Часть i. соционическая типология

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.

Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.

Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания , истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.

Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.

Функции сознания

Описывая психологические типы, Юнг выделил четыре функции сознания, которые, сочетаясь с направленностью человека внутрь или наружу, образуют восемь комбинаций. Эти функции существенно отличаются от остальных психологических процессов, поэтому именно они были выделены отдельно — мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Под мышлением Юнг понимал интеллектуальные и логические функции человека. Чувство — субъективная оценка мира, основанная на внутренних процессах. Под ощущением понимается восприятие мира при помощи органов чувств. А под интуицией — восприятие мира, основанное на бессознательных сигналах. Чтобы лучше понять психологические типы Юнга, давайте подробнее рассмотрим функции психики.

Сильные и слабые стороны интровертов

Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.

Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.

Базовые архетипы Юнга.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.

Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).

Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

1. Мать.

Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

  • Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
  • Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

2. Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

  • Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
  • Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
  • Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

3. Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

  • Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.
  • Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:

  • Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
  • Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
  • Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
  • Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
  • Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
  • Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
  • Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
  • Природные явления (Источник, Гром).
  • Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.

Что такое личность

Личность – это человек, вступающий во взаимоотношения с окружением и проявляющий себя в процессе деятельности. Также это совокупность свойств, качеств, умственных способностей, физических и эмоциональных характеристик. Они делают человека индивидуальным и раскрываются в процессе взаимодействия с социумом.

Личность проявляется через привычки и предпочтения, использование накопленных знаний. Разные ситуации приводят к изменению поведения, человек определяет тактику, опираясь на опыт, полагаясь на эмоции. В зависимости от этого существуют разные типажи людей. Например, они разделяются по способности воспринимать информацию. Визуалы больше доверяют глазам, аудиалы – слуху, кинестетики – тактильным ощущениям.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Основное оружие воинов древней Руси.

Главным оружием воинов были луки и копья, булавы, рогатины. Особое место отводилось конным лучникам. Они кроме лука и стрел использовали топоры, копья, шлемы и щиты.

История древней Руси важное место отводит мечу. Прежде всего, меч – основной вид рубящего оружия

А главное, он является символом княжеской власти.

Его длина была восемьдесят – девяносто сантиметров, клинок был шириной пять – шесть сантиметров и толщиной четыре миллиметра. Каждый древнерусский меч имел долы, что делало меч легче. У меча, который не предназначался для колющего удара, острие было тупым, иногда оно даже закруглялось. Рукоять меча и перекрестье, как правило, украшалась бронзой, серебром или золотом.
Носили меч в ножнах.

В десятом веке на смену мечу приходит сабля. Форму сабли русские переняли у кочевников. Однако более популярным остался меч. Знатные люди их украшали серебром и золотом.

Длина первых сабель доходила до одного метра с кривизной три – четыре с половиной сантиметра, а иногда и семь. Сабли имели ширину три – три и восемь десятых сантиметра, в отдельных случаях ширина доходила до четырех целых и четырех десятых сантиметров. Сабля имела несколько типов рукоятей.

Фото с сайта sfw.so

Топоры в руки брали не только крестьяне и ополченцы. Топоры применяла и княжеская дружина. У пехотинцев топоры были с длинной рукоятью, а у конных воинов рукоять была короткой.

Для охоты и военных целей широко использовались луки. Они могли быть до двух метров длины. Для их изготовления использовались рога животных, береза и можжевельник. Хранились луки в наплечном колчане, сделанном из кожи и украшенном парчой или драгоценными камнями. Для изготовления стрел использовались камыш, яблоня, тростник, береза. Железный наконечник прикреплялся к лучине.

Самострелы являлись лучшим видом метального оружия.

Древнерусские воины в качестве защиты использовали деревянные щиты. Большие, в рост человека щиты были легкими, ими хорошо было маневрировать, но защита снижалась. В верхней части щита было отверстие для глаз. Начиная с десятого века, щиты имеют круглую форму, их начинают обивать железом и обтягивать кожей. На щитах появляется родовая символика и украшения. Воины создавали из щитов сплошную стену, через которую не могли пробиться вражеские войска. Спустя некоторое время, с появлением конных войск, щиты начали изменяться. Форма их напоминала форму миндаля. Они имели два крепления, которые удерживали щит на маршах и в бою.

Примечания

  1. Jung, C. G. Psychologische Typen. — Zurich : Rascher Verlag, 1921.
  2. Jung, C. G. Psychologische Typologie // Süddeutsche Monatshefte. — 1936. — Vol. XXXIII, № 5. — S. 264—272.
  3. Брэдуэй, Кэтрин; Детлофф, Уэйн. . Соционика: за и против. Дата обращения 22 августа 2013.
  4. , Предисловие к аргентинскому изданию, с. 45: «даже в медицинских кругах бытует мнение о том, что мой метод лечения заключается в подгонке пациентов под мою систему и выдаче им соответствующего „совета“. Это, достойное сожаления, непонимание совершенно игнорирует тот факт, что подобный вид классификации является не чем иным, как салонной детской игрой, каждый элемент которой столь же пустячен, как деление человечества на брахи- и долихоцефалов. Моя типология перво-наперво представляет критический аппарат, служащий распределению и организации сумбура эмпирического материала, но ни в каком смысле не предназначена для навешивания на людей ярлыков, как это может показаться с первого взгляда».
  5. Eysenck, H. J. Dimensions of Personality. — L., 1947.
  6. , Роль бессознательного.

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в её рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», — пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах британского психолога Ганса Айзенка и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка».

Можно ли изменить свой психологический тип?

Психологические типы не встречаются в чистом виде. В каждом человеке присутствует и экстраверт и интроверт, но один из этих типов является доминирующим.

Так же дела обстоят и с функциями сознания, то есть если перед вами чувствующий тип, это совсем не значит, что он не пользуется интеллектом, просто чувства играют решающую роль в его жизни. Согласно концепции Юнга, психологический тип человека остаётся неизменным на протяжении всей его жизни. Однако он может быть немного откорректирован, подчиняясь внешним обстоятельствам.

Если вас не устраивает ваш психологический тип, не стоит унывать или пытаться бороться со своим естеством. Гораздо разумнее построить грамотную жизненную стратегию, которая будет учитывать ваши сильные и слабые стороны. Несмотря на то что доминирующий тип изменить нельзя, это не значит, что невозможно хоть как-то измениться. Большинство особенностей человеческого характера не являются врождёнными и неизменными. К тому же психология не физика, в ней лишь предполагают, а не утверждают, так что всё в ваших руках. Те же, кто хочет подробнее ознакомиться с этой темой, могут прочитать замечательную книгу — Юнг К.Г. «Психологические типы».

Проявление типов личности в конфликтах

При попадании в конфликтную ситуацию люди ведут себя совершенно по-разному. На основе схожих черт и особенности применяемой тактики были выделены следующие типы:

  • демонстративный — открыто идет на конфликт, любуется собственной стойкостью и страданиями,
  • ригидный — решению проблемы мешает завышенная самооценка, чрезмерная подозрительность и критичность человека, он испытывает постоянные опасения о возможности нечестного поведения по отношению к его персоне;
  • неуправляемый — отличается импульсивностью, необязательностью и полным отсутствием способности к самокритичности, часто в ссорах ведет себя вызывающе и демонстрирует агрессию;
  • сверхточный — характеризуется повышенными требованиями к себе и окружающим, что создает ощущение постоянных мелких придирок с его стороны, таким людям нельзя предоставлять возможность контроля над другими;
  • бесконфликтный — нерешителен, часто колеблется в сложных ситуациях, может легко менять решения и поддаваться влиянию окружающих, поэтому при общении с ним всегда нужно опираться на авторитеты и мнение большинства;

При общении с демонстративным типом важно создать впечатление, что человек сам принял правильную позицию, а соперник лишь поддержал его гениальное решение. Для смягчения конфликтной ситуации достаточно не скупиться на комплименты

При общении с ригидным типом важно продемонстрировать, что «игра» идет по правилам. Если человек не обладает необходимыми полномочиями, то достаточно предоставить ему официальный статус и конфликт будет исчерпан

Неуправляемому типу нельзя показывать ожидаемую им реакцию, так как появление испуга или страха усугубит конфликт.

Типы личностей в психологии неправильно делить на плохие или хорошие, так как каждый из них ценен и необходим в определенной области

Важно понять свои и чужие особенности, что поможет решить значительную часть проблем и исключить конфликты на почве различных систем ценностей

Архетипы в маркетинге

Как бы удивительно не звучали характеристики архетипов, все они реальны. Более того, с учетом их особенностей маркетологи продвигают бренды, развивают индустрию продаж и выводят на рынок товары, которые будут иметь спрос.

Об этом подробно изложено в книге Маргарет Марк «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Исследования автора указывают на то, что при разработке идеи бренда маркетологи должны учитывать психологические аспекты личности, исходя из ее потребностей. Таким образом, созданный брпродукт получит отклик в душе потребителя и наверняка будет пользоваться высоким спросом. Грамотно разработанная рекламная компания ставит в приоритет потребность, которую следует удовлетворить. При этом, используя теорию архетипов, маркетологи затрачивают в разы меньшие средства на исследования, которые при этом не всегда себя оправдывают.

Издание «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» – это настольная книга маркетолога. Пользуясь ею, достаточно провести пилотное исследование, выяснить, какой архетип заинтересуется данным продуктом, затем изучить особенности архетипа и выпустить рекламу, которая максимально соответствует его запросам.

Тут будет размещена реклама

Коллективное бессознательное – это громадный информационный ресурс. Он безошибочно определяет, в чем нуждаются люди в соответствии с их образом мышления, требованиями и приоритетами при выборе того или иного продукта. По мнению автора книги, если маркетологи подойдут к разработке бренда, учитывая психологический аспект, компания не только выйдет на крупный рынок, но и станет непотопляемой.

Теория архетипов – удивительная психологическая структура. Ее применение дает возможность лучше понимать себя и окружающих, продвигать большой бизнес и взаимодействовать с обществом, разговаривая с каждым элементом на его языке.

Смотрите также

Практическое применение концепции психотипов К. Юнга сегодня

Сегодня для психолога не представит никакой сложности определить основной тип личности. Основным вариантом использования этого труда Юнга является профориентация. Ведь, если человек замкнут и все медленно делает, например, продавцом в торговом зале с большой проходимостью, как и вообще продавцом ему лучше не работать. Так как эта профессия предполагает большое количество контактов в течение дня, причем не всегда комфортных, что способно в большой степени подрывать психологическое здоровье интроверта. Да и эффективность такой деятельности будет низкой. Если же, наоборот, человек относится к основному экстравертному типу, ему смело можно выбирать деятельность, связанную с большим количеством личных контактов, в том числе, в качестве лидера – управляющего или директора.

Так же эту теорию используют в семейной психологии. Причем, на этапе планирования семьи. Так как, если пара, допустим, состоит из типичного экстраверта или типичного интроверта, жизнь такого брака будет недолгой. Ведь если жена будет иметь желание сосредоточиться на муже, ограничивая им внерабочее общение, будучи максимально интровертивной личностью, а муж, напротив, являясь типичным экстравертом, будет иметь потребность в большом количестве гостей в их доме или стремление часто бывать в компании друзей, это может послужить причиной разлада, а возможно, и развода. Но, так как психотипы с максимально превалирующей какой-то одной типической установкой встречаются достаточно редко, есть возможность подобрать такого партнера, который, даже будучи экстравертом, сможет уделять достаточно внимания спутнице жизни и иметь не особенно выраженную потребность в частых дружеских контактах.

Литература:
  1. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1998.
  2. Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг. Минск, 2009.
  3. Лейбин В. Аналитическая психология и психотерапия. СПб, 2001.
  4. Хныкина А. Чем гениален Юнг? 5 основных открытий психиатра // Аргументы и факты -26/07/15.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Появление аналитической психологии

Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.

Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.

Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

Сильные и слабые стороны экстравертов

Каждый психологический тип имеет свои сильные и слабые стороны. Например, экстраверты отлично приспосабливаются к смене обстановки, они легко находят общий язык в любом коллективе. Концепция психологических типов Юнга описывает экстравертов как отличных собеседников, способных увлечь разговором любого, кто находится рядом с ними.

Но не всё так безоблачно в стремительном мире экстравертов. Как гласят психологические типы Юнга, каждый из них имеет свои минусы. Например, экстраверты слишком зависимы от общественного мнения, их мировоззрение строится на общепринятых догмах и концепциях. Также они часто совершают необдуманные действия и поступки, о которых впоследствии сожалеют. Поверхностность закрадывается во все сферы жизни экстраверта, признание в обществе и официальные награды влекут их больше, чем реальные достижения.

Принципы определения по методу спецслужб

Спецслужбы, определяя психотип человека, ориентируются на методы психодиагностики. Задача этой отрасли — установление типажа без тестирования. Тип личности определяют по наблюдениям за мимикой, жестами, эмоциями, поведением.

Психотип в криминалистике устанавливают по классификации Владимира Александровича Пономаренко:

  • паранойяльный, или целеустремленный;
  • истероидный, или демонстративный;
  • эпилептоидный;
  • шизоидный, или странный;
  • гипертимный;
  • эмотивный, или чувствительный;
  • тревожный.

Целеустремленный

Паранойяльный (целеустремленный) психотип характеризует наличие внутреннего стержня. Человек твердо отстаивает свое мнение, не прислушиваясь к собеседнику. Отличается масштабными запросами, нежеланием искать компромиссы. Тон и мимика уверенные. Человек предъявляет высокие требования как к себе, так и к другим. В общении избирателен, смотрит на статус собеседника. Последователен и аргументирован в мнениях и действиях. Энергичен и является источником энергии для окружающих. Недостатки — упрямство и негативное восприятие критики. Предпочтение отдает строгой классической одежде.

Демонстративный

Истероидный (демонстративный) типаж характеризуется стремлением быть в центре внимания. Присущи широкая жестикуляция, говорливость, манерность. Склонен к преувеличениям в речи и эмоциях. Любит манипулировать окружающими, добиваясь таким образом внимания к своей персоне. Восприимчив к комплиментам. Выделяется экстравагантной манерой одеваться, яркой цветочной гаммой.

Эпилептоидный

Эпилептоидный типаж разделяют на два:

  1. Возбудимый. Характерная черта — жестокость. Педантичен, циничен, в действиях придерживается инструкций. Внешнему виду соответствует спортивный стиль одежды, короткая стрижка. Проявляется склонность к алкогольной и наркотической зависимостям. Демонстрирует жестами власть, речь неторопливая, взгляд жесткий.
  2. Застревающий. Характеризуется неторопливостью, пунктуальностью, зацикленностью на одной деятельности. Склонен к планированию, срыв планов вызывает раздражение.

В целом эпилептоидный психотип определяет надежную, уверенную в себе личность, для которой важна репутация. Такие люди ориентированы на дружбу и семью. Отличаются слабым контролем над эмоциями.

Шизоидный

Для шизоидного психотипа характерны непредсказуемость в поведении и творческая составляющая. Склонен к обидчивости, не приемлет критику. Упор в делах — на результат, не обращает внимания на сам процесс. Основной особенностью типажа выступает предрасположенность к тщательному анализу причин и методов своего поведения и окружающих. Может быть хорошим аналитиком или генератором идей. Такого человека отличает речь с обилием терминологии, угловатые движения, нечеткий образ.

Гипертимный

Человек гипертимного типажа — неисправимый оптимист, который во всем видит только положительные моменты. Для него характерны остроумие, чувство юмора, непринужденность, доверчивость и коммуникабельность. Гипертим не склонен к рутинной работе, быстро переключается с одного вида деятельности на другую, бывает неловким и слегка рассеянным. Внешне выделяется живой мимикой, жестикуляцией. Ему присущи находчивость и предприимчивость, однако отсутствует чувство сопереживания.

Эмотивный

Главные черты чувствительного (эмотивного) типажа — доброта и умение сопереживать окружающим. Из-за стресса или конфликтных ситуаций у него может возникать психосоматика. Внешне его выделяют плавные жесты, тихий голос, неуверенность или слезы в глазах, скромность в одежде и косметике (у женщин). За счет эмоциональной восприимчивости легко поддается манипуляциям. Склонен испытывать ко всем жалость.

Тревожный

Тревожный психотип представляет боязливых людей, которые стремятся избегать общения, слабоэмоциональны. Мимика неуверенная, жесты хаотичные, дерганные (заламывание рук). Восприимчивы к похвале, одобрению для поддержания диалога. Такой человек ненадежен как деловой партнер. Любая тревога может сменить его позицию. Среди достоинств типажа выделяют настойчивость и требовательность. Чувствителен к соблюдению этических и моральных правил, доводит дело до конца. Склонен к эмпатии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector