Истребитель ввс германии «еврофайтер тайфун»

Два пути

В 2017 году участие Британии в программе FCAS приостановили. А уже в 2018 британцы гордо заявили, что создают собственный конгломерат для разработки перспективного истребителя и дронов к нему —Тим Темпест», состоящий из компаний, подконтрольных BAE, и примкнувшей к ним итальянской корпорацииЛеонардо S.p.A.»

Как понятно из названия, строить они должны были самолётТемпест», макет которого показали в том же 2018 году. На основе истребителя в перспективе планируют разработать и новый беспилотник, что и позволит британцам продолжать классифицировать их проект как самолёт шестого поколения — из-за наличия опциональной пилотируемости.

Британский перспективный истребитель в сопровождении дронов(фото: BAE)

За новым немецко-французским союзом осталось старое название FCAS. Сам самолёт получил название NGF(New Generation Fighter), будущий беспилотник к нему назвали RC(Remote Carrier).

Это подтверждало слухи о том, чтоДассо» иЭйрбас» продолжают вести разработку своих вариантов, пока идёт согласование о совместных требованиях к новому истребителю и вкладе в него. Французская машина выглядела посовременнее: бесхвостка, без вертикальных килей, со сложной системой управления вектором тяги. Немецкий вариант смотрелся попроще. И кили на месте, и общие обводы не такие зализанные — ближе к уже существующимстелс» самолётам.

NGF отДассо»

NGF отЭйрбас»

Наконец, на Ле-Бурже 2019 представили макет якобы единого варианта NGF. Его внешний вид стал неожиданностью для многих. Схема бесхвостки осталась в прошлом, появились наклонные цельноповоротные кили по типу использованных на F-23. Необычным оказалось и крыло — в то время как для пятого поколения во всём мире типично крыло трапециевидной формы, у NGF мы видим уже почти забытое стреловидное крыло с трапециевидным центропланом. Несмотря на то, что самолёт больше не опционально пилотируемый, да и по немногим известным характеристикам он не превосходит F-22 или Су-57, — NGF продолжают гордо именовать шестым поколением.

Дассо Эйрбас» NGF, многие называют его FCAS, что не совсем верно

Разрабатываемый в рамках программы FCAS беспилотник RC

В итоге на 2019 год ситуация с европейскими истребителями очень напоминает то, что мы видели в начале 80-х. Одновременно разрабатываются два очень похожих самолёта — просто в этот раз совместно работают французы с немцами, а британцы отдельно. Несмотря на гордое звание   шестого поколения» иТемпест», и NGF не сильно превосходят свои аналоги в других странах. И даже сроки первого полёта у них одинаковые — примерно 30-е годы.

Многие находят новый NGF очень похожим на более старый британский проект ВАЕРеплика». Это уже вызывало ряд обвинений в воровстве идей от авиалюбителей туманного Альбиона

Построят ли европейцы эти самолёты, сказать трудно. Вполне может случиться так, что они снова вернутся к идее стаек продвинутых беспилотников под командованием более старых пилотируемых машин. Куда интереснее выглядят азиатские проекты из Японии, Южной Кореи и Турции. Шанс на реализацию у них как бы не больше, чем у старушки Европы, которая мечтает показать, что ей по зубам передовое авиастроение.

Второй раунд: народное голосование

В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.

Франция:Дассо-Рафаль»

Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы вматери всех тендеров» — индийском MMRCA(Medium Multi-Role Combat Aircraft,средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французскихшквалов»(планировалось, правда, 126, но это уже детали).

Дассо Рафаль»(фото: Gauthier Bonnet)

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран(тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть)тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tony Osborne)

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себягрифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.

Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.

Оценки:

Dassault Rafale — 3,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Массо-габаритные характеристики

  Характеристика

JAS 39C

JAS 39E

«Рафаль»

EF-2000

  Размах крыла, м

  8,38

8,62

10,8

11,28

  Длина, м

  14,1

15,2

15,27

15,99

  Высота, м

  4,47

4,72

5,34

5,28

  Площадь крыла, м2

  30,7

Н.д.

45,7

51,2

  Масса пустого, кг

  6 820

8 000

10 460

11 150

  Нормальная взлетная масса, кг

  8 720

Н.д.

15 260

15 500

  Макс. взлетная масса, кг

  14 000

16 500

24 500

23 500

  Запас топлива во внутр. баках, л

  3 000

4 360

4 700

4 500

При создании истребителей перед конструкторами ставили разные цели. «Еврофайтер» первоначально задумывался как истребитель завоевания превосходства в воздухе и как перехватчик. Особенно это предназначение ревностно отстаивала Германия. Ее можно понять – она находилась на «прифронтовых» позициях относительно стран Варшавского договора. И надо было что-то противопоставить таким великолепным воздушным бойцам как МиГ-29 и Су-27. Ставилась задача получения высоких маневренных характеристик на дозвуковых и сверхвуковых скоростях

Да и Великобритания традиционно много уделяла внимание перехватчикам. Довольно часто ее королевским ВВС приходилось «перехватывать» российские стратегические бомбардировщики

Перехват Ту-160 английскими «Тайфунами»

https://cont.ws.

Турбовинтовые Ту-95МС тоже не обделены вниманием. Фото из Википедии.

Французы также ставили себе целью создание высокоманевренного самолета. Острой нужды в перехватчиках они не испытывали. Вокруг союзники, готовые встретить потенциального общего врага. Им нужен был многофункциональный истребитель с высокими ударными и разведывательными возможностями, способный постоять за себя в воздушном бою. Имперские амбиции Франции никуда не исчезли после распада колониальной империи. Пятая республика ревностно относится к своим бывшим колониям и старается не выпускать их из под своего влияния. Эти страны исправно снабжают Францию природными ресурсами. Для контроля и возможного давления на свои бывшие колонии французам нужна «длинная рука» в виде авианосцев (сейчас в строю правда один единственный остался) и ударных самолетов, способных достигнуть любого уголка своей «империи».

Бюджет страны не мог себе позволить создание нескольких типов самолетов для выполнения всех задач. Поэтому было принято решение создать единый самолет для ВВС и ВМС с высокой степенью унификации, способный базироваться на авианосце. Соответственно для самолета с приоритетом на ударные способности сочли ненужным скорости выше М=1,8, что упростило конструкцию воздухозаборников, которые сделали нерегулируемыми

Большое внимание уделили «стелс» технологиям, которые повышают шансы на выживаемость при нанесении ударов по наземным целям и в воздушном бою


Одно из основных условий при создании «Рафаля» — возможность базирования на авианосцах. http://www.cavok.com.br


Посадка «Рафаль» M на палубу авианосца «Шарль де Голль». https://pbs.twimg.com.

Швеция – нейтральная страна с высокоразвитой промышленностью, в том числе военной, все послевоенные годы старается, насколько возможно, справляться своими силами в поставках вооружений для собственной армии. Потенциал страны намного ниже таких стран как Великобритания, Германия, Франция, Испания и Италия. Разработка и создание современных самолетов обходится очень дорого. Правительством Швеции после долгих дебатов было принято решение о создании единого многофункционального истребителя, способного заменить стоящие на вооружении страны истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики и самолеты-разведчики. Главная идея «Грипена» — создание самолета с максимальными боевыми возможностями при минимуме затрат. Это позволяло, помимо уменьшения затрат на разработку, надеется на хороший коммерческий успех «Грипена», так как у большинства стран финансовые возможности не позволят эксплуатировать дорогую авиатехнику.

В сравнительном анализе за Швецию будут представлены две модификации – JAS 39C и JAS 39E. Основной модификацией, стоящей на вооружении стран-эксплуатантов является JAS 39C. JAS 39E значительно улучшенная версия самолета, первый полет которой состоялся в 2017 году. На сегодняшний день есть два заказчика – ВВС Швеции – 60 самолетов (с опционом еще на 10) и ВВС Бразилии –36 самолетов.


Положение Швеции между «молотом и наковальней» – странами НАТО и СССР – делало единственным способом выживания малочисленных ВВС рассредоточение самолетов по аэродромам. Так как в северной стране их немного, то одно из основных требований к «Грипену» — это возможность обеспечения эксплуатации с прямых участков дорог. На снимке посадка JAS 39 Gripen на автодорогу. http://www. Livejournal.com.
 
 

Производство

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании

Двухместный учебный вариант

Кабина

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

Общая оценка проекта

Оценки истребителя Eurofighter Typhoon весьма противоречивы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые хвалебные эпитеты по отношению к своему детищу. По их мнению, EF2000 с вероятностью в 82% выйдет победителем из поединка с российским Су-35, а его боевая эффективность равняется пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» по скорости разворота (М<1 и М>1) превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль».

Однако существуют и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по летным характеристикам.

Есть мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала своего серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованно. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались еще в середине 60-х годов, и в 80-х эти машины уже пошли в серийное производство. В это время европейцы только приступили к созданию машины.

В 1990 году свой первый полет совершил истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно, и по многим параметрам она превосходит любой самолет предыдущего поколения.

Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, который относится к поколению 4++. В 2014 году этот самолет принят в эксплуатацию и выпускается серийно.

Сегодня авиапроизводители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения, хотя его время наступит еще не скоро.

На этом самолете впервые использована система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Eurofighter Typhoon имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к машинам пятого поколения.

Все это указывает на очень высокий уровень европейского авиастроения. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого поколения, то их конкурентам (США, России и Китаю) придется несладко.

Проблем всё больше и больше

К 1986 году цена программы стала слишком велика, участились разговоры, что никакого смысла в общеевропейской кооперации нет — стоит разойтись и начать делать самолёты всем самостоятельно. Лишь дополнительные вложения средств от правительств Англии, ФРГ и Италии спасли программу. Кроме того, было решено создать концерн Eurofighter Jagdflugzeug GmbH и уже официально и чётко поделить прибыль, а также определить, что и кто производит. В целом эти решения вдохнули новую жизнь в программу и работы как над самим будущим Eurofighter, так и над его многочисленными новыми системами вроде двигателя, радара, прицельной электроники и так далее.

Внешний вид будущего европейского истребителя на 1986 год. Формирование облика Eurofighter почти завершилось

Казалось бы, все проблемы у Eurofighter остались наконец позади. Но думаю, читатели уже догадываются, какая подлость ждала проекты впереди.

Вместо этого планировалось построить более дешёвый и лёгкий самолёт, используя в том числе и промышленность Восточной Германии. Второй причиной было слишком серьёзное отставание проекта от американского F-22. Но в программу к тому времени было вложено слишком много средств, слишком много рабочих мест зависело от неё. В итоге совместными усилиями бизнеса и зарубежных партнёров удалось убедить немецких политиков сохранить финансирование, хоть и ценой снижения заказа.

В 1994 году первый прототип Eurofighter наконец взлетел. В целом машина получилась по-настоящему достойная, серьёзно уступающая только американскому F-22, который сам испытывал значительные проблемы и находился под угрозой закрытия. Успей европейцы быстро довести до ума самолёт и наладить его эффективный и массовый выпуск — Eurofighter вполне могла ждать отличная экспортная судьба. Но из-за недостатка финансирования работы затягивались. В 1998 году начался выпуск серийных машин для изначальных заказчиков — Германии, Англии, Италии, Испании и оплатившей свой заказ ещё в начале девяностых Австрии. Лишь к концу первого десятилетия XXI века работы по этому контракту завершились и началось серьёзное продвижение самолёта на экспорт.

Пытались сделать из Eurofighter и палубный истребитель

Но к тому времени на рынке были и неплохие предложения от американских фирм, и достаточно дешёвые и хорошие российские самолёты, не всегда уступавшие Eurofighter даже по электронике. Были готовы и два европейских конкурента — Dassault Rafale и SAAB JAS 39 Gripen. В итоге началась самая настоящая драка за рынки. Не упростило ситуацию и появление американского F-35, активно продвигаемого как единый истребитель всех силдобра и демократии». Некоторые европейские страны, склонявшиеся в сторону покупки Eurofighter, отдали предпочтение именно американскомустелсу».

Eurofighter в ВВС ФРГ и Англии должен дослужить минимум до середины тридцатых годов XXI века

На текущий момент программу Eurofighter назвать неудачной, конечно же, нельзя. Самолёт стоит на вооружении нескольких стран, потихоньку модернизируется. Но и достичь успеха, о котором мечтали в восьмидесятых, так и не удалось. Кто знает — возможно, стоило с французами доработать Mirage 4000 и начать зарабатывать и потихоньку модернизироваться ещё до конца холодной войны. Может, стоило укротить гордыню и всё же разрабатывать самолёт попроще. Могла ли сложиться по-другому история общеевропейского истребителя, мы уже не узнаем. Нам остаётся лишь наблюдать за новыми попытками в лице англо-итальянского Tempest и франко-немецкого NGF. Что выйдет в этот раз — узнаем где-то лет через десять.

Самолет разработки

Было построено семь опытно-конструкторских самолетов (DA) с разной комплектацией оборудования и ролями летных испытаний.

DA1 Германия 

DA1 в 2013 году

Основная роль DA1 заключалась в характеристиках управляемости и мощности двигателя.
DA1 был собран в 1992 году и впервые поднялся в воздух 27 марта 1994 года с серийным номером 98 + 29 Люфтваффе. Фаза военной оценки началась в 1996 году. В 1997 году после 123 полетов двигатели DA1 RB199 были заменены на EJ200 , он также был переоборудован катапультируемым сиденьем Martin-Baker Mk.16A и полной авионикой. После этих модификаций он вернулся в программу летных испытаний в 1999 году. После потери DA6 DA1 был передан в Испанию для выполнения оставшихся работ по разработке, включая испытания IRIS-T .
Самолет был списан 21 декабря 2005 г., через одиннадцать лет, восемь месяцев и 24 дня после первого полета.
Он выставлен на выставке в Flugwerft Schleißheim (внешняя часть Немецкого музея ) недалеко от Мюнхена, Германия.
DA2 Соединенное Королевство 
DA2 провел расширение оболочки, оценку управления полетом и нагрузочные испытания. Самолет впервые поднялся в воздух 6 апреля 1994 года под позывным ZH588. Оценка управления полетом включала разработку «беззаботного управления» Eurofighter. 23 декабря 1997 г. DA2 стал первым истребителем Eurofighter, достигшим скорости 2 Маха, а в январе 1998 г. провел испытания по дозаправке с помощью RAF VC10 . Как и DA1, DA2 был модернизирован в 1998 году с новыми двигателями, эжекторным сиденьем и авионикой и снова присоединился к программе испытаний в августе. В 2000 году на самолет было установлено 490 датчиков давления ; из-за того, что они были закрыты черными накладками и имели соответствующую проводку, самолет был окрашен в черный глянцевый цвет. Датчики давления измеряли воздействие различных вооружений и внешних топливных баков. В 2002 году самолет прошел испытания ASRAAM , прошел испытания беззаботного управления и приступил к испытаниям ложных целей DASS.
Сейчас на пенсии и выставлен в галерее «Вехи полета» в музее Королевских ВВС в Хендоне .
DA3 Италия 
Разработка систем вооружения.
DA4 Соединенное Королевство 

DA4 в 2011 году

Разработка радара и авионики, выставленная сейчас в Имперском военном музее Даксфорда . В процессе перевода в Музей авиации Ньюарка, Ноттингемшир.
DA5 Германия 
Разработка РЛС и авионики в стадии модернизации до стандарта Транша 2.
DA6 Испания 
Разработка и обслуживание планера. DA6 потерпел крушение в Испании в ноябре 2002 года после отказа обоих двигателей. Немецкий EADS DA1 был передан EADS-CASA.
DA7 Италия 
Навигация, авионика и ракетный транспорт. Сейчас на пенсии в Камери IAF.

Примечания[править | править код]

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Дата обращения 5 июля 2007.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 мая 2011.
  3. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  4. . eurofighter.at. Дата обращения: 3 ноября 2015.
  5. AirForces Monthly (неопр.). — 2004.
  6. . Дата обращения: 4 февраля 2013.
  7. , FR: Dassault.
  8. , Eurofighter.
  9. , DE: Luftwaffe.
  10. ↑ , Blogspot
  11. , SE: Saab.
  12. , NL, 8 Aug. Проверено 1 февраля 2011..
  13. ↑ , JSF Nieuws, с. 5.
  14. , RU: MiG Aravia.
  15. , Deagel.
  16. , Bharat-Rakshak.
  17. , AT: Air Power.
  18.  (англ.). bbc.com. BBC (16 February 2017). Дата обращения: 7 июля 2017.
  19. Gunther Oswald, Nina Weissensteiner.  (нем.). derStandard.at (7. Juli 2017). Дата обращения: 7 июля 2017.
  20. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Долгое отставание

В то время как в СССР и США в 80-е годы активно шла разработка самолётов так называемого пятого поколения, европейский авиапром впервые в истории серьёзно отставал. Уже существующие машины во всём проигрывали F-15 и F-16, Су-27 и МиГ-29.

Французы долго и проблемно доводили свойРафаль», который никак не хотел летать как надо. Немцы и британцы потихоньку пилили единыйЕврофайтер Тайфун». Столь затяжные программы объяснялись просто — европейцы собирались перепрыгнуть ступеньку и сразу начать строить самолёты поколениячетыре с плюсом», что позволило бы обойти советских и американских конкурентов. Проектирование следующего, пятого поколения самолётов, или не велось, или осуществлялось в фоновом режиме.

В конце 80-х немцы разрабатывали ударныйстелс», аналог F-117, но далеко эти работы не зашли

Развал СССР и сокращение финансирования не прибавили живости обеим европейским программам.Рафаль» пропихнули в серию только в 2001 году,Еврофайтер» домучали лишь в 2003. 

Несмотря на то, что оба самолёта получились на голову выше раннего четвёртого поколения, хитрый план европейцев превзойти конкурентов полностью провалился. К тому моменту, как иРафаль», иЕврофайтер» довели до ума, на рынке вооружений уже давно продавали российские и американские самолёты поколенийчетыре плюс» и даже четыре с двумя плюсами. Вместо захвата рынка, как представлялось в мечтах в восьмидесятые, пришлось участвовать в честной конкуренции и зачастую проигрывать. В итоге ни денег, ни возможности заниматься пятым поколением у Европы просто не было.

В нулевых в Dassault показали, как мог бы выглядетьстелс» вариантРафаль». Дальше идеи этот проект не ушёл

Серийный самолет

Это боевые и учебно-тренировочные самолеты. Модель известна как Typhoon в Великобритании и на экспортных рынках и как EF-2000 в Германии, Италии и Испании. Однако все итальянские самолеты имеют на хвосте логотип «Тайфун».

Транш 1

Начальные боевые возможности, базовые возможности противовоздушной обороны
Блок 2
Возможности воздух-воздух
Блок 5
Возможности «воздух-воздух» и «воздух-земля», стандарт конечных эксплуатационных возможностей (FOC). Все самолеты Транша 1 модернизируются до Блока 5 в рамках программы модернизации 2 (R2).

Транш 2

Блок 8
Новый стандарт оборудования с новым компьютером миссии
Блок 10
Enhanced Operational Capability (EOC) 1, улучшенный DASS , IFF Mode 5, Rangeless ACMI

Воздух / Воздух — AIM-120 C-5 AMRAAM , IRIS-T digital
Воздух / Земля — GBU-24 , оружие с наведением GPS , СИГНАЛИЗАЦИЯ , Тротуар III и IV, Rafael LITENING III
Блок 15
EOC 2

Воздух / Воздух — МЕТЕОР ,
Воздух / Земля — ТЕЛЕЦ , Штормовая тень , Сера
Блок 20
EOC 3

Транш 3А

Последний производственный стандарт, включающий EOC 3 и аппаратную поддержку EOC 4
Конформные топливные баки, оптоволоконные кабели и модернизация компьютеров, радар AESA , модернизация защитных систем

Воздух / Земля — SPEAR 3 , Marte-ER , LITENING IV и V

Транш 3B / Транш 4

В настоящее время неуказанные обновления, включая возможности наземного нападения, основанные на спецификациях Транша 3А.

История создания

Как уже было сказано выше, в начале 80-х годов Европа имела серьезное отставание от США и СССР в качестве своих истребителей. Самолеты, созданные в США, не слишком подходили для европейцев по своим характеристикам: нужен был истребитель, способный бороться за господство в воздухе и решать задачи ПВО. Американские машины главным образом были ориентированы на решение ударных задач и не могли нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности.

Разработкой нового истребителя занимались сразу несколько европейских компаний: Вае в Англии, МВБ и Дорнье в ФРГ и Дассо-Бреге во Франции. Проекты, над которыми они работали, имели сходные характеристики: создавалась простая и дешевая машина, со сравнительно небольшой взлетной массой и хорошей тяговооруженностью. Поэтому неудивительно, что очень скоро европейцы решили объединить свои усилия.

В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании было принято решение о создании консорциума «Еврофайтер», который бы занимался разработкой нового европейского истребителя.

Этот самолет в первую очередь планировался как перехватчик, с ракетным и пушечным вооружением на борту, способный наносить удары по наземным целям.

Следует сказать, что еще на этапе формирования тактико-технического задания для будущего истребителя между странами-участницами консорциума возникли серьезные разногласия. Французам нужен был самолет не только сухопутного, но и палубного базирования, поэтому они настаивали на уменьшении веса планера, что не устраивало других участников. По этой причине Франция покинула консорциум в 1985 году и занялась развитием собственной программы «Рафаль».

Евроистребителю нужен был новый двигатель с высокими показателями тяговооруженности. Для его разработки создали еще один консорциум, который получил название «Евроджет», в его состав вошли такие промышленные гиганты Старого Света, как Rolls-Royce, FiatAvio и MTU Aero Engines. Проект нового двигателя для истребителя получил название EJ200.

По мере продвижения работ к ним стали проявлять интерес небольшие европейские государства: Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия.

В 1988 году был подписан контракт на проектирование самолета и постройку его первых образцов.

Окончание Холодной войны и распад Советского Союза не мог не отразиться на проекте создания нового самолета. Угроза глобальной войны с сильным противником, которая нависала над Европой почти половину столетия, ушла в прошлое. Стали раздаваться голоса, что программа (весьма недешевая, кстати) должна быть свернута. К тому же, многие эксперты заявляли, что новый самолет серьезно уступает гораздо более дешевому советскому МиГ-29.

Однако программу удалось отстоять, правда, количество заказов для консорциума было уменьшено. В 1991 году начались испытания самолета, а в 1994 – Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет.

В 1998 году был подписан контракт на производство опытной партии самолета, а в 2000 году – завершились летные испытания истребителя и он был допущен к эксплуатации.

В 2002 году консорциум подписал контракт с правительством Австрии на поставку восемнадцати самолетов, но потом их количество было уменьшено до пятнадцати.

В 2003 году начались поставки всем странам-участницам консорциума истребителей EF2000 Tranche 1. Весной следующего года самолеты были официально приняты на вооружение. В том же году были подписаны контракты на поставку второй партии (транша) самолетов. Следует отметить, что истребители, относящиеся к Tranche 1 и Tranche 2, имеют существенные различия. На EF2000 Tranche 2 установили новый бортовой компьютер, улучшенный пакет авионики, более совершенную систему вооружения, позволяющую уничтожать наземные цели.

Потребность в создании многоцелевого самолета особенно остро проявилась после начала афганской кампании.

«Еврофайтер Тайфун» модификации Tranche 2 впервые поднялся в воздух в 2008 году. В настоящее время уже существует модификация Tranche 3, которая отличается увеличенной тягой двигателя, топливными баками, более совершенной бортовой ЭВМ, а также РЛС с фазированной решеткой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector