Трехактная структура повествования: что это такое и как работает
Содержание:
- Что такое описание?
- Типы повествования
- Повествование
- Что такое повествование
- Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы
- Рассуждение
- Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются
- Третий акт
- «Рэй задним ходом», Дэниел Уоллес
- Место повествования в системе композиционно-речевых форм
- Бизнес и финансы
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Определение
Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.
Разновидности текста с описанием
- описание внешности человека (портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (природы);
- описание места (города, села, местности);
- описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
- общее впечатление от предмета речи;
- признаки предмета речи;
- авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
- преобладают имена существительные и прилагательные;
- глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
- составные именные сказуемые;
- обстоятельства места.
Пример текста
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Типы повествования
В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.
Изобразительное повествование
Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.
«Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.
«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Компромисс».
В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.
Событийное повествование
Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.
Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения. «Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го
Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»
«Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»
В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.
Повествование
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия. Развернутый текст-повествование строится по схеме:
- завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
- развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
- развязка – последнее звено в цепи событий.
Пример текста — повествования
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:
- простые или составные глагольные сказуемые;
- вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
- однородные сказуемые;
- прямой порядок слов в предложении.
Что такое повествование
Так же, как описание и рассуждение, повествование является одним из основных типов речи. Все они выполняют функционально-смысловые задачи.
Но если для описания характерно статичное изображение действительности, а в рассуждении делается упор на аргументацию и доказательства, то такой тип речи, как повествование, подразумевает динамичное изложение событий.
Этот тип речи характерен в первую очередь для художественных текстов, в сюжете которых событийный ряд представлен в хронологической последовательности.
Поступки героев, обстоятельства или какие-либо явления случаются не одновременно, а сменяют друг друга или приобретают иные свойства.
Проще всего это объяснить на примере фото или видео. Повествование, то есть развитие события, действия или состояния, невозможно изобразить на одном кадре – их всегда понадобится несколько.
Обычно повествование как тип устной и письменной речи предполагает наличие места и времени действия, а также лица, его производящего.
Такой текст может как изобиловать изобразительными средствами, наглядно представляющими идущие друг за другом образы, так и несущим много фактической информации.
Поэтому повествование используется во многих жанрах:
- литературных (рассказах, повестях, романах);
- публицистических (репортажах, статьях, очерках, фельетонах);
- научных (сообщениях, исторических экскурсах, статьях в СМИ);
- деловых (инструкциях, протоколах, отчетах).
Элементы композиции литературного произведения, ее виды и композиционные приемы
Композиция имеет не только смысловую, но и организационную функцию. Ее элементы помогают организовать текст в единое целое. К ним относятся:
- пролог – то есть предисловие, задача которого – пробудить интерес читателя к сюжету произведения;
- эпилог – то есть послесловие, из которого читатель узнает о событиях, последовавших после завершения сюжета (самый большой эпилог – в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Задача эпилога – расставить все точки над «и», помочь читателю прийти к какому-либо выводу;
- тома (книги), части, главы, действия и акты – структурные части произведения, иногда играют смысловую роль (например, каждый из двух томов романа Ф.М. Достоевского «Идиот» разделен на две части – это помогает понять двойственность характера главного героя);
- эпиграф – цитата перед текстом произведения, отдельной главы, помогающая понять основную мысль. Это своего рода ключик к пониманию замысла автора. Очень любил использовать эпиграфы А.С. Пушкин (например, в «Капитанской дочке»);
- повествование – основной элемент композиции, представляет собой авторский текст, раскрывающий содержание произведения. Повествование служит для передачи динамики событий. В эпическом произведении занимает большую часть;
- описание в отличие от повествования статично. К описанию относятся портрет, пейзажная зарисовка, характеристика интерьера;
- диалог – беседа нескольких людей. Диалоги помогают не только раскрыть сюжет, но и понять характеры героев, их взаимоотношения;
- монолог – речь одного персонажа, помогает понять размышления и переживания героя;
- вставные элементы (лирические отступления, истории, песни, письма, выписки из протоколов и т.п.).
При создании литературного произведения писатели используют следующие композиционные приемы:
- повтор эпизода или фразы (часто встречается в сказках, стихах);
- усиление (подбор однородных фактов, как в описании домов помещиков в «Мертвых душах» Гоголя);
- противопоставление (например, трагического и комического в пьесе Чехова «Вишневый сад», романе Шолохова «Поднятая целина»);
- монтаж (когда на стыке двух образов рождается третий, как в рассказе «Ионыч» А.П. Чехова).
К композиционным приемам можно также отнести разрыв событий. Этот прием характерен для детективов. Встречается он и в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова.
Умолчание тоже можно отнести к композиционным приемам. О нем мы говорим тогда, когда о событии, которое произошло раньше других, читатель узнает позже (как в «Метели» или в «Дубровском» Пушкина).
Традиционно выделяют следующие виды композиции:
- линейную, или последовательную (как в пьесе Грибоедова «Горе от ума», рассказе Паустовского «Телеграмма», стихотворении Тютчева «Silentium!»);
- зеркальную, объединяющую повтор и противопоставление, когда первая и последняя часть произведения перекликаются, зеркально повторяя друг друга (в первой части романа в стихах «Евгений Онегин» Пушкина Онегин отвергает Татьяну, во второй – Татьяна отвергает Онегина);
- кольцевую, когда в финале произведения происходит возвращение к его началу (примером могут служить «Собачье сердце» М. Булгакова, стихотворение «Жираф» Н. Гумилева);
- рамочную, или «рассказ в рассказе» («Старуха Изергиль» М. Горького, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Повести Белкина» А. Пушкина).
Различные исследователи называют и другие виды композиции. К ним относятся:
- инверсионная, или обратная (как в «Бедной Лизе» Карамзина);
- ретроспективная («взгляд назад», как в «Машеньке» В. Набокова).
Во многих произведениях литературы мы наблюдаем смешанную композицию, объединяющую несколько композиционных приемов.
Структура литературного произведения важна для понимания его идеи. И сюжет, и композиция играют одинаково весомую роль в понимании авторского замысла и смысла романа, повести, рассказы, пьесы, стихотворения. Однако они характеризуют разные стороны литературного произведения: его форму и содержание, которые тесно связаны между собой. Я рассказала, что эти литературоведческие понятия обозначают, привела примеры. Теперь, надеюсь, вы хорошо поняли, чем различаются фабула, композиция и сюжет, так что соответствующие вопросы на экзамене уже не поставят вас в тупик.
Поделиться
- 1
- 4
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Рассуждения в художественных текстах
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
Структура текста- рассуждения:
- тезис – предмет рассуждения, основное положение;
- доказательства – аргументы за и против;
- вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Примеры текста — рассуждения
Пример 1Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала: – Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.
Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.
Пример 2Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой
Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением
Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.
Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.
Пример 3Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?
Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.
Что такое фабула, сюжет и композиция, чем они отличаются
Пересказывая произведение, мы часто передаем последовательность событий не в том порядке, в каком они описаны автором, а в том, в каком они происходили. Например, пересказывая роман «Дубровский» А.С. Пушкина, мы можем сначала сообщить, что Владимир купил у учителя документы и занял его место, а потом уже рассказать, как он появился в доме Троекуровых.
Хронологическая последовательность событий, происходящих в литературном произведении, называется фабулой.
Читая сам роман Пушкина «Дубровский», мы сначала узнаем о появлении в доме Троекуровых учителя-француза Дефоржа, затем понимаем, что он и есть Дубровский, и только потом нам становится ясно, каким образом Владимир занял место гувернера. Все это часть сюжета романа.
Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. Сюжет не всегда передает хронологию действий и явлений. Его задача – раскрыть развитие конфликта, характера персонажа. Поэтому сюжет иногда также определяют как систему событий, отражающих общественные противоречия и конфликты.
Восьмой главой, в которой в доме Троекуровых появляется учитель Дефорж, открывается второй том романа «Дубровский». О том, что гувернер и разбойник – одно и то же лицо, мы узнаем только в десятой главе, и лишь в одиннадцатой главе дана история о том, как Владимир Дубровский занял место учителя-француза. Обращаясь к структуре художественного произведения, мы говорим о его композиции.
Композиция литературного произведение – это его построение, расположение и соотношение его частей. В широком смысле слова композицией называют структуру художественного текста, систему, расположение и взаимосвязи его элементов. Другими словами, это способ передачи писателем художественной реальности.
И сюжет, и композиция имеют свои «блоки» (или «кирпичики»), из которых они и складываются, превращаясь в цельное художественное произведение. Об этих элементах мы теперь и поговорим.
Третий акт
Третий акт — это та самая «катастрофа», ситуация наибольшего напряжения конфликта и последующая развязка, временное или полное разрешение ситуации. Третий акт должен быть наиболее эмоционально напряженным, так как именно окончание произведения оставляет самое сильное впечатление.
Это, в принципе, вся трехактная структура, однако это только теория. Практическое применение разберем ниже, но перед этим нужно понять, как прием из области драматургии можно применить на любое прозаическое произведение, что из этого выйдет и каковы плюсы и минусы использования трехактной структуры.
«Рэй задним ходом», Дэниел Уоллес
«Рэй, как и мы все, умер». Это первая фраза, которая, по сути, является развязкой этой истории. «Однако»,- скажите вы, − «Но кому же потом интересно читать, зная, что главный герой картины покоится с миром?».
Ответ довольно прост − не так интересен факт того, что персонаж умер, как история того, как он жил. Рассказанная задом наперёд немного трагикомедия, немного мелодрама (как и всегда у Уоллеса − вспомнить хотя бы «Крупную рыбу») − история обычного человека, с обычными проблемами.
Переживая историю от смерти, до рождения можно по-другому понять те или иные поступки персонажей − ведь угол точки зрения значительно смещается, когда знаешь будущее, но не подозреваешь о предыстории.
Место повествования в системе композиционно-речевых форм
Передача читателю различного рода сообщений является только одним из огромного количества вариантов рассказчика и повествователя в роли посредника. Значит, следует выяснить, какое место занимает собственно повествование и другие формы высказывания, связанные с точкой зрения рассказчика или повествователя (характеристика, описание), среди большого множества композиционных форм речи, составляющих художественную систему. В термине «композиционные формы речи» соединяются вместе варианты, использовавшиеся М. М. Бахтиным и В. В. Виноградовым – «композиционно-речевые категории», «формы передач речи», «формы речи», «речевые жанры», «типические формы высказывания».
Во-первых, термин «композиционно-речевые формы» означает фрагменты текста литературно-художественного произведения, которые обладают типической структурой и приписаны автором кому-либо из «вторичных» субъектов изображения – повествователю, рассказчику, персонажу. С одной стороны – это высказывания «изображающие» -описание, характеристика, повествование –сообщение; с другой стороны – это изображенные высказывания – диалоги, монологи, а также принадлежащие персонажам вставные фрагменты текста – письма, рассказы, стихи.
Во-вторых, к особым композиционным формам речи относятся высказывания, которые приписаны или принадлежат другим авторам (цитаты, эпиграфы) или не приписанные никому (как правило таковыми являются названия литературных произведений, за исключением тех, где оно является цитатой). Все они имеют существенно различающиеся функции, если их анализировать с точки зрения субъекта этого высказывания или в свете авторского замысла о данном субъекте. В первом случае правомерно говорить о предметной направленности высказывания, во другом случае – о его структуре, которая доносит до читателя установку говорящего.
Если говорить о всей системе «композиционных форм речи», каждая из которых относится к определенному речевому жанру, то она является выражением именно общего авторского замысла об изображенном мире. все композиционно-речевые формы находятся между двумя сторонами. С одной стороны, находятся такие речевые фрагменты, как название литературного произведения, его глав, эпиграфы и предисловие. Обычно эти фрагменты не входят в кругозор рассказчика или повествователя персонажей, то есть они адресованы главным образом читателю непосредственно автором. Главным предметом, о котором они говорят, является не вымышленная реальность, а сам текст произведения – полностью либо его части.
С другой стороны — высказывания персонажей, которые нацелены на находящийся в их кругозоре предмет, то есть находящийся именно в вымышленной реальности и учитывающие только адресата, принадлежащего к ней. Персонажи не знают о существовании читателя и автора. Такие высказывания даются в форме несобственно-прямой либо прямой речи. Следовательно, посредническая функция повествующего субъекта должна направляться не только на изображаемую реальность, но и на чужую речь об этой реальности.
К области повествования относятся и такие фрагменты текста, с помощью которых в него включаются и присоединяются различные речевые формы. Другими словами, в составе повествования встречаются также такие фрагменты, которые не имеют предметной направленности и выполняют чисто композиционные функции. В этом заключается объективная основа частого смешения повествователя с писателем. На самом деле композиционные функции повествования являются одним из вариантов его посреднической роли. Учет таких функций дает возможность дать итоговое определение понятия повествования.
Замечание 1
Таким образом, повествования – это совокупность фрагментов текста эпического произведения, приписанных писателем-творцом «вторичному» субъекту речи и изображения – рассказчику или повествователю, и выполняющих функции посредника.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством