Методическая помощь в подготовке к семинару № 1
Содержание:
- 12.2. Сознание как высшая форма отражения действительности
 - Эмоции и чувства
 - Сознание как высшая форма отражения.
 - Особенности и структурные компоненты сознания
 - Стадии и уровни
 - Основные особенности или черты сознания
 - Бизнес и финансы
 - Задача 3
 - Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности.
 - Сознание как высшая форма отражения.
 - Свойства сознания
 - Бизнес и финансы
 - Задача 5
 - Задача 2
 - Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи.
 - Задача 1
 
12.2. Сознание как высшая форма отражения действительности
- 
Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.43 Мб
Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение Ценности и ценностные ориентации. Что такое ценность, а что такое оценка Французское просвещение и фил. материализм 18 века.
 - 
Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.62 Мб
№1 социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии. №2 Мировоззрение и типы мировоззрения. Философия как мировоззрение. Религиозное и философское мировоззрение. №3 Философия
 - 
Философия. Шпаргалка | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.21 Мб
Философия:предмет, методы, функции. Познаваем ли мир? СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Идеализм в античной философии.Сократ,Платон, Аристотель. 8)Основные направления философии Древнего Рима. Философии
 - 
Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб
Специальность 10.02.01 — русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры
 - 
Образование как ресурс развития личности, общества и государства Кондаков Александр Михайлович | Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 9.19 Мб
Специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Введение Восстановление российской экономики и сложившаяся тенденция ее устойчивого роста поставили новые стратегические
 - 
Развитие личностной готовности студентов к профессиональной деятельности педагога в процессе обучения в вузе физической культуры Носенко Надежда Петровна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.1 Мб
Специальность 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (психологические науки). Актуальность. Сложность и
 - 
Ответы к экзамену по философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.2 Мб
Мировоззрение: понятие и сущность. Специфика философского мировоззрения. Предмет, структура, функции и методы философского знания. Философия в системе культуры. Общая характеристика философии
 - 
Ответы по курсу Физиологии человека | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.53 Мб
ФИЗИОЛОГИЯ Физиология возбудимых тканей Классификация раздражителей. Природа возбуждения. Изменение возбудимости при возбуждении. Законы раздражения возбудимых тканей. Физиология нервов и нервных
 - 
Ответы к экзамену по Философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.19 Мб
1. Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования. 2. Основной вопрос философии. 3. Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия
 - 
Ответы к экзамену по дисциплине Физиология ВНД и сенсорных систем | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 0.07 Мб
Список вопросов 1.Что изучает физиология ВНД, ее междисциплинарный характер 2. Методология, методы и методики исследования физиологии ВНД 3.Основные принципы и понятия физиологии ВНД 4. Принцип
 
Эмоции и чувства
Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.
Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.
Эмоции особенно четко проявляются в трудных, напряженных условиях: в ситуациях опасности, угрозы, утомления, голода, холода, жажды, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений, в ситуациях риска, при изменении привычного образа жизни и т. п. В структуре личности человека эмоции связаны с темпераментом.
Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия.
Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п.
Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, государству, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, товарищества, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости, ревность, сопричастность, чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п.
Сознание как высшая форма отражения.
Сознание – свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в идеальном
отражении действительности.
С. носит отраженный характер – является
высшей формой отражения действительности.
	Сознание имеет относительный характер,
т.к. сознание – отражение предмета,
следовательно, у них есть общее содержание.
Отражение сознанием окружающего мира
носит творческий характер, (зависит от
потребностей) именно на это сознание
направляет свое внимание. Т.о
отражение
носит избирательный характер (Смотрит
на мир глазами, а видит мозгами.). 
От опыта и знания зависит то, как человек
отражает среду. Психофизический парадокс.
Восприятие мира происходит через
рецепторы, но импульсы качественно
однородны, следовательно, в голове
возникают качественно разнообразные
образы?
Свойство опережающего отражения, то
есть возможность продумывать, предвидеть
будущее.
Продукт сознания – идеальные образы.
Противопоставление сознания и материи
В онтологическом аспекте:
……………..
В гносеологическом аспекте:
         Абсолютный образ предмета идеален
и вторичен по отношению к материи.
Сознание отражает все свойства и признаки
предмета, которые значимы для человека.
Особенности и структурные компоненты сознания
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты:
- Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности;
 - Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств;
 - Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость;
 - Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности
проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности. 
Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов.
Самосознание человека проявляется:
- В самонаблюдении;
 - В критическом отношении к самому себе;
 - В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств;
 - В самообладании;
 - В ответственности за совершаемые поступки.
 
Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе.
Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности.
Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга. 
Стадии и уровни
Пусть данный процесс кажется нам чем-то цельным, он все же подразделяется на несколько этапов. Основные стадии и уровни психического отражения включают:
1. Представление. Данный уровень характеризуется динамичной деятельностью подсознания личности. Прошлые воспоминания, которые частично забылись, вновь появляются в воображении. На эту ситуацию не всегда влияют органы чувств.
Большое влияние оказывает степень важности и значимости происшествий или явлений. Часть из этих инцидентов пропадает, остаются лишь самые нужные эпизоды
Рекомендуем: Виды и свойства восприятия в психологии
Индивид благодаря мышлению создает свои идеалы, строит планы, контролирует сознание как умеет. Именно так и появляется личный опыт.
2. Чувственный критерий. Также этот уровень именуют сенсорным. На нем происходит построение психических образов на основе того, что мы ощущаем через органы чувств. Это и влияет на преобразование информации в необходимом направлении.
Из-за того что происходит возбуждение вкуса, обоняния, ощущения, данные о личности обогащаются и сильнее влияют на субъект. Если с индивидом случается что-то похожее, то мозг стимулирует повтор каких-то моментов из прошлого, а они оказывают влияние на будущее. Такое умение помогает человеку в любой момент создавать ясные картины в собственном сознании.
Рекомендуем: Высшие психические функции — это
3. Логическое мышление. На данном уровне настоящие события не имеют никакого значения. Человек использует лишь те навыки и умения, что присутствуют в его сознании
Важностью обладает и общечеловеческий опыт, про который знает личность
Все стадии психического отражения естественно пересекаются и взаимодействуют. Этот процесс происходит благодаря комплексной работе чувственной и рациональной деятельности индивида.
Основные особенности или черты сознания
- 
категориальность,
т.е. все предметы и явления окружающего
мира представлены в сознании в виде
системы понятий или категорий; - 
совокупность
знаний о мире; - 
разделение
«Я не Я«,
т.е. познавательное отделение субъекта
и объекта; - 
наличие
совокупности умственных и чувственных
образов; - 
целеполагание,
т.е. одной из основных функций сознания
является постановка целей поведения
и деятельности человека; - 
наличие
самосознания, т.е. система представлений
о самом себе; - 
влияние
на индивидуальное сознание общественных
форм сознания (наука, культура, религия,
право, мораль). 
	Функция сознания
заключается в формировании целей
деятельности в мыслительном построении
действий и осознании результатов, что
обеспечивает регулирование деятельности
человека. 
Выделяют следующие
свойства
сознания:
построение отношений, познание и
переживание. Отсюда непосредственно
следует включение мышлении и эмоций в
процессы сознания. Основной функцией
мышления является выявление объективных
отношений между явлениями внешнего
мира, а основной функцией эмоции –
формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям, людям.
Первичным актом
сознания
является акт идентификации с символами
культуры, организующий человеческое
сознание, делающий человека человеком.
За вычленением смысла, символа и
идентификацией с ним следует выполнение,
активная деятельность ребенка по
воспроизведению образцов человеческого
поведения, речи, мышления, сознания,
активная деятельность ребенка по
отражению окружающего мира и регуляции
своего поведения. 
Выделяют два слоя
сознания (Зинченко В.П.): 
- 
Бытийное сознание,
включающее в себя: 
— свойства движений,
опыт действий,
— чувственные
образы
- 
Рефлективное
сознание, включающее в себя: 
— Значение (Содержание
общественного сознания, усеваемого
человеком. Это могут быть операционные
значения, предметные, вербальные
значения, житейские и научные значения
– понятия.)
— Смысл (субъективное
понимание и отношение к ситуации,
информации).
Функции сознания:
- 
отражательная.
 - 
порождающая
(творчески-креативная) - 
регулярно-оценочная
 - 
рефлексивная
функция – основная функция, характеризует
сущность сознания. В качестве объекта
рефлексии могут выступать: отражение
мира; мышление о нем; способы регуляции
человеком своего поведения; сами
процессы рефлексии; свое личное сознание. 
Структура
сознания по А.В.Петровскому
- 
совокупные
знания о мире; - 
разделение
субъекта и объекта, и отношение субъекта
к объекту; - 
целеполагающая
деятельность. 
Структура
сознания (по Леонтьеву)
выделяют два слоя сознания: бытийный и
рефлексивный. Бытийный слой включает
в себя биодинамическую ткань движения
и чувственный образ; Рефлексивный
слой сознания
содержит: значения и смысл.
	Чувственная
	ткань –
	чувственные составляющие конкретных
	образов реальности. 
Функции чувственной
ткани – это материальная ткань сознания,
то, что образует богатство, многокрасочность
сознательного отражения мира. Развитие
чувственного содержания сознания
происходит в процессе развития
человеческих форм деятельности. 
	Значение
	– обобщенный
	опыт человечества, знания, выраженный
	в языке; идеальная модель мира в
	общественном сознании. С помощью
	значении осуществляется опосредованное
	отражение человеком мира.
Функции значения:
1. Связь индивидуального сознания с
обществом (заимствования из общественного
сознания); 2. Означение мира, представление
объективного знания об объекте. 
	Личностный смысл
	– отношение,
	 которое создается в жизни человека.
	Это значение значения. 
Функции личностного
смысла – пристрастность сознания.
Осознание – расширение круга деятельностей.
Отсюда несовпадение личностного смысла
и значения. 
Свойства
сознания: 
- 
ритмичность
(связанность, группировка впечатлений)
– сознание есть структура - 
неоднородно –
центр и периферия (зона ясного сознания
– фокус и зона сознаваемого) - 
имеет объем –
количество простых впечатлений, которое
испытуемый в данное время воспринимает
как единое целое (16-40 ударов метронома).
Люди по-разному группируют впечатления
– выделение области поля внимания.
Объем внимания – количество элементов,
которое испытуемый в данное время
воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно
увеличить – апперцепция: процесс
преобразования, укрупнения единиц
сознания. 
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Задача 3
1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие — зеркальное?
а) активно воздействует на среду — психическое отражение;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия — зеркальное отражение;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности — психическое отражение;
г) является фотографией окружающей действительности — зеркальное отражение;
д) сигнализирует о жизненно важном для человека — психическое отражение. 2
К методу опроса относятся
… д) социометрия; е) анкетирование
2. К методу опроса относятся 
… д) социометрия; е) анкетирование.
3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:
1). Инстинктивное поведение
 … г) все ответы верны.
2). Импринтинг
 … е) все ответы неверны.
3). Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — 
это сознание.
4). Высшие психические функции характеризуются
 … а) осознанностью.
Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности.
	Сознание
	— это то, что отличает человека от других
	живых существ, оно с давних пор было
	предметом внимания всех тех, кто хотел
	изучить и понять человека. Исторически
	первым был термин душа. В античности
	наши предки отдавали главенство
	душе, а не телу, именно душа была
	носителем божественного, она
	существовала сама по себе и была
	бессмертна. Довольно скоро встала
	необходимость наряду с понятием душа
	ввести понятие «ум», как характеристику
	индивидуального сознания, в
	противоположность чувствам и эмоциям.
	И.Кант
	выделил в качестве исходных способностей
	души способность чувственного
	познания, далее рассудок, потом
	разум, и вывел принцип внутреннего
	единства психики человека, его сознания,
	его души. Разум, как высшая познавательная
	ценность получил название «интеллект».
	Теории
	происхождения сознания:—
	Космическая
	природа сознания — сознание независимо
	от человека, оно неделимо, едино, цельно
	по своей сути и исходит из Космоса.
	— Биологическая
	точка зрения: сознание — порождение
	живой природы, присущее всем живым
	организмам, а не только человеку. —
	Человеческая
	точка
	зрения: сознание — продукт человеческого
	мозга и присуще только человеку.
	Сознание
	выступает как образ окружающего нас
	мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому
	сознание можно определить как
	субъективный образ объективного мира.
	Сознание в некотором смысле вторично
	по отношению к материи.
	Сознание
	— продукт развития человека и общества
	или продукт высокоорганизованной
	материи. Оно имеет идеальную природу
	— это положение признают и материалисты:
	идеальное сознание производно от
	материи.
	45.
	Проблема
	человека
	в
	истории
	философии.
	Понятие личности. Взаимосвязь личности
	и общества.
	
	Проблема
	личности в философии — это вопрос о том,
	в чем сущность человека как личности,
	каково его место в мире ив
	истории. В философии личность
	рассматривается как индивидуальное
	выражение и субъект общественных
	идеалов, ценностей общественных
	отношений, деятельности и общения
	людей.
	Человек
	— это индивид в единстве социальных,
	природных, материальных, духовных,
	психических и физических признаков.
	Под индивидом понимается отдельный
	представитель человеческого рода,
	носитель всех основных его антропологических
	и социальных признаков. Это продукт
	природной эволюции и общественных
	отношений.
	Личность
	—
	это человек, у которого ярко выражен
	социальный аспект человеческой
	многогранности, его социальная
	сущность. Это человек, имеющий определенное
	мировоззрение, нравственные позиции,
	высокий уровень культуры, гражданскую
	зрелость, осознающий свои права и
	обязанности. Индивидуальность
	личности выражается, прежде всего, в
	его индивидуальных признаках, поведении,
	общении, деятельности, особенностях
	мышления и поведения, мировоззрении и
	т.д.
	Личностные
	качества человека напрямую зависят от
	образа жизни, условий жизни и степени
	ее зависимости от внешних проявлений
	природы. Философия видит в личности
	главное достижение земной цивилизации,
	ее основной смысл и заботу.
	Структурно
	личность представляет систему элементов,
	содержанием которой являются: духовный
	мир личности, ее социально-ролевый
	комплекс, природные качества. В
	совокупности они образуют целостность,
	которая характеризует взаимоотношение
	личности с системой общественных
	отношений. В основе типологического
	определения личности стоит идея о том,
	что ее формирование есть процесс
	усвоения элементов окружающей
	природной и социальной среды. 
Сознание как высшая форма отражения.
Сознание – свойство высоко организованной
материи, заключающееся в идеальном
отражении действительности.
С. носит отраженный характер – является
высшей формой отражения действительности.
	Сознание имеет относительный характер,
т.к. сознание – отражение предмета,
следовательно, у них есть общее содержание.
Отражение сознанием окружающего мира
носит творческий характер, (зависит от
потребностей) именно на это сознание
направляет свое внимание. Т.о
отражение
носит избирательный характер (Смотрит
на мир глазами, а видит мозгами.). 
От опыта и знания зависит то, как человек
отражает среду. Психофизический парадокс.
Восприятие мира происходит через
рецепторы, но импульсы качественно
однородны, следовательно, в голове
возникают качественно разнообразные
образы?
Свойство опережающего отражения, то
есть возможность продумывать, предвидеть
будущее.
Продукт сознания – идеальные образы.
Противопоставление сознания и материи
В антологическом аспекте:
……………..
В гносеологическом аспекте:
         Абсолютный образ предмета идеален
и вторичен по отношению к материи.
Сознание отражает все свойства и признаки
предмета, которые значимы для человека.
Свойства сознания
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств:
- Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности
человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»; - Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом;
 - Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта;
 - Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели;
 - Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности;
 - Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира;
 - Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом;
 - Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию;
 - Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде;
 - Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей.
 
Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Задача 5
В научно-фантастическом рассказе описано следующее.
Однажды экспедиция археологов обнаружила пещеру, в которой жили человекообразные существа, названные учеными троппи. Троппи питаются мясом, которое коптят на кострах самым примитивным образом. У троппи подвижные руки, напоминающие руки пигмеев, с длинными, хорошо развитыми пальцами. Указательным пальцем они часто показывают на отдаленные предметы. Они высекают огонь, ударяя двумя обточенными кремнями над лишайником. Членам экспедиции удалось обучить троппи нескольким словам, но связной речи у них не наблюдалось. Они произносили отдельные звукосочетания: одни, когда им было больно; другие — когда было радостно; третьи — когда угрожала опасность. Одного из троппи удалось научить узнавать букву «h», показывая ему банки с ветчиной, на которых была написана эта буква. Он научился писать эту букву карандашом.
Троппи обтесывают камни, ударяя при этом по камню с необычайной точностью, отбивая от него сначала крупные, а потом все более мелкие и мелкие кусочки. Когда им показали, как обтесывать камень при помощи настоящего молота и долота, троппи так и не научились пользоваться долотом, но из-за молота началась настоящая ссора. (по Веркору. 
Люди или животные?).
Я считаю, что троппи — это животные, у которых развитие на высшем уровне перцептивной психики. В отличие от других животных они очень много умеют и вполне обучаемы. Троппи умеют использовать орудия труда, разжигать огонь, но людьми их назвать нельзя, так как у них нет сознания. Они не обладают связной речью, которая и является источником формирования сознания.
Задача 2
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1. Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в 1879 году.
2. Метод самонаблюдения состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
3.З. Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчинено влиянию подсознательных сил из детства, которые потом отражаются на нашей сексуальной жизни.
4. К основным методам относят метод наблюдение и метод эксперимент, к вспомогательным — все остальные.
Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.
К методу опроса относят интервью, беседу и анкетирование.
Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи.
	В
	древности философы разделили бытие на
	два основных типа: материальное и
	идеальное. В современной философии
	широко распространено материалистическое
	объяснение природы сознания известное
	как теория
	отражения.
	Она дает обоснованный ответ на вопрос
	о происхождении идеального из
	материального.
	    Суть
	данной теории в том, что сознание есть
	свойство высокоорганизованной материи
	отражать материю. Отражение
	— одно из универсальных свойств материи,
	оно присуще как неживой, так и живой
	природе. Человеческое сознание
	возникло в результате длительной
	эволюции этого свойства материи и
	представляет собой высшую форму
	отражения. Отражение
	— это способность материальных объектов
	оставлять в себе следы других материальных
	объектов или менять структуру при
	взаимодействии с ними.
	     Свойство
	отражения присуще всем материальным
	объектам при взаимодействии с другими.
	Характер этого взаимодействия на разных
	уровнях организации материи
	качественно различен.
	     На
	уровне неживой природы
	наблюдаются физико-химические формы
	отражения, взаимодействия в виде
	механических, звуковых, тепловых,
	реакций.
	     На
	биологическом уровне
	организации материи проявляются
	более высокие формы взаимодействия
	живых организмов. Биологическое
	отражение свойственно только живым
	организмам. Формы отражения: раздражимость,
	чувствительность, психическое отражение.
	   На
	социальном уровне
	отражения появляется сознание человека,
	включающее, наряду с чувственным,
	рациональные формы отражения,
	представляющие собой высшую ступень
	в длительном процессе эволюции форм
	взаимодействия материальных систем.
Задача 1
Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.
Данное суждение неполно отражает определение психологии. Кроме, интроспективный метод не единственный, помимо него используются и другие методы исследования переживаний и психических состояний.
Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятия, понятий, чувств и других явлений психики.
Данное суждение достаточно верно и точно.
Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.
Данное суждение достаточно верно, потому что отражает объекты психологической науки.
Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.
Данное суждение неверно, так как психология не является отраслью какой-либо науки, психология — это отдельная отрасль знаний, пределы которой не ограничиваются лишь изучением функционирования нервных процессов мозга. Психология — наука, изучающая структуру психических явлений, их совокупность и проявление деятельности человека.
Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).
Данное суждение вполне верно, так как предметом психологии является внутренний мир человека, в частности и сознание.







