Закон йеркса-додсона о правильной мотивации

Законы Паркинсона

Анализируя деятельность британских госучреждений, историк Сирил Паркинсон в 1955 году сформулировал ряд принципов, которые в дальнейшем стали называть законами Паркинсона. Один из них шедеврально отрезвляет голову, когда хочется затянуть сроки: «Любая работа увеличивается в объеме, чтобы заполнить всё отпущенное на нее время». При «размазывании» сроков основная часть времени уходит на «вызревание». Это может быть как позитивный процесс, так и негативный. Осмысление и поиск красивого решения необходимы для вызревания замысла. Это редко кому помогает: как правило, компромиссное намерение «еще немного – и я начну» только снимает нервозность и позволяет откладывать дела до дедлайна.

Оставшиеся два закона Паркинсона начисто лишают каких-бы то ни было иллюзий: «Важность и сложность задачи возрастают прямо пропорционально выделенному на ее решение времени» и «Если существует способ отложить принятие важного решения, бюрократ обязательно его найдет». Одним словом, Сирил как бы предупреждает, что в деле с бюрократами ничего быстро идти не может, поэтому смирись и не планируй.

Мотив

Мотив (лат. moveo «двигаю») — это материальный или идеальный предмет, представляющий терминальную (окончательную) ценность для субъекта, определяющий направление его деятельности, достижение которого и выступает смыслом деятельности. Мотив выявляется субъектом посредством специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями (от его достижения), либо отрицательными (от его утраты). Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: мотив — это предмет потребности. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, состояние организма, в котором ему объективно нечто требуется, а цель — результат сознательного целеполагания, психическим образ того, что требуется в этом состоянии. Например: жажда — это потребность субъекта, представление того, как жажда будет утоляться субъектом — это цель, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это мотив. В таком контексте «мотив — это ресурс (вода), стремление получить или сохранить который обусловливает поведение субъекта».

Иерархия потребностей Маслоу


Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):1. Физиологические2. Безопасность3. Любовь/Принадлежность к чему-либо4. Уважение5. Познание6. Эстетические7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

В своей работе «Мотивация и личность» () Маслоу предположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие учёные.

Потребности в порядке их очерёдности:

Физиологические потребности

Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании[источник не указан 588 дней], в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса.

В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации

Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании
Эстетические потребности

Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их чёткая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершённости, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.

Теория А. Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерархическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии,
требуют первостепенного удовлетворения, а движение потребностей идёт снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идёт снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Виды мотивации[править | править код]

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я не наведу порядок на столе, то меня накажут» или «если я буду баловаться, то меня накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • голод
    • жажда
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные
    • исследовательское поведение
    • игровая деятельность

«неустойчивая мотивация»

Существует и второй закон Йеркса-Додсона

Он звучит так: при более сложной задаче более низкий уровень мотивации является более оптимальным

То есть, чем более масштабную задачу ставить перед собой, тем проще надо относиться к ней. Просто делать всё, что требуется. А будет то, что должно быть. Я был свидетелем попыток реализации не менее десятка «колоссальных» проектов, которые развалились или застряли лишь по одной причине – столь же колоссальное эмоциональное напряжение. Следует научиться замечать малое и ценить его. Только так возникает большое.

Ваши планы в фитнесе (накачка великолепных мышц, снижение веса на 20 кг) – цели нешуточные. Знаю это не понаслышке. Но я также знаю, что у Вас мало шансов получить вожделенную фигуру, если будете слишком переживать и нервничать по каждому поводу и судорожно взвешиваться каждый час (не наросло ли еще 5 граммов жира?).

Чем проще относиться к делу, тем больше есть шансов довести его до логического завершения. Чем свободнее разум и сердце, тем легче идти к цели. Просто делайте каждый день то, что в Ваших силах. Вы же не Бог…

И, наконец, стоит сказать, что у каждого человека существует свой индивидуальный оптимум мотивации. Определить его можно лишь опытным путём – действуя и анализируя свои достижения.

Подумайте на досуге над этим. И если заметите, что где-то всё действительно обстоит так, как описано в этой заметке, вспомните о законе оптимума мотивации. Как-никак, закон человеческой природы.

ЭФФЕКТИВНЫЙ СТРЕТЧИНГ
самый короткий путь к гибкости

Большой теоретический курс + комплексы упражнений на гибкость. Лучшее пособие по гибкости на русском языке.

Мотивация для тренировокКак правильно работать с мотивациейКак мотивировать себя на занятия фитнесом

Закон Старджона

Когда-то писателю-фантасту Теодору Старджону на одной из пресс-конференций сказали, что 90% научной фантастики — полная чушь, на что он произнес фразу, которую потом начали называть «откровением Старджона». Эту фразу нужно почаще вспоминать всем тем, кто вкладывает уйму усилий в свой труд, а в итоге получает мохнатый шиш с маслом, разочарование и печаль.

Гениальная формула, которая прекрасно объясняет, как устроен этот идиотский мир, и насколько обесценивается слово «заслуга». Как и многое гениальное, она возникла спонтанно.

Это не взвешенное, тщательно изученное правило, совсем нет. Но в нем кроется зерно здравого смысла — во всяком случае жизнь тщательно подтверждает его правильность. Поэтому по возможности отсекай лишнее, чтобы в нем не тонуло главное.

Четыре влиятельных фактора

Перевернутая модель U отличается для каждого человека в зависимости от ситуации. На самом деле, есть четыре фактора, которые могут повлиять на эту кривую: уровень квалификации, личность, черта беспокойства и сложность задачи.

Уровень способностей индивидуума также влияет на его выполнение в поставленной задаче. Высококвалифицированный человек, который уверен в своих силах, с большей вероятностью сможет надлежащим образом справиться с ситуациями, в которых оказывается большое давление, поскольку он может рассчитывать на свои хорошо отрепетированные ответы.

Что касается характера тревоги, уверенность человека также влияет на способ, которым они управляют любой ситуацией. Уверенный в себе человек, скорее всего, будет оставаться под давлением, потому что он не будет сомневаться в своих способностях так же, как неуверенный в себе человек.

§ 6. Мотивация и эмоция

Психологи, которые интересовались эмоциями главным образом как аффективными переживаниями, часто также были
вынуждены рассматривать их как континуум от чувства к эмоции. Эта позиция, как и позиция физиологов, вполне понятна. Если рассматривать лишь один аспект эмоциональной реакции, то оказывается, что он является общим как для эмоции, так и для менее интенсивных реакций. Можно ли на этом основании заключить, что вопрос об эмоции — это лишь вопрос о степени реакции? Вернемся к эмоциональному поведению. Оно встречается, очевидно, лишь тогда, когда мотивация становится слишком сильной. Этимология
раньше, чем наука, установила родство между понятиями мотивации и эмоции, которые оба происходят от слова «movere». Мотивация и эмоция приводят в движение организм, но «е» («ех»), имеющееся в понятии «эмоция», указывает на направление движения. Эмоция — это то, что вызывает движение «вовне», и общепринятое употребление этого слова подтверждает такую интерпретацию.

Между мотивацией и эмоцией имеются сходство и различие. Чтобы произошла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями.

Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации. Как говорил Хоудж (1935), «эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговых центров противостоять данной ситуации». Психоаналитики, пользуясь своим словарем, утверждают то же: «В общем необычно сильную эмоциональную реакцию можно рассматривать как «производную» от чего-то такого, что в прошлом было подавлено… Эмоциональные вспышки возникают тогда, когда обычный контроль «Я» становится недостаточным: а) из-за чрезмерного усиления возбуждения или б) предшествующей блокады состояния разрядки (Fenichel, 1953, р. 24).

Такое понимание вполне согласуется с существованием континуума как в плане внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, — так и в физиологическом плане — от слабой активации к сильной.

Как закон Йеркса-Додсона применяется на практике?

Когда руководитель работает бок о бок с коллективом, они “притираются плечами” между собой. Руководитель, при должной квалификации, получает данные о персональной мотивации, знает плюсы и минусы каждого, и приблизительно понимает:

  • Личностные качества сотрудников. Кто по шкале вероятности от сильного стимулирования покажет прирост производительности, избежит стресса, а кто выпадет в осадок. Сталкивался ли человек с аналогичной задачей в прошлом?;
  • Степень заинтересованности каждого из них в конечном результате. Есть ли среди коллектива люди движимые нематериальными ценностями? Кто готов переработать, если что-то пойдет не так?;
  • Восприимчивость к поощрениям.

Зная, что избыточная мотивация влечет за собой только вред делу, грамотный руководитель выберет для выполнения определенной задачи того сотрудника, у которого будет средний уровень мотивации.

В противном случае производительность и результативность снизится и задача не будет решена в срок.

Вот пример. Сотрудникам за определенное вознаграждение было предложено выполнить задание. По мере того как сумма вознаграждения повышалась, желание выполнить задачу, естественно, усиливалось, и работоспособность увеличивалась.

Но такое положение дел сохранялось до определенного момента. Как только сумма вознаграждения стала очень большой, люди начали нервничать и это стало мешать им выполнять задачу.

В ходе эксперимента было установлено, что простые задачи лучше мотивировать в 7-8 баллов (по 10-ти бальной шкале), для выполнения задач средней сложности достаточно 5 баллов, а для сложных задач – 2-3 балла.

Начальнику предпочтительно обращать внимание на уровень мотивации своих сотрудников. Нельзя поручать сложное дело, мотивируя его слишком высоким поощрением или же негативными мотивациями – увольнением, лишением премии и так далее

Это только помешает выполнению и без того сложной задачи

Нельзя поручать сложное дело, мотивируя его слишком высоким поощрением или же негативными мотивациями – увольнением, лишением премии и так далее. Это только помешает выполнению и без того сложной задачи.

Закон Йеркса-Додсона был открыт более ста лет назад, но и сегодня он остается полезным и актуальным. Проводились многочисленные исследования, которые доказали, что между высоким уровнем стресса и повышением мотивации и концентрации существует корреляция.

Но точная причина этого установлена не была. В 2007 году ученые выдвинули гипотезу, что корреляция связана с выбросом мозгом гормонов стресса, которые во время тестов показали кривую, напоминающую линию закона Йеркса-Додсона.

А также исследование показало положительную корреляцию между отличной памятью и эффектностью производительности. Было предположено, что гормоны стресса также могут нести ответственность за эффект Йеркса-Додсона.

Принцип Питера

Увы, но ничто на Земле не работает вечно. Любая идея по сроку службы своей весьма скоротечна. Хотя желание пользоваться проверенной и в хвост и в гриву теорией на протяжении годов, а то и вечности, весьма велико, Лоуренс Питер пресек все попытки своим железобетонным принципом: «Любая хорошо работающая вещь или идея будет использоваться во всё более сложных условиях, пока не станет причиной катастрофы». Также следует иметь в виду частный случай: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности».

Происходит парадоксальный подъем до уровня некомпетентности из-за ценностного и социально-экономического давления среды. Чем больше в системе сотрудников, поднявшихся до уровня некомпетентности, тем ниже становятся в компании стандарты компетентности. Деградирует вся система, а действительно работать в ней еще продолжают сотрудники, которые пока не поднялись до своего уровня некомпетентности.

Бритва Хэнлона

Мнительность, конфликтность и склонность к быстрым категоричным оценкам создают массу неприятных моментов в жизни и работе. Многие пытаются выделить эти вещи в общую закономерность и для этого даже придумали красивое выражение — «человеческий фактор», но по сути это является обыкновенной человеческой глупостью. Именно тогда на помощь приходит совсем другая бритва — на этот раз Хэнлона, которая дает изящный общий принцип, буквальное понимание которого необязательно: «Никогда не приписывайте злонамеренности то, что вполне может быть объяснено глупостью» — так он звучит.

Особенно проникаешься этой мыслью, когда некоторые энтузиасты (в том числе из журналистского цеха) начинают искать «невидимые руки» там, где их быть не может. Напоминаем, президенты сверхдержав не гадят в подъездах. Но гораздо легче допустить, что миром правит продуманное на много ходов вперед злодейство, чем признать очевидное: миром правят бардак, глупость, полнейшая некомпетентность и поразительная, не укладывающаяся в обычную голову безответственность лиц, которые эти решения применяют.

Критерии определения оптимума мотивации

Чтобы определить критерии оптимальной мотивации, нужно знать признаки, которые сигнализируют о ее наступлении, а также по которым можно понять, что мотивация утрачивается.

Признаки наступления оптимального уровня мотивации:

  • Стабильный настрой в заданном направлении;
  • Реакция на все происходящее вполне адекватная, даже если возникают какие-то сложности. Проблемы решаются по мере возникновения, все планомерно и размеренно;
  • Интерес к выполняемой работе, здоровый энтузиазм;
  • Поиск и процесс творческого подхода к решению задачи, попытка реализовать максимально лаконичное решение.

Признаки, которые указывают на утрату оптимума мотивации:

  • Нарастание напряжения, переходящего в нервозность. Прокрастинация;
  • Повторяющиеся ошибки, а вместо энтузиазма волевой настрой;
  • Усиленные чувства тревоги и страха, появление желания все бросить;
  • Неадекватное восприятие непредвиденных обстоятельств – усиление паники.

Завершение

Будьте внимательны к себе и своим ощущениям, попробуйте обнаружить собственный оптимум и придерживайтесь его.

В случае если у вас совсем не выходит приступить к выполнению какой-то задачи, так как мотивация слишком занижена и никакие поощрения на неё не в силах повлиять, воспользуйтесь рекомендациями, которые находятся здесь.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Читайте далее:

Законы Паркинсона о которых нужно знать

Эмперический Закон Парето 20/80 для повышения КПД любого человека до 100%

Как правильно пользоваться законом равновесия вселенной?

Почему не стоит путать понятия мотивации и стимулирования

Самые результативные методы мотивации к созданию и развитию своего бизнеса

1

Теория самодетерминации э. Деси и р. Райана. Влияние внешней и внутренней мотивации на эффективность деятельности.

1.
Главным признаком мотивиро­ванного
поведения человека является наличие
намерения — интенции к вы­
полнению
деятельности.

В зависимо­сти от наличия или отсутствия
интен­ции
и от восприятия ее источника личность
может находиться в одном из
трех основных мотивационных со­стояний:
состоянии внутренней моти­вированности,
внешней мотивирован­ности
или состоянии амотивации.

Состояние
внутренней мотивации
определяется
потребностями
в само­детерминации и компетентности,

яв­ляющимися
одними из ведущих пси­хологических
потребностей Я чело­века.
В этом состоянии человек ощу­щает,
что он является истинной при­чиной
осуществляемого преднамерен­ного
поведения (имеет
внутренний
локус
причинности
),
и воспринимает себя
как эффективного агента при взаимодействии
с окружением (чувст­во
компетентности
).

Состояние
внешней мотивации
де­терминировано
силами внешними по отношению
к Я и направленными на инициацию
и/или регуляцию поведе­ния
человека. В этом состоянии че­ловек
воспринимает причины свое­го
преднамеренного поведения как внешние,
навязанные извне, а себя как
пешку, которой манипулируют. В
этом состоянии человек может вос­принимать
себя компетентным и эф­фективным,
но это чувство не будет приводить
к внутренней мотивации.

Состояние
амотивации
характе­ризуется
отсутствием интенции — намерения
к осуществлению поведе­ния
и
сопровождается чувством не­
компетентности
и неэффективности

при
взаимодействии с окружением.

2.
Любой стимул (событие, сообще­ние,
коммуникация), с которым чело­век
сталкивается при выполнении деятельности,
может иметь для него контролирующее
или информирую­
щее
значение
.Контролирующимияв­ляются
такие стимулы, которые вос­принимаются
как принуждение ду­мать,
чувствовать или вести себя строго
определенным образом. Ин­формирующимиявляются
такие сти­мулы,
которые не воспринимаются как
контролирующие, а воспринима­ются
как предоставляющие свободу выбора
и снабжающие человека ин­формацией,
необходимой для эффек­тивного
взаимодействия с окруже­нием.

Если
человек находится в состоя­нии
амотивации, то он может быть выведен
из него или применением контролирующих
подкреплений (тог­да
он перейдет в состояние внешней
мотивации),
или оптимизацией труд­ности
выполняемой деятельности и упорядочиванием
обратной связи (то­гда
при условии свободы выбора он может
перейти в состояние внутрен­ней
мотивации).

Если
человек находится в состоя­нии
внешней мотивации при выпол­нении
неинтересной или непривлека­тельной
деятельности, то применение контролирующих
стимулов сказыва­ется
положительно на поддержании и регуляции
имеющегося мотивационного
состояния.

Если
человек находится в состоя­нии
внутренней мотивации, то конт­ролирующие
стимулы снижают ее уровень,
лишая человека чувства са­модетерминации
и компетентности. Информирующие
воздействия не сни­жают
ее уровень, а также могут спо­собствовать
его возрастанию.

Внутренняя
мотивация будет мак­симальной
при выполнении новой, перцептивно
и/или когнитивно слож­ной
деятельности оптимальной труд­ности.
Необходимыми условиями также
являются наличие свободы выбора
деятельности, обеспеченность оптимальной
обратной связью и уве­ренность
человека в своей компе­тентности.

Тенденция к
продолжению

Внешняя

Без подкреп-ления
– нет

Внутренняя

Продолжается и
без наград

Сложность и объем
задач

Выбор более
простых

Оптимальная
трудность

Креативность

Подавляет

Способствует

Алгоритмизированность

Способствует

Способствует
гибкости

Открытие закона Йеркса-Додсона

В начале прошлого века британские психологи Додсон и Йеркс исследовали особенности передвижения крыс по лабиринту при воздействии на них разрядов электротока. Сначала при увеличении его силы животные начинали пробегать по нему быстрее. Но очередное повышение силы импульсов привело к неожиданному результату – время прохождения лабиринта не уменьшилось, а увеличилось.

Эти данные привлекли особое внимание ученых. После детального изучения ситуации выяснилось, что причиной происходящего стал избыточный стресс

Он повлек за собой паническое поведение у крыс и их хаотичное передвижение по лабиринту. Поэтому время выхода из него существенно увеличилось.

Детальнее о положениях закона

Известный древнеримский философ Цицерон писал: «Страсть — есть чрезмерно сильное движение души». И эта цитата касается вовсе не любовных отношений. Она относится к избытку эмоций в любом деле и отлично отражает суть закона мотивации Йеркса-Додсона. Детальнее его описывают следующие два положения:

  • Зависимость эффективности действий от уровня мотивации имеет вид кривой в форме перевернутой буквы U. Согласно ей с ростом мотивации качество деятельности повышается лишь поначалу. После достижения оптимума мотивации оно начинает стремительно снижаться.
  • Согласно закону оптимума мотивации Йеркса-Додсона существует обратная зависимость между уровнем достаточной мотивации и степенью сложности задачи. Для успешного достижения сложной цели ее уровень должен быть ниже, чем для менее трудной цели.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector