Конспект занятия на тему: «радость» (по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

Фундаментальные эмоции

Эмоции психологи разделяют по качеству переживания. Американец – Кэррол Э. Изард написал об этом целую книгу «Психология эмоций», где представил теорию дифференциальных эмоций.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций:

  1. Интерес-возбуждение,
  2. Радость,
  3. Удивление,
  4. Горе-страдание,
  5. Гнев-ярость,
  6. Отвращение-омерзение,
  7. Презрение-пренебрежение,
  8. Страх-ужас,
  9. Стыд-застенчивость,
  10. Вина-раскаяние.

Этот автор относит первые три эмоции к положительным переживаниям, а остальные семь – к отрицательным. По мнению К. Э. Изарда каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, какие отличаются по степени выраженности. В рамках такой одномодальной эмоции как радость можно дополнительно выделить:

  • радость-удовлетворение,
  • радость-восторг,
  • радость-ликование,
  • радость-экстаз и другие.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Тревожность может сочетать страх и гнев, вину и интерес.

Список состояний

В списке раскроем понятие фундаментальных образований из книги «Психология эмоций»:

Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на новый объект и может переходить в интерес. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным

Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
Гнев — сильная отрицательная доминанта в эмоциях, протекающая чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. У гнева характер стенической эмоции.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием базовых потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Интенсивность эмоции радости и смешанная мимика

Степень радости главным образом определяется положением губ, дополняемым выраженностью складок в области «нос-рот» и морщин в области глаз. При закрытом рте эмоция радости может быть интенсивнее, чем при открытом за счет большей оттяжки назад уголков губ.

Даже слабое выражение счастья сопровождается характерными реакциями глаз (радостным взглядом, напряжением нижних век и морщинками в уголках), тогда как натянутая, маскирующая другие эмоции улыбка будет единственным маркером радости на нейтральном лице, глаза которого эмоционально не задействованы.

Комбинируясь с приятным удивлением, эмоция радости проявляется оттягиванием назад уголков уже открытого от неожиданности рта.

Смешанные эмоции радости и презрения накладывают на лицо печать высокомерия и самодовольства. В этом случае презрительно приподнимается лишь один из уголков рта.

Гневно-радостное выражение лицо принимает в ситуации триумфа над противником, при его прощении или желании смягчить конфликт. Нижняя часть лица будет демонстрировать улыбку, которая производит впечатление неискренней, а верхняя часть будет гневной.

Когда к радости примешивается страх, улыбка сопровождается испуганным тандемом «лоб-брови-глаза». Подобное выражение лица часто можно видеть на приеме у стоматолога или на «адреналиновых» аттракционах.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что у радостного человека:

  • оттягиваются кверху и немного назад уголки рта;
  • появляется улыбка, которая либо обнажает зубы при открытом рте, либо «играет» на сомкнутых губах;
  • появляются морщины, идущие от ноздрей к области за уголками рта;
  • щеки могут подниматься к верхней части лица;
  • нижнее веко глаза приподнято, но не напряжено и образует лучеобразные морщинки.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям

Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса

Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Как определить радость по выражению лица?

Разумеется, определить счастливое настроение человека по смеху не составляет труда. Когда радость переживается безмолвно, она также достаточно легко определима по мимике, но исключение составляют комбинации этой эмоции с другими.

О радостном настроении человека говорят в первую очередь характерные веки и нижняя зона лица. Область «брови-лоб» далеко не всегда задействована в мимическом ансамбле эмоции радости.

Для губ свойственно положение с оттянутыми и несколько приподнятыми уголками. Улыбаясь, человек может как держать губы сомкнутыми, так и приоткрывать рот, обнажая зубы. Демонстрация зубов в улыбке может ограничиваться верхними резцами, или же включать нижние и верхние зубные ряды вместе с деснами.

Чем интенсивнее улыбка, тем более выраженными становятся носогубные морщины, идущие от крыльев носа к нижней зоне лица. Также характерен подъем щек, который делает улыбку шире, а мимические складки – более отчетливыми. Выраженная улыбка существенно сужает разрез глаз.

Нижние веки тоже активно задействованы в эмоции радости. Кожа под ними подтягивается таким образом, что во внешних уголках глаз образуются т.н. «гусиные лапки» – характерные «веселые» морщинки, похожие на лучи. С возрастом «лапки» становятся более выраженными, тогда как у детей их может не быть вовсе.

Эмоции выражающие физическое состояние

Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.

Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали.

Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: «жара»):

Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!

Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей — можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.

Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, — ничто иное как страх

Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.

По каким причинам возникает эмоция радости?

Рассматриваемая эмоция несколько отлична от эмоции возбуждения, которая является противоположностью скуки

При возбуждении человек испытывает интерес, становится увлеченным, а его внимание заостряется. Возбуждение может сопровождаться радостью, но может существовать и вместе с негативными эмоциям.

Отлична она и от чувства удовольствия, так как последнее не является ее обязательным компонентом. Наряду с модальностями возбуждения и удовольствия, существуют связки радости с такими ее ипостасями, как облегчение и личностное удовлетворение.

При радости, сопровождающей облегчение, человек переживает приятные чувства от избавления от страдания, боли, печального настроения и т.д. Облегчение переживается и при достижении желаемого результата. Некоторые люди способны испытывать радость исключительно этого типа.

Человек способен получать счастье и от удовлетворения самим собой. Такая эмоция возникает при осознании своего личностного роста, профессионального и нравственного развития. Хорошо выполненная работа, выражение симпатии со стороны окружающих людей, одобрение социума – все эти факторы делают нас счастливыми от осознания своих положительных качеств и меняют наше представление о себе в лучшую сторону.

Порой все четыре типа радости сходятся в одну эмоцию. Например, при участии в забеге спортсмен испытывает радость как мышечное удовольствие, как возбуждение от духа соперничества, как облегчение от того, что он не подвел тренера, и, наконец, как удовлетворенность своим «я», вырвавшим победу и ставшим призером.

Интенсивность эмоции радости колеблется от легкого веселья до упоительного восторга. В зависимости от этого в мимике будет присутствовать или едва заметная усмешка, или широкая «чеширская» улыбка во весь рот. Человек может сдержанно хихикать или разражаться смехом буквально до слез. Тем не менее, хохот больше характерен для модальности «радость-возбуждение», когда, к примеру, человек вовлечен в веселую игру или реагирует на шутку, тогда как в других случаях интенсивная эмоция радости не сопровождается смехом.

Улыбка – одна из составляющих мимических проявлений радости – не всегда говорит о переживаемом счастье и является неспецифичным признаком, потому что часто сопровождает эмоции негативного спектра, пытаясь замаскировать действительное состояние человека. Улыбка может демонстрировать готовность перенести физическую боль, может использоваться как средство умиротворения агрессивно настроенного противника, а также как инструмент, смягчающий остроту ситуации. Улыбкой можно вызвать ответное расположение, так как на адресованную улыбку сложно не ответить такой же реакцией.

Радость часто комбинируется с негативными и нейтральными эмоциями, что привносит в мимику своеобразные «следы».

Шпаргалка FACS

Facial Action Coding System — мануал доктора психологии Арминдо Фрейтас-Магальяйнса. Это система кодинга эмоций, оцифрованные знания о мимике.

FACS связывает каждую эмоцию в мозге с тем, какие мышцы в теле за нее отвечают. Так появилась огромная цифровая библиотека с описаниями, фото- и видеообразцами проявления чувств разных людей. Например, можно посмотреть, как выглядит грусть на лицах разных возрастных групп (от детей до стариков), рас и культур (от белых американцев до представителей племен из Папуа — Новой Гвинеи).

Ее разрабатывали для обучения работников полиции и спецслужб, таможенников и психологов, но потом FACS стал золотым стандартом и для мультипликаторов. Например, «Историю игрушек» и «Шрека» создавали с использованием этого мануала.

«Демоверсию» руководства можно найти в книгах Пола Экмана — реального ученого, который стал прототипом главного героя сериала «Теория лжи». Например, в книге Экмана «Психология эмоций» — масса иллюстраций и схем движения мышц лица, которые могут стать референсами для художников.

Счастье

Сначала попробуем нарисовать эмоции счастливого человека. В восторженном состоянии у людей глаза обычно не изменяются, но можно показать легкие морщинки, возникающие около них при улыбке. Для пущего эффекта можно отобразить слегка расширенные зрачки. Дуги бровей чуть-чуть приподняты. Улыбку можно изобразить, изогнув линию рта и приподнимая внешние уголки губ. Не забудьте про складки или, если у рисуемого вами человека они есть, ямочки на щеках. Также у улыбающегося человека щеки слегка приподнимаются и кажутся более пухлыми, для этого сделайте небольшие изогнутые вниз линии под глазами. Если улыбка «открытая», то покажите несколькими вертикальными линиями зубы.

Упражнение «Правило правой руки»

Цель данного упражнения — показать, как можно, находясь в осознанности, мгновенно изменить свое отношение к происходящему, если испытываешь отрицательный избыточный потенциал, и привести себя в благоприятное состояние.

На указательный палец левой руки, поднятый вверх, надавливаем ладонью правой руки. Задаем себе вопрос «Что меня давит?», при этом приходит какое-то негативное чувство (переживание). Переворачиваем правую руку ладонью вверх, определяем позитивное чувство, противоположное тому негативному переживанию, с которым работаем. Делаем вдох-выдох и на правой ладони представляем образ позитивного чувства. Мысленно прикладываем этот образ к груди и фиксируем свои чувства и ощущения.

Если неприятное, деструктивное состояние сменилось позитивным, благоприятным, ресурсным, это говорит о том, что образ работает. Если же состояние не поменялось, попробуйте проделать это упражнение еще несколько раз (до пяти), чтобы более точно подобрать противоположное позитивное состояние.

Первичные эмоции

Первичные эмоции — это те эмоции, которые возникают на первичные стимулы и люди не имеют достаточного контроля над ними и их происхождением.

Эти базовые эмоции выражаются на нашем лице независимо от культуры, расы или возраста. Ниже представлены основные из них:

  • Счастье (1): Уголки губ приподняты вверх — брови приподняты вверх — широко открыты глаза;
  • Злость (2): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — широко открыты глаза;
  • Испуг (3): Уголки губ (иногда и вся линия губ) беспорядочно опущены вниз — приподнятые брови неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Печаль (4): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа приподняты вверх — глаза с опущенными веками.

Таковы основные выражения лица и мы используем их наиболее часто в течение жизни. Для мультфильма в основном необходимо развивать другие выражения, исходя из основных.

Есть еще два выражения, которые дополняют группу основных:

  • Удивление (5): Маленький и полуоткрытый рот — брови приподняты выше неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Ерунда! (6): Уголки губ беспорядочно опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — глаза закрыты.

«Зачем было отделять эти две эмоции от первой группы?» 

Просто: эти выражения являются вариациями выражений первой группы.

Теперь, возможно у вас возникнет вопрос, почему так мало основных форм выражения эмоций? Все очень просто: есть основные цвета, которые можно смешивать, чтобы получить другие, точно также есть и первичные эмоции, которые могут быть смешаны для создания других вторичных выражений! Просто взгляните:

Обратите внимание, что для создания сонного выражения мы взяли брови от выражения счастья и смешали с почти закрытыми глазами грусти. Круто, не так ли?

Упражнение «Расческа»

Следующее упражнение знакомо каждому человеку — это разглядывание своего отражения в зеркале. Только теперь, перед тем как подходить к зеркалу, предлагаем вам сформировать у себя в голове образ (картинку, слайд): каким вы хотите видеть себя? (В позитивном контексте, например молодым, довольным, радостным и т.д.)

После создания образа в голове можно смотреть в зеркало и начинать выполнять свои ежедневные утренние или вечерние процедуры (расчесывание, чистка зубов и т.д.). Ну и, конечно же, в изображении в зеркале следует выискивать хорошее, а негативное — игнорировать, то есть «причесывать» свои мысли. Можно улыбнуться себе, любимому, сказать что-нибудь ласковое, хорошее.

Три способа научиться радоваться

Если вы еще читаете дальше и ничего из упражнений не сделали до этого момента, то срочностановитесь автором  нашего интернет-портала — значит, вы уже можете давать теорию.

Смена ракурса

Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в «неудобное» положение. Это придаст сцене больше динамики.

Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.

Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы «заставляем» его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!

В мультипликации у плохих персонажей зачастую большие нижние челюсти и маленькие глазки. При этом у более слабого персонажа будут крупные глаза и более выразительная, но маленькая нижняя челюсть, а рот обычно расположен ниже у подбородка. Попытайтесь применить эту технику в своих дизайнах, чтобы убедиться самим!

Обмен сигналами

Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими «знаками». Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.

Ниже приведен пример «обмена сигналами». Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?

Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка «строит глазки», благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.

Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?

Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?

Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.

Чем опасен идеал

Я написала эту колонку в Facebook после довольно тяжелой недели, хотя мое обычное расписание гораздо более спокойное: дети выросли, частная практика психолога позволяет распределять нагрузку так, как мне удобно. Одновременно оказалась в реанимации свекровь, несколько клиентов попросили о срочных дополнительных сессиях, плюс я обещала организовать юбилейный стол для своих родителей.

В один из дней я начала работу рано утром, а сбросила упряжь ближе к полуночи. И ярко, всем телом вспомнила то состояние свинцовой, почти смертельной усталости, так хорошо знакомой всем (особенно работающим) матерям маленьких детей, когда устала и болит каждая клетка организма. Следующим утром, проснувшись с ощущением «как будто меня вчера палками били», настукала этот небольшой текст прямо в телефоне.

И поплелась дальше по своим делам.

Бессонные ночи, 10 кружков – и мама решает все. Пройдет ли мода на интенсивное материнство

Через несколько часов обнаружила, что на моей странице разворачивается полнометражная война: стенка на стенку идут примерно полторы тысячи человек. Те, кто уловил мое послание «Нельзя считать нормой чужие идеалы», и те, кто настаивает: «Подними свою ленивую задницу и прекрати ныть!» Ну что ж, как в любом проективном материале, каждый увидел в тексте что-то свое, больное. Конечно же, нашлись юные бездетные миллениалы с их снисходительным «Автор, вы что-то не на позитиве». Естественно, сбежались представительницы огромного сообщества «Мы тут все в белом», призывающие всех немедленно прекратить жаловаться и начать брать пример с них, гуру тайм-менеджмента и личной эффективности. Но больше всего, конечно, было нормальных, уставших, чутких, совестливых женщин, которые быстро ставили свой лайк или писали: «Все так, автор, держитесь!» Хотя, убедитесь сами, ни слова жалобы в исходном посте не было, разве что призыв задуматься. (А еще чрезвычайно полезно иногда вспоминать школьный курс литературы, в частности аксиому «Личность автора не равна его лирическому герою».) 

Мне хотелось поговорить о том, как происходит навязывание стандарта в обществе потребления. О морковке перед носом современного пролетариата. О том, как незаметно «средним» уровнем стал считаться почти что необозримо высокий.

Почему так случилось? Нам навязали чужой образ жизни ради повышения потребительского спроса.

Например, сейчас в Москве катастрофическая ситуация с новостройками. Они не продаются, потому что у людей нет денег. У нас за домом построили пять 46-этажных башен, стоят пустые, никто не покупает. Чтобы их продать, маркетологи сочиняют нам мечту: появляются ролики, где молодая семья с маленькими детьми и собакой играет на лужайке, все на фоне нарядных новых домов. О том, что эту мечту придется оплачивать годами очень тяжелого труда, так что и времени-то побегать по лужайке, скорее всего, не останется, в ролике, естественно, умолчали.

Рекламный образ создают, чтобы продать очередной товар. Но как быть с людьми, у которых он теперь живет в голове?

“А вы что — никуда не ходите?” Еще один кружок или вменяемые родители — что бы выбрал ребенок

Мои клиентки — это, в основном, молодые мамы с двумя-тремя детьми, которые много переживают, что не могут создать для своей семьи идеальную жизнь. Когда я говорю: «Вы сегодня за день покормили ребенка грудью 20 раз, выработав 1,5-2 литра молока. Может, не надо сейчас везти старшего ребенка в кукольный театр через весь город, чтобы он приобщился к культуре, лучше полежите с ним в обнимку?», то слышу в ответ: «Вы что! Это же путь в никуда. Я же должна…» Или говорят: «Вместо того, чтобы включать детям мультики на планшете, я лучше их в музей отведу». Музей, театр, экскурсия — это, без сомнения, прекрасно, кто бы спорил.

Но если ваш выбор «поспать или сводить детей в музей», надо выбирать первое. У молодых мам обычно хронический недосып, который длится по 6–8 лет. Сон жизненно необходим. Но она выбирает музей, потому что в ее голове — идеальная картинка из другой жизни, уместная в маленьком европейском городе, где до всего можно дойти за 20 минут пешком. У среднестатистической российской мамы чаще всего на все это нет ресурса. Сходить одной в туалет и душ и то роскошь, какие тут театры, пироги с корицей и белые коты.

Как научиться держать эмоции под контролем: упражнения и практика

Ниже приведен перечень несложных и очень эффективных упражнений, выполнение которых поможет наладить контроль собственных эмоций. Главное – выполняйте этот комплекс регулярно.

1. Идентифицируйте эмоции.

Научитесь четко различать, что конкретно вы чувствуете в определенной ситуации. Вы разгневаны, обижаетесь, боитесь и т.д. Разберитесь, это одно совершенно ясное ощущение или несколько смешанных?

Контроль эмоций предполагает в первую очередь наблюдение, а для этого необходимо четко их идентифицировать. Изучите таблицу эмоциональных состояний, чтобы иметь представление о том, какими они бывают.

Выполнять упражнение просто: наблюдайте за собственным эмоциональным фоном и выявляйте причины его изменения. Научитесь определять, что именно приводит к всплескам переживаний.

Читайте нашу статью «Как полюбить свою работу: эффективные упражнения и ценные советы».

2. Упражнения на дыхание. Выполняются по 5-7 минут, делается несколько повторов.

Благодаря этому упражнению нормализуется артериальное давление, снимается тревожное состояние:

  • быстрый трехсекундный вдох;
  • выдыхать медленно, в течение семи секунд;
  • после выдоха – трехсекундная задержка дыхания.

А следующее упражнение помогает сконцентрироваться, когда ситуация того требует. Выполняется так же 5-7 минут, необходимо сделать несколько повторов:

  • вдохнуть медленно, в течение 5-7 секунд;
  • после вдоха – трехсекундная задержка дыхания;
  • быстрый трехсекундный выдох.

3. Концентрация в теле. 

Любые эмоциональные переживания в большей или меньшей степени человек чувствует и телом. Значит, посредством тела можно научиться осуществлять контроль собственных эмоций. В этом и состоит данное упражнение. Как только начинаете чувствовать всплеск негатива, усилием мысли перенаправьте его, к примеру, в кулак. А затем несколько раз сильно сжимайте и разжимайте его. Это поможет успокоиться.

Или еще один способ: все напряжение сконцентрировать в одной мышце и не расслаблять ее так долго, как только сможете, пока она не расслабится сама.

Ниже приведен перечень специальных упражнений для релаксации, которые выполняются пошагово в положении сидя:

  • Опора на пятки, носки ног максимально вытянуть вверх, опустить, расслабиться.
  • Опора на носки, пятки максимально оторвать от пола, опустить, расслабиться.
  • Сильно нажать обеими подошвами на пол, расслабиться.
  • Оторвать ноги от пола и сильно вытянуть вперед, опустить, расслабиться.
  • Положить руки в область солнечного сплетения, вдохнуть так глубоко, насколько возможно, удержать дыхание и затем сделать выдох через рот.
  • Крепко сжать кулаки и после расслабить.
  • Сильно растопырить ладонь и пальцы, после расслабить.
  • Спина прямая, сделать движение вверх плечами вместе с лопатами (как можно выше), опустить, расслабиться.
  • Максимально растянуть губы в стороны, как бы улыбаясь, после расслабиться.
  • Сильно сжать губы трубочкой, расслабиться.
  • Зажмуриться изо всех сил, расслабиться.
  • Выполнить движение бровями вверх, насколько возможно высоко, затем расслабиться.
  • Сцепить руки в замок на уровне солнечного сплетения, а затем втянуть их максимально вверх, сделав при этом вдох и выдох (в положении сидя).
  • Встать, снова собрать руки в замок в области солнечного сплетения, поднять их вверх и сильно потянуться (вдох), затем свободно бросить руки вниз (выдох) и завершить постукиваниями пятками по полу.

4. Контроль эмоций через виртуальную игру. 

Любое переживание представляет собой некий всплеск чувств, который отражается на телесных ощущениях и при этом еще и вызывает в сознании некий образ (он может быть ясным или не очень, отражать реальную действительность или быть совершенно выдуманным, ассоциативным). Через это виртуальное представление вы тоже можете осуществлять контроль эмоций.

Попробуйте придать вашим переживаниям визуальный образ, представьте, например, какой они формы, размера или цвета. Затем попытайтесь что-то поменять. Вообразите, например, что это жидкость, которую можно перелить из одной посуды в другую или вовсе вылить и забыть о ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector