Кто такой цицерон? биография, философия и политическая деятельность цицерона
Содержание:
- Краткое содержание трактатов Цицерона
- Ссылки
- Ссылки
- Избранные критические издания и переводы
- Филиппики
- Избранные речи
- De Re Publica
- De legibus
- Paradoxa Stoicorum
- Гортензия
- De Finibus Bonorum et Malorum
- Tusculanae Disputationes
- Academica
- Перевод » Тимея » Платона
- De Natura Deorum
- De Divinatione
- Де Фато
- Де Сенектут и Де Амицития (Лелий)
- De Officiis
- De Inventione
- Де Ораторе
- Брут
- Оратор, Partitiones Oratoriae
- Topica
- Эпистулы
- Фрагментарные произведения
- Избранные критические издания и переводы
- Оценки личности и деятельности
- Закон как часть природы
- Политические взгляды
- Заметки
- Цицерон о государстве и праве (кратко)
- [править] Биография
- «Вокруг света» о Цицероне
- Предрассудки, связанные с крестиком
- Личная жизнь
- Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума
- Схватка с Марком Антонием
Краткое содержание трактатов Цицерона
Три трактата собрали весь ораторский опыт Марка Туллия на форуме, в политике и суде. Это не практический учебник, а художественное произведение, анализ исторических событий, личностей и мнение о них.
В трактатах «Об ораторе», «Брут» и «Оратор» он рассуждает о причинах, которые повлияли на то, что хороших мастеров слова были единицы. По его мнению, красноречие – слишком сложная наука, требующая профессионального мастерства и знаний. Тексты без научной подоплеки и глубокого смысла не имеют ценности.
Первое произведение написано как диалог, между Марком Антонием и Крассом. Итогом дискуссии становится понимание того, что искусство риторики, требует обучения у лучших ученых в разных областях знаний. При этом нельзя забывать, что говорить для собрания людей – это не то же самое, что говорить в среде образованных людей. Требуется работа над стилем и качеством речей.
Второе произведение подробно описывает историю развития философии и ораторства. Когда автор написал произведение «Брут», он отослал его Марку Юнию Бруту, стороннику аттицизма, который критиковался Цицероном за отсутствие фигур речи и простоту. Брут попросил разъяснить ему некоторые части текста, которые считал сомнительными.
Так, появился третий трактат «Оратор», который, по сути, был длинным письмом с разъяснениями. Именно там описан идеальный оратор, который умеет доказывать свои мысли, доставляет удовольствие подготовленными речами и умеет вдохновлять сердца.
Ссылки
[]
Ссылки
Избранные критические издания и переводы
Филиппики
2003. Рамзи, Дж. Цицерон: Филиппины I-II. Издательство Кембриджского университета.
2012. Манувальд, Г. Цицерон, «Филиппины» 3-9: отредактировано с введением, переводом и комментариями. Том 1: Введение, Текст и перевод, Ссылки и указатели. Том 2: Комментарий. Де Гайтер.
Избранные речи
1993. Gotoff. Кесаревые речи Х. Цицерона: стилистический комментарий. Издательство Университета Северной Каролины, 2009. Зетцель. J. Марк Туллий Цицерон: Десять речей. Hackett Publishing.
2001. Siani-Davies. Речь Цицерона Pro Rabirio Postumo. Кларендон Пресс.
2011. Гильденхард. И. Цицерон, Против Верреса, 2.1.53-86: Латинский текст с введением, вопросами для изучения, комментариями и английским переводом. Открытые книжные издательства.
De Re Publica
1928. De Re Publica, De Legibus . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба. Латинский текст и английский перевод Клинтона Уокера Киза.
1980. Bréguet, E. La République . Париж: Прекрасная литература. Коллекция университетов Франции. (2 тома).
1984. Бюхнер, К. Де Ре Publica . Гейдельберг: Зима. Wissenschaftliche Kommentare zu griechischen und lateinischen Schriftstellern.
1995. Zetzel, J. De Re Publica. Выборы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Отредактировано с введением и комментарием.
2006. Пауэлл. JGF De Re Publica, De Legibus, Cato Maior De Senectute, Laelius De Amicitia . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
2008. Пауэлл Дж. И Н. Радд. Республика, Законы . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Оксфордская мировая классика.
2010. Никель. Р. Der Staat = De Re Publica . Дюссельдорф: Artemis & Winkler. Lateinisch-Deutsch.
De legibus
1928. Киз. CW De Re Publica, De Legibus . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1959. Plinval. G de. Traité Des Lois . Парижская прекрасная литература. Коллекция университетов Франции.
1972. Кентер, LP De Legibus. Комментарий к книге I . Амстердам: Хаккерт. Автор LP Kenter. Перевод с голландского Марджи Л. Линхир-Брейд.
1983. Giraret, KM Die Ordnung Der Welt. Ein Beitrag Zur Philosophischen Und Politischen Interpretation Von Ciceros Schrift De Legibus . Висбаден: Франц Штайнер.
1994. Никель, Р. Де Легибус = Über Die Gesetze; Paradoxa Stoicorum = Stoische Paradoxien . Цюрих: Artemis & Winkler. Lateinisch-Deutsch. Herausgegeben.
1999. Zetzel, J. О Содружестве; о законах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
2004. Дайк, А. Комментарий к Цицерону, De Legibus . Анн-Арбор: Мичиганский университет Press.
2007. Sauer, J. Argumentations- Und Darstellungsformen Im Ersten Buch Von Ciceros Schrift De Legibus . Гейдельберг: Зима.
2010. Каспар, Т.В. Восстановление древнего взгляда на основание. Комментарий к De Legibus Цицерона . Lanham: Lexington Books.
Paradoxa Stoicorum
1971. Molager, J. Les Paradoxes Des Stoïciens . Париж: Прекрасная литература. Коллекция университетов Франции.
1991. Ронник, М.В. Paradoxa Stoicorum. Комментарий, интерпретация и исследование его влияния . Берн: Питер Ланг.
1994. Никель, Р. Де Легибус = Über Die Gesetze; Paradoxa Stoicorum = Stoische Paradoxien . Цюрих: Artemis & Winkler. Lateinisch-Deutsch. Herausgegeben.
Гортензия
1958. Ruch, M. L ‘Hortensius . Париж: художественная литература. Collection d’études anciennes.
1962. Grilli, A. Hortensius . Милан: Редакционный институт Чизальпино.
1976. Staume-Zimmermann, L. Hortensius . Берн: Питер Ланг. Europäische Hochschulschriften. Reihe XV, Klassische Philologie und Literatur.
De Finibus Bonorum et Malorum
1914. Rackham, H. De Finibus Bonorum Et Malorum . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба. Латинский текст и английский перевод исправлены в 1951 г.
1928. Леви К. и Дж. Марта. Des Termes Extrêmes Des Biens Et Des Maux . Париж: художественная литература.
1988. Гигон О. и Л. Страуме-Циммерманн. Über Die Ziele Des Menschlichen Handelns = De Finibus Bonorum Et Malorum . Мюнхен: Артемида.
1991. Райт М.Р. О стоическом добре и зле: De Finibus Bonorum Et Malorum, Liber III; и Paradoxa Stoicorum . Варминстер: Арис и Филлипс.
1998. Рейнольдс, LD De Finibus Bonorum Et Malorum: Libri Quinque . Нью-Йорк: Clarendon Press.
2001. Annas, J. и R. Woolf. О моральных интересах . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
2005. Moreschini, C. De Finibus Bonorum Et Malorum . Мюнхен: Тойбнер.
Tusculanae Disputationes
1927. King, JE Tusculanae Disputationes . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1930. Fohlen, G. and J. Humbert. Тускуланы . Париж: художественная литература. Коллекция университетов Франции. Том I: Ливры I и II (1930); Том II. Ливр III-V (1931 г.).
1952. Бюхнер, К. Gespräche in Tusculum . Цюрих: Артемида.
1985. Дуглас, AE Tusculan Disputations . Атлантическое нагорье: гуманитарная пресса.
1998. Gigon, O. Gespräche in Tusculum = Tusculanae Disputationes . München: Artemis und Winkler.
2002. Graver, М. Цицерон об эмоциях. Тускуланские диспуты 3 и 4 . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
2006. Koch, B. Philosophie Als Medizin Für Die Seele. Untersuchungen Zu Ciceros Tusculanae Disputationes . Штутгарт: Штайнер.
2007. Gildenhard, I. Paideia Romana. Тускуланские споры Цицерона . Кембридж: Кембриджское филологическое общество.
2008. Экхард, L. Philosophie Unter Der Tyrannis. Ciceros Tusculanae Disputationes . Гейдельберг: Зима.
Academica
1970. Рух, М. Academica Posteriora. Liber Primus . Париж: Press Universitaires de France. Эразм.
1988. Хант, Т.Дж. Текстовая история Academici Libri Цицерона . Лейден: Брилл.
1995. Schäublin, C. Akademische Abhandlungen. Лукулл . Гамбург: Ф. Майнер. Einleitung von Andreas Graeser und Christoph Schäublin. Anmerkungen von Andreas Bächli und Andreas Graeser.
1998. Haltenhoff, A. Kritik Der Akademischen Skepsis. Ein Kommentar Zu Cicero, Lucullus 1-62 . Берн: Питер Ланг.
2006. Бриттен К. Об академическом скептицизме . Индианаполис: Хакетт.
Перевод » Тимея » Платона
1908. Пласберг, О. М. Tulii Ciceronis Paradoxa stoicorum, Academicorum, Reliquiae cum Lucullo, Timaeus, ND, De divinatione, De fato . Лейпциг. (Интернет-публикация текста 1908 г., 2011 г.).
1975. Giomini, R. (ed.) De Divinatione, De Fato, Timaeus . Teubner. Лейпциг.
De Natura Deorum
1933. Rackham, H. De Natura Deorum; Academica . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1955. Pease, AS De Natura Deorum . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Два тома: 1 (1955), 2 (1958). Перепечатка: Нью-Йорк, Арно Пресс, 1979.
1986. van den Bruwaene, M. De Natura Deorum : Tables. Latomus нет. 192: 1–173.
1996. Gigon O. und L. Straume-Zimmermann Vom Wesen Der Götter: Lateinisch-Deutsch . Цюрих: Артемида и Винклер.
1997. Уолш П.Г. Природа богов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
2002. Auvray-Assayas, C. La Nature Des Dieux . Париж: художественная литература.
2003. Дайк, A. De Natura Deorum. Liber я . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
De Divinatione
1920. Pease, AS De Divinatione; Liber Primvs-Secvndvs . Урбана: Университет Иллинойса. Два тома: 1 (1920); 2 (1923 г.). Перепечатка: Нью-Йорк, Арно Пресс, 1979.
1923. Сокольничий, WA De Senectute; Де Амицития; De Divinatione . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1991. Schäublin, C. Über Die Wahrsagung = De Divinatione: Lateinisch-Deutsch . München: Artemis und Winkler.
1992. Freyburger, G. и J. Scheid. Де Ла Гадание . Париж: художественная литература.
2004. Кани-Терпин, Дж. Де Ла Гадания = Де Дивинишн . Париж: Фламмарион.
2006. Де Франсуа, G. Le De Diuinatione De Cicéron Et Les Théories Antiques De La Divination . Брюссель: Éditions Latomus.
2006. Уордл, Д. Цицерон о гадании. De Divinatione, Книга 1 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Де Фато
1933. Йон, A. Traité Du Destin . Париж: Прекрасная литература. Коллекция университетов Франции.
1963. Байер, К. Де Фато. Über Das Fatum. Lateinisch-Deutsch . München: Heimeran-Verlag.
1991. Шарплз, Р. У. О судьбе (Де Фато) / Цицерон. и Утешение философии (Philosophiae Consolationis): IV.5-7, V / Boethius . Варминстер: Арис и Филлипс.
2008. Schallenberg, M. Freiheit Und Determinismus. Ein Philosophischer Kommentar Zu Ciceros Schrift De Fato . Берлин: Вальтер де Грюйтер.
Де Сенектут и Де Амицития (Лелий)
1876. Мюллер, CFW и М. Сейфферт. Лелий; De Amicita Dialogus . Хильдесхайм: Георг Олмс 1965. Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Leipzig, 1876.
1923. Сокольничий, WA De Senectute; Де Амицития; De Divinatione . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1967. Steinmetz, FA. Die Freundschaftslehre Des Panaitos. Нач Эйнер анализирует фон Цицероса Лелиуса де Амицития . Висбаден: Ф. Штайнер.
1972. Ruch, M. De Senectute . Париж: Борда.
1988. Пауэлл, JGF Cato Maior De Senectute . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
1989. Wuilleumier, P. Caton L’ancien (De La Vieillesse) . Париж: художественная литература. Коллекция университетов Франции.
1990. Пауэлл, JGF О дружбе и мечте Сципиона . Варминстер: Искусство и Филлипс.
1998. Merklin, H. Cato Maior De Senectute = Cato Der Ältere Über Das Alter. Lateinisch-Deutsch . Штутгарт: Reclam.
De Officiis
1913. Миллер, W. De Officiis . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1965. Testard, M. Les Devoirs . Париж: Прекрасная литература. Коллекция университетов Франции. 2 тома: 1 (1965); 2 (1970).
1967. Хиггинботэм Дж. О моральном обязательстве . Беркли: Калифорнийский университет Press.
1991. Гриффин, М. Т. и Аткинс, М. Об обязанностях . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
1994. Винтерботтом, M. De Officiis . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
1995. Kinapenne, C. De Officiis. Index Verborum, Listes De Fréquence, Relevés Grammaticaux . Вассал.
1996. Дайк, А. Р. Комментарий к Цицерону, De Officiis . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
2001. Уолш П.Г. Об обязательствах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
2008. Никель, R. De Officiis = Vom Pflichtgemässen Handel. Lateinisch-Deutsch . Дюссельдорф: Артемида унд Винклер.
2016. Ньютон, Б. П. Марк Туллий Цицерон: Об обязанностях (Издания Agora) . Итака: Издательство Корнельского университета.
De Inventione
1949. Hubbell, HM De Inventione; De Optimo Genere Oratorum; Topica . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1994. Achard, G. De L’invention . Париж: художественная литература. Коллекция университетов Франции.
1998. Nüsslein, T. De Inventione = Über Die Auffindung Des Stoffes; De Optimo Genere Oratorum = Über Die Beste Gattung Von Rednern . Дюссельдорф: Артемида унд Винклер.
Де Ораторе
1902. Уилкинс, AS Rhetorica, Tomus I: Libros De Oratore Tres Continens . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
1985. Leeman, DH Pinkster, et al. De Oratore Libri III. Комментарий . Гейдельберг: Зима. Wissenschaftliche Kommentare zu griechischen und lateinischen Schriftstellern. Группа 1: Buch I, 1-65 (AD Leeman, H. Pinkster, Hein L. Nelson, Edwin Rabbie, 1993); Полоса 2: Buch I, 166–265, Buch II, 1–98 (AD Leeman, H. Pinkster, Hein L. Nelson, Edwin Rabbie, 1985); Группа 3: Buch II, 99–290 (AD Leeman, H. Pinkster, Hein L. Nelson, Edwin Rabbie, 1989); Группа 4: Buch II, 291-367 / Buch III, 1-95 (AD Leeman, H. Pinkster, J. Wisse, HL Nelson, E. Rabbie, 1996).
2001. May, JM и J. Wisse. Цицерон об идеальном ораторе (Де Ораторе) . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
2007. Nüsslein, T. De Oratore = Über Den Redner . Дюссельдорф: Artemis & Winkler. Lateinisch-Deutsch.
2008. Yon, A. L’orateur. Du Meilleur Genre D’orateurs . Париж: Прекрасная литература. Коллекция университетов Франции.
Брут
1885. Sandys, JE Ad M. Brutum Orator . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Перепечатка: Нью-Йорк, Арно Пресс, 1979.
1903. Wilkins, AS Rhetorica, Tomus II: Brvtvs; Оратор; De Optimo Genere Oratorvm; Partitiones Oratoriae; Topica . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
1907. Ad M. Brutum Orator . Липсия: Г. Тойбнер. Bibliotheca Scriptorvm Graecorvm Et Romanorvm Tevbneriana. Recognovit Вильгельм Фридрих.
1962. Хендриксон, Г.Л. и Х.М. Хаббелл. Брут; Оратор . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. Классическая библиотека Леба.
1981. Barwick, K. Brutus . Фрайбург: Плётц. Lateinisch-Deutsch.
Оратор, Partitiones Oratoriae
1903. Риторика, Томус II: Brvtvs; Оратор; De Optimo Genere Oratorvm; Partitiones Oratoriae; Topica . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Scriptorum classicorum bibliotheca Oxoniensis. Recognovit brevique adnotatione critica instrvxit August Samuel Wilkins.
Topica
1924. Bornecque, H. Divisions De L’art Oratoire, Topiques . Париж: художественная литература.
1983. Zekl, HG Topik. Lateinisch-Deutsch . Гамбург: Ф. Майнер.
2003. Reihnardt, T. Topica . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Эпистулы
1987. Shackleton-Bailey, DR Epistulae ad Atticum. Том I: Libri I – VIII (BT 1208, 1987); Том II: Libri IX – XVI (BT 1209, 1987)
1988. Shackleton-Bailey, DR Epistulae ad Familiares libri I – XVI (BT 1210, 1988).
1988. Shackleton-Bailey, DR Epistulae ad Quintum fratrem. Epistulae ad M. Brutum. Commentariolum petitionis. Fragmenta epistolarum (BT 1211, 1988).
Фрагментарные произведения
1963. Купер, К.Г. Латинские отрывки Цицерона о самом себе. Университет Квинсленда Press.
1984. Crawford, Jane W. M. Tullius Cicero: The Lost and Unpublished Otions (Hypomnemata Untersuchungen zur Antike und zu Ihrem Nachleben, Heft 80, Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen, 1984) ISBN 3-525-25178-5
1984. Гарбарино, G. Fragmenta Ex Libris Philosophicis, Ex Aliis Libris Deperditis, Ex Scriptis Incertis . Милан: Мондадори.
1994. Кроуфорд, Джейн В. М. Туллий Цицерон: фрагментарные речи, издание с комментарием , 2-е издание (Американская филологическая ассоциация, American Classical Studies № 37, Scholars Press, Атланта, 1994) ISBN 0-7885-0076-7
Переводы Penguin Classics на английский язык
- Цицерон
- Избранные политические речи (Penguin Books, 1969)
- Избранные произведения: Майкл Грант, против Верреса I, Двадцать три письма, Второй филиппик против Антония, Об обязанностях III, О старости (Penguin Books, 1960)
- О правительстве: Против Верреса II 5, За Мурена, За Бальбуса, О государстве III, V, VI, О законах III, Бруте, Филиппинах IV, V, X , Майкл Грант (Penguin Books, 1993)
- Плутарх , Падение Римской республики, Шесть жизней Плутарха: Мариус, Сулла, Красс, Помпей, Цезарь, Цицерон , Рекса Уорнера (Penguin Books, 1958; с введением и примечаниями Робина Сигера, 1972)
- Аткинс, Джед Уильям (2010). «Права в политической философии Цицерона». Американская ассоциация политических наук 2010 Ежегодное собрание .
- Епископ, К. (2018) Цицерон, Изучение греческого языка и создание римской классики . Оксфорд.
- Ciaceri, E, (1941), Cicerone ei suoi tempi , том 2, Милан-Генуя.
- Коуэлл, FR (1973) Цицерон и Римская республика, Penguin Books, Великобритания.
- Эверит, Энтони (2001) Цицерон: жизнь и времена величайшего политика Рима. Случайный дом . ISBN 0-375-50746-9
- Фриер, Б.В. (1985) Восстание римских юристов: исследования в Pro Caecina Цицерона . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03578-4
- Готофф, ХК (1993) кесарева сечения Цицерона: стилистический комментарий. Пресса Университета Северной Каролины. ISBN 0-8078-4407-1
- Груэн, ES (1974) Последнее поколение Римской республики. Калифорнийский университет Press.
- Haskell, HJ (1946) Это был Цицерон. Публикации Fawcett, Inc. Гринвич, Коннектикут.
- Кинси, Т. Э. (1980) «Дело Цицерона против Магнуса, Капитона и Хрисогона в pro Sex. Roscio Amerino и его использование для историка», L’Ant.Classique 49: 173–190.
- Манувальд, Г. (2004) «Перформанс и риторика в Филиппинах Цицерона », Antichthon 38: 51–69.
- Март, DA (1989) «Цицерон и« банда пяти »», Classical World 82: 225–234
- Пауэлл, JGF (редактор) (1995) Цицерон Философ . Издательство Оксфордского университета.
- Роусон, Элизабет (1975) Цицерон, портрет. Аллен Лейн, Penguin Books. ISBN 0-7139-0864-5
- Шеклтон-Бейли, Д.Р. (1992) Ономастикон к речам Цицерона , 2-е издание. Тюбнер, Штутгарт-Лейпциг.
- Смит, Р. Э. (1966) Цицерон, государственный деятель. Издательство Кембриджского университета.
- Страчан-Дэвидсон, Дж. Л. , (1936) Цицерон и падение Римской республики, Оксфордский университет, Лондон.
- Тейлор, H: (1918) Цицерон: Очерк его жизни и творчества. AC McClurg & Co., Чикаго.
Оценки личности и деятельности
Античные источники содержат много информации о Квинте Туллии не из-за его собственного значения, а только потому, что старшим братом Квинта был великий оратор. Довольно успешной гражданской карьерой Цицерон был во многом обязан брату: эдилом он был выбран в год претуры Марка Туллия, а претором — в год консулата последнего.
Сохранившиеся прижизненные свидетельства о Квинте принадлежат исключительно его брату. Отношения между двумя Цицеронами были очень сердечными до 48 года до н. э., а после примирения — почти такими же хорошими, как раньше. В письмах Марка есть множество свидетельств братской любви. При этом Корнелий Непот отмечает, что Марк был теснее связан с Аттиком, чем с братом. Цицерон-старший пишет о чрезмерной раздражительности Квинта, об изменчивости его настроений и суждений, но в то же время о его доброте и душевной мягкости. В целом исследователи считают Квинта человеком с желчным и эгоистическим характером.
Квинт действует в диалогах брата «О предвидении» (там он излагает стоическую концепцию) и «О законах», где осуждает политиков-популяров. В обоих трактатах он отстаивает крайне консервативные взгляды.
Закон как часть природы
Властные и культурные идеи, лежащие в основе римского права, стали более отчетливыми в последние столетия республиканского периода, особенно благодаря обширным работам юриста и философа Цицерона (106-43 гг. до н. э.), который пытался, но не смогли защитить республику против восстания такого диктатора, как Юлий Цезарь. Хотя Цицерон проиграл эту политическую битву, его идеи сильно повлияли на более позднюю западную мысль, включая прообраз основателей Америки. На протяжении девятнадцатого века философ считался образцом ораторского искусства и ведущим мыслителем по правовым и политическим вопросам. В частности, Цицерон известен тем, что изменил и передал греческую стоику традицию естественного права, т. е. идею о том, что существует универсальный закон, который является частью самой природы.
Естество не только наделило человека разумом, но и дало ему чувства наставника и посланника. А также неясные, недостаточно разъясненные представления о многих вещах как основу знания. Все это действительно предисловие и его цель состоит в том, чтобы упростить понимание того, что справедливость присуща природе. Мудрейшие из людей считали, что закон не является продуктом человеческой мысли и не представляется актом народов, а скорее вечным, которое управляет всей вселенной своей мудростью в команде. Таким образом, они привыкли говорить, что закон — это первичный и конечный разум Бога, чье сознание руководит всеми вещами либо принуждением, либо сдержанностью.
Политические взгляды
Цицерон в политике предстал теоретиком и практиком. Специалисты утверждают, что Марк Туллий внес вклад в теорию государства и права. Некоторые отмечают двуличность в суждениях на бумаге и на словах у Цицерона. Несмотря на это, советский ученый С. Л. Утченко выразил иное мнение – в трактатах философ предлагает познакомиться со взглядами на политическую теорию, которые находят применение в публичной деятельности. Марк Туллий искренне считал, что государственные деятели должны в обязательном порядке изучать философию.
Цицерон
Публичные выступления стали привычными для Цицерона уже в 25-летнем возрасте. Первую речь оратор произнес в честь диктатора Суллы. Несмотря на всю опасность суждений, римские власти не стали подвергать гонениям Марка Туллия. Вскоре философ переезжает в Афины для изучения любимых наук. Только после смерти диктатора Цицерон вернулся на родину. Философа приглашают в качестве защитника на судебных разбирательствах.
В основе политических суждений Цицерона лежат греческие мысли. Но при этом Марку Туллию было ближе римское государство, философ старался делать акцент на устройстве и специфике. Существование Римской республики и ее отличие от греческих полисов стали главной темой исследования и рассуждений оратора. В книге «О государстве» Цицерон заявлял, что государство принадлежит народу. При этом между людьми должно быть согласие как в интересах, так и в вопросах права.
Политический деятель Цицерон
По мнению философа, Римской республике требуется лидер. На правителя будет возложена обязанность решения проблем и противоречий народа. Цицерону не нравилась система власти, внедренная Октавианом Августом. Оратор относил себя к республиканцам, взгляды которых противоречили принцепсу. Тезис о надклассовом лидере до сих пор вызывает жаркие споры в среде историков и исследователей. Доподлинно неизвестно, к какому решению по этому вопросу пришел Цицерон, так как до современности книги философа дошли фрагментарно.
Политический деятель в течение продолжительного времени искал идеальные законы, которые помогли бы сохранить государство. Цицерон считал, что страна развивается двумя путями — гибнет или процветает. Для последнего и нужна идеальная законодательная база. При этом Марк Туллий скептически относился к судьбе.
Статуи Цицерона
Из-под пера Цицерона выходит трактат «О законах». В издании философ полно раскрывает теорию естественного права. Закон одинаков и для людей, и для богов. Этим оратор пытался сказать, что за действия отвечает высший разум, заложенный природой, тогда как человеческие законы, создаваемые посредством общения, – это отличный от природных предмет.
Цицерон считал, что право – сложная наука, которую не смогли постичь даже судебные ораторы. Для улучшения ситуации необходимо использовать философские методы и теории в изучении и классификации принципов гражданского права. Тогда законы станут искусством.
Юлий Цезарь
По мнению Цицерона, в мире отсутствует справедливость. Политический деятель считал, что на смертном одре каждому воздастся за прожитое время и поступки. Марк Туллий не рекомендовал в точности следовать закону, потому что это приводит к яркой несправедливости. Это сподвигло оратора к требованию справедливого отношения с рабами, которые ничем не отличаются от наемных трудяг.
Цицерон выказывал отношение к политическому строю на словах и на деле. После смерти Цезаря Марк Туллий издает диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях», в которых делится мыслями и случившимся после падения республиканского строя в Риме. Эти произведения разобрали на цитаты уже после смерти Цицерона, так как в них кроется сама жизнь.
Заметки
Цицерон о государстве и праве (кратко)
Общество основано на соглашении делиться общим благом. Еще одна особенность государства Цицерона — люди собрались вместе, руководствуясь не своей слабостью, а общительной природой. Человек — не одиночное животное. Он любит и привыкает к себе подобным. Это врожденная природа. Именно рациональное поведение людей отвечает за основание государства. Следовательно, можно назвать это необходимым объединением.
Это полезно для достижения общего блага. Цицерон сказал, что нет ничего, в чем человеческое превосходство могло бы более приблизиться к божественному, чем в основании новых государств или в сохранении уже созданных.
Желание делиться общим благом настолько горячо, что люди преодолевают все соблазны удовольствия и комфорта. Таким образом, Цицерон формулирует концепцию, которая в то же время является исключительно политической. Его идея государства и гражданства поразительно напоминает мысль Платона и Аристотеля.
Естественно, все участники общества должны заботиться о достоинствах и недостатках друг друга. Поскольку государство является корпоративным органом, его авторитет представляется коллективным, и происходит от людей.
Когда политическая власть будет должным образом и законно исполнена, она будет рассматриваться как воля народа. Наконец, государство и его закон подчиняются Богу
В теории государственной силы Цицерона не занимают очень важного места. Только ради справедливости и правильной силы можно пользоваться
Как и Полибий, Цицерон предложил три типа правления:
- Королевская власть.
- Аристократия.
- Демократия.
Все формы государства Цицерона имели рост коррупции и нестабильности, и это приводит к падению власти.
Только смешанная конфигурация является надлежащей гарантией стабильности общества. Цицерон предпочел республиканскую форму правления как идеальный пример сдержек и противовесов для стабильности и пользы политической системы.
По мнению Даннинга, хотя Цицерон следовал Полибию в теории сдержек и противовесов, было бы неправильно предполагать, что он не обладал какой-либо оригинальностью мышления. Смешанная форма правления Цицерона менее механична.
Не может быть никаких сомнений в том, что в приграничном регионе, где встречаются этика, юриспруденция и дипломат, Цицерон выполнил работу, которая дает ему важное место в истории политической теории
[править] Биография
Цицерон родился в провинциальной семье. Он был из так называемых «homo novus» — новых людей, предки которых никогда не занимали высоких государственных постов. «Homo novus» редко пользовались известностью и встречались с безразличным или даже враждебным отношением к ним римских сенаторов, когда пытались начать политическую карьеру.
В сложные для Рима 80-е годы до н. э. Цицерон занимался образованием и развитием своих талантов — изначально он учился в Риме, а затем в городах Греции (в том числе в Афинах). Там он занимался прежде всего риторикой и философией. После возвращения в Рим Цицерон получил известность как оратор в судебных делах. Цицерон прошел через основные государственные должности квестора, эдила и претора, после чего стал консулом в 63 году г. до н. э. Во время своего консульства он разоблачил заговор Катилины, за что он получил огромную благодарность от римлян. Его даже прозвали «pater patriae», что возможно перевести как «отец Отечества».
Однако скоро его враги, которые завидовали его возвышению, вынудили Цицерона на некоторое время отправиться в «добровольное» изгнание. Там Цицерон активно работал над своими известными произведениями. Скоро Цицерона снова пригласили в Рим, где он был одним из лидеров сенаторов, выступавших против Цезаря и поддерживавших Помпея. Во время гражданской войны между ними Цицерон быстро перебежал к Цезарю, который очень дружелюбно встретил его.
После убийства Цезаря Цицерон хранил дружелюбные отношения со своим учеником Августом, но тот был вынужден дать согласие на убийство Цицерона, так как к этому стремился враг Цицерона и временный политический союзник Августа Марк Антоний.
«Вокруг света» о Цицероне
Статьи
-
Июль 1994 Геральдический альбом. Лист 17 (латинский девиз «Из многих — один» на ленте в клюве орлана в гербре США взят из трактата Цицерона «Об обязанностях»)
-
Январь 1996 Царица Камея (страстным собирателем камей был Гай Веррес, римский наместник в Сицилии, столь бесзастенчиво грабивший храмы и граждан, что им заинтересовался Сенат, от имени кторого выступил Цицерон, посвятивший этому процессу 7 судебных речей)
-
Декабрь 2001 Идущие на смерть (Цицерон положительно оценивал гладиаторские игры, считая, что они воспитывают в римлянах мужество и готовят его к войне)
-
Апрель 2006 Угольки от костра Господня (по мнению Цицерона, «распятие — самая жестокая и ужасная пытка»: этой унизительной смерти предавали лиц низкого происхождения и обязательно за городской чертой, чтоб не смущать народ)
-
Апрель 2006 Римская империя в лицах (лукавый Октавиан Август сначала внушил Цицерону дружескую привязанность к себе, а затем без зазрения совести предал его и обрек на смерть)
-
Сентябрь 2006 Право судить (некоторые сейчас высказывают мысль, что признанный светоч римского права, человек, которого мы привыкли считать образцом судейского деятеля, Цицерон — высосал из пальца обвинение своему врагу Катилине и добился его осуждения)
-
Декабрь 2006 Финикийцы: наследство морских царей (со времен Гомера за финикийцами тянулась дурная слава — даже еще Цицерон называет их «genus fallacissimus» (лат.) «наиковарнейшим народом»)
-
Январь 2007 Геродот: превращение мифа в науку (именно Цицерон наградил Геродота титулом «отец истории»)
-
Октябрь 2008 Братство «Веселого Роджера» (в «Республике» Цицерона приведена притча о морском разбойнике Диониде и Александре Македонском)
Телепрограммы
15 апреля 2001 Италия. Город Нора (Цицерон высмеивал нравы сардов)
Материалы «Телеграфа»
Предрассудки, связанные с крестиком
Личная жизнь
Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.
Бюсты Цицерона
В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.
Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор — старший ребенок в семье. Брат — Квинт.
Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума
Речи, произнесенные им в 54 году в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума, тоже имеют связь с его изгнанием. Когда он покинул Италию, Планций, бывший квестором в Фессалонике, принял его под свою защиту; теперь Планций подвергся обвинению в том, что для получения эдильства возбуждал беспорядки посредством клубов, называвшихся содалициями; Цицерон защищал его, и он был оправдан.
Рабирий, приемный сын сенатора, которого прежде защищал Цицерон, содействовал возвращению Цицерона из изгнания, а теперь был вместе с Габинием обвинен во взяточничестве при экспедиции в Египет. Цицерон защищал его, но не достиг оправдания ему: он должен был, подобно Габинию, удалиться в изгнание.
Схватка с Марком Антонием
Убийство Юлия Цезаря в 44 году до нашей эры обрадовало Марка Туллия Цицерона. С этого момента он старался реставрировать республиканское устройство Рима. Но другой Марк, на этот раз Антоний, искренне ненавидел оратора и вступил в конфликт с сенатом. Цикл речей «Филиппики против Марка Антония» напомнили о том, какой силой обладает Цицерон.
Цезарь, к счастью Цицерона, был заколот заговорщиками. (wikipedia.org)
Он назвал свои речи в подражании другому древнегреческому оратору Демосфену, который, в свою очередь, обличал македонского царя Филиппа. Цицерон, пуская в ход все свое красноречие, предъявлял Марку Антонию множество обвинений, предрекал ему такую же печальную участь, которая настигла Юлия Цезаря. По убеждению Цицерона, Антоний был гораздо опаснее для римского государства, чем Катилина. Всего оратор прочитал четырнадцать речей против заклятого врага. Но Марк не оценил талант политического противника и приказал убить его.