10 сильных психологических фильмов по мотивам теории зигмунда фрейда

Фабула

В готической туманной Вене (все столицы империй конца ХIХ века, в которых развиваются детективные истории, всегда должны быть туманны, будь то Лондон, Санкт-Петербург или Вена) происходит серия загадочных убийств. Первое убийство случается, разумеется, в «веселых кварталах» — среди дешевых публичных домов и толп уличных девок. С особой жестокостью и явным сексуальным подтекстом убита молодая проститутка. На первый взгляд кажется, что это очередная вариация на тему Джека-потрошителя — убийца из Уайтчепела всегда считался образцовым символом притаившихся в буржуазном обществе неврозов, в любой момент грозящих обернуться вспышкой насилия. Окровавленное женское тело полицейские притащат прямо в квартиру Фрейда, обманувшись дверной табличкой с надписью «Доктор». Девушку спасти не удастся. Она умрет на рабочем столе начинающего психоаналитика, а ему придется отправиться в путешествие по закоулкам подсознания современников, и еще неизвестно, что именно его напугает больше — чужая неврастения или собственная тень.

Сегодня детективные сериалы, действие которых разворачивается на рубеже ХIХ–ХХ веков, почти неизбежно скатываются в декадентскую бульварщину, мимикрируя под pulp fiction, описываемой эпохи. К примеру, в прошлогоднем мини-сериале «Венская кровь» канала «Би-би-си» — прямом предшественнике «Фрейда», повествующем об ученике венского психоаналитика, который расследует преступления, совершенные различного рода психопатами, нашлось место многим обязательным атрибутам декадентского детектива — и столовращению, и убиенным обитательницам борделей, облаченным в чулки и подвязки, и тайным обществам. Концентрация этих приемов во «Фрейде» наталкивает на мысль, что сериал их не только не избегает, а, напротив, насмешливо выпячивает. По мере развития действия мелькают спиритические сеансы, медиумы, кровавые ритуалы, египетские мумии, изуверские процедуры над пациентами психиатрических лечебниц, истязаемые в подземных катакомбах маленькие девочки и совершенно необходимые в данном случае сексуальные оргии австрийской аристократии.

Кто такой Зигмунд Фрейд?

Великий психолог, психиатр и психоаналитик, автор теорий «свободных ассоциаций» родился в Чехии, нынешний город Пршибрам, а затем перебрался с семьей в Вену. Дата его рождения 6-е мая 1956-го года, при этом невролог безумно боялся числа 6 и 2. В семье был третьим ребенком, детство его было относительно обеспеченным, но средств и окружения хватило, чтобы прочитать немало полезной литературы. Зигмунд, как и наши внимательные читатели, научился анализировать моментально и выдавать результат, а такие люди в жизни не пропадают.

Основатель теории психоанализа, изучал методику осознанного сновидения, поставил все на сексуальность, от которой и шла нить через всю жизнь человека, а также от взаимоотношений его в раннем детстве со сверстниками, родителями  и наставниками. Между медициной и психологией выбрал второе, был женат и стал отцом шести детей, после рождения последнего ребенка отрекся от секса, употреблял кокаин, имел связь с мужчинами, поддерживал инцесты и написал немало полезных для изучения человеческого мозга книг.

Фрейдизм

Авторы «Фрейда» при этом обращаются с его теориями не сказать чтобы вольно, но с нескрываемой иронией. Во всяком случае со стереотипами, возникающими при упоминании имени психиатра, они наиграются вдоволь. 

  • Вот «оговорочка по Фрейду»: Зигмунд пишет письмо своей невесте и подписывается именем объекта своего сексуального желания — Флер. 
  • Вот «зависть к пенису» у женщин: парализованная пациентка, у которой «ноги затвердели, подобно фаллосу», из-за воспоминаний о детской зависти к крестьянским мужчинам, у которых было больше свобод. 
  • Вот Эдипов комплекс: спящий Фрейд погружается в своих снах в глубины подсознания — убивает не только своего отца, но и своего учителя и наставника Йозефа Брейера (которого, к слову играет постоянный актер Алексея Германа — младшего Мераб Нинидзе), после чего сношается с собственной матерью.

Все происходящее в сериале представляет собой непрекращающуюся борьбу каждого из персонажей с бессознательной стороной собственной психики, совокупностью инстинктивных влечений — с Оно. Оно, как известно из учения Фрейда, иррационально и подчиняется принципу удовольствия, в свою очередь находящемуся в подчинении у влечения к смерти или Танатоса. У всех без исключения героев сериала влечения принимают порой самые причудливые и сложно объяснимые формы вплоть до каннибализма. 

Оно — 

— как писал Зигмунд Фрейд.

Впереди ХХ век, и «бурлящий котел возбуждений» приведет в мир мощные силы, с которыми психиатрия уже не справится. Массовая потеря контроля над собственной волей и безоговорочная капитуляция «я» перед «оно» станет определяющей картиной человечества, на чью долю выпадут две мировые войны и стремительный крах устоявшихся жизненных норм. 

Но это все в будущем, а пока доктор Фрейд с товарищами раскрыл кровавые венские преступления, спас Габсбургов и уже освободил кушетку в своем кабинете, ожидая на прием первого пациента.

Тотем и табу

Несмотря на формальное переименование Австрийской империи в Австро-Венгрию, произошедшее в 1867 году, венгерские граждане все еще считались людьми второго сорта, что не могло не способствовать росту сепаратистских настроений. В рамках сериала эту функцию берет на себя семейная пара венгерских аристократов-оккультистов — София и Виктор Сапари. Они начинают плести хитроумную интригу против династии Габсбургов. София Сапари обладает силой гипноза — психосексуальной комбинации из прикосновений и словесных манипуляций. Венгры в фильме вообще показаны как пугающая цивилизованного европейца варварская сила, опирающаяся на какую-то мрачную языческую хтонь.

В качестве вспомогательного средства мятежная венгерская аристократия использует девушку по имени Флер Саломе (магнетическая Элла Рамф, игравшая в недавнем фильме-шокере «Сырое»), обладающую демоническими способностями зомбировать человека и толкать его на преступления. Возможно, Флер Саломе выдумает себе новую биографию за пределами сериального пространства и вернется спустя много лет в жизнь Зигмунда Фрейда под именем уроженки Санкт-Петербурга Луизы Густавовны фон Саломе, или попросту Лу Саломе — музы Фридриха Ницше, Франца Ведекинда, Райнера Мария Рильке и авторки психоаналитической «Эротики». Как знать, но совпадение фамилий явно не случайно.

Наплевав на этику, да и на преданную невесту, Фрейд, конечно же, вступит с венгерской ведьмой в сексуальную связь, что, разумеется, никак ему жизнь не облегчит.

На деле вся венгерская линия сериала является прекрасной иллюстрацией к фрейдовской книге «Тотем и табу», в которой он доказывает, что «фантазии некоторых душевнобольных удивительным образом совпадают с мифологическими космогониями древних народов», а «душевнобольной и невротик сближаются с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени». Отсюда и то, что Фрейд называл «магическим мышлением», из которого родились обряды, религии и, возможно, искусство.

— пишет Фрейд.

Хотят же Сапари только одного — угробить всю австрийскую элиту и сделать Венгрию свободной. В ход идет и обращение к тотемизму, в данном случае к поклонению тальтосу — человеку со сверхъестественными способностями, шаману из мадьярской мифологии, впадающему в транс и общающемуся с богами и духами. И, несмотря на формальный хеппи-энд, кажется, что замысел семейства Сапари все же удался, хотя опять же — за рамками экранного повествования. Так, единственного сына императора Франца Иосифа кронпринца Рудольфа в реальном будущем ждет Майерлинг и таинственное двойное самоубийство на пару с любовницей — баронессой Марией фон Вечера.

«Магическому мышлению» в сериале подвержен и сам Зигмунд Фрейд, выходец из типичных кругов венского еврейства с традиционной родительской гиперопекой и заботой о продолжении семейного дела. Молодой Зигмунд халатно относится к обрядовой стороне иудаизма, практикуемой в его отчем доме, но въевшееся в сознание религиозное давление дает о себе знать в самый неожиданный момент. Первое, что он делает после полового акта с Флер Саломе, — в ужасе вскакивает и судорожно смывает ее менструальную кровь со своего члена.

— как гласит Книга Левит. 

до финальной сцены

Заводной апельсин (A Clockwork Orange)

Сюрреалистический шедевр Стэнли Кубрика рассказывает историю трудного подростка Алекса, который подвергается экспериментальной терапии отвращением, направленной на подавление агрессии и склонности к насилию.

Яркий и эмоциональный фильм, который показывает жизнь как она есть, погружая в атмосферу многогранного и неоднозначного мира главного героя.

Комната сына (La stanza del figlio)

Неторопливое кино рассказывает историю семьи психоаналитика Джованни, в которой происходит страшная трагедия.

В первой части картины зритель наблюдает счастливую и тихую семейную жизнь, которая особенно сильно контрастирует с неадекватными историями пациентов Джованни.

После гибели сына привычный уклад меняется, но каждый из членов семьи достойно принимает трагедию.

Завороженный (Spellbound)

Один из первых фильмов о психоанализе принадлежит великому гению психологических триллеров Альфреду Хичкоку.

Вся картина буквально пронизана фрейдовской тематикой, а потому детективные интриги и даже сюжет уходят на второй план.

Постоянное напряжение, которым пропитан фильм, и динамичное развитие событий заставляют внимательно следить за каждой деталью и вникать в суть проблем героев.

Сверхатмосферное кино, нестареющая классика.

Черный лебедь (Black Swan)

Нежный и красивый, но при этом страшный и чувственный фильм покорил сердца миллионов телезрителей по всему миру.

Молодая балерина, которая так стремится к совершенству, оказывается на пути полного саморазрушения.

Картина Даррена Аронофски заставляет задуматься о том, какую злую шутку может сыграть с человеком рассудок.

Водоворот (Whirlpool)

В центре внимания — замужняя героиня, которая оказывается под влиянием гипнотизера-шарлатана.

Особую пикантность сюжету придает тот факт, что муж героини — известный психоаналитик.

Очень смелое и откровенное кино, которое с полной уверенностью можно назвать шедевром среди фильмов жанра нуар.

Наука сна (La science des rêves)

Артхаусный фильм рассказывает о маленькой трагедии человека с большой фантазией, который страдает от одиночества.

Трогательная история любви похожа на оживший детский сон, и непонятно, где границы между реальным миром и грезами.

Убить Фрейда (Inconscientes)

Легкий и эксцентричный фильм, который повествует о серьезных вещах с долей доброго юмора.

Картина полна провокаций, как и сама теория Фрейда.

Авторы сценария явно иронизируют над поведением главных героев, слишком уж увлеченных модными идеями психоанализа, которые доминируют над разумом.

Энни Холл (Annie Hall)

Искрометные и остроумные диалоги главных героев никого не оставят равнодушными.

История увлекает зрителя и постепенно переключает внимание с главных героев на каждого, кто смотрит этот фильм. Картина о том, как человек анализирует свою жизнь

Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind)

Необычная и невероятно атмосферная история любви, которая зачаровывает с первых минут.

Чувства героев настолько сильные, что влюбленные начинают сомневаться в них.

Мастерское переплетение нескольких сюжетных линий и удивительная визуализация человеческого сознания заставляют пересматривать фильм снова и снова, открывая все новые грани.

Андалузский пес (Un chien andalou)

Короткометражный сюрреалистический фильм, который напоминает оживший странный сон, был создан двумя друзьями — Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали.

Калейдоскоп быстро меняющихся чувств и эмоций вовлекает в свой безумный мир и не отпускает до самого последнего момента.

Искать скрытый смысл в фильме — то же, что и искать смысл в своих снах: занятие сложное и зачастую бесполезное.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Документальные фильмы про Фрейда

Художественные фильмы про Зигмунда носят оттенок точных фактов, поэтому они также документальны. Многочисленные фильмы о жизни психоаналитика рассуждают, о скандальной стороне его личности, а также методах, которые в силу недостаточного тестирования, применялись с огромными ошибками. В истории немало легендарных психологов, даже гипнозу Фрейд обучился у французского мастера, но у кого мало кто ответит (Жану Шарко). Вопрос грамотной раскрутки и пиара со стороны влиятельных людей, которым была выгодна позиция внушения населению, что проблемы в голове, а не наяву.

Банальные беседы с пациентами помогали психоаналитику неплохо зарабатывать. Зигмунд Фрейд в документальном фильме всегда представлен новатором идей, но нельзя забывать праотцов его учений – Ницше, Гегель, Шекспира, Канта. В науке невролог оставил огромный след, поэтому рекомендую изучить его труды подробнее. Скучным человеком Зигмунд точно не был, а это добавляет ему симпатий. Кто же он на самом деле показано в небольшом фильме «Сумасшедший гений», цитаты которого до сих пор активно используются современными писателями. «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира». «Человек постоянно ищет силу и поддержку вовне, но она внутри была, есть и будет там».

Исторический фон

Сериал весь состоит из одной большой коллективной травмы, вызванной самыми разными предпосылками — имперской политикой, религией, традициями, общественным мнением. Кажется, что более удачного места для рождения психоанализа, чем погруженная в опереточное забытье лоскутная монархия Габсбургов, и придумать было невозможно. «Лицо Австрии улыбалось, потому что на нем не осталось мускулов», — как писал один из главных летописцев австрийского упадка Роберт Музиль. Государство, во главе которого стоял закупоренный в Шёнбрунне престарелый император-миф, кипело внутренними межнациональными противоречиями и держалось лишь силой привычки. Однако внутренние брожения, а также нарастающий всеобщий невроз предпочитали не замечать, прикрываясь, как фиговым листом, ежегодными венскими балами и водевилями. «Веселенький апокалипсис» — так называл происходящее с его родиной Герман Брох, еще один свидетель гибели империи. До полного разрушения привычной жизни остается действительно не так много времени. Вскоре после описываемых во «Фрейде» событий Австро-Венгрия ввяжется в Первую мировую войну, распадется на множество небольших государств, а затем ее и вовсе поглотит Третий рейх.

Пока же на всем протяжении сериала заботливо раскиданы приметы надвигающейся катастрофы. Военные тешат свои многочисленные комплексы, выражающиеся в нескончаемом апломбе. В подпольных барах плодятся шовинистические адепты «крови и почвы», которые периодически разражаются националистическими тирадами. В психиатрических институтах царит всеобщий антисемитизм

«Осторожно, это еврей…», — представляют Фрейда коллеги. Свежи воспоминания и о подавлении очередного венгерского восстания, послужившего главным сюжетообразующим катализатором

Художественные фильмы про Фрейда

Фигура Зигмунда Фрейда и фильмы про него создают загадочную картину для оценки его личности. Еврей, который придумал брать деньги за общение в кабинете с людьми или спаситель душ ради выздоровления больных. Либидо человека заставляет двигаться вперед, но гораздо чаще в неверном направлении. В фильме 2018-го года «Мой друг Зигмунд Фрейд» рассматриваются вопросы политики и любви простого парня. Через общение с Фрейдом парень сумеет отчасти разрешить драму своей жизни. Он обретет свободу через отречение, а поэтому не каждый зритель поддержит его выбор.

Гораздо любопытнее для читателя станет фильм, который пронизан духом конца 19-го века, но при этом не теряет актуальности современной жизни, в ней история судьбы самого психоаналитика. «Тайный дневник  Зигмунда Фрейда» вышел в свет в 1984-м году, в этом фильме несколько жанров кино:

  • драма;
  • мелодрама;
  • комедия;
  • автобиография;
  • эротика;
  • сатира;
  • история.

Рекомендую фильм к просмотру, мне он понравился. Сюжет захватывает, он описывает любопытными эпизодами причины, почему Фрейд захотел стать доктором, когда его мама крутила интрижку с врачом «дядей Максом». Затем показывает, как Зигмунд начал бояться крови, его знакомство с будущей супругой, открытие личного кабинета для решения психических и психологических проблем. На живых примерах показано применение гипноза и метода «свободных ассоциаций».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector