Самооценка и уровень притязаний личности, тест образа

Как устройства Honor делают жизнь проще: 8 примеров

Измерение электромагнитного поля от разных источников

Линии напряженности электрического поля

Вектор напряженности электрического поля

Индукция магнитного поля

Напряженность электрического поля: формула

Как определить напряженность электрического поля

Магнитный двигатель

Интерпретация результатов

Диагностика уровня притязаний в моторной пробе Шварцландера построена на анализе целевого отклонения. Сопоставляется число крестиков, намечаемое для исполнения, с реально реализуемым в каждой пробе.

Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний УП и уровня достижений (УД):

УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-й, 3-й и 4-й проб; УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-й и 3-й пробах соответственно.

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше  – нереалистично высокий УП;

3 – 4, 99    – высокий УП;

1 – 2, 99     – умеренный УП (внутри нормальных границ);

-1,49 – 0,99        – низкий УП;

-1, 5 и ниже – нереалистично низкий УП.

Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и соизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

Виртуальные гадания онлайн

Самооценка: какой она бывает

Самооценку условно можно разделить на заниженную, завышенную и здоровую (нормальную).

Заниженная самооценка характеризуется тем, что человек видит только свои недостатки и постоянно себя критикует. На эмоциональном уровне это приводит к тому, что он регулярно испытывает стыд или чувство вины. Сюда же можно отнести и ненависть к себе.

Завышенная самооценка – это концентрация только на своих плюсах и достоинствах. Человек словно купается в них и не замечает минусов. Он одержим любовью к себе. Такая самооценка чаще всего встречается при нарциссическом расстройстве.

Здоровая самооценка – это состояние, при котором человек видит и знает свои плюсы и минусы. Это приводит к тому, что восприятия себя становится объективным и рациональным. Такой человек способен принимать и любить себя независимо от обстоятельств.

Пониженная самооценка: 2 вида

  • Ненависть к себе, которая характеризуется конкретными негативными убеждениями. Человек называет себя определенными словами, например, ничтожеством, или считает себя ужасным. Иногда такая ненависть имеет конкретную историю, например, из детства, когда человека называли конкретно этими словами, унижали и чрезмерно критиковали.
  • нехватка позитивных представлений о себе. Такой человек почти ничего не знает о себе, он не знает, что в нем есть хорошего, какими качествами он обладает, не может объективно увидеть свои сильные стороны.

2 Связь самооценки и УП

Результаты исследования начала 20 века показали, что человек формирует свой УП так, чтобы не навредить своей самооценке. Самооценка — это оценивание человеком собственных знаний, умений, качеств, черт характера, внешности. Ее видызавышенная, заниженная и адекватная.

Признаки завышенной самооценки:

  • Чувство превосходства над другими.
  • Идеализирование своего образа.
  • Игнорирование своих неудач.
  • Выдача своих минусов за плюсы.
  • Недоступность для других.
  • Обвинение других в своих неудачах.
  • Негативное отношение к критике.
  • Высокий УП.

Признаки заниженной самооценки:

  • Повышенное чувство тревоги.
  • Неуверенность в своих силах, застенчивость, нерешительность.
  • Зависимость от чужого мнения.
  • Низкий УП.
  • Повышенные требования к себе и окружающим.
  • Подозрительность, зависть, мнительность.
  • Занудность.
  • Заниженный силуэт тела (голова втянута в плечи, сутулая спина).

Из-за желания повысить самооценку при выборе уровня сложности задачи человек становится заложником двух условий:

  1. 1. Повышение УП для достижения успеха.
  2. 2. Снижение УП во избежание провала.

Зависимость самооценки от УП есть, но она не прямая, а косвенная. Ошибочно полагать, что он занижает или завышает самооценку. На ее уровень влияет степень адекватности притязаний и совпадение УП с возможностями индивида. УП имеет зависимость от того, адекватна самооценка или нет. Неадекватная самооценка приводит к необъективным притязаниям, которые либо завышены, либо занижены. Это можно отследить по следующим признакам:

  • Когда часто выбираются либо очень трудные, либо очень легкие цели.
  • Повышенная тревожность.
  • Неуверенность в своих возможностях.
  • Стремление избежать соревновательных мероприятий.
  • Нежелание оценивать результат деятельности.
  • Ошибочное прогнозирование последствий.

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
мелочность, мстительность и завистливость;
страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

В раннем возрасте на формирование самооценки влияют люди, с которыми ребёнок сталкивается чаще всего — родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Самооценка не рождается сама по себе, «ниоткуда». Привычка оценивать себя развивается постепенно, под влиянием тех оценок, которые дают нам окружающие люди.

С возрастом удельный вес различных факторов меняется. Если для маленького ребёнка на первом месте стоит оценка его поступков родителями, то для школьника приоритеты смещаются в сторону оценки учителей и сверстников. Примерный перечень факторов, влияющих на самооценку школьника младших классов, выглядит следующим образом:

оценка со стороны учителя, наставника, тренерамнение родителей, родственниковмнение товарищей по учёбе, увлечениямличный опыт, чувство компетентностивлияние рефлексии

После поступления ребёнка в школу формирование самооценки стремительно набирает обороты. Происходит внутренняя переоценка ценностей: избалованный ребёнок получает критические замечания со стороны педагога, подвергается насмешкам сверстников, сталкивается с первыми неудачами в процессе обучения. Это может привести к понижению самооценки, нервным срывам, нежеланию ходить в школу. И наоборот — те качества, за которые раньше ругали родители, оказываются востребованными и пользуются признанием у одноклассников, что способствует повышению самооценки.

С возрастом факторы меняются: на передний план выходит личный опыт, собственная оценка своих поступков и личностных качеств. Человек начинает сопоставлять своё реальное «Я» с тем образом, к которому он внутренне стремится. Мнение окружающих по-прежнему имеет значение, но корректируется собственными представлениями о «правильном» и «неправильном». Успешная карьера, хорошая физическая форма, счастливый брак способствуют укреплению высокой самооценки. И наоборот, постоянные упрёки со стороны близких, неудачи на работе, финансовые проблемы способны загнать человека в ловушку низкой самооценки.

Основные методы проведения исследований

Есть три метода оценки притязания:

  1. Высота притязания: высокий либо низкий.
  2. Показатель адекватности притязаний — адекватный либо неадекватный.
  3. Общая динамика — как меняется поведение.

Метод Хоппе

Первый способ для исследования притязаний был предложен учеником К. Левина и Ф. Хоппе. Сейчас для проведения диагностики такого свойства личности есть большое количество методов. Многие из них основываются на методе оценки притязания, который был предложен Ф. Хоппе.

Такой способ строится по определённой схеме: человеку предлагается выбрать некоторую последовательность действия для решения определённого числа задач (чаще всего их количество устанавливается). Предварительно все задачи, которые однотипны по своему содержанию, классифицируются по показателю трудности. Притязания можно определить с помощью показателя трудности выбираемых тестируемых заданий и его поведением в зависимости от успешности общего решения.

При оптимальном показателе притязаний после хорошо решённой задачи индивид чаще всего выбирает для себя более сложную, а после неудачи, как правило, более лёгкую. Индивид с низким уровнем притязания чаще всего поступает также, а после значительной неудачи выбирает либо лёгкую задачу, либо, наоборот, слишком трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью выбранной задачи и таким способом лишний раз защитить свою репутацию. Человек же с завышенной самооценкой и показателем притязаний в любой ситуации будет выбирать лишь задачи с высоким показателем трудности.

Чаще всего при проведении тестирования показателя притязаний от человека скрывается настоящая цель проведения эксперимента. В большинстве случаев испытуемому говорят, что таким методом проверяется показатель его интеллекта. Содержание же задачи, в этом случае особо значения не имеет.

Хоппе оценивал притязания, используя для этого три фактора:

  • прямые указания испытуемых на показатель притязания;
  • наблюдение за эмоциональным проявлением человека во время исследования, которое будет говорить о переживании успеха либо неудачи;
  • общее поведение испытуемых.

Ф. Хоппе подчёркивал, что в данной ситуации можно было получить информацию об уровне притязания человека в ходе проведения самого эксперимента. Поведение участников во время эксперимента и их резкие высказывания тщательно записывались и рассматривались с разных сторон.

5.4 Образ «я»

Образ
Я – это представление человека о себе
самом. Оно не всегда выражено словами,
чаще – это некоторая внутренняя картинка;
в ней присутствуют зрительные,
телесные и звуковые образы, чувства,
отдельные фразы. В целом образ Я включает
набор некоторых устойчивых характеристик,
с помощью которых человек себя самого
описывает и дает себе эмоциональную
оценку. Эти характеристики очень
разнообразны, но так или иначе любая из
них относится к одному из трех видов
Я-характеристик: социальному, физическому
или психологическому.

  • Социальное
    Я.
      Оно
    возникает благодаря тому, что все мы
    включены в жизнь других людей, общества
    в целом и по отношению к этому обществу
    выполняем некоторые обязанности. Иначе
    говоря, мы играем социальные роли.
    Играем – не значит прикидываемся.
    Просто в рамках роли наше поведение
    перестает быть спонтанным и непредсказуемым,
    оно начинает подчиняться определенным
    правилам. Человек, школьник, сын (дочь),
    друг, спортсмен, отличник, юноша
    (девушка) – это лишь краткий перечень
    ролей, которые могут исполняться в
    подростковом возрасте. Мы много времени
    проводим, общаясь с другими людьми на
    ролевом уровне.

  • Физическое Я.  
    По определению Д.А.Леонтьева, физическое
    Я – это переживание своего тела как
    воплощения Я, образ тела, переживание
    физических дефектов, сознание здоровья
    или болезни.  Внутренний мир каждого
    из нас во многом определяется свойствами
    этой физической оболочки: биологическим
    полом, физическим здоровьем, особенностями
    устройства нервной и гормональной
    систем.. Заключается она в том, что
    каждый из нас устанавливает свои, особые
    отношения с собственным телом: любит
    его или не принимает, холит-лелеет или
    не обращает внимания на его недуги,
    развивает и совершенствует его или
    просто поддерживает в жизнеспособном
    состоянии.

  • Психологическое
    Я.
      Оно
    представляет собой набор характеристик,
    с помощью которых каждый из нас описывает
    себя как индивидуальность, как существо,
    обладающее психологическими свойствами:
    характером, личностными особенностями,
    способностями, привычками, странностями
    и склонностями.

Образ
внутреннего мира каждого из нас уникален.
Он включает свой, личный набор
характеристик, среди которых у одних
преобладают социальные, у других –
психологические. Есть люди, включающие
характеристики физического облика в
свое Я и игнорирующие свои телесные
качества.

Понятие «Уровень притязаний» – Определение социальной направленности личности – Психологическая информация

Под данным понятием понимают желание и стремление личности получить то, что она желает возможным и достойным себя. При этом у одних притязания вполне скромные и адекватные, а у других они явно завышенные и мало связаны с реальной жизнью.

Притязание в психологии считается личным правом каждого человека получить определенные жизненные блага, например:

  • успех в карьере;
  • удачная личная жизнь;
  • путешествия;
  • успеваемость в обучении и многое другое.

Различия в уровнях

В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные, а у остальных — нереалистичные.

Притязания — это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании.

Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний.

До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот — притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.

Уровень притязаний характеризуется:

  • уровнем трудности достижения цели и проецирование своих будущих действия;
  • выбор человеком очередного действия и следующей цели, которая возникает в результате переживания успеха либо неуспеха после ряда прошлых действий — притязания в настоящий момент;
  • желаемый уровень своей самооценки — собственное я.

Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах.

https://www.youtube.com/watch?v=T3sI_H-C0

Самооценка личности и притязания

В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы, достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.

В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.

Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.

В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector