Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный?
Содержание:
Симптомы повышенной тревожности
Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.
У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.
При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.
Как проводится диагностика?
Диагностировать уровень тревожность у дошкольника можно, обратившись к самой известной методике – тесту Тэммпл-Амен-Дорки. Смысл теста в том, чтобы узнать поведенческие реакции ребёнка на 14 предложенных ситуаций, и изображённых на картинках:
- Игра ребёнка с малышом более младшего возраста. Весёлый он или грустный в это время?
- Ребёнок идёт вместе с мамой, везущей в коляске младенца. Старший ребёнок в это время радостный или нет?
- Один ребёнок проявляет агрессию по отношению к другому – бежит и замахивается на него.
- Ребёнок сам надевает носки и ботинки. Доставляет ли это занятие ему позитивные эмоции?
- Ребёнок играет со старшими детьми. Ему в это время радостно или грустно?
- Родители смотрят телевизор, а ребёнок в это время нужно спать. Радость или печаль?
- Ребёнок умывается самостоятельно. Какое лицо у него во время умывания?
- Ребёнка ругает папа или мама. Какое лицо у ребёнка при этом?
- Папа играет с новорождённым и в это время не обращает внимания на старшего ребёнка. Он в это время весел или грустен?
- Один ребёнок у другого пытается отнять игрушку. Это увлекательная игра или конфликт? Грустно или весело?
- Мама заставляет ребёнка собрать разбросанные по комнате игрушки. Что ребёнок при этом чувствует?
- Сверстники уходят от ребёнка. Это печально или радостно?
- Семейный портрет: ребёнок с родителями. Счастливое ли выражение лица у ребёнка?
- Ребёнок обедает в одиночестве. Он грустный или весёлый?
Ответы ребёнка нужно занести в таблицу, отмечая символом «+» то, что испытывает ребёнок относительно каждого высказывания — радость или грусть.
Почему возникает тревожность
Причин возникновения тревожности у детей достаточно много. Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка.
Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей – в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее. Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется. Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей – сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.
У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество (если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек), неожиданные звуки, боль (например, страх или тревога перед медицинскими процедурами).
Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: замкнутого пространства, насекомых, темноты, сказочных персонажей или чего-то другого.
В 5-7 лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: пожара, наводнения, нападения грабителей и так далее. Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье – ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.
В детском возрасте – до 6-7 лет, детская тревожность возникает практически всегда «в ответ» на какие-то действия или чувства со стороны родителей и других людей, окружающих ребенка. Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние
Это важно учитывать при коррекции тревожности у детей дошкольного возраста, так как работа только с ним может не дать ожидаемых результатов, если не изменится среда, в которой он обитает.
У детей старше 7 лет тревожность вызывают отношения в детском коллективе, больше всего они бояться не оправдать чьи-то ожидания, оказаться не «таким как все», не вписываться в коллектив или быть изгнанным из него. При этом, новые поводы для тревоги не вытесняют старых – ребенок не перестает переживать из-за происходящего в его семье, но эти чувства как будто «уходят на глубину»
Основу мироощущения ребенка уже не составляют только его близкие, его семья, большую значимость приобретают отношения с ровесниками, но присутствующая тревожность никуда не исчезает и становится основой развития новых страхов.
Тревожность в подростковом возрасте обычно сохраняется у тех, кто страдал от нее в детстве и может возникнуть у абсолютно благополучных ранее детей. Ее основными причинами становится:
- Неуверенность в себе или переживания из-за какого-то внешнего недостатка – несоответствие определенным нормам и правилам, принятым в группе общения подростка может стать причиной развития тревожности или невроза. Это может быть вызвано внешним дефектом, лишним весом, отсутствием каких-либо аксессуаров или любой другой причиной.
- Перемены в жизни – психологи советуют не менять ничего кардинально в жизни подростков с 12 до 17 лет, так как в этом возрасте им сложнее всего адаптироваться к новой среде, завязать новые отношения и решиться изменить что-то. Любые перемены – переезд, переход в новую школу, изменение семейного статуса родителей может стать причиной развития сильной тревожности.
- Стрессы и давление со стороны окружающих – в возрасте 13-17 лет подросткам крайне сложно критически относится к проявленным в их адрес эмоциям или высказываниям. Неприязнь со стороны учителей, ровесников или любых других значимых личностей может стать причиной серьезных проблем с психикой у подростка. Школьная тревожность – очень распространенное явление, которое может привести к возникновению комплексов, неврозов или даже попыткам суицида.
Основные методики
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
- «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
- Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
- Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
- «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
«Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
«Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
«Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
- «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
- «Паровозик».
Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.
В некоторых случаях они используются и для подростков.
Какие виды тревожности существуют?
По причине развития
- Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
- Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.
По сфере возникновения
- Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
- Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
- Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
- Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
- Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
По воздействию на человека
- Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
- Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.
По адекватности ситуации
- Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
- Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.
По выраженности
- Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
- Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
- Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.
Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности
Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:
- психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
- психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
- психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.
Лечение
Целью лечения является ослабление или устранение соответствующих симптомов и предотвращение превращения состояния в постоянное тревожное расстройство
Также важно способствовать нормальному развитию ребенка в других областях. Это может дать ему опыт овладения навыками и поможет предотвратить возникновение ТР
Различные формы тревоги / страха у детей распространены и преходящи. Обычно они не требуют лечения. Однако, если беспокойство / страх возникают с необычной силой и продолжительностью, необходимо обратиться за помощью к клиническому психологу. Соответствующим лечением будет информирование, арт-терапия и разговоры о состоянии. Такие разговоры будут сосредоточены на способности, как детей / подростков, так и родителей справиться с этой проблемой
При школьной фобии важно, чтобы ребенок быстро вернулся в школу
Медикаментозное лечение
Использование лекарств имеет значение только в том случае, если ребенок серьезно страдает от тревоги, и его всегда назначают в сочетании с другими мерами. Лекарства редко используются для детей дошкольного возраста, и нет убедительных доказательств того, что они полезны для детей старшего возраста.
Семейная терапия может быть уместна, когда есть проблема с взаимодействием между родителями и детьми. Если причиной жалоб является психическое заболевание, можно использовать психотерапию и онлайн консультации.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КАТ) является лучшим документированным эффективным методом лечения выраженных тревожных расстройств у детей. По сравнению с отсутствием лечения, повторные исследования лечения показали эффект КАТ как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Исследования показывают, что различные формы участия родителей в CAT улучшают эффективность. Однако мало исследований, в которых сравниваются результаты подхода CAT, например, семейная терапия или индивидуальная терапия. Обе эти терапии также содержат элементы CAT.
В подходе CAT человек пытается научить ребенка справляться с тревогой посредством обучения, распознавания эмоций в целом и тревоги в частности, изменения моделей мышления, когда человек боится, и техники расслабления. Затем вы практикуете эти навыки в вызывающих беспокойство ситуациях.
Отчет об исследовании показывает, что дети и подростки могут извлечь выгоду из тренировок по тревожности и депрессии, но чтобы сделать четкие выводы исследований недостаточно.
Что не нужно делать
Не «раздувайте» эмоции
Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.
Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо
Спросите:
«Что случилось?»
«Как ты себя чувствуешь?»
«Какие звуки ты услышал?»
«Что ты увидел?»
Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.
Избегайте долгого ожидания «ужаса»
Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.
Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить
Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».
В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 15
Симптомы тревожности у детей
Тревожное расстройство не является нормальным этапом развития, а выступает серьезной эмоциональной проблемой и характеризуется острым беспокойством, когда ребенок находится вдали от родителей. Тем не менее, поскольку нормальная сепарационная тревога и тревожное расстройство имеют много общих симптомов, родителям бывает очень сложно понять, их ребенку просто нужно время и понимание – или у него более серьезная проблема.
Основные различия между нормальной тревожностью у ребенка и тревожным расстройством заключаются в интенсивности детских страхов, а также препятствуют ли эти страхи нормальной жизни. Дети, страдающие тревожным расстройством, могут начинать сильное волнение только о мысли, что им нужно расстаться с родителями: жаловаться на плохое самочувствие, избегать общения со сверстниками или отказываться идти в школу. Когда эти симптомы обостряются – это может стать толчком к развитию тревожного расстройства.
Общие симптомы тревожности у детей – это беспокойства и страхи!
Дети, страдающие тревожностью, ощущают постоянное беспокойство и боятся расставаться с родителями. Многие дети ощущают:
- Страх, что с их любимым человеком произойдет что-то страшное. Чаще всего в таких случаях ребенок ощущает страх, что с его близкими произойдет что-то страшное в его отсутствие. Например, ребенок переживает, что его родители заболеют или пострадают из-за чего-то.
- Страх, что непредвиденные обстоятельства навсегда разлучат их с родителями. Дети переживают, что в период их разлуки произойдет что-то, из-за чего они больше никогда не увидят родителей. Например, они боятся, что их украдут или они потеряются.
- Кошмары, где их разделяют с родителями. По ночам детей постоянно мучают кошмары, в которых их навсегда разлучают с родителями.
Общие симптомы тревожного расстройства – это отказы и болезни!
Тревожное расстройство может повлиять на повседневную жизнь ребенка. Дети с таким заболеванием часто:
- Отказываются идти в школу. У ребенка с таким расстройством может возникать необъяснимая боязнь идти в школу, он будет делать все что угодно, лишь бы не покидать родной дом.
- Выражают нежелание ложиться спать. Такие дети часто страдают от бессонницы из-за страха оставаться в одиночестве или из-за ночных кошмаров.
- Жалуются на плохое физическое самочувствие. При тревожном расстройстве дети часто жалуются на плохое физическое самочувствие, например, на головную боль или боль в животе.
- Цепляются за родителей. Дети с тревожным расстройством стараются следовать за родителями, что бы они не делали, и куда бы не шли, а когда родители пытаются выйти из дома – ребенок цепляется за них.
Симптомы тревожности у ребенка
В норме ребенок, как любое живое существо, может проявлять тревогу или страх
Не реагирующий на раздражители и явные опасности малыш тоже должен вызвать если не опасения, то пристальное внимание со стороны взрослых. Нормальная тревожность у детей проявляется в определенных ситуациях:
- проехала мимо большая шумная машина – ребенок вздрогнул и расплакался;
- взглянул из окна 5го этажа вниз – прижался к маме, сжал руку;
- увидел в телеэфире отрывок из фильма с монстром – закричал, заплакал;
- остался в детском саду в первый раз – плакал, звал маму, капризничал.
В подобных ситуациях проявление тревоги должно быть, оно рождается на уровне инстинктов, призвано сохранить жизнь ребенка: не выходить в окно, не доверять незнакомцам, некрасивое – значит, опасное. Чрезмерно тревожный ребенок – повод для обращения за психологической помощью.
Некоторые симптомы хронического беспокойства:
- постоянный мышечный тонус, напряженные конечности, кисти рук часто собраны в кулаки;
- повышенная плаксивость без веской причины: дали остывший чай, вовремя не подали руку на лестнице, не получилось с первого раза выполнить какое-то движение самостоятельно – подобные ситуации сопровождаются плачем;
- речь похожа на крик или, наоборот, на щенячье скуление;
- ранее успешно пользующийся горшком ребенок вдруг стал мочиться в штаны, только после этого просится на горшок (идет в туалет);
- логоневроз – нарушение ритма речи, повторение букв и слогов;
- нежелание в присутствии узкого круга близких людей петь, танцевать, рассказывать что-то – результат постоянной неуверенности в себе и стеснительности, часто сопровождается слезами.
Застенчивый мальчик
Заключение
Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.
Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:
-
Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
-
Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
-
Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
-
И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!