Возрастная периодизация: периоды жизни человека в психологии
Содержание:
- Возраст у растений [ править | править код ]
- Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?
- Особенности психологического возраста у молодых и пожилых людей
- Психологический возраст — ступени развития
- Оцениваем результаты
- 1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии
- Периодизация развития психики в жизни человека
- Что это такое?
- Психологический возраст
Возраст у растений [ править | править код ]
Возраст растения, или абсолютный возраст растения, или календарный возраст растения — промежуток времени от начала прорастания семени или споры до определённого момента развития этого растения .
У большинства древесных растений, растущих в условиях смены благоприятных и неблагоприятных сезонов года, возраст достаточно точно можно определить по годовому приросту (годовым кольцам).
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .
Смотреть что такое «юношеский возраст» в других словарях:
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. Период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. возрастная психология) – примерно от 16 лет до 21 года. Чаще всего, по утверждению педагогов, этот возраст совпадает с периодом обучения в старших классах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Юношеский Возраст — стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17 21 год, у девушек 16 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В… … Психологический словарь
Юношеский возраст — период жизни и развития человека от 15 до 23 лет. Хронологические границы юношеского возраста определяются по разному. Наиболее часто выделяют раннюю юность, т. е. старший подростковый возраст(от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период в развитии человека в возрасте от 15 до 17 лет (ранний Ю. в.), с 18 до 21 года (поздний Ю. в.), непосредственно предшествующий периоду взрослости. В период Ю. в. наступает окончательное формирование организма, завершается развитие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни и развития человека от 15 лет до 21 года; как правило, в этом возрасте, полностью заканчивается половое созревание, наступает физиологическая зрелость, что проявляется в гармоническом соответствии сердечно сосудистой сис темы,… … Психомоторика: cловарь-справочник
Общение: онтогенез – юношеский возраст — Юношеский возраст, или ранняя юность период 16 19 лет характеризуется более глубоким содержательным О. по сравнению с подростковым возрастом (11 15 лет). Для этого возраста свойственны такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ЮНОШЕСКИЙ — ЮНОШЕСКИЙ, юношеская, юношеское. прил. к юноша; свойственный юноше, юности. Юношеский возраст. Юношеские мечты. Юношеский пыл. Юношеский задор. Юношеское рабочее движение. «Весь облик… дяди сохранил юношескую стройность.» А.Тургенев. «Юношеских… … Толковый словарь Ушакова
Возраст — I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия
юношеский — прил., употр. нечасто Морфология: нар. юношески, по юношески 1. Юношеский возраст, период, юношеские годы годы ранней молодости (от отрочества до зрелости). 2. Юношеским называют всё то, что свойственно молодым людям, юношам. Юношеское нетерпение … Толковый словарь Дмитриева
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Подростковый период длится с 12-14 до 16-17 лет. Границы находятся в пределах от 16-17 до 21-25 лет. В это время у юношей и девушек происходят серьезные физиологические, психосексуальные и интеллектуальные изменения. В юности формируется мировоззрение, определяются духовные ценности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития. Подростковая неуверенность и сомнения постепенно сменяются зрелостью, осознанностью данного периода.
Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?
Тестирование на определение внутреннего возраста следует проходить, когда:
- Человек сомневается в выборе профессии. Выбирая будущую специализацию, выпускник часто сомневается и не может определиться с одной сферой деятельности. Это может быть связано с несоответствием внутреннего развития физическому. Раннее развитие предполагает, что человеку будет комфортно на ответственной серьезной работе, внутренний инфантилизм предупреждает о необходимости легкой профессии.
- Проблемы в интимной сфере. Если человек психологически незрел, даже мысли об интимной близости вызывают у него дискомфорт. Физический контакт кажется пугающим, потребность в близости отсутствует. Чтобы понять причину незрелости, вначале необходимо пройти тестирование, которое определит уровень внутреннего развития.
- Сложно разобраться в собственных эмоциональных реакциях. Часто человек сталкивается с ситуацией, когда чувства и эмоции проявляются неадекватно. Иногда причина этому — противоречие, вызванное возрастным несоответствием.
Если результаты теста вызывают сомнения и вопросы, следует обратиться к психологу. Его рекомендации помогут определить способы коррекции внутреннего состояния и дальнейший путь развития.
Особенности психологического возраста у молодых и пожилых людей
Биологический и психологический возраст человека разные вещи. Социально-психологические особенности относятся к людям, которые психологически соответствуют определенному психологическому возрасту.
Социально-психологические особенности пожилых людей
Люди старшего психологического возраста имеют определенные психологические особенности, они меньше хотят рисковать, они более серьезны и более пессимистичны, у них чувство юмора изменяется. К примеру, владелец бизнеса чувствующий себя старше своего психологического возраста, скорее всего, пожелает продать в бизнес, потому что он/она чувствует, что бизнес достиг своего пика. А владелец бизнеса с меньшим разрывом в психологическом возрасте(или имеющий меньший психологический возраст), в той-же ситуации может думать что компания все еще растет и, скорее всего будет пробовать новые идеи, чтобы его развивать.
Они более консервативны. В одежде, в политике, в поведении, в ценностях, в приготовлении пищи, выбираемых товарах. И практически во всем. Им больше нравиться старое, проверенное временем, привычное. Поэтому их труднее переубедить или склонить к чему-то новому. Им труднее попробовать что-то новое. Еду, одежду, новую работу или деятельность. Переехать в другой город.
В эмоциональной сфере происходит ослабление работы тормозной функции коры головного мозга. Вследствие чего проявляются некоторые черты характера не проявляющиеся в молодости. Их поведение становится более агрессивным, или наоборот, появляется склонность к грусти, сожалению, слезливости. Появляется склонность к постоянным рассказам о прошлом и как в прошлом было хорошо. В этот момент люди переживают какие они были молодые, красивые и полные сил.
В пожилом возрасте происходит сужение круга интересов. Человека меньше начинает волновать новое. И даже развитие в профессиональной деятельности его уже не сильно волнует.
Социально-психологические особенности молодых людей
У молодежи формируется мировоззрение, поэтому им интересно все вокруг. Они готовятся к освоению новых ролей, навыков, профессий, культурно-интеллектуальной информации. Это является одной из важных социально-психологических особенностей молодых людей.
Молодые более склонны рисковать. Это происходит и в политике, и в личной жизни и в бизнесе. Они действуют более импульсивно, сильнее подвержены воздействию мгновенных эмоций.
Молодые люди более склонны действовать необдуманно, поэтому часто совершают ошибки. Но они быстрее действуют, анализируют поэтому часто быстро их и исправляют.
У молодых больше развит идеализм. В связи с этим молодые люди часто участвуют в различных политических акциях и движениях, они острее чувствуют несправедливость или несоответствие заявленному с существующим.
Поэтому если психологический возраст старше-это ни хорошо ни плохо. Есть определенные плюсы и в молодом психологическом возрасте и в пожилом. Главное знать и учитывать эти особенности.
С течением времени психологический возраст может не только ухудшатся, но и улучшатся. В зависимости от того, как мы живем, что любим, чем занимаем свой мозг. Биологический и психологический возраст человека могут выравниваться, даже если в какой-то момент они были различны.
Психологический возраст — ступени развития
В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) психологический возраст будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка. При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е., например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности.
В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости. Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис… а также средний возраст, когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…
По статистике, люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е. психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники… Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е. психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…
Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:
- Младенчество: от рождения до года
- Раннее детство: от 1 до 3
- Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
- Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
- Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
- Юношеский возраст:
- Первый период (старший школьный): от 15 до 17
- Второй период: от 17 до 21
Зрелость:
- Первый период (молодость): от 21 до 35
- Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
Пожилой возраст: от 60 до 75
Старческий возраст: от 75 до 90
Долгожители: свыше 90
Родителям и воспитателям необходимо контролировать психическое развитие детей в соответствии с хронологическим и психологическим возрастом. Правильность психического возрастного развития родители могут проверить у ребенка с помощью рисуночных тестов для детей (в принципе, рисуночная психодиагностика подойдет и взрослым). Желающие, могут пройти онлайн тест на психологический возраст, как за себя, так и за другого человека…
Чтобы привести свой психологический возраст в норму, в соответствии с хронологией и биологией, жить качественнее и дольше, существуют различные социально-психологические тренинги, а также психоаналитические и психотерапевтические методы и техники (психоанализ онлайн).
Психологическая помощь — ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ПСИХОЛОГУ
Пройдите онлайн психодиагностику: бесплатное тестирование
Обязательно загляните в , читайте полезные статьи и рекомендации психологов:
Умственная отсталость: тест на идиота, дебила, имбецила онлайн
Очень опасные, нездоровые мысли и желания — Анализ исповеди девушки
Восприятие времени в психологии — нарушение ориентации во времени
Когнитивный диссонанс — это простыми словами несогласованность знания и факта
Чем чувства человека отличаются от его эмоций, ощущений, переживаний, настроений и аффектов?
Оцениваем результаты
Самый последний этап – оценка результатов. Сразу стоит отметить, что они не должны звучать для вас как диагноз или приговор. Это всего лишь рекомендации, которые позволят немного скорректировать своё поведение и научиться лучше адаптироваться к жизни, темпы которой сегодня весьма стремительны.
Например, если психологически вы старше, нежели биологически, то постарайтесь относиться к жизни более легко и когда позволяет ситуация, слушать своё сердце, а не разум, выражать эмоции.
Если же всё наоборот, то стоит задуматься о том, чтобы относиться к некоторым ситуациям более серьёзно, задумываться над тем, что делаете.
Если разница незначительна, то это говорит о том, что вам комфортно по жизни, что вы всё делаете правильно.
Непременно приступите к тесту и узнайте, кто вы есть на самом деле!
1.3 Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.
0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство
2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов
6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Для второй группы характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.
1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).
1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
12 — 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.
Основной критерий — интеллект.
— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
Периодизация развития психики в жизни человека
Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:
- Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
- Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
- Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.
Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.
Что это такое?
Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.
Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:
- Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
- Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
- Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
- Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.
Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.
Психологический возраст
Время жизни считается основной характерной чертой всех без исключения людей. Это, прежде всего, разница между датой, когда человек появился на свет, до настоящего времени. Существует еще и такое понятие как психологический возраст, который также оказывает огромное влияние на жизнь людей.
В обществе бытует популярное мнение, что все недуги и болезни исходят из головы. На общее состояние человеческого организма оказывает огромное влияние само мышление. Внутренние противоречия, в конечном счете, могут привести ко многим серьезным заболеваниям (инфаркту, язве и т.д.). Как полагают медики, сам процесс старения происходит не в закрытом режиме. Пока в настоящий момент победить старение не удалось, но его можно существенно притормозить.
За сам процесс отвечает биологический возраст, последний может существенно разниться от паспортного возраста.
Как считают многие медики, в тридцать и сорок лет особых изменений в человеческом организме не происходит, однако сам факт наступления юбилейной даты оказывает огромное значение на умы людей. Человек начинает ощущать себя старше, он и ведет себя по-другому. Появляются ограничения и запреты, связанные с возрастом («мне это уже нельзя», «я слишком стар для всего этого»). Т.е. происходит психологическое старение. Спортивные занятия и походы в салоны красоты забрасываются. В результате старение идет более быстрыми темпами.
Как полагают ученые, на показатель старения влияет около двухсот разнообразных показателей, но можно отметить, что человек, который не ищет в себе признаки возраста, полон энергии и отлично выглядит.
Каким образом интеллект оказывает влияние на психологический возраст?
Существует устоявшееся научное мнение, что интеллект также связан с психологическим возрастом, как и табакокурение с заболеваниями дыхательной системы. Согласно многим исследованиям, понимающий и умный человек легче всего адаптируется к условиям жизни и испытывают меньше стресса. Психологическая старость начинает проявляться, как только люди теряют свое значение для окружающих и ощущают себя ненужными. Активная мозговая деятельность станет решением всех проблем. По данным ученых, чем больше человек тратит на образовательный процесс, тем меньше у него вероятность возникновения возрастного слабоумия.
Календарная клетка
Люди, которые молодые психологически, лучше выглядят чем пожилые в душе. Реальный возраст по паспорту может кардинально разниться от биологического. Однако в современной жизни все сводится именно к реальному возрасту. Например, до восемнадцати лет молодой человек не полностью дееспособен, в шестьдесят – шестьдесят пять лет должен выйти на пенсию, до тридцати пяти лет устроиться на работу в полицию и многое другое.
В качестве яркого примера можно привести известного баскетбольного игрока С.Пейджа, который играл в Национальной Баскетбольной Ассоциации в шестьдесят лет. Он просто руководствовался простым принципом: «сколько бы лет я сам себе дал, не зная реальную дату своего рождения?» Поэтому медики и психологи советуют на зацикливаться на паспортном возрасте, а просто жить полной жизнью.
По каким причинам многие люди старятся и взрослеют раньше положенного?
Уровень жизни оказывает большое воздействие на общий психологический возраст. Как считают медики из Америки, взрослеть человек начинает примерно в двадцать четыре – двадцать шесть лет, хотя по законодательству это происходит в восемнадцать лет. Прежде всего, это связывают с хорошим общим уровнем жизни, когда нет необходимости быстро построить карьеру, жениться/выйти замуж и обзавестись ребенком.
Например, как правило, девушки, которых выдают замуж очень рано, начинают выглядеть намного старше ровесниц, не обремененных детьми и бытом.
Семейные неурядицы и постоянные конфликты также влияют на общий психологический возраст, ускоряя старение и приближая смерть.
Таким образом, психологический возраст оказывает огромное воздействие на срок жизни человека
Не нужно зацикливаться на прожитых годах и юбилейных датах, важно жить полной грудью и наслаждаться окружающим миром