Эволюция живой природы. эволюционная теория. движущие силы эволюции

Биологическая эволюция и креационизм

Теория эволюции вызвала споры со времени ее возникновения, которые длятся по сегодняшний день. Биологическая эволюция противоречит религии в отношении потребности в божественном творце. Эволюционисты утверждают, что эволюция не затрагивает вопрос о том, существует ли Бог, но пытается объяснить, как происходят естественные процессы.

При этом, однако, не избежать того факта, что эволюция противоречит некоторым аспектам определенных религиозных убеждений. Например, эволюционный учет существования жизни и библейский рассказ о творениях совершенно разные.

Эволюция предполагает, что вся жизнь связана и может быть прослежена до одного общего предка. Буквальное толкование библейского творения предполагает, что жизнь была создана всемогущим сверхъестественным существом (Богом).

Тем не менее, другие пытались объединить эти два понятия, утверждая, что эволюция не исключает возможности существования Бога, а просто объясняет процесс, посредством которого Бог создал жизнь. Однако этот взгляд все еще противоречит буквальной интерпретации творчества, представленной в Библии.

По большей части эволюционисты и креационисты согласны с тем, что микроэволюция действительно существует и она заметна в природе.

Тем не менее макроэволюция относится к процессу эволюции, который находится на уровне видов, и где один вид эволюционирует от другого вида. Это резко контрастирует с библейским мнением о том, что Бог лично участвовал в формировании и создании живых организмов.

Пока что дискуссия по эволюции/креационизму продолжается, и кажется, что различия между этими двумя взглядами вряд ли будут урегулированы в ближайшее время.

«Учение об эволюции. Ч.Дарвин»

Учение об эволюции органического мира

Слово «эволюция» (от лат. evolution — «развёртывание») сходно с русским словом «развитие», но используются эти слова в разных смыслах. Развитие (индивидуальное развитие) — это онтогенез, изменения, происходящие из поколения в поколение. Эволюция (историческое развитие) — изменение в ряду поколений, которое приводит к чему-то новому. К характерным её особенностям можно отнести возникновение новых признаков и новых видов, необратимость изменений, их прогрессивный характер или выработку новых приспособлений.

Эволюционная биология (как наука вообще) не пытается доказать отсутствие Бога и не может это сделать; она просто находит естественные причины наблюдаемых фактов и тем самым делает ненужными ссылки на чудеса и Бога для их объяснения. Поэтому предметом изучения эволюционной биологии являются механизмы исторического развития жизни. Следы этого развития — предмет науки палеонтологии. Определяет пути развития отдельных групп, устанавливает их родство наука филогенетика, тесно связанная с систематикой — наукой о современном разнообразии жизни.

Важнейшим свойством живых организмов является способность к размножению и изменчивости. Следствием этого является естественный отбор, сохраняющий те организмы, которые соответствуют своей среде обитания. Само разнообразие организмов носит следы общего происхождения их групп, в их строении и функционировании отражаются последствия тех этапов, через которые они прошли в своём историческом развитии.

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции

Вряд ли кто-либо из учёных оказал большее влияние на историю биологии, чем Ч. Дарвин (1809—1882). В 1831—1836 гг. молодой Дарвин в качестве натуралиста принял участие в кругосветном путешествии на исследовательском судне «Бигль». Богатый материал, собранный им во время путешествия, знакомство с традицией трансформизма (в изложении его деда Э. Дарвина), склонность к методическим размышлениям привели Дарвина к эволюционным идеям. В 1859 г. Дарвин представил на заседании научного общества свой доклад и статью английского натуралиста А. Р. Уоллеса, в которой тот, независимо от Дарвина, сформулировал подобные выводы. В том же году была опубликована наиболее известная книга Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Основные положения этой книги таковы.

Единицей эволюции является отдельная особь. Особи одного вида отличаются друг от друга множеством признаков. Организмы размножаются в геометрической прогрессии, и любой из видов может быстро превысить свою предельную возможную численность.

Ограниченность ресурсов порождает борьбу за существование — выживание одних особей и гибель других. Дарвин выделял межвидовую и внутривидовую борьбу, а также борьбу с факторами неживой природы. Эволюция происходит на основе наследственной изменчивости. Изменчивость, которая служит основой для эволюции, не направлена в сторону большей приспособленности и идёт по всем направлениям. Механизм, обеспечивающий приспособление организмов к условиям окружающей среды, — естественный отбор, который заключается в преимущественном выживании и размножении особей, более соответствующих среде. Этот термин Дарвин ввёл как аналог искусственного отбора, используемый в селекции. Одной из форм естественного отбора является половой отбор (соперничество и преимущество одних особей перед другими в спаривании с особями другого пола).

Естественный отбор изолированных видов ведёт к дивергенции (расхождению) их признаков и, в конце концов, приводит к видообразованию. Внешне противоположным процессом является конвергенция — уподобление друг другу неродственных форм в результате их приспособления к сходным условиям.

В 1871 г

Дарвин публикует вторую по важности из числа своих произведений книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней, кроме детального обсуждения доказательств происхождения человека от общих предков с современными человекообразными обезьянами, выдвинута концепция полового отбора

Согласно этой концепции, если какие-то признаки самцов способствуют их привлекательности для самок, степень выраженности этих признаков в ряду поколений усиливается, даже если они снижают шансы каждой отдельной особи на выживание. Так, хвост самцов павлинов, хоть и делает их менее защищёнными от хищников, должен эволюционировать благодаря тому, что самки охотнее спариваются с длиннохвостыми партнёрами.

Это конспект по теме «Учение об эволюции. Ч.Дарвин». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: 
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.

Как эволюционировал мир

Эволюция является одной из величайших теорий во всей науке. Она призван объяснить жизнь: в частности, как первая простая жизнь породила все огромное разнообразие, которое мы видим сегодня, от бактерий до дубов и синих китов.

Для ученых эволюция — это факт. Мы знаем, что жизнь развивалась с той же уверенностью, что Земля имеет форму шара, а гравитация удерживает нас на ней. В средствах массой информации множество дискуссий на тему эволюции опровергают как «просто теорию» или отвергают как откровенную ложь.

Ученые всегда считали, что эволюция есть. Это можно проследить на очевидных фактах. С течением времени на нашей планете изменился не только человеческий род, но и растения, состояние земли и климата в целом.

1.23. Вид, его критерии и структура. Популяция

Вид — это совокупность особей, занимающих определенную территорию, имеющих общее происхождение, наследственное сходство морфологических, физиологических ихимических особенностей, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Во многих случаях приходится решать, принадлежат ли два организма (или две группы организмов) к одному виду или к разным видам. Заключение об этом можно вынести основании критериев вида.

Критерии вида:

  • морфологический — особи, принадлежащие к одному виду, похожи друг на друга по своему внешнему строению;
  • физиологический — особи, принадлежащие к одному виду, похожи друг на друга по многим особенностям жизнедеятельности;
  • биохимический — особи, принадлежащие к одному виду, содержат сходные белки;
  • генетический — особи, принадлежащие к одному виду, имеют одинаковый кариотип;
  • экологический — особи одного вида ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
  • географический — вид распространен на определенной территории (ареале).

Критерий скрещивания — особи, принадлежащие к одному виду, скрещиваются Друг с другом в природе и дают плодовитое потомство.

Наиболее существен для определения принадлежности особей к разным видам критерий скрещивания. Однако ни один критерий не может быть исчерпывающим. Только на основании совокупности критериальных признаков можно провести различия между близкими видами.

Популяция — устойчивая, совместно обитающая в течение ряда поколений совокупность особей одного вида. Популяция — элементарная эволюционная единица. Минимальная популяция — две разнополых особи. Особи, входящие в состав одной популяции, могут рождаться и умирать, а популяция при этом будет продолжать существовать.

Скрещивание между особями одной популяции происходит гораздо чаще, чем между особями разных популяций. Тем самым обеспечивается свободный генетический обмен между членами популяции.

Под влиянием внешних факторов происходит изменение генетического состава популяции. Длительное и направленное изменение генофонда популяции называют элементарным эволюционным явлением.

Факторы, вызывающие эволюционный процесс в популяциях, называют элементарными эволюционными факторами.

К таким факторам относят:

  • мутации — являются причиной генетической разнородности популяций. Они поставляют эволюционный материал. Совокупность рецессивных мутаций в генотипах особей популяции образует резерв наследственной изменчивости (С.С. Четвериков), который при изменении условий существования, изменении численности популяции может фенотипически проявиться и попасть под действие естественного отбора;
  • популяционные волны — периодические колебания численности особей популяции, возникающие в результате резкой смены действия какого-либо из факторов среды (например, недостаток пищи, стихийные бедствия и др.). После прекращения действия этих факторов численность популяции снова возрастает. Оставшиеся в живых особи могут оказаться ценными в генетическом отношении. Изменения частот встречаемости определенных генов могут привести к изменению популяции;
  • изоляция — бывает пространственной (географической) и биологической (экологической, физиологической, репродуктивной);
  • естественный отбор — фактор, определяющий возможности выживания и размножения особей, а следовательно, сохранения и эволюции вида. Отбор действует на отдельные фенотипы, тем самым отбирая определенные генотипы.

Просмотров:
6 068

Теория Дарвина

Теория английского ученого Чарльза Дарвина — одна из версий происхождения человека, которую поддерживает научное мировое сообщество. Именно ее изучают школьники на уроках биологии.

Определение

Теория Дарвина (или Дарвинизм) — это научное обоснование эволюции на Земле путем естественного отбора. По мнению Дарвина и других ученых, согласных с этой версией, все живые организмы меняются со временем, причем это касается и наследственных, и поведенческих, и физических характеристик. Происходящие изменения позволяют им выжить, адаптироваться к среде обитания, увеличить потомство.

Теория эволюции Чарльза Дарвина была впервые сформулирована и напечатана в 1859 году в книге «Происхождение видов». Сподвигло ученого на написание книги кругосветное путешествие, во время которого он внимательно изучал флору и фауну и пришел к интересным выводам. 

Согласно этой теории, у всего живого на нашей планете — общий предок. А далее виды менялись под воздействием природных, климатических и других явлений. По словам Дарвина, спустя большое количество поколений измененные виды существенно отличаются от первоначальных.

«Двигателями» эволюционного процесса являются:

  1. Унаследованная способность видов к изменению, адаптации к меняющейся окружающей среде.
  2. Естественный набор, позволяющий выживать более сильным, выносливым, хитрым, адаптированным. 

Ученые в XX и XXI веке смогли дополнить теорию эволюции Дарвина исследованиями в области генетики, молекулярной биологии, экологии, и т.д. Современная теория получила название «синтетической» эволюции.

Доказательства и «слабые места» в теории Дарвина

В пользу теории Чарльза Дарвина говорят доказательства общности происхождения животных и человека:

  1. Анатомические сходства, заключающиеся в похожем строении отдельных органов и их систем в теле человека и животных. 
  2. Эмбриональное сходство, которое заключается в том, что на ранних этапах развития зародыш человека мало чем отличается от зародышей позвоночных (у него  есть жаберные щели и хвост). Человеческие особенности у эмбриона появляются на поздних стадиях развития.
  3. Наличие рудиментов — органов и свойств, присущих человеку, но утративших свои прямые функции. Ученые насчитывают порядка 90 рудиментов в теле человека: хвостовые позвонки (копчиковая кость); признак мигательной перепонки (складка в уголке глаза); остаток шерсти (тонкие волосы на теле) и др.
  4. Наличие атавизмов у отдельных людей. Атавизмы — это органы или свойства, которые были утрачены в процессе эволюции, но могут появиться у отдельно взятой особи: обильный волосяной покров на лице и теле, сильно развитые клыки, многососковость, хвостатость и др.

Хотя эта теория официально признана научным миром, в ней по-прежнему остаются белые пятна:

  1. Археологами не было найдено ни одного скелета промежуточных видов. К примеру, если жираф появился путем изменения вида антилопы, должны были сохраниться останки промежуточного вида животного с удлиняющейся шеей.
  2. Теория Дарвина потому и называется теорией — ученым до сих пор не удалось провести ни одного эксперимента, подтверждающего ее состоятельность. Попытки вывести новый вид животного предпринимались неоднократно, но пока научные умы смогли добиться только изменений внутри вида. Причем большинство этих видоизмененных животных не способны производить потомство.

Однако на сегодняшний день это единственная естественно-научная теория, которая отвечает на большинство вопросов по происхождению и развитию видов.  

Развитие эволюционных взглядов

Термин «эволюция» (от лат. evolutio — развертывание) был введен в науку в середине XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне.

Биологическая эволюция — поступательный направленный исторический процесс изменения живых организмов и их сообществ. Ход эволюции имеет необратимый характер.

Вопросы происхождения и разнообразия органического мира всегда волновали человечество. Как уже отмечалось, в средние века господствовал креационизм — представление о том, что живые организмы созданы Богом и неизменны во времени. К концу XVIII в. открытия в области химии, физики и биологии укрепили идею о единстве происхождения живых организмов и эволюции органического мира. Это стало почвой для создания единой эволюционной теории, которую разработал великий английский ученый Чарльз Дарвин.

На рубеже XVIII-XIX вв. накопилось немало научных предпосылок создания эволюционной теории. Была обоснована идея об изменяемости поверхности Земли под влиянием климатических факторов. Ученые-химики доказали, что все живые организмы состоят из таких же химических элементов, которые есть в неживой природе. Биологи установили, что закон сохранения энергии применим и по отношению к живым организмам. На создание эволюционной теории во многом повлияли работы английских экономистов А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит создал учение о свободной конкуренции в промышленности. Т. Мальтус впервые ввел выражение «борьба за существование». Он объяснял, что человеку, как и всем другим организмам, свойственно стремление к безграничному размножению. Но лишь нехватка жизненно необходимых ресурсов, производство которых не поспевает за размножением, ограничивает рост численности человечества.

В начале XIX в. французский натуралист Ж. Б. Ламарк впервые предложил последовательное учение о развитии живой природы. Ламарк первым указал на связь организмов со средой их обитания. Именно среда обитания, по его мнению, явилась причиной изменения живых организмов. Ученый определил направление эволюции как постепенный переход живых организмов от низших форм к высшим. Но в то же время Ламарку не удалось вскрыть истинные причины, способствующие данному эволюционному переходу.

Помимо научных открытий формированию теории эволюции значительно способствовала социально-экономическая обстановка — к началу XIX в. Англия превратилась в крупнейшую промышленную и колониальную державу. Развитие мореплавания, торговли, освоение колоний способствовали накоплению знаний о растительном и животном мире разных стран. Увеличение масштабов промышленного производства и рост городского населения повысили спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Это явилось стимулом к выведению более урожайных сортов культурных растений и высокопродуктивных пород домашних животных.

Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина

Само по себе возникновение эволюционного учения Дарвина было обусловлено ходом как социально-экономического процесса, так и развитием науки. В начале $XIX$ века Англия была передовой капиталистической страной с высоким уровнем развития экономики . Развитие промышленности и сельского хозяйства способствовало развитию селекционной науки.

Промышленность требовала сырье. Поэтому развивалась геология, география, биология. Расширились знания человечества об разнообразии живой природы.

Замечание 1

Благодаря исследованиям микробиологов Т. Шванна и М. Шлейдена, была сформулирована и обоснована клеточная теория. Исследования в области эмбриологии дали возможность говорить о единстве происхождения позвоночных животных. Данные палеонтологических исследований подтвердили существование в прошлые времена растений и животных, которые отличались от ныне живущих организмов.

Все это подготовило основу для возникновения учения о происхождении видов живых организмов. Требовался гениальный ум, который бы обобщил и переработал все эти накопленные и разрозненные факты и создал стройную систему суждений, привел убедительные доказательства.

История теории эволюции

Идея о том, что черты передаются от родителей к потомству, существует со времен древнегреческих философов. В середине 1700-х годов Кэрол Линней придумал свою систему таксономического наименования, которая группировалась по видам и подразумевала, что существует эволюционная связь между видами внутри одной группы.

В конце 1700-х годов появились первые теории, которые со временем менялись. Ученые, такие как Граф де Буффон и дедушка Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин, предложили идею того, что виды менялись со временем, но ни один человек не мог объяснить, как и почему это происходило. Они также держали свои размышления в секрете, так как их теории были спорными относительно общепринятых религиозных взглядов той эпохи.

Жан Батист Ламарк, ученик графа де Буффона, был первым, кто публично заявил об изменении видов с течением времени. Однако, часть его теории была неверна. Ламарк предложил, что приобретенные черты передаются по наследству. Жорж Кювье смог доказать ошибочность этого утверждение. Он также имел доказательства существования видов, которые эволюционировали и вымерли.

Кювье верил в катастрофизм и считал, что эти изменения и исчезновения в природе происходили внезапно и бурно. Джеймс Хаттон и Чарльз Лайел противопоставляли аргументам Жоржа Кювье идею униформитаризма. Эта теория гласит, что изменения в природе происходят медленно и накапливаются с течением времени.

Перелеты

По своей природе гусеобразные относятся к перелетным птицам, однако сохранить эту функцию удалось только диким представителям. Домашние пернатые не нуждаются в кочевничестве, так как имеют все условия существования, а большой вес просто не позволяет взлететь.

Проведя лето на водоемах и воспитав потомство, на зимовку вольные гуси отправляются в южные страны. Во время перелета стая формирует клин или шеренгу. Несмотря на то, что при оседлом образе жизни они практически не парят, в период путешествия в теплые края высота полета может достигать 8000 метров. Среди летающих горные представители набирают максимальную высь — 10000 метров.

Высота полета гусей достигает от 8000-10000 метров

Если отследить с какой скоростью летит стая, то в среднем она составляет 75 км/ч, периодически возрастая до 90 км/ч.

Как эволюционировал человек — хронология превосходства

Эволюция человека — это процесс, посредством которого люди развивались на Земле с древних времен. С точки зрения зоологии люди, являются видом Homo sapiens, культурно-ориентированным видом, живущим на земле и, вероятно, впервые появившимся в Африке около 315 000 лет назад.

В настоящее время мы являемся единственными выжившими гоминидами (членами группы прогрессивных приматов), но имеются многочисленные ископаемые свидетельства того, что нам предшествовали миллионы поколений других человекоподобных, таких как ардипитеки, австралопитеки и другие виды. Кроме того, мы и наши предшественники всегда делили Землю с другими обезьяноподобными приматами, от современной гориллы до давно вымершего дриопитека.

Факт схожести между людьми и вымершими гоминидами признается антропологами и биологами повсюду. Все же точная природа наших эволюционных отношений была предметом споров и исследований. Великий британский натуралист Чарльз Дарвин опубликовал свои монументальные книги «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871).

Теоретически существует общий предок, существовавший миллионы лет назад. Этот древний примат не был идентифицирован и, возможно, никогда, скорее всего, не будет известен. Так происходит из-за сложности раскопок. Фактически, человеческое «генеалогическое древо» можно лучше описать как «семейный куст», в рамках которого невозможно соединить полный хронологический ряд видов, приводящий к Homo sapiens, с которыми будут согласны все эксперты.

«Научный» креационизм

В отличие от «патрологических», «научные» креационисты стараются доказать отсутствие эволюции средствами самой же науки . Об этом течении можно много не говорить, так как оно фактически совпадает с хорошо известной «креационной наукой», развиваемой протестантскими фундаменталистами. С действительно научной точки зрения аргументация «научных» креационистов выглядит невежественной и предвзятой и может быть квалифицирована как идеологически окрашенная лженаука. По-видимому, главное доказательство существования эволюции (длинные последовательности видов ископаемых организмов, наблюдаемые во многих местах земной коры) поставляется палеонтологической летописью. «Научные» креационисты, как правило, обходят это доказательство молчанием, сосредотачиваясь на других эволюционных аргументах, действительно не обладающих абсолютной убедительной силой, например на глубоком анатомическом, генетическом или эмбриологическом сходстве, которое наблюдается между современными таксонами (подразделениями разных рангов — родами, семействами, классами и т.д., на которые делится мир живых организмов согласно биологической систематике). А те креационисты (как, например, А.Лаломов ), которые обращаются к палеонтологическим свидетельствам, обычно вынуждены признавать существование эволюции, хотя и ограничивают его самым низким (видовым) таксономическим уровнем.

Остается, однако, непонятным, почему роды, семейства и другие крупные таксоны не могут возникать эволюционным путем, если для видов такая возможность допускается.

Литература

На русском языке

Учебная и научная

  • Воронцов Н. Н. История эволюционного учения. — М.: Изд.отдел УНЦ ДО МГУ, 1999. — 640 с.
  • Северцов А. С. Теория эволюции. — М.: Владос, 2005. — 380 с. — 10 000 экз.
  • Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. — М.: Мир, 1982. — 244 с.
  • Колчинский Э. И. Неокатастрофизм и селекционизм: вечная дилемма или возможность синтеза?. — СПб.: Наука, 2002. — 554 с. — ISBN 5-02-026174-2.
  • Futuyma D. J. Evolution. — Sunderland: Sinauer Associates, 2005. — ISBN 0-878-93187-2.
  • Mayr E. What Evolution Is. — New York: Basic Books, 2001. — 336 p.
  • Shapiro J. Evolution: A View from the 21st Century. — FT Press Science, 2011. — 253 p. — ISBN 978-0-13-278093-3.

Альтеризм

Термин «альтеризм» (от лат. аlter — иной, другой) позволяет объединить множество взглядов, основывающихся на книге епископа Василия (Родзянко) «Теория распада Вселенной и вера Отцов» , в основу которой положен курс лекций, прочитанных владыкой в Московской духовной академии в 1994 году. Происхождение альтеристских идей может быть связано также с такими работами русских религиозных философов начала XX века как «Философия свободы» Н.А. Бердяева и «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого.

Однако полное развитие и распространение эта концепция получила лишь в в наше время благодаря упомянутой книге владыки Василия.

Центральная идея альтеризма, пользующаяся ныне достаточно большой популярностью в Русской Православной Церкви, может быть сформулирована следующим образом. Наука, конечно, права в своем отстаивании существования эволюции. Эволюция действительно происходила в истории Земли. Но этот процесс не имеет ничего общего с процессом творения, описанным в двух первых главах Книги Бытия. Так называемый «Большой взрыв», рассматриваемый учеными как начало нашей Вселенной, должен идентифицироваться не с началом творения (см.: Быт. 1, 1), а с моментом грехопадения первых людей (см.: Быт. 3, 6–24). До этого события существовал другой (отсюда и название концепции), «райский» мир, а грехопадение явилось причиной его крушения и возникновения нового мира — того, который ныне и исследуется наукой.

Признавая существование прошлого, недоступного для исторических наук, альтеризм сближается с теориями «снежка» и «омфалоса» (особенно в интерпретации А.И. Иванова), изложенными выше, но отличается от них тем, что отодвигает это «непознаваемое время» на значительно большее расстояние от наших дней. Креационизм допускает научное исследование лишь для последних 7500 лет, тогда как альтеризм, опираясь на данные космологии, распространяет этот период примерно на 15 млрд лет.

Несмотря на то что альтеризм признает все имеющиеся научные данные, он сталкивается с большими трудностями философского характера из-за необходимости признания существования двух разных вселенных. Эти два мира не могут иметь друг с другом ничего общего, и если мы живем в одном из них, то не можем ничего сказать о другом. Тем не менее первые две главы Книги Бытия содержат, согласно альтеристской концепции, описание этого «другого» (не нашего) мира; и, что самое удивительное, в этом описании используются понятия «нашего» мира: «небо», «земля», «вода», «суша», «трава», «деревья», «птицы», «гады» и т.д. Надо обладать поистине извращенным сознанием, чтобы думать, что в словах: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла… (Быт. 2, 4) — речь идет совсем не о той земле, по которой мы ходим ногами, и не о том небе, которое мы видим у себя над головой.

Креационизм

Сейчас уже трудно сказать, кто был первым креационистом. Во второй половине ХХ века несколько важных работ были написаны о. Серафимом (Роузом) — православным иеромонахом, жившим в США6. В 1980-х годах креационистская литература, представленная, главным образом, работами американских протестантских фундаменталистов — Г.Морриса, Т.Хайнца и др., начала понемногу проникать в Россию. А с 1990-х годов начали появляться оригинальные работы русских православных креационистов — в основном как реакция на «атеистический дарвинизм», насаждавшийся в предшествующие годы. На вопрос «Наука или религия?» в рамках коммунистической пропаганды православные верующие отвечали «Религия!», заявляя этим ответом о своей оппозиции официальному атеизму и не замечая, что сама постановка вопроса была порочной (ибо подлинное научное исследование тварного мира не может вступать в противоречие с верой в его Творца). Сегодня креационизм переживает время расцвета. Православные креационисты публикуют большое количество разнообразной литературы, проявляют значительную активность на разного рода конференциях, а также в интернете.

Во всем мире происходит борьба между «нормальной» научной биологией и креационизмом за влияние в сфере школьного образования.

В 2004 году итальянское правительство во главе с С.Берлускони попыталось запретить преподавание эволюционной теории в средней школе, но потерпело неудачу. В июне 2006 года академии наук из шестидесяти семи стран мира приняли декларацию о необходимости изучения в школе теории эволюции . Парламентская ассамблея Совета Европы в октябре 2007 года приняла резолюцию № 1580 «Опасность креационизма для образования». В мае 2009 года Российская академия наук присоединилась к заявлению шестидесяти семи академий, хотя в итоговом решении Общего собрания РАН резолюция № 1580 не упоминалась. И если в Западной Европе преподавание креационизма вместо «нормальной» биологии в средней школе только обсуждается, то в России его уже преподают в ряде школ.

Если попытаться выделить некую общую «платформу» сторонников креационизма, то легко увидеть, что их взгляды носят чисто негативный характер. По существу их позиция сводится к отрицанию эволюционного процесса. Согласно взглядам креационистов, Бог очень быстро (почти мгновенно) создал Вселенную, которая с тех пор пребывает неизменной. А все научные доказательства, подтверждающие существование эволюции, являются ложными и должны быть опровергнуты (именно поэтому креационизм должен рассматриваться как учение антинаучное). На вопрос: «А что же все-таки было, если не было эволюции?» — креационисты отвечают по-разному, нередко противореча друг другу. Например, с одной стороны, они отрицают возможность происхождения жизни из неорганической материи, а с другой — возможность происхождения человека от каких-либо животных предков. Соединение этих двух положений порождает парадоксальную ситуацию: получается, что Бог мог создать из глины человека, а бактерию — не мог. Однако сами креационисты как бы не замечают данного противоречия и никогда даже не упоминают о его существовании.

Непродуманность и внутренняя противоречивость креационистской концепции особенно наглядно проявляется, если вопрос о существовании биологической эволюции поставить именно так, как его сформулировал Дарвин в заголовке своего главного труда — «Происхождение видов».

Достаточно типичным представляется следующий диалог между эволюционистом и креационистом.

Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя?

Креационист (К.): Их сотворил Бог.

Э.: Из чего Он их сотворил?

Ответить на этот вопрос «из ничего» креационистам препятствует свидетельство Священного Писания, где о человеке, например, прямо говорится, что он был сотворен Богом из праха земного (Быт. 2, 7), поэтому продолжение диалога выглядит, как правило, примерно так:

К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов.

Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?

Различные ответы на этот вопрос, которые можно найти в креационистской литературе, позволяют выделить в православном креационизме два разных направления. Одно из них условно может быть названо «патрологическим», а другое — «научным».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector