Итоговое сочинение: что помогает человеку совершенствовать себя? (2 варианта)

А что, если не выбирать?

Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности. Сожаление об упущенном времени. Боль от непроизнесенных слов, от невыраженных чувств, возникающая тогда, когда уже поздно. Нерожденные дети, невыбранная работа, неиспользованный шанс… Боль, когда уже невозможно отыграть назад.

Экзистенциальная вина – ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад без сомнений и оглядки. Но это лишь иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад. Можно его игнорировать, вытеснять из сознания, делать вид, что его нет, но отцепить невозможно, разве что ценой полного забвения собственной личности.

Куда бы мы не устремились – всюду тащим телегу своего прошлого опыта. «Глупо сожалеть о том, что было». Нет, сожалеть не глупо. Глупо игнорировать тот факт, что когда-то поступил неверно. И игнорировать возникающие при этом чувства. Мы – люди и мы не умеем отбрасывать боль.

Два ангела выбора

Итак, всякий раз в ситуации серьезного (а иногда и не очень) выбора перед нами встают фигуры двух ангелов, одного из которых зовут Спокойствие, а другого – Тревога. Спокойствие указывает на хорошо проторенную вами или другими людьми дорогу. Тревога – на тропу, упирающуюся в непролазный бурелом. Вот только первая дорога ведет назад, а вторая – вперед.

Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и сказал им: «Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!»

Вариант 2

(471 слово) Все естественные и исторические процессы, окружающие нас, доказывают, что жизнь — это череда перемен, и человек не может оградить себя от этого потока. Даже если он останавливается в развитии, то не может зафиксировать себя на одном уровне. Он непременно будет деградировать, то есть меняться, значит, без перемен люди обойтись не могут. Эту закономерность могли бы подтвердить многие авторы. Например, А.П. Чехов в своих произведениях не раз доказывал, что даже самая апатичная личность трансформируется постоянно.

Так, в рассказе «Крыжовник» читатель знакомится с героем, который очень хотел спокойно жить в усадьбе и наслаждаться однообразием барской жизни, не обремененной заботами и суетой. Ради этой цели Николай Иванович Чимша-Гималайский упорно работал, скаредничал и даже недоедал. Он женился по расчету и довел жену до преждевременной смерти своей экономией. В итоге герой все же смог исполнить заветную мечту — купил участок с домом и зажил так, как давно хотел. Николай Иванович добился счастья и хотел растянуть это состояние на долгие годы, ничего не меняя в себе и вокруг себя. Но брат героя заметил, как за время своего недолгого «дворянства» новоявленный помещик деградировал и опустился. Он возомнил себя аристократом и свысока рассуждал о народе и его судьбе, ничем не помогая обществу решать проблемы, о которых он говорил. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое» — говорил Иван Иванович, имея в виду перемены, произошедшие в своем брате. Остановившись в развитии, Николай Иванович стал ленивым, самодовольным и чёрствым человеком. Работа уже не вынуждала его ум функционировать, и он постепенно превращался в невежественного и ограниченного человека, а значит, менялся к худшему. Очевидно, что даже те, кто окружил себя комфортом и обособился от общества, все равно подвергаются изменениям, которых даже не замечают.

Не менее интересный пример автор описал в рассказе «Ионыч». Главный герой, талантливый и умный врач, приехал в захолустье, где жизнь протекала медленно и традиционно. Самым подходящим словом, отражающим ее специфику, является «застой». Дмитрий видел перед собой только ленивых и ограниченных обывателей, которых волновали лишь обеды, ужины, сплетни и азартные игры. В этом месте не было никаких развлечений и источников новых впечатлений. Самые одаренные люди в городе были не менее скучны, чем остальные, и склонны к повторению шуток, сцен и приемов. Даже практика в больнице была очень однообразна. Но стоять на месте Старцев не мог. Вместо подъема в его судьбе начался спуск. Постепенно Дмитрий превращался в Ионыча — циничного, толстого, алчного и грубого человека, равнодушного к своей профессии и одинокого. В финале Старцев окончательно деградировал и очерствел, а значит, изменился к худшему. Даже в трясине российской глубинки, где на первый взгляд ничего не происходит, перемен избежать не удается никому.

Таким образом, человек не может не меняться — это не в его власти. Как и все живое, он двигается в каком-то определенном направлении, находится на какой-то стадии в перманентно протекающем процессе: либо зацветает, либо цветет, либо отцветает. Мы преображаемся каждый день, даже если никто этого не замечает.

Пример негативного влияния причин потери решительности на выбор профессии

Как это выглядит в обычной жизни? Например, предстоит выбор профессии. Подросток никак не может ни на что решиться, хотя и посещает различные ознакомительные курсы. Энтузиазма он не проявляет, а на все вопросы и предложения взрослых только пожимает плечами.

Как правило, в этой ситуации в сознании ребенка выбор из имеющихся вариантов равносилен «похоронам мечты». Он может хотеть стать музыкантом или художником, космонавтом, военным или хирургом, но выбирает из профессий, не имеющих к его представлению о будущем никакого отношения.

Соответственно, на его выбор оказывают влияние такие факторы:

  • ограничения – небольшой провинциальный город, в котором нет нужных учебных заведений, желаемая профессия не актуальна, а поехать куда-либо не на что;
  • мнение близких – ребенка высмеивают, призывают перестать «витать в облаках», приводят ему в пример его одноклассников, не стремящихся «поймать журавля в небе»;
  • стереотипы мышления – например, уверенность в том, что для военной карьеры нужен папа-генерал, для консерватории – блат, для академии живописи – высокопоставленные родители;
  • страхи – потеря родительской поддержки, вероятность неудачи, боязнь одиночества, безденежья и новых мест;
  • негативный опыт других, собственные ошибки и неудачи – возможно, подросток участвовал в каком-либо конкурсе и не получил признания;
  • неуверенность в себе – отсутствие нужных знаний, навыков, туманное представление о порядке действий и о том, что потребуется для обучения желанной специальности, сомнение в своем таланте.

Это пример ситуации, в которой необходимо преодолеть причины нерешительности и выбрать не то, что хотят другие, а собственную мечту. Ни одна из причин нерешительности в данном случае не является объективной или же непреодолимой.

Что влияет на выбор? Основные причины потери решительности

Казалось бы, все предельно ясно. Человек боится что-либо выбрать из-за чрезмерной ответственности или же, наоборот, по причине отсутствия желания принимать ее на себя. Но все совсем не так просто, как кажется.

Ведь человек, привыкший к ответственности или ее отсутствию, попросту примет решение или же откажется это делать. Сомневаться, раздумывать и переживать он не станет. Соответственно, помимо такого качества личности, как ответственность, имеются и другие факторы, способствующие потере решительности. Именно их психологи и относят к причинам, из-за которых человек не может понять, как сделать правильный выбор в жизни.

К основным причинам утраты решимости психологи причисляют следующее:

  • мнение окружающих, нормы и традиции, принятые в социуме;
  • шаблоны, присутствующие в сознании, стереотипы;
  • различные ограничения, как добровольные, так и не зависящие от воли человека;
  • опыт принятия неверных решений, недоверие к себе;
  • страхи, тревоги, опасения;
  • отсутствие четкого понимания собственных стремлений, желаний, целей.

Каждый из этих факторов даже в одиночку способен повлиять на то, каким будет сделанный человеком выбор. Если же эти причины появляются вместе, человек очень долго не может сделать выбор, он мучается от сомнений. Более того, принятие решения дается ему с очень большим трудом и, как правило, оно становится ошибочным.

Определите качества и эмоциональную составляющую тех образов, которые вы увидите

Итак, перед вами несколько образов возможных вариантов.  Настройтесь на них, опишите, как они выглядят, какого они цвета, плотности, размера, веса.  Это описание нужно, чтобы более точно настроиться на восприятие образа, который нарисовало ваше воображение и интуиция.

Теперь посмотрите, насколько этот образ гармоничен. Нравится ли он вам? Какие эмоции он распространяет, положительные или отрицательные, притягивает ли вас или отталкивает? 

Как вы уже могли догадаться, именно по последним ощущениям можно оценить качественную разницу двух или более выборов по их эмоциональному наполнению.

Предположим, один образ играет яркими красками, энергичен, радует вас или приятно волнует.  Значит, этот выбор достаточно гармоничен, и, если вы примете решение в его пользу, вы получите то, что нарисовал вам образ.

И, например, второй образ  выглядит тусклым, от него идет холодок, и эти ощущения заставляют вас съеживаться.  Обычно негативные образы окрашиваются в грязные или серо-черные цвета.  Если вам неуютно от образа,  перспектива этого выбора очень сомнительна. Подумайте трезво, стоит ли  выбирать этот вариант?

При совершении выбора наша интуиция тихо шепчет, что же нам нужно на самом деле  выбрать, только мы не слушаем этот голос или не умеет отличить его от других кричащих эмоций.  Метод представления вариантов выбора  в образах позволит лучше прислушаться или присмотреться к голосу интуиции и принять более позитивное решение, которое позволит приблизиться еще на один шажок к счастью.

Вопрос №21

В какой последовательности федеральным законом установлены приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами?
Выберите один вариант ответа:

  • предотвращение образования отходов; снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; сокращение образования отходов; обезвреживание отходов; утилизация отходов
  • максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов; захоронение отходов

Правильный ответ: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов (обсуждение ответа)

Вариант 2

(474 слова) Зачем человеку нужна мораль? Ответ на этот вопрос каждый из нас знает наверняка, ведь именно нравственные законы охраняют нас от волн насилия и агрессии. Мы живем в спокойном мире, где преступники — единицы, и все они осуждаются обществом и подвергаются гонениям. А если не станет морали, и все будет дозволено? Тогда, пожалуй, никто из нас не выживет в человеческих джунглях. Поэтому безнравственность всегда влечет за собой осуждение и наказание со стороны людей. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Обратимся к роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой решил раззадорить приятеля и поухаживать за его невестой. Однако эффект сцены превзошел его ожидания: ослепленный ревностью жених потребовал дуэли. Евгений не хотел драться и чувствовал свою вину, но признание и просьба о прощении сделали бы его трусом в глазах общественности. Он боялся, что Зарецкий распустит слухи о его страхах и слабости. Поэтому герой сделал выбор не в пользу морали: решил выстрелить в человека, а не раскаяться в своей же ошибке. На поединке он убил Ленского — молодого поэта, у которого еще вся жизнь была впереди. Из-за своего преступления он вынужден был уехать из страны, ведь дуэли были запрещены. Последствие его деяния ужасно: он застрелил товарища и на какое-то время стал изгнанником, чтобы избежать ответственности. Онегин жил с чувствами вины, страха, одиночества. Если бы он руководствовался моралью, такого не произошло бы: он сохранил бы дружбу и жизнь Владимира, не стал бы изгоем в обществе и беглецом за рубежом, и, возможно, вовремя сделал бы предложение Татьяне.

Безнравственность отпугивает людей, поэтому тщательно скрывается теми, кто к ней склонен. Все знают, что отсутствие морали влечет за собой защитную реакцию общества — его критику и отчуждение. Характерный пример мы встречаем на страницах рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Главный герой влюблен в прекрасную девушку, и на балу встречает ее отца — статного и красивого полковника, который ласковым взором провожает дочь и так очаровательно вальсирует с ней. Иван симпатизировал этому человеку и был уже готов посвататься, но в ночь после светского мероприятия он увидел совершенно другую сторону натуры военного — жестокость, гнев, кровожадность. Он руководил наказанием беглого татарина и проявил чудовищное отношение к солдатам. В нем уживались две личности: одна очень любила семью, была весела и доброжелательна на балу, а другая ненавидела подчиненных и была склонна к садизму. Полковник даже ударил солдата, который недостаточно больно бил татарина. Иван не мог забыть эту жуткую сцену и не захотел жениться на Вареньке. Он не мог себе представить, что такой двуличный и безнравственный человек станет его родственником. Отсутствие морали в отношениях с людьми всегда приводит к порицанию и отдалению того, кто ведет себя недостойно.

Таким образом, аморальный человек рано или поздно всегда оказывается отверженным и одиноким. Люди не хотят взаимодействовать с теми, кто не имеет нравственных ориентиров и совершает предосудительные поступки, потому что отсутствие морали опасно для всех нас. Оно влечет за собой расцвет преступности и правовой нигилизм

Поэтому так важно руководствоваться моралью, живя в обществе

Как сделать правильный выбор?

Если, как уже было сказано, будущее предсказать нельзя, то как же понять, верен твой выбор, или нет?

В этом одна из маленьких трагедий нашей жизни. Правильность выбора определяется только результатом, который будет в будущем, а будущего нет… Осознавая эту ситуацию, люди нередко пытаются запрограммировать результат, играть наверняка. «Я сделаю это тогда, когда будет совершенно ясно… Когда появится четкая альтернатива…» Зачастую решение откладывается навсегда. Потому что никто и никогда не принимал решения завтра. «Завтра», «потом» и «как-нибудь» не наступят никогда. Решения принимаются сегодня. Здесь и сейчас. И начинают реализоваться тоже не завтра, а сейчас.

Практические рекомендации: делаем правильный выбор

Как сделать правильный выбор? Разберем механизм принятия решений.

  1. Чего вы боитесь? За неумением сделать правильный выбор часто кроются страхи. Напишите на листе бумаги ваши опасения. И разберите каждую ситуацию. Соизмерьте возможные риски и собственные желания. Оцените этот аспект.
  2. Отбросьте все стереотипы и подумайте, должны ли вы вообще сомневаться. Может, вас сбивает с пути тот факт, что у вас мало опыта в принятии решений? Так самое время приобрести опыт.
  3. Разберите оба пути развития событий. Распишите для себя, что будет, если вы согласитесь, и что — если откажетесь. Поживите в этих состояниях, попробуйте спрогнозировать события.
  4. Оцените, подходите ли вы для этого выбора. Есть в вас задатки, которые будут реализованы на выбранном пути? Будет ли вам действительно комфортно там? Речь идет не о сиюминутном комфорте. Зону комфорта вообще стоит покидать как можно чаще.
  5. Подбросьте монетку. Проанализируйте то, что вы почувствовали.

По итогам этих манипуляций вы будете увереннее в себе и поймете, как сделать правильный выбор в жизни.
Выбирать приходится каждому из нас. Порой мы ошибаемся. И это становится ценным опытом.
Мы боимся поражений, запутываемся и не понимаем, чего хотим, как поступить. Но мы обязаны принимать решения самостоятельно. И навязанные стереотипы нам в этом не помогут.

Перемены наступят в любом случае. А вот какими они будут, зависит только от нас. И только мы в праве решать, как сделать выбор.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 18. Вариант 2.

ЕГЭ. Русский язык.

Задание № 18. Вариант 2.

Примеры – из стихотворений С.А. Есенина.

1

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ветры (1) ветры (2) о снежные ветры (3)

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи.

Я хотел бы под конские храпы

Обниматься с соседним кустом.

Подымайте ж (4) вы (5) лунные лапы (6)

Мою грусть в небеса ведром.

Ответ:

2

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гой ты (1) Русь (2) моя родная (3)

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только (4) синь (5) сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты (6) Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ответ:

3

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гори (1) звезда моя (2) не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит.

Ты (1) светишь августом и рожью

И наполняешь тишь полей

Такой рыдалистою дрожью

Неотлетевших журавлей.

Погаснет ласковое пламя,
И сердце превратится в прах.
Друзья (3) поставят серый камень
С веселой надписью в стихах.

Ответ:

4

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.

Милый мой (3) ты (4) у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья (5) друг мой (6) без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить (7) конечно (8) не новей.

Ответ:

5

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мир таинственный (1) мир мой древний (2)
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть…
Здравствуй (3) ты (4) моя чёрная гибель (5)
Я навстречу к тебе выхожу!

Город (6) город (7) ты (8) в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Ответ:

6

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бедные (1) бедные крестьяне!

Вы (2) наверно (3)стали некрасивыми,

Так же боитесь бога и болотных недр.

О, если б вы понимали,

Что сын (3 )ваш (4) в России

Самый лучший поэт!

Ответ:

7

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где (1) тишь и благодать.

Может быть (2) и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты (3) земля! И (4) вы ( 5) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне (6)люди,
Что живут со мною на земле.

Ответ:

8

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я помню (1) любимая (2) помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню, ты (3) мне говорила:

«Пройдут (4) голубые года,

И ты позабудешь (5) мой милый (6)

С другою меня навсегда».

Ответ:

9

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас (1) цветы?

Я с вами выпил бы на (2) «ты».

Шуми (3) левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми (4) левкой и резеда.

Ответ:

10

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!

Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?

Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.

Пусть несется песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет,

Ей чужая юность ничего не значит.

Ну а если (8) значит (9) — проживет не мучась.

Где ты (10) моя радость? Где ты (11) моя участь?

Лейся (12) песня (13) пуще, лейся (14) песня (15) звяньше.

Все равно не будет то, что было раньше.

За былую силу, гордость и осанку

Только и осталась песня под тальянку.

Ответ:

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Цена выбора

Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны заплатить за его реализацию. Цена – это то, чем мы готовы пожертвовать ради того, чтобы наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену – это признак импульсивности и готовности принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но, столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать того, на кого можно свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» — нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что будет так трудно…» Жертва может начинаться с этих слов, когда начинаешь понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших вопросов жизни – «а стоит ли оно того». Цена альтруизма – забвение себя. Цена эгоизма – одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим – нередко болезнь и гнев на себя.

Осознав цену выбора, мы можем его изменить. Или оставить все, как есть, но уже не жалуясь на последствия и возлагая на себя всю ответственность.

Ответственность – это готовность принять на себя статус причины того, что произошло с вами или с кем-нибудь другим. Признание того, что именно вы являетесь причиной происходящих событий. Что-то, что есть сейчас – это результат вашего свободного выбора.

Вариант 1

(505 слов) Человеку необходимо руководствоваться моралью, живя в обществе, потому что в противном случае люди оттолкнут его от себя, и он останется совершенно один. Те, кто совершает безнравственные поступки, обречены на изгнание и муки одиночества. Найти подтверждение этой закономерности можно в художественной литературе,

Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин хладнокровно убил человека на дуэли, и из-за этого потерял друга. Доктор Вернер, который во многом был единомышленником героя, больше не смог общаться с ним после случившегося. Впрочем, и другие свидетели были в замешательстве и волнении, ведь им пришлось увидеть настоящую расправу. Все началось с того, что Григорий ради забавы решил подтрунивать над Грушницким и «волочился за его княжной». Он быстро влюбил в себя Мери и задел самолюбие юнкера. Грушницкий вознамерился проучить удачливого соперника и спровоцировал вызов на дуэль, но планировал дать противнику пистолет, который даст осечку. Печорин случайно услышал разговор об этом и ожесточился против дуэлянта. Он не отменил поединок, а просто поменял пистолеты на глазах изумленных наблюдателей. При этом он настаивал на том, что человек, в которого целятся, должен стоять на обрыве, чтобы дуэль была насмерть. Из гордости юнкер не признал свою вину и не извинился. Это означало бы признание в подлости и низости. С ним никто не стал бы общаться после этого. Но Печорин, не получивший унижения Грушницкого, выстрелил в него, зная, что обрекает юношу на гибель. Вернер был свидетелем этого ужасного поступка, знал всю подоплеку событий и не смог больше дружить с Григорием, который нарушил моральные запреты — убил человека. Поступок Печорина не имел оправдания, поэтому повлек за собой осуждение и отдаление Вернера. Если бы обо всех обстоятельствах знали другие люди, они отреагировали бы также, и Григорий остался бы в полной изоляции от окружения.

Многие люди, отказавшиеся от законов морали, становятся изгоями в обществе. Их жизнь описал М. Горький в пьесе с символичным названием «На дне». Пьяницы, продажные женщины, шулеры, воры, живущие в ночлежке, живут не по нравственным законам, принятым в социуме, поэтому отвергнуты им. «…Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» — так описывает Сатин отношение общества к нему и ему подобным. Их сложно упрекнуть, ведь обитатели социального «дна» не хотят меняться к лучшему и работать хотя бы над собой, чтобы выйти из порочного круга преступного мира. Актер не бросает пить, чтобы вернуться на сцену, Барон пропивает и проигрывает деньги Насти, а ведь мог бы честно трудиться, но ему не хочется этого делать. Настя утопает в иллюзиях любовных романов, хотя могла бы устроиться машинисткой или работницей на завод. Васька Пепел мог бы начать новую жизнь в Сибири, но он медлит и не едет туда, ведь там нужно будет приложить усилия, чтобы жить по совести. Все эти герои выбирают простой путь — кривую дорожку, которая привела их к общественному осуждению. Нарушив законы морали, они оказались изолированными от других людей.

Таким образом, следование общепринятым нравственным законам — это необходимое условия для взаимодействия с обществом. Люди не будут общаться с тем, кто может убить, обмануть, предать, своровать что-то. Так они оберегают себя от преступников, которые вредят всем окружающим.

Как сделать выбор, который полностью устраивает

Не пытайтесь принимать решение на эмоциях

Первое, что нужно сделать – успокоиться. Отключитесь от проблемы, займитесь чем-то приятным, и уже на свежую голову принимайте решение.

Делая выбор, опирайтесь на те варианты, которые соответствуют вашим ценностям. Иначе результат выбора вас сильно разочарует.

Идя на поводу у кого-то или чего-то, человек принимает решение себе во вред.

Важно понимать, каждый раз делая выборы, вы приобретаете знания, опыт и лучше понимаете, как делать следующие выборы с пользой для себя. У вас всегда есть шансы и возможности изменить свою жизнь

У вас всегда есть шансы и возможности изменить свою жизнь.

Помните, что вы на любом этапе можете сделать выбор, который развернет вас в обратном направлении, если это для вас будет необходимым решением.

Если вы передумали или вдруг осознали, что ваше желание обладать чем-то было не вашим или не нужным вам, но в моменте принятия своего решения вы этого не понимали, у вас всегда есть возможность все изменить.

Подумайте, ответы на какие вопросы вам нужно найти, чтобы принять решение

Ответьте честно себе на эти вопросы, многое для вас прояснится, и решение придет само собой.

Вот несколько вариантов вопросов, которые вы можете задавать себе, чтобы прояснить ситуацию.

  • Что произойдет, если вы поступите таким-то образом?
  • Как бы вы поступили, если не было бы страха?
  • Как вам быть, если ваш выбор окажется не тем, что вам хотелось иметь на выходе?
  • Совпадает ли ваш выбор с вашими ценностями?
  • Что говорит вам интуиция?
  • Что вы чувствуете после принятия того или иного решения?
  • Какое решение продвинет вас на ступеньку выше качества вашей жизни?
  • Что бы вы посоветовали дорогим вам людям?

Продумайте все возможные варианты последствий и принимайте решения исходя из этих результатов.

Вариант 1

(439 слов) Многие авторы задавались вопросом, как война влияет на сущность человека? В книгах об этих страшных событиях мы можем проследить перевоплощение, произошедшее с героями, попавшими на фронт. Особенно убедительны писатели, которые сами служили на передовой. Обратимся к произведениям М. Шолохова и Е. Носова — бойцов Красной Армии и знаменитых литераторов.

Так, в рассказе Шолохова «Судьба человека» мы встречаем солдата, вернувшегося с войны и начавшего новую жизнь — мирную. Однако автор сразу же обозначает резкую перемену, произошедшую с этим человеком: «Видали вы когда-нибудь глаза,

словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Именно такими были глаза его собеседника. Война навеки лишила его взор радостного блеска и веселой искорки. Он был затуманен вечным страданием. Андрей Соколов никогда не сможет смириться с гибелью всей своей семьи: жены, дочерей, сына. Он не сможет забыть об издевательствах и лишениях в трудовом лагере, где руководство выжимало из пленных все жизненные соки. Он не сможет похоронить в памяти долг, принудивший его хладнокровно убить предателя, намеревающегося сдать врагам своего командира. Все эти события нашли отражение в облике ветерана войны. Когда он рассказывал, руки и плечи у него дрожали, глаза были «мертвыми» и «потухшими». Герой до войны был эмоциональным и веселым человеком, любил выпить и погулять с друзьями, а после нее вернулся сломленным стариком с тоской во взоре и дрожью в руках. Конечно, испытания не сломили его, но привели к вечному трауру по тому счастью, которого уже не вернуть. Так война повлияла на его сущность.

Но не только муку вынес солдат с поля боя. Е. Носов в рассказе «Кукла» описал эпизод, который показывает нравственное превосходство человека, пережившего войну и знающего цену мирной жизни. Акимыч сражался в горбатовской третьей армии, участвовал в «Багратионе», ликвидировал Бобруйский, а затем и Минский котлы, дошел до Польши. После демобилизации он вернулся к обычным занятиям, но не смог смириться с тем, как люди нового времени относились к завоеванному для них счастью мирного неба над головой. Однажды он увидел на обочине изуродованную куклу с выдранными волосами, нагую и истыканную сигаретами. Он был шокирован таким проявлением жестокости возле школы: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!». Но еще больше его расстроило равнодушие прохожих по отношению к глумлению над человеческим образом. Ветеран не прошел мимо насилия, убрал его с глаз долой, чтобы никто не видел этого святотатства. Тяжелые впечатления военных лет обострили его нравственные чувства и закалили моральные принципы.

Таким образом, война сильно влияет на сущность человека. С одной стороны, она оставляет в сердце рану, которая не заживет никогда. Потери и ужасные картины насилия никто и никогда не забудет. С другой стороны, она заставляет людей отдать должное истинным ценностям и беречь их в мирной жизни.

Guessing on one dice

Это древнее восточное гадание. Сконцентрируйтесь на вопросе или проблеме и бросьте кость. Если выпало четное число, нарисуйте где-нибудь на бумаге крестик, если нечетное — нолик. Бросайте кость четыре раза.

  • ХХХХ — вы не можете сконцентрироваться на вопросе, попробуйте еще раз.
  • ХХХО — сейчас не время для скоропалительных решений, вам надо успокоиться и выждать какое-то время, ничего не предпринимая.
  • ХХОХ — отложите принятие всех важных решений на более благоприятное время.
  • ХОХХ — время для решительных действий.
  • ОХХХ — благоприятный период для действий.
  • ХХОО — никаких препятствий не предвидится.
  • ООХХ — возможность успеха весьма велика, пора хватать удачу, но слишком легко и просто это не получится.
  • ХОХО — для достижения успеха вам потребуется немного усилий и некоторые финансовые затраты.
  • ОХОХ — неблагоприятный расклад — ситуация неподвластна вам.
  • ХООХ — впереди перемены к лучшему.
  • ОХХО — возможны препятствия, действовать следует только при полной уверенности в своих силах.
  • ХООО — благоприятный расклад, вам будет сопутствовать удача во всех начинаниях.
  • ОХОО — ситуация развивается в нужном направлении, действуйте уверенно, но не торопясь.
  • ООХО — подходящий момент, чтобы прислушаться к своей интуиции и чувствам; первое пришедшее в голову решение будет удачным.
  • ОООХ — сочетание, предупреждающее о разочаровании, одиночестве, сплетнях, интригах.
  • ОООО — этот расклад предвещает перемены в жизни, новый взгляд даже на привычные вещи.

Заключение

Итак, мы с вами разобрали три этапа техники осознанного выбора. Статья получилась относительно объемной, поскольку нам очень хотелось рассказать обо всех тонкостях этого метода.

Однако сама техника не отнимает много времени. Если практиковать ее регулярно, то на проработку всех трех вопросов будет уходить не более одной минуты. Если же речь идет о каких-то постоянно повторяющихся ситуациях (например, искушениях во время диеты), то процесс выбора будет занимать всего 2–3 секунды.

Когда следует использовать технику?

Прежде всего, в явных ситуациях выбора. Например, когда мы испытываем искушение, «приступ» прокрастинации или страх перед каким-то делом. Именно для таких случаев техника в первую очередь и предназначена.

Кроме того, мы можем задать себе три вопроса в произвольный момент времени. Иногда это позволяет выявить проблемы, о которых мы раньше даже не догадывались. Например, мы можем обнаружить, что очень нерационально используем свое время или действуем вовсе не так, как бы нам хотелось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector