Методическая помощь в подготовке к семинару № 1
Содержание:
- 12.2. Сознание как высшая форма отражения действительности
- Эмоции и чувства
- Сознание как высшая форма отражения.
- Особенности и структурные компоненты сознания
- Стадии и уровни
- Основные особенности или черты сознания
- Бизнес и финансы
- Задача 3
- Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности.
- Сознание как высшая форма отражения.
- Свойства сознания
- Бизнес и финансы
- Задача 5
- Задача 2
- Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи.
- Задача 1
12.2. Сознание как высшая форма отражения действительности
-
Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.43 Мб
Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение Ценности и ценностные ориентации. Что такое ценность, а что такое оценка Французское просвещение и фил. материализм 18 века.
-
Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.62 Мб
№1 социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии. №2 Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение. №3 Философия
-
Философия. Шпаргалка | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.21 Мб
Философия:предмет, методы, функции. Познаваем ли мир? СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Идеализм в античной философии.Сократ,Платон, Аристотель. 8)Основные направления философии Древнего Рима. Философии
-
Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб
Специальность 10.02.01 — русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры
-
Образование как ресурс развития личности, общества и государства Кондаков Александр Михайлович | Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 9.19 Мб
Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Введение Восстановление российской экономики и сложившаяся тенденция ее устойчивого роста поставили новые стратегические
-
Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб
Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и
-
Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.2 Мб
Мировоззрение: понятие и сущность. Специфика философского мировоззрения. Предмет, структура, функции и методы философского знания. Философия в системе культуры. Общая характеристика философии
-
Ответы по курсу Физиологии человека | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.53 Мб
ФИЗИОЛОГИЯ Физиология возбудимых тканей Классификация раздражителей. Природа возбуждения. Изменение возбудимости при возбуждении. Законы раздражения возбудимых тканей. Физиология нервов и нервных
-
Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.19 Мб
1. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования. 2. Основной вопрос философии. 3. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия
-
Ответы к экзамену по дисциплине Физиология ВНД и сенсорных систем | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.07 Мб
Список вопросов 1.Что изучает физиология ВНД, ее междисциплинарный характер 2. Методология, методы и методики исследования физиологии ВНД 3.Основные принципы и понятия физиологии ВНД 4. Принцип
Эмоции и чувства
Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.
Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.
Эмоции особенно четко проявляются в трудных, напряженных условиях: в ситуациях опасности, угрозы, утомления, голода, холода, жажды, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений, в ситуациях риска, при изменении привычного образа жизни и т. п. В структуре личности человека эмоции связаны с темпераментом.
Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия.
Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п.
Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, государству, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, товарищества, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости, ревность, сопричастность, чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п.
Сознание как высшая форма отражения.
Сознание – свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в идеальном
отражении действительности.
С. носит отраженный характер – является
высшей формой отражения действительности.
Сознание имеет относительный характер,
т.к. сознание – отражение предмета,
следовательно, у них есть общее содержание.
Отражение сознанием окружающего мира
носит творческий характер, (зависит от
потребностей) именно на это сознание
направляет свое внимание. Т.о
отражение
носит избирательный характер (Смотрит
на мир глазами, а видит мозгами.).
От опыта и знания зависит то, как человек
отражает среду. Психофизический парадокс.
Восприятие мира происходит через
рецепторы, но импульсы качественно
однородны, следовательно, в голове
возникают качественно разнообразные
образы?
Свойство опережающего отражения, то
есть возможность продумывать, предвидеть
будущее.
Продукт сознания – идеальные образы.
Противопоставление сознания и материи
В онтологическом аспекте:
……………..
В гносеологическом аспекте:
Абсолютный образ предмета идеален
и вторичен по отношению к материи.
Сознание отражает все свойства и признаки
предмета, которые значимы для человека.
Особенности и структурные компоненты сознания
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:
- Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
- Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
- Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
- Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности
проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.
Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.
Самосознание человека проявляется:
- В самонаблюдении;
- В критическом отношении к самому себе;
- В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
- В самообладании;
- В ответственности за совершаемые поступки.
Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.
Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности.
Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.
Стадии и уровни
Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:
1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.
Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды
Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии
Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.
2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.
Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.
Рекомендуем: Высшие психические функции — это
3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании
Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность
Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.
Основные особенности или черты сознания
-
категориальность,
т.е. все предметы и явления окружающего
мира представлены в сознании в виде
системы понятий или категорий; -
совокупность
знаний о мире; -
разделение
«Я не Я«,
т.е. познавательное отделение субъекта
и объекта; -
наличие
совокупности умственных и чувственных
образов; -
целеполагание,
т.е. одной из основных функций сознания
является постановка целей поведения
и деятельности человека; -
наличие
самосознания, т.е. система представлений
о самом себе; -
влияние
на индивидуальное сознание общественных
форм сознания (наука, культура, религия,
право, мораль).
Функция сознания
заключается в формировании целей
деятельности в мыслительном построении
действий и осознании результатов, что
обеспечивает регулирование деятельности
человека.
Выделяют следующие
свойства
сознания:
построение отношений, познание и
переживание. Отсюда непосредственно
следует включение мышлении и эмоций в
процессы сознания. Основной функцией
мышления является выявление объективных
отношений между явлениями внешнего
мира, а основной функцией эмоции –
формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям, людям.
Первичным актом
сознания
является акт идентификации с символами
культуры, организующий человеческое
сознание, делающий человека человеком.
За вычленением смысла, символа и
идентификацией с ним следует выполнение,
активная деятельность ребенка по
воспроизведению образцов человеческого
поведения, речи, мышления, сознания,
активная деятельность ребенка по
отражению окружающего мира и регуляции
своего поведения.
Выделяют два слоя
сознания (Зинченко В.П.):
-
Бытийное сознание,
включающее в себя:
— свойства движений,
опыт действий,
— чувственные
образы
-
Рефлективное
сознание, включающее в себя:
— Значение (Содержание
общественного сознания, усеваемого
человеком. Это могут быть операционные
значения, предметные, вербальные
значения, житейские и научные значения
– понятия.)
— Смысл (субъективное
понимание и отношение к ситуации,
информации).
Функции сознания:
-
отражательная.
-
порождающая
(творчески-креативная) -
регулярно-оценочная
-
рефлексивная
функция – основная функция, характеризует
сущность сознания. В качестве объекта
рефлексии могут выступать: отражение
мира; мышление о нем; способы регуляции
человеком своего поведения; сами
процессы рефлексии; свое личное сознание.
Структура
сознания по А.В.Петровскому
-
совокупные
знания о мире; -
разделение
субъекта и объекта, и отношение субъекта
к объекту; -
целеполагающая
деятельность.
Структура
сознания (по Леонтьеву)
выделяют два слоя сознания: бытийный и
рефлексивный. Бытийный слой включает
в себя биодинамическую ткань движения
и чувственный образ; Рефлексивный
слой сознания
содержит: значения и смысл.
Чувственная
ткань –
чувственные составляющие конкретных
образов реальности.
Функции чувственной
ткани – это материальная ткань сознания,
то, что образует богатство, многокрасочность
сознательного отражения мира. Развитие
чувственного содержания сознания
происходит в процессе развития
человеческих форм деятельности.
Значение
– обобщенный
опыт человечества, знания, выраженный
в языке; идеальная модель мира в
общественном сознании. С помощью
значении осуществляется опосредованное
отражение человеком мира.
Функции значения:
1. Связь индивидуального сознания с
обществом (заимствования из общественного
сознания); 2. Означение мира, представление
объективного знания об объекте.
Личностный смысл
– отношение,
которое создается в жизни человека.
Это значение значения.
Функции личностного
смысла – пристрастность сознания.
Осознание – расширение круга деятельностей.
Отсюда несовпадение личностного смысла
и значения.
Свойства
сознания:
-
ритмичность
(связанность, группировка впечатлений)
– сознание есть структура -
неоднородно –
центр и периферия (зона ясного сознания
– фокус и зона сознаваемого) -
имеет объем –
количество простых впечатлений, которое
испытуемый в данное время воспринимает
как единое целое (16-40 ударов метронома).
Люди по-разному группируют впечатления
– выделение области поля внимания.
Объем внимания – количество элементов,
которое испытуемый в данное время
воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно
увеличить – апперцепция: процесс
преобразования, укрупнения единиц
сознания.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Задача 3
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие — зеркальное?
а) активно воздействует на среду — психическое отражение;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия — зеркальное отражение;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности — психическое отражение;
г) является фотографией окружающей действительности — зеркальное отражение;
д) сигнализирует о жизненно важном для человека — психическое отражение. 2
К методу опроса относятся
… д) социометрия; е) анкетирование
2. К методу опроса относятся
… д) социометрия; е) анкетирование.
3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:
1). Инстинктивное поведение
… г) все ответы верны.
2). Импринтинг
… е) все ответы неверны.
3). Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, —
это сознание.
4). Высшие психические функции характеризуются
… а) осознанностью.
Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности.
Сознание
— это то, что отличает человека от других
живых существ, оно с давних пор было
предметом внимания всех тех, кто хотел
изучить и понять человека. Исторически
первым был термин душа. В античности
наши предки отдавали главенство
душе, а не телу, именно душа была
носителем божественного, она
существовала сама по себе и была
бессмертна. Довольно скоро встала
необходимость наряду с понятием душа
ввести понятие «ум», как характеристику
индивидуального сознания, в
противоположность чувствам и эмоциям.
И.Кант
выделил в качестве исходных способностей
души способность чувственного
познания, далее рассудок, потом
разум, и вывел принцип внутреннего
единства психики человека, его сознания,
его души. Разум, как высшая познавательная
ценность получил название «интеллект».
Теории
происхождения сознания:—
Космическая
природа сознания — сознание независимо
от человека, оно неделимо, едино, цельно
по своей сути и исходит из Космоса.
— Биологическая
точка зрения: сознание — порождение
живой природы, присущее всем живым
организмам, а не только человеку. —
Человеческая
точка
зрения: сознание — продукт человеческого
мозга и присуще только человеку.
Сознание
выступает как образ окружающего нас
мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому
сознание можно определить как
субъективный образ объективного мира.
Сознание в некотором смысле вторично
по отношению к материи.
Сознание
— продукт развития человека и общества
или продукт высокоорганизованной
материи. Оно имеет идеальную природу
— это положение признают и материалисты:
идеальное сознание производно от
материи.
45.
Проблема
человека
в
истории
философии.
Понятие личности. Взаимосвязь личности
и общества.
Проблема
личности в философии — это вопрос о том,
в чем сущность человека как личности,
каково его место в мире ив
истории. В философии личность
рассматривается как индивидуальное
выражение и субъект общественных
идеалов, ценностей общественных
отношений, деятельности и общения
людей.
Человек
— это индивид в единстве социальных,
природных, материальных, духовных,
психических и физических признаков.
Под индивидом понимается отдельный
представитель человеческого рода,
носитель всех основных его антропологических
и социальных признаков. Это продукт
природной эволюции и общественных
отношений.
Личность
—
это человек, у которого ярко выражен
социальный аспект человеческой
многогранности, его социальная
сущность. Это человек, имеющий определенное
мировоззрение, нравственные позиции,
высокий уровень культуры, гражданскую
зрелость, осознающий свои права и
обязанности. Индивидуальность
личности выражается, прежде всего, в
его индивидуальных признаках, поведении,
общении, деятельности, особенностях
мышления и поведения, мировоззрении и
т.д.
Личностные
качества человека напрямую зависят от
образа жизни, условий жизни и степени
ее зависимости от внешних проявлений
природы. Философия видит в личности
главное достижение земной цивилизации,
ее основной смысл и заботу.
Структурно
личность представляет систему элементов,
содержанием которой являются: духовный
мир личности, ее социально-ролевый
комплекс, природные качества. В
совокупности они образуют целостность,
которая характеризует взаимоотношение
личности с системой общественных
отношений. В основе типологического
определения личности стоит идея о том,
что ее формирование есть процесс
усвоения элементов окружающей
природной и социальной среды.
Сознание как высшая форма отражения.
Сознание – свойство высоко организованной
материи, заключающееся в идеальном
отражении действительности.
С. носит отраженный характер – является
высшей формой отражения действительности.
Сознание имеет относительный характер,
т.к. сознание – отражение предмета,
следовательно, у них есть общее содержание.
Отражение сознанием окружающего мира
носит творческий характер, (зависит от
потребностей) именно на это сознание
направляет свое внимание. Т.о
отражение
носит избирательный характер (Смотрит
на мир глазами, а видит мозгами.).
От опыта и знания зависит то, как человек
отражает среду. Психофизический парадокс.
Восприятие мира происходит через
рецепторы, но импульсы качественно
однородны, следовательно, в голове
возникают качественно разнообразные
образы?
Свойство опережающего отражения, то
есть возможность продумывать, предвидеть
будущее.
Продукт сознания – идеальные образы.
Противопоставление сознания и материи
В антологическом аспекте:
……………..
В гносеологическом аспекте:
Абсолютный образ предмета идеален
и вторичен по отношению к материи.
Сознание отражает все свойства и признаки
предмета, которые значимы для человека.
Свойства сознания
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:
- Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»; - Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
- Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
- Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
- Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
- Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
- Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
- Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
- Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
- Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.
Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Задача 5
В научно-фантастическом рассказе описано следующее.
Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие — когда было радостно; третьи — когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узнавать букву «h», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом.
Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору.
Люди или животные?).
Я считаю, что троппи — это животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является источником формирования сознания.
Задача 2
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1. Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.
2. Метод самонаблюдения состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
3.З. Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.
4. К основным методам относят метод наблюдение и метод эксперимент, к вспомогательным — все остальные.
Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.
К методу опроса относят интервью, беседу и анкетирование.
Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи.
В
древности философы разделили бытие на
два основных типа: материальное и
идеальное. В современной философии
широко распространено материалистическое
объяснение природы сознания известное
как теория
отражения.
Она дает обоснованный ответ на вопрос
о происхождении идеального из
материального.
Суть
данной теории в том, что сознание есть
свойство высокоорганизованной материи
отражать материю. Отражение
— одно из универсальных свойств материи,
оно присуще как неживой, так и живой
природе. Человеческое сознание
возникло в результате длительной
эволюции этого свойства материи и
представляет собой высшую форму
отражения. Отражение
— это способность материальных объектов
оставлять в себе следы других материальных
объектов или менять структуру при
взаимодействии с ними.
Свойство
отражения присуще всем материальным
объектам при взаимодействии с другими.
Характер этого взаимодействия на разных
уровнях организации материи
качественно различен.
На
уровне неживой природы
наблюдаются физико-химические формы
отражения, взаимодействия в виде
механических, звуковых, тепловых,
реакций.
На
биологическом уровне
организации материи проявляются
более высокие формы взаимодействия
живых организмов. Биологическое
отражение свойственно только живым
организмам. Формы отражения: раздражимость,
чувствительность, психическое отражение.
На
социальном уровне
отражения появляется сознание человека,
включающее, наряду с чувственным,
рациональные формы отражения,
представляющие собой высшую ступень
в длительном процессе эволюции форм
взаимодействия материальных систем.
Задача 1
Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.
Данное суждение неполно отражает определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо него используются и другие методы исследования переживаний и психических состояний.
Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.
Данное суждение достаточно верно и точно.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Данное суждение достаточно верно, потому что отражает объекты психологической науки.
Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.
Данное суждение неверно, так как психология не является отраслью какой-либо науки, психология — это отдельная отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением функционирования нервных процессов мозга. Психология — наука, изучающая структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности человека.
Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).
Данное суждение вполне верно, так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и сознание.