Идеи и методы исследования трансперсональной психологии

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра

Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Услуги и объявления17

1 час или 1,5 часа.

Индивидуальные и семейные консультации психолога (очно и онлайн) для взрослых и детей
Москва

  Подать заявку

Ольга Николаевна Заводилина

1,5 часа.

Он-лайн Индивидуальный Рунический расклад в помощь решения ваших вопросов
Москва

  Скидка 100Р

Ольга Николаевна Заводилина

1,5 часа.

Сеанс «БЭСТ-массаж и Холодинамика»
Москва

  Скидка 100Р

Ольга Николаевна Заводилина

1 час.

Психологическая консультация по Skype/личная встреча. 1-я консультация бесплатно!
Москва

  Скидка 100Р

Услуга

Консультация женского психолога, гештальт-терапевта, энергопрактика
Москва

  Подать заявку

60–90 мин. Занятия с 14:00 до 16:00 или с 19:30 до 21:00 часа. Для постоянных клиентов (по желанию) можно с 10:00 до 12:00!

Занятие с психологом «Работа с подсознанием в состоянии Транса!»
Москва

  Скидка 500Р

Дмитрий Николаевич Морозов

1 час 15 минут

Консультации практикующего трансперсонального психолога-терапевта, энерготерапевта
Москва

  Подать заявку

Мира Шлейко

Услуга

Профессиональный таролог, НЛП-практик, тета-мастер. Консультации
Москва

  Подать заявку

Анастасия Шучалина (Республика Коми)

Услуга

Онлайн-консультация. Помогу разобраться и проработать
Москва

  Подать заявку

Maxim Stolbov

Услуга

Трансперсональная Регрессионная Терапия. Глубинное исцеление сложных проблем
Москва

  Подать заявку

Европейский центр Трансперсональной Регрессионной Терапии

1 час

Клиническая психология, гипнотерапия. Личный приём и онлайн-консультации
Москва

  Скидка 300Р

Сергей Рычков

1,5 часа.

Трансформационная игра «Пси-Алхимия»
Москва

  Скидка 200Р

Проект «Пси-Алхимия»
Наталья Александровна Кирюшина

Услуга

Профессиональная супервизия
Москва

  Скидка 100Р

Ольга Николаевна Заводилина

1 час

Консультации и психотерапия Ирины Танетовой для женщин «В поисках счастья»
Королев

  Подать заявку

От 1 часа.

Психологические консультации
Москва

  Скидка 100Р

Услуга

Помощь психолога, коуча, арт-терапевта, трансперсонального терапевта, игропрактика
Москва

  Подать заявку

Тренинговый центр Елены Гордеевой
Центр психологического консультирования «Псиград»
Светлана Александровна Мельник

Ежедневно с 10:00 до 20:00, по предварительной договорённости.

Гипнотерапевт. Клинический психолог. НЛП-тренер
Москва

  Скидка 500Р

Услуги в других городах 28

Трансперсональная психология

Станислав Гроф, доктор медицинских наук, психиатр с более чем пятидесятилетним опытом исследований целительного потенциала необычных и измененных состояний сознания.  Он является одним из основателей и главным теоретиком трансперсональной психологии.

В 1993 году Ассоциация трансперсональной психологии отметила его почетной наградой за большой вклад в развитие трансперсональной психологии. Именно Станислав Гроф дал эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека.

Трансперсональная психология рассматривает человека глобально, как космическое существо.

Предполагается, что у каждого человека существует связь через коллективное бессознательное со всем человечеством.

В трансперсональной психологии используется модель души, которая подразумевает духовные и космические измерения. Существует возможность эволюции сознания.

Станислав Гроф показал, что за пределами нашего обычного сознания, существуют еще четыре области:

  • cенсорный барьер;
  • индивидуальное бессознательное;
  • уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);
  • трансперсональная область.

С. Гроф считает, что трансперсональные явления указывают на связь человека с космосом. При этом сознание человека выходит за свои пределы и может преодолевать ограничение времени и пространства.

Исходя из опыта людей, переживших, так называемые, «пиковые переживания», или трансперсональные проявления сознания, которые в результате обретают понимание, что по-видимому сознание не является исключительно продуктом центральной нервной системы, можно сказать, что сознание проявляется не только у людей, а является общей характеристикой существования, вообще.Человеческая психика может быть сопоставима с размерами Вселенной. Каждый человек может получить доступ к информации о всей Вселенной и каждый, имея доступ ко всем частям Вселенной, в тоже время сам является ее частью и всей Вселенной сразу.Конечно, с точки зрения классической логики, эти рассуждения могут показаться абсурдными. Но ведь для того, чтобы описать человека со всех сторон, нам приходится признать тот парадоксальный факт, что человек в одно и тоже время и материальный объект, и обширное поле сознания.Трансперсональные переживания доступны большинству людей. Например, во время сеансов с психоделическими препаратами или используя современные техники экспериментальной психотерапии (музыка, холотропное погружение, работа с телом и т.д.).Иногда такие переживания могут охватывать человека во время спонтанных измененных состояний сознания.С. Гроф придавал большое значение перинатальной сфере бессознательного (переживание смерти и новое рождение). Это опыт проявляется в 4-ёх базовых перинатальных матрицах, которые формируются у человека в результате прохождения через 4 клинические стадии биологического рождения. Это переживания и ощущения организма с момента зачатия до завершения рождения. Впоследствии данное переживание не осознается, но существенным образом влияет на здоровье и психику человека.С помощью специальных методик (холотропное дыхание, ребёфинг и др.) человек может вывести на сознательный уровень информацию из перинатальной сферы в символической или реальной форме. Повторное проживание своего рождения дает устойчивое излечение психосоматических заболеваний и психопатологических отклонений.Трансперсональные явления включают не только трансценденцию преодоления временных барьеров, но и трансценденцию пространственных ограничений. Сюда можно отнести и опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства или опыт полного с ним отождествления, подстройку с сознанию целой группы лиц или расширение сознания до пределов всего человечества.

Важной категорий трансперсонального опыта являются разнообразные явления экстрасенсорного восприятия:

  • телепатия;
  • ясновидение;
  • предвидение или предсказание будущего;
  • опыт встреч с душами умерших и т.д.

«Интенсивность перинатальных переживаний превосходит все , что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством .

Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний — таких, как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, — нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц.

Станислав Гроф

Когнитивная психотерапия

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Психология вне себя

Слово «трансперсональный» значит «выходящий за рамки конкретной персоны». Можно сказать, что это психология, существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

Псевдонаучные термины, используемые Грофом в его работах

Рассматривая терминологию, которой оперирует данное направление псевдопсихологии, можно заметить расплывчатость и неточность понятийного аппарата, а также некоторый оттенок оккультности, присущий используемым авторами терминам. Среди таких наукообразных терминов стоит особенно отметить следующие псевдонаучные понятия, которыми Гроф оперирует в своих трудах:

  • «Трансперсональная психология».
  • «Холотропное дыхание».
  • «Травма рождения».
  • «Базовая перинатальная матрица».

Слово «трансперсональная» — наукообразное, отсылающее к некоторой мистической концепции. Адепты данного направления утверждают, что так называемая трансперсональность — это процесс выхода в некое особое информационное поле, «за пределы собственной личности». Во время такого выхода человек получает возможность осознания неких величественных истин, что, как считают сторонники учения, благотворно сказывается на его психике. Вместе с тем, инструментарий, используемый для подобного рода «путешествий за пределы себя», оставляет желать лучшего. Более того, данные методы представляют собой объективную опасность для жизни и здоровья человека.

Станислав Гроф и его последователи советовали для подключения к данному информационному полю использовать ЛСД. Несложно предсказать реакцию общества на данный совет — она была негативной. И потому Гроф решил заменить ЛСД на холотропное дыхание. Здесь мы сталкиваемся с еще одним наукообразным термином. Что означает «холотропное»? «Холос» в переводе с греческого означает «целый», «тропос» — «направление». К какого рода «целостности» должно привести адепта данная (опасная для жизни) метода — не уточняется.

Теоретические изыскания трансперсональной психологии не уточняют, для кого и в каких обстоятельствах требуется обретение данной «целостности», между какими именно частями она должна осуществляться, в чем состоят особенности и цели данного процесса. Обратимся к первоисточнику — а именно, работе Станислава и Кристины Гроф «Холотропное дыхание». В первую очередь, уже во введении, написанном Дж. Корнфилдом, бросается в глаза отсутствие научной скромности и обилие оккультной терминологии. Книга называется «пророческой»; ее читателю обещается «воссоединение с космосом», «исцеление психики». Сеанс холотропного дыхания сравнивается с возможностью входа в дантовские пространства Рая, Ада, Чистилища .

Авторы предупреждают читателя о том, что название «холотропный» может показаться для западного читателя необычным. В книге подчеркивается, что каждый человек переживает собственное естество «не в полной мере», и данный недостаток как раз и призвано исправить холотропное дыхание. Далее приводится цитата из индийских Упанишад. На вопрос о том, кто есть человек, в них дается ответ: «Ты есть Божество» .

Иными словами, авторы не дают ни исчерпывающей трактовки введенного ими термина, ни какого-либо научного обоснования использования предлагаемой методики. Несмотря на многочисленные ссылки и обилие цитат, взятых из трудов светил психологии (Фрейда, Юнга, Маслоу и проч.), данная работа не выдерживает никакой критики в силу ее апеллирования к мистицизму, отсутствия выверенного понятийного аппарата, теоретической и эмпирической базы научного характера.

Авторы данного направления рекомендуют изобретенный ими метод практически всем за редкими исключениями — в их число входят беременные женщины, люди с серьезными заболеваниями. По ходу чтения работ С. и К. Гроф складывается впечатление о том, что они дают ответ на вопрос, о котором сами не имеют представления. Впрочем, данный подход не вызывает удивления в силу отсутствия опоры авторов рассматриваемой нами концепции на научный метод исследования.

Например, Станислав и Кристина Гроф много внимания уделяют так называемой «травме рождения». При этом данная «травма» может быть получена человеком и при рождении, и в «прошлых жизнях». Холотропное дыхание представлено в виде способа прожить данную травму и обрести внутреннюю гармонию. Здесь Гроф и его супруга вводят еще одно псевдонаучное понятие — «базовые перинатальные матрицы». Под этим термином понимается четыре стадии родов, во время которых появляющийся ребенок и получает «психическую травму». Логично предположить, что «обретение целостности» — это процесс, направленный на восстановление структурной диссоциации личности, вызванный теми или иными обстоятельствами травмирующего характера. Гроф не пишет о проблеме структурной диссоциации как одном из частных явлений, требующих отдельного рассмотрения. Вместо этого в своих работах он злоупотребляет определением «холотропный», не затрудняя себя рассмотрением проблемы диссоциации, являющейся прямым показанием к терапевтическому процессу, целью которого должна стать интеграция частей диссоциированной личности. Гроф приписывает необходимость занятий холотропным дыханием практически всем клиентам, а не только тем, которые страдают от диссоциации. Заметим сразу, что холотропное дыхание и трансперсональная терапия в целом представляют собой достаточно опасный для физического и психического здоровья метод. Эта опасность распространяется на любых людей — вне зависимости от наличия или отсутствия у человека реальной психической травмы.

Стоит сравнить псевдонаучное понятие «травмы рождения», введенное Грофом, и понятие реальной психической травмы, которое сейчас используется в научной психологии. Если Гроф говорит о неких мистических «перинатальных матрицах», через которые проходит человек при рождении, то в научной психологии причиной психической травмы принято считать реальные события, отличающиеся интенсивным воздействием на психику негативного характера. К примеру, О. Ван дер Харт к таковым относит насилие, угрозу жизни, ситуации ущерба, систематический недостаток социальной поддержки, стихийные бедствия . Гроф имеет дело фактически с плодом фантазии; научные теории, чей предмет изучения составляет психическая травма, оперируют теми понятиями, что описывают феномены реальной действительности.

Итак, используемые Грофом понятия не являются научными; его терминам свойственна многозначность, неточность, расплывчатость. Феномены, которые должны стоять за данными понятиями, не подвергаются никакому анализу, осмыслению, измерению. 

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология — появилась в 60-е годы XX в. Претендует на роль «четвертой силы». Ищет новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых «трех сил» — психоанализа, бихевиоризма и психологии гуманистической.

Первоочередно это относится к предельным возможностям психики, к так называемым мистическим переживаниям, мистическому сознанию и прочему, — формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда не с традиционных научных позиций.

В центре психологии трансперсональной — «психологии за пределами личности» — так называемые состояния сознания измененные (-> сознание: состояние измененное), переживание коих может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидер этого направления — С.

Гроф, разработавший метод дыхания холотропного, иначе называемого ребефингом.

Согласно мнению сторонников психологии трансперсональной, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания — что часто бывает связано со страданием и его преодолением — ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в новые, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками психологии трансперсональной признаются психоанализ и восточные философские системы с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Главная отличительная черта подхода — модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта.

Используются, в частности, понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и пр. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития.

Особые переживания, возникающие в измененных состояниях сознания, позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с духовным и космическим измерениями.

Головин С.Ю. — Словарь практического психолога

Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф , Р. Ассаджоли , К. Дюркгейм . В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.

Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком

Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу , который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной

Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу , который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.

В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.

Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“. Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.

Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.

Скачать книги по трансперсональной психологии

Основные направления

К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:

  • Исследование измененных состояний сознания.
  • Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
  • Парапсихология.
  • Дыхательные упражнения.
  • Йога и медитация.
  • Фармакологические и психоделические препараты.
  • Целительные практики.
  • Духовный рост и процессы старения.
  • Смерть и переживания, с ней связанные.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector