Стивен кови: семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности
Содержание:
- Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
- Развитие эффективности
- Навык 1. Проактивность. Принцип персонального видения
- Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель
- Навык 7. Затачивайте пилу
- Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым
- Последствия
- Будьте проактивны
- Новости сегодня
- Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель
- Лавр от боли в ухе.
Навык 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
«Наиболее важные дела никогда не должны подчиняться наименее важным». — Гёте
Навык 3 является личным достижением, плодом практической реализации навыков 1 и 2. Навык 3 является вторым, физическим творением. Это реализация, осуществление, естественное следствие навыков 1 и 2. Говоря о навыке 3, мы обсуждаем вопросы, связанные с управлением жизнью и временем.
Лучшая идея в сфере управления временем может быть передана одной фразой: «Организуйте свои действия на основе приоритетов». Существует четыре уровня управления временем. Каждый его уровень основывается на предшествующем, давая нам все больше возможностей управлять своей жизнью. Для первой волны, или первого уровня управления временем, характерны записки и памятки, попытки как-то упорядочить и систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил.
Второму уровню соответствует появление календарей и ежедневников. Это отражает попытку смотреть вперед, планировать события и свою деятельность на будущее.
Третий уровень является отражением современной ситуации в сфере управления временем. К наследию предыдущих уровней добавляется важная идея расстановки приоритетов, прояснения ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел.
Сегодня многие перешли уже на четвертый, совсем иной уровень. Теперь стало понятно, что термин «управление временем» на самом деле является неверным, поскольку задача заключается не в том, чтобы управлять временем, а в том, чтобы управлять самим собой.
Суть четвертого уровня управления временем можно уяснить по матрице, изображенной ниже. Ее исходная идея заключается в том, что мы расходуем время одним из четырех способов.
Развитие эффективности
Далеко не всем удается воспитать в себе целостную личность и характер, а также наслаждаться жизнью, наполненной счастьем и любовью. Но все же эта задача вполне выполнима.
Просто в самом начале нужно поставить перед собой цель придерживаться верных принципов, сбросить с себя оковы мнимой комфортности привычек и не идти на поводу у ложных «истин», навязываемых нам социумом.
Начните работать над собой, применяя советы из книги «7 навыков высокоэффективных людей», и каждый день добивайтесь побед.
Если вы возьмете за основу правильные навыки и будете связывать развитие способностей с эффективностью своих действий, вам удастся наладить свою жизнь и сделать ее по-настоящему счастливой.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Навык 1. Проактивность. Принцип персонального видения
Благодаря способности анализировать свой мыслительный процесс, мы можем отказываться от ненужных привычек и вырабатывать полезные навыки. Благодаря самосознанию мы можем смотреть на себя объективно, выделяя положительные и отрицательные качества характера, таланты, способности.
Люди оценивают нас отрывочно и необъективно, а мы верим им, и тогда наше Я искажается.
Существует 3 объяснения человеческой природы:
- Наш характер и темперамент заложен в нас еще предками (генетический детерминизм).
- Свойства и качества личности были заложены в детстве (психический детерминизм).
- На ваше поведение влияет окружающая среда — государство, воспитатели, педагоги, политики (детерминизм окружающей среды).
В повседневной жизни, при любых проблемах и радостях существует некий раздражитель, на который вы непременно отреагируете. И между раздражителем и вашей реакцией есть свобода выбора — КАК именно вы отреагируете.
Речь идет о воображении, совести, воле. Но каждый человек волен выбирать, как проявлять эти качества, быть ли ему реактивным или проактивным.
Например, если вас считают упрямым, у вас есть свобода выбора — продолжить всегда настаивать на своем, оправдывая себя генами отца (реактивность), или же начать работать над собой, учась использовать упрямство там, где это действительно необходимо (проактивность).
Реактивный человек управляется обстоятельствами, проактивный — управляет обстоятельствами сам. Они используют разные способы формулирования мыслей — реактивный человек скажет: Я был вынужден…, а проактивный заявит: Я выбираю….
Даже заботятся они о разных вещах по-разному. У каждого из нас есть определенный круг забот. Одна часть забот подвластна нашему влиянию, другая — нет. Первую часть можно обозначить как круг влияния, входящий в круг забот.
Проактивные люди стремятся расширять свой круг влияния, максимально точно и объективно оценивая свои силы, сосредотачиваясь на том, что они МОГУТ изменить.
Реактивные же люди лишь страдают от ощущения собственной беспомощности, говоря: Я не способен… Меня заставили… Вот если бы у меня были… Это все школа/начальник/государство/виновато….
Проактивные люди весьма умны. Они руководствуются своими внутренними ценностями, разбираются в происходящем, трезво оценивают ситуацию и знают, как необходимо поступать.
Естественно, что наши поступки влекут за собой определенные последствия. И было бы ошибочно предполагать, что мы можем выбирать последствия. Мы можем выбирать свою реакцию, но, совершая этот выбор, мы автоматически выбираем и то, что последует за нашей реакцией, иногда ошибочной.
Наиболее яркое проявление нашей проактивности — это способность брать на себя обязательства и выполнять их. Если люди знают, что могут вам доверять — ваш рейтинг растет, и вы автоматически влияете на них.
Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель
Начинать, представляя конечную цель, — значит начинать с четкого осознания своего жизненного предназначения. Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, — и все это для того, чтобы однажды осознать, что лестницу эту приставили не к той стене. Можно быть очень занятым человеком и при этом не быть эффективным.
Принцип «начинайте, представляя конечную цель» основывается на идее того, что все создается дважды. Разделяются мысленное, или первое, творение и физическое, или второе, творение.
В большей или меньшей степени люди используют этот принцип в самых разных жизненных ситуациях. Прежде чем построить дом, вы создаете его детальный план. Прежде чем отправиться в путешествие, вы определяете место назначения и наилучший маршрут. Вы пишете текст своей речи, прежде чем произнести ее. Вы чертите выкройку будущего платья, прежде чем вдеть нитку в иголку.
Навык 2 основан на принципах персонального лидерства, а это значит, что лидерство является первым творением. Лидерство — это не управление. Управление — это второе творение. Управление фокусируется на нижнем уровне: как мне сделать это наилучшим образом? Лидерство имеет дело с верхним уровнем: «Что именно я хочу сделать?»
Вы можете быстро осознать важное различие между этими двумя понятиями, если представите себе, как группа людей пробирается сквозь джунгли, прокладывая себе путь с помощью мачете. Это производители, они решают проблему
Они прокладывают дорогу. За их спинами находятся менеджеры, те, кто управляет производителями. Они затачивают мачете, создают правила, пособия и инструкции, организуют программы по восстановлению мускульной силы, предлагают технологические новшества, разрабатывают производственные графики и планы материального стимулирования для производителей. Лидер же — тот, кто, взобравшись на самое высокое дерево, оценивает всю ситуацию в целом и кричит: «Это не те джунгли!» Как же чаще всего реагируют на это занятые работой производители и менеджеры? А вот как: «Да замолчи ты! Мы успешно продвигаемся вперед!»
Эффективность, а часто и само выживание зависят не только от того, сколько усилий мы прилагаем, но и от того, в тех ли «джунглях» мы их прилагаем. Наиболее эффективный из известных мне способов начать, представляя конечную цель, заключается в разработке положений личной миссии. Этот способ фокусируется на том, каким вы хотите быть (характер) и что вы хотите делать (вклады и достижения), а также на ценностях и принципах, которые лежат в основе вашего характера и ваших поступков.
Для того чтобы составить положения личной миссии, мы должны начать с самого центра нашего круга влияния, где сосредоточены наши главные парадигмы — те призмы, через которые мы видим окружающий мир. Помещая в центр нашей жизни верные принципы, мы создаем прочную основу для развития четырех жизнеобеспечивающих факторов.
Жизнь, в центре которой находятся принципы, характеризуется мудростью, внутренней ориентированностью, источником которых являются точные карты, точное представление о том, что есть, что было и что будет. Верные карты позволяют нам отчетливо представить, куда мы хотим дойти и как лучше туда добраться. Осознание смысла жизни приходит изнутри.
Личная миссия — это не то, что можно написать за вечер. Она требует углубления в себя, тщательного анализа, продуманных выражений и множества переработок в поисках окончательного варианта. Могут пройти недели, даже месяцы, прежде чем вы полностью удовлетворитесь достигнутыми результатами, почувствуете, что у вас получилось исчерпывающее и сжатое изложение ваших сокровенных ценностей и устремлений. И даже тогда вы будете регулярно возвращаться к написанному, внося некоторые коррективы, по мере того как с годами будут изменяться ваши взгляды и обстоятельства.
Поскольку навык 2 основан на принципах, он имеет широкое применение. Не только отдельные люди, но и семьи, коллективы и разного рода организации становятся значительно более эффективными, если они «начинают, представляя конечную цель».
Практическое задание
Начните работу над составлением положений своей личной миссии. Подумайте о ближайших намеченных вами серьезных делах и примените к ним принцип мысленного творения. Запишите результаты, которые вам хотелось бы получить, а также шаги, которые к ним приведут.
Навык 7. Затачивайте пилу
Навык 7 — это ваши личные ресурсы и средства (РС). Он поддерживает и развивает самый ценный ваш ресурс — вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры — физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное.
Для этого надо быть проактивным. Расходование времени на «затачивание пилы» — действие, определенно относящееся к Квадрату II и требующее от нас инициативы. В целях развития собственных РС мы должны сами оказывать на себя давление — до тех пор, пока деятельность в Квадрате II не превратится в полезную привычку — навык. Наши РС находятся в центре нашего круга влияния, и никто, кроме нас, не сможет обеспечить их развития.
Это самое выгодное, самое крупное вложение из тех, которые мы делаем в нашей жизни. Это инвестиция в самих себя
Мы сами являемся инструментами своей собственной деятельности и, чтобы быть эффективными, должны признать важность регулярного «затачивания пилы» во всех четырех измерениях
Физическое измерение предусматривает эффективную заботу о своем физическом состоянии: употребление правильной пищи, обеспечение достаточного отдыха, регулярные физические упражнения.
Навык 5. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым
Предположим, у вас проблемы со зрением, и вы решили обратиться за помощью к окулисту. Нетерпеливо выслушав ваши жалобы, тот снимает очки и протягивает их вам со словами:
— Вот, наденьте! Эти очки я ношу уже лет десять, и мне они здорово помогают. Дома у меня есть запасные; берите, носите эти!
Вы надеваете очки, но видите в них еще хуже.
— Ужасные очки! — восклицаете вы. — Ничего в них не вижу!
— Не может быть! — удивляется окулист. — Мне они великолепно помогают. Попробуйте еще разок.
— Да я пытаюсь! — отвечаете вы. — Все расплывается!
— Что с вами такое? Постарайтесь настроиться позитивно!
— Хорошо! Но я и позитивно ничего в них не вижу!
— Ну, дорогой мой, какой же вы неблагодарный! — возмущается окулист. — И это после всего, что я сделал, чтобы помочь вам!
Каковы шансы, что в следующий раз, когда вам вновь потребуется помощь, вы обратитесь к тому же окулисту?
Умение общаться — самое важное умение в жизни человека. Когда мы не спим, мы почти все время общаемся
Но вот парадокс: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать? Слушать так, чтобы по-настоящему, глубоко понимать другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения?
Принцип «Сначала стремитесь понять» связан с глубоким сдвигом парадигмы. Обычно мы стремимся к тому, чтобы в первую очередь поняли нас. Большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить. Они или говорят, или готовятся говорить. Эмпатическое слушание означает гораздо больше, чем регистрацию, отражение или даже понимание произносимых слов. При эмпатическом слушании вы слушаете ушами, но, кроме того, — и это гораздо важнее — вы слушаете глазами и сердцем. Вы слушаете не только смысл, но и чувства. Вы «слушаете» поведение человека.
Поскольку мы слушаем, помня о своем прошлом опыте, опираясь на свою биографию, то реагируем обычно одним из четырех способов. Мы оцениваем — соглашаемся или не соглашаемся; выпытываем — задаем вопросы, исходя из нашей системы ценностей; советуем — даем рекомендации, отталкиваясь от нашего личного опыта; интерпретируем — пытаемся понять характер того или иного человека, объяснить его мотивы и поступки, основываясь на наших собственных мотивах и поступках.
Последствия
Нервный срыв нельзя оставлять незамеченным, так как его последствия опасны:
- страхи, фобии, хронические тревоги;
- панические атаки;
- навязчивые мысли;
- хроническая цефалгия;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- нарушение метаболизма;
- гормональный дисбаланс;
- расстройство сна;
- уход в зависимости;
- психоз.
Последствия напоминают о себе в течение года после инцидента. Человек, перенесший нервный срыв, нуждается в полноценной реабилитации, восстановлении, отдыхе. Нельзя делать вид, что ничего не случилось, и продолжать жить в старом напряженном режиме.
Сам момент срыва опасен необдуманными действиями, словами, реакциями субъекта. Под удар попадают семейные, деловые, дружеские отношения. Некоторые окружающие воспринимают случившееся на свой счет. В таком случае у них формируется посттравматический синдром.
Последствия срыва бывают разными: от криков до убийств. Из силы приступа вытекает масштабность последствий для свидетелей и самого сорвавшегося человека.
Будьте проактивны
Любой человек обладает свободой выбора и является кузнецом собственного счастья. То есть, в своих поступках виновен только он сам, а не кто-либо другой.
Немало людей полагают, что важные события, которые могут изменить их жизнь в лучшую сторону, будут происходить сами по себе. Они постоянно находятся в ожидании того, что кто-то будет все делать за них и положительно влиять на их жизнь.
Но как показывает практика, значительных результатов добивается только тот, кто самостоятельно начинает решать свои проблемы, а не просто обсуждать их или оправдывать свое бездействие. Такие люди не боятся допускать ошибки и стремятся к лучшему, преодолевая любые трудности на жизненном пути.
Таким образом, навык проактивности сводится к переменам «изнутри наружу». Нет никакого смысла в том, чтобы обнаружить что-либо извне и попытаться изменить это. Тот, кто по-настоящему хочет повлиять на ситуацию, обязан работать, прежде всего, над собой.
Новости сегодня
22.10.2020
Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель
Начинать, представляя конечную цель, — значит начинать с четкого осознания своего жизненного предназначения.
Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, расходуя все больше и больше усилий на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, — и все это для того, чтобы однажды осознать, что лестницу эту приставили не к той стене. Можно быть очень занятым человеком и при этом не быть эффективным. Принцип «начинайте, представляя конечную цель» основывается на идее того, что все создается дважды. Разделяются мысленное, или первое, творение и физическое, или второе, творение.
В большей или меньшей степени люди используют этот принцип в самых разных жизненных ситуациях. Прежде чем построить дом, вы создаете его детальный план. Прежде чем отправиться в путешествие, вы определяете место назначения и наилучший маршрут. Вы пишете текст своей речи, прежде чем произнести ее. Вы чертите выкройку будущего платья, прежде чем вдеть нитку в иголку.
Навык 2 основан на принципах персонального лидерства, а это значит, что лидерство является первым творением. Лидерство — это не управление. Управление — это второе творение. Управление фокусируется на нижнем уровне: как мне сделать это наилучшим образом? Лидерство имеет дело с верхним уровнем: «Что именно я хочу сделать?»
Вы можете быстро осознать важное различие между этими двумя понятиями, если представите себе, как группа людей пробирается сквозь джунгли, прокладывая себе путь с помощью мачете. Это производители, они решают проблему
Они прокладывают дорогу.
За их спинами находятся менеджеры, те, кто управляет производителями. Они затачивают мачете, создают правила, пособия и инструкции, организуют программы по восстановлению мускульной силы, предлагают технологические новшества, разрабатывают производственные графики и планы материального стимулирования для производителей.
Лавр от боли в ухе.
Взять 5 сухих лавровых листа и залить их 1 ст. кипятка. Довести до кипения, накрыть крышкой и греть на водяной бане 2 часа. Затем оставить отвар остывать при комнатной температуре 45 мин. После этого отвар процедить и отжать. В больное ухо надо закапать 8 капель отвара, а затем еще и выпить 2-3 ст.л. Так делать 3 раза в день. Курс лечения – 5 дней.