Почему подростки агрессивны
Содержание:
- Причины возникновения подростковой агрессии
- Агрессия как следствие аутоагрессии
- Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья
- Разновидности подростковой агрессии
- Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:
- «Куда смотрят родители?»
- Общество и среда
- Почему подростки агрессивны?
- Формы агрессивного поведения подростков
- Почему учитель может проявлять агрессию по отношению к детям?
- Коррекция агрессивного поведения подростков
Причины возникновения подростковой агрессии
Семейные причины агрессивного поведения подростков
Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания
Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д
Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.
Биологические причины подростковой агрессии
Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение
Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.
Личностные причины агрессии у подростков
- Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
- Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
- Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
- Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
Агрессия как следствие аутоагрессии
Аутоагрессия – это агрессия, направленная на себя. В подростковом возрасте ребенок «теряет себя привычного». Множественные изменения, происходящие внутри него, непонятные и незаметные для окружающих и для него самого, выбивают подростка из колеи. Тело перестает быть знакомым. Идет развитие мощнейшей сферы – половой. Ребенок покидает мир детей и пытается вписаться в мир взрослых. Ни тому, ни другому миру он не принадлежит полностью. Он оказывается как бы выброшенным за борт привычной жизни и не вписавшимся пока в новую. Состояние, согласитесь, непростое, выматывающее, дестабилизирующее.
Вспомним, что человек, в принципе, начинает осознавать себя через тело. Новорожденный ребенок еще не знает, где его рука или нога, мама знакомит его с самим собой. Вот и теперь, при резко меняющемся облике подросток глядится в зеркало и не узнает себя. Он ли это? Эти непропорционально длинные руки и ноги, эта испортившаяся кожа, этот ломающийся голос, этот появившийся откуда-то запах тела… Возникает страх, что можно остаться таким навсегда, – известный всем подростковый страх уродства. Одновременно появляется агрессия, направленная на себя, недовольство – я не такой, как надо, я некрасивый. Если мы прибавим к этому раздрай внутренний, душевный, то получим на выходе общую неудовлетворенность собой и жизнью. Что выражается в постоянной критике себя, подгонке под общие стереотипы красоты, в попытках усовершенствовать себя путем различных (часто эпатажных) экспериментов: перекрасить или сбрить волосы, проколоть все доступные части тела, одеждой замаскировать недостатки и пр.
Подросток 13-15 лет имеет сниженную самооценку и такую же оценку себя приписывает другим людям. Чаще подросток ждет от других критики и подвоха. Таким образом, аутоагрессия переходит в агрессию, направленную на окружающих. Я плохой – вы видите меня плохим – вы плохие – я вас вижу плохими. Т. е. подросток идет, ожидая от мира агрессии, потому что она скопилась в нем самом, находит эту агрессию (чего ищешь, всегда найдешь) и подтверждает свое мнение о том, что мир лежит во зле, все люди враждебные, жизнь несправедлива.
Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья
Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.
У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.
У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.
Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ
Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.
Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.
Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.
Разновидности подростковой агрессии
- Открытая агрессия или гетероагрессия. Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка — людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.
- Скрытая агрессия или аутоагрессия. Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.
- Реактивная агрессия. Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку — в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.
- Целенаправленная агрессия. Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.
Обезопасить ребенка от моих проявлений агрессии можно тремя способами:
- сдержаться,
- научить ребенка защищаться от моих проявлений самого,
- изменить себя так, чтобы либо проявления стали безопасны для ребенка, либо оснований для агрессии по отношению к нему стало как можно меньше.
Сдерживаться умеют все, но это выходит не всегда, и большая сдержанность имеет очень неприятный побочный эффект. К сожалению, наше сознание так устроено, что сдерживать мы можем только все душевные порывы, а не какие-то отдельные. И сдерживая злость, теряем способность проявлять с такой же силой душевное тепло… Так что это не лучший вариант.
Научить ребенка защищаться – хороший метод, но лучше сочетать его с третьим. И использовать в крайних случаях, а не перекладывать на детку ответственность за мои нервные выплески. И этот путь доступен не с рождения ребенка, а с момента, когда он сможет понимать и учиться. Обычно, года в 3-4, не раньше. И до этого возраста желательно дожить без потерь.
А там уже придумать понятное объяснение. Например, что у мамы внутри есть спящая «злюка», которая пока не выгоняется и иногда просыпается и начинает делать гадости и маме, и детке. Поэтому детка может прогонять «злюку», говоря – «злюка, уходи», либо прячась в условленное место, либо еще как-то, как вы придумаете. И еще детка должна понимать, что когда мама ведет себя вот так-то, то это не мама перестала любить (для малыша – это самое страшное), а просто вместо мамы начала действовать «злюка». И когда «злюка» снова уснет, мама вернется и опять будет любить.
Могут быть и другие способы объяснения. Например – совсем правдивый (дети постарше вполне способны это понять) – что мама сейчас злится и ничего с собой сделать не может, что это не специально на ребенка, это ей внутри плохо и не получается это не проявлять. Можно придумать и другие варианты, понятные вашему ребенку. Или не объяснять ничего, а просто договориться – когда я начинаю проявлять себя так-то, ты действуешь так-то, иначе нам всем будет намного хуже.
Важно донести до ребенка – что вы (или другой родитель, можно то же рассказать про другого) так себя ведете не нарочно, и что вы все равно в глубине души ребенка любить не перестаете, даже когда проявляете совсем иное. Это самые главные основы психологической безопасности и защиты ребенка от возможности душевной травмы в связи с вашими агрессивными проявлениями
Изменять себя, как я написала, можно двумя путями. Внешний путь – изменение поведения без, или почти без применения сдержанности. Например, я использовала в свое время такой способ – когда дети меня доставали и хотелось на них страшно наорать, я вместо этого начинала громко и эмоционально рассказывать им свои переживания по их же поводу (это, правда, работает хорошо с детками не младше 5 лет, совсем мелкие не так воспринимают разницу в направленности чувств).
Обычно, дети тут же переставали безобразничать, начинали меня понимать и давать советы, как мне быть, чтобы исправить ситуацию или изменить чувства в связи с ней. И вместо скандала через некоторое время (занятое моими «излияниями») начинался диалог и поиск удобного для всех решения, чтобы всем было хорошо. То есть – я переводила таким образом направление своего «выплеска» с самих детей на «выплеск в их присутствии», но не направленный на них. (Нечто подобное мы делаем, когда делимся какими-то неприятными переживаниями с подружкой – рассказывая о них, пребывая в них, возможно, проживая их перед подружкой, но не направляя на нее.)
Есть и другие способы изменения поведения в случае, когда волна агрессии поднимается – самое простое – это быстро перевести силу эмоции в какое-нибудь безопасное физическое действие – начать отжиматься, приседать, стучать по боксерской груше, бегать, прыгать и т. п. Главное, чтобы было ощущение, что на действие расходуется именно эта сила. Есть и более творческие способы трансформации агрессии, описанные в специальной литературе – в интернете их несложно найти и выбрать что-нибудь себе по вкусу.
«Куда смотрят родители?»
Популярный вопрос, которым
задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего,
ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем
окружении – образец для него.
Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.
Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других
Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.
Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!
Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку
Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет
В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.
Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.
«Учат в школе…»
Школа на протяжении около 10 лет
является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и
соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый
период.
Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше. Девочка рисует карандашом и улыбается
Девочка рисует карандашом и улыбается
Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?
Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.
Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.
«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.
Общество и среда
В обществе неправильные установки и нет толерантности
Однако у нападений школьников на своих одноклассников все же должны быть причины. «Мы предупреждали о подобном (агрессии подростков) и два, и пять, и семь лет назад. И к сожалению, уверяю вас, что на этом беда не остановится. Наше общество буквально культивирует агрессию, неприязнь, бесконечные поиски врагов, силовое решение многих проблем. Уровень агрессии высочайший. Уровень психического напряжения — тоже. И слабое звено — а это психически негармоничные люди, алкоголики, наркоманы и подростки — этого не выдерживает», — пояснил психиатр Лев Щеглов.
Он отметил, что это проблема общемировая, однако в России она умножена на очень большой коэффициент. Щеглов считает, что это вызов времени и обществу. В XIV веке таким вызовом была чума, захватившая Европу. Недавно говорили, что СПИД — это конец человечества. Однако обе эти проблемы решили, когда бросили туда время, деньги и таланты.
«Деньги, напряжение и таланты должны бросаться на это (проблему агрессии в школах), а не на очередные ракеты с дырками», — говорит Щеглов.
Он пояснил, что когда из телевизора льется агрессия, когда в телевизоре оскорблять друг друга стало обычным делом, это все начинает отражаться в подростковых коллективах. «А если подросток еще и какой-то проблемный, обиженный, если родители «поплевывали»» на него в прошлом, если они у него глупые — то привет, жди беды вновь», — объяснил психиатр.
«У нас же как в стране? Если ты добрый, податливый, деликатный, то ты — лох. А если ты можешь каждому дать в глаз, то ты герой. У нас толерантность, то есть терпимость, в список грехов уже вошла», — добавил Щеглов.
Психиатр говорит, что нынешние учителя озабочены лишь тем, чтобы «что-то куда-то не выплеснулось», сокрытием негативной информации, нежели реальным воспитанием школьников. А если подросток интересуется политическими вопросами, то его объявляют чуть ли не преступником.
Еще одной проблемой считают героизацию «Колумбайна»
Психолог Виталий Малов добавил, что еще одной важной проблемой можно считать некую популяризацию новостей о нападениях на школы. «Когда новости про такие нападения читает какой-нибудь школьник, он воспринимает это как проявление если не героизма, то чего-то отличительного
И какой-нибудь серый подросток, которого не считают за сильного ученика или интересного собеседника, возьмет эту ситуацию за идею о том, как заявить о себе», — объяснил свою точку зрения психолог.
Он привел в пример знаменитые события в американской школе «Колумбайн», когда двое учеников убили 13 человек и ранили несколько десятков. «Появился целый ряд людей, тысячи сторонников действий, которые совершали эти подростки», — говорит Малов.
При интерпретации таких действий взрослые как-то не стремятся оценить их так, как воспринимают подростки. По мнению Малова, нужно аккуратнее информировать о таких инцидентах население.
Психолог Виталий Малов не считает, что интернет стал причиной агрессивных действий как со стороны «керченского стрелка», так и других нападавших на школы. По его словам, используя игру, человек, наоборот, сублимирует свою внутреннюю агрессию, переводя ее внутрь себя и не пуская вовне. То же самое можно сказать об агрессивной тяжелой музыке или занятиях спортом, где человек также высвобождает свою злость.
Психиатр Лев Щеглов добавил, что интернет можно обвинять лишь частично. «Когда дети бегают с ножами, то можно обвинить производителей ножей. И запретить их. И будут хозяйки рвать мясо на кухне зубами. Это глупо — винить то, что является знаком времени. Было время, когда люди также бросались на паровоз с топорами, когда впервые его видели. интернет — это знак времени. Как и любое изобретение, он может как принести безусловную пользу, так и безусловный вред», — подчеркнул Щеглов.
Поступок «керченского стрелка» можно было спрогнозировать
По словам знакомых, убийца из Керчи Владислав Росляков был человеком тихим и замкнутым, мало общался с окружающими. Поэтому его поступок и стал такой неожиданностью.
«Именно его замкнутость и должна была насторожить окружающих. Это не очень нормальное поведение. Можно ли это отследить? Это можно заметить: вот этот ведет себя так, а этот — иначе. Можно проводить психологические тестирования по классам и отслеживать там динамику», — пояснил Малов.
Почему подростки агрессивны?
Детерминанты агрессивного поведения
подростков делятся на четыре типа, согласно исследованиям Р.Бэрона и
Д.Ричардсона:
- Биологические.
- Социальные.
- Персональные/индивидуальные.
- Внешние.
Наиболее распространенные факторы развития агрессии:
- проявления ненависти по отношению к расе, полу, внешности от окружения;
- провокации вербального характера;
- фрустрация.
Внешняя среда, не только социум, также оказывают влияние на формирование агрессивности:
- стабильное воздействие шума;
- жара, теснота и другие условия, создающие дискомфорт;
- средства массовой информации.
В итоге многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что формирование агрессивных форм действий формируется в результате воспитания, биологических, социальных причин.
Всего выделили четыре основных фактора:
- Агрессия – биологический прием защиты своего вида, сформировалась в процессе эволюции. Это мнение основано на позиции Фрейда и Лоренца. Агрессивное поведение – природное, естественное для человека, как представителя своего вида.
- Агрессия, как проявление невротического расстройства, реакция на фрустрацию. Подросток чувствует неспособность реализовать свои планы и намерения, что и вызывает негативные последствия.
- Приобретенная агрессия, как последствие влияния социума, близкого окружения, внешней среды.
- Агрессия, как форма защиты от постоянных, стабильно воздействующих на личность подростка, неприятностей, стрессов, переживаний.
Мнения специалистов долгое время разделялись относительного того, можно ли найти истинную причину деструктивного поведения подростка.
Современные психологи считают, что можно выделить комплекс факторов:
- ощущение себя непринятым социальной группой;
- психическая депривация;
- отсутствие позитивного подкрепления действий со стороны окружения;
- нехватка ощущения причастности, ценности своей личности;
- переживание стабильного насилия – физического, сексуального, психологического;
- постоянное ощущение опасности;
- индивидуальные склонности к противоправным действиям, девиации.
Агрессивного ребенка можно узнать просто по ряду признаков:
- раздражительность и вспыльчивость;
- отсутствие интересов;
- явный негативизм;
- яркие, аффективные реакции на стимулы;
- подросток активно вступает в словесные перепалки, драки, портит имущество.
Последствия – подросток не видит смысла ни в чем, кроме
массовой культуры, которая успешно разрушает неокрепшую психику.
Формы агрессивного поведения подростков
Одним из первых сделал попытку
классифицировать формы
агрессивного поведения подростков и взрослых А.Басс. Основаниями для
деления на типы стали три шкалы:
- вид воздействия: вербальное или физическое;
- по направленности на объект: прямая и непрямая;
- по активности: пассивная и активная.
Популярно деление на виды от экспертов в области криминологии – И.Кудрявцевой, Н.Ратиновой, О.Савиной – в основе лежат мотивы, деятельность и саморегуляция поведения:
- Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
- Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
- Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.
Основные формы агрессивного поведения:
- Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная: словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
- Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
- В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
- Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.
Инструментальная форма может
существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и
избегание этого.
По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).
Почему учитель может проявлять агрессию по отношению к детям?
Проблеме взаимодействия педагога и учеников в российских школах стали уделять внимания совсем недавно. Словесная и даже физическая агрессия считалась вариантом нормы. На обидные фразы, обесценивающие или унизительные высказывания и ругань не обращали внимания.
Сегодняшним педагогам тоже приходится нелегко. В условиях работы с несколькими классами по 25-30 человек с одной стороны, и прессинга школьной администрации или вышестоящего начальства с другой, творческий и индивидуальный подход представляются непозволительной роскошью. Но современные родители гораздо более требовательны к душевному состоянию ребенка и к поведению школьных педагогов.
Сегодняшние дети отличаются от предыдущих поколений школьников. Многие психологи считают, что авторитарный стиль воспитания все чаще дает сбои и представляется малоэффективным в современных условиях. Поэтому агрессия педагога не прибавит ему популярности. Школьник может отвечать так же агрессивно, потому что знает свои права. Менее уверенный в себе ребенок будет бояться педагога, и отказываться посещать уроки под разными предлогами.
Агрессия — это не всегда крик или побои. Педагог может и не повышать голос, но употреблять унизительные эпитеты в адрес учеников, нелестно отзываться об их умственных способностях или позволять себе другие виды издевательств. Впоследствии эти ученики могут возненавидеть и преподавателя, и сам предмет.
Разумеется, далеко не всякий ребенок может быть невинной жертвой обстоятельств. Класс состоит из разных учеников, и некоторые из них могут и сами давать повод для учительской агрессии. Поэтому родители должны иметь возможность самостоятельно разобраться в ситуации при первых тревожных симптомах психического неблагополучия ребенка в школе.
Коррекция агрессивного поведения подростков
Коррекция агрессивного поведения подростков изначально проводится специалистами – психотерапевтами или психологами, в том числе и школьными. Ведь зачастую школьный психолог лучше родителей знает, с какими проблемами сталкивается их ребенок ежедневно. Для этого существует ряд методик. Для начала нужно провести тщательную диагностику, исключить гормональные и наследственные заболевания.
Коррекция агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и, конечно, самого «больного»
Среди рекомендаций, в том числе и для профилактики агрессивного поведения, важное место занимает пункт активного и интересного досуга школьника. Очень хорошо влияют на детей всех возрастов занятия в спортивных секциях
[], [], [], [], [], []
Методы коррекции агрессивного поведения подростков
Методы коррекции агрессивного поведения подростков зависят от причины агрессивного поведения. Если она психологическая, то корректироваться агрессия будет посредством психологических бесед, тестов, программ, игр (как групповых, так и индивидуальных).
Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением наркотиками, алкоголем, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков проводится школьными психологами или сотрудниками специализированных медицинских учреждений. Психологическая коррекция включается в себя как профилактические беседы, так и игры (индивидуальные и групповые), живопись, музыка, общения с природой, животным миро (нередко, общение с лошадьми и дельфинами преображают даже самых агрессивных детей, стандартные методы лечения на которых не действовали).
Программа коррекции агрессивного поведения подростков
Программа коррекции агрессивного поведения подростков включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности подроста, а также ее причин. Если это биологические факторы, такие как наследственность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, антидепрессантами, гормональные нарушения – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно, нередко, в условиях стационарного лечения.