Структура личности

Генетическая основа личности

С тех пор, как проект « Геном человека» позволил значительно глубже понять генетику, продолжаются споры, связанные с наследуемостью, личностными качествами и экологическим и генетическим влиянием на личность. Известно, что человеческий геном играет определенную роль в развитии личности.
Раньше исследования генетической личности фокусировались на определенных генах, соответствующих специфическим чертам личности. Сегодняшний взгляд на отношения ген-личность фокусируется прежде всего на активации и экспрессии генов, связанных с личностью, и является частью того, что называется поведенческой генетикой, Гены предоставляют множество вариантов изменения различных клеток; однако среда определяет, какие из них активированы. Многие исследования отметили эту взаимосвязь различными способами, в которых могут развиваться наши тела, но взаимодействие между генами и формирование наших умов и личности также имеет отношение к этим биологическим отношениям.
Взаимодействие ДНК-окружающей среды играет важную роль в развитии личности, поскольку эта взаимосвязь определяет, какая часть кода ДНК фактически превращается в белки, которые станут частью индивидуума. Было отмечено, что, хотя в геноме доступны различные варианты, в конце концов, среда является конечной определяющей способностью активизации. Небольшие изменения в ДНК у индивидуумов приводят к уникальности каждого человека, а также различиям в внешности, способностях, функционированию мозга и всем факторам, которые достигают высшей точки, чтобы развить сплоченную личность.

Кэттелл и Айзенк предположили, что генетика оказывает сильное влияние на личность. Большая часть собранных данных, связывающих генетику и окружающую среду с личностью, взята из двух исследований . Этот «двойной метод» сравнивает уровни сходства в личности с использованием генетически идентичных близнецов . В одном из первых двух исследований было измерено 800 пар близнецов, изучено множество личностных качеств и определено, что идентичные близнецы наиболее похожи в своих общих способностях. Было обнаружено, что сходство личности менее связано с самооценками, целями и интересами.

Двухместные исследования также сыграли важную роль в создании пятифакторной модели личности : нейротизма, экстраверсии, открытости, доброжелательности и добросовестности. Нейротизм и экстраверсия являются двумя наиболее широко изученными чертами. Человек, который может попасть в категорию экстравертов, может отображать такие характеристики, как импульсивность, общительность и активность. Человек, попадающий в категорию невротизма, может быть более склонным к угрюмости, тревожности или раздражительности. Идентичные близнецы, однако, имеют более высокие корреляции в чертах личности, чем братские близнецы. Одно исследование, измеряющее генетическое влияние на близнецов в пяти разных странах, показало, что корреляции для идентичных близнецов были 0,50, а для братских – около 0,20. Предполагается, что наследственность и окружающая среда взаимодействуют, чтобы определить свою личность.

Формы

Формами направленности считаются определяющие мотивы деятельности личности. Они характеризуются разной степенью личной значимости для личности, желаемости наступления результата и волевым отношением.

Выделяют следующие формы:

  • желание;
  • стремление;
  • влечение;
  • интерес;
  • склонность;
  • убеждение;
  • идеал;
  • установка;
  • позиция;
  • цель и задачи;
  • мировоззрение.

Опишем важные:

Желание представляет собой самую простую форму направленности и характеризуется осознанным стремлением осуществить что-либо, причем желание имеет приближенные к настоящему сроки возможной реализации. Зачастую эта форма не подчиняется волевым установкам, поскольку тесно связана с эмоциональной сферой. К примеру, желание обнять любимого человека.

Стремление определяется большим волевым участием. Это уже более сложное определение, которое включает как желаемый результат, так и пути его достижения. Стремление более растянуто во времени, и нередко имеет практическое значение: найти более подходящую работу или выиграть в состязании.

Влечение подразумевает собой непреодолимое желание. Воля при этом отходит на задний план, чаще наблюдается даже обратная ситуация: влечение реализуется против воли. Нередко такая форма имеет негативную окраску в обществе или в сознании самой личности. Ярким примером является влечение партнера в паре к кому-то третьему. Истоки этой формы находятся у биологических потребностей личности или же глубоких комплексах.

Интерес характеризуется средней степенью значимости и только определяет следующую форму направленности. Интерес имеет волевой компонент, но через небольшое количество времени может либо угаснуть илбо развиться в желание или стремление

Интерес личности является первым элементом ее направленности в той или иной сфере, во время реализации которого человек оценивает сознательно или интуитивно важность и возможность дальнейшего развития этой формы в новую, более сильную и сложную.

Склонность характеризуется выраженным эмоциональным компонентом и большей осознанностью, чем влечение, хотя имеет с ним много общего. Склонность определена доминирующими характеристиками личности: волей или ее отсутствием, склонностью к анализу или эмоциям

Пример: склонность к спорам или к эмоциональной реакции, склонность в аналитическим видам деятельности или к творчеству.

Убеждение сформировано личным опытом и принципами личности. Эта форма несет под собой смысловую нагрузку направленности, определяя ее значение и отношение к другим сферам личности. Яркий пример: физическое здоровье имеет наибольшую ценность в жизни человека. Из этого убеждения вытекает направленность личности сохранять здоровье, а также склонности вести здоровый образ жизни и соответствующие цели. Из убеждений формируется мировоззрение, которое представляет собой уже целостную систему, подчиняющую все сферы личности.Также компонентом этой формы является установка: она представляет собой эмоционально окрашенное убеждение, которое непосредственно мотивирует личность на действие.

Идеал является конечным результатом деятельности, который зачастую недостижим. Эта цель является венцом всех стремлений человека. Поэтому такая форма направленности зачастую приносит много неудобств в связи с невозможностью достижения, однако мотивирует на постоянную активность.

Подструктуры личности по Платонову

Платонов в совей теории рассматривал несколько подструктур личности: направленность; опыт; индивидуальные особенности, присущие психологическим процессам и биопсихологическим свойствам.

Направленность личности проявляется в виде моральных черты, не предопределенных врожденными задатками и формирующихся с помощью воспитания. По этой причине данную подструктуру можно назвать социально обусловленной. Она состоит из желаний, интересов, склонностей, стремлений, идеалов и мировоззрения.

Платонов определял направленность не в качестве личностного свойства, а в качестве атрибута сознания (вместе с переживанием и познанием). Она определяет разные проявления активности

В соответствии с воззрениями автора параметры представленной подструктуры важно рассматривать на социально-психологическом уровне

Опыт по Платонову включает умения, навыки и привычки, которые приобретаются с помощью обучения. Они подвержены заметному влиянию биологических, и даже генетически обусловленных личностных свойств. Закрепление в ходе обучения делает их типичными, что дает возможность рассматривать их как свойства личности. Качества данной подструктуры определяет психолого-педагогический уровень обучения.

Индивидуальные особенности психических процессов (память, эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, восприятие) намеренно установлены в соответствующем порядке следования. Этим автор подчеркнул силу биологической и генетической обусловленности психических функций и процессов. В большей мере этот факт характерен для памяти, без которой не существуют прочие психические процессы и функции. Формирование и развитие индивидуальных особенностей психических процессов происходит с помощью упражнения. Изучение этой подструктуры осуществляется на индивидуальном уровне.

Биопсихические свойства включают половые и возрастные свойства, а также типологические свойства личности (например, темперамент). Развитие черт данной подструктуры подвергается тренировке. Свойства личности, включенные в нее, больше зависят от физиологических особенностей мозга, при этом социальные влияния их лишь субординируют и компенсируют. Активность можно определить силой нервной системы, а ее изучение происходит на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

По мнению К.К. Платонова в данные подструктуры укладывается вся совокупность личностных свойств. В данном случае доля этих свойств включается в основном только в одну подструктуру, при этом другие 6находятся на пересечении подструктур, являясь итогом взаимной связи различных собственных подструктур.

1.3 Концепция личности А.Н. Леонтьева

К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева .

По оценке А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями» . Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность
, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза) .

К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылкц и условия ее формирования.

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» . Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель
, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Итак, существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий … образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

o широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

o степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

o общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Акцентуации характера : понятие , виды.

Акцентуация
характера —
понятие, введенное К. Леонгардом
и означающее чрезмерную выраженность
отдельных черт характера и их сочетаний,
представляющую крайние варианты нормы,
граничащие с психопатиями.

Акцентуация
характера представляет
собой вариант психического здоровья
(нормы), который характеризуется особой
выраженностью, заострённостью,
непропорциональностью некоторых черт
характера всему складу личности
и приводит её к определённой
дисгармонии.

Акцентуации
характера свойственна
уязвимость личности по отношению
не к любым, а лишь к определенного
рода психотравмирующим воздействиям,
адресованным к так называемому «месту
наименьшего сопротивления» данного
типа характера, при сохранении устойчивости
к другим.

По степени
выраженности можно выделить два
вида акцентуаций
характера:

  • Явная акцентуация
    характера —
    крайний вариант нормы. Черты характера
    достаточно выражены в течение всей
    жизни.

  • Скрытая акцентуация
    характера —
    обычный вариант нормы. Черты характера
    этого типа проявляются в основном
    при психотравмах.

Они
могут переходить друг в друга под
влиянием различных факторов, среди
которых важную роль играют особенности
семейного воспитания, социального
окружения, профессиональной деятельности,
физического здоровья.

Выделяются
следующие основные типы акцентуации
характера:

1) циклоидный —
чередование фаз хорошего и плохого
настроения с различным периодом;

2) гипертимный —
постоянно приподнятое настроение,
повышенная психическая активность
с жаждой деятельности и тенденцией
разбрасываться, не доводить дело
до конца;

3) лабильный —
резкая смена настроения в зависимости
от ситуации;

4) астенический —
быстрая утомляемость, раздражительность,
склонность к депрессиям и ипохондрии;

5) сензитивный —
повышенная впечатлительность, боязливость,
обостренное чувство собственной
неполноценности;

6) психастенический —
высокая тревожность, мнительность,
нерешительность, склонность к самоанализу,
постоянным сомнениям и рассуждательству,
тенденция к образованию обсессий
и ритуальных действий;

7) шизоидный —
отгороженность, замкнутость, интроверсия,
эмоциональная холодность, проявляющаяся
в отсутствии сопереживания , трудностях
в установлении эмоциональных
контактов, недостаток интуиции в процессе
общения;

8) эпилептоидный —
склонность к злобно-тоскливому
настроению с накапливающейся
агрессией, проявляющейся в виде
приступов ярости и гнева (иногда
с элементами жестокости), конфликтность,
вязкость мышления, скрупулезная
педантичность;

9) застревающий
(паранойяльный) — повышенная
подозрительность и болезненная
обидчивость, стойкость отрицательных
аффектов, стремление к доминированию,
неприятие мнения других и, как
следствие, высокая конфликтность;

10) демонстративный
(истероидный) — выраженная тенденция
к вытеснению неприятных для субъекта
фактов и событий, к лживости,
фантазированию и притворству,
используемым для привлечения к себе
внимания, характеризуемая авантюристичностью,
тщеславием, «бегством в болезнь»,
при неудовлетворенной потребности
в признании;

11) дистимный —
преобладание пониженного настроения,
склонность к депрессии, сосредоточенность
на мрачных и печальных сторонах
жизни;

12) неустойчивый —
склонность легко поддаваться влиянию
окружающих, постоянный поиск новых
впечатлений, компаний, умение легко
устанавливать контакты, носящие, однако,
поверхностный характер;

13) конформный —
чрезмерная подчитенность и зависимость
от мнения других, недостаток критичности
и инициативности, склонность
к консерватизму.

В отличие
от «чистых» типов, значительно чаще
встречаются смешанные формы акцентуации
характера — промежуточные типы
результат одновременного развития
нескольких типических черт.

Учет
акцентуации характера необходим для
осуществления индивидуального подхода
в воспитании детей и подростков,
профориентации, выбора адекватных форм
индивидуальной и семейной психотерапии.

Тема 1.3. Направленность личности

Вопросы для обсуждения: 1. Направленность в структуре личности.

2. Потребности и мотивы в структуре направленности личности.

3. Формы направленности личности.

4. Самосознание и Я-концепция.

Литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Минск: Новое знание, 2004.

2. Дубравина, И.В. Психология. / И.В. Дубравина. – М.: Академия, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.

Список литературы

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. — 463 с.
  2. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М.: ИП РАН, 1997. — С.270-373.
  3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т.15, № 1. — С. 3-18.
  5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. — 1993. — Т.14, № 2. — С. 8-17.
  6. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. — М., 1982.
  7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
  8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.
  9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  10. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова; Ставроп.гос.ун-т. — Ставрополь, 2000. — 273 с.
  11. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. … канд. психол. наук. — М., 1994.
  12. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.
  13. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности. — М.: Владос, 2001. — 255 с.
  14. Батаршев А.В. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2004. — 246 с.
  15. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене). — М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  16. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ставрополь: СГУ, 2000. — 20 с.
  17. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.1: Психика и жизнь / Отв.ред.: Г.С.Никифоров, Л.А. Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 256 с.
  18. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. — Т.2: Объективное изучение личности / Отв.ред.: Г.С. Никифоров, Л.А.Коростылева. — СПб.: Алетейя, 1999. — 283 с.
  19. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1984. — 142 с.
  20. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995. — 328 с.
  21. Боев И.В., Шурупов В.А. Личностно-психологическая характеристика руководителей муниципального и регионального уровней новейшего периода России. — Ставрополь: СГУ, 2002. — 88 с.
  22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

Чем темперамент отличается от характера?

Темперамент человека не стоит отождествлять с его характером. Первый термин включается в себя набор генетических особенностей психики. Темперамент формируется внутриутробно, его нельзя изменить, а можно лишь поверхностно подкорректировать, работая над собой и правильно расставляя жизненные приоритеты.

Характер же формируется на протяжении всей жизни, изменяясь в ту или иную сторону. Взаимодействуя в социальной сфере, индивидуумы обмениваются поведенческим и ментальным опытом, влияют на других и подсознательно поддаются влиянию окружающих.

На характер человека могут влиять следующие факторы:

Уровень образованности

Немаловажным является желание учиться и познавать мир, стремление к развитию своей личности, а также усидчивость, трудолюбие и нацеленность на успех.

Социальная среда

Окружение способно произвести сильное влияние на качества характера. «С кем поведёшься, от того и наберёшься!» — гласит народная мудрость.

Финансовое положение

Обычно люди падают духом, если не удаётся выбраться из бедности, и задирают нос, когда дела идут вверх.

* * *

Темперамент зависит от многих факторов. Это и климат, и гены, и даже возраст. Чем старше становится человек, тем больше замедляются его психические реакции. В молодости люди склонны к более бурному проявлению чувств и эмоций.

Во всяком случае, обобщать не стоит. Темперамент каждого из нас — это яркий калейдоскоп положительных и отрицательных качеств, которые формируют индивидуальность.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Заключение

Как видно из небольшого исследования выше, можно сказать что до сих пор нет определенного и четко сформированного определения личности. Их необычайное разнообразие свидетельствует большом интересе к данному объекту исследования и вместе с тем показывает, что еще далеко не решен вопрос о выработке принципов, критериев отбора характеристик, с помощью которых описывалось бы с достаточной полнотой и научностью это явление и определялось понятие личности.

Личность является многогранным социальным явлением, требует к себе внимания и со философско-социологического, социально-психологического сторон. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

Проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Мы видим, что во всех определениях личности фигурируют слова: “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Сопоставление этих понятий позволяет выделить дифференциальные признаки личности, необходимо определяющие в диалектическом единстве объективное и субъективное.

Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector