Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

Последствия буллинга и его влияние на участников

Бесследно любые виды буллинга в школе не проходят ни для кого. На каждую из сторон они наносят свой отпечаток.

Участники травли
Последствия
Жертва
Не в силах дать отпор, она постепенно все больше страдает от происходящего

Психологические и физические травмы, полученные ею в ходе насилия, могут привести к непоправимым изменениям в поведении и попыткам суицида.
Агрессор
Подпитывая ложное ощущение своей важности и всесильности, со временем претерпевает серьезные изменения личности. В будущем они также могут привести к проблемам с законом и психикой, построением здоровых отношений с окружающим миром.
Наблюдатели
Пассивные свидетели и соучастники агрессора, переживая вину и стыд за то, что не остановили происходящее, получают на выходе тревожное расстройство

Со временем оно может повлечь за собой депрессию и иные патологические состояния.

Профилактика буллинга в школе

Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.

Что такое буллинг: суть термина

В современной сфере взаимоотношений всё ещё можно встретить такое понятие, как буллинг. Он проявляется в травле одного (в редких случаях группы) из членов коллектива другим человеком или группой агрессивно настроенных особ. Это может быть как ученический, так и студенческий, а также профессиональный коллектив. Суть термина буллинг заключается в оскорбительном, агрессивном (иногда с применением физической силы) отношении к «жертве».

В результате постоянных нападок человек теряет веру в себя, деморализуется, резко падает самооценка, в результате чего он становится неспособным защитить себя. Именно этим буллинг отличается от простого конфликта, где силы обеих сторон в большинстве случаев практически равны.

Последствия травли

В травле есть три роли: жертва, агрессор и свидетель. Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх групп участников травли.

Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства

В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, ему труднее создать доверительные и теплые отношения с партнёрами и родственниками, в том числе собственными детьми. В отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику путём нанесения тяжких травм.

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже — в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Как бороться с буллингом?

Как остановить буллинг – над этим злободневным вопросом работают психологи, руководители учебных заведений, искоренить буллинг трудно, если все с самого начала было пущено на самотек и насилие процветает. Профилактика – единственный способ пресечь все в самом зародыше, тогда последствия минимальны и не так плачевны. Зачастую буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому коррекция поведенческих нарушений, работа с семьей – важный аспект борьбы с буллингом.

Как выявить буллинг?

Как противостоять буллингу? Для этого нужно быть в наблюдении, это касается и конкретного частного случая, когда родитель замечает, что с его ребенком происходит что-то неладное и наблюдение учителя за микроклиматом в классе и общее стремление всего преподавательского и административного состава видеть, наблюдать жизнь школы в целом. Это позволяет выявить случаи буллинга на раннем этапе, когда пресекающие меры еще могут оказать нужное воздействие и минимизировать психологические травмы

На что обратить внимание как родителям, так и учителям:

ребенок, подросток на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает, имеет подавленный вид;
здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
на переменах, или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого-то озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
в столовой тоже можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школе должна строится совместными усилиями педагогов, административного аппарата и родителей, тогда только можно говорить об успешности. Буллинг в школе как бороться – профилактика:

  • создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
  • если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
  • работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
  • определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
  • обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
  • беседа с буллерами и их родителями;
  • коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

низкая самооценка;

комплекс неполноценности;
замкнутость;
подавленность;

застенчивость;
тревожность;
осторожность;
неуверенность.

Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Буллинг профилактика

Издевки среди сверстников, явление распространенное. Профилактические меры в учебных заведениях не проводятся, в основном пожинают плоды уже случившегося. Школьные учреждения больше заняты уроками, отметками, их тревожат самостоятельные и контрольные работы, олимпиады.

Чтобы предотвратить всяческие издевательства над учениками, директора школ должны больше внимания уделять подбору учителей

Педагогический состав в первую очередь обязан уделять внимание здоровой атмосфере общения в классе, только потом урокам. Для учеников преподаватель — авторитет, его слушают и уважают, лидер, за которым следует весь класс

Лучше всего закладывать принципы правильного воспитания, начиная с первого класса, дети должны научиться работать в коллективе, дружить, помогать друг другу.

Хорошо работает плакат с правилами. Он всегда находится у детей перед глазами, раз в неделю по нему работают, закрепляют правила, обсуждают.

Большинство школ утаивают факты детских преступлений, делают вид, что ничего не произошло. Конфликт улаживают родители, иногда даже без участия учителей. Родители не всегда это делают правильно, в большинстве случаев разбирательства приводят к еще большему прессингу.

Это говорит только об одном, наши дети — наше отражение. То что мы в них заложили, то и имеем на выходе. Если существует проблема, значит мы не правильно пояснили своему ребенку правила игры. Ведь жизнь — игра с определенными правилами. Нужно сначала разобраться в себе, найти пути решения, и только потом пояснить чаду что произошло, как поступать ему в данной ситуации.

Оставляя детей без защиты, школьные учреждения заведомо наносят детской психике тяжелый урон, который имеет отголоски с детства всю жизнь.

За жизнь и здоровье ребенка ответственны родители. Если они видят что-то неладное, и не могут на это повлиять, должны перевести ребенка в другую школу.

C

Проявление буллинга можно предупредить, снизить количество случаев. Для этого нужно задействовать все образовательные процессы, подавлять вспышки агрессии, слаженно работать от директора и до уборщицы.

Заключение

Что такое буллинг?

️ Встретившись с систематической травлей своего ребёнка, родители задаются вопросом: буллинг – что это такое? По сути, это издевательства над слабым, особо впечатлительным ребёнком, которые систематически делают другие, более сильные дети. Чаще всего такой вид агрессии представляет собой именно групповые нападения. В них лидер группы проводит негативную оценку действий либо характера преследуемого, осуществляет по отношению к нему физическое либо психологическое насилие.

️ Этот вид преследования отличается от конфликта, так как жертва обычно гораздо слабее, а потому адекватный ответ проявить в отношении обидчика не может. Другие члены группы могут участие в травле не принимать, а просто быть свидетелями позора и унижений.

Основными признаками буллинга являются:

  • Систематическое повторение;
  • Неравенство сил или власти между нападающим и жертвой, причём на стороне агрессора;
  • Намеренная травля со стороны сильного.
  • Самым распространённым местом, в котором ребёнок может быть подвергнут физическому или эмоциональному насилию, является школа.

Давайте разберёмся, что такое буллинг в школе. 40% школьников, по статистике, занимались буллингом, причём 20% из них делали это не один раз. Школа – это место скопления огромного количества детей, разных по мировоззрению, воспитанию и социальной позиции: кто-то богаче, а кто-то беднее.

Также стоит учитывать, что во время учебного процесса в таком учреждении сосредоточены разные возрастные группы. Поэтому в таких условиях распространено явление рэкета по отношению к детям от 6 до 11 лет со стороны старшеклассников.

️Ещё одним видом насилия могут быть словесные издёвки. Причиной такого издевательства могут быть:

1. Острая эмоциональная реакция на слова.

2. Неуверенность в своих силах и возможностях.

3. Психологическая замкнутость.

4. Наличие у жертвы явного или выдуманного проступка по отношению к обидчику, за который он не признал своей вины.

Последняя причина наиболее распространена среди детей, так как оскорбить их чувства можно практически любыми действиями. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школьный буллинг – это психологическая травля жертвы.

Дети очень восприимчивы к словесным оскорблениям, так как они ещё ранимы и воспринимают любые слова, отправленные в их адрес, близко к сердцу. Это может стать причиной глубокой замкнутости, а в особо сложных случаях даже привести к депрессии.

Признания ребят, которых травили в школе

Главной проблемой при травле ребёнка в школе является тот факт, что он может это скрывать от своих родителей. В этом случае компетентную помощь ему получить будет очень сложно. Однако, даже если ребёнок расскажет о случившемся, реакция родителей может навредить. Это происходит тогда, когда обеспокоенные родители не могут разобраться в причинах конфликта и не понимают, как помочь своему чаду разобраться с его проблемами самостоятельно.

Самым частым примером некомпетентной помощи родителей является личные разбирательства с обидчиками. В таком случае травля не только может не прекратиться, но даже усилится либо перерасти в физическую агрессию в сторону жертвы. Для того чтобы помочь ребёнку в случае проявления к нему травли, необходимо знать, с чем вы столкнулись. В первую очередь нужно разобраться, каких видов бывает буллинг.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Как избежать?

План разговора с ребенком обязан должен включать в себя основные моменты профилактики буллинга:

  • Прямота. Называем проблему собственным именем — травля, гнобление. Не нужно ходить вокруг да около, ребята подобного не любят. Поясните, что травля — проблема класса, а не определенного человека. Насилие похоже на заразительное заболевание, которой заболел коллектив, и необходимо абсолютно всем беспокоиться о состоянии здоровья внутри их группы. Взаимоотношения нужно содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  • Смена ролей. Такой способ возможно использовать наедине с агрессором либо с учителями, в случае, если они не понимают опасности происходящего. Нужно помочь ребенку, который притесняет другого, понять, что его поведение отрицательно влияет на одноклассника. Например, можно сказать обидчику: «Вообрази для себя, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты испытаешь?». Поясните ему, что люди разнообразные, и у каждого существуют характерные черты, которые могут нервировать иных. В этом нет ничего плохого. Надо стараться принимать других такими, какими они являются.
  • Помощь профессионала. Пригласите специалиста по психологии для того, чтобы он провел специализированные психологические игры, помогающие ощутить себя на месте потерпевшего и понять неприемлемость буллинга.

Используя такие простые и важные мероприятия, можно достичь мира и спокойствия в классе или рабочем коллективе. Никогда недооценивайте положительного влияния разговоров. Беседы можно проводить как с агрессором, так и с жертвой. И, конечно же, родители всегда должны поддерживать своего чада и помогать ему адаптироваться в различных условиях. Помогайте ребенку находить общий язык с другими и уметь приспосабливаться под разные обстоятельства. И самое главное — учите сына или дочь отстаивать себя, свое собственное мнение и не стыдиться отличаться от других цветом кожи, социальным статусом или материальным положением.

Причины буллинга: находим скелеты в шкафу агрессора

Асоциальность буллинга налицо, поэтому весьма любопытно, что толкает людей на психологическое и физическое насилие над своими жертвами. Счастливый и удовлетворённый жизнью во всех смыслах человек не будет высмеивать другого или поджидать его за углом, чтобы унизить физически. У агрессора должен быть мотив, толкающий его на подобные непотребства. Разберём с вами основные причины буллинга:

  1. Плохое воспитание. Родители, которые не занимаются детьми или внушают им нормы морали, отличные от общепринятых, получают совершенно неуправляемых и склонных к агрессии членов общества. Конечно, бывают исключения, и ребёнок, предоставленный сам себе, превращается в благородного и чуткого человека, но такое явление – огромная редкость. Обычно из невоспитанных и недолюбленных детей вырастают настоящие деспоты, получающие удовлетворение от унижения слабых.
  2. Самоутверждение. Агрессор может иметь столько комплексов, что его жертве даже и не снилось. Нападки на других людей – признак попытки самоутверждения. Скорее всего, нападающий попросту не умеет другими способами заявить о себе в обществе, так как обделён выдающимися талантами. А показать силу и унизить человека – ума много не надо. Отсутствие морально-этических норм, вложенных родителями, усугубляет ситуацию, и буллинг становится для них чуть ли не единственным способом получения авторитета.
  3. Насилие в семье. Все мы родом из детства, и большинство тиранов имеет за плечами психологические травмы, полученные в раннем возрасте. Если ребёнок регулярно подвергается насилию со стороны родителей, то дать отпор им он не способен в силу возраста и своей слабости. Поэтому эти дети начинают вымещать свой гнев на одноклассниках, а если не решат свою психологическую проблему, то и во взрослом возрасте продолжат находить себе жертв и издеваться над ними. Так они подсознательно проигрывают сцены из детства вместо того, чтобы пойти к психологу.
  4. Психические расстройства. Проблема буллинга часто связана с наличием у агрессора психических отклонений лёгкого или тяжёлого характера. Среди буллей встречаются нарциссы, которые отличаются самовлюблённостью и считают всех остальных людей ниже себя. Также причиной агрессивного поведения может послужить истерическое или театральное расстройство личности. При этом агрессор подсознательно желает всегда быть в центре внимания и достигает своей цели любыми доступными способами, буллингом в том числе. Обсессивно-компульсивное расстройство также может спровоцировать человека на агрессию по отношению к другим. Так нападающий снимает стресс, возникающий в результате психического заболевания.

Буллинг негативно сказывается на всех участниках этого социального явления. Пострадавшая сторона получает букет комплексов. В тяжёлых случаях жертвы оканчивают жизнь самоубийством, не выдерживая давления. Агрессор же не учится взаимодействовать с людьми конструктивно, и во взрослом возрасте его тактика поведения мало когда имеет успех. В результате такие люди редко самореализовываются в жизни и страдают от этого.

Методы борьбы

Беда может миновать, но лучше обеспечить превентивную защиту.

Настроить приватность. ВКонтакте и Facebook позволяют ограничить доступ к странице: запретить отмечать на фотографиях, комментировать записи на стене или заблокировать отдельных людей.

Если буллеры начали агрессию, помните простые правила:

  • жалуйтесь администрации. В интересах соцсети поддерживать дружелюбную атмосферу. Поэтому они оперативно реагируют на жалобы о случаях агрессивного поведения. Похожие системы есть в мессенджерах и онлайн-играх.
  • Не реагировать. Цель буллеров – вызвать реакцию жертвы. Так они поймут, что попали в цель и продолжат свои действия. Отсутствие реакции покажет, что на жертву надо потратить больше сил. Это идёт вразрез с логикой «быстрого веселья».
  • Собрать доказательства травли. Подойдёт что угодно: смс-сообщения, скриншоты диалогов и присланные фотожабы. Если травля в интернете продолжится, отправляйте материалы в полицию.
  • Заблокируйте обидчика. Удалите его из списка друзей, адресных и телефонных книг. Или внесите в чёрный список.

Причины буллинга

Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

  • привлечение внимания;
  • демонстрация силы;
  • утаивание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

  • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
  • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
  • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
  • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Как справиться с последствиями травли

Дети, особенно подростки, предпочитают ориентироваться на мнение сверстников или тех, кто немного старше. А еще они любят сами искать информацию, смотреть видео в интернете. Так что лучший вариант – предоставить ребенку список полезных ресурсов. Это могут быть книги, рассказывающие о буллинге, сайты и телефоны доверия, сюжеты блогеров или звезд об их опыте преодоления буллинга.

Можно купить ребенку книгу Айджи Майрок «Почему я?». В ней автор рассказывает о собственном опыте преодоления буллинга и его последствий. Например, она советует каждый день заниматься любимым делом, думать о будущем и составлять план по его достижению, ежедневно делать маленькие шаги на пути к счастливому будущему.

В заключение осталось осветить вопрос профилактики травли в школе. Итак, как не стать жертвой буллинга? Родители должны придерживаться демократического стиля воспитания, уважать личность ребенка. Необходимо поощрять самостоятельность сына или дочери, рассказывать ему о чувстве собственного достоинства и самоценности.

И главное – объяснить ребенку, что нападают те, кто сами слабые. Поэтому не нужно их бояться. Как правило, достаточно один раз дать стойкий отпор, и агрессоры отстают

Важно научить ребенка выстраивать и отстаивать личные границы. Но для этого сами родители должны их иметь и уважать границы своего ребенка

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени. В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Ключевые причины травли

Причины буллинга можно разделить на несколько категорий:

  • Психологические. Любые комплексы и страхи, требующие самоутверждения за чужой счет. Например, желание быстро занять место лидера в коллективе.
  • Социальные. Поощрение обществом агрессивного поведения, его пропаганда в СМИ и интернете. Или внутрисемейные проблемы – недостаток внимания и любви, тоталитарное воспитание.

Кроме того, проблема буллинга в школах может иметь педагогические причины. Если учителя используют для подстегивания детей к учебе насмешки и колкости, травля в классе становится чем-то само собой разумеющимся.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector