Вредное слово «почему», или как правильно задавать вопросы
Содержание:
- Почему так происходит с вопросами?
- Чем вопрос зачем отличается от вопроса почему?
- Почему так происходит с ответами?
- Вопросы как тренировка для ума
- ГЕОГРАФИЯ
- Почему работает плацебо?
- КАК?
- ЧТО?
- КАКОЙ?
- Почему одни рождаются правшами, а другие левшами?
- Вопросы как средство изменений
- Почему Самолет висит в воздухе
- Хорошие примеры
- Польза слова «почему»
Почему так происходит с вопросами?
С вопросами дело обстоит примерно так же, но происходит немного по другому сценарию. Опять же детство. Вы топаете ножками по квартире. Прыгаете на кровати и занимаетесь прочими увлекательными делами. И вот, обследуя окрестности, вы натыкаетесь на какой-то предмет, который видите впервые. Что обычно делает ребенок в такой ситуации, если он, конечно, не аморфен к этому бренному и утопающему в собственном «чем-нибудь» миру? Он берет предмет в руки или если его не отнести, то берет за руку ближайшего взрослого и тащит оного к предмету, а затем спрашивает элементарный вопрос «что это?». Что может быть проще скажите вы? А ничего простого в этом нет. Во-первых, далеко не каждый взрослый обладает энциклопедическими знаниями. Поэтому некоторые вещи начинают приобретать несвойственные им названия. Иногда, реальные. Во-вторых, далеко не каждый дядька и тётька способны объяснять вещи простым языком. Поэтому поток нескончаемых дополнительных вопросов обычно заканчивается ответами в стиле «побыстрее бы объяснить». Иногда, эти ответы все же относятся к реальности. В-третьих, определения определениям рознь. Для ребенка компьютер может быть «пиу-пиу» и «штука с игрушками», для взрослого, конечно, это определение остается в силе. Но, тем не менее. Пятилетнему незачем знать схему распайки материнской платы.
Другим аспектом жизни ребенка так же становится наблюдение за взрослыми и тем, как они задают вопросы. А вы все вопросы задаете как по учебнику и соблюдением правил русского языка? Вас можно отправлять на олимпиаду? Вы победитель литературных соревнований? Вашей речи все классики обзавидовались? И вы никогда не спрашивали вопросы вида «где это ионополизирущее изделие номер 12»? Наверное, вы поняли, что способ составления вопросов и то, к каким результатам они приводят, так же отражается на том, что видит ребенок. Ведь, если он на вопрос «где этот синхрофазатрон» не получит ответа, а на вопрос «где эта накрывашка» получит, то в голове ребенка будет создаваться понимание того, что фраза и вопрос не всегда имеют что-то общее. Вот только не стоит прямо сейчас подрываться с мыслью «начиная с этого дня…» и прочими героическими мыслями. Все мы знаем, чем это обычно кончается. Ну и кроме того, это бессмысленно лишать ребенка опыта это осознать. Ведь, в недалеком будущем он с этим начнет встречаться с большей силой.
Суровая правда жизни снова оказывает влияние в садике, в школе, в университете и так далее. Вы готовите ответы. Вы продумываете варианты. Вы выстраиваете фразу так, чтобы днищами и рядом не пахло. Вы пробуете отвечать фразой другим людям, проверяя эффективность, кпд так сказать. Пичкаете фразу уточняющими деталями. Вы изучаете обиходную речь. Вы следите за тем, как отвечают другие. Записываете реакцию в блокнотик. Ведете статистику. Выстраиваете собственную теорию взаимосвязи слов. Пробуете разные интонации. Пробуете показывать листок с фразой вместо ответа (кстати, забавная реакция). Проводите опрос в конце концов. Но, нет, и не мечтайте. Всегда окажется, что вы имели ввиду что-то совершенно другое. Ну, конечно, только если не отвечаете на простой вопрос. Не путайте с бинарными вопросами, подразумевающими «да» или «нет». Даже на них, к сожалению, нельзя надеется. И хотя бы пару уточнений придется вставить.
Вас спросили «ты сделал домашку»? Не смейте отвечать! Путь сего ответа приведет вас к совершенному и неопознанному. Начиная от похвалы, заканчивая обвинениями в отсутствии стремления к прекрасному и некорректным видением сего блаженного мира. Мини экскурс по истории, ставших на неправильный путь, вам обеспечен. И не всегда речь будет идти о «молодцах». И все это вне зависимости от того, почему вы сделали или не сделали домашку. Вас спросили определение какого-либо слова. Не дай бог ответ будет состоять только из определения. Это же очевидно! Как, вы не понимаете? Нет, ну честно?! Вы считаете, что ответ это вот только определение? Мечтайте. Вас спросили «почему вы отсутствовали». Берегитесь. Вопрос с подвохом, включающий необходимость наличия справок и показаний трех свидетелей, заверенных нотариусом. Ну, пожалуй, один из самых страшных вопросов «что случилось». Такое богатство всевозможных потаенных смыслов и всего в двух словах. И еще более страшный вопрос из того же детства, но адаптированный под реалии «что это». Вот тут вам придется не на шутку напрячься, даже если вы знаете это самое с детства во всех подробностях, применяли чуть ли не каждый день и вообще уже книгу об этом дописываете. Такого набора подвохов еще сыскать нужно.
С каждым ответом детская мысль «фраза и вопрос не имеют ничего общего» обретает большую силу.
Чем вопрос зачем отличается от вопроса почему?
Конечно, первое, что бросается в глаза — это ориентация по времени. Почему обращен в прошлое. Зачем — в будущее.
Но тем непонятней все становится. Прошлое уже прошло. К нему можно обращаться как к свершившемуся факту. Это же — достоверная информация! Почему же она дает такой слабый эффект?
Будущее же, напротив — еще не наступило. Его еще нет. Это одни проекции. Все ненадежно и зыбко. Может поменяться. Почему же вопрос к будущему такой информативный?
А потом понял. Когда мы смотрим в прошлое, мы видим картину в целом. Мы видим множество факторов, которые влияли на нас. И к тому же, знаем что было дальше. Все это действительно дает нам много фактов. А раз их много, то из них можно выбирать.
К тому же, когда мы смотрим в прошлое, которое уже совершено и больше нас не тревожит, нам трудно восстановить энергию того времени. Мы вольны предполагать: «Наверное, я хотел это. А нет, вроде припоминаю — вон то еще было.»
Есть огромное пространство для интеллектуализации. То есть, объяснения своего поведения «из головы». Но из головы — это значит, сознательно. А это нас мало интересует. Это все — известно.
Задавая вопрос «Почему», мы неизбежно обращаемся прежде всего, к разуму, логике и памяти. Все это — осознаваемо, а значит — мало эффективно в плане терапии.
Вот и ответ! Вопрос «Почему» в большей степени обращен к уже известному и осознаваемому, к разуму, к памяти. Он дает огромное количество реально имевших место факторов, среди которых мы можем выбирать любой в качестве причины своих действий.
Кроме того, когда мы уже сделали какое-то действие — мы уже реализовали всю энергию, которая двигала нами. Растеряли мотивацию. Ведь уже достигли. А значит, нам трудно оценить свою эмоциональную реакцию, трудно найти реальную потребность. Энергетический уровень таких размышлений очень низок и ограничивается только, собственно, интеллектуальными размышлениями и копаниями в памяти.
Есть еще один аспект. Вопрос «почему?» сопровождает нас в течение всей жизни. Мы очень привыкли к нему. Именно поэтому на вопрос «Зачем?» многие отвечают «Потому что…». По привычке. Для нас естественно смотреть причины, а не цели. А раз это — что-то привычное, то тут мало новизны. Кроме того, мы уже научились обходиться с этим более безопасно. Мы сами не замечаем, как увиливаем и защищаемся, отвечая на вопрос «Почему?». Интеллектуализации просто сами лезут! Просто потому что в обычной жизни мы не обязаны отвечать честно. А часто это еще и не адаптивно.
Вопрос «зачем?»
Вопрос «Зачем» направлен в будущее, но присутствует сейчас. Допустим, я хочу что-то сделать, но еще не сделал.
-
я планирую результат. Он уже есть в моем воображении. Я иду закрывать окно и уже знаю что хочу получить в итоге — закрытое окно из которого не дует.
-
я испытываю потребность, которая актуальна прямо сейчас. Прямо сейчас мне дискомфортно. Идентифицировать потребность и изучить ее гораздо удобней в таком актуальном состоянии: «Мне дискомфортно потому что дует. Причем дует по ногам. Они и замерзли. Остальное тело чувствует себя нормально. Кстати, еще шумно.»
-
я сфокусирован. Нет огромного количества факторов из прошлого. Когда мы строим свое поведение в здесь и сейчас, мы сосредотачиваемся на чем-то одном. Это в гештальт-терапии называется «фигура». Это то, что выделяется из фона. Открытое окно — это моя фигура. Мой дискомфорт — это моя фигура. Фигура всегда только одна. И она оттягивает много энергии. А значит, трудно выдумать что-то другое.
Допустим, мне дует и дискомфортно. Кто-то другой в комнате встает и идет к окну. Он закрывает окно. Скорее всего, в голову мне не придет ничего другого как «ему дуло и он закрыл окно». Это же очевидно! Хотя на самом деле, возможно, второй человек закрыл окно потому что ему шумно. Или потому что увидел как я ёжусь и решил обо мне позаботиться. И тогда его мотивы и потребности будут совсем другими!
- мои эмоциональные реакции живы и актуальны. Поэтому их очень удобно идентифицировать и исследовать.
- моя энергия направлена и сфокусирована. Она не стоит на месте, ее обычно больше, чем при разговоре о прошлом. Когда я рассказываю как хочу конфету прямо сейчас, я переживаю сильней, чем когда рассказываю как хотел конфету месяц назад.
В общем и целом, для меня теперь очевидно, почему вопрос «Зачем?» является более терапевтическим, чем вопрос «Почему?». Это не значит что второй вопрос я не задаю своим клиентам. Просто я осознаю все подводные камни этого вопроса.
Кстати, лайфхак. Есть еще один вариант вопроса «Зачем?», который фокусирует на результате гораздо сильней. Этот вариант не очень хорошо звучит, но тем лучше. Он воспринимается как нечто новое. Вопрос этот «Чтобы что?». Дарю:)
Почему так происходит с ответами?
Эта чехарда с ответами начинается с самого глубокого детства. Стоит вам спросить о чем-либо из разряда «рановато знать», как тут же вы услышите незабываемые ответы вида «а ты уроки сделал», «не смей так больше говорить», «какой мурзила тебя этому научил», «больше никакого интернета» и прочие незамысловатые фразы. Такого рода ответы очень быстро ставят в тупик. Вы спрашивали об одном и хотели узнать именно о том, о чем спрашивали, а не о том, что вам еще запретят, или о чем вам неудобно говорить (речь об уроках, если чего). Конечно, пытливый детский мозг быстро находит свой ответ вида «спроси товарища с манерами похуже, он то знает» или же сегодня «тум-дидум, о, компьютер». К чему приводят такие ответы это другое дело. Суть в том, что детская голова очень быстро понимают одну истину, может и подсознательно, фраза и ответ не имеют ничего общего. Вернее, изредка могут иметь.
Суровая правда жизни продолжается в садике, в школе, в университете и так далее. Вы задаете один вопрос. Означающий только то, что вы спросили. Никаких двойных смыслов, днищ и прочей ерунды. Нет, действительно спрашиваете именно то, о чем сказано в предложении. Со временем, вы даже так и говорите, что вас интересует ответ на этот вопрос и только. Вы даже уточняете. Уточнения со временем становятся даже больше самой фразы. Вы составляете вопрос из тех слов, к которым сложно приделать скрытый смысл в контексте происходящего. Начинаете составлять вопросы со всеми возможными уточнениями, которые максимально конкретизируют ситуацию. Записываете в блокнотике и показываете остальным, чтобы убедиться в простоте и полноте фразы. Но, нет, и не мечтайте. Всегда окажется, что вы будете спрашивать о другом. Ну, может изредка обратное и только в самых простых ситуациях.
Вы спросили «что давали в столовой?», берегитесь. Вас ждет масса увлекательных подробностей. В некоторых случаях даже цифры. Вы спросили «что задавали?», ну сами напросились послушать диалог о тяжелой жизни школьника/студента и так далее. Вы спросили «не могли бы повторить условия задачи». Ну, это вы зря. Кто же такое спрашивает. Уже давно носят с собой диктофон, чтобы не дай бог не пропустить никакой фразы. А то, что вы за задней партой сидите это отговорки. Ну, и вообще, задняя парта значит лоботряс и нечего отвлекать. Вы спросили «а что означает вот это слово…». Держитесь. Не дай бог это фигня уже распространена как целых два-три дня, а вы как-то так получилось, что только услышали. А уж если слово перепутали, даже если вы пальцем ткнули в нужное слово. И самое, пожалуй, главное, не дай бог вам задать сложные вопросы вида «о чем идет речь» или «что подразумевал автор». Услышать можно многое. Начиная от истории, происходящей где-то на краю земного шара. Заканчивая великими изречения.
С каждым вопросом детская мысль «фраза и ответ не имеют ничего общего» обретает большую силу.
Вопросы как тренировка для ума
Лучшей тренировкой для умов станут поиски ответов на необычные загадки другого человека. Это помогает тренировать умение мыслить быстро и нестандартно. Любая внештатная ситуация будет менее пугающей для такого тренированного сознания. А потому желательно не только самому бесконечно вопрошать, но стать провокатором, вызывающий других на создание вопросов.
Очень полезное свойство для развития своего мира – это внимание к другой точке зрения на высказанное. Взгляды у людей разные, что и позволят рождаться многообразию
Стоит ценить, когда другой человек задает «глупый» вопрос. Лучшим вариантом для собственного развития и репутации, будет как можно более развернутый ответ. Всегда проще обозвать человека занудой или ненормальным, чем поддержать беседу. Но резкая категоричность и ярлыки оттолкнут людей, сократят круг общения.
Когда человек учится радоваться открытию, даже простейшему, его мозг это питает, становится положительным подкреплением. Тогда возникают новые вопросы и помогают исследованию жизни. «Как это работает? Кто и когда придумал? А для чего? Почему имеет такое название? Как еще можно применять?» и так далее.
Не надо испытывать страх ошибки или осуждения. Китайская мудрость гласит, что одно мнение о глупости вопрошающего ничто в сравнении с невежеством промолчавшего.
А современная жизнь меняется чуть ли не мгновенно. Разумное сомнение во всем, даже хорошо знакомом, лучшее средство поддержать представления о мире в эффективном состоянии. Альберт Эйнтштейн призывал не терять искры любопытства никогда.
Изгнать скуку и однообразие из жизни можно обретением привычки к исследованию
Это сформирует способность быть внимательным и креативным, поможет не упустить ничего важного, не пропустить важнейшую информацию, выделить зерно истины в лавине новостей. Способность самосовершенствоваться, учить что-то новое помогут быстрее находить выход в сложных ситуациях, успешно решать проблемы, как свои, так и чужие
В том числе, и безвыходные для всех остальных.
ГЕОГРАФИЯ
Что изучает география?
Что такое ойкумена?
Какой представляли Землю в средние века?
Кто плавал в «Море мрака»?
Где живут «антиподы»?
Какими были первые корабли?
Кто изобрёл компас?
Что Марко Поло открыл для европейцев?
Что такое эпоха Великих географических открытий?
Как открыли Новый Свет?
Кто первым побывал на Северном полюсе?
Почему обледенела Антарктида?
Существует ли Земля Санникова?
Что такое джонки?
Каковы размеры Земли? *
Из чего состоит Земля?
Сколько на нашей планете полюсов холода?
Что такое озоновый слой?
Почему наступают зима, весна, лето, осень? *
Где находится самая высокая горная вершина на Земле?
Что такое вулкан?
Почему происходят извержения вулканов? *
Что такое землетрясение?
Сколько весит атмосфера Земли?
Что такое тропосфера?
Чем мы дышим?
Почему случаются землетрясения?
Как происходят землетрясения?
Как часто бывают землетрясения?
Что такое сейсмология?
Как устроен сейсмограф?
Как появились острова?
Как появляются пещеры?
Кто совершил первое кругосветное путешествие?
Почему Антарктида — самый холодный материк на Земле? *
Какой материк нашей планеты самый холодный?
Может ли лёд течь?
С какой скоростью увеличивается пустыня Сахара?
Что такое пустыня?
Что такое криосфера?
Что такое сталактиты и сталагмиты?
Как на Земле появилась вода?
Как атмосферные осадки влияют на нашу жизнь?
Много ли воды на Земле?
Что мы знаем о Мировом океане?
Сколько на Земле океанов?
Бывают ли моря без берегов?
Как появились названия морей?
Что такое приливы и отливы?
Где находится самый высокий водопад в мире?
Какое море самое солёное в мире?
Какое озеро самое солёное в мире?
Кто первым опустился на морское дно?
Что решило судьбу Панамского канала?
Как образуются горы?
Где стоит самая высокая гора?
Почему в горах тяжело дышать? *
Почему в горах холодно? *
Чем знаменит Эльбрус?
Кто первым начал подниматься в горы?
Могут ли скалы петь?
Что определяет погоду?
Какой была погода в доисторические времена?
Где чаще всего бывают грозы?
Почему ветер меняет направление?
Как измеряют скорость ветра?
Какие бывают облака и о чем они нас оповещают?
Почему облака не падают на землю? *
Можно ли пройти сквозь облако?
Откуда берется град?
Откуда берется дождь?
Что такое ураган?
Что такое смерч?
Что такое торнадо?
Что такое цунами?
Откуда берется радуга?
Почему мы не чувствуем давления воздуха?
Как измеряется атмосферное давление?
Почему радуга имеет форму дуги?
Что такое атмосфера?
Что представляют собой облака?
Что такое климатические зоны?
Какие ветры дуют на Земле?
Что такое бриз?
Что такое муссон?
Что такое воздушные массы?
Что такое струйное течение?
Что такое атмосферный фронт?
Почему на Земле образуются зоны высокого и низкого давления?
Как влияют на погоду морские течения?
Откуда берется ветер?
Может ли идти «рыбный» дождь?
Какой климат ожидается на Земле в будущем?
Что такое полезные искомаемые?
Как в земных недрах появляются полезные ископаемые?
Зачем человеку земные богатства?
Где (в каком месторождении) больше всего золота?
Откуда взялась нефть?
Из чего состоит нефть?
Что делают из нефти? *
Что такое природный газ? *
Как получают и используют природный газ? *
Как образовался каменный уголь?
Почему работает плацебо?
Плацебо до сих пор не изучили полностью
Пока люди верят в то, что принимают эффективное лекарство, – оно работает. Это один из удивительных фактов о том, как работает человеческий мозг. Положительный эффект плацебо (или лекарства-пустышки) на наше здоровье отмечается настолько часто, что уже впору проверять реальную эффективность всех новых препаратов на его фоне. Но самое интересное в том, что нам до сих пор неизвестно, по какой причине средства плацебо, чаще всего представляющие собой обычную лактозу, работают.
Ученые уверены, что это как-то связано с работой нашего мозга. Интересная статистика: врачи отмечают, что красные таблетки плацебо работают лучше, чем белые. Большие таблетки работают лучше, чем маленькие. Другой забавный статистический факт говорит о том, что эффективность таблеток «повышается», когда их выдают именно врачи, а не помощники (медсестры). Также известны случаи, когда эффект плацебо отмечался крайне ярко. Например, в некоторых из них эффект пустышки оказывался настолько сильным, что его можно было сравнить с применением морфина.
Но и это далеко не самое странное. Например, согласно одному исследованию, было обнаружено, что плацебо может работать даже в том случае, когда люди, принимающие его, знают о том, что принимают именно плацебо. Врачи сообщали пациентам о том, что они пьют обычные сахарные таблетки, которые не делают совершенно ничего, но тем не менее эти таблетки «оказывали астрономическое воздействие на лечение» этих людей.
Но мы по-прежнему не понимаем, почему плацебо так эффективно и как оно вообще работает. Каким-то образом с помощью плацебо мы можем фактически обмануть свой мозг и заставить его «отключить боль».
КАК?
- Как атмосферные осадки влияют на нашу жизнь?
- Как был открыт йод?
- Как был построен самый многоугольный многоугольник?
- Как в древности использовали лен?
- Как взлетает ракета?
- Как видят насекомые? *
- Как викинги доплыли до Америки?
- Как влияют на погоду морские течения?
- Как возникла наша Галактика?
- Как возникла славянская азбука?
- Как возникла наша планета Земля?
- Как выглядела первая обсерватория?
- Как выглядели предки жирафов?
- Как выглядит космический корабль?
- Как выглядит цветок папоротника?
- Как выглядят представители различных рас?
- Как действует термометр?
- Как делают бумагу? *
- Как делают глиняную посуду?
- Как делают шоколадные конфеты? *
- Как деревья сбрасывают листья?
- Как дышат люди под водой?
- Как дышат растения?
- Как дышат рыбы?
- Как жерлянки защищаются от врагов?
- Как живые организмы приспосабливаются к окружающей среде?
- Как защититься от удара молнии во время грозы?
- Как зимуют амфибии?
- Как зимуют рыбы? *
- Как змея ухитряется проглотить поросенка?
- Как и из чего делают пластмассы? *
- Как измерили расстояние от Земли до Луны?
- Как измерить прямой угол?
- Как измеряется атмосферное давление?
- Как измеряют количество дождя?
- Как измеряют скорость ветра?
- Как изучают молнии?
- Как квакают лягушки?
- Как летает вертолет?
- Как летает самолёт?
- Как люди научились считать?
- Как люди узнали о динозаврах?
- Как можно наблюдать Солнце?
- Как мы видим? *
- Как мы дышим?
- Как на Земле появилась вода?
- Как на Земле образуются зоны высокого и низкого давления?
- Как образовался каменный уголь?
- Как образуется моча?
- Как образуется пищевая цепочка?
- Как образуются горы?
- Как образуются месторождения полезных ископаемых?
- Как общаются животные?
- Как общаются слоны?
- Как открыли Новый Свет?
- Как отличить бледную поганку от шампиньонов и сыроежек?
- Как отличить Деда Мороза от Санта Клауса?
- Как отличить ложные опята от настоящих?
- Как отличить свежее яйцо от старого?
- Как отличить стрижа от ласточки?
- Как охотятся змеи? *
- Как охотятся совы и филины?
- Как пишет карандаш?
- Как изобрели бумагу?
- Как получают и используют природный газ? *
- Как получаются мыльные пузыри?
- Как попадает кофе к нам на стол?
- Как появилась Вселенная?
- Как появилась Солнечная система?
- Как появилась тетрадь?
- Как появились названия морей?
- Как появились острова?
- Как появились первые конфеты? *
- Как появились первые мячи?
- Как появились спички?
- Как появилось слово «мама»? *
- Как появилось название монеты «копейка»? *
- Как появилось стекло?
- Как появилось телевидение?
- Как появляются озоновые дыры?
- Как появляются пещеры?
- Как появляются черные дыры?
- Как правильно чистить зубы?
- Как придумали пластиковые пакеты?
- Как происходит процесс пищеварения?
- Как происходят землетрясения?
- Как просыпается аппетит?
- Как птицы делают гнезда?
- Как птицы находят дорогу во время перелетов?
- Как птицы узнают, что наступило время перелета?
- Как работает антенна?
- Как работает тонометр?
- Как работает экскаватор?
- Как разговаривали первобытные люди?
- Как разговаривают космонавты?
- Как размножаются папоротники?
- Как сделать настоящие чернила?
- Как «слушают» звезды?
- Как создаются города?
- Как устроен глаз человека и как он работает? *
- Как устроен космический корабль?
- Как устроен сейсмограф?
- Как устроена наша планета?
- Как устроена волчья стая?
- Как устроено растение?
- Как устроен человеческий мозг?
- Как устроена наша Галактика?
- Как человек научился использовать огонь?
ЧТО?
- Что делать, если разбился градусник?
- Что делать, если ты простыл?
- Что делать, если укусил муравей?
- Что делать с мусором?
- Что делать, чтобы не замерзнуть?
- Что делают из глины?
- Что делают из нефти? *
- Что загрязняет окружающую среду?
- Что изучает астрономия?
- Что изучает география?
- Что изучает математика?
- Что изучает физика?
- Что изучает экология?
- Что Марко Поло открыл для европейцев?
- Что можно сделать из хлопчатника?
- Что мы знаем про обезьян?
- Что мы знаем о Земле?
- Что мы знаем о Мировом океане?
- Что мы знаем о своем ближайшем соседе — Луне?
- Что мы знаем о страусах?
- Что означает слово «семья»? *
- Что означают названия дней недели?
- Что определяет погоду?
- Что получают из каменного угля? *
- Что происходит с листьями деревьев осенью?
- Что рисовали древние художники?
- Что решило судьбу Панамского канала?
- Что светится внутри лампочки?
- Что слышно в космосе?
- Что ты знаешь о витаминах?
- Что уносит почву?
КАКОЙ?
- Какая змея самая длинная на Земле? *
- Какая нить самая прочная?
- Какая планета ближе всех к Солнцу?
- Какая планета в Солнечной системе самая большая?
- Какая погода ожидается на Земле в будущем?
- Какая птица летает быстрее всех?
- Какая столица самая высокогорная в мире?
- Какая форма у Земли?
- Какие бывают галактики?
- Какие бывают природные ресурсы?
- Какие ветры дуют на Земле?
- Какие обезьяны самые агрессивные?
- Какие открытия сделал Ньютон?
- Какие птицы остаются зимовать на родине, а какие улетают в теплые края?
- Какие растения называют паразитами?
- Какие растения самые древние?
- Какие слова ввел в обиход М. В. Ломоносов?
- Какие сумчатые вымерли?
- Какие бывают двигатели?
- Какие бывают звезды?
- Какие бывают цифры?
- Какие галактики ближайшие к нам?
- Каким был первый автомобиль?
- Какими были первые корабли?
- Какими были древние страусы?
- Какими были первые летательные аппараты?
- Какими были предки дельфинов?
- Какими величинами пользуются астрономы?
- Какие размеры у Вселенной?
- Каких животных относят к семейству кошачьих?
- Каких рыб называют «живыми барометрами»?
- Каков размер самой большой жемчужины в мире?
- Какова история новогодней ёлки в России?
- Какова роль хлорофилловых зерен в листьях?
- Каково происхождение слова «моль»? *
- Каковы пропорции человеческого тела?
- Каковы размеры Земли? *
- Какого цвета небо на других планетах?
- Какое государство самое маленькое?
- Какое дерево самое-самое?
- Какое животное самое древнее?
- Какое здание самое высокое в мире?
- Какое море самое солёное?
- Какое озеро самое солёное?
- Какой представляли Землю в средние века?
- Какой цветок самый большой на Земле?
- Какой цветок самый высокий в мире?
- Каким был климат на Земле в доисторические времена?
- Какой вред наносят гусеницы?
- Какой мост самый большой?
- Какой материк нашей планеты самый холодный?
- Какой язык официальный в США?
- Какому городу грозит исчезнуть под водой?
- Какую планету считали предвестницей беды?
- Какой рост у самого большого попугая?
Почему одни рождаются правшами, а другие левшами?
А вы правша или левша?
Примерно 15 процентов всего населения Земли – левши. Люди, являющиеся таковыми, чаще всего используют в работе именно левую руку вместо правой. Но это не означает, что все из них используют свою левую руку абсолютно во всех случаях. Есть множество левшей, которые, например, пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач. Это одна из тех вещей, которая по-прежнему остается непонятной для науки.
Причем интерес вызывает не столько сам факт того, что есть такая категория людей, а именно то, что люди вообще рождаются, если можно так выразиться, с предпочтением использования той или иной руки, а не так называемыми амбидекстрами. Большинство животных демонстрирует такую возможность, так что же с нами не так?
Согласно одной из теорий, эта особенность каким-то образом может быть связана с работой наших языковых функций. Для нашего мозга языковые и моторные функции являются наиболее энергоемкими видами активности. Нейрофизиологи отмечают, что мозг ставит эти функции в один ряд. Наблюдения за активностью мозга показывают, что у правшей чаще всего активируется левое полушарие, а у левшей – правое, поскольку в мозге нервные пути идут крест-накрест. Кроме того, отмечается, что языковая функция мозга тоже часто тяготеет к тому или иному полушарию – соответствующие нейронные сети активируются у разных людей преимущественно либо слева, либо справа. Большинство людей обладают левополушарной языковой активностью, которая совпадает с праворукостью. Следует ли из этого, что у левшей языковые способности будут сосредоточены в правом полушарии? Нет. Эксперименты показывают, что у подавляющего большинства левшей наблюдается языковая левополушарность, то есть как и у праворуких людей, и лишь у очень малого процента левшей лингвистические центры более активны в коре правого полушария. Кроме того, это никак не объясняет, почему одни люди левши, а другие нет.
В рамках другого исследования было предположено, что подавляющее большинство горилл и шимпанзе являются праворукими. Дарвинисты считают, что в какой-то момент эволюции мы начали использовать одну из наших рук чаще, чем другую, считая ее более полезной, и в какой-то момент просто к этому «привыкли» настолько, что это начало передаваться по наследству.
Вопросы как средство изменений
Нет лучшего средства для изменений, как способность задаваться большим количеством вопросов. Пусть они и неумные. Особенно, если неумные. Тогда это станет лакмусовой бумажкой для того человека и его характера, которому они адресованы. Да и один вопрос всегда становится ступенькой для следующего.
Когда у человека возникает какой-либо вопрос, стоит не отмахиваться от него. В жизни многое взаимосвязано и не просто так возникает. Нет возможности узнать ответ сразу – можно это сделать позднее. Если вопрос записать хоть куда-нибудь, вплоть до сообщения в телефоне, то он не пропадет в никуда. А поисками ответа можно заняться в удобное время тем способом, какой удобнее и доступнее: интернет, энциклопедия, авторитетный источник. Можно узнать много неожиданного, откликаясь на такие внезапные вопросы.
Почему Самолет висит в воздухе
Самолет держится в воздухе за счет подъемной силы. Она, в свою очередь, возникает, когда потоки воздуха движутся навстречу крылу. Крыло повернуто под точным углом и при определенной скорости самолета начинает «взлетать», стремиться вверх. Встречный поток воздуха постоянно поддерживает крыло, не давая ему упасть. Разгоняют самолет, конечно же, двигатели. Реактивные толкают самолет вперед, а винтовые как бы тянут его за собой. На работу самолета влияют 4 силы — тяга, сопротивление, вес, подъемная сила. Их взаимодействие и позволяет самолетам держаться в воздухе.
Объяснение для ребенка: самолет может подняться в воздух, потому что инженеры придумали специальную форму крыльев, они помогают воздуху держать его, тогда как двигатели заставляют самолет двигаться.
Хорошие примеры
Теперь настало время рассказать о том, что можно говорить, отвечая на один из самых распространенных вопросов работодателей.
Подумайте о том, что вы можете предложить фирме. Что выделяет вас среди других соискателей? Размышляя над этим вопросом, не ограничивайтесь теми требованиями, которые предъявляет фирма к своим сотрудникам.
Почти все пришедшие обладают необходимым списком навыков. Скажите о том, что вы умеете помимо этого. Например, если вы хотите занять должность графического дизайнера, скажите о том, что умеете работать с малоизвестными, но полезными программами.
Упомяните о том, что вы много слушали о позитивной рабочей атмосфере, которая существует в этой компании. Расскажите о своих личностных качествах, которые соответствуют корпоративной культуре организации.
Джейсон Стэтхэм продает недвижимость в Лос-Анджелесе за 6,2 млн долларов
Доллар может подорожать до 250 рублей уже в 2021 году: смелый прогноз эксперта
Использование новаций в образовании: новые нормы регулирования бизнеса
Например: «Я редко говорю во время работы на посторонние темы, и хочу быть сотрудником именно вашей компании, потому что знаю, что у вас не приняты такие беседы. Ведь я не работаю в компаниях, устав которых не соответствует моим принципам».
Польза слова «почему»
Но есть моменты, когда именно «почему» своим согласием и отрицанием проблемы помогает направить фокус нашего внимания на потенциальные возможности и включает мощную мотивацию.
Напоминая положительный опыт и помогая представить возможную награду за труды, вопрос «Почему?» открывает новые горизонты.
«Почему это для тебя так важно именно сейчас?»
«Почему ты блестяще справилась с этой работой?»
«Почему именно у тебя должно получиться?»
«Почему ты победил в этой непростой гонке?»
«Почему меня любят мои клиенты и всё время возвращаются именно ко мне?»
«Почему именно ты достойна большего?»
«Почему именно ты справишься с этой сложной задачей?»
«Почему тебя полюбят твои новые коллеги?»
«Почему ты сможешь удвоить свой доход?»
Для поиска и устранения первопричин в сложных ситуациях важно использовать раскрывающие и продвигающие вопросы, пробуждающие осознанность. Ниже приведу примеры самых мощных вопросов на такой случай со словами «что», «где», «когда», «кто», «как»
Ниже приведу примеры самых мощных вопросов на такой случай со словами «что», «где», «когда», «кто», «как».
Причём «Как?» — самый универсальный вопрос
А сочетание вышеперечисленных слов с «именно» позволяет сфокусировать внимание на оптимальном поиске даже при ограниченности имеющихся ресурсов
Будет полезно узнать
Десять правил в трудные времена: как перестать переживать и начать действовать
«Что именно сейчас произошло? Что именно они сделали?», «Где именно это может пригодиться?», «Когда именно это можно использовать? Когда именно ты это сделаешь?»
При такой формулировке вопросы активируют режим осознанности и помогают найти свежие решения. Ты можешь увидеть ситуацию под разными углами и рассмотреть важные подробности, которые устранят сомнения и неуверенность.
Если чувствуешь, что в своей деятельности начинаешь топтаться на месте и не продвигаешься к желаемому результату, то помогут следующие вопросительные фразы:
1. Что именно сейчас произошло/происходит?
2. Чему учит/научила меня сложившаяся ситуация?
3. Какой опыт здесь мною получен?
4. Где этот опыт мне может пригодиться?
5. Что благодаря случившемуся для меня стало/становится возможным?
6. Какие варианты действий в принципе могут быть приемлемы в сложившейся ситуации?
7. Что ещё можно было бы предпринять?
8. Что из вышеперечисленного мне интереснее больше всего?
9. Что сейчас для меня начинает проясняться?
10. Что я хочу сделать в первую очередь?
11. Какие шаги я собираюсь предпринять в ближайшие 72 часа?
Попробуй использовать вопросы, сформулированные по описанным алгоритмам, и увидишь, насколько изменится твоя личная продуктивность и производительность твоих подчиненных.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, , Telegram.
Константин Михайленков
- Курск, Россия
Автор программы ПУТЬ НАСТАВНИКА: как создать мощную команду. Бизнес-коуч, эксперт по системному менеджменту. МОЯ МИССИЯ-Не учить, а помогать учиться!