Формы научного познания
Содержание:
- Теория как форма научного познания
- Эмпирические методы научного познания
- Методы научного познания и их основные различия
- ↑ Понятие «знание». Виды знаний
- Теоретический уровень научного знания
- Литература
- Природа и общество. Глобальные проблемы современности.
- Уровни научного познания и их признаки
- Функции научного познания
- Характерные черты и особенности научного познания
- Методы научных исследований
- Список литературы
- Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления
Теория как форма научного познания
Теория в переводе с греческого означает рассмотрение, исследование. таким образом, в широком понимании теория является наиболее развитым видом деятельности, направленной на познание. С этой точки зрения теоретическая деятельность сопоставляется с практической деятельностью.
В научном познании под теорией понимается форма организованного достоверного знания о какой-либо предметной области, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование и дальнейшее развитие объектов, имеющих отношение к данной области.
Важнейшей функцией теории как формы научного познания является организация знания. Данная функция обусловлена необходимостью систематизирования отдельных, обособленных знаний о исследуемой предметной области.
Также не менее важными функциями теории являются предсказание и объяснение, эти две функции неразрывно связаны между собой.
Таким образом, функции теории следующие:
- организация знания
- объяснение
- предсказание
Правильное объяснение современного состояния объекта, а также предсказание его будущего развития является ориентиром в деятельности людей. Научная теория служит людям на практике.
Научная теория является сложной системой знаний. Которая включает в себя эмпирическую базу, к которой относятся обобщенные и систематизированные факты, теоретическую основу, которая состоит из категориального аппарата науки, законов науки, аксиом, постулатов и т.д., логические средства, которые обеспечивают правильность выводов. Основное содержание теории – это ее положения, выводы и система аргументации.
В зависимости от формы идеализации существуют описательные теории, математизированные и дедуктивные. По степени точности предсказаний теории делятся на детермистские, которые отличаются точностью и достоверностью предсказаний, и стохастические, которые дают вероятные предсказания. Также теории бывают позитивными – их задачей является объяснение фактов, и нормативными – задача таких теорий помимо объяснения еще и понимание объектов и событий.
Эмпирические методы научного познания
- Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
- Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
- Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
- Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Пояснение.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Методы научного познания и их основные различия
Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.
Общенаучные методы исследования:
- анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
- синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
- дедукция – переход от общего знания к частному;
- индукция – переход от частного знания к общему;
- аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
- моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
- абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
- идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
- сравнение – установление сходства и различия объектов;
- обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.
За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.
Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.
↑ Понятие «знание». Виды знаний
Знание — результат познания действительности, вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теоретического уровней познания.
Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художественными образами.
Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической, духовно-практической и теоретической.
Виды знаний | ||
Практическое | Духовно-практическое | Теоретическое |
|
|
|
Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.
Обыденное (житейское) знание основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию. К обыденным относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополучии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование).
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Художественное знание даёт целостное представление об окружающем мире и человеке в нём. Строится на художественном образе, а не на четких понятиях, характеризуется эмоциональностью, субъективностью
В различных художественных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отношений. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.
Научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.
Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Теоретический уровень научного знания
Между данными эмпирических наблюдений и теоретическими построениями существует диалектическая взаимосвязь. Эмпирические факты являются катализаторами научного исследования. Поэтому теоретический уровень не предполагает непосредственного, чувственного контакта с изучаемым предметом.
Основной элемент теоретического уровня – это «идеальный объект». Такой объект лежит в основе всякой теории.
В рамках теоретического уровня научного знания следует выделить следующие элементы:
-
Законы – это научные положения, отражающие существенные и повторяющиеся закономерности явлений и процессов. Они могут иметь как всеобщий характер, распространяться на понимание мира в целом (универсальные законы), так и частный, объясняющий случайности, выходящие за рамки массовых явлений. Наравне с указанными выше эмпирическими законами существуют и теоретические, которые связаны с выявление причинно-следственных связей между явлениями мира.
-
Научные теории – это целостные системы научного знания, стержнем которых являются смысловые и методологические взаимоотношения. Теория являет собой высшее проявление организации научного знания. Цель теории – более полное объяснение мира, происходящих в нем процессов, и выявление установленных связей между его элементами.
В рамках теоретического уровня применяется ряд научных методов: метод идеализации и формализации, системный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы.
Таковы основные элементы теоретического уровня – одного из ключевых в науке.
Литература
- В. В. Косолапов Гносеологічна природа наукового факту. — К., 1964.
- Б. С. Грязнов Теория и ее объект. — М.,1973.
- В. Л. Чуйко Рефлексія основоположень методологій філософії науки. -К., 2000.
- К. Р. Поппер Логика и рост научного знания. — М.,1983.
- Tarski А. O ugrontowani v naukowej semantyki // Przeglad filozoficzny. — R.XXXIx (1936), — z.I.1936. — s.50-57.
- Н. И. Тюрин Введение в метрологию. — М.,1973.
- Кузанский Н. Апология ученого незнания // Соч. в 2х тт. — Т.2. — М., 1980.
- И. Ф. Шишкин Теоретическая метрология. — М.: Издательство стандартов, 1973.
- Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach.- Oxford, 1979.
Природа и общество. Глобальные проблемы современности.
Человеческое
общество представляет собой часть
природы. И это не нуждается в особых
доказательствах. Ведь в организме
каждого человека протекают природные
химические, биологические и другие
процессы. Организм человека выступает
в качестве естественной основы его
социальной деятельности в области
производства, политики, науки, культуры
и т. д.
Особенности
интеграционных процессов, охватывающих
самые разные сферы жизни
людей,
наиболее глубоко и остро проявляют себя
в так называемых глобальных
проблемах
современности.
Глобальные
проблемы:
—
проблема экологии
—
сохранения мира
—
освоения космоса и Мирового океана
—
продовольственная проблема
—
проблема народонаселения
—
проблема преодоления отсталости
—
проблема сырья
Особенности
глобальных проблем.
1)
Имеют планетарный, общемировой характер,
затрагивают интересы всех
народов
мира.
2)
Угрожают деградацией и гибелью всему
человечеству.
3)
Нуждаются в неотложных и эффективных
решениях.
4)
Требуют коллективных усилий всех
государств, совместных действий народов.
Большинство
проблем, которые сегодня мы связываем
с глобальными проблемами
современности,
сопровождали человечество на протяжении
всей его истории. К
ним
прежде всего следует отнести проблемы
экологии, сохранения мира,
преодолении
нищеты, голода, неграмотности.
Уровни научного познания и их признаки
Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.
Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.
Формы эмпирического познания:
- научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
- эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.
Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:
- наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
- эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
- измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
- классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
- систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
- описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
- сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.
Теоретический уровень
Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.
Формы теоретического познания:
- научный факт – исходная форма научного познания, первичное знание о том или ином объекте, подверженное проверке и описанное в научных терминах;
- проблема – совокупность вопросов, возникающих в процессе познания и требующая ответов. Она возникает, когда новые факты противоречат уже известным и проверенным знаниям;
- гипотеза – научное предположение, направленное на объяснение какого-либо процесса или явления. Гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и нередко противоречит уже существующей научной теории;
- теория – наиболее подробная и разветвленная форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерных и существенных связях какого-либо явления.
Методы теоретического научного познания:
- единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
- восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
- формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
- математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.
Функции научного познания
В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.
Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.
Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.
Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:
- через свою предметную направленность;
- через прочную связь с опытом;
- благодаря наблюдениям;
- посредством экспериментов.
От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.
Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.
Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).
Выбери ответ
Характерные черты и особенности научного познания
Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.
Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.
Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.
Логические критерии научного познания:
- непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
- полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
- независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным.
Эмпирические критерии научного познания:
- верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
- фальсификация — научное знание можно опровергнуть.
Экстралогические критерии научного познания:
- простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
- красота — теория должна быть гармонична и ясна;
- когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
- эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное.
Методы научных исследований
Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.
Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.
Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.
Методы научного познания:
- анализ – это разложение общего на несколько объектов (например, анализ литературного произведения и его составных частей);
- синтез – это соединение воедино элементов целого объекта или явления;
- наблюдение – это целенаправленное чувственное восприятие предметов, вещественных объектов, явлений со стороны невмешательства в них, а выявление существенных характеристик фигурирует здесь в качестве его цели (например, наблюдение солнечного затмения или полёта бабочки; мы воспринимаем предмет, смотря на него со стороны); наблюдение может быть непосредственным или опосредованным в зависимости от условий, в которых происходит исследовательская деятельность, от возможностей исследователя и свойств предмета;
- эксперимент – это исследование предметов познания в контролируемых, специально сформированных условиях, он связан с активным, целенаправленным и контролируемым воздействием исследователя на объект исследования (например, создаётся инкубатор, на который смотрят учёные и изучают поведение кур в инкубаторе); при этом ликвидируются, уменьшаются и контролируются те обстоятельства, эффекты и влияния, которые мешают ясному и чёткому выявлению существенных свойств и связей изучаемого предмета;
- сравнение – это обнаружение отличий и сходств между исследуемыми предметами познания (например, сравнение в русском языке причастия и деепричастия);
- измерение – это поиск измеряемой величины количественных параметров реальных явлений, событий и объектов через их сравнение с некоторым эталоном (например, измеряется длина обуви в условных единицах); его невозможно провести при отсутствии измерительных приспособлений, которые выступают как неотъемлемый элемент в арсенале средств, необходимых для реализации плодотворных естественных исследований;
- описание – это фиксация сведений об объекте и явлениях, которые имели (или имеют) место в действительности (оно может осуществляться как естественным, так и искусственным образом, совершается в определённой знаковой системе, явления и факты можно фиксировать словами, или записать их);
- формализация – это представление знаний в каком-то определённом виде (например, использование каких-либо символов, кванторов в математике);
- моделирование (моделирование реальных явлений, процессов и систем) – это создание в определённой материальной или знаковой системе моделей объектов и их аналогов; такие аналоги (модели) могут заменять объекты в научных исследованиях (в этом плане они очень похожи на символы, что и обусловливает в конечном итоге возможность их знаковых форм);
- индукция – это специфическая форма формирования выводов, в которой происходит восхождение от определённой совокупности сингулярных посылок к всеобщему выводу; она включает в себя выделение всеобщих характерных черт объектов и процессов (обобщение) и имеет, таким образом, сложный, комплексный характер;
- дедукция – это форма создания выводов от всеобщего вывода к конкретному объекту или явлению;
- абстрагирование – отвлечение от побочного и несущественного в процессе исследования.
Также к научным методам относятся:
- систематизация;
- идеализация;
- гипотетико-дедуктивный метод и др.
Список литературы
- Диссертация как вид научного исследования. https://helpiks.org/8-93055.html — 27.03.2019
- Попова А.Д. Учебно-методической комплекс по философии. http://goodlib.net/book_548_chapter_22_2._Formy_nauchnogo_poznanija:_fakt,_problema,_ideja,gipoteza,_teorija.html — 15.08.2019.
- Поппер К. Логика научного исследования. https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/popper_k_logika_nauchnogo_issledovanija/30-1-0-5154 — 25.04.2019.
- Robert Todd Carroll. past life regression. Словарь скептика. http://www.skepdic.com/pastlife.html — 26.04.2019.
Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления
Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.
Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.
Чувственное познание
Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.
С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?
Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения
Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:
- ощущение – это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
- восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
- представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.
Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию
Рациональное познание
Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:
- понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
- суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
- умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.
До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.
Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.
Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания