Умственное развитие: понятие, норма и отклонения. умственные способности и интеллект
Содержание:
- Умственное развитие ребенка — последовательность
- Навигация
- Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев
- Какими способами его возможно улучшить
- Развитие речи у детей 4 лет
- Как написать характеристику
- Концепции умственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста
- Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста
- Варианты определения термина «интеллект»
- Интеллектуальное развитие детей от 1 до 1,5 лет
- Интеллектуальное развитие ребенка
- Видео: Как избавиться от высыпаний народными методами
Умственное развитие ребенка — последовательность
Все эти процессы развиваются в определенной последовательности — от практического разума к теоретическому и, одновременно, в комплексе, то есть те, которые уже развились, являются основой для развития более сложных.
В умственном воспитании нужно предусмотреть определенную цепочку процессов.
Выдающийся исследователь проблем развития ребенка А.В.Запорожец писал, что умственное развитие ребенка как здание: этаж за этажом. Если какой-то этаж опустили, здание будет шатким.
Такие же пробелы бывают в умственном развитии, что проявляется в его этажности (знает, но не понимает), недееспособности и тому подобное.
Важной составляющей готовности к обучению является познавательная активность. Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др
Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др.
Такая своеобразная любознательность детей и удовлетворение ее взрослыми стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют формированию осмысленных знаний, то есть таких, которыми дети способны самостоятельно пользоваться в новых для них ситуациях, решать новые бытовые и учебные задачи.
Известно, что не у всех детей, которые приходят в школу, сформированы те умственные свойства, которые обеспечивают им дальнейшее успешное приобретение знаний и навыков. Эти дети испытывают большие трудности как в процессе усвоения знаний, так и во время их применения.
Несформированность умственной деятельности ведет к формальному усвоению знаний, которые характеризуются поверхностностью, и недостаточной гибкостью. Такие знания непрочны, они быстро забываются.
Итак, в многогранном процессе подготовки детей к школе особое место занимает развитие их мыслительной деятельности и познавательной активности. Если ребенок умеет читать, это еще не значит, что он уже подготовлен к школе.
Более значительным показателем этого является понимание прочитанного или прослушанного: умение устанавливать причинно-следственные связи в описанных явлениях, ответить на вопросы по поводу прочитанного, рассуждать.
Навигация
Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев
Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке, к рисованию, к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.
В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами — самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана — возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.
Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.
Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности — на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.
Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял — да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.
Какими способами его возможно улучшить
Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.
Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:
- Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
- Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
- Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
- Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.
Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.
Развитие речи у детей 4 лет
В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.
Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.
Как написать характеристику
После всей собранной информации для написания характеристики нужно определиться с ее структурой и составить план.
Структура
Схема составления документа должна включать в себя 5 основных блоков:
- Общие сведения о ребенке.
- Особенности познавательной деятельности учащегося.
- Личность ребенка.
- Поведение.
- Выводы и рекомендации.
Шаблонные фразы и клише
Характеристика должна быть написана легким и понятным языком. Для упрощения ее составления существуют некоторые шаблоны и клише, которые можно использоваться в составляемом тексте. Поделим их, исходя из каждого пункта структурного плана:
- Общие сведения о ребенке. Помимо такой личной информации, как Ф.И.О. ученика, дата рождения, дата поступления в учебное заведение и родственные связи, стоит также прописать и данные о состоянии здоровья: наличие хронических заболеваний, группа здоровья.
- Особенности обучения учащегося. Здесь нужно рассказать об:
успеваемости ученика (отличная, хорошая, удовлетворительная или неудовлетворительная);
учебной мотивации (отношение к учебному процессу, наличие интереса и желания учиться);
характеристике усвоения различных школьных предметов (трудности и успехи в усвоении материала, любимые предметы, имеющийся уровень знакомства с программой);
особенностях внимания (устойчивость или дефицит внимания, концентрация, умение вести два дела одновременно);
восприятии информации (выделение главного в тексте, понимание задания);
мышлении (умение делать выводы, способность к обобщению информации, сравнение предметов);
памяти (вид памяти: слуховая, зрительная, моторная; способности к точному и быстрому запоминанию);
речи (особенности, дефекты, точность, наполнение языка, связность высказываний);
быстроте деятельности (скорость выполнения заданий, утомляемость);
поведении на уроках (соблюдение школьных правил и норм поведения, понимание их важности).
3. Личность ребенка:
- интересы (учеба, художественно-эстетические, спорт и т.д.);
- отношение к поручениям и делам (реакция на собственные успехи и провалы, мотивация к учебе, отношение к учебным предметам). Это могут быть такие качества, как аккуратность/неряшливость, решительность/нерешительность, трудолюбие/леность, настойчивость/инфантильность и т.п.;
- отношение к окружающим (взаимоотношения с классным руководителем, другими учителями, одноклассниками, авторитетность, вежливость, чувство личного пространства, отношение к критике);
- отношение к себе (самооценка, хвастовство/скромность, уверенность/неуверенность в себе, самоконтроль, уравновешенность в эмоциональном плане).
4. Поведение:
- соблюдение социальных норм и правил;
- реакция ученика на собственные неудачи и промахи, а также на неудачи других детей;
- поведение в конфликтных ситуациях;
- полезные и вредные привычки;
- возможная склонность к неприемлемым формам поведения (воровство, обман, издевательства и т.п.).
5. Выводы и рекомендации:
- общее впечатление об ученике;
- выводы (сильные и слабые стороны учащегося, развитие или корректировка тех или иных особенностей);
- рекомендации (дальнейшая воспитательная работа с ребенком).
Ошибки при написании
Чтобы написать полную и доходчивую характеристику на ученика надо заранее рассмотреть самые распространенные ошибки, на которые можно наткнуться во время написания.
- Поверхностное составление характеристики. Чтобы избежать этой ошибки, все заявленные качества ученика надо раскрывать на примерах.
- Отсутствие анализа усвоения учащимся школьной программы.
- Много лишней информации, слишком подробная характеристика.
- Применение формулировок, унижающих ученика или его родственников.
- Неполное изложение характеристики в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Например, рассмотрение только качеств характера ученика в отрыве от общей успеваемости.
Концепции умственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста
На умственное воспитание дошкольника оказывают влияние следующие исследования:
Теория Л.С. Выготского
Л.С. Выготский указывает на социальный аспект «высших» (специфических человеческих функций). Он соотносит социальный (культурный, «высший») и биологический (натуральный, «низший», элементарный, примитивный) в психическом развитии индивида.
Психическое развитие происходит «от социального — к индивидуальному». Мышление выступает как процесс владения словом, знаком. В навыки дошкольника включается речь, которая постепенно формирует личность, в результате чего мыслительная деятельность поднимается на более высокий, «культурный» уровень.
Концепция П.Я. Гальперина
По мнению П.Я. Гальперина переход от внешнего, практического действия во внутреннее состоит из нескольких этапов:
- Первый заключается в создании мотивации.
- На втором составляется схема ориентировочной основы действия (ребенок изучает схему последовательности выполнения задачи).
- Третьим этапом проводится организация «материально-предметной» деятельности. Дети воздействуют на реальные объекты, модели, схемы.
- На четвертом происходит овладение действием на речевом уровне. Дети проговаривают действия вслух.
- На пятом этапе действия переносятся на умственный уровень. Это первая форма умственного действия. Вместо речи «вслух» дошкольник проговаривает «про себя». На заключительном этапе действия происходят в умственном плане.
Теория Л.А. Венгера
Способности по Л.А. Венгеру понимаются как универсальный процесс ориентирования в окружающей действительности. Основой при этом является построение и применение образов, подходящих к зафиксированным в культуре формам отображения качеств объектов и явлений, их взаимосвязей и отношений.
Л.А. Венгер как условие роста интеллектуально-познавательного уровня детей предполагает формирование способностей к моделированию и овладению дошкольником сенсорной культурой.
Концепция Н.Н. Поддъякова
Теория поисковой деятельности детей Н.Н. Поддъякова доказывает, что уже в раннем возрасте прогресс в мышлении является итогом освоения конкретной системы знаний, отражающей существенные свойства реальности. Эксперимент — настоящая детская деятельность, в которой дети выступают как исследователи.
Теория А.В. Запорожца
А.В. Запорожец в теории самоценности дошкольного возраста подразумевает отсутствие насилия над детьми, навязывание чуждых интересов и методик обучения. Согласно этой теории, основной путь развития ребенка — это использование наиболее значимых для ребенка форм и способов деятельности.
Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста
На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.
Смотреть галерею
Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.
Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.
Варианты определения термина «интеллект»
Современная вариация может толковаться немного другим образом. Интеллект человека в таком случае представляется как способность к планированию, организации и контролю индивидом своих собственных действий ради достижения какой-либо цели, а также при учете совпадения ее истинности и благих действий. Единственная возможность для развития данного качества — нахождение в информационном пространстве, которое формируется при занятиях различными видами деятельности по ходу всей жизни. Образование и применение при этом строится благодаря использованию принципов организации интеллекта. То есть, по сути, определения информационного пространства и интеллектуального пространства тождественны между собой. В обоих случаях применяются планировочные принципы, а также контроль каждого этапа на пути к выполнению ряда задач и достижению какой-то поставленной цели.
С другой стороны, академик Н. Н. Моисеев также провел исследование на тему того, что такое интеллект человека, сформулировав в результате другое определение данного термина. По его словам, этот термин означает в первую очередь целеполагание, умение планировать ресурсы и выстраивать четкую стратегию формирования пути к достижению поставленной индивидом цели. Современное определение интеллекта обычно трактуется как способность осуществлять процесс познания и с максимально возможной эффективностью решать возникшие проблемы, к примеру, когда человек только овладевает новым спектром жизненных задач. В связи с этим допускается измышление, что данное качество индивида поддается с течением времени как прогрессу, так и регрессу. Кроме того, его итоговый уровень будет зависеть от сферы, в которой человек применяет свои способности.
Интеллектуальное развитие детей от 1 до 1,5 лет
Маленький человечек уже умеет бегать, всё ломать, разбирать, различать цвета и отдельные предметы, он очень интересен в этом возрасте, такой потешный, и такой непредсказуемый. У ребенка можно заметить быстро формирующуюся логику, которую нужно развивать, тренировать, позволяя ребенку делать как можно больше вещей самостоятельно, особенно если это касается игрушек. В этом возрасте ребенок способен понимать причинно-следственные связи, например, ориентироваться в событиях.
Ребенок не перестает познавать мир и быть маленьким исследователем. Если что-то попадает ему в руки, это будет тут же брошено на пол, и малыш с интересом будет наблюдать за тем, что с этим предметом случится. Поэтому, давайте ребенку в руки самые разные предметы, но не те, за целостность которых вы боитесь (никаких фарфоровых чашек, ваз, стеклянных и прочих хрупких предметов). Также будет исследовано содержимое всех ящиков и шкафчиков, и в этом случае если вы не успели вовремя купить защитные замочки, то никто не виноват в том, что малыш уже успел порыться во всех ваших вещах, ведь он познает мир.
Ребенок все больше склоняется к определенному виду активности, он может постоянно рисовать или просит у вас включить музыку, чтобы потанцевать под неё (если выбирает краски, то отдайте предпочтение пищевым красителям, потому что привычку тянуть всё в рот ребенок еще не перерос, и постепенно вводите по 1 новому цвету в день). Возможно, именно в этом возрасте вы заметите у малыша способность быстро собирать головоломки, а новые развивающие игрушки для него быстро становятся неинтересными — в этом случае у вас растет поистине интеллектуально развитый малыш. Не стоит замыкать ребенка в пространстве кроватки или манежа — постарайтесь дать ему как можно больше свободы, чтобы он с самого детства получил массу новых впечатлений, ведь чем больше он узнает, тем более интеллектуально развитым он вырастет. И не забывайте о том, что ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с вами. Если же малыш постоянно напряжен, плачет, ему не уделяют положенного количества внимания, то и стимула к изучению окружающего мира у него не будет, а это замедлит не только интеллектуальное, но и развитие организма в целом.
Пока малыш еще совсем мал, желательно не переезжать часто из дома на дачу или из своей квартиры к бабушкам, потому что чем чаще вы переезжаете в новые места, тем сложнее ребенку адаптироваться к нему. Первое, что ребенок должен увидеть, проснувшись — это знакомый интерьер и маму рядом, потому что после пробуждения малыш ориентируется очень быстро
В этом возрасте дети избалованны вниманием не будут, ведь присутствие мамы — это их защита, а не каприз.
Интеллектуальное развитие ребенка
Если у Вас есть свой ребенок, и Вы хотите чтобы он сам развивался, то предложите ему увлекательные игры, которые подойдут не только для детей всех возрастов, но и взрослых!
Интеллектуальное развитие детей и дошкольников
Дети любят играть, и поэтому обучающие программы в игровой форме им очень интересны. Развивающие игры — это мотивация для дальнейшего развития интеллектуальных способностей у детей.
Интеллектуальное развитие школьника
Школьный возраст – это тот возраст, в котором дети узнают большую часть всего, что возьмут с собой во взрослую жизнь, поэтому, чем больше хорошего и полезного они усвоили, тем лучше реализуют себя в жизни. И развитое мышление, отличная сообразительность и хорошая память помогают в этом.
Игра «Анаграммы»
Играть в эту можно сразу сейчас на этой странице, они развивают мышление, скорочтение и скорость мысли. Главное найти как можно больше верных анаграмм за установленное в игре время:
Игра «матрицы памяти»
Матрицы памяти — это тренировка мозга, в которой вам нужно будет запомнить расположение закрашенных полей, а затем воспроизвести их.
Попробуйте поиграть с ребенком и посоревноваться в этих играх. Польза будет и для ребенка и для родителя, к тому же это еще и весело проведенное время! Соревновательный режим дает ребенку гораздо больше интереса к игре, что будет еще лучше влиять на его интеллектуальное развитие. Соревнуясь с вами во время игры ребенок больше запоминает.
Интеллектуальное развитие учащихся
Не менее популярным это может быть и среди школьников старших классов и студентов… Интеллектуальное развитие учащихся должно содержать познавательные процессы. На развитие интеллекта в это время влияет: память, мышление, устный счет, развитие мозга, восприятие
К памяти, быстрому чтению и устному счету следует относиться с особым вниманием
Развитие интеллектуальных способностей детей
Играя со своим ребенком в развивающие игры, Вы не только будете пробуждать его интерес, но и увлечете его этим делом всерьез и надолго.
Пятнашки
Пятнашки – известная всему миру головоломка. Игроку доступно поле размером 4×4, состоящее из 16 клеток. Все клетки кроме одной заняты костяшками с номерами от 1 до 15, которые перемешаны между собой. Цель игры — упорядочить костяшки по порядку используя свободное поле. Игра в пятнашки развивает в первую очередь мышление и комбинаторику.
Не обязательно для этого пользоваться одними компьютерными играми, есть так же много настольных развивающих игр. Играя в настольные игры, вы учите ребенка не только мыслить, но и даете ему настоящее живое общение, которое нужно ребенку в первую очередь.
Шахматы
Шахматы очень интересная, гениальная игра, в которой вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Шахматы – то способ развития интеллектуальный способностей независимо от возраста. Игра разворачивается на доске, расчерченной на 64 клетки черных и белых цветов. У каждого игрока есть в распоряжении 16 фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, ферзь и король.
Цель игры – поставить мат королю соперника, то есть напасть на короля так, чтобы ему некуда было бежать. Игра заканчивается, если у короля нет ходов и он находится под ударом вражеской фигуры. Рекомендуем Шахматы для Вас и Вашего ребенка. Шахматы помогают улучшить свою память, развивают логическое мышление, помогают строить стратегию и решать математику.
Домино
Играя в домино, ребенок обучиться счетному ряду и сложению, где больше, и где меньше. Домино поможет ребенку понимать, какая цифра больше, а какая меньше относительно данной. Играя регулярно в эту игру, Вы поможете закрепить знания своего ребенка в математике.
Маджонг
Развивающей игрой для детей может послужить карточная игра «Маджонг». Игра китайского происхождения и широко распространена в Азии. Относительно молодая игра, появилась примерно 1.5 века назад. Сама по себе игра является развлечением, но помимо этого она совершенствует логическое мышление, наблюдательность, обучает вас анализу ситуации, дает возможность выстраивать свои собственные стратегии игры и так далее… Главная задача игроков — набрать наибольшее количество очков, собрав самую ценную комбинацию из данного количества костей.