Агностик: кто это такой и его основные отличия от атеиста
Содержание:
- Содержание:
- Достопримечательности
- Отношение к религиям
- Примеры[править]
- Как религии смотрят на неверие
- Философский агностицизм
- Кто может считать себя агностиком?
- Чем отличается агностик от атеиста?
- Агностик – кто это? Общее понятие термина
- Известные агностики
- Удобная мировоззренческая позиция
- Кто такие агностики, чем отличаются от атеистов?
- Проблемы агностицизма
- Перевод текста
- Агностицизм в истории философии
- Лженаука
- Дайте опеределение агностицизма как философского принципа
- Гностики и агностики
- Не признаю, потому что не верю!
- Навигация
- Кто такой агностик?
Содержание:
Ключевая разница:
Атеист считает, что бога не существует. Причина такого отрицания может быть основана на различных причинах, таких как преднамеренный выбор или из-за внутренней неспособности верить в бога. Люди могут быть атеистами по разным причинам, например — они опасаются недостаточных доказательств, чтобы верить в какую-либо религию. Они могут также подумать, что религия не имеет никакого разумного смысла и многое другое. Это часто связано с неверием в религию. Атеист — это антоним для Теиста (того, кто верит в существование Бога или божественных существ). Атеизм и теизм часто противопоставляются на почве философии, концепций и убеждений.
Сравнение между Атеистом и Агностиком:
атеист |
агностик |
|
Определение |
Атеист — это тот, кто отрицает существование какого-либо Бога или богов. |
Агностик — это человек, который сомневается в существовании Бога. Он считает, что человек не может подтвердить существование бога, и поэтому бог может существовать или не существовать. |
Широко подразделяется на |
Согласно Джорджу Х. Смиту (1979, стр. 13-18), атеизм можно разделить на две широкие категории — явный и явный атеизм.
|
|
происхождения |
От французского атеиста (16 в.), От греческого атеоса «без бога, отрицающего богов; брошенного от богов; безбожного, безбожного», от — «без» + теос «бог». |
Придумано Т.Х. Гексли (1825-1895), предположительно в сентябре 1869 года, из греческого агноста «неизвестный, непознаваемый», из «-» не «+ гностос» (будет) известен «. |
Вера в религию |
Вообще, не тесно связано с религией. |
Вообще, скептически относится к религии. |
Достопримечательности
К сожалению, в самом поселке их нет. Но совсем рядом есть поселок Сиде и Аланья. Что ближе всего? Во-первых, Сиде. Здесь посетить нужно собственно древний город Сиде, который сегодня представляет из себя музей под открытым небом. Здесь нужно посмотреть на остатки храма Диониса и невольничьего рынка, городскую стену, госпиталь, колонные улицы, городскую площадь. Здесь же нужно посмотреть руины храма Аполлона.
руины храма Аполлона
Совсем рядом в Алании можно полюбоваться на византийскую крепость, сохранившуюся с 13 века нашей эры. Здесь есть много зон для отдыха и смотровых площадок, откуда можно увидеть весь город. Осмотрите все башни и форты.
Обязательно посетите и пещеру Дамлаташ в Алании. Это не только сталагмиты со сталактитами, но и целебный воздух. Он насыщен солями и другими полезными веществами. Это не только релакс, но и оздоровление всего организма.
Отношение к религиям
Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.
Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.
Важно! Агностик не исповедует «агностицизм», ведь такой религии просто не существует. Агностицизм – это философское направление, учение, теория познания.. Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта
Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.
К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.
Примеры[править]
Насколько я могу быть услышан кем-либо или чем-либо, могущим прислушаться или не прислушаться к тому, что будет сказано мною, я прошу, если прощение значит хоть что-то, чтобы был ты прощен за все, что совершил ты или не совершил и что требует прощения. И если не прощение, но что-то иное еще может послужить к твоей выгоде после разрушения твоего тела, я прошу, чтобы это иное было тебе дано или не дано, в зависимости от обстоятельств, чтобы обеспечить тебе эту выгоду. Я прошу этого как посредник между тобой и тем, что будет или не будет тобою, но для которого может иметь значение твое благополучие, если моя просьба как-то может влиять на него. Аминь. |
— Плохи дела у этого священника с уверенностью в существовании божества. |
- Впрочем, не стоит забывать, что категорическое отрицание самой возможности существования бога, .
Как религии смотрят на неверие
Религиозные тексты обычно имеют неблагоприятное мнение о неверующих. Новый и Ветхий Заветы Библии советуют верующим «быть милосердными к тем, кто сомневается», в то же время называя неверующих «испорченными», а их «подлости» подлыми. В Откровении неверующие сгруппированы с убийцами, «сексуально безнравственными», колдунами и лжецами, и все они будут отправлены в ад. Коран также агрессивен по отношению к тем, кто не верит, говоря, что неверующие будут подвергнуты наказанию, что им не следует оказывать поддержку и что они предназначены для ада.
Из-за того, что крупнейшие в мире религии иногда выступают против неверия, для нерелигиозных людей часто опасно открыто обсуждать свой скептицизм и неверие, особенно доминирующей религии. Это особенно верно в странах с законами об отступничестве и богохульстве, которые делают неверие или альтернативную веру незаконными и караются штрафами, тюремным заключением или даже смертью. Еще в 2012 году в мире было семь стран, где по закону атеисты имели меньше прав, могли быть заключены в тюрьму или могли быть казнены.
Такие законы (и подобные культурные нормы) иногда применяются. Например, саудовский блогер Раиф Бадави публично был осужден за киберпреступление «оскорбление ислама» на своем веб-сайте («Свободные либералы Саудовской Аравии») и за «неповиновение своему отцу». Он еще может быть обезглавлен. Точно так же в Бангладеш блоггер-атеист был «взломан до смерти мачете» за свои просекулярные статьи.
Наряду с мусульманами, неаффилированные — в частности, атеисты — являются самым недоверчивым, хотя и значительным, меньшинством в опросах США. Опросы постоянно показывают, что атеисты воспринимаются более негативно, чем религиозные люди, члены ЛГБТ и расовые меньшинства. Совсем недавно, Pew Research выпустила обзоры о том, как различные религиозные и политические группы смотрели на атеистов. В большинстве случаев большинству всех религиозных групп не нравились атеисты, и консерваторы в подавляющем большинстве заявляли, что они будут «несчастливы», если ближайший член семьи выйдет замуж за атеиста.
Философский агностицизм
Агностицизм в философии – это обсуждение предмета, но не его доказательство, потому что философия основана на субъективизме. Представители этого мировоззрения уверены только в научном и социальном обосновании. Философия – лишь околонаучный теоретический вопрос, который нужно оспаривать. Существует мнение, что философия в агностицизме – это лишь регресс, движение назад, ведь они не ищут ответы.
Агностиков связывает устойчивость суждений. Из-за собственных убеждений они не ищут суть проблем, и все сводится к возникновению самостоятельных выводов, которые могут быть несовместимы с социальными укладами.
У представителей агностицизма стандартные ответы на все риторические вопросы, поэтому они никогда не смогут почувствовать, что правы. У них не хватает компетентности в отдельных областях. Это устойчивое мировоззрение, которое со временем совершенно не меняется, ведь агностики говорят, что окружающий мир полностью познать человек не может, так как абсолютной истины нет, и с этим нужно просто смириться.
Кто может считать себя агностиком?
Агностики роль науки сводят к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений.
Агностик – это тот, кто всегда честно скажет: «Я не знаю, есть бог или нет. Если вы сможете мне доказать его существование, я поверю в него». Позиции агностиков придерживаются известные деятели науки и искусства, которые боятся своей категоричностью по поводу религиозности навредить своему имиджу, но в то же самое время считают религию ложной. Агностики отрицают существование Бога, атеисты не верят, что он есть. Но если вторые открыто высказывают свою точку зрения, то первые, боясь критики, завуалировано объясняют свою позицию невозможностью доказать то или иное явление.
Сколько существует общество, система и религии, столько будут существовать люди, которые не желают придерживаться правил, навязанных ними. Атеизм – это тоже своеобразная система, которая противоположна религиозной системе. Агностик же находится где-то между этими системами, где-то рядом с ними, но в то же время нигде
Важно помнить о том, что всем нам, верующим и неверующим, нужно руководствоваться в жизни не только разумом, но и слушать свое сердце, ведь только при их единении и взаимодействии возможно рождение истины
Чем отличается агностик от атеиста?
- Сознание агностика – открытое, а атеиста – закрытое. Первый может на протяжении всей своей жизни менять точки зрения, сегодня придерживаться одного факта, а завтра – другого. Он открыт для всего нового и неизведанного. Второй – не меняет своей убежденности о том, что нет никакой высшей силы. Он – зрелая сформированная личность, которая стойко придерживается своих атеистических убеждений.
- Эмоциональная чувствительность. Агностики – гуманисты и альтруисты, атеисты – эгоисты. Первые относятся лояльно к верующим людям, вторые испытывают к ним агрессию и не приемлют их веру.
- Отношение к существованию человеческой души. Оба считают невозможным доказать ее существование. Но агностики чувствуют ее присутствие внутри себя. Атеисты полностью отрекаются от собственной души и не веруют в загробную жизнь.
- Отношение к традициям. Атеист не признает религиозные праздники, навязывающие веру во что-то конкретное. Агностик, хоть и не верит в Бога, но если любит праздновать, то или иное событие (Рождество, Пасху), то никогда не откажется от рождественских подарков или пасхальных яиц.
Важно! Каждый человек рождается без веры в бога (атеистом). Ту или иную веру нам прививает общество, или же человек так и продолжает оставаться неверующим
Все люди на планете рождаются агностиками или атеистами. Отсутствие веры как прирожденного явления – это общая черта между агностиком и атеистом. И самое важное – и агностики, и атеисты – люди мыслящие, задумывающиеся над происхождением того или иного явления.
Агностик – кто это? Общее понятие термина
Агностиками называют людей, которые придерживаются агностицизма. Слово происходит от древнегреческого “”, что переводится как “непознаваемый”, “непознанный”. Люди, относящие себя к агностикам придерживаются теории невозможности познания аксиомы существования любых богов, а следовательно они не причисляют себя ни к одной из существующих вер. Отличной чертой от атеизма является то, что агностицизм не отрицает возможного существования божественных квинтэссенций.
История возникновения идеологии
Первые упоминания об агностицизме относятся к философии античности (конец VII – VI в. н. э.), где древнегреческий философ Протагор, представитель философского направления софистов, утверждал, что наше сознание относительно и субъективно. Его древнеиндийский современник поддерживал агностические взгляды на бытие и считал, что после смерти нас ждет какая-либо жизнь.
Впервые определение было дано Томасом Генри Гексли, английским зоологом, в 1869 году. Он первым официально высказал суждение о том, что не может и не собирается относить себя к какой-либо из существующих религий. По его мнению, агностик – это человек, который не отрицает существование высшей силы, но и не примет существование какого бы то ни было определенного бога. В то время как агностик не отрицает, также он и не подтверждает существование богов, считая, что первичное – неопознано, а потому неизвестно.
Идеи агностицизма получили широкое распространение среди английских естествоиспытателей в 19 веке.
Агностицизм в общем виде
Агностики отрицают существование какой-либо определенной истины, и утверждают, что окружающий нас мир нельзя познать объективно. Согласно обсуждаемой концепции, мы ничего не можем знать о божественных проявлениях, о Боге, загробной и иной жизни, ведь наши знания невозможно подтвердить свидетельствами опытной науки.
Иными словами, у нас нет неопровержимых доказательств существования божественных сил, но также нет и доказательств того, что этих сил не существует – тоже нет. Доказать наличие души научными методами не представляется возможным либо на данный момент развития человечества, либо вообще.
При всем вышесказанном, агностик может быть как верующим, так и неверующим. Для приверженцев агностической философии сама идея споров о существовании, либо не существовании высших сил является ненужной.
Чем отличается агностик от атеиста?
Периодически агностиков путают с атеистами. Переплетение этих философских течений является в корне неверным. Атеисты резко отрицают существование Бога, в то время как агностики воздерживаются от суждения. Они не знают, ведь ничто не доказано.
Атеизм не является противоборством какой-либо определенной вере: атеист одинаково скептичен по отношению к христианскому Богу и Зевсу. Аналогичным образом агностики относятся к проявлениям божества – в равной мере к Аллаху и Тору. Они не признают проявление “чудес”, если они противоречат законам природы.
Отношение между агностицизмом и другими религиями
Затронутые выше атеисты с недоверием относятся к агностикам за их “неопределенность”. Приверженцы атеизма считают, что на вопрос “Верите ли вы в Бога?” есть только два варианта ответа, в то время как агностики выбирают третий. По мнению первых, если ответом будет “нет” то вы автоматически атеист, а если “нет”, то вы верующий по обозначению.
Исключительно верующие люди считают агностиков банальными “лентяями”, которые могут перекреститься в тяжелый момент жизни, но ни за что не придут на службу в воскресенье. Учитывая, что вера основывается не только на библии, но и на личном опыте, зачастую верующие пытаются повернуть агностиков на свою сторону путем рассказов о “божественном даре” или “чуде”.
Естественным образом, верующие лучше относятся к агностикам, чем к атеистам, по причине того, что любой агностик имеет возможность найти свой путь и примкнуть к религии. Несомненным плюсом также является хотя бы теоретическая возможность существования внеземного разума.
Кто может считать себя агностиком?
Современное общество по праву может считать агностицизм “удобным”. Способны ли вы внутри себя поставить на один уровень существование души в целом как понятия, Бога, лесных нимф, Орфея и Будду? Агностик может. Для него любое верование – интересно, и он может с благоговением относиться как к Евангелию, священному писанию, так и найти что-то стоящее в законах шариата.
Известные агностики
- Иммануил Кант
- Бертран Рассел
- Томас Хаксли
- Давид Юм
- Роберт Антон Уилсон
- Карл Саган
- Стивен Джей Гулд
- Фридрих фон Хайек
- Чарлз Дарвин
- Олаф Стэплдон
- Франсуа Олланд
- Альберт Эйнштейн
- Егор Гайдар
- Эдвард Сноуден
- Мишель Бачелет
- Владимир Холстинин
- Уоррен Баффет
- Ли Куан Ю[источник не указан 838 дней]
- Тайсон, Нил Деграсс
Джобс, Стив
- Эрман, Барт
- Роджер Уотерс[источник не указан 232 дня]
Удобная мировоззренческая позиция
В связи с этим можно привести еще одно отличие атеистов от агностиков. Оно состоит в том, что последние никогда не вступали в открытый конфликт со служителями церкви. Причем объяснялось это не отсутствием принципиальности, а исключительно удобством занимаемой ими позиции. Приверженцы агностицизма в споре с церковниками всегда имели возможность «сгладить острые углы», заявив: «Мы вполне допускаем, что вы правы, хотя и не видим тому доказательств».
То же самое они отвечали и атеистам. В результате удавалось сохранить вполне мирные отношения как с теми, так и с другими. Позиция, безусловно, удобная. Она всегда давала возможность, формально не поступившись принципами, избежать конфронтации и не нажить врагов. Именно поэтому столь мирно на протяжении веков уживаются атеисты и агностики. Различие между ними чисто условное. Одни говорят: «Мы отрицаем бога», другие твердят: «Мы не можем поверить в его бытие», что, по сути, одно и то же.
Кто такие агностики, чем отличаются от атеистов?
Слова «атеист» и «агностик» вызывают в воображении много различных ассоциаций и значений.
Когда существование Бога ставится под вопрос, сам предмет дебатов оказывается непростым и часто неправильно понимается.
Неважно, по каким причинам или как они рассматривают этот вопрос, агностики и атеисты существенно отличаются, но в то же время имеют ряд общих черт. Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним
Многие люди, которые начинают называть себя агностиком, одновременно отказываются от понятия «атеист», даже если технически оно относится и к ним.
Давайте поймем различия между тем, что значит быть атеистом и быть агностиком, и оставим в прошлом любые предвзятые мнения или неверные истолкования.
Кто такой атеист?
Атеист – человек, который не верит ни в каких богов. Это очень простое понятие, но часто оно повсеместно неправильно толкуется. По этой причине существует множество других способов определений.
Атеизм – недостаток или отсутствие веры в богов, или сомнение в их существовании.
Кто такой агностик?
Агностик – любой, кто не утверждает, что знает, существуют какие-либо боги или нет. Данная идея тоже достаточно несложная, но она может быть также неправильно понята как атеизм.
Одна из основных проблем состоит в том, что атеизм и агностицизм касаются одного и того же вопроса относительно существования богов
Следует принять во внимание, что атеизм подразумевает, что человек не верит, что Бог существует, а агностицизм – что человек не знает, существует ли Бог. Вера и знание связаны, но, тем не менее, являются отдельными понятиями
Есть простой тест, чтобы узнать, являетесь ли вы агностиком или нет. Вы точно знаете, что какие-либо боги существуют? Если так, тогда вы не агностик, а теист или верующий. Вы уверены, что боги не существуют или даже не могут существовать? Если так, тогда вы не агностик, а атеист.
Агностики-теисты или агностики-атеисты?
Агностик-атеист не верит ни в каких богов, в то время как агностик-теист верит в существование по крайней мере одного бога. Однако они оба не могут заявить, что имеют какие-то знания, подтверждающие эту веру. По существу, остается открытым еще один вопрос: почему они агностики.
Как только становится понятным, что атеизм – это просто отсутствие веры в любых богов, то проясняется и то, что агностицизм – это не «третий путь» между атеизмом и теизмом, как многие привыкли думать. Наличие веры в бога и отсутствие веры в бога не исчерпывает все возможности.
И все же у многих людей складывается ошибочное впечатление, что агностицизм и атеизм являются взаимоисключающими понятиями. Но почему? Не существует такого «я не знаю», которое логически бы исключало «я верю».
Наоборот, не только знания и убеждения совместимы, но они часто связаны между собой, потому что незнание чего-либо зачастую становится причиной для того, чтобы не верить.
Стоит отметить, что существуют двойные стандарты в отношении атеистов и агностиков. Со стороны верующих часто наблюдается ситуация, когда они хуже относятся к тем людям, которые утверждают, что не верят в Бога (то есть атеистам), тогда как агностиков воспринимают более доброжелательно.
Проблемы агностицизма
Агностицизм в современном понимании – это тенденция отношения к знанию, обобщенное учение об ограниченности нашего познания. Отсюда возникают проблемы агностицизма как поиска смысла в вещах:
1. Люди рассматривают принципиальную возможность познания, ведь познаваемо только то, что существует сейчас. Например, нельзя познать время или драконов, это будет мнимое изучение феноменов и явлений. Мы не в силах увидеть невидимое – потому что по факту его не существует.
2. Проблема способов познания. Люди ограничены в возможности познаваемости окружающего мира. Не все опыты можно провести, чтобы что-то доказать, а значит, прогресс в агностицизме может отсутствовать.
3. Проблема способов описания. Человек не может дословно описать все, что он видит или слышит, а это тоже ограничение в полном познании мира.
Агностицизм прошел через множество преобразований, создав целую историю одного течения. Появившийся еще в античной философии в виде отдельных мнений людей, он сформировался в одно конкретное направление. Изначально это было лишь скептицизмом в древнегреческой философии Пиррона, а затем стало классическим вариантом позиции Юма и Канта.
Развернутый агностицизм возник в суждениях Юма. Он объяснял, что все познание исследуется опытом человека, а значит ограниченно. Однако Кант ввел усовершенствования в течение, указывая на резкое разграничение между «вещи в себе» и «вещи для нас», и исследуя отправную точку в познающем мышлении.
Также агностицизм прошел через критику В.И. Ленина, который указывал на то, что агностицизм разделяет явления и сущность, а значит и не продвигается дальше ощущений человека.
В настоящее же время одно из проявлений агностицизма – гносеологическая позиция конвенционализма. Суть ее заключается в связи факта и его высказывания, потому что этот процесс условный. Один и тот же факт можно рассматривать в разных интерпретациях и смыслах. Отсюда возник вывод о случайности познавательной функции человека. Другая современная концепция агностицизма – отрицание решения вопроса, потому что он может принадлежать к «метафизическим» или не допускает фактического доказательства.
Перевод текста
Агностицизм в истории философии
В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.
Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».
Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д
Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).
Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.
Лженаука
Ложь укоренилась в повседневной и социальной жизни, она встречается повсюду, где отмечается взаимодействие людей, во всех коммуникациях между людьми, при которых осуществляется столкновение интересов. Причиной лжи может выступать защита собственных интересов человека, стремление к получению власти, материальных благ и т. д. С ложью связывают понятие дезинформации, которая также может быть осознанной или неосознанной.
В последнее время в обществе отмечена тенденция судить о научных доказательствах, абсолютно не понимая сущности проблемы. Особенно это затрагивает медицинскую сферу. В СМИ часто встречаются наукообразные заявления на медицинские темы. Однако люди часто не знают, что получают эту информацию от людей, которые ввиду недостаточности образования не могут интерпретировать научные данные и предоставлять научные доказательства. Они могут предлагать гомеопатические и иные альтернативные методы лечения, подтверждая эффективность лечения не только примерами излечения людей, но и наукообразными фактами, производящими на людей благоприятное впечатление, ссылаться на авторитеты в отсутствие реальных научных доказательств.
Дайте опеределение агностицизма как философского принципа
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.
Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.
Крупные философы-сенсуалисты:
• Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов.
• Эпикур
• Джон Локк
• Этьен Бонно де Кондильяк
Это значение термина сенсуализм не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем.
Дайте определение агностицизма как философского принципа
Агностици́зм (от др.-греч.
ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основреальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Агностицизм возник в конце XIX века, как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмыслениеметафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.
Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира.
Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.
В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании — как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм согласуется, например, скантианством и позитивизмом.
Кант допускал также существование вещей вне нашего сознания, неосознанных — «которые существуют сами в себе», и считал, что наше познание не распространяется дальше явлений и феноменов.
Диалектический материализм считал, что гносеологическим основанием агностицизма является абсолютизация относительности, что исторически обусловлено человеческим познанием на каждом этапе его развития.
Социальные же причины современного агностицизма, видимо, кроются в конфликте идей — попытке внутреннего примирения религиозного и научного мировоззрения, или в затруднении выбора идей.
Ленин указывал: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“».
Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога».
Известные агностики :
1)Иммануил Кант 2)Бертран Рассел 3)Томас Хаксли 4)Давид Юм 5)Роберт Антон Уилсон 6)Чарльз Дарвин 7)Альберт Эйнштейн 8)Майкл Фарадей
Гностики и агностики
Гностики считают, что мир можно познать, разум пробирается в сущность вещей, человеческая мысль может познать объективный мир.
И это познание может быть достигнуто разными способами: ощущениями (сенсуализмом), чувственным опытом (эмпиризмом), разумом (рационализмом), с помощью интуиции (интуитивизмом) и прочим.
Агностики же отрицают возможность окончательной познаваемости мира: мы познаём не мир, а наше собственное сознание, мысли.
Дилемма о подлинности познания окружающей человека реальности не может быть решена полностью: человек может много знать, но при этом всё же находится на грани незнания.
Не признаю, потому что не верю!
Прежде всего, следует опровергнуть расхожее и крайне ошибочное мнение, что атеист – это неверующий человек. Отнюдь. Он как раз верующий, но верит не в существование бога, а в его отсутствие. Им движет именно слепая вера, поскольку никакими чувственными ощущениями или логическими построениями доказать свою точку зрения он не может. История знает целый ряд мыслителей, которые пытались построить доказательную базу на основе логических заключений, но едва ли результаты их трудов можно назвать убедительными.
Встав на путь голословного отрицания не только бога, но и вообще всего сверхъестественного, атеисты тем самым проповедуют самодостаточность материального мира, а вместе с тем и чисто человеческое происхождение всех без исключения религий. Этим они противопоставляют себя теистам – сторонникам божественного происхождения всего сущего. Как правило, представители этой категории людей придерживаются светских философских направлений, таких как гуманизм, материализм, натурализм и т. д.
Навигация
Кто такой агностик?
Агностик (от древнегреческого – непознаваемый, непознанный) – это человек, который считает, что познание объективной реальности посредством субъективного опыта невозможно. По его мнению, нельзя доказать или опровергнуть какие-либо факты, используя только личный опыт. Применительно к религии, агностик убежден, что существование, как и несуществование Бога, доказать невозможно, поскольку все представления о нем основываются только на личном опыте и знаниях.
С философской точки зрения, агностик – это тот, кто утверждает, что человек познать мир не может по причине ограниченности его разума и знаний.