Тренировки в стиле ниндзя: как превратить своё тело в живое оружие

«Парень из эпохи Бакумацу»

Ближе к концу эпохи Эдо клан Токугава, много лет удерживающий власть в своих руках, полностью утрачивает лояльность японцев. Выясняется, что для сохранения правящего положения члены клана используют таинственный артефакт — Хронометр, благодаря которому они могут перемещаться во времени и исправлять ситуацию в свою пользу.

Главных героев не устраивает такое положение вещей: Кацура и Такасуги готовы рискнуть всем, чтобы свергнуть Токугава путем уничтожения артефакта. И вот когда реликвия уже в руках напарников и до заветной цели остается один шаг, Хронометр попадает в руки молодой женщины. Кацуре и Такасуги ничего не остается, как последовать за ней в Киото, чтобы достичь нужного результата.

Как становились самураями

С самого раннего возраста ребенку вручались два деревянных меча, прививая тем самым мальчику уважение к символам касты воинов. На протяжении всего периода взросления делался акцент на военную профессию, поэтому дети самураев с детства были обучены умению владеть мечами, обращаться с копьем и метко стрелять из лука. Верховая езда и приемы рукопашного боя обязательно входили в программу обучения военному ремеслу. Уже в подростковом возрасте юношей обучали военной тактике, вырабатывали способности командовать войсками на поле боя. В каждом доме самурая имелись специально оборудованные помещения для проведения ученых занятий и тренировок.

Тренировки самурая

Вместе с тем, у будущего самурая вырабатывались необходимые для будущего воина качества. Бесстрашие, пренебрежение к смерти, хладнокровие и полный контроль над собственными эмоциями должны были стать постоянными чертами характера юного самурая. Помимо учебных занятий, у ребенка развивали упорство, стойкость и выносливость. Будущего воина принуждали выполнять тяжелую домашнюю работу. Тренировки голодом, закаливание холодом и ограниченный сон способствовали развитию у ребенка стойкости к тяготам и лишениям. Однако не только физическая подготовка и обучение военному ремеслу являлись главными аспектами взращивания нового члена элитного сословия. Немало времени уделялось психологическому воспитанию молодого человека. Кодекс бусидо во многом отражал идеи конфуцианства, поэтому параллельно с физическими упражнениями с малых лет детям прививались основные положения этого учения, которые включали в себя:

  • беспрекословное подчинение воли родителей;
  • почитание родителей и своего учителя;
  • преданность лицу, представляющему высшую власть в стране (сёгун, император, сюзерен);
  • авторитет родителей, учителя и господина непререкаем.

Мечи самурая

Совершеннолетие в самураев наступало с 15 лет. Считалось что в этом возрасте молодой человек уже готов стать полноправным членом элитного сословия. Молодому человеку вручались настоящие мечи – катана и вакидзаси, являющиеся настоящими символами принадлежности к военной касте. Мечи становились постоянными спутниками самурая в течение всей жизни. Женщины-самураи в знак принятия титула получали кайкэн — короткий нож в форме кинжала. Вместе с вручением боевого оружия, новый член касты воинов обязательно получал новую прическу, которая являлась отличительной чертой образа самурая. Образ воина довершала высокая шляпа, считающаяся обязательным атрибутом мужского костюма.

Боевые искусства

Синоби готовились как к схваткам на мечах, так и к битвам голыми руками. У каждого клана был свой подход к обучению, но вот объединяла их всех одна цель — добиться максимальной эффективности в бою. Далеко не все могли справиться с тренировками и стать ниндзя. Каждый из них был хорошо подготовленным человеком, а следовательно, и ценной боевой единицей. Позволить себе терять таких людей кланы не могли, поэтому они делали упор на выработку приёмов, способных спасти жизни синоби.

Арсенал приёмов для обороны у ниндзя не разнообразен, зато каждый удар был отточен на сотнях тренировок. Главной целью в обороне было ошеломить противника, для того чтобы шпион смог скрыться. Для этого в первую очередь изучалась анатомия. На теле существует множество болевых точек, при воздействии на которые можно вывести противника из боя очень надолго. Для тренировки тебе понадобится груша в виде человека — на ней ты с легкостью можешь отрабатывать свои удары. Для начала тебе идеально подойдут удар кулаком в солнечное сплетение (оно находится чуть ниже грудных мышц) и удар открытой ладонью в ухо.

В нападении же синоби использовали те приёмы, которые позволяли обездвижить противника, издав при этом минимум шума. Захваты и удушающие приемы позволят тебе убить самурая, до того как он успеет позвать своих дружков на помощь. В этих тренировках без спарринг-партнёра не обойтись.

Так что выбери из множества боевых стилей один и оттачивай несколько приёмов до совершенства. Изучай, где у человека слабые места, и тогда ты сможешь справиться с любым противником.

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Экипировка самурая

Японская культура всегда была самобытна и колоритна. Особенности японской ментальности наложили отпечаток на образ жизни различных сословий. Самураи всегда старались использовать любые способы и средства для того, чтобы выделиться своим внешним видом среди окружающих. К мечам, которые самураи носили постоянно, в боевых условиях добавлялись шлем и доспехи. Если доспехи действительно выполняли в бою защитную роль, защищая воина от вражеских стрел и копий, то шлем самурая — это отдельная история.

Шлем Кабуто

Для всех наций и народов шлем воина являлся обязательным элементов военной экипировки. Основное назначение этого головного убора – защита головы воина. Однако в Японии самурайский шлем выполняет не только защитную функцию. Этот предмет больше напоминает произведение искусства. Кабуто, который стал использоваться в качестве военного снаряжения еще в V веке, всегда отличался своей оригинальностью. Ни один шлем не похож на другой. Их изготавливали мастера специально под заказ для каждого самурая. Мастер уделял больше внимания не столько защитным функциям головного убора, сколько его внешнему виду. На воинских головных уборах можно было увидеть различные украшения. Как правило, для этой цели использовались рога, которые могли быть настоящими или изготовленными из металла. Форма и расположение рогов всегда менялись в соответствии с модой, которая четко следовало политическим настроениям в японском обществе.

Маска самурая

Считалось, что такой шлем служит больше для украшения воина в бою. Однако не стоит приуменьшать боевого значения этого элемента военного костюма. Изготовленные из тонкой листовой стали, шлемы прекрасно защищали голову и главное, шею самурая от ударов противника. В бою самураю было важным защитить свою голову. Раны в шею и в голову считались для самурая самыми опасными, поэтому к декоративным элементам, которыми украшался шлем, следует добавить и прочность самой конструкции. Единственным недостатком японских шлемов считалось отсутствие забрала. Открытое лицо воина в бою всегда считалось самым уязвимым местом, но японцы не были бы японцами, если бы не придумали что другое, способное прикрыть лицо от вражеских копий и стрел. В дополнение к кабуто, каждый самурая имел защитную маску. Хаппури или хоатэ использовались вместе со шлемами. Маска самурая могла закрывать лицо полностью, либо прикрывать только нижнюю часть лица. Каждая маска была неповторима своим внешним видом. Воин, облаченный в доспехи, со шлемом на голове и с маской на лице был достаточно хорошо защищен в бою. Внешний вид самурая в полном боевом облачении вызывал у противника трепет и страх. Искусное владение верховой ездой только усиливало психологический эффект.


Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Таки коммерция?

Рёму будто подменили. Едва умевший читать любитель махания мечом с головой зарылся в книги, особенно гайдзинские, и приложил все силы к развитию созданной Кацу военно-морской школы и верфи в Кобэ.

В своих письмах Сакамото не жалеет эпитетов в адрес гайдзинов и их пособников, но теперь путь к спасению Японии он видит исключительно в том, чтобы превзойти иноземцев в их науке.

Когда Кацу, ставший наставником Сакамото, угодил в опалу, Рёма создал корабельную компаниюКайэнтай», где применил фамильные коммерческие таланты и новейшие западные идеи. Базой стал порт Нагасаки, кадровым ядром — 20 ронинов из фехтовальной школы Кацу, резко заинтересовавшихся вопросами морской торговли. А главным партнёром — шотландец Томас Гловер. Сей джентльмен был опытен не столько в торговых делах, сколько в контрабанде современного оружия и прочих вопросах конфиденциального характера — чем в основном и занималасьторговая компания» Сакамото. Для торговли и не толькоКайэнтай» приобрёл у мистера Гловера пароходЮнион», переименованный вОттё-мару».

Кайэнтай, Рёма третий слева, 1867

Впрочем, Сакамото пользовался и обычными парусниками. С одним из которых случилась печальная и поучительная история. Даймё(владыка) Кии тоже купил пароход.

Сакамото был крайне возмущён потерей судна, части команды и 400 контрабандных винтовок и, будучи современным человеком, подал в суд. Но власти Кии с видом лихим и придурковатым заявили, что суды — это для длинноносых гайдзинов и предателей духа Ямато, а самурай в своём огороде всегда равен воеводе.

Сакамото пожал плечами, почесал голову и сочинил несколько обидных песенок про даймё Кии и его морских оленей. Песенки подхватил народ, и вскоре их совершенно непочтительно распевали сначала в Нагасаки, а затем мемы добрались и до Эдо. От эдакой потери лица даймё Кии заодно потерял аппетит и сон и выплатил-таки острослову компенсацию. А то ведь ещё что придумает обидное.

Кольцо Огня

Зима 1614 года. После того, как снежная буря вынудила его укрыться, Джек натыкается на деревню, нуждающуюся в защите от набегов горных бандитов. Разрываясь между тем, чтобы двигаться дальше или помочь, Джека убеждают остаться и бороться за свое дело. Джек — единственный самурай, который так поступает. Он должен привлечь других воинов на помощь деревне, прежде чем бандиты вернутся, чтобы украсть их урожай. Задача не из легких, когда награда такая маленькая, а он иностранец. Если бы только у него были друзья, к которым он мог бы обратиться …

Персонажи

  • Хаято — сын покойного даймё Юкимура и очень опытный лучник. Умер.
  • Юудай — крепкий и очень сильный самурай, владеющий нодачи. Показывает глубокие чувства к Неко.
  • Миюки — юная куноичи (женщина-ниндзя) из более раннего Кольца Земли и одна из группы Джека, защищающей деревню Тамагши. Она подружилась с Неко и восхищается ее храбростью.
  • Сабуро — друг Джека из школы Нитен Ити Рю из первых трех книг. На своем Муша-шугё Сабуро появляется в соседнем рыночном городке из-за слухов о том, что Джек находится в этом районе, чтобы помочь защитить деревню Тамагаши.
  • Неко — девочка-сирота, которая одновременно глухая и немая. Она готовит для отряда Джека и фермеров, а также учится некоторым навыкам ниндзя у Миюки. Выказывает глубокую привязанность к Юдаю.
  • Джуничи — глава деревни Тамагаши, в которой живет Джек. С ним живет его мать. Умер.
  • Йоши — старейшина села Тамагаши.
  • Тоге — один из лидеров деревни, и очень не доверяет Джеку, сомневаясь в его способностях как самурая. E
  • Сора — один из пожилых фермеров.
  • Акума — главный антагонист по сюжету. По прозвищу «Черная луна», он является совершенно бессердечным воином, который каждый год в полнолуние грабит рис для своих жителей, оставляя им почти нечего есть. Его убивают те, кого он в конце концов безжалостно угнетал.
  • Накамура «Лицо со шрамом» — Не путать с Сэнсэем Накамурой, Накамура — один из самых опытных приспешников Акумы, владеющий топором яростно. Он пытается сбить Джека с собой, зная, что тот умирает, но терпит неудачу и тонет.
  • Сайоми — женщина-бандитка, которая служит Акуме. Владеет нагинатой. Ее волосы были вырваны с головы вместе со скальпом. Умер.
  • Курочи — по прозвищу «Змея», он очень искусен в использовании мушкета для стрельбы по целям с большого расстояния. Благодаря усилиям Неко, он погиб в результате взрыва, упав со сторожевой башни.

Игры ультрапатриотов

Надо сказать, фехтование в те годы стало страшно популярным. Причина была уважительной. У берегов закрытой на два с половиной века страны замаячили чёрные пароходы со звёздно-полосатым флагом. Бравые янки предложили островитянам свободную торговлю. А поскольку торговать с иностранцами по законам сёгуната Токугава было строго запрещено, свободу торговли американцы поддержали залпами корабельных орудий. Японцы обиделись страшно, но американские пушки были слишком уж убедительным доводом.

Молодой Сакамото Рёма(слева)

Пока чиновники сёгуната пытались хоть как-то выкрутиться, десятки тысяч юных самураев кинулись учиться фехтованию.

На улицах Эдо и Киото полилась кровь: д’Артаньяны в кимоно рубилипредателей» из числа чиновников ипроклятых иноземных варваров».

Как нередко бывает, буйные ультрапатриоты оказались полезнее врагам своей страны. Чем больше радикалы рубили иностранцев, тем больше уступок приходилось делать сёгунатудлинноносым варварам». А чем больше сёгунатдавал воли гайдзинам» — тем больше юные патриоты жаждали их рубить. А заодно свергнутьпродавшийся варварам» сёгунат Токугава и вернуть власть императору, потомку богов.

Бардак крепчал, полиция разбегалась, вопя, что ловить мастеров меча они не подписывались — уж лучше харакири. За сёгунат в итоге стали бороться ровно такие же энтузиасты с катанами. Порядка в стране это не прибавило.

«Сказание о демонах сакуры»

В последние годы правления сёгуната Япония очень сильно ощущала противостояние западной и восточной культур. Консерватизм населения и нежелание что-либо менять сталкивались с переменчивыми настроениями правительства.

Доктор Юкимура не пожелал участвовать во всеобщем хаосе и перебрался в столицу, чтобы обустроить там новое родовое гнездо для дочери. Однако вскоре письма от главы семейства перестали приходить: юная Тидзуру решает отправиться на поиски отца, для чего переодевается парнем, вооружается родовым мечом и уходит из дома.

В столице она становится свидетельницей странного происшествия, в результате которого оказывается в гостях у синсэнгуми — отряда военной полиции. Больше этого факта ее удивляет, что она и самураи преследуют единую цель — ищут доктора Кодо Юкимура. 

Бэнкэй: вассалы умирают стоя

Ёсицунэ пришлось бежать, бросив даже возлюбленную, носившую под сердцем его сына. С несколькими верными вассалами, среди которых был и Бэнкэй, преследуемый изгнанник пришёл к Фудзиваре-но Хидэхире, который уже когда-то давал ему кров. Гостеприимный хозяин был очень стар, но хранил верность своему старому другу. В его замке Ёсицунэ прожил несколько мирных лет. Эта идиллия закончилась вместе со смертью старого феодала. Его сын, несмотря на клятву данную умирающему отцу донёс Ёритомо, где скрывается его враг.

Когда огромное войско подошло к замку, путь ему преградил Бэнкэй. По легенде он убил более трёхсот солдат, которые пытались прорваться к его господину. В конце концов гигантского воина расстреляли из луков, но даже под градом стрел он продолжал стоять, не пуская врагов к воротам. Лишь когда один из врагов осмелился подойти к нему поближе, то стало ясно, что Бэнкэй умер стоя.

Тем временем Ёсицунэ в своих покоях совершил ритуальное самоубийство сеппуку, вспоров себе живот. Упокоиться с миром самураю не дали. Отрубленную голову брата затребовал себе Ёритомо, чтобы удостовериться в смерти врага.

Правда, согласно некоторым источникам, Ёсицунэ сбежал во время осады и сумел добраться до острова Хоккайдо, где прожил еще долгую жизнь, но эта вероятность отвергается большинством историков. Совсем уж фантастической является версия, что Ёсицунэ укрылся на материке и спустя столетие прославился уже под именем Чингисхана.


Минамото-но Ёсицунэ — персонаж театра но. (pinterest.com)

В японский фольклор попали и Ёсицунэ, и Бэнкэй. Первый служит образцом самурая, следующего указаниям своего господина, какими бы морально тяжелыми они ни были. Второй стал воплощением преданности, идеальным воином, готовым без колебаний отдать жизнь за своего господина. Истории о Ёсицунэ и Бэнкэе нашли отражение в самых разных жанрах японского искусства: от живописных свитков до театров кабуки и но, от кукольных представлений до эпических романов и поэм. Один из первых японских фильмов, снятый в 1912 году, назывался «Бэнкэй». Популярность двух героев не угасла до сих пор, многие современные фильмы, манга, аниме и игры делают отсылки к истории великого самурая и его вассала.

Эта популярность вышла за пределы Японии. Американский режиссер Джордж Лукас узнал про Минамото-но Ёсицунэ и Бэнкэя из фильмов Акиры Куросавы. Когда он придумывал свою сагу «Звездные войны» он использовал биографии японских героев при написании сценария. Черты самурая и его верного вассала можно найти в джедае Люке Скайуокере. Так что у истоков далекой-далекой галактики стоит идеальный самурай, родившийся в середине XII века.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Быстрые ноги = живой синоби

Скорость и выносливость — залог успеха любой тайной операции. Если ты хочешь приблизиться к идеалу всех ниндзя, то занятия бегом — лучший способ. Тренируйся каждый день и не ной, что тебе тяжело. Синоби тренировались с пяти лет, а в пятнадцать уже считались готовыми к выполнению заданий.

Информация ценна только тогда, когда ею можно воспользоваться. Ниндзя приходилось как бегать на большие расстояния, так и делать короткие забеги. Если ты хочешь стать настоящим синоби, то бегай каждый день. А для того чтобы у этого был необходимый эффект, следует выработать специальную тренировку.

Начинай неделю с легкой пробежки на длинную дистанцию — от трех до пяти километров. Это поможет тебе выработать правильное дыхание и даст необходимую разминку. На следующий день уменьшай дистанцию, но на последних пятистах метрах ускоряйся как можно больше. Чередуй эти тренировки, а раз в две недели устраивай забег на длинную дистанцию с ускорением в процессе её прохождения: один километр — спокойным бегом, полкилометра — ускорение, еще половину — шагом, и заново. Это значительно увеличит нагрузку на твое тело, но результат того стоит.

Когда твое тело окрепнет, а разум станет более цепким, перед пробежкой запоминай определённый текст, а после — пытайся воссоздать его. Пройдя такую подготовку, ты с легкостью сможешь перемещаться от провинции к провинции с ценными знаниями в голове, а догнать тебя не сможет даже самый быстрый самурай.

«Скитальцы»

Шикарный опенинг открывает зрителю мир, в котором успешно объединены историческая и фэнтезийная составляющие. Главному герою, самураю Шимадзу из эпохи Сэнгоку, предстоит сложный путь: получив серьезные ранения в бою, он теряет сознание и приходит в себя в совершенно незнакомом месте.

Заключив договор с незнакомцем, Шимадзу оказывается в параллельном мире, но видит в нем привычную картину: те же войны, те же склоки, та же несправедливость. Герой с удивлением обнаруживает, что он попал сюда не один: в этом мире есть и другие выходцы с его родины. Шимадзу решает познакомиться с ними поближе, а заодно выяснить, что тут происходит и как повернуть события в свою пользу.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай — это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Мы много слышали историй про самураев, одно упоминание о которых ассоциируется у нас с образцами мужества и отваги, с непреложными правилами соблюдения чести и достоинства. Невольно напрашивается сравнение самураев с рыцарями средневековой Европы. Однако если рыцарский титул означал признание за человеком высокого положения в обществе и мог передаваться, как по наследству, так и быть присвоен простолюдину за особые заслуги, то японские самураи представляли собой отдельную феодально-военную касту. Вход в касту самураев был положен с рождения человека, а выходом из нее являлась только его физическая смерть.

Самурай должен был в течение всей своей жизни следовать определенным законам и принципам, нарушение которых строго каралось. Самым страшным проступком считались противоправные деяния, которые могли нанести вред репутации и оскорбить честь всего клана. Виновник с позором лишался титула и звания самурая. Только добровольная смерть виновника могла смыть позор с него и со всего его рода. Такое мнение прочно укоренилась в сознание людей, которые мало знают о Японии и об ее этических традициях. На самом деле на добровольную смерть, самоубийство или по-японски — харакири , шли только самые знатные вельможи и военачальники, которые боялись быть осуждены за свои проступки и могли быть с позором изгнаны из самурайского клана. Учитывая тот факт, что большую часть элитной касты составляли люди из глухих провинций, мало кто из них готов был слепо следовать вековым традициям, поэтому если говорить о харакири, то это скорее легендарный атрибут, приписанный самураям историей. Немного было желающих добровольно и самостоятельно лишить себя жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector