Структура личности в психологии по фрейду, юнгу, берну, перлзу
Содержание:
«Сверх-Я»
«Сверх-Я» (Суперэго) – это такая насадка на «Я» (эго) – «филиал» глобальной общественной морали в голове индивида. Зарождается на более поздних этапах созревания личности на почве более-менее сформированного «Я».
«Сверх-Я» состоит из подавляющих «Оно» убеждений о том, как «надо» и «правильно». Таким образом сиюминутные животные желания «Оно» вступают в конфликт с идеалами «Сверх-Я».
Первые зачатки самоконтроля у ребенка – это признак зарождающегося «Сверх-Я». Полагаю, что надеяться вырастить просветленного отпрыска бесполезно. Судя по всему, прохождение через комплексы и неврозы – это неизбежный этап душевного взросления.
«Сверх-Я» растет на почве родительского наказания (за непослушание) и поощрения (за повиновение). Так в нас зарождается чувство вины и гордость. Мы приучаемся испытывать вину за бесконтрольность своего «Оно» и гордость за соответствие идеалам «Сверх-Я».
Примерно отсюда коренятся все проблемы чувства собственной важности и неуверенности в себе. Это наш вечный страх облажаться, непрерывная гонка за «лучшим» и бесконечные утверждения своего места в жизни
«Сверх-Я» со своими требованиями ненасытно, потому что – это не резервуар, заполнив который, можно успокоиться, а безостановочно работающий механизм, высасывающий личную силу. Он побуждает нас без конца перепроверять происходящую реальность от страха перед возможной виной и в надежде на поощрение гордости.
«Сверх-Я» по собственным локальным меркам принуждает к реализации идеальной жизни. Особо плотно подсаживаются на его идеалы самые благородные из нашего общества. Наглядные примеры можно найти в русской классической литературе – их там множество почти в любом романе.
«Сверх-Я» создает для нас хорошее и плохое, благое и грешное. В зависимости от мировоззрения, «Сверх-Я» может окрашивать себя в образы божественного и возвышенного, а «Оно» облачать в покровы демонического и невежественного. В этом ракурсе вся тьма внешнего мира – лишь проекция нашего собственного подавленного животного начала.
«Я» (Эго) в этой связке мечется в поиске примиряющего компромисса между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» планирует и откладывает, блюдет правила и ритуалы, маскируя животные желания благочестивой маской. То есть мы боремся за честь, подавляем, маскируем или же воплощаем первобытные повадки «Оно» в пристойном, удобоваримом виде, чтобы словить бонусов от «Сверх-Я» (Суперэго).
Понятие «комплекс» в психоанализе
Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.
Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.
Распространенные комплексы
Вид | Определение |
---|---|
Эдип (Электра) | Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе |
Неполноценности | Чувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость |
Ионы | Здесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания |
Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.
Комплекс неполноценности
Разделы сайта
Сейчас на сайте: 18
Что такое «оговорка по Фрейду»
Что же означает эта фраза? И почему говорят оговорка по Фрейду? Это общеизвестная фраза, предполагающая обмолвку, которую человек произнес неосознанно, по неизвестным ему причинам. Имя знаменитого австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда упоминается неспроста. Фрейд является основоположником психоанализа и учения о сознательном и бессознательном.
Значение выражения «оговорка по Фрейду»
Устоявшееся мнение, что при оговорке по Фрейду люди лгут. Однако такое предположение далеко от истины. Человек порой и сам не осознает причину такой обмолвки.
В своих ранних трудах Фрейд подчеркивал, что противостояние бессознательного и сознания человека выступает причиной невротических расстройств. Говоря другими словами, стремление испытать удовольствие противоборствует инстинкту самосохранения.
Психолог опубликовал свою книгу «Я и Оно», в которой выделил три компонента психики человека:
- Я (Эго) – предполагает принцип реальности;
- Оно (Ид) – представляет бессознательную часть психики, единство подсознательных влечений;
- Сверх-Я (Супер-Эго) – отвечает за нравственные и религиозные установки индивида, правила поведения и моральные запреты. Вырабатывается в процессе развития человека. Качествами Сверх-Я являются совесть, рефлексия и формирование идеалов человека.
Супер-Эго и Ид непрерывно находятся в конфликтном состоянии. Это является причиной того, что человек в идентичных ситуациях выбирает разную линию поведения. Кратковременно Оно может преобладать над Сверх-Я. То есть бессознательное доминирует над сознанием. Именно в такие моменты человек произносит случайную фразу, свидетельствующую о том, что он думал.
Происхождение крылатого выражения
Многих пугает перспектива оказаться в неловком положении во время публичного выступления или даже при общении тет-а-тет. Отчасти ответственность за эти переживания несет «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд.
В своей книге «Психопатология обыденной жизни», которая является основой теории психоанализа, он пришел к выводу, что за случайными ошибками и безобидными оговорками кроются глубинные психические нарушения, симптомы психоневроза.
В процессе анализа многочисленных случаев подобных отклонений, психолог сделал заключение, что «граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны… подобные симптомы оказываются в силах нарушить питание, сексуальные отправления, обычную работу, общение с людьми».
Постепенно данная теория приобрела всемирную известность, а понятие «оговорка по Фрейду» используется не только в научных кругах, но и повсеместно у простых обывателей.
Практически одна из множества гипотез Фрейда стала истиной для большого количества людей. И теперь фактически в любой обмолвке ищут скрытый подтекст.
Собеседники стараются отыскать в речи ошибившегося скрытый смысл. А это, в большинстве случаев, провоцирует затруднительные ситуации. Однозначно такое развитие событий существует благодаря авторитаризму ученого. Более того, последователи теории Фрейда в том числе яростно популяризировали идеи ученого. Стоит отметить, что не все психиатры разделяют взгляды знаменитого австрийца.
Кто такой Зигмунд Фрейд и чем он знаменит
Зигмунд Фрейд приобрел мировую популярность как основоположник психоанализа. Он повлиял на такие науки 20 века как психология, социология, литература, антропология и медицина. Стажировался у знаменитого французского психиатра Жана Шарко. Позже рассказывал, что благодаря практике научился различать заболевания и начал практиковать гипноз. Именно благодаря гипнотерапии большинство его пациентов исцелялись.
Во время лечения Фрейд применял беседы. Пациентам предоставлялась возможность выговориться, что впоследствии меняло их сознание. Прием получил название «Метод свободных ассоциаций».
Случайные реплики предоставляли возможность наблюдательному психоаналитику выявить проблему пациента и найти ее решение. Впоследствии Фрейд отказался от применения гипноза, отдавая предпочтение общению с пациентами, которые пребывали в ясном сознании. Данная методика получила обширную популяризацию.
По утверждению психолога, психоз является следствием картин прошлого индивида, от которых не так просто избавиться. Фрейд выдвинул теорию, что фундаментальной основой большинства психозов является Эдипов комплекс и инфантильная детская сексуальность. Он был уверен, что сексуальность – это показатель, существенно воздействующий проблемы, имеющие психологический подтекст.
Психоанализ для чайников
Для справки. Психоанализ иногда путают с психотерапией. Психоанализ – лишь одно из многих направлений в психологии – причем, не самое популярное. Психотерапия же – это совокупность методов исцеляющего воздействия на психику – то, чем занимаются практические психологи и психотерапевты, вообще.
По Фрейду наша личность представляет собой взаимодействие трех составляющих. Первая – «Я» – тот неясный, «священно-интимный» ворох переживаний, которые создают в личности ощущение своей отдельной индивидуальности. Вторая составляющая – «Оно» – стихийное, животное начало, совокупность телесных, инстинктивных влечений. Третья – «Сверх-Я» – личный моральный цензор, идеалы и убеждения о том, как «надо» и «правильно» – эдакий, встроенный в психику идол, на которого положено ровняться.
Фрейд представляет личность, как нечто выросшее из животной природы «Оно». При этом животная природа никуда не исчезает, а навсегда остается в бессознательном неизменной основной для более «высокоуровневых» программ: «Я» и «Сверх-Я». Более того, «Оно» – не какой-то сухой фундамент для дальнейшего развития, а изначальный живой источник психической энергии, которую «Я» и «Сверх-Я» всего лишь «заимствуют».
Можно сказать, что «Оно» – это зверь внутри нас. Мы рождаемся с готовым «Оно» и неразвитым «Я» и «Сверх-Я», поэтому младенцы по своим повадкам имеют, куда больше общего с животными, чем со взрослыми людьми.
Модель психики по З.Фрейду
Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» — ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.
Фрейд описал три вида первичных влечений:
- Влечения жизни (биологические потребности выживания);
- Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием);
- Деструктивные влечения (влечения к смерти).
«Сверх-Я», Супер-Эго – это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции Супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).
Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я» (примерно совпадающее с сознанием). Я (Эго) – развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире.
«Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых, приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога).
Основная функция «Я» заключается в интеграции «Оно» и «Сверх-Я» для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Еще одна важная функция «Я» – механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать осознавать его), и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым, тем самым ослабляя интенсивность конфликта. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его «Сверх-Я».
Итого, во фрейдизме личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Личность не осознает своих настоящих влечений, чувств и целей, без помощи психоаналитика постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения. Свободы личности нет, самодетерминация отсутствует — если человек думает, что он что-то определяет в своей жизни, он себя обманывает.
Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.
Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Все поведение носит защитный характер. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы «Оно» за счет усиления функции сознания.
Человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Эго принимает путь подчинения социальным требованиям как единственно возможный способ сохранить себя.
Фрейд не верит, что есть люди любящие, для которых заботиться о ком-то — о ребенке или любимом — радость. А что думаете по этому поводу вы?
Магия — Методы работы с информацонным полем
Особенности работы с информационным полем Вопрос о том, как взаимодействовать с тонкими планами, не оставляет людей равнодушными. У одних он вызывает живой интерес, у других, наоборот, настороженность и даже неприятие. Причина этого в том, что вопрос о самом существовании высших уровней реальности люди часто воспринимают неоднозначно. Утверждение о том, что человек — «венец творения», возникло не случайно. Оно отражает позицию, которую человек занимает по отношению к миру. Наши…
«Эго» — «Я»
Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.
Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:
- оценка реальной ситуации;
- анализ осмысленной информации, полученной сознанием из внешних и внутренних источников;
- принятие решений;
- контроль за их исполнением;
- частичное осмысление желаний и преобразование их в действия или перемещение на уровень бессознательного (вымещение);
- рационализация (объяснение) действий и поступков.
По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.
Бессознательное, или «оно»
З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.
Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.
Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:
- инстинкты;
- естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
- вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
- агрессивные побуждения и стремления доминировать;
- психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.
С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.
Популярное
Психоанализ Зигмунда Фрейда 3 (стр. 1 из 3)
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Эту концепцию называют ещё “фрейдизмом” по имени его основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). Именно им была создана первая всесторонняя теория личности. В дальнейшем сформировалось целое психологическое направление “психоанализ”. К этому направлению относятся теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и других, хотя каждый из них и внес свои новые и оригинальные идеи.
Работы З. Фрейда в свое время произвели настоящий переворот во взглядах на традиционную психологию сознания. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства — гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения. Более сорока лет Фрейд исследовал бессознательное при помощи метода свободных ассоциаций и создал то, что в целом расценивается как первая всесторонняя теория личности.
Он применил топографическую модель психической жизни, выделив три уровня: сознание, предсознание и бессознательное
1.Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознаёт в данный момент времени
Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознаётся лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы
2. Область предсознательного (“доступной памяти”)
включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться спонтанно или в результате минимального усилия.
3. Бессознательное
представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.
Помимо топографической модели психики, З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит их трех структур, уровней: “ОНО”, “Я” и “СВЕРХ-Я” (структурная модель психической жизни).
1. “ОНО” — бессознательная
часть психики, бурлящий котёл биологических врожденных инстинктивных влечений — агрессивных и сексуальных (биологический или материальный уровень).
2. “Я” (ЭГО) — ответственно
за принятие решений: анализирует, рассуждает, принимает решения (социальный уровень).
3. “СВЕРХ-Я” — служит носителем моральных стандартов
Совесть
включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать.
Эго-идеал
формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек.
“СВЕРХ-Я”
формируется через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков (или Электры у девочек).
Суть этого комплекса заключается
в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. Ребенок преодолевает Эдипов комплекс (к 5-7 годам) и у него возникает “СВЕРХ-Я”, совесть.
Можно описать процесс формирования “СВЕРХ-Я” и без акцента на сексуальный фактор. “Моральный арбитр” развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что они считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал. Ребенок принимает моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляет чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием “СВЕРХ-Я” на место родительского контроля встает самоконтроль.
По теории Фрейда, на “Я” воздействуют три силы
(три фактора влияния):“ОНО”, “СВЕРХ-Я” и общество , которое предъявляет свои требования к человеку. “Я” старается установить гармонию между ними, подчиняясь принципу “реальности”.
“Оно” (биологический или материальный уровень
) пытается завладеть всеми побуждениями и действиями человека и по своему существу аморально и иррационально. Бессознательное роднит психику человека с психикой животного, указывает на единство органической жизни и на животное начало в человеке. Его содержанием является стремление к самосохранению — родовому и индивидуальному. Оба этих стремления находят полноту своего выражения в сексуальном инстинкте (либидо), в котором совпадают стремление к продолжению рода и сильнейшее удовольствие. Поэтому первоначальный уровень психической жизни подчиняется принципу удовольствия.
Бессознательное
настойчиво требует удовлетворения своих животных потребностей. Оно заставляет человека жить по законам алчности и вожделения, жадности и агрессивности, стремлений подчинить других и возвышаться над ними любыми способами — властью, богатством, насилием, обманом, клеветой.
“СВЕРХ-Я”(онтологический или трансцендентный уровень) наоборот, требует от человека жить по законам морали и нравственности. Активно противостоит бессознательному и подавляет его животные инстинкты. Если человек поддаётся своим низменным инстинктам, “СВЕРХ-Я” наказывает его, заставляя испытывать “муки совести”. “СВЕРХ-Я” требует от человека постоянного совершенствования и развития, раскрытия самого лучшего в себе и постоянное стремление к этому лучшему.
Общество (социальный уровень)
вносит в это противоборство свои коррективы. Ослабляя или усиливая ту или иную структуру.
“Я” (сознательная личность человека)
воспринимает противоречивые воздействия этих трех составляющих и на основе принципа “реальности” формирует личность каждого конкретного человека. “Я” преобразует энергию подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Этот процесс называется сублимацией. Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «СВЕРХ-Я» и «ОНО», усиленного или ослабленного воздействием общества, “Я” применяет средства психологической защиты: вытеснение желаний, отрицание, рационализация, инверсия или противодействие, проекция, замещение, изоляция и регрессия.
Психогенетический подход Ч. Тойча
В определенной степени близок к трансперсональной психологии подход доктора Чампиона Курта Тойча. Родился 10 февраля 1921 г в Лейпциге, Германия, умер 25 декабря 2005 г., научная сфера – физика, психология. Его концепция, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах. Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к некоторым болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее
Направление (ОВН)
— соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций.
Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну (как предполагают физики, мысль— это энергетическая волна виртуальных фотонов—мельчайших ядерных частиц). Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Происходит психическое взаимодействие между людьми на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть и оказать некое влияние на бессознательную часть психики другого человека. Особенно тесное бессознательное взаимодействие и взаимовлияние происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики — обычно это родственники, родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание другого человека, происходит бессознательное энерго-информационное взаимодействие. Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного человекав бессознательную сферу психики другого человека (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие человека предметы, его дом сохраняют волны своего владельца и частота этих волн может угнетать или стимулировать нового владельца.
Таким образом, и сознательные, и бессознательные желания,
убеждения,переживания, мысли человека помимо субъективного внутреннего состояния всегда получают и объективное выражение в разных формах: 1 — энергетическое излучение-волна; 2 — действия человека; 3 — осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и через слова; 4 — в конечном счете мысли могут выражаться внешне и через предметы, например, мысль конструкторав конце концов воплощается, объективируетсяв конкретном предмете, изделии, изобретении. Другой человек, назовем его условно «приемник», способен принять не только слова и действия собеседника, нона бессознательном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения собеседника, причем сильнее воспринимается «энергетическая волна бессознательных желаний и установок собеседника», но чаще всего эта информация не осознается человеком-«приемником», хотя способна оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случаях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была велика и совместима, полученная информация может дойти до уровня сознания (например, вы почувствуете, что с вашим близким родственником в другом городе случилось что-то плохое).