Зигмунд фрейд «я и оно». книга основателя психоанализа
Содержание:
Введение
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
6 стр., 2589 слов
Раздел I. Общая физиология. Физиологические основы поведения. Введение
… его роль в формировании психосоматических заболеваний организма. Физиология целенаправленной деятельности (поведение). 48. Роль социальных и биологических мотиваций в формировании целенаправленной деятельности … , относительный антагонизм их влияния. Высшая нервная деятельность 35. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. 36 …
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, не экспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
6 стр., 2587 слов
Личность Зигмунда Фрейда
..
концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Личность Зигмунда Фрейда можно смело назвать одной из самых значимых для .
; Реферат по общей психологии на тему: «Личность Зигмунда Фрейда» Выполнил: студент 2 курса 521 … орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует …
Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.
История создания
Психоаналитический метод был разработан Фрейдом на основе экспериментов венского доктора Йозефа Брейера. Этот врач лечил пациентку, страдающую тяжелым видом истерии. Для того чтобы понять причины глубоких душевных потрясений, Брейер решил применить гипноз. Именно этот метод заставил пациентку рассказать о тех обстоятельствах, которые предшествовали болезни. Как стало понятно, большинство симптомов истерии стало следствием аффективных переживаний, которые девушка испытала, дежуря у постели любимого тяжелобольного отца. Доктор заставил свою пациентку не только вспомнить этот период. Во время проводимых им сеансов девушка еще раз пережила свои аффективные состояния. В результате все симптомы недуга исчезли. Брейер назвал созданный им метод лечения катарсисом, что в переводе с греческого означает «очищение».
Исходя из подобных экспериментов, Фрейд высказал предположение о том, что область психического вовсе не сводится к сознательному. Нередко истинные мотивы поведения человека находятся далеко за пределами его сознания. В дальнейшем Фрейд стал сам применять катарсический метод. Делал он это даже не в гипнотическом состоянии больного, а в нормальном. Результаты подобных исследований убедительно доказали, что психика людей обладает разносторонней и сложной структурой.
До Фрейда некоторые клинические признаки истерии врачи не могли объяснить с точки зрения физиологических факторов. Ведь у пациентов одна из частей тела полностью теряла чувствительность, а области, находящиеся с ними по соседству, по-прежнему продолжали ощущать различные раздражители. К тому же до создания Фрейдом теории о «Я», «Оно» и «Сверх-Я» невозможно было объяснить то поведение людей, которое имело место в состоянии гипноза. Именно поэтому ученый и высказал предположение о том, что только часть процессов, происходящих в психике, является реакцией ЦНС.
Как проявляется бессознательное
По Фрейду, бессознательные стремления скрыты от сознательной части человеческой личности. Однако они могут разнообразно проявляться в реальности.
Так, это может проявиться в виде оговорок, случайных описок, неожиданных поступков, в которых человек не дает себе отчета. Собственно говоря, в этом и заключается идея фразы «оговорки по Фрейду». Кроме того, Ид и Супер-Эго отражаются во снах, преследующих человека. Психоаналитики очень много внимания уделяют сновидениям
Считают их посланниками бессознательного, наполненными важной символикой
Таким образом, формы проявление бессознательного в повседневной жизни человека разнообразны. Но для того чтобы понять, действительно ли это дает о себе знать скрытая часть нашей личности, стоит все же обратиться к специалисту. К сожалению, со своей точки зрения человек далеко не всегда может судить о своей личности. Впрочем, на то оно и бессознательное.
«Оно», «Я» и«Сверх-Я»
«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.
«Оно» — это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».
«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.
По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» — приобретенное бессознательное .
И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию — «Я».
«Я» — это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».
Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.
Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».
Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.
Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.
Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.
Любопытный случай Анны О
Мы находимся в 1880 году и на консультацию австрийского психолога и физиолога Йозефа Бройера приходит то, что считается «пациентом 0». То есть человек, который позволил бы Зигмунду Фрейду заложить основы психотерапии и начать изучение структуры ума и бессознательного.
Мы говорим о Анна О, псевдоним Берты Паппенхайм, пациента с диагнозом истерия, чья клиническая картина настолько ошеломила Брейера, что он попросил помощи у своего коллеги и друга Зигмунда Фрейда. Юной женщине было 21 год, и с того момента, как ей пришлось взять на себя ответственность за своего больного отца, она начала страдать от столь серьезных и странных изменений. Его поведение было настолько уникальным, что не было недостатка в том, кто решился сказать, что Берта одержима.
Жан-Мишель Квидоноз, известный психиатр и член Британского психоаналитического общества, описал случай в книге Исследование сочинений Зигмунда Фрейда информируя нас о следующем:
- Правда в том, что случай с Анной О сам по себе не мог быть более интересным с клинической точки зрения. Молодая женщина страдала от эпизодов слепоты, глухоты, частичного паралича, косоглазия и, что самое удивительное, были моменты, когда она теряла способность говорить или даже общались с языками, которыми он не владел, такими как английский или французский.
- Фрейд и Брейер чувствовали, что это выходит за рамки классической истерии. Был момент, когда Берта Паппенхайм перестала пить жидкости. Серьезность его состояния была такова, что отец психоанализа прибегнул к гипнозу, чтобы внезапно вызвать воспоминание: компаньон и Берта дали ему пить из того же стакана, что и его собака. После «разблокировки» этой бессознательной памяти девушка снова смогла пить жидкости.
Отсюда сеансы следовали той же линии: довести до сознания травмы прошлого. Актуальность дела Анны О (Берты Паппенхайм) была такова, что Фрейду удалось ввести в свои исследования по истерии новую революционную теорию о психике человека., новая концепция, которая полностью изменила основы ума.
Стадии развития личности по Фрейду
Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).
Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.
Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.
Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты
Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.
Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.
Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.
Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично
Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.
Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.
Фрейд о бессознательном
Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании
Это принципиальный момент, важность которого прояснится, когда мы дойдем до юнговской концепции бессознательного
Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».
Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.
В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.
Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.
Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.
Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.
Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.
Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.
Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.
Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.
Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.
Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе такой эмоциональный заряд, что полностью лишают человека душевного покоя.
Сублимация по Фрейду
Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.
В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.
Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты
Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности
Защитные механизмы психики
Проекция – является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. Например, ханжа – человек, скрывающий истинные сексуальные влечения и выискивающий малейшие грязные намерения в действиях окружающих.
Что же касается неодушевленных вещей, то это примеры ситуаций, в которых человек наделяет предметы или явления своими переживаниями. К примеру, грозное небо, тревожная скульптура, вредный алкоголь и т. д.
Кстати, на основе проекций существуют диагностические методики. Например, hand-тест, в где участнику демонстрируются рисунки руки, и он даёт свои ассоциации и чувства от увиденного.
Вытеснение – подавление и выведение из сознательной части психики неприемлемых и угрожающих личности мыслей, образов и воспоминаний. Примером может служить сильное потрясение вроде смерти человека, катастрофы или изменения своего зодиакального знака.
Человек часто не помнит подробностей и ключевых моментов данного события. Несмотря на то, что содержание вытесненного мотива не осознается, эмоциональный компонент продолжает себя проявлять в разных формах.
Определив фундаментальные основы, на которых строится теория Фрейда, мы можем рассмотреть подробнее концепцию психоанализа как направления науки психологии.
Когда это происходит – негативные симптомы исчезают. Например, при приступах страха и неконтролируемой тревоги, человек не осознает их причину и пытается найти рациональное объяснение. В данном примере наряду с вытеснением работает такой защитный механизм психики как рационализация. Чтобы выявить и определить бессознательные процессы в головном мозге, Фрейд предлагал пациентам говорить на свободную тематику. Как правило, вытесненные процессы проявляют себя в виде невротических симптомов: обмолвки, описки и неловких движений.
Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание
Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.
Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.
В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.
Наиболее значимые его разработки:
- трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
- теория психосексуального развития личности;
- теория эдипова комплекса;
- выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
- внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).
Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».
Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:
- доктор медицины;
- профессор;
- доктор философии и права Университета Кларка;
- иностранный член Лондонского королевского общества;
- обладатель премии Гёте;
- почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
- почетный член Французского психоаналитического общества;
- почетный член Британского психологического общества.
Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.
Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.
Определение
Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.
Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.
Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:
- Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
- Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
- При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
- События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
- Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
- Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.
Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.
Бессознательное
Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.
Бессознательное в психоанализе
Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.
Что же говорится о бессознательном в психоанализе?
Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.
Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.
Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:
Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:
Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .
Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.
Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.
Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.
Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.
Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.
В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
- Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
- Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.
Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.
- Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
- Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.
Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».
Что входит в основу
Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.
В основе современного психоанализа лежат такие направления:
- Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
- Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
- Методика лечения, включающая:
- анализ переноса и сопротивления;
- толкование источника конфликтов (интерпретацию);
- проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.
Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.
Что скрыто за гранью сознания
Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.