Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали
Содержание:
- Прослушивание в театральный ВУЗ
- Упражнение «Пробка»
- Монолог против описательной прозы
- Подготовка к прослушиванию
- Развитие сценической речи в Украине
- Методы обучения сценической речи
- Развитие сценической речи в Украине
- Основные упражнения для улучшения качества речи
- 4«Словарь ударений русского языка» под редакцией Ирины Резниченко
- Упражнения для улучшения дыхания
- Упражнение 3. «Пробка»
- Упражнение «Язык без костей»
- Как определиться с материалом
- Упражнения для детей
- 2Борис Ляшенко. «Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору»
- Занятия для продвинутых
- Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи
- Упражнение 2. «Звуковое пение»
- Упражнение 3. «Пробка»
- Перспективы трудоустройства по профессии
- Отличительные особенности сценической речи
Прослушивание в театральный ВУЗ
В отличие от обычных ВУЗов в театральном вступительные экзамены начинаются с творческого конкурса
Несмотря на то, что актёрские ВУЗы стоят на «других слонах», они имеют одну явную общую деталь с более «приземлёнными» учебными заведениями – вступительные экзамены.
Как и везде, наличие таковых определяет тех, кто продолжит обучение.
Однако на сегодняшний день многие специалисты считают, что подобная процедура отбора теряет свою актуальность.
Происходит это по большей части из-за того, что многие молодые люди в представленных условиях не способны показать себя в полной мере.
Актёр — это, безусловно, профессионал, но не робот, – человек. Человеческий фактор в большинстве случаев играет основополагающую роль в вопросе, когда нужно показать своё «Я».
Как показывает статистика, большинство поступающих — экстраверты. То есть люди, обладающие природной предрасположенностью к общению с малознакомыми людьми, открытым характером.
В то время как интровертам нужно приложить массу усилий, чтобы доказать свою профпригодность.
Талант – это дар. Но он не всегда виден невооружённым глазом. Порой под талантом принимаются обычные общительность и открытость, которые, безусловно, хороши в реальной жизни, но бесполезны на сцене.
В театральном наличие таланта важнее результатов ЕГЭ
Но пока система работает следующим образом:
- Специальность или творческий конкурс. Как правило, проходит в несколько этапов. На этих этапах обязательно прочтение наизусть произведения. Это может быть рассказ, стих, басня, отрывок из прозы. Помимо главного текста, рекомендуется иметь в запасе 1-2 произведения другого формата.
- Коллоквиум. Представляет собой собеседование с членами приёмной комиссии, где абитуриенту будут задавать вопросы, касающиеся профессии.
- Русский язык и литература. Результаты ЕГЭ.
Мы поговорим о творческом конкурсе.
Упражнение «Пробка»
Такое упражнение считается самым легким для улучшения функционирования речевого аппарата. Оно принесет хороший эффект, если выполнять его постоянно. Техника «Пробка» довольно популярна как у детей, так и взрослых. Такое веселое занятие поможет:
- укрепить мышцы губ, щек и верхнего неба;
- подтянуть кожу на лице, скрыть небольшие морщинки и носогубные складки;
- улучшить речь и дикцию.
Специалисты говорят, что такие уроки будут полезными не только для будущих артистов и выступающих на сцене, но и для тех, кто хочет сохранить состояние своей кожи и избежать возрастных изменений.
Занятие проводится по следующей технике: сначала следует подготовить небольшую пластиковую либо деревянную пробку от бутылки шампанского. Затем выучить и подготовить скороговорку. После зажать пробку в передних зубах. Не выпуская ее, следует начать произносить фразы, повторить их сразу несколько раз. Так можно точно выявить, какие звуки у человека получаются лучше, а какие хуже
Важно регулярно улучшать свое произношение, тренировать артикуляционный аппарат, а также ускорять чтение
Человек, тренирующийся на скороговорках с пробкой шампанского, обычно выглядит очень странно. Такой веселый тренинг сценической речи может стать увлекательным занятием для всей семьи и выполняться в виде маленького соревнования. Каждый человек должен прочитать скороговорку любым необычным методом, а после определить, у кого это получилось лучше всего.
Монолог против описательной прозы
Выбери отрывок, который ты сможешь не только прочитать, но и прожить
Каждый абитуриент индивидуален. И выбор в пользу определённого произведения складывается исключительно исходя от предпочтений человека.
Но не стоит забывать, что это конкурс. И порой выход из зоны комфорта – лучшее, что можно сделать в данной ситуации.
На фоне других выигрышнее всего смотрятся (или слышатся) прозаические произведения.
Стихотворная форма подразумевает под собой наличие определённого ритма, в прозе же он не столь выражен. Его нужно, как говорится, нащупать.
Сейчас ни в коем случае не умаляется значимость чтецов. Однако, согласитесь, даже пятилетний ребёнок может прочесть стих.
Другой вопрос в содержании и подаче, но факт остаётся фактом: в рамках конкурса проза предпочтительнее.
Причём обратить внимание рекомендуется именно на монолог. Он лучше простой описательной прозы, так как даёт большую возможность проявить актёрские способности
Ведь по сути что есть монолог? Это речь от первого лица со всеми переживаниями, оттенками и интонациями.
Передать характер главного героя, показать тонкость, хрупкость, либо наоборот силу момента через монолог проще и одновременно сложнее. Перед будущим актёром стоит задача не из простых, но очень в духе театра – прожить маленькую жизнь.
В то время как описание призвано для того, чтобы дать зрителю представление о происходящем вокруг.
Подготовка к прослушиванию
Опытные и «бывалые» в один голос советуют начать готовиться к поступлению в театральный не менее чем за год.
Это никак не связано с тем, что новобранцы «тугие и деревянные». Наоборот – конкурс с каждым годом всё сложнее, конкуренции больше.
Оттачивайте ораторское мастерство, работайте над гибкостью и пластикой тела, ставьте голос – ничто не будет лишним или ненужным.
В этом видео вы узнаете, как поступить в театральный ВУЗ:
И главное помните, что в первую очередь комиссия ищет яркую, выдающуюся личность. Игра игрой, но индивидуальность актёра в разы ценнее.
Порой показать себя настоящего намного сложнее, чем сыграть полную свою противоположность.
Развитие сценической речи в Украине
Украинский сценическое речи берет свое начало еще с конца XIX в., Однако о орфоэпические нормы украинского языка этого периода можно оставлю условно. Поскольку заслуга выдающихся деятелей Украинской дооктябрьского театра заключалась именно в том, что на сцене они подносили народноразговорного язык на уровень литературной. Своим талантом они утверждали красоту, мелодичность, жизненность народного языка. «Многими людьми культура Украинская устной литературной речи (ее орфоэпии, мелодики) узнавались именно через этот театр (театр корифеев)», — отмечает И. К. Билодид. Борьба за доступность, правильность и чистоту языка была борьбой за украинское реалистическое искусство. Украинский театр, как театр глубоко народный, опирался на традиции народной устной речи. Это естественный, закономерный путь. М. Л. Кропивницкий, Н. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский учились у народа, а их современники и преемники последовали выдающихся мастеров сцены. Так, многие актрисы последовали произношение Н. М. Ужвий, волновало мелодичность ее интонаций, учился певучести и поэтичности языка, а также ее характерное «всегда» стало распространенным. Поэтому при оценке современной практики сценической речи нужно учитывать тенденции развития устной литературной речи и на выработку определенных норм сценической речи.
Прежде всего надо отметить, что не все наши театры придерживаются единых художественно-языковых принципов, которые определяют общий и критерии высокой культуры сценической речи. Иногда пестрота, бесцветность, невыразительность актерского слова, диалектизмы, неправильные ударения, вообще нарушение произношения звуков производят впечатление, так сказать, языковой эклектики
Особое внимание надо обратить на соблюдение орфоэпических норм украинского литературного языка. Однако, несмотря на стремление унифицировать нормы, и сегодня существуют несколько вариантов Украинский сценической речи
Методы обучения сценической речи
Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.
- Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
- Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
- Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
- Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.
Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.
Развитие сценической речи в Украине
Украинский сценическое речи берет свое начало еще с конца XIX в., Однако о орфоэпические нормы украинского языка этого периода можно оставлю условно. Поскольку заслуга выдающихся деятелей Украинской дооктябрьского театра заключалась именно в том, что на сцене они подносили народноразговорного язык на уровень литературной. Своим талантом они утверждали красоту, мелодичность, жизненность народного языка. «Многими людьми культура Украинская устной литературной речи (ее орфоэпии, мелодики) узнавались именно через этот театр (театр корифеев)», — отмечает И. К. Билодид. Борьба за доступность, правильность и чистоту языка была борьбой за украинское реалистическое искусство. Украинский театр, как театр глубоко народный, опирался на традиции народной устной речи. Это естественный, закономерный путь. М. Л. Кропивницкий, Н. К. Заньковецкая, М. К. Садовский, П. К. Саксаганский учились у народа, а их современники и преемники последовали выдающихся мастеров сцены. Так, многие актрисы последовали произношение Н. М. Ужвий, волновало мелодичность ее интонаций, учился певучести и поэтичности языка, а также ее характерное «всегда» стало распространенным. Поэтому при оценке современной практики сценической речи нужно учитывать тенденции развития устной литературной речи и на выработку определенных норм сценической речи.
Прежде всего надо отметить, что не все наши театры придерживаются единых художественно-языковых принципов, которые определяют общий и критерии высокой культуры сценической речи. Иногда пестрота, бесцветность, невыразительность актерского слова, диалектизмы, неправильные ударения, вообще нарушение произношения звуков производят впечатление, так сказать, языковой эклектики
Особое внимание надо обратить на соблюдение орфоэпических норм украинского литературного языка. Однако, несмотря на стремление унифицировать нормы, и сегодня существуют несколько вариантов Украинский сценической речи
Основные упражнения для улучшения качества речи
- Представьте любой предмет, животное или человека. Постарайтесь его, как можно более красочно описать. Для этого используйте как можно больше различных слов. Как правило, новички делают это упражнения достаточно медленно и неуверенно. Однако спустя некоторое время после упорных тренировок вы быстро сможете справиться с поставленной задачей.
- Воспользуйтесь всем известными скороговорками. Возможно, вы удивитесь, но без их помощи не обходятся не телеведущие, ни актеры, ни певцы. Каждая из них сочетает в себе практически несочетаемые звуки. Выберите для себя несколько скороговорок с различными сочетаниями звуков и вскоре вы забудете о дефектах речи.
- Постарайтесь общаться максимально естественно и свободно. В подходящие моменты воспользуйтесь юмором. Он как ничто другое способен быстро разрядить сложную напряженную обстановку, помогает людям сблизиться.
- Расширьте круг своих собеседников. В идеале, если у вас, конечно, есть такая возможность, проведите какую-нибудь лекцию или презентацию. В такие моменты вы сможете понять с какими людьми как стоит общаться.
- Читайте классические произведения. Но при этом не спешите как можно скорее прочесть книгу и забросить ее в дальний угол. Вчитывайтесь в каждое слово, в каждое предложение. Постарайтесь понять, какую мысль пытался донести писатель. Таким образом, вскоре вы научитесь максимально правильно излагать свои мысли, значительно увеличите словарный запас.
- Если у вас очень серьезные проблемы, обратитесь к логопеду. Он подберет для вас индивидуально наиболее подходящий комплекс упражнений, выполнение которых в самые короткие сроки даст положительные результаты.
Соблюдая эти простые правила, вы уже спустя несколько недель сможете усовершенствовать свою дикцию и речь. Для того чтобы достичь максимальных результатов в кратчайшие сроки старайтесь выполнять упражнения ежедневно минимум по 15 минут. При этом учтите, что до полудня мышцы лица еще продолжают «спать». Работая над собой, и вы также сможете стать отличным оратором.
4«Словарь ударений русского языка» под редакцией Ирины Резниченко
«Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок — «узелки на память». Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора».
Это, пожалуй, один из наиболее полных словарей — в нем собрано около 10 000 слов, но далеко не единственный. В принципе, для уточнения правильности постановки ударений вы можете использовать любой орфоэпический словарь, главное — делать это. Выбирайте, какой вам больше нравится, вот лишь несколько примеров:
- Орфоэпический словарь под редакцией Р.И. Аванесова, М.А. Штудинера, М.В. Зарвы.
- Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
- Словарь собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
- Орфографический словарь В.В. Лопатина.
При выборе словаря советуем вам обращать внимание на время издания, так как нормы русского языка меняются, появляются новые слова, а некоторые старые приобретают иные значения. Желательно, чтобы словарь был рекомендован Институтом русского языка имени В.В
Виноградова. Это гарантия того, что в ваших руках находится действительно проверенный и надежный источник, на который при необходимости можно смело ссылаться.
Упражнения для улучшения дыхания
Упражнения по сценической речи для детей будут в обязательном порядке включать в себя правильное дыхание. Этот прием в ораторском искусстве имеет огромное значение. Тот, кто произносит важную речь перед аудиторией, не может позволить себе вдыхать воздух посредством рта. Это может привести к тому, что он собьется, из-за чего человек не сможет соблюдать интонацию и правильно расставлять акценты. Для работы над голосом ребенку нужно будет регулярно выполнять следует специальные упражнения:
- Дышать носом с открытым ртом на протяжении трех-пяти минут.
- Положить сразу две руки на солнечное сплетение. Сделать глубокий медленный вдох (задержаться в таком состоянии на 3-4 секунды). При этом руки почувствуют, как живот поднимается, наполняется воздухом, а после опустится назад. Такое колебание должно быть хорошо выраженным. Если ребенок ничего не ощущает, то во время вдоха ему следует наклонить свое тело немного вперед. Со временем манипуляцию по втягиванию воздуха нужно будет увеличивать по длительности.
- Упражнения для улучшения грудного дыхания. Для этого нужно сделать глубокий вдох, как словно вдыхая аромат цветов, после сделать медленный выдох с втягиванием живота. Это упражнение содействует свободной плавной речи. Короткий вдох и длительный выдох помогут улучшить грудное дыхание. После того как такое упражнение будет выполняться просто и быстро, на выдохе следует начать произносить длинные фразы.
Такие занятия довольно просты и прекрасно подойдут при развитии сценической речи для детей 7-9 лет. Проводить их следует каждый день, и вскоре появится возможность произносить длинные фразы без заминок и сбоя дыхания.
Упражнение 3. «Пробка»
Легкое и очень продуктивное занятие!
Благодаря этому занятию:
- укрепляются мышцы губ, щек, верхнего неба;
- мышцы лица подтягиваются, сглаживаются носогубные складки;
- улучшается дикция!
Нам нужно:
- Пробка от вина или от шампанского
- Скороговорки
Что делаем?
Берем пробку и зажимаем ее между зубами. Начинаем читать подготовленные скороговорки. Каждую — несколько раз. Сначала медленно, замечая свои «проблемные места». Работаем над четкостью произношения, проговариваем звуки за счет артикуляции. Увеличиваем темп.
Скорее всего, Вы не сможете слышать без смеха свою же собственную речь. Но уже через пять минут веселой тренировки мышцы рта начнут работать правильно. И даже с пробкой во рту Вы сможете отчетливо произносить самые труднопроговариваемые выражения!
Затем убираем пробку и снова беремся за скороговорки. Не забываем удивляться, как вдруг наша речь «льется рекой» 🙂
Упражнение «Язык без костей»
Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.
Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:
- Ваш язык начинает работать очень четко;
- Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
- Произношение звуков становится более четким и правильным.
Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.
- Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
- Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
- Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.
Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.
Как определиться с материалом
Ответ прост, но неочевиден – никак. Идеального монолога не существует.
Актёр — это бесконечная работа, в первую очередь над собой. Успех — это 1% таланта и 99% труда.
Чтобы выбрать «свой» монолог, нужно взглянуть на себя со стороны
Монолог при поступлении девушки в театральный должен быть инструментом, помощником для достижения цели. Но, как говориться, плохому танцору все туфли не те.
Не стоит штудировать миллион произведений для поиска того самого, но и останавливаться на первом попавшемся не стоит.
Для начала посмотрите на себя как можно критичнее. Что вы из себя представляете? Какой образ вам ближе? Всплывают ли в вашей памяти персонажи, схожие по характеру, манерам с вами?
Если да – можете смело перечитывать произведения.
Но так же работает и обратная ситуация. Выйти из своего привычного повседневного образа, означает показать свою предрасположенность к актёрству.
Но опасайтесь подводных камней. Порой желание выделиться, запомниться может сыграть злую шутку.
Упражнения для детей
- укреплению мышц языка и лицевых мышц;
- постановке и правильной артикуляции звуков.
Артикуляционная гимнастика для детей
- Губы сомкнуты, ребенок широко улыбается. Положение фиксируется на несколько секунд.
- Ребенок широко улыбается, показывая все зубки. Зафиксировать на несколько секунд. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
- Ребенок складывает губы трубочкой и вытягивает как можно дальше.
- Ребенок открывает рот, высовывает язык, поочередно то поднимает его к верхней губе, то опускает к нижней.
- Ребенок высовывает узкий язык как можно дальше изо рта, затем прячет его как можно глубже в рот.
- Кончик языка касается верхней губы и, не отрываясь, перемещается по ней из стороны в сторону.
- Цокаем языком, как бежит лошадка.
- Язык нужно с силой прижать к альвеолам и зафиксировать положение. Рот открыт.
- Язык прижат к альвеолам, ребенок открывает и закрывает рот. Открывать рот следует как можно шире, язык отрывать нельзя.
Как сделать свой голос сильным и уверенным?
Этому и другим навыкам мы научим на нашем ораторском курсе
узнать подробнее
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.
2Борис Ляшенко. «Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору»
«В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» — такие же живые слова как «кусты».
Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана — Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России». Помимо дикторской деятельности, автор также успешно преподавал технику речи и рассказывал о типичных ошибках в эфире. В этой книге собраны не только эти примеры ошибок, но и исторические справки, советы по работе у микрофона и упражнения.
Занятия для продвинутых
- Логический анализ текста.
- Работа с интонацией.
Логический анализ текста
Какими они бывают, эти логические составляющие:
- Логический блок – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
- Логическая пауза – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
- Ударение – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
- Темпоритм – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.
Упражнения на интонационную гибкость
- Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
- Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.
Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи
Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:
- Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
- Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
- Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.
Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.
- Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
- Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
- Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.
Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.
Упражнение 2. «Звуковое пение»
Выполняя это упражнение:
- ваш голос зазвучит новыми красками;
- речь станет разборчивее.
Нам нужно: Текст.
Что делаем?
Например, текст может быть таким. «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!»?
Мантра? ДА! Но действовать она начинает, если при ее прочтении пользоваться определенной методикой.Итак, начинаем читать нашу мантру, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее», Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.
Вот именно такие мантры – действуют!
Упражнение 3. «Пробка»Легкое и очень продуктивное занятие! Благодаря этому занятию:
Нам нужно:
Что делаем? Берем пробку и зажимаем ее между зубами. Начинаем читать подготовленные скороговорки. Каждую — несколько раз. Сначала медленно, замечая свои «проблемные места». Работаем над четкостью произношения, проговариваем звуки за счет артикуляции. Увеличиваем темп. Скорее всего, Вы не сможете слышать без смеха свою же собственную речь. Но уже через пять минут веселой тренировки мышцы рта начнут работать правильно. И даже с пробкой во рту Вы сможете отчетливо произносить самые труднопроговариваемые выражения! Затем убираем пробку и снова беремся за скороговорки. Не забываем удивляться, как вдруг наша речь «льется рекой» 🙂 |
Упражнение 4. «Шарик»
Данное упражнение можно и нужно выполнять, когда угодно и где угодно!
- Научит дышать с помощью диафрагмы (правильно дышать)
- Речь станет более певучей
- Сможете долго говорить не вдыхая
- Прокачаете пресс
Что делаем:
Надуваем живот. Чтобы вы поняли, что живот действительно наполняется воздухом, желательно положить руки на него. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через приоткрытый рот
Важно не поднимать плечи и грудную клетку, следите за этим
Отличный внешний вид и мелодичный голос гарантируем! При условии регулярного выполнения.
Упражнение 5. «Почувствуй вибрацию»
- Поймете откуда начинается звук
- Почувствуете вибрацию по всему телу
- Сделаете легкий массаж тела
Нам нужно: пространство побольше, поменьше чужих глаз
Что делаем:Произносим звук «M» с закрытым ртом. Получится «MMMMMMMM». Таким образом, мы активизируем область груди и живота. Вы точно делаете все правильно, если почувствуете легкие вибрации в теле. Для проверки своих ощущений приложите руки к животу и груди. Продолжая «мычать» постукивайте себя кулачками по всему телу. Так вы еще больше расшевелите свои резонаторы.
Эти простые упражнения используется политиками, актерами, дикторами и людьми всех публичных профессий уже много десятилетий. Они знают — занятия сценической речью помогают раскрыть природный голос и расширить его диапазон, сделать голос более привлекательным, звучным для слушателя.
Если вы хотите изменить вашу речь, стать обладателем красивого бархатного голоса — начинайте заниматься. Ждем вас на курсах актерского и ораторского мастерства. Успехов и хорошего настроения!
Перспективы трудоустройства по профессии
На сегодняшний день количество дипломированных специалистов данного направления в стране крайне ограничено, что обуславливает широкие перспективы трудоустройства.
Как уже отмечалось, будущие специалисты востребованы в качестве преподавателей творческих дисциплин высшей школы, дикторов, ведущих, артистов и пр. Кроме того, к специалистам часто обращаются за индивидуальной репетиторской подготовкой. Минимальная заработная плата составляет 30 000 руб. Однако репетиторские занятия, публикации, написание монографий позволяет в разы увеличить указанную сумму дохода.
Отличительные особенности сценической речи
Любой человек, который планирует посвятить свою жизнь актерскому мастерству, должен выполнять комплекс специальных упражнений. В процессе таких занятий ему будет нужно развить громкий голос, хорошую дикцию, научиться правильно расставлять акценты по тексту. Это поможет выразить основные эмоции и чувства, правильно обыграть поставленную задачу. Техника сценической речи не так легка, как может казаться на первый взгляд. Актер, стремящийся развить свои таланты, должен уметь передать настроение, показать внутренний мир, характер и другие отличительные черты своего персонажа. Если человек научится делать это правильно, то вскоре станет настоящей звездой в кино либо театре.
Сценическая речь считается обязательным дополнением актерского мастерства. Развивалась такая техника на протяжении длительного времени и по мере развития продолжала активно усовершенствоваться. Древнегреческие ораторы использовали ее в речи при движении, поскольку такой тип выступления вызывал наибольший интерес у публики. Уже в те времена люди понимали, что важен не только смысл произносимых слов, но также качество их подачи, используемая интонация и метод прочтения.
Демосфен, известный философ и оратор, от природы обладал очень тихим голосом, вся его речь была больше похожа на бормотания, поэтому многие слушатели просто не могли разобрать его слов. После того как мыслитель понял, в чем заключена его проблема, он начал упорно тренировать дикцию. Для этого Демосфен постоянно выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, пытаясь перекричать шум бушующих волн. Его современники уверяют, что он также часто уединялся в пещере и именно там репетировал свои монологи, чтобы у него был шанс выслушать самого себя.
В настоящее время использовать такие радикальные методы улучшения своего ораторского искусства не нужно. Для этого существуют специальные упражнения сценической речи для детей дошкольного возраста. Все они считаются довольно простыми, но вместе с этим эффективными. Репетиции для улучшения дикции можно выполнять в домашних условиях либо ходить на занятия с педагогом.