Что открыли психологи совсем недавно и о чем знал апостол павел? эффект даннинга-крюгера

Содержание:

Примеры действия эффекта Даннинга-Крюгера

  1. У начинающих любителей. Купив навороченный фотоаппарат, дилетант начинает мнить себя Стивом Маккарри или Франком Фурнье. Его снимки, естественно, отличаются от «шедевров», который были сделаны при помощи «мыльницы». Люди с таким же эффектом Даннинга-Крюгера незамедлительно высоко оценивают полученный продукт, который на самом деле из-за некомпетентности любителя является ширпотребом и откровенной дешевкой. Они не видят разницу между проделанной работой дилетанта и произведениями великих фотографов.
  2. У молодых специалистов. Довольно часто описываемое искажение сознания наблюдается у начинающих медиков и педагогов. Без определенного опыта в этих сферах деятельности человека не обойтись. Диплом врача и скальпель в руках вовсе не означает, что перед нами появился хирург от Бога. Талант-талантом, но практику еще никто не отменял. Не менее опасны молодые специалисты-преподаватели с эффектом Даннинга-Крюгера. Считая себя асами и новаторами в педагогике, они отвергают советы более компетентных коллег и могут искалечить психику подрастающего поколения.
  3. У строителей. Некоторые горе-шабашники в любом своем промахе увидят досадное недоразумение. При обвале потолка они ни в коем случае не признаются в собственной некомпетентности и начнут с умным видом вещать о толщине арматуры. Если же заказчики отказываются в итоге от услуг таких работников, то их возмущению нет предела. За узостью мышления в строительных работах у неучей благополучно маскируется описываемое метакогнитивное искажение личности. Работая по старинке, они будут с недоумением и высокомерием взирать на напарников, которые умеют делать точные расчеты.
  4. У лже-ученых. Многие посредственности считают себя великими генераторами идей. Называя себя альтернативными учеными, они с пеной у рта доказывают, что их таланту не дано пробиться из-за зависти коллег. Их не останавливает тот факт, что те же сотрудники по работе издают блестящие и сенсационные труды. Человек с эффектом Даннинга-Крюгера и полным отсутствием логики не в состоянии этого понять. Ему легче создавать сайты таких же ограниченных единомышленников и громко кричать о наличии мафии и коррупции в научных кругах.
  5. У руководителей. Не зная основ управления, некоторые высокопоставленные личности умудряются занимать ответственные посты. Если в коллективе что-то пошло не так, они с легкостью перекладывают вину за случившееся на подчиненных. При этом такие особы сетуют на тот факт, что сложно руководить стадом баранов даже при могучем потенциале лидера.
  6. У обывателей-«политиканов». Как иногда бывает увлекательно вечерами на собственной кухне разносить в пух и прах существующую власть. При этом горлопаны с озвученным эффектом напрочь забывают, что сами ее и выбрали. Политическая неосведомленность у них прикрывается ораторским искусством и пространными фразами-советами о благоустройстве общества.
  7. В искусстве. Довольно часто творческие личности (или особы, которые мнят себя таковыми) необъективно оценивают свои способности. Гении находятся в постоянном поиске, а посредственности почивают на лаврах мнимой славы. Талант не терпит суеты, поэтому многие самородки в искусстве остаются в тени их чванливых коллег. При чем последние считают себя вторыми Пушкиными и Пикассо. А в особо проблематичных случаях с самооценкой — первыми.
  8. В шоу-бизнесе. Всевозможные конкурсы поиска талантов часто свидетельствуют о том, как много людей страдает от озвученного обмана относительно собственной особы. Своей бездарностью они исключительно веселят публику, но считают себя при этом мега-специалистами по «разогреву» зрителей. Настоящие таланты часто стесняются выйти на большую сцену в то время, когда ее просто атакуют посредственности с раздутым самомнением.
  9. У «диванных аналитиков». Поистине компетентные специалисты в редких случаях часами на различных форумах раздают советы. Интернет заполнился особами, которые считают себя гуру в определенных областях жизнедеятельности человека. В лучшем случае они не вредят простым обывателям, но иногда их рекомендации являются обыкновенным проявлением шарлатанства и невежества.
  10. В криминальной структуре. В так называемой пирамиде вертикали власти в редких ситуациях высшее звено составляют компетентные особы. Примером эффекта Даннинга-Крюгера можно назвать процветание коррупции и повышение чувства вседозволенности у криминальных авторитетов. Критику в свой адрес они не допускают, что приводит в итоге к плачевным результатам.

Гипотеза и экспериментальная проверка

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгеромruen и Дэвидом Даннингомruen, которые при этом ссылались на высказывания:

  • Чарлза Дарвина — «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» и
  • Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее.

  1. Они склонны переоценивать собственные умения.
  2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
  3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
  4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года.

За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год.

Результаты других подобных исследований были представлены в 2003 и 2008 годах.

Любопытное явление в психологии

Эффект Даннинга-Крюгера — это не просто любопытное психологическое явление, он затрагивает важный аспект в режиме человеческой мысли, крупный изъян человеческого мышления. Это относится абсолютно ко всем – все люди являются компетентными в определенных областях знания, и одновременно ничего не смыслят в других сферах жизнедеятельности. Если внимательно рассмотреть кривую Даннинга-Крюгера, то стоит признать, что многие представляют себя в верхней половине этой кривой, и проявлением разума будет считаться признание того, что все находятся в нижней половине.

Эта закономерность, однако, не является режимом по умолчанию, это не судьба и не приговор. Эффект Даннинга-Крюгера и метапознание, которое является частью скептической философии, а также наличие критического мышления являются признанием того, что личность обладает мощным и одновременно тонким восприятием. Нужно не только признать это, но и периодически прилагать сознательные усилия для борьбы с самим собой. Значительной частью пути являются систематические сомнения в себе. При этом нужно понимать, что это, по сути, бесконечный процесс.

Мы все невежественны

Иногда мы не можем осознать свою некомпетентность. Это случается, когда «навыки, которые нам необходимы для получения правильного ответа, — это именно те навыки, которые нам необходимы, чтобы распознать, что такое правильный ответ». — пишет Даннинг в «Самооценка: препятствия и обходные пути к познанию себя».

В своем первом исследовании, которое они провели в 1999 году, ученые задали студентам в Корнелле ряд вопросов о грамматике, логике и юморе (вопросы использовались для оценки реальных навыков учащихся), а затем попросили каждого оценить общий балл, который они получат, и как это соотносится с баллами других участников.

Исследователи обнаружили, что ученики с самым низким рейтингом последовательно и существенно переоценивают свои способности. Студенты в нижнем квартиле (самые низкие 25% по баллам) считали, что они в среднем превосходили две трети других студентов (то есть, что они занимали верхние 33% по баллам).

Последующее исследование, проведенное авторами на стрельбище, показало аналогичные результаты. Даннинг и Крюгер использовали аналогичную методологию, задавая вопросы о безопасности оружия и оценивая, насколько хорошо «любители пострелять» выполняют тестовое задание. Те, кто правильно отвечал на наименьшее количество вопросов, также очень сильно преувеличивали свое мастерство владения огнестрельным оружием. Другое исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки как выше среднего, что буквально невозможно математически.

Это не характерно только для технических навыков, оно в равной степени проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Мы тем же самым образом склонны оценивать нашу собственную относительную популярность в обществе.

Что делать?

Что же делать для проверки и оценки собственной компетентности?!

Во-первых, нужно спросить об этом у тех, кто действительно квалифицирован в данной области. Ведь именно специалисты могут адекватно оценить знания и возможности третьего лица. Не стесняйтесь просить оценить вас. Ведь тогда вы сможете определить для себя слабые стороны и при желании повысить свой уровень компетентности.

Во-вторых, следует продолжать все время учиться. Ведь чем больше знаний мы сможем накопить, тем меньше вероятность того, что уровень нашей компетенции будет под вопросом. Даже при нехватке времени можно найти способ углубить свои знания с помощью специализированной литературы, онлайн и оффлайн курсов, семинаров и т.д.

При желании любой может избавиться от этого состояния. Главное – сильное желание и упорство в достижении задуманного. Ведь зачастую мы сами себя самосаботируем и даже не понимаем этого. Посмотрите вот эти бесплатные видео-уроки и вы станете еще ближе к достижению вашей мечты.

Эффект Даннинга-Крюгера встречался каждому из нас. Все мы знаем людей, которые думают, что они куда умнее, чем они есть на самом деле.

Но прежде, чем судить их, убедитесь, что вы сами не подвержены эффекту Даннинга-Крюгера.

Теория эффекта Даннинга-Крюгера была разработана Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Они обнаружили, что это когнитивное искажение происходит, когда люди не могут адекватно оценить свой уровень компетентности или некомпетентности — и считают себя более компетентными, чем они есть на самом деле.

Теория также широко известна как «гора глупости». Согласно Urban Dictionary, гора глупости — это «место, где у вас достаточно знаний о предмете, чтобы рассуждать о нем, но недостаточно мудрости, чтобы оперировать фактами«.

Однако, влияние эффекта Даннинга-Крюгера было тщательно изучено психологами и это отнюдь не «диванная» или популярная психология.

Что такое эффект Даннинга Крюгера?

Это психологическая предвзятость, когда человек считает себя умнее и компетентнее, чем он есть на самом деле. Теория была впервые выявлена в исследовании Крюгера и Даннинга 1999 года “Неквалифицированный и не подозревающий об этом: как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам“.

По сути, это показывает, как люди с низкими способностями не имеют необходимой самокритики и самосознания, чтобы признать, насколько низки их способности на самом деле. Это приводит к тому, что они имеют крайне завышенное представление о своей компетенции и знаниях.

Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу?

Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер развили свою теорию, проведя несколько тестов на юмор, логическое мышление, научные знания и грамматику. Они обнаружили, что испытуемые, которые лучше справлялись с заданиями, постоянно недооценивали свои способности. И наоборот, те, чьи результаты были значительно хуже, полагали, что они действительно преуспели. Они обнаружили, что в каждой области, которую они тестировали, по мере ухудшения когнитивных способностей, также ухудшается способность участника точно оценивать свои способности.

В одном конкретном эксперименте пара спросила участников, знакомы ли они с определенными научно-техническими концепциями. Хитрость заключалась в том, что некоторые термины были выдуманы. Они обнаружили, что:

Что обнаружили Даннинг и Крюгер?

Даннинг и Крюгер обнаружили, что люди, которые имеют лишь поверхностные знания о предмете, представляют куда большую опасность, нежели чем те, которые не знают о нем ничего.

Мы знаем об этом эффекте на протяжении столетий. Фраза «немного знаний — опасная штука», широко приписывается Александру Пупу, который написал ее в «эссе о критике», в 1709 году. Как сказал юморист Джош Биллингс «Не то, чего вы не знаете приносит вам неприятности. Это делает та неправда, в которой вы твердо уверены».

К сожалению, простого решения этой проблемы не существует. Даннинг отмечает:

Интересно, что Даннинг и Крюгер доказали, что, когда человек начинает больше узнавать о каком-либо предмете или приобретает больше опыта в определенном задании, он начинает оценивать свои способности куда менее благоприятно. Это происходит из-за того, что чем больше вы узнаете о предмете, тем больше вы осознаете, как многого вы о нем не знаете. Это совершенно другой когнитивный уклон, известный как «синдром самозванца».

Чем может быть опасен эффект Даннинга-Крюгера?

Несмотря на то, что видеть, как кто-то делает из себя дурака бывает забавно, у эффекта Даннинга-Крюгера могут быть по-настоящему опасные последствия.

Например, врачи обнаружили, что пожилые люди часто отказываются от физических упражнений для снятия боли, хотя это самый эффективный метод обезболивания. Это вызвано тем, что они ошибочно убеждены в том, что физический дискомфорт, который они испытывают после выполнения упражнений, лишь ухудшает ситуацию.

Еще более весомым примером является то, что матери в Индии иногда не дают воду младенцам, страдающим диареей, поскольку считают, что причиной этого заболевания является слишком обильное потребление воды.

В экономической ситуации последствия эффекта Даннинга-Крюгера столь же серьезны. Исследования показали, что кризис 2008 года был вызван самоуверенными финансистами и потребителями, которые не были так финансово грамотны, как они думали.

В заключение

Конечно, понять, что ты чего-то не знаешь действительно сложно. К примеру, если Вы не знаете правил грамматики, то как вы можете понять, что вы их нарушили?

Вероятно, все мы в некоторой степени повержены эффекту Даннинга-Крюгера, и порой думаем, что разбираемся в предмете куда лучше, чем делаем это на самом деле. Но порой бывает действительно полезно проверять факты, прежде чем озвучивать свое мнение.

  1. psmag.com
  2. en.wikipedia.org
  3. psycnet.apa.org

Что же обнаружили ученые

Даннинг и Крюгер обнаружили, что наиболее опасной ситуацией является вовсе не та, когда субъект не знает о какой-то теме абсолютно ничего, а та, когда он знает о ней какую-то малость.

Эта идея вовсе не нова. Фразу «Малые знания крайне опасны» обычно приписывают Александру Поупу, который использовал ее в своем «Опыте о критике» еще в 1709 году. Как говорил писатель-юморист Джош Биллингс:

К сожалению, у этой проблемы нет простого решения. Даннинг указывал на то, что «для того, чтобы мало сведущие в чем-то люди осознали свой недостаток знаний, им нужны именно те знания, которых им недостает».

Что любопытно, Даннинг и Крюгер доказали: когда вы начинаете больше узнавать о какой-то теме или становитесь более опытным в каком-то занятии, вы начинаете смотреть на свои знания и умения менее уверено. Чем дальше, тем больше вы начинаете осознавать, сколько всего вы еще не знаете. Когда вы испытываете это чувство, в дело вступает совершенно новый психологический эффект, известный как «Синдром самозванца».

Критика: регрессия к среднему

Наиболее распространенная критика, которую испытал на себе эффект Даннинга-Крюгера, заключается в том, что он просто отражает регресс к статистическому среднему. Регрессия к среднему ссылается на то, что любой раз при выборе группы индивидов на основе некоторого критерия, а затем измерения их состояния в иное измерение, уровень производительности будет иметь тенденцию сдвига к среднему уровню.

В контексте эффекта Даннинга-Крюгера аргумент заключается в том, что некомпетентные люди демонстрируют движение к среднему, если их попросить оценить свои собственные результаты, то есть они относительно некритично воспринимают свою производительность. Когда задача сложная, большинство людей предполагают, что они справятся хуже по сравнению с другими людьми. И наоборот, когда задача сравнительно простая, большинство людей предполагают, что они все сделали бы лучше, чем другие.

Тест для выявления эффекта Даннинга — Крюгера?

Так как эффект — относительно новое понятие в психологии, полноценные тесты в виде опросников для его выявления ещё находятся в разработке. Однако есть одно графическое испытание, которое используется с данной целью. Оно простейшее, но в то же время достаточно эффективное.

Графический тест

Чтобы выявить эффект у соискателя, а это важно знать каждому бизнесмену перед приемом нового сотрудника на работу, понадобится лист бумаги и карандаш. Если соискатель так и поступит, есть подозрение, что он не может критически оценить себя, его квалификация невысока

Вероятно, ему присущ эффект Даннинга — Крюгера. Только неквалифицированный специалист может всерьез полагать, что знает в профессии все. Истинный профессионал глубоко погружен в область знаний, видит, насколько она безгранична. Он отдает себе отчет, что еще есть к чему стремиться, понимает, что знания постоянно обновляются и ему необходимо развиваться и повышать свой профессиональный уровень. Даже признанные специалисты своего дела не заштриховывают квадрат полностью

Если соискатель так и поступит, есть подозрение, что он не может критически оценить себя, его квалификация невысока. Вероятно, ему присущ эффект Даннинга — Крюгера. Только неквалифицированный специалист может всерьез полагать, что знает в профессии все. Истинный профессионал глубоко погружен в область знаний, видит, насколько она безгранична. Он отдает себе отчет, что еще есть к чему стремиться, понимает, что знания постоянно обновляются и ему необходимо развиваться и повышать свой профессиональный уровень. Даже признанные специалисты своего дела не заштриховывают квадрат полностью.

Есть детская интерпретация данного теста, которая позволяет своевременно выявить у ребёнка чрезмерное мнение о своих способностях в какой-либо области знаний. Школьникам предлагают закрасить квадрат карандашом ровно на столько, на сколько они оценивают собственный талант и успешность.

Кейс-уловка

Попросите специалистов вашей компании сформулировать кандидату профессиональный вопрос-кейс. Пусть они сделают так, чтобы в целом формулировка проблемы была понятна, но для правильного решения требовались бы дополнительные данные. Если кандидат действительно профессионал, он обязательно запросит недостающие сведения. Во всяком случае, отметит, что они необходимы, чтобы предложить корректное решение.

Если у опытного доктора спросить: «Почему я все чаще чувствую себя усталым?», он назовет несколько возможных причин. Но добавит, что нужно пройти обследование, сдать анализы, и только тогда даст окончательный ответ. Дилетант на этот же вопрос, скорее всего, ответит: «Очевидно, вам пора в отпуск». Просто в силу своей некомпетентности он не предполагает, что необходимо собрать дополнительную информацию. Это относится к специалистам в любой области деятельности.

Эффект Даннинга Крюгера: оценка ошибок и результатов

Вроде все логично: чтобы понять, где закралась ошибка и насколько хорош результат, нужно обладать соответствующим уровнем знаний. На практике же такая логика не работает. Представим, что вы поклеили обои, совершенно не разбираясь в вопросе, а они отвалились через день. Почему? Вы вряд ли сможете понять, в чем проблема – в некачественном клее, в плохих обоях или же в том, что вы нарушили технологический процесс. Из-за того что люди с низким уровнем знаний/компетенций переоценивают их, они не сомневаются в том, что все сделали правильно. Как следствие, они часто сваливают все на некачественные материалы и инструменты (из перечисленных в нашем примере вариантов остаются некачественный клей и плохие обои). То есть перед нами наглядный пример народной мудрости «У плохого танцора всегда пол виноват».Другая часть той же проблемы – оценка результата. Она становится особенно актуальной в тех вопросах, где допустимы необъективные оценки. Например, доступность фототехники (в том числе профессиональной) обусловила появление множества «профессиональных фотографов», не знающих понятий «выдержка» и «экспозиция». При этом в силу низкой компетентности они не видят композиционных просчетов или плохую работу со светом, считая свои снимки гениальными.

То же самое касается некачественного дизайна, текстов, образовательных программ и многих других вопросов, когда несведущие люди пытаются влезть в чуждую им область. Страдают из-за этого не только те, кто получает некачественный результат (и возможно также не способен оценить его), но и мастера данной области – их труд обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном планах. И это не говоря об «авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или иных проявлениях данного парадокса, которые могут затрагивать важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.

Даннинг и Крюгер установили, что при погружении в тему оценка собственного уровня знаний меняется, даже если практических навыков при этом не прибавляется. Поясним на примере. Во многих фильмах можно увидеть, как главный герой сажает самолет в сложных условиях, просто слушая команды диспетчера. Допустим, мы спросим человека на улице, способен ли он посадить самолет без автопилота в сложных условиях только с помощью подсказок? Переоценивая свои способности и исходя из подобных фильмов, наш респондент может ответить: «Почему нет?» Затем мы знакомим человека с тем, как правильно сажать самолет, что для этого нужно знать и уметь, какие факторы нужно учитывать. В результате компетенций и навыков у человека не прибавляется, а вот уверенность в том, что посадка пройдет гладко, упадет на глазах.

Брусничный соус с апельсином к мясу

Ингредиенты для приготовления:

  • 300 грамм брусники;
  • один апельсин;
  • 1,5 большие ложки соевого соуса;
  • 1 маленькая ложка сахарного песка.

Время приготовления – 25-30 минут.

Калорийность – 48 ккал.

Как приготовить:

  1. Бруснику следует использовать пропаренную в собственном соку;
  2. Если же у вас свежая ягода, то ее нужно промыть, залить водой (половиной стакана) и поместить на огонь;
  3. Отвариваем ягоду до кипения, постоянно помешивая;
  4. Далее подсыпаем сахарный песок, размешиваем и убираем с огня;
  5. Бруснику нужно вручную или блендером размять до жидкого состояния;
  6. Апельсин очищаем от цедры, выжимаем сок и заливаем сок к бруснике;
  7. Добавляем соевый соус и снова размешиваем;
  8. Цедру апельсина переламываем в блендере и выкладываем в емкость с соусом;
  9. Готовый соус еще раз размешиваем и используем для мяса.

Исторические предпосылки[ | код]

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

  • Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
  • Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
  • Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
  • Михаила Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»)

а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. ).

Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил, что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:

Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу

Чтобы проверить действие своей гипотезы на практике Даннинг и Крюгер приняли решение провести серию экспериментов. Для своего исследования они привлекли студентов из Корнеллского университета.

Первый тест. Экспериментальная группа оценивала свои навыки “в чистую”.

Вначале исследователи отобрали экспериментальную группу и предложили ее участникам пройти специальный тест на оценку своих способностей (логическое мышление, чувство юмора и грамматика). Студенты должны были указать свой уровень в каждой из областей.

По итогу тестирования были обнаружены 2 тенденции:

  • менее способные студенты существенно переоценили свои возможности. Причем чем ниже уровень, тем выше оценка своих навыков;
  • более способные участники эксперимента наоборот в разы занизили свои реальные способности и умения.

Второй тест. Экспериментальная группа получила обратную связь, и оценивала свои навыки повторно.

В ходе проведения второй части эксперимента, его участникам дали возможность проанализировать получившиеся результаты и повторно оценить свои способности.

По итогу второй части эксперимента получились следующие результаты:

  • студенты, которые изначально были более компетентны по сравнению с остальными, осознали, что они лучше. Это позволило им подкорректировать свою самооценку и начать относиться к своим способностям более объективно;
  • менее способные участники эксперимента свое отношение к себе не изменили. Они оказались не в состоянии признать, что есть люди более способные, чем они.

Результаты проведенного эксперимента были опубликованы в декабре 1999 года (в журнале психологии личности и социальной психологии, Journal of Personality and Social Psychology).

Спустя два года его авторов удостоили Шнобелевской премии по психологии.

Общий вывод из научного эксперимента

По итогу эксперимента Даннинг и Крюгер сделали следующие выводы, касающиеся неквалифицированных людей:

  1. Неквалифицированные люди переоценивают свои истинные умения и способности, завышают планку;
  2. Неквалифицированные люди не в состоянии в полной мере оценить высокие показатели других;
  3. Неквалифицированные люди часто не видят свои ошибки и не понимают отсутствие глубоких знаний;
  4. После обучения им становится под силу осознать свой прежний уровень компетентности, даже если он остался неизменным.

Где проявляется эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера наиболее заметен у людей публичных. К ним относятся звезды кино и телевидения, политики и деятели искусства, интернет-блогеры и крупные бизнесмены. Одним словом, это все те, кто не боятся вываливать свой «богатый внутренний мир» на всеобщее обозрение.

При этом именно глупые поступки и высказывания публичных людей привлекают наибольшее внимание. Что неудивительно: созерцание чужой глупости всегда было одним из самых популярных развлечений человечества

Менее заметное, но более глобальное проявление эффекта Даннинга-Крюгера – это графомания. В настоящий момент только на сайте Стихи.ру зарегистрировано свыше 760 тысяч авторов, что примерно соответствует населению Бутана. Но если мы наугад откроем какое-нибудь стихотворение из ленты произведений, то с вероятностью 90% наткнемся на очередную Марью Ивановну из нашего примера.

Графоманы искренне верят в свой талант. Они мечтают о славе Пушкина и Льва Толстого, но даже не догадываются, что и поэзии, и писательскому мастерству нужно учиться годами.

Эпоха высоких технологий породила новый аналог графомании – цифровую фотографию. Сюжет? Композиция? Забудьте об этом! Чтобы почувствовать себя профессионалом, сегодня достаточно обзавестись зеркальным фотоаппаратом и научиться применять несколько винтажных эффектов. Наступил «золотой век» криворуких коллажей и заваленных горизонтов. И, судя по всему, закончится он еще очень не скоро.

Самое неприятное, что эффектом Даннинга-Крюгера нередко заболевают даже весьма умные люди. Для этого им достаточно забраться в те области, в которых они некомпетентны. И в результате:

Ученый-математик выпускает бредовые книги по истории.
Специалист по морфологии мозга пишет сомнительные трактаты о происхождении человека.
Инженер-металлург берется разоблачать американскую лунную программу.
Доктор филологических наук учит людей, как стать здоровыми.

И этот список, к сожалению, можно продолжать еще очень долго.

Применение закона Даннинга Крюгера на практике

Синдром Даннинга — Крюгера касается практически всех сторон нашей жизни, когда мы сталкиваемся с областями, в которых не сильны. Это могут быть как многочисленные рабочие вопросы, так и нерабочие – готовка, изучение языков и др. Помнить о данном эффекте стоит во всех случаях: когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы сами погружаетесь в малознакомую область или когда пытаетесь оценить чужое «погружение»

В первую очередь важно всегда вооружаться здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже. Вы можете подтянуть уровень знаний в нужной теме, но задавайте себе вопрос: достаточно ли их, чтобы давать верные оценки. Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно

Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности. Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста

Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно. Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности. Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.

Важно также не поддаваться на чужие «провокации». Под ними мы понимаем ситуации, когда кто-то яро заверяет вас в своем высоком профессионализме. Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу

Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго. Однако также перед вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере. Если вы ищете профессионалов в своей области, мы бы не советовали устраивать для них проверки с каверзными вопросами, если вы не в состоянии оценить ни вопрос, ни ответ. Известен такой не самый удачный HR-прием – заранее поискать вопрос на засыпку, на собеседовании задать его кандидату и свериться с заранее же написанной шпаргалкой. Но вам могут дать более полный или более краткий ответ (но тоже верный), рассказать о том же другими словами или, например, привести свежие данные (тогда как в вашей шпаргалке устаревшие). А может быть, ваш вопрос сформулирован некорректно? Если ваших знаний не хватает для верной оценки, не стоит ставить себя же в неловкое положение

Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу. Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго

Однако также перед вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере. Если вы ищете профессионалов в своей области, мы бы не советовали устраивать для них проверки с каверзными вопросами, если вы не в состоянии оценить ни вопрос, ни ответ. Известен такой не самый удачный HR-прием – заранее поискать вопрос на засыпку, на собеседовании задать его кандидату и свериться с заранее же написанной шпаргалкой. Но вам могут дать более полный или более краткий ответ (но тоже верный), рассказать о том же другими словами или, например, привести свежие данные (тогда как в вашей шпаргалке устаревшие). А может быть, ваш вопрос сформулирован некорректно? Если ваших знаний не хватает для верной оценки, не стоит ставить себя же в неловкое положение.

Заключение

В дополнение к этой статье, я рекомендую прочитать о развитии сильных сторон своего характера.

Надеюсь, вы узнали что-то новое из этой статьи и очертили для себя вектор действий в нужном вам направлении. Удачи и до встречи в следующих статьях. Всего вам хорошего!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Читайте далее:

Онлайн тест на определение уровня работоспособности мозга

Как развить неограниченные возможности головного мозга человека

Подборка из 7 самых интересных и бесплатных развивающих игр

ТОП 8 самых интересных книг прочтя которые никто не пожалеет

Как справиться с Гнозиофобией – паническим страхом знаний

6

Заключение

Эффект Даннинга-Крюгера указывает на тонкую грань между новичком и любителем, опытным человеком и ведущим экспертом. Чем глубже человек изучает тему, тем больше по времени занимает переход от одной стадии к другой. При беглом обзоре повышается риск переоценить свои навыки. Только в процессе планомерного обучения личность может осознать границы собственной некомпетентности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector