Внимание и память
Содержание:
- Память
- Взаимодействие с социумом посредством восприятия
- Процессы запоминания и воспоминания. 4 фазы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
- Как развивать?
- Индивидуальные особенности представления
- Описание
- Конативная
- Справочная информация
- Основные функции представления
- 12.Мышление как процесс.
- Виды восприятия
- Как развивать образную память
- Вопрос 5. Характеристика процесса представливания
Память
61. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамкаха) гештальтпсихологии 62. Нейропсихологические проблемы памяти в о естественной науке изучал:б) А.Р. Лурия 63. Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был (а):б) Г. Эббингауз64. Направление в психологии, которое в качестве первичных «факторов памяти выдвигает некоторые целостные «психологические — структуры», не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:в) гештальт — теория 65. Память о своей памяти называется:в) автобиографической памятью 66. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:б) предмет отражения 67. Опосредованная и непосредственная память различаются по:б) использованию вспомогательных средств в процессе запоминания 68. Генетически первичной считается:а) двигательная память69. Высшим видом памяти считается:г) вербальная память70. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется _____ памятью.б) логической71. Тип зрительной памяти, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого, — это ____ память.а) эйдетическая72. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как ____ память.в) эмоциональная 73. Память, связанная с запоминанием формы материала и основанная на повторении материала без его осмыслений, называется:г) механической 74. Сенсорная память:г) все ответы верны75. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия; и необходимой только для достижения цели данного действия называется _____ памятью.а) оперативной 76. Основной характеристикой оперативной памяти является:б) лабильность77. Ранней генетической формой памяти является ______ запоминание.а) непроизвольное78
Как показали исследования ____ для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.б) А.А. Смирнова79
Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом:б) точности запоминания 80. Прочность запоминания определяется тем, какова (-о);а) степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта 81. Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной запоминания.г) все ответы верны 82. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:г) все ответы верны 83. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:б) гештальтпсихологии84. Характеристики запоминания того или иного материала определяются ____ деятельности личности,г) все ответы верны 85. Для исследования опосредованного запоминания применяетсяметод:б) пиктограмм 86. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:в) активность субъекта 87. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации зависит от:г) все ответы верны 88. Связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:б) ассоциациями89. Ассоциация _____ объединяет два явления связанные во времени, или в пространстве.90. Ассоциация _____ связывает два противоположных явления.в) по контрасту 91. К факторам забывания относится:г) все ответы верны 92. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:в) Б.В. Зейгарник93. Г. Эббингауз изучал влияние на запоминание:б) числа повторений94. От процесса запоминания зависит _______ сохранения материала.г) все ответы верны 95. Критерием сохранения информации в памяти, является:а) воспроизведение96. На сохранение и последующее воспроизведение информации влияет:г) все ответы верны97. Забывание обычно протекает как ____ процесс.г) все ответы неверны 98. Темп забывания материала зависит от:г) все ответы верны 99. Реконструкция при воспроизведении проявляется в:г) все ответы верны100. Узнавание это _____ воспроизведение:б) повторное101. Индивидуальные особенности памяти в определенной мере связаны с различиями ______ нервных процессов,г) все ответы верны102. Опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту — это:б) узнавание 103. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:в) представление104. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, — это:а) припоминание
Взаимодействие с социумом посредством восприятия
Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.
Люди — существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.
Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.
Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции — групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.
Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.
Процессы запоминания и воспоминания. 4 фазы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
Фазы памяти делятся на запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание — это процесс закрепления новой информации при помощи ее кодирования и связывания с уже имеющимся опытом.
✪ Особенность запоминания — это избирательность. Не вся информация, которая поступает в мозг, записывается и запоминается. Это объясняется выборочностью внимания.
Запоминание может быть:
- непроизвольным и произвольным;
- механическим и осмысленным.
Сохранение — это удержание информации, а также ее преобразование и переработка. Этот процесс изучен учеными плохо, известно только, что осуществляется он неосознанно, переработка происходит во время сна.
Для сохранения запоминания и сохранения информации важной составляющей является сохранность мозговых структур. Есть гипотеза, согласно которой память человека хранит всё, что было накоплено в течение жизни, но сознание не в состоянии воспроизвести целиком эту информацию, так как не имеет к ней доступа
Есть гипотеза, согласно которой память человека хранит всё, что было накоплено в течение жизни, но сознание не в состоянии воспроизвести целиком эту информацию, так как не имеет к ней доступа.
Hey you! А есть и другая гипотеза, что осознанные сны позволяют заглянуть за “дверцу” подсознания. Осознанные сновидения – это когда вы спите, но находитесь в сознании.
Так много того, что мы действительно боимся и во что, действительно, верим, заперты за вратами нашего подсознания. Когда мы учимся, контролировать сны, мы получаем, данные, чтобы обработать эту информацию и попытаться понять все это.
Воспроизведение — актуализация информации в условиях отсутствия внешних указателей. Воспроизведение подразделяется на:
- непроизвольное — впечатление актуализируется без определенной задачи;
- произвольное — «всплывает» при наличии целей и задач.
Как правило, при воспроизведении информация перестраивается — утрачивает второстепенные детали, приобретает обобщенную форму. Есть несколько разновидностей процесса воспроизведения:
- узнавание — опознание уже известного объекта;
- непосредственно воспроизведение — воспроизведение образов из прошлого;
- вспоминание — извлечение образов прошлого;
- воспоминание — воспроизведение образов, которые вязаны с определенными периодами или событиями жизни.
Забывание — это процесс утраты доступа к ранее запомненному материалу. В первую очередь забыванию подвергается та информация, которая не актуализируется в решении насущных задач и не отвечает насущным потребностям.
В определенных условиях возможна обратимость забывания – восстановление забытого материала при использовании внешних и внутренних условий, при которых данное запоминание имело место.
Как развивать?
Метод ассоциативных связей отлично подходит для работы с детьми. Малышам подбирают картинки, напоминающие исходные слова или словосочетания. Их выдают детям и вслух произносят соответствующие словосочетания: вкусный ужин, весёлый праздник, тёмная ночь, зимний день, озорной пёсик, сильный ветер, летний дождь, старое дерево, крепкая дружба, тяжёлая болезнь.
Потом листки с изображением данных понятий убирают. Малышей переключают на другой вид деятельности. Через полчаса дети опять получают картинки. Они должны воспроизвести ранее услышанные словосочетания.
Эту же технику применяют в работе с учениками начальных классов. Для них задания постепенно усложняют. У младших школьников метод формирует навыки быстрого запоминания материала. В дальнейшем принцип работы автоматически будет ими использоваться для укоренения в памяти математических формул, абстрактных понятий, сложных текстов, объёмной информации.
Для тренировки ассоциативной памяти старших школьников и взрослых существует множество упражнений.
Задание № 1
Надо столбиком записать цифры от 1 до 100, затем зафиксировать на другом листке 10 ассоциаций, возникающих с определённым цифровым знаком.
Пример:
- 1 – свеча;
- 5 – курительная трубка;
- 8 – знак бесконечности;
- 11 – частокол;
- 14 – валентинка (День святого Валентина – 14 февраля);
- 17 – Штирлиц (фильм «Семнадцать мгновений весны»);
- 20 – лебедь, плавающий в круглом озере;
- 31 – Новый год;
- 33 – Иисус Христос (по количеству прожитых лет на земле);
- 45 – ягода (из-за выражения «бабе стукнет 45, станет ягодкой опять»).
После укоренения в памяти ярких образов, соответствующих определённым числам, нужно снова выписать ряд чисел и записать напротив каждого из них ассоциативное событие. Процедуру повторяют до тех пор, пока в столбце не закончатся все числа.
Задание № 2
Следует запомнить слова, не связанные между собой логически. На осмысление каждого слова дают 10 секунд. Запомнить их можно посредством выстраивания слов в ассоциативной последовательности. Чем ярче и интереснее придуманы образы, тем легче их запомнить. После обработки 5 образов нужно мысленно воспроизвести картинку в голове, затем необходимо продолжить работу над следующей группой слов.
Примерный список слов для запоминания:
- художник;
- зеркало;
- звезда;
- рыба;
- мармелад;
- ковёр;
- пейзаж;
- стол;
- ложка;
- стыд;
- школьник;
- баня;
- облако;
- кувшин;
- пуля;
- экран;
- визажист;
- скука;
- песок;
- шелест.
Представьте себе художника, стоящего с кистью в руках перед огромным зеркалом, в котором отражается ярко-красная пятиконечная звезда. Вдруг прямо из этой звезды выпрыгивает рыба с мармеладом во рту и с грохотом падает на ковёр в комнате. На ковре изображён красивый пейзаж. При падении рыба умудряется хвостом сбить со стола ложку и мгновенно краснеет от стыда.
Школьник, ставший свидетелем этих событий, сразу же пошёл в баню. На улице он увидел красивое облако в виде кувшина, в которое с невероятным свистом угодила пуля. Эти события на экране своего телевизора увидел визажист. У него от скуки свело скулу. Лицо было до такой степени искажено, что визажист немедленно стал натирать его песком. В этот момент раздался шелест листов открывшейся книги.
При этом надо в воображении рисовать не простую книгу, а старинное издание в кожаном переплёте. Нужно явственно ощутить запах многовековой пыли, исходящей от шелестящих огромных лощёных страниц. Чем ярче будет создан образ, тем он будет дольше храниться в памяти.
Составление абсурдного текста способствует длительному удержанию слов в хранилище долговременной памяти. Восстановление ассоциативной цепи событий позволяет индивиду воспроизвести слова в строгой последовательности на следующий день, через неделю и даже через месяц.
Задание № 3
Рекомендуется придумать 2 слова, не связанных между собой по смыслу. Одно из них будет являться началом звена, а второе слово должно завершить цепочку. Например, исходными словами являются «ягода» – «театр». Может получиться такая цепочка: ягода – варенье – ватрушка – буфет – театр.
В следующих заданиях предлагается придумывать ассоциации по внешним признакам, цвету, запаху, форме.
Индивидуальные особенности представления
У каждого человека преобладает свой тип представления, по данному критерию всех людей можно условно разделить на 4 группы:
- визуалы (наиболее развиты зрительные представления);
- аудиалы (наиболее развиты слуховые представления);
- кинестетики (преобладают двигательные представления);
- смешанный тип.
Личности с высоким уровнем развития зрительных представлений легко воспроизводят информацию, которую они видели, то бишь имеют фотографическую память. Чтобы освоить информацию, им нужно опираться на схемы, таблицы или графики. Если они вспоминают текст из книги, то помнят, как выглядела страница и где нужное предложение было размещено.
Аудиалы запоминают и воспроизводят информацию в форме звуков, голосов. Даже вспоминая прочитанный текст, они слышат тембр своего внутреннего голоса.
Кинестетики запоминают информацию, зарисовывая, записывая. Для них важным является действие. Эти люди хорошо мыслят пространственно с фокусировкой на своем теле.
Чистые визуалы, аудиалы и кинестетики встречаются довольно редко, чаще в людях совмещаются все три вида представления.
Если вы не знаете, к какой группе вы относитесь, данную информацию о себе можно получить не только на основе самонаблюдения, но благодаря и методам психологии. Представления о предметах и воспроизведение их в своей памяти – один из наиболее действенных способов.
Описание
Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.
Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.
Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской
К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.
Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.
Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.
Конативная
Русский ученый и психиатр В.Н. Мясищев конативную функцию называл «тенденцией овладения».
Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.
Например, начальнику фирмы требуются новые кадры, компетентные в вопросах занимаемой должности. На собеседование приходят два человека, один – специалист высокого уровня, второй – только после института, с набором теоретических знаний, но располагающий в общении. Начальник выбирает второго кандидата, аргументируя тем, что он отвечает всем заявленным требованиям. Сам того не понимая, он бессознательно испытывает страх, что будет некомпетентен в вопросе профессиональной деятельности, поэтому удобные для него отношения с сотрудниками выступают на первый план.
Психическую сторону личности изучали длительное время, но и по сегодняшний день она остается интересной для науки. За время существования социума, функции психики практически не поменялись. Сам же индивид, не останавливается, развивается, приспосабливаясь к новым условиям.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Основные функции представления
В психической регуляции поведения человека, представление, как любой познавательный процесс, осуществляет ряд функций. Исследователи выделяют следующие функции: сигнальную, регулирующую, настроечную:
- Сигнальная функция. Сущность этой функции состоит в том, что В каждом конкретном случае представление состоит в отражении не только образа предмета, который воздействовал на органы чувств человека ранее, но и многообразной информации о предмете. Эта информация под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. По-мнению И.П. Павлова, представления являются первыми сигналами действительности, которые лежат в основе сознательной деятельности человека. Ученый показал, что представления часто формируются по механизму условного рефлекса. Когда человек сталкивается с каким-то предметом или явлением, то формируется представление не только о предмете, но и его свойствах. Впоследствии эти знания выступают в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, представления о фруктах, как пище, дают сигнал, что с их помощью можно утолить голод;
- Регулирующая функция. Данная функция представлений тесно связана с сигнальной функцией. Она состоит в отборе нужной информации о том или ином предмете, явлении, который раньше уже воздействовал на органы чувств человека. Отбор этот осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Данная функция помогает актуализировать те стороны, которые позволяют с наибольшим успехом решить поставленные задачи;
- Настроечная функция. Проявляется она в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Еще И.П. Павлов, изучая физиологические механизмы произвольных движений, показал, что двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений.
Среди психических познавательных процессов представление занимает особое место, поэтому Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, восприятием и мышлением.
Но, к сожалению, исследований этого психического процесса, в настоящее время ведется очень мало. Исследование вторичных образов имеет существенные трудности, как при описании основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, которые определяют организацию данной категории «первых сигналов».
В первую очередь трудности вызваны отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, поэтому само представление из-за его отсутствия трудно поддается фиксированию «летучей» структурой.
В результате этого экспериментально-психологическое исследование вторичных образов отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Эмпирического материала здесь очень мало, а те данные, которые имеются, обычно фрагментарны и разрозненны. Например, большой и значительной проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.
Таким образом, исследования представлений являются актуальной проблемой и полностью еще не решенной.
12.Мышление как процесс.
Мышление –
это психический процесс отражения
реальности в ее наиболее существенных
связях и отношениях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
процесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и решение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).
Виды мышления:
• Наглядно-действенное
– отличается
тем, что решение
нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразований, в которых
принимает участие сам субъект мышления.
• Наглядно-образное
– осуществляется
на основе преобразований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих отражение
реальности в образно-концептуальной
форме.
• Абстрактно-логическое,
оно же
словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное – это опосредованное
прошлым опытом речевое мышление
человека, осуществляемое при помощи
логических операций с понятиями
(сравнение, анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связного логического
рассуждения, в котором каждая последующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
различного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключения, способы
доказательств и т.д.
Процессам мышления
людей присущи значительные индивидуальные
различия, которые проявляются в
качествах ума:
-
Самостоятельность
мышления. -
Широта и глубина
ума. -
Гибкость мысли.
-
Быстрота и
критичность ума.
Виды восприятия
В зависимости от анализаторов
От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:
- Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
- Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.
Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:
- Зрительный.
- Слуховой.
- Осязательный.
- Кинестетический.
- Обонятельный.
- Вкусовой.
Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.
По форме материи
Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:
- Восприятие времени.
Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.
- Восприятие пространства.
Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.
- Восприятие движения.
Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.
По видам деятельности
По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:
- Самопроизвольное (непреднамеренное)
Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.
- Преднамеренное
Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.
Сознательное, подсознательное
Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.
Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.
Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:
- Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
- Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
- Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
- Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.
Как развивать образную память
Методики развития образной памяти называются мнемотехниками. Чтобы улучшить образное запоминание, можно:
Тренироваться в запоминании последовательности геометрических фигур, применяя метод ассоциаций к ним. Квадрат можно ассоциировать с окном, а трапецию – с юбкой.
Упражняться в запоминании ряда слов, не связанных друг с другом по смыслу, можно, если составить рассказ, где будут содержаться все эти слова. Кроме того, можно попробовать представить себе рисунок или картину, где в виде образов будут присутствовать все слова, которые нужно запомнить
Психологи утверждают, что, если картинка будет нелогичной, нелепой, то это обеспечит прочное запечатление образа, так как людям свойственно обращать внимание именно на необычное. Например, чтобы запомнить слова «перевернутый», «дом», «батон», «дерево», «достать», «женщина», «лодка», «топор», можно представить себе нелепую картинку: на дереве растут батоны, чтобы их достать, женщина встала на лестницу, в речке тонет топор, а лодка по траве не плывет.
Нелепицы
- При запоминании иностранных слов можно их звучание ассоциировать с русскими словами, наделяя каждое образом. Например, немецкое слово «Krawatte» (галстук) по звучанию и написанию похоже на русское слово «кровать». Чтобы его запомнить, можно представить себе галстук с рисунком в виде кроваток.
- Если нужно запомнить какую-то дату, в своем воображении каждую цифру можно наделить ярким образом.
- При запоминании любой информации нужно стараться задействовать все органы чувств. Это обеспечит быстрое запоминание и долговременное хранение информации в памяти.
Таким образом, образная память основывается на одновременной работе обоих полушарий. Заставить мозг работать в полную силу можно, если стимулировать одновременную работу всех анализаторных систем при восприятии информации. В этом случае в сознании человека формируется яркий образ, который запечатлевается надолго без приложения умственных усилий.
Хорошая память
Вопрос 5. Характеристика процесса представливания
Процесс
представливания обычно понимается в
двух смыслах: как создание образов —
представлений и как оперирование ими.
В этих случаях представления приобретают
динамический характер. Можно говорить
об изменении представлений во времени
и в пространстве. С течением времени
представление может насыщаться деталями,
обобщаться, становиться более схематичным,
ярким и отчетливым или смутным и
неотчетливым. В пространстве с образами
— представлениями можно совершать
операции: мысленное вращение, масштабные
преобразования, перемещения объектов,
комбинирование частей объекта, приращение,
разбиение и др.
Понимание
представливания как процесса оперирования
образами — представлениями предполагает
в этом процессе наличие отдельных
мыслительных операций. И.С. Якиманская
полагает, что все мыслительные операции
можно разбить на три группы: 1) изменение
в процессе представливания положения
объекта или его частей (мысленное
вращение, группировка, перемещение
объектов и т.п.); 2) изменение в процессе
представливания структуры объекта
(масштабные преобразования, группировка
объектов и т.п.); 3) одновременные изменения
положения и структуры (приращение,
разбиение, комбинирование и т.п.).