Время
Содержание:
- Иллюзия разделения времени
- Виды восприятия
- Страх и другие сильные эмоции
- Застывшее время
- Почему терять счет времени — нормально
- Субъективный фактор
- Основные свойства восприятия с примерами
- Возникновение приятных образов
- Восприятие человека человеком
- Пространство, время и движение
- Состояние потока и предвкушение вознаграждения
- Психологические теории и школы
- Восприятие времени
- Классификация свойств
- Ошибки в восприятии
- Итоги
Иллюзия разделения времени
В скандинавской мифологии процесс разделения времени на прошлое, настоящее и будущее прописан как то, что три великанши разделили время на прошлое, настоящее и будущее. Но в этой мифологии великаны – это другая форма жизни, не относящаяся к богам, она им противопоставлена. Поэтому здесь показано, что в результате духовного и нравственного упадка у людей стал схлопываться их спектр восприятия, что привело к тому, что ранее воспринимаемое как единое, время раздробилось на прошлое, настоящее и будущее.
Но по факту есть только всеобъемлющее настоящее или вечное сейчас, а прошлое и будущее иллюзорно.
Если мы начинаем жить в таких категориях, то понять, что прошлое изменчиво, становится намного проще. Любое событие, как и все, что существует в мироздании – это вибрация. Излучение, несущее определенную информацию (внутреннее наполнение). И эта информация закладывается в человеческое сознание, а также в подсознание.
К примеру, с нами произошло какое-то событие в прошлом. Самого события не изменить, а вот его энергетическое наполнение можно. Внешняя форма – событие, внутренняя форма – это его вибрация или информационное наполнение, и то как оно влияет на самого человека. Говоря другими словами: внешняя форма – то, что мы видим, внутренняя форма – то, как она на нас влияет. И если человек начинает сильно эмоционировать по какому-то негативному событию в прошлом, он именно это событие наполняет энергий, тем самым протягивая его в будущее.
Если мы без эмоционально переосмысляем события прошлого, мы изменяем влияние прошлого на самих себя. Это приводит к тому, что мы изменяем вибрационную характеристику самого события. Т.е. в ту же обертку помещается совсем другое содержание. Обертка прошлого насыщается новым содержанием в настоящем, и она начинает совсем по-другому, как событие прошлого, влиять на нас в настоящем.
В этой модели отношения ко времени прошлое перестает довлеть над нами в настоящем. Если человек понимает, что есть только всеобъемлющее настоящее, он понимает, что он не жертва прошлого и заложник будущего, а хозяин своей жизни. Именно об этом мы и писали в статье Настоящее – это точка силы:
Сам процесс изменения отношения к потоку времени, как жертвы прошлого, на позицию хозяина своей жизни, в парапсихологии назван временной интроверсией. Экстраверсия – жертва обстоятельств. Интроверсия – причина обстоятельств.
По большому счету – это одна из технологий отпускания прошлого. Нельзя двигаться вперед, с повернутой назад головой. По сути, человек может преодолевать и время, и пространство и обстоятельства. Но сейчас это называется магией.
Виды восприятия
Перцепция относится к ощущениям и может классифицироваться по-разному. Разделение проводят по особенности объекта. К таковым относятся — восприятие речи, предметов, музыки или человека человеком, в последнем варианте — это социальная перцепция в психологии.
По модальности выделяют восприятие — визуальное, вкусовое, осязательное, слуховое, обонятельное. Длительность перцептивного процесса подразделяют на симультанное — одномоментное и сукцессивное — развёрнутое во времени.
По форме существования материи делят восприятие времени, движения и пространства. Это особенно сложные формы перцепции.
Восприятие у человека делят также по типу личности (визуал, кинестетик, аудиал). Если кратко, то зрительный приём информации присущ людям с визуальным типом восприятия, слуховое у аудиалов, а тактильное относится к кинестетическому.
Страх и другие сильные эмоции
Изучению связи между страхом и ощущением времени посвящено больше всего научных работ по сравнению с другими человеческими эмоциями. Испуг также демонстрирует различия в восприятии визуальных и звуковых стимулов.
Психолог Анна Солодкова в тексте про исследования восприятия времени в современной психологии пишет:
Искажения в восприятии времени характерны и для звуковых стимулов. Длительность восклицаний, произнесенных с разной интонацией, субъективно будет ощущаться по-разному: фраза, произнесенная с интонацией отвращения, воспринимается как более короткая по сравнению с длительностью стимула с удивленной интонацией.
Нейроученый Дэвид Иглман в начале 2010-х провел показательный эксперимент, чтобы изучить, как чувство страха искажает наше восприятие времени. Он установил на запястье нескольким добровольцам секундомеры и попросил их спрыгнуть с трамплина высотой с пятнадцатиэтажное здание. Как и ожидал Иглман, отважные участники исследования были уверены, что прыжок длился дольше, чем в действительности показали приборы.
По словам ученых, такая особенность восприятия может быть связана с инстинктом самосохранения. Когда нам что-то угрожает, наш мозг переключается в режим повышенного внимания и фиксирует малейшие детали.
В рамках исследования 2011 года психолог Сильвия Друа-Воле показала группе студентов несколько видео, которые должны были вызвать испуг (фрагменты из фильмов ужасов), грусть (фрагменты из голливудских драм) или никак не повлиять на их настроение (прогноз погоды или финансовые сводки). После сеанса она проверила, как чувствовали себя добровольцы: ролики вызвали у испытуемых ровно те эмоции, которые и предполагались. До и после сессии Друа-Воле попросила участников оценить длительность визуального стимула (изображение голубой точки).
Может быть интересно
Согласно исследованиям Сандрин Жил и Сильвии Друа-Воле, выражение лица собеседника также способно повлиять на восприятие времени. Видя, что человек напротив нас испытывает сильные эмоции — злится, испуган, счастлив или грустит, мы склонны переоценивать количество проведенных вместе с ним минут.
Однако чувство отвращения или стыда не приводит к дисторсии времени. По мнению психологов, причина проста: тот факт, что кто-то испытывает отвращение, не требует от нас моментальной реакции и готовности к предотвращению потенциальной опасности.
Застывшее время
В 2012 году ученые из Стэнфорда и Университета Миннесоты провели совместное исследование: они предложили группе добровольцев посмотреть несколько видео с захватывающими пейзажами или ролики, в которых очевидцы сталкивались с дикими животными в повседневности. Контрольной группе показали видео нейтрального характера. По субъективным оценкам для первой категории участников время прошло быстрее и интенсивнее, чем для второй. Ученые считают, что когда мы чем-то заворожены или удивлены, мгновения будто ускоряются.
Окружающая среда также вносит свой вклад в восприятие времени. Согласно наблюдению исследователей из Карлтонского университета, на природе время течет медленнее. Ученые сопоставили как реальную ситуацию нахождения в лесу, так и воздействие на человека изображений с видами природы. В каждой части эксперимента участники отметили, что в городской обстановке ритм жизни ощущается как более быстрый. При этом в ситуации реальной прогулки дисторсия времени была сильнее. Добровольцы также отметили, что чувствовали себя на природе более расслабленно и спокойно.
Почему терять счет времени — нормально
Нейроученая Хизер Берлин в магистерской и докторской работе изучила вопрос точности человеческого восприятия времени. Ее интересовало, насколько точно мы в состоянии определить, сколько прошло минут, не смотря на часы.
В одном из экспериментов Берлин попросила добровольцев мысленно следить за временем, а сама читала им вслух числа, написанные заранее на карточках. Испытуемые должны были прервать ее по истечении 90 секунд. В исследовании принимали участие как здоровые люди, так и те, у кого была повреждена орбитофронтальная кора головного мозга, которая отвечает за принятие решений и мотивацию.
Результаты были довольно неожиданными: здоровые волонтеры чаще ошибались и останавливали Берлин после того, как 90 секунд прошли, то есть для них время текло медленнее. Зато реакция участников с травмой мозга была гораздо точнее: они прерывали ученую почти ровно 90 секунд спустя.
Получается, что мы эволюционно склонны к субъективному искажению времени. Более того, точность восприятия секунд, минут и часов не приносит пользы организму.
В нормальном состоянии мы переоцениваем количество прошедшего времени: думаем, что прошло 15 минут, а оказывается — всего 10. Отчасти в этом стоит винить нейропептид Y, считает Дэвид Иглман.
Когда здоровые люди испытывают стресс, в крови повышается уровень адреналина. Наш мозг готовится атаковать или бежать. Если стресс слишком велик, то защитная реакция организма на него может негативно сказаться на префронтальной коре, фактически лишая нас возможности действовать рационально. Нейропептид Y помогает сбалансировать работу внутреннего аварийного механизма.
Поэтому важную роль играет подготовка к чрезвычайным ситуациям. По данным исследователей, в стрессовой ситуации у солдат, прошедших военные учения, уровень нейропептида Y значительно выше, чем у тех, кто не был на предварительных испытаниях. В итоге первым проще справляться с волнением и принимать рациональные решения в критическом положении.
На самом деле нейропептид Y выделяется в организме всегда, просто в меньших количествах, если перед нами нет угрозы для жизни. А это значит, что обычно для людей минуты текут медленнее, чем показывают часы.
Субъективный фактор
Время воспринимается каждым человеком субъективно: восприятие меняется в зависимости от жизненного периода. Так, время идет медленнее или наоборот убыстряется в зависимости от наших эмоций. Описывая минуту опасности, связанной с риском для жизни, люди говорят: «вся жизнь промелькнула перед глазами!». И это высказывание часто близко к истине. В экстремальных ситуациях мозг начинает работать быстрее и воспроизводит самые яркие воспоминания.
Опыт спортсменов бейсджампинга показывает, что мозг человека во время прыжка запоминает намного больше образов, чем в обычной жизни.
На наше восприятие времени могут влиять: страх, возраст, температура тела, изолированность и сосредоточенность. Людям, наблюдающим за парашютистом, время его прыжка кажется очень небольшим, а при самостоятельном прыжке наоборот, что полет был долгим. При болезни или в изолированном помещении время будто «ползет, как улитка» , а в состоянии сосредоточенной работы, напротив, пролетает незаметно.
Основные свойства восприятия с примерами
Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:
- Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
- Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.
Предметность восприятия
- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
- Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
- Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Возникновение приятных образов
С помощью медитации влияние таких событий постепенно устраняется. У человека возникают приятные образы, воспоминания. Цепляться за них не нужно, поскольку это уводит в сторону от медитации
Нужно полностью игнорировать такие видения, не застрять на них свое внимание. Требуется фокусировка на выполнение мантры, продолжение медитации
Каждый раз при чтении мантры нужно вдумываться, объявив смысл, сосредоточиться на этом. Все возникающие образы пускай проходят мимо.
Можно сравнить это с движением поезда. Когда мы выходим на какой-то станции, начинаем рассматривать вокзал, окружающие здания, платформы, заходим внутрь здания, подходим к кассам, в зал ожидания, проходим по всем киоскам. Через какое-то время мы возвращаемся и видим, что поезд, в котором уехали, ушел без нас.
Такой же процесс происходит в медитации. Если сосредоточиться на возникающих ведениях, вспоминать былой жизненный опыт, значит, мы уже вышли из поезда, который ведет нас к очищению. Сидеть в поезде – означает быть полностью поверженным медитативным практикам. Чтобы не происходило вокруг, нужно фокусироваться на мантрах, выполнять медитацию.
Если медитировать регулярно, человек учится налаживать взаимосвязь между отдельными участками мозга, разума, который занимается обработкой поступающей информации. Со временем исчезает привычка зацикливаться на ненужных процессах, событиях. Человеку проще бороться с тревожностью, исчезает эмоциональная реакция на окружающие события, впечатлительность. Мозг, таким образом, тренируется, разум становится крепче, появляется рациональный взгляд на разные вещи. Если раньше что-то у человека вызвало панику, то после регулярной медитации это ощущение удаляется. Нет необходимости пить таблетки, обращаться к врачам за помощью.
Восприятие человека человеком
В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.
В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.
Восприятие людьми друг друга
Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.
Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.
Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.
Пространство, время и движение
Взаимодействие и сочетание разных ощущений даёт способность воспринимать определённые формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Сюда входит оценка присутствия и положения собственного тела. А также зрительное считывание — направление, удалённость, форма, глубина и объём.
Большое значение имеет отдалённость предметов, расположение светотеней. В восприятии пространства участвует обонятельная, слуховая, вестибулярная и прочие сенсорные системы.
Восприятие времени — понятие весьма субъективное, но отмечаются некоторые закономерности. Все явления в жизни протекают во времени. Закон настоящего и прошедшего времени заключается в том, что чем больше настоящее наполнено событиями, тем кажется более коротким. Промежутки ожидания ощущаются очень длительными.
В воспоминаниях же присутствует обратная картина — насыщенный событиями отрезок времени воспринимается более длительным. Оценивание времени очень индивидуально. На оценку действует характер деятельности, структурность и мотивация. Высокий интерес ускоряет временной интервал, а низкий замедляет. Здесь также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.
Различают восприятие:
- по форме движения — круговое, дугообразное, прямое и т. д. ;
- амплитуде колебания — маленькое, среднее и большое;
- по направленности — право, лево, вверх, вниз;
- по длительности — краткое, продолжительное;
- по ускорению и скорости — быстрыми темпами, медленными, плавно или прерывно;
- по характеру движения — сгибание, повороты, разгибание.
Состояние потока и предвкушение вознаграждения
Психолог американо-венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи посвятил научную карьеру исследованию счастья. Пожалуй, больше всего он известен как автор концепции потока — состояния, когда человек настолько глубоко погружен в процесс, что никакие посторонние факторы не способны его отвлечь, а ощущение времени теряется. Попасть в поток удается при условии, что уровень сложности задачи выше среднего и уровень навыков тоже выше среднего.
Дальнейшие исследования ученых выявили связь между мотивацией, предвкушением вознаграждения и восприятием времени. Психологи Филип Гейбл и Брайан Пул обнаружили, что в ожидании поощрения минуты для участников эксперимента субъективно проходят быстрее, чем в отсутствие некоторого приятного события.
В другой серии экспериментов исследователи показывали волонтерам изображения нескольких типов — нейтральные (геометрические формы), приятные, но не мотивирующие (цветы), приятные и мотивирующие (десерты/сладкое). Добровольцы должны были оценить, сколько длился показ каждой картинки.
Как ученые и предполагали, участники эксперимента были уверены, что изображения десерта демонстрировались в течение более короткого периода, чем другие картинки, — хотя это и не соответствовало действительности. Кроме того, дисторсия времени оказывалась сильнее, если добровольцы были голодными во время теста.
По мнению психологов, удовлетворенности не достаточно, чтобы почувствовать быстротечность минут.
Время летит, когда мы к чему-то стремимся и хотим получить что-то приятное.
Такой феномен восприятия имеет прагматичную ценность в ситуациях длительного ожидания или труда: благодаря нему, мы сохраняем терпеливость и мотивацию, несмотря на то, что конечная цель виднеется лишь где-то вдалеке.
Психологические теории и школы
Нарушения восприятия изучали представители различных психологических направлений.
Они использовали разную теоретическую базу, а также практические методики.
- Первыми возникло учение структуралистов. Ими стали И. Мюллер, Г. Гельмгольц, Э.Геринг и Э. Б. Титченер. Они считали, что целостный образ предмета в сознании человека формируется из сочетания ощущений, полученных от различных анализаторов.
Методика структуралистов называлась аналитической интроспекцией. С ее помощью они изучали именно ощущения — «кирпичики», из которых строится восприятие. Они раскладывали один образ на отдельные воспринимаемые части и изучали их в естественных условиях. И заметили, что при сходных ощущениях ассоциативным путем формируется объединенное восприятие разных предметов.
- Критиками структуралистов стали гештальт-психологи. Яркими представителями были М. Вертхаймер, В. Келлер и К. Коффка. По их мнению, человек воспринимает предметы, объекты и ситуацию в целом, как бы единым комплексом внешних раздражителей. Их методика называлась феноменологической, когда человеку предлагалось описывать полный комплекс своих ощущений. При этом при сходно воспринимаемых ситуациях считалось, что процессы в головном мозге происходят похожие. Также гештальтисты считали все способности к ощущениям врожденными.
- Экологическую теорию восприятия предложил Дж. Гибсон. Согласно ей, окружающая среда активно исследуется человеком с помощью активного поиска человеком сигналов из внешнего мира. Именно потоки раздражителей и порождают ощущения, которые формируют восприятие. Само восприятие трактуется как средство адаптации человека к внешнему миру.
- В 1961 г Ж. Пиаже, работая с детьми, пришел к выводу, что восприятие — это развиваемое в течение всей человеческой жизни свойство психики. С помощью него человек постепенно учится выделять и находить общие детали от поступающих ощущений, а также управлять своими движениями в соответствии с полученной информацией.
Восприятие времени
По сравнению с восприятием пространства, восприятие времени изучено меньше, потому что нет специализированного органа, который бы занимался этим вопросом. Помимо этого сложность изучения вопроса в том, что время не воспринимается как явление материального мира, а о его течении человек судит только по определенным признакам.
Физики и математики рассматривают время как четвертое измерение пространства.
Как и пространство, время является одной из основных форм существования материи, а восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности
Восприятие времени дает возможность ориентироваться в окружающей среде и является важной частью приспособительной деятельности
У человека ориентировка во времени происходит с помощью корковых отделов мозга, а клинические исследования показали, что в коре головного мозга нет специального центра отсчета времени. При поражении различных отделов коры наблюдается расстройство восприятий времени. Таким образом, восприятие времени осуществляется с помощью ряда анализаторов, действующих как единое целое. Ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга, лежит в основе восприятия времени.
У человека восприятие времени связано с восприятием объектов окружающего мира и, прежде всего, это:
- Восприятие перемещения объектов в пространстве;
- Восприятие трансформации этих объектов;
- Восприятие взаимодействия нескольких объектов;
- Установление наглядных причинно-следственных связей.
Если говорить о восприятии времени в узком смысле, то это есть восприятие длительности и последовательности каких-либо событий. Восприятие времени может изменяться в зависимости от эмоционального состояния человека. Всем известно, что положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени и, наоборот, отрицательные эмоции время как бы растягивают.
Необратимость является характерной чертой времени. Человек имеет возможность вернуться в то место пространства, из которого ушел, но, вернуться в то время, которое прошло, уже невозможно. Установление однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними, на основании которых опосредованно решается вопрос об объективной их последовательности.
У детей временные восприятия формируются довольно поздно.
Все точки пространства равноправны, но у времени должна быть одна привилегированная точка. Этой естественной отправной точкой во времени является настоящее. Оно разделяет время на прошлое и будущее и дано как нечто наличное. Именно от него человек направляет свой взор в прошлое и будущее. Тем не менее, в череде опосредованных событий и настоящее имеет свое положение, т.е. имеет точку, от которой ведется исчисление времени. Для конкретного человека этой точкой является дата его рождения, а для человечества – общепринятая точка рождения Иисуса Христа.
В восприятии времени выделяются два аспекта:
- Субъективный. Этот аспект связан с личной оценкой человека тех событий, которые происходят в течение временного периода, с их наполненностью и эмоциональной окрашенностью. Этот аспект отражает непосредственное ощущение времени человеком;
- Объективно-условный. Аспект связан с объективным течением событий и интервалов времени. С помощью опорных инструментов он помогает человеку ориентироваться во времени.
На сегодняшний день из всех единиц измерения самой популярной является час времени. Такие единицы времени, как час и минута употребляются значительно чаще, чем килограмм или градус, поэтому, совсем не случайно то, что провалились все попытки сделать время метрическим.
Существовать вне времени никто и ничто не может, поэтому оно касается всех и каждого.
Классификация свойств
Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.
К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:
- Целостность.
- Осмысленность.
- Обобщённость.
- Константность.
- Предметность.
- Избирательность.
Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.
Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.
Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.
Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.
Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.
Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:
- Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
- Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
- Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
- Полнота — уровень соответствия.
- Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.
По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.
Ошибки в восприятии
Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
Иллюзия
Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:
- Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
- Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.
Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.
Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.
Итоги
Медитация помогает концентрироваться на своем состоянии, размышлять о собственной жизни, о своем будущем, уделять внимание вопросам, на которых ритм современной жизни не позволяет сосредоточиться. На начальных этапах человек замечает изменения во внутреннем мире, учится избавляться от воздействия негативного опыта на процессы мышления в настоящем
У человека появляется желание внести изменения в собственную жизнь, планировать собственное будущее в вопросах, которые раньше обходил стороной, занимаясь повседневными делами. При медитации человек учится контролировать собственные эмоции, вдумывается в природу и причины их возникновения, лучше управляет собой.
Читайте далее:
Секреты китайской медитации: 4 техники цигун медитации
Как убедить девушку испытывать к вам те же чувства, что и вы испытываете к ней – без манипуляций
Медитация исцеления всего тела и оздоровления организма
Чистка чакр с помощью медитации: пошаговая инструкция
Медитации: 4 лучших медитаций для женщин