Характеристика возрастных особенностей детей: основные этапы развития
Содержание:
- Развитие психических процессов у детей
- Как развивается личность
- Развитие детей от 12 до 15 лет
- Эта история не про конкретного Колю
- На развитие ребенка — 20 часов в сутки
- Причины нарушений
- Трудный выбор
- Виды диагностики отклонений в развитии ребенка
- Причины
- Руководство к действию
- Коррекция отклонений в развитии детей
- Справочная информация
- Бизнес и финансы
Развитие психических процессов у детей
- Каждый этап развития определяет объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Нормой принято считать соответствие уровня развития ребенка большинству детей его возраста. К примеру, основная задача младенца – изучение собственных физических возможностей. В раннем детстве дети активно овладевают психомоторными навыками (умение пользоваться лопаточкой, собирать кубики, кушать ложкой)
- Определить отклонения в развитии ребенка бывает непросто. Если в семье растет несколько детей, оценить уровень развития ребенка родитель может эмпирическим путем, сравнивая ребенка со своими братьями и сестрами. Если же в семье всего один ребенок, понять, насколько он соответствует сверстникам по развитию, довольно сложно
- К тому же в пределах каждого возраста существуют субъективные индивидуальные особенности ребенка, что делает задачу оценки развития еще более затруднительной
Как развивается личность
Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.
Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.
Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители
Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность
Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение — главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента — лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.
Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Эта история не про конкретного Колю
Александр Семин, отец Семы с синдромом Дауна
— Александр, что вы думаете о дискуссии вокруг Коли и Лидиными попытками устроить его в общеобразовательную школу?
—Нужно понимать, что эта история – не про конкретного Колю. Все, что
Александр Семин
происходит с ним – это обстоятельства, которые Лида Мониава использует, чтобы сделать обществу непрямой массаж сердца. Когда делается непрямой массаж сердца — спасают жизнь, но это больно – в процессе можно сломать ребро. Поэтому, когда учат делать непрямой массаж сердца – так и успокаивают — не бойтесь сломать ребро, потому что жизнь человека важнее.
Коля – это нарицательное имя. Основная цель, которую преследует Лида – сделать так, чтобы мы относились к нему как к равному. Чтобы общество научилось Колю принимать. Как оказалось, обществу это больно. Ребро ломается.
— А пирсинг Коле – это тоже допустимо? Нет ли тут нарушения границ тела ребенка, который никак не может показать и сказать, что ему так больно?
— Не будем говорить за Колю, мы не знаем про больно или нет. Но родители двухлетних девочек не делают ли тоже самое, прокалывая им уши? Они их спрашивают? Почему все прицепились к этому пирсингу? Неужели не понятно, что пирсинг, как и фото на загран паспорт – это поводы для большого трудного разговора, на который, мы, как оказалось, не готовы. Да, у Лиды есть спорные темы и посты. Но давайте к ним относится как к провокации. Осознанной что ли. Как к резкому звуку, на который мы должны обернуться . И да, звук очень резкий. Мы же все понимаем, что речь не идет об обучении Коли в школе, например. Речь о том, чтобы школа научилась видеть, принимать, осознавать таких детей.
—А вам не кажется, что каждый человек может ошибаться? И я, и вы, и Лида?
—Конечно, может. Но посмотрите на Колю до Лиды и сейчас
Ошибается человек? Даже, если в некоторых аспектактах ее может заносить, почему мы тут же забываем про милосердие и сразу начинаем кричать «Распни»? Важно понимать, что Лида призывает нас начать строить сразу небоскреб. И да, пока ни фундамента, ни ресурсов для такого небоскреба нет
И местные жители к небоскребу не готовы. Но так появляется вероятность хотя бы первого этажа.
—Выходит, что Коля – это инструмент, с помощью которого Лида меняет наше общество? Это вообще правильно так поступать с ребенком? Тем более таким, который не может сказать: «Я устал, мне плохо, Я НЕ ХОЧУ»
—А когда родился Сема, и мы стали много писать о нем кругом, мы разве не использовали его для того, чтобы изменить отношение к детям с синдромом Дауна? Нам с первых дней говорили: «Вы пиаритесь на Семе». Если это сокращает процент отказных детей и делает другие семьи счастливыми, то ок, пиаримся.
—Почему тогда вы отправили Сему не в обычную школу, а в коррекционную?
—Я могу говорить только про детей с синдромом Дауна. Сема учится в коррекционной школе, потому что я хочу, чтобы в обучении он чувствовал себя успешным. Чтобы у него получалось. Адаптированная программа позволяет это делать. В случае с Колей речь идет не об обучении, а минимальной социализации. Присутствии на равных.
На развитие ребенка — 20 часов в сутки
— Один из отцов сказал, что жизнь с особым ребенком — это не тюрьма, но армия со строгой дисциплиной и огромным ежедневным трудом. Для вас это так?
— Это армия для тех, кто ставит себе конкретные цели и неуклонно идет к ним. Если бы я сформулировала себе задачу — поставить ребенка на ноги, физически, то да, это армия. Три часа в день массажа и лечебной физкультуры твоими руками. Это очень тяжело. Но здесь выбор родителей — идти таким путем или довериться природе и просто жить и радоваться жизни. Сочетать одно с другим очень сложно.
У меня в семье не армейская ситуация. Когда-то с моей дочерью Лесей, у которой тяжелая форма ДЦП, я пробовала идти по программе Гленна Домана. Когда я ее для себя расписала, получилось, что на ребенка я должна была потратить 20 часов в сутки. При том что у меня был другой ребенок, муж, да и я сама человек, мне нужно спать ночью. Сейчас у меня четверо детей, и мне было бы еще сложнее, если бы у меня не было своего детского центра.
Надежда с детьми
— В одном интервью вы сказали, что есть два типа родителей. Первый — это родители в состоянии жертвы, второй — родители активные, которые стремятся изменить жизнь ребенка. Вам удается все время находиться в активной позиции?
— Это деление условное. Внутри каждого из нас эти состояния чередуются. Не верю, что можно воспитывать особого ребенка и не испытывать сильной тревожности и фрустрации.
Каждый раз, когда я вижу какую-то проблему у Леси, я сначала впадаю в состояние жертвы обстоятельств. Некоторое время проживаю это чувство. И я пассивна, пока не пойму, что с этим делать. Затем включаю активную позицию и решаю проблему.
Если какие-то физические проблемы, я иногда сама их могу решить, например, делать растяжки и массажи, или ищу специалиста-педагога. Просто нужно вовремя отслеживать опасные моменты, когда у ребенка что-то стопорится, когда он не развивается. И в этот момент включать активную позицию, а в остальном жить обычной нормальной жизнью.
Ребенок — не вся наша жизнь, в ней есть и другие стороны.
— Как вы восстанавливаете ресурс, удается ли уделять себе время?
— Для меня важно учиться чему-то новому, я постоянно прохожу разные курсы. Это меня и восстанавливает
Как пишут, чтобы ощущать полноту жизни, надо равномерно распределять внимание по четырем сферам: физической, эмоциональной, духовной и интеллектуальной.
Физическая энергия — это питание, вода, правильный режим дня. Эмоциональная энергия — для всех разная. Можно любоваться природой, слушать птиц, музыку, воспринимать живопись, читать, общаться с близкими; много дает общение с животными. Интеллектуальная энергия — это саморазвитие; понимание, удается ли учиться чему-то новому, есть ли какое-то внутреннее движение, постижение себя и окружающей действительности. А духовная энергия — это ощущение смысла, который мы закладываем во все, что мы делаем. В специальной литературе эта техника называется «колесо жизненного баланса».
С Лесей
— Вы создали детский реабилитационный центр «Светлый город» для Леси, как и почему решили это сделать?
— Мне не сложно делать что-то новое, если я недовольна тем, что мне достается бесплатно, или когда я хочу большего, или быстрее, или по-другому. Мне хотелось, чтобы Леся находилась среди детей, одной ей скучно и грустно. На тот момент у нее были двигательные и зрительные нарушения, а государственных садиков для таких сложных детей очень мало. Для таких детей есть группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» в садах, но их тоже считанные единицы по городу.
«Школу ребенок не потянет, сделаем инклюзию для себя». Что мешает принять особых детей в обычные классы и группы
Основная цель нашей работы — подготовить детей к обычному саду или школе. Мы не делим детей по типам нарушений и берем иногда очень тяжелые случаи. И у нас все дети находятся вместе
Это важно, и это одна из причин. Другая заключается в том, что мы у каждого ребенка находим его сильную сторону — например, музыкальные способности — и развиваем ребенка через нее.
Могу рассказать об одном нашем воспитаннике. Егор пришел к нам, когда ему было года четыре. Он был парализованный и глухой. Мальчик пришел к нам, когда родители его обучили печатать. И во время занятий с психологом удалось наладить с Егором хороший эмоциональный контакт. Они начали что-то рисовать, психолог его спрашивала — что это, а он ей письменно отвечал, и пошло… Так родилась его история. Он придумал своего героя — Цукацика, и постепенно, сначала на уроках с психологом, а потом дома он написал книгу. Станислава Малаховская, художница, ее проиллюстрировала. Родители издали книгу, она у меня стоит дома. Презентация книги и фильма про Егора была в музее Анны Ахматовой.
Егор
Причины нарушений
Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.
Наиболее часто встречаются такие факторы.
- Наследственные – у родителей, имеющих проблемы со слуховой функцией, чаще рождается потомство с аналогичной проблемой, при этом унаследовать глухоту или тугоухость от рождения ребенок может не только от мамы и папы, но и от бабушки, дедушки. Генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.
- Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода, особенно в периоды, когда закладываются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Причиной отсутствия слуха у малыша способна стать вирусная инфекция, которой мама переболела, особенно это опасно в первом триместре, резус-конфликт мамы и плода, прием беременной антибиотиков, курение и прием спиртных напитков в период ожидания ребенка.
- Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм, таких, к примеру, как сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т. д.
- Приобретенные инфекционные – развиваются у ребят, родившихся с нормальным слухом, в качестве осложнений заболеваний. Наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка). Для грудничков очень опасны все штаммы вируса гриппа. Поражения слуха при инфекционной болезни в основном проявляются в поражении слухового нерва, улитки. Тяжелый, особенно гнойный отит, перенесенный ребенком, вполне может осложниться развитием тугоухости, обычно в легкой или средней степени. Лабиринтит чаще приводит к тяжелой тугоухости и глухоте. Причиной может стать перенесенный мастоидит, ушной свищ, евстахиит.
- Приобретенные иные – часто проблемы со слухом развиваются у детей, страдающих аденоидами. Может развиться тугоухость и глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).
Диагностируется нарушение слуха разными методиками. В первую очередь по объективным поведенческим признакам: дети переспрашивают, малыш не слышит, что ему говорят с первого раза. Многие карапузы с нейросенсорной тугоухостью, чтобы расслышать, оттягивают ушную раковину. Малыши развиваются замедленно, не осваивают гуление, слоги, слова, либо осваивают, но с большим опозданием. Подросшие ребята после года начинают судорожно вглядываться в губы говорящего, чтобы попытаться понять, что от них хотят.
Ее результаты показывают не только на тип нарушения слуха (кондуктивная или нейросенсорная), но и определяют диапазон слышимых и неразличимых частот и диапазонов.
Трудный выбор
В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?
Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют). «С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?
Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.
Что же на другой чаше весов?
Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех». То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня… сейчас… еще один урок…») переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»). Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом». Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.
Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа… Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.
Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.
Виды диагностики отклонений в развитии ребенка
Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:
- медицинская;
- психологическая.
Медицинское обследование
Во время медицинской диагностики проводится:
общий осмотр ребенка;
анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.
Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы
Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.
Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:
- микро- и макроцефалию;
- синдром Дауна;
- нистагм;
- косоглазие и т. д.
Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:
- узкое готическое небо;
- расщелины твердого и мягкого неба;
- расщелина губы;
- укороченная подъязычная связка.
При этом анализируется прикус и размещение зубов.
Психическое обследование
Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:
внимание;
память;
мышление;
восприятие;
интеллект;
эмоциональная сфера и т.д.
Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент
Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца
При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.
Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.
Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.
Сохранить статью
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
Руководство к действию
Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2–4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.
Коррекция отклонений в развитии детей
Среди здоровых детей есть те, которые испытывают сложности в развитии зрения, слуха, речи, двигательной, эмоционально-волевой сферы, интеллекта.
Как известно, важную роль в жизнедеятельности ребенка занимает речь. Как и для всякой другой деятельности, для речи характерна мотивированность, целенаправленность, определенная структура.
Как появляется речь у ребенка?
Для возникновения речи необходимо, чтобы у ребенка был мотив, замысел речи, ожидание результата действия речи, планирование высказывания, отбор лексики, грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Дети с отклонениями в развитии отличаются недостаточностью тех или иных вышеперечисленных компонентов.
Недоразвитие речи негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка, усложняет его общение с окружающими людьми. Нарушения речи отмечаются почти у всех детей с отклонениями в развитии: при задержке развития психики, при умственной отсталости, при ДЦП, при нарушениях зрения и слуха. В каждом случае нарушение речевой деятельности носит своеобразный характер и определенную структуру.
Некоторые отклонения в развитии могут иметь центральный характер, некоторые — периферический. В первом случае диагностика отклонений в развитии ребенка явно показывает, что нарушено интеллектуальное или речевое развитие, во втором выявляют сенсорный дефект (изменения в развитии зрения, слуха), иногда нарушения могут касаться двигательной сферы. Некоторые нарушения проходят в более легкой форме, некоторые носят более тяжелый органический характер. В последние годы все чаще встречаются слабо выраженные нарушения, а не тяжелые, но сочетание этих нарушений усложняет их выявление, оценку и организацию коррекционной работы.
Как проводится коррекция отклонений в развитии ребенка?
Комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии производится на основании ряда принципов. Это принцип системности, доступности, последовательности, индивидуального похода к ребенку. Один из главных принципов коррекции отклонений — онтогенетический, он учитывает возрастные, психофизические особенности детей, характер нарушений. Этот принцип ориентирует коррекционную работу на сглаживание или устранение, коррекцию или компенсацию нарушений речевого, интеллектуального, сенсорного, эмоционального и двигательного дефектов, на создание полноценной основы для дальнейшего развития личности, которое возможно лишь при формировании ключевых звеньев развития.
Пластичность коры головного мозга дает возможность осуществлять развитие ребенка даже в самых тяжелых патологических условиях. Коррекция отклонений в развитии ребенка начинается с того, что необходимо определить сохранившиеся звенья в речеслуховой, речедвигательной, зрительной, двигательной системах и опираться на них.
Отклонения в развитии органов зрения и слуха лишают ребенка важных источников информации, что в результате приводит к задержке речевого и психического развития. Особенности отставания в психическом развитии зависят от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше они были нарушены, тем больше у ребенка выражена задержка речевого и психического развития. Отклонения в развитии речи тормозят формирование абстрактно-логического мышления ребенка.
Иногда дети с отклонениями в развитии могут страдать различными соматическими, нервно-психическими нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством