Самоопределение личности
Содержание:
- Что такое самоопределение личности
- Проблема самоопределения
- Этапы выбора профессии
- Развитие личности в течение жизни
- Психология профессионального самоопределения
- Список литературы
- Личностное самоопределение и саморазвитие
- Внутриличностный поиск
- Личностное и жизненное самоопределение человека
- Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:
- Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
- Процессуальная модель Пряжникова
- Опыт профориентационной работы в колледже
- Профессиональное самоопределение личности
- Факторы профессионального самоопределения личности
Что такое самоопределение личности
Самоопределение личности
— это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса:«Кем быть?» и«Каким быть?» .
О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора
. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн,внешние причины действуют только через внутренние условия . А Уолт Дисней говорил на это:«Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».
Проблема самоопределения
В поисках своего места в мире человек может столкнуться с массой проблем. Основную трудность представляет выбор подходящей профессии. Очень многие школьники совершенно не знают, кем хотят стать в будущем. Они привыкли жить без проблем и забот, не задумываться о завтрашнем дне и о том, что такое самоопределение. Сделать столь ответственный выбор для них очень сложно.
Некоторые молодые люди вовсе самостоятельно не решают, кем стать в будущем. Выбор за них делают родители, которые стараются подобрать для своего ребенка самую высокооплачиваемую специальность, при этом совершенно не задумываясь о его интересах. В результате школьники не имеют ни малейшего представления о том, чем им предстоит заниматься всю жизнь, либо, даже не начав обучение, ненавидят свою будущую профессию.
С личностным самоопределением также возникает немало проблем. Очень часто на консультации к психологам обращаются запутавшиеся в себе и своих ценностях люди. Сложные жизненные ситуации заставляют пошатнуться, казалось бы, незыблемые ценности, в результате чего человек теряет смысл своего существования. Справиться с этим помогают различные тренинги, семинары и качественная психологическая поддержка со стороны близких и специалистов.
Этапы выбора профессии
На начальном этапе выбора большое значение имеет мнение друзей
Когда бросаешь курить что происходит с организмом по дням и месяцам
О том, как найти свою профессию в жизни, написано много книг: и художественных, и научно-популярных. Этот комплексный процесс происходит постепенно и включает в себя несколько этапов. Сначала девушка или юноша делает спонтанный выбор, руководствуясь эмоциями и чувствами. Например, радость от спортивной победы может мотивировать школьника к поступлению в институт физкультуры, а радость от победы в олимпиаде или конкурсе проектов – к научно-исследовательской работе.
Потом будущий выпускник начинает глубже исследовать выбранную специальность с позиции финансовой выгоды, предполагаемых трудностей и престижа. На этом этапе главную роль играет отношение общества к людям, выполняющим ту или иную работу. Бывает, что ученик, имеющий явные способности к чему-либо (например, к истории, искусству, наукам), сознательно отказывается поступать в профильный институт, мотивируя это тем, что «работникам культуры мало платят» или «быть библиотекарем непрестижно, знакомые будут смеяться».
На завершающем этапе процесса жизненный путь уже выбран, и школьник начинает усиленно готовить себя к карьере в выбранном направлении. Психологи утверждают, что лучше всего окончательно определиться и подвести итог поискам в восьмом-девятом классе. Тогда, получив среднее неполное образование и сдав егэ, ученик может перейти в училище, колледж или в профильный (математический, языковой, медицинский) класс, чтобы продолжить образование и начать более близкое знакомство с будущей работой. Большую роль в профориентации в юношеском возрасте играет школьная производственная практика.
Интересно. У старшеклассников 13-16 лет очень сильно развито так называемое «стадное чувство» – желание быть как все и не выделяться из толпы. Мнение коллектива является основным. В связи с этим на начальном этапе выбора жизненного пути для тинейджера может сыграть определяющую роль мнение друга или подруги. Если родители не дадут ребенку грамотного совета, подросток может поступить в неподходящее ему учебное заведение «за компанию» с приятелем. Результат не всегда оправдывает ожидания.
Развитие личности в течение жизни
Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.
Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп
Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.
Стадии становления личности
Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:
- Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
- Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.
Факторы становления личности
Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:
- Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
- Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Биологические факторы могут предопределить становление личности
Становление личности ребенка
Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
- Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности
Психология профессионального самоопределения
В наше время психология профессионального самоопределения утвердилась в качестве комплекса процессов, которые входят в состав общей жизненной самоориентации, поскольку профессиональная деятельность является одной из ведущих сфер жизни каждого индивида. При этом стоит отметить тот факт, что, выбирая свою будущую профессию, человек пересматривает также последующий образ жизни и соотносит его со своими собственными предпочтениями и убеждениями.
Над этим вопросом активно работал отечественный специалист в области психологии А. Климов, который отнес профессиональное самоопределение к показателям качества психологического развития человека. С его точки зрения у каждого индивида в течение жизни формируется личный взгляд на те или иные области профессиональной деятельности. Также А. Климов предложил следующую структуру этих процессов:
• Понимание индивидом собственной принадлежности к некоторой профобщности, например, строителей или же врачей.
• Оценка индивидом своего собственного места в данной сфере деятельности и своего статуса в ней.
• Понимание человеком его признания окружающими относительно его профессионализма.
• Знание сильных и слабых личностных сторон, индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования.
• Самооценка, личное представление о себе как о работнике и о работе в будущем.
Список литературы
- Основы принятия решения о про¬фессиональном выборе / Вершинин С.И. – М., 2006, – 161 с.
- Подходы к формированию организационного лидерства и личностного развития в ВУЗе для создания инновационного продукта / Носаков В.Н., Носаков И.В. // Актуальные проблемы управления. Н.Новгород: ННГУ. – 2015. – С. 347-349.
- Развитие персонала организаций различных техноукладов для создания инновационного продукта / Носаков И.В., Носаков В.Н. // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ КФУ, 2016. – С. 292-297.
- Методы активизации профессио¬нального и личностного самоопределения / Пряжников Н.С. – М., 2012.
- Оценка конкурентоспособности туристского сервиса / Носаков, И.В. // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. – Севастополь: СЭГИ КФУ, 2016. – С. 216-219.
- Человеческий капитал в инновационной деятельности организаций / Носаков И.В., Носаков В.Н. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7478.
- Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Эльконин Б.Д. // Совре¬менные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. – Красноярск, 2012.
- Социальные, психологические и педагогические аспекты профориентационной деятельности / Носаков И.В., Носакова Т.В. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 50-1; URL: http://novainfo.ru/article/7494.
- Системы создания нового продукта в промышленности / Кузнецов В.П., Панов А.И., Семахин Е.П., Гарина С.В., Поташник Я.С., Носаков И.В. // Монография (ISBN 978-5-85219-288-2). – Н.Новгород: НГПУ. – 2012. – 117 с.
Личностное самоопределение и саморазвитие
Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.
Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.
Есть три уровня самопознания:
- Биологический – познание себя, как организма;
- Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
- Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.
Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.
Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.
Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.
Каждодневная работа над собой — приведет к успеху
Чтобы самоопределение стало основой успешной и счастливой жизни, необходимо постоянно работать над собой. Постоянно анализировать, каких ресурсов вам не хватает для достижения своих целей.
Самообразование дает человеку возможность реализовать себя в профессиональной и личной сфере. Чтение книг, посещение тренингов и семинаров, просмотр мотивирующих фильмов повышает уровень интеллекта и открывает более широкие возможности для самоопределения и реализации.
Самоактуализация – это развитие потенциальных возможностей личности. А.Маслоу определил самоактуализацию, как полное использование своих талантов, способностей и возможностей.
Результатом самоактуализации является возможность заниматься значимой трудовой деятельностью. Деятельностью, которая будет удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, а также нести благо обществу. В этом случае личность будет чувствовать себя реализованной, успешной и значимой.
Человек, который встал на путь саморазвития, способен сам стать хозяином своей жизни. Не зависеть от мнения окружающих, навязанных обществом правил, стереотипов и ограничений. Он сам принимает решения, делает выбор и слушает только свое внутренне «Я». Такой человек понимает смысл жизни, находит свое предназначение и проживает яркую счастливую жизнь.
Внутриличностный поиск
Он начинается тогда, когда индивид начинает задавать себе вопросы относительно самоопределения. Кто я такой и что должен делать в жизни? Как начать заниматься любимым делом, если нет сил и возможностей хотя бы попробовать и оставить нелюбимую работу? Такие вопросы побуждают к действию, подталкивают к глубокому осмыслению происходящих событий. Внутриличностный поиск может продолжаться несколько лет, до тех пор, пока человек не примет для себя окончательного решения. Здесь нельзя торопиться или ограничивать себя в выборе. Нужно уметь прислушиваться к своему собственному голосу, замечать малейшие изменения в сознании.
Личностное и жизненное самоопределение человека
Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.
Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.
Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.
Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.
Не каждому человеку удается с легкостью найти свой жизненный путь. Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.
Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:
- Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
- Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
- Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.
Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.
Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.
В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:
- В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
- После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.
Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни
Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения
Процессуальная модель Пряжникова
Этот термин определяет обособленное, индивидуальное отношение личности к профессиям в целом, и к каждой отдельной из них. Профессиональное самоопределение личности является сложным, многоплановым, поэтапным процессом. Н.С. Пряжников разработал процессуальную модель, согласно которой в нее входят такие аспекты:
- ценностно-нравственная основа самоопределения (понимание и осмысление необходимости и потребности в профессиональном труде и необходимости квалификации);
- понимание социально-экономической ситуации и умения спрогнозировать престижность выбираемой специальности;
- общая ориентированность в области профессионального труда и составление цели или мечты;
- осведомленность по профессиям и специальностям, которые соответствуют учебным учреждениям и местам трудоустройств; научные сообщения;
- составление ближайших целей как ступеней к поставленной цели;
- осознание возможных препятствий, которые могут помешать достижению профессиональных целей, и понимание своих качеств достоинств, способствующих выполнению обозначенных планов и перспектив;
- перебор вариантов по выбору специальности в случае неудач на основном варианте самоопределения;
- воплощение в жизнь личных профессиональных целей, перспективы и регулярная корректировка обозначенных планов по типу обратной связи.
Самоопределение бывает различных типов, исходя из специфики выбранной деятельности:
- самоопределение в определенной трудовой, операции, функции ( как конвейерный труд);
- исходя из конкретного трудового поста;
- на уровне специальности (к примеру, водители автотранспорта вправе выбирать те или иные трудовые посты);
- конкретной профессии;
- жизненного самоопределения (вынужденная безработица);
- личностного самоопределения — нахождения самобытного «образа Я», развития его и утверждения среди людей;
- как личности в культуре исходя из вклада личности в развитие культуры (в искусстве, производстве, религии, науке и др.).
Опыт профориентационной работы в колледже
Условно, опыт профориентационной работы в рамках колледжа можно подразделить на 4 отдельные группы:
1-4 классы – формируется общая ценность и отношение к трудовой деятельности.
5-7 классы – формируется смысл в последующем приобретении опыта познания, интерес к будущей деятельности, анализируются предпочтения.
8-9 классы – уточняется запрос учащихся в отношении выбранного направления деятельности, которое становится ведущим в случае проведения факультативных и прочих занятий и курсов.
10-11 классы – на данном этапе проходит целенаправленное обучение старшеклассников конкретным действиям, направленным на самоподготовку, саморазвитие, формирование необходимых профессиональных качеств в конкретном виде труда.
При грамотном подходе, у учащихся не возникнет проблем с последующей профориентацией. Главное – грамотно определить цели профориентации школьников, не упустить актуальные детали. Современный взгляд на проблему предполагает постоянное повышение квалификации в рамках выбранной профессии после окончания учебного заведения. Благодаря технологиям форма обучения может быть любой: семинары, форумы, онлайн курсы. Каждый выбирает сам, каким типом обучения воспользоваться.
Профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение — один из основополагающих процессов формирования личности.
Интересно!
Другой термин, обозначающий этот процесс — профориентация. Но психологи не очень любят его, поскольку он выглядит пассивным. Когда мы говорим о профессиональном самоопределении, очевидно, что человек занимается им самостоятельно, лично.
Этап профессионального самоопределения связан с реалиями жизни в обществе. В нашем обществе принято, что в возрасте 16–18 лет подросток оканчивает школу и начинает профессиональное обучение, а значит, он должен определиться с выбором профессии к этому сроку.
Интересно!
В Германии профессионально ориентированное обучение начинается уже в средних классах школы, в то же время, нормальной считается ситуация, когда выпускник школы несколько лет не поступает в вуз, перебиваясь подработками, а студентом вуза становится в более зрелом возрасте, сделав более осмысленный выбор профессии.
На профессиональное самоопределение влияют многие факторы:
- Внутренняя готовность, которая включает в себя адекватную оценку своих способностей, достижений и личностных качеств, ответственность и мотивацию.
- Информированность о профессиях, сферах деятельности, условиях труда, учебных заведениях и программах, а также отсутствие «розовых очков».
- Сформированность ценностей при выборе профессии и вуза.
Важно понимать, что подросток не должен оставаться «один на один» с такой сложной проблемой, как профессиональное самоопределение и вовремя обратиться к специалисту по профориентации. Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья
Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении
Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья. Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении.
Факторы профессионального самоопределения личности
Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.
А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.
К внешним факторам относятся:
- Рекомендации, советы со стороны;
- Примеры из окружения, а также престиж;
- Стереотипы разных социальных ролей.
Внутренние мотивационные факторы:
- Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
- Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
- Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.
Типы профессионального самоопределения личности
Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:
- Позиция «раба», при которой главный вопрос — «Как выжить?»;
- Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
- Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
- Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
- Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).
Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.
При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это
Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.