или группы считаются асоциальными, их стремятся как можно быстрее изолировать от всех остальных участников социума, чтобы не произошел дисбаланс, перерастающий в социальный конфликт. Асоциальное поведение карается в соответствии с его тяжестью, меры пресечения предусмотрены государственными, а также исполнительными органами государственной власти.

Агенты социализации: значение понятия

Данное понятие является одним из ключевых в теме социальных отношений.

Агенты социализации – это группы людей и отдельные индивиды, оказывающие влияние на человека в ходе его жизнедеятельности, благодаря которым происходит становление личности, усвоение общественных норм и ценностей, освоение социальных ролей.

Процесс приобретения индивидом социально значимых качеств, прочное усвоение им принятых в обществе образцов и норм, формирование собственных взглядов, убеждений и ценностей, называется социализацией.

Явление социализации проходит каждый человек. Процессу свойственно несколько различных стадий:

  1. В детстве и юношестве – адаптация, индивидуализация, интеграция.
  2. В зрелом возрасте – коррекция.
  3. В преклонном возрасте – хранение.

Этапы имеют свои особенности. На каждом из них человеку свойственно по-разному воспринимать окружающий мир, занимать ту или иную позицию в отношении социума.

На развитие личности оказывают воздействие несколько факторов, одним из которых выступают агенты социализации.

Основные этапы социализации

Наиболее краткое разделение:

  1. Первый этап — обучение, получение и усвоение социального опыта, приспособление к социуму. На этом этапе преобладает пассивная форма социализации.
  2. Второй этап — вершина развития личности, совокупность пассивной и активной формы, когда личность уже начинает воспроизводить полученный опыт и обогащать его.

  3. Третий этап — консервация накопленного опыта, воспроизведение его для других индивидов, проходящих социализацию.

Пассивная форма социализации — репродуктивная деятельность, характеризующаяся потреблением информации.

Активная форма — создание и разрушение социальных связей путем собственной активной деятельности.

Каждый из этих трех этапов содержит в себе один или несколько пунктов, которые различны, в зависимости от выбранной концепции. Эти пункты параллельны этапам возрастной периодизации человека. Например, классификация возрастных периодов АПН СССР (1965) — одна из наиболее подробных:

  • новорождённые — от 1 до 10 дней;
  • грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года;
  • раннее детство — от 1 до 2 лет;
  • первый период детства — от 3 до 7 лет;
  • второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.);
  • подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.);
  • юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.);
  • средний возраст:
    первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.);
    второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.);
  • пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.);
  • старческий возраст — от 76 до 90 лет;
  • долгожители — старше 90 лет.

Стадии социализации по А. В. Петровскому

Советский и российский психолог Артур Владимирович Петровский рассматривал субъект-объективные общественные отношения следующим образом:

  1. Адаптация.
    Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек — объект общественных отношений. Он подвергается влиянию таких агентов социализации, как родители, воспитатели, учителя. Основная деятельность — обучение. Ребенок учится быть личностью.
  2. Индивидуализация.
    Теперь человек уже субъект общественных отношений. Основная деятельность — воспроизведение накопленных социальных норм, а также знаний, навыков и умений. Человек проявляет свою личность, индивидуализируется.
  3. Интеграция.
    На данном этапе человек одновременно и объект, и субъект общественных отношений. Индивид достигает оптимального положения в обществе, что позволяет ему самореализовываться и гармонично существовать в социуме. 

Этапы социализации по Колбергу

Лоуренс Колберг (иначе — Кольберг) — американский психолог — отошел от связи этапов социализации с этапами возрастной периодизации и предложил следующую классификацию, основанную на наличии у индивида тех или иных когнитивных навыков:

  1. Избежание наказания.
  2. Желание поощрения.
  3. Приспособление и желание одобрения.
  4. Осознание норм и ценностей общества.
  5. Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем».
  6. Формирование собственных принципов и ценностей.

Изменения агентов

В течение жизни круг общения человека претерпевает изменения. На одних этапах неформальная группа очень большая, с течением жизни она уменьшается или расширяется. Все зависит от выбора человека, его социализации. Друзей в детстве и юности много, затем остаются только настоящие, других разбрасывает судьба. Тоже происходит и с формальными связями. Они на пике в период зрелости и выполнения трудовых обязанностей. Для человека имеют значения оба вида отношений, но их ценность проходит по этапам:

  • до 18 лет – важны неформальные отношения;
  • от 18 до 60 – формальные;
  • после 60 лет – неформальные.

Распределение на этапы относительно. Каждый человек строит свою жизнь по своим правилам, выбирает для себя место учебы, любимого человека, профессию.

Что мы узнали?

Структурными единицами процесса социализации являются различные понятия. Их научный термин – агенты. В курсе изучения придется познакомиться с классификацией агентов: первичными и вторичными группами. Рассматривается система взаимосвязи агентов, их изменений и преобразование в течение жизни.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Функции социализации и ее компонентов

  1. Нормативно-регулятивная.
    Формирует и регулирует деятельность человека в социуме. 
  2. Личностно-образовательная.
    Выявляет индивидуальные качества, особенности, сущность, внутренние установки, мировоззрение, систему ценностей индивида.
  3. Коммуникативно-информационная.
    Отвечает за взаимодействие человека с другими единицами общества в разных системах (семья, друзья, коллеги, преподаватели и т. п.). Кроме того, обеспечивает накопление информации извне с целью развития и становления собственного мнения и мироощущения.
  4. Прокреативная.
    Побуждает человека действовать каким-то определенным образом, основываясь на личный опыт, опыт окружающих и любую обработанную информацию.
  5. Компенсаторская.
    Восполняет физические, психические и интеллектуальные недостатки личности.
  6. Творческая.
    Побуждает человека к поиску и совершению чего-то нового как в окружающем мире, так и внутри себя.

В свою очередь, институты социализации играют роль исполнения указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов человека, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.

Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:

  • подавление нежелательного поведения;
  • поддержка модели поведения личности;
  • укрепление связей между индивидами;
  • сохранение стабильности в обществе.

Процесс социализации личности возможен только при наличии всех необходимых условий интеграции. С обеих сторон — общество и индивид — должен налаживаться контакт, они должны идти к общей цели, обмениваться данными, принимать особенности второй стороны. В случае несоблюдения факторов интеграции и при неправильном использовании механизмов социализации конкретными агентами и институтами могут произойти такие явления, как эксклюзия, сепарация или сегрегация индивида/группы.

Социальная эксклюзия — ограничение доступа индивидов или какой-либо группы к жизненно необходимым ресурсам и институтам (образование, труд, общение).

Социальная сепарация — целенаправленное самостоятельное отделение индивида/группы от общества.

Социальная сегрегация — принудительное разделение общества на группы, основанное на расовых, этнических и других видах различия. Сегрегация подразумевает дискриминацию индивида/группы.

Десоциализация и ее агенты

Десоциализацией называют процесс, в ходе которого человек утрачивает социальный опыт и навыки. Это может проявляться в незначительной дезориентации личности в обществе, утрате связей с коллективом. Агентами этого процесса являются:

  • Неблагополучные семьи;
  • Общение с людьми, имеющими психические отклонения;
  • Вынужденное пребывание в асоциальных условиях и криминогенной обстановке.

Внимание! Утрата социальных навыков часто обусловлена попаданием человека в экстремальную ситуацию. Если психотравмирующее действие было очень сильным, восстановить социальные навыки уже не удается

Десоциализация

Социализация – это длительный процесс, предела которому нет. Некоторые ошибочно считают, что к старости она заканчивается. Однако это не так – преклонный возраст позволяет человеку оценить эффективность своего жизненного пути, передав свои навыки следующему поколению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector