Девиантное поведение: типы личностей с наглядными примерами
Содержание:
Виды и примеры социальных групп
Такие образования относительно устойчивы. Они подразделяются на некоторые категории. Так, основными можно назвать большие и малые.
К малым группам относятся семья, школьные и студенческие классы, кружки и другие подобные общности людей.
К большим можно отнести касты, классы, сословия, общности, группы по профессиям и иные. Выделяется несколько основных видов:
- классовые (рабочий класс, буржуазия);
- демографические (разделяются по возрастным категориям — подростки, пожилые люди и т. д.);
- этносоциальные (племя, нация, при этом размер может быть абсолютно любым);
- территориальные (различаются по месту проживания человека, например, москвичи, сибиряки, другое население);
- профессиональные (различаются по профессиональной принадлежности, например юристы, учителя, врачи).
Также существует другая градация. Она подразумевает деление людей по характеру взаимодействия. Так, отличают два типа — первичные и вторичные.
К первичным относятся семья, коллектив в школе или институте, сверстники, друзья. Первичная социальная группа является главной во взаимодействии человека с обществом. Первичная группа подразумевает непосредственный характер и отличается достаточным уровнем эмоциональности.
Ко вторичным можно отнести политические, религиозные, профессиональные образования. Они формируются по наличию определенных общих целей, этической деятельности и интересов у людей. Эмоциональность при этом снижена. Отношения в таких общностях носят более формальный характер.
По способу организации характеризуются следующие.
- Формальные, которые регулируются по характеру отношений между членами объединения. К ним относятся производственные предприятия, цеха, фабрики, другие места, где люди объединены в группы и взаимодействуют в некоторой степени формально.
- Неформальные — такие категории лишены юридического статуса и появляются обычно спонтанно. В таких объединениях существуют лидеры, которые выделяются неформальным образом. Примерами служат неформальные общности и организации, кружки по интересам, например, музыканты, пианисты, писатели и прочие.
Существует также еще одна классификация: это ингруппы и аутгруппы.
Под ингруппой понимается такое объединение, к которому человек себя относит. Это может быть «моя семья», «моя школа», «мои друзья» и другие образования. Здесь важна именно идентификация самого индивида.
Под аутгруппой понимается такая, к которой человек себя не относит и поэтому для себя определяет ее как чужеродную. Это может быть другая национальность, другая семья, другая вера.
Социологи предлагают оценить степень включенности человека в то или иное образование. Существует даже так называемая «Шкала социальной дистанции», по которой можно определить степень включенности индивида в ту или иную категорию.
Данная шкала была разработана Богардусом.
Американский социолог Хаймен предложил использовать термин «референтная группа». Под ним он подразумевал такое образование, которое обладает рядом норм и моральных установок. Люди в таких объединениях определяют для себя такие критерии и стараются следовать им, понимая их как образец поведения.
При этом в такой группе человек выделяет для себя образцы поведения и может сравнивать его в рамках норм, принятых в данном объединении. Благодаря таким группам индивид может определить для себя границы поведения и опознать, в какой социальной структуре общества он находится.
По важным социальным признакам социологи выделяют следующие разновидности:
- реальные, которые объединяют людей по реальным критериям, таким как возраст, пол, расовая принадлежность и прочие подобные признаки;
- номинальные, которые объединяют людей по определенным социальным категориям, таким как студенты, пенсионеры и прочие.
В социологии также существует понятие «квазигруппа«. Под ней понимается неустойчивое и неформальное объединение, которое не имеет определенных ценностей и целей для человека.
Характер взаимодействия у индивидов в таких объединениях бывает спонтанным. К ним относятся поездки в метро или другом общественном транспорте, где люди вынуждены определенным образом кратковременно контактировать с другими людьми.
Лечение виктимности
Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.
Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.
Медикаментозное лечение
Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:
- Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
- Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
- Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
- Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.
Психотерапевтическое лечение
Это лечение может производиться в таких направлениях:
- Рационально-эмоциональное лечение. Основная задача — помочь пациенту устранить жизненный подход, который направлен на разрушение.
- Когнитивное лечение. Основная задача — корректировка представлений, установок и мыслей, приводящих к неадекватному и дезадаптивному поведению. К примеру, пациент может получить такое задание: описать его ощущения в стрессовой ситуации, и фрагментарно определить осознаваемые условия, которые провоцируют проявление негативных установок. Этот метод называется корректировка и распознавание непроизвольных мыслей.
- Поведенческое лечение направлено на формирование и сохранение навыков применения адекватных действий, устойчивого самоконтроля с помощью изменения неприемлемых действий на приемлемые, а также используя способы, ведущие к ликвидации дезадаптивного поведения. К примеру, нагнетание факторов, вызывающих тревогу, или способ «наводнения» (психолог ставит пациента в пугающую ситуацию, помогая ее преодолеть).
В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств. Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия. То есть, виктимное поведение — это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.
Что такое акцентуация
Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.
Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.
Типы
Существует пять расстройств, которые подпадают под определение расстройства контроля над импульсами.
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР)
Оппозиционно-вызывающее расстройство обычно является расстройством поведения в детстве. Тем, кто имеет данное состояние, трудно контролировать свои эмоции и поведение. Около 2-11% детей имеют это расстройство, и чаще встречается у мальчиков дошкольного возраста.
У детей с ОВР симптомы обычно начинают проявляться в возрасте 5-10 лет, и могут исчезнуть при взрослении.
Интермиттирующее эксплозивное расстройство
Интермиттирующее эксплозивное расстройство чаще встречается в позднем детском или подростковом возрасте. У людей с этим состоянием бывают краткие моменты гнева и агрессии, которые кажутся несоразмерными причине. Причина может быть незаметна никому, кроме человека с интермиттирующим взрывным расстройством.
Расстройство поведения
Расстройство поведения — это расстройство контроля над импульсами, которое обычно встречается в детском или подростковом возрасте. Люди с таким состоянием склонны к бунту, непослушанию и агрессии.
Около 2-10% детей и подростков имеют это расстройство, и чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Дети с этим состоянием также чаще имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами настроения и нарушениями развития.
Клептомания
Люди, страдающие клептоманией, склонны брать вещи, которые им не принадлежат. Это состояние может проявляться в любом возрасте и чаще встречается у женщин, чем мужчин.
Пиромания
Пиромания — это редкое расстройство контроля над импульсами, когда людям нравится огонь и все, что с ним связано. Люди с этим состоянием имеют непреодолимое желание поджечь все вокруг. Пиромания чаще встречается у подростков и взрослых, в то время как мужчины чаще имеют это состояние, чем женщины. Люди с пироманией чаще имеют расстройства настроения и неспособностью к обучению.
Групповое поведение
Определение 2
Под коллективным, групповым поведением понимают скоординированные действия группы социальных субъектов, в основе которых лежит общая, единая детерминация – мотивы, цели и пр.
Групповая активность, совместная реализация деятельности определенным образом свидетельствует о наличии разделения труда, взаимного приспособления различных линий индивидуального поведения.
В основе реализации совместной групповой деятельности – сохранение и увеличение совокупных, групповых ресурсов. Другими словами, групповая активность всегда носит ресурсный характер.
Определение 3
Под ресурсами в современной научной литературе понимаются все возможные духовные, материальные, экономические, психологические, моральные и духовные блага, все объекты, обстоятельства, обладание которыми вызывает у субъекта позитивные чувства различных модальностей – удовольствие, комфорт, удовлетворение.
Именно реализация группового поведения отличает группу от социальной категории.
Определение 4
Под социальной категорией понимается совокупность лиц, при описании которой используются единые социальные характеристики (возраст, пол, образование, брачный статус, социальное положение и пр.).
Данная совокупность индивидуумов группового поведения не реализует. Термин «социальная категория» выступает синонимом терминов «статистическая (условная, номинальная) группа».
Характер реализации группового поведения во многом обусловлен мотивами, которые лежат в его основании, влиянием рациональной или эмоциональной идеологии, на основании которой осуществляется формирование группы как социального единства, целостности.
Компоненты психической деятельности
Со времён Чарльза Дарвина в науке установилось представление о трёх составляющих психической деятельности животных. Эти компоненты, по терминологии Дарвина — инстинкт, способность к научению и способность к рассуждению, органично соединяются образуя сложный феномен психической деятельности животных.
Врождённые
- Инстинкт — в широком смысле наследственно закреплённый компонент поведенческого акта. В науках о поведении животных под инстинктом понимается видо-специфическая совокупность врождённых сложных реакций организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.
- Безусловный рефлекс — относительно постоянная стереотипная врождённая реакция организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения (например, одергивание руки при прикосновении к очень горячим предметам). Термин был предложен И. П. Павловым.
Приобретенный
- Привыкание — простейшая форма научения, заключающаяся в ослаблении реакции на стимул при многократном предъявлении.
- Условный рефлекс. Классический павловский рефлекс заключается в формировании при многократном предъявлении биологически нейтрального стимула с биологически значимым стимулом, так что оба стимула частично перекрываются во времени, реакции на нейтральный стимул. В рамках рефлекторной теории ВНД условный рефлекс рассматривался как основная единица индивидуального опыта.
- Оперантное научение — процесс формирования инструментальных рефлексов через подкрепление собственной активности животного.
- Импринтинг — открытая этологами форма облигатного обучения.
Рассудочная деятельность
- Рассудочная деятельность — (по Крушинскому) способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира и оперировать этими законами в новой для него ситуации.
- Интеллект человека — общая познавательная способность, определяющая готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Поведение толпы
При общении с большой массой людей необходимо проявлять над осторожность. По неосторожного поведения огромные силы, как отмечает российский ученый AM Зимичев, могут быть потрачены впустую, и, иногда, даже маленькое усилие вызовет большие изменения
К особенностям психологии больших масс людей ученый относит:
1. В толпе приходит уравнивание индивидуальных особенностей между людьми, снимаются преграды, сдерживающие их в повседневной жизни.
2. Возникают предпосылки возникновения униформы, даже если ее не введут, она появится сама.
3. Повышается склонность к эмоциональным волнений. В толпе легко рождаются чувства: смех, ажиотаж, гнев, страх, восторг, радость. Одно может переходить в другое, при этом их сила, приумножена мощностью толпы, становится разрушительной.
4. Повышается роль примера окружающих как фактора мотивации. Если все вокруг будут выполнять то одно, то отдельное лицо будет делать то же самое, даже если одна она этого не делала.
5. Появляется способность активизироваться и пойти за лидером. В качестве примера, стадо баранов, бежит за вожаком.
6. Возникает возможность ориентации на выполнение невозможное задание. Толпа можно поднять на строительство невысокого сооружения, хотя более действенными становятся призывы что-нибудь разрушить; здесь не существует границ возможного.
7. Появляется неприятия доказательств, логики и здравого смысла. Если толпа поднять на штурм Белого дома, то несколько охранников его не остановят. Члены толпы готовы разбить себе голову, и хорошо, если бы только себе.
Любая организация состоит из групп людей. Такие группы — это не просто случайная совокупность людей, но, как правило, тщательно отобранный, обученный и подготовленный к выполнению определенных действий коллектив. Поэтому организационное поведение может рассматриваться под углом зрения группового поведения, понимаемого как совокупность действий групп и отдельных индивидов, их составляющих. Если индивиды составляют группы и определяют их цели, планы достижения целей и необходимые для этого средства, то группы как целое, в свою очередь, воздействуют на индивидов, изменяя, модифицируя их поведение, интересы и потребности. Менеджер должен знать психологические закономерности поведения людей в группах и использовать эти знания для обеспечения наивысшей производительности группы.
Что такое виктимность?
Виктимное поведение — это определение, которое распространено в криминалистике и психологии (происходит от лат. victima — существо, приносящее в жертву). Криминалисты определяют виктимным противозаконное, безнравственное или вызывающее поведение пострадавшего, которое стало причиной для совершения преступления. В народе про это поведение говорят проще: сам напросился. Жертвы такого рода совершенно не желают оказываться в любых таких неприятных ситуациях, но все-таки все время в них «вляпываются».
Жертв несчастных случаев и преступлений изучает отдельная наука, которая называется виктимология, ее идея зародилась несколько веков назад. Было доказано, что профилактика криминальности общества влияет не только во время воздействия на потенциального преступника (от семейного воспитания до наказания виноватого в назидание остальным). Виктимология уже с давних времен работает незримо в роли одного из средств, которое предотвращает преступления непосредственно с помощью потенциальных жертв.
Виктимность является выработкой в гражданах сознательного поведения, которое препятствует нанесению материального ущерба, нападениям и несчастным случаям. Причем это и тесное взаимодействие с архитекторами, которые продумывают городское пространство таким образом, чтобы в нем было минимум закрытых мест, хорошо подходящих для совершения противоправных действий.
Во многих развитых странах в школьных курсах производится инструктаж по виктимности. Детей учат не перебегать дорогу в неустановленных местах, не открывать дверь посторонним, не садиться в автомобиль к незнакомым людям и т. д. Выполнение самых элементарных правил каждый день спасает не одну тысячу жизней, а халатное к ним отношение — их губит.
В немалом зависит склонность к виктимному поведению и от семейного уклада. Например, в семье, в которой взрослые за свои слова отвечают и все обещания выполняют, дети больше склонны слушать их советы и в разных ситуациях выбирать правильные решения. Дети знают — родители правильно поступают, а, соответственно, и советы их также являются правильными. Помимо этого, в семьях с виктимными родителями, как правило, вырастают и виктимные дети. В психологии виктимного поведения существует три вида людей, которые провоцируют над ними насилие:
- неустойчивые;
- псевдопровоцирующие;
- пассивно-подчиняемые.
Последний является наиболее распространенным (40%) и характеризуется тем, что жертва обороняется неуверенно и вяло, или совершенно не обороняется и выполняет все требования, которые выдвигает нападающий. Ко второму случаю относится ¼ жертв, эта ситуация характеризуется провокацией нападающего активным сексуальным заигрыванием и даже иногда совместным распитием алкогольных напитков (когда речь идет про изнасилование) либо в иных действиях, которые вызывают агрессию второй стороны. К первому типу пострадавших относится 35%, и он характеризуется резким изменением линии поведения, чередованию и непоследовательности остальных типов.
Виктимное поведение в психологии рассматривается как отклонение, которое основано на двух факторах, работающих порознь или одновременно: негативное влияние социума и личная предрасположенность. Подростки больше подвергаются психологическому комплексу виктимности.
С учетом криминологической классификации виды виктимного поведения делятся на:
- пассивное;
- интенсивное;
- активное.
Активное поведение — это провокация преступления, при этом не редко преступник вначале не предполагал нападать на жертву. Интенсивное — это поведение, когда жертва правильно предпринимала попытки не допустить опасности, но это не смогло ее защитить. Пассивное поведение состоит в полном отсутствии сопротивления.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
«Растворение» в толпе
То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.
В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами – либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую силу толпы, которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.
Конкурентное поведение
Эта разновидность поведенческих реакций индивида выражается в том, что он воспринимает людей, как потенциальных или реальных конкурентов. Этот взгляд провоцирует его бороться или соревноваться с ними. Основной сутью такого поведения является победа или получение преимущества. Оно напрямую связано с А типом поведения человека в организации.
Это нетерпеливые, раздражительные, недоверчивые, враждебно настроенные люди. Противоположно ему выступает поведенческая линия В, согласно которой индивид не стремится к конкуренции и доброжелательно относится ко всем окружающим.
Типы поведения в группах
Каждый из нас, пишет Д.Тарнер, имеет множество ролей в жизни и в соответствии с ними много «лиц» и видов поведения. Например, мы ведем себя совсем иначе на работе, чем в семье, еще по-другому в кругу друзей и т. Д. От того, как ведет себя человек в малой группе, можно сказать очень много: имеет ли она собственное достоинство, или ее нет, или сердечная и вежливая, или хамовитые, склонен к компромиссу, или такой «правдолюб», что доказывает других к инфаркту и т. д. Именно в малой группе определяется суть человека.
Например, какой-то конкретным человеком — членом малой группы увлекается руководство организации, оно везде ее подает пример для подражания, отмечает наградами и т. Д., Но в малой группе о «передовика» совсем другое мнение, и там иногда не понимают, как этого не могут заметить там, «наверху». Исследования показывают, пишет Д.Тарнер, что со временем человек с «двойным», а иногда и «тройным» лицом терпит жизненную неудачу, потому что умение (приматы линию «требует огромных нервных усилий.
Может иногда возникнуть вопрос, где есть настоящей такая человек- в малой группе или в кабинете директора фирмы, в семье или где-то еще? Она является сама собой, считает Тарнер, и в первом, и во втором, и в третьем случаях. Человек — общественное существо, она аккумулирует в себе все то, что есть в обществе. Но если большинство людей под влиянием семьи, школы, литературы, искусства, религии и т. Д. Формируют в себе все лучшее, гуманнее, справедливое, то другая часть — худшие черты общественной жизни.
Есть еще и третий тип людей, пишет Тарнер. Этих есть меньше, и именно они, при выявлении их сути, вызывают отвращение (по крайней мере внешне) и осуждение не только первой, но и второй части общества.
Представители такого типа людей порой вполне искренне убеждены, что им нечего скрывать свое поведение. Такова жизнь, и люди, считают они, должны приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Жизнь — это океан, твое рождение бросает тебя в него, как и куда следуешь — твое дело.
Когда человек приходит в конкретную группу, она встречает здесь уже установленную более или менее систему ценностей, которые могут иногда существенно отличаться от тех, которые есть в организации в целом. Чтобы стать полноправным членом группы, человек должен принять «правила игры» других ее членов. Конечно, бывает и так, что одни ценности принимаются даже с удовольствием, а с другими — не можем согласиться. В таком случае, отмечает Ян Туровский, человек должен сделать выбор: либо «переломить» себя и подчиниться общим ценностям группы, или выйти из нее. Можно, конечно, жить в группе и с различными «лицами», о чем говорилось выше, но это не под силу честной, порядочному человеку.