Стабильная самооценка: как ее сформировать?

↑ Самопознание

Самопознание — форма самостоятельного изучения личностью собственных психических и физических особенностей.Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект совпадают — человек познаёт сам себя.

  • Виды самопознания:Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности.
  • Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения.

На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».

Последствия низкой самооценки

Многие популярные психологи утверждают, что низкая самооценка — главная причина многих типов нездорового поведения, включая насилие, депрессию, повышенную тревожность и алкоголизм. Она опасна такими, на первый взгляд, безобидными бытовыми проявлениями как:

Внушаемость. Человек перестаёт критически мыслить и идёт на поводу у навязанных идей, мошенников, рекламных трюков и манипуляторов.

Перфекционизм. Этот «псевдоминус» в каждом втором резюме на Headhunter’е на самом деле не так прост, как кажется. «Синдром отличника» действительно мешает жить и работать в полную силу. Ведь перфекционисты так боятся сделать недостаточно хорошо, что в конечном счёте не делают вообще или делают после всех возможных дедлайнов.

Боязнь перемен. За страхом перемен стоит невозможность и нежелание взять на себя ответственность

В итоге мы даже не пытаемся получить лучшую должность или обратить на себя внимание понравившегося человека.

Проблемы в отношениях/одиночество. Заниженная самооценка — главный спонсор токсичных отношений и домашнего насилия

Например, женщины часто внушают себе, что с её данными лучше всё равно не найти и надо довольствоваться малым. При другой крайности человек просто не позволяет себе заводить отношения, искренне полагая, что недостаточно хорош и любить его невозможно.

Невозможность самореализации. Заниженная самооценка любит оставаться в зоне комфорта текущего положения — даже если в ней не так уж и комфортно. Она не допускает ни малейшего шанса даже помыслить об успехе в любимом деле.

Иной взгляд на проблему

Некоторые психологи рассматривают проблему заниженной самооценки под другим углом. Они высказывают мнение о том, что почти все, кто жалуются на низкую самооценку, на самом деле имеют проблемы с завышенной или нестабильной самооценкой.

Люди с низкой самооценкой просто не могут выявить у себя такую проблему, а, значит, и бороться с ней. Психологи объясняют это тем, что человек, страдающей заниженной самооценкой боится чуть громче нужного произнести своё имя и уж тем более заявить, что способен на большее. На самом деле, он боится преувеличить свои возможности, сказать и не достигнуть, получив в ответ издевательства и насмешки.

В случае, когда человек чётко и ясно формулирует проблему, говоря о низкой самооценке — налицо взлетевшая до небес планка и завышенные требования к себе, которым просто нереально соответствовать.Человек строит иллюзию собственной исключительности, но мир сопротивляется и никак не хочет подстраиваться.

Бороться с низкой самооценкой можно и даже нужно. Предлагаем 10 действенных способов.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей

Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Общественное мнение

Общество диктует, что и когда должна делать женщина.

  • Слишком толстая – худей.
  • Слишком худая – набери.
  • Слишком сильно накрасилась – сотри.
  • У тебя синяки под глазами – закрась.
  • Не будь такой глупой.
  • Не умничай.

Эти установки можно перечислять до бесконечности. Любая попытка соответствовать общественным стандартам приводит к заниженной самооценке.

Причём чем больше женщина старается «реализоваться» и «самосовершенствоваться», тем ниже её самооценка, хотя ситуация кажется нам обратной с первого взгляда. Уверенной в себе женщине никому не нужно ничего доказывать. Если она делает что-то для себя, то ей не нужно постоянное одобрение со стороны. Многие женщины страдают, но выжимают из себя максимум, чтобы доказать, что они чего-то стоят.

Уровни самооценки

Уровни самооценки в психологии: некоторые психологи склонны делить неадекватную самооценку не на две категории, а на четыре.

1. Заниженная.

2. Неустойчивая заниженная.

3. Завышенная.

4. Завышенная неустойчивая.

Структура самооценки в психологии состоит из двух частей – внешней и внутренней. Человек строит восприятие себя, опираясь на мнение окружающих, отражение в социуме и восприятие себя как личности изнутри. На стыке этих направлений и находится самооценка.

1. Низкая самооценка

Низкая самооценка — это совокупность таких качеств как:

️ нерешительность, пугливость, чрезмерная осторожность;

️ зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны;

️ стремление снять вину с себя, переложив ответственность на кого-то другого;

️ инфантильность;

️ «детское» стремление оправдываться (я не знал, я не думал, что так получится);

️ комплекс неполноценности;

️ болезненное самолюбие, ранимость;

️ мстительность, мелочность, перфекционизм;

️ обидчивость, неуживчивость;

️ комплекс неполноценности.

Причины низкой самооценки кроются в неправильном воспитании и психологическом давлении со стороны более сильных личностей, а также в жизненных обстоятельствах. Люди со слабой стрессоустойчивостью «ломаются» под грузом проблем. Формируется как в детском, так и во взрослом возрасте. Человек с низкой самооценкой страдает от комплекса неполноценности и неудовлетворённости собой.

Что делать с низкой самооценкой? Повышать по мере возможности. Однако проблема многих людей в том, что им на самом деле комфортно находиться в скорлупе неадекватной оценки себя и подсознательно они не стремятся что-то изменить, довольствуясь ролью жертвы.

2. Заниженная самооценка

Что такое заниженная самооценка в обычной жизни: страдания по пустякам, придумывание несуществующих проблем и повышенное внимание к собственным недостаткам. Заниженная самооценка — это добровольный уход в тень других людей, постоянные сомнения и беспокойство. Чревато возникновением неврозов

Причины заниженной самооценки – искажённое восприятие себя, принижение своей значимости, обесценивание способностей и талантов, неуверенность в силах, ощущение страха и беспокойства.

3. Нормальная самооценка

Нормальная самооценка — это адекватное восприятие своих возможностей на всех уровнях, включая внешность и профессиональные качества. Адекватное восприятие наделяет человека уверенностью в своих силах. Личность, обладающая нормальной самооценкой, способна брать ответственность за поступки, и предвидеть результаты своих действий.

Нормальная самооценка, характеристика человека:

️ Адекватен;

️ разумен;

️ самокритичен;

️ самодостаточен.

4. Высокая самооценка

Что значит высокая самооценка? Ответ зависит от её степени. Если она немного превышает адекватный уровень, то для человека это скорее плюс, а та, что вышла за границы адекватности – уже минус. Высокая самооценка — это совокупность представлений о себе в превосходной степени, несоответствующая реальности.

Очень высокая самооценка сопровождается:

️ Заносчивостью;

️ переоценённой собственной значимостью;

️ приписыванием себе несуществующих достоинств и умений;

️ неприятием чужого мнения, раздражительностью;

️ ощущением превосходства;

️ комплексом бога;

️ желанием поучать;

️ подчёркнутой независимостью;

️ перекладыванием вины на других;

️ подменой понятий (упрямство-упорство, наглость-решительность, беспардонность-прямота);

️ демонстративным поведением;

️ эгоизмом и эгоцентризмом;

️ пренебрежением окружающими.

Показатели высокой самооценки по шкале от одного до девяти начинаются с шести. Более высокий показатель говорит об искажённом восприятии себя. В этом случае понятие «высокая самооценка» приобретает отрицательную окраску и переходит в степень неадекватной.

Проблема выдачи сразу пары скоб

Как произвести ремонт степлера своими руками, если он начал выдавать сразу по паре скоб? Эта проблема посерьезней. Ввиду неправильной эксплуатации или с течением времени боек ударного механизма может деформироваться. Если металл, из которого сделана ударная часть механизма был некачественным, что относится почти ко всем дешевым и китайским моделям, его боек может либо расплющиться, либо слегка отогнуться, вследствие чего при очередном ударе он будет цеплять не одну, а сразу пару скоб. Как починить степлер в этом случае и возможно ли это в принципе? Исправить положение можно, но придется разбирать весь степлер. О порядке действий можно прочитать в следующем разделе.

Причина завышенной самооценки

Причины, которые приводят к развитию неправильного восприятия себя у мужчин, женщин и детей, различны. Чтобы понять природу возникновения неадекватного «Я», необходимо детально изучить каждую группу индивидов.

У женщин

Повышенная самооценка у женщин – это образ искаженного «Я», который сформировалс,я исходя из обстоятельств в данный момент времени.

Завышенная самооценка у женщин

Психологи выделяют следующие причины ее появления:

Несмотря на то, что женщины реже страдают от завышенной самооценки, именно у них она намного слабее, чем у мужчин. Поэтому девушкам-нарциссам легче избавиться от этого «воздушного замка» и обрести счастье.

У мужчин

Мужчина-нарцисс считает себя центровой фигурой во Вселенной. Его не интересуют интересы и мнения «серой массы». Именно так он воспринимает других людей.

Завышенная самооценка у мужчин

Среди основных причин развития повышенной самооценки можно выделить:

  1. Детские комплексы и травмы. Если ребенок не дополучил в семье любви, ласки, заботы, во взрослом возрасте он может требовать этого от других людей. В каждом человеке мужчина-нарцисс будет видеть прообразы «отца» или «матери», от которых можно получить положительные эмоции.
  2. Желание понравиться девушке может побудить мужчину завышать свои достижения, а также «строить» из себя того, кем не является. Постепенно выдуманный образ «прирастет» к своему хозяину вместе с размытой оценкой собственного «Я».
  3. Финансовая независимость и карьерные достижения могут спровоцировать развитие нарциссизма.

Завышенная, как и заниженная самооценка у мужчин может резко меняться на противоположную, провоцируя депрессии и фрустрации.

У детей

Завышенная самооценка у ребенка может характеризоваться неправильным воспитанием в семье. Часто неадекватным оцениванием себя страдают дети, которые росли без братьев и сестер. Младшие дети также подвержены развитию неадекватной самооценки, но это происходит намного реже.

Завышенная самооценка у детей

Среди основных причин появления нарциссизма можно выделить следующие «недочеты» в воспитании:

  • ребенок в доме – хозяин и центр внимания, поэтому его самомнение возрастает «до небес»;
  • все желания малыша исполняются безукоризненно и в короткие сроки;
  • ребенок не знает слова «Нет» или «Нельзя»;
  • за плохие поступки малыш не несет ответственности.

Постоянное потакание родителей прихотям своего чада приводит к искажению его восприятия собственного «Я». Ребенок теряет «магическую» связь с особенным местом в мире. Он начинает думать, что все вокруг делается только для него.

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность

Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам

К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя

Характеристика основных диагностических методик самооценки личности

Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие методы.

Методика Дембо-Рубинштейн – методика направлена на исследование представлений о счастье у человека. На основании полученных результатов, осуществляется их проекция на уровень самооценки. В первоначальном виде методика включала в себя лишь четыре шкалы (ум, здоровье, счастье и характер), позднее методика была модернизирована П.В. Яньшиным и добавлены еще две шкалы (оптимизм и удовлетворенность собой). Еще позднее А.М. Прихожан расширил и модифицировал методику, включив в нее дополнительно три шкалы (умение что-то делать своими руками, авторитет среди сверстников, внешность), а шкала «счастье» была заменена на «уверенность в себе».

В настоящее время данная методика имеет несколько разнообразных модификаций, однако принципы ее проведения остаются неизменными. В ходе проведения тестов исследователь получает представление о самооценки личности испытуемого на основании трех параметров: реалистичность, устойчивость и высота.

Важным для этой методики является то, что необходимо регистрировать все комментарии испытуемого. С этой целью, после прохождения тестирования проводится беседа.

Методика Будассии – является одной из самых популярных в современной психологии, так как дает возможность провести количественное исследование самооценки личности, выявить уровень адекватности, соотношения у человека реального и идеального «Я».

В качестве стимульного материала данной методики выступает набор из 48 свойств личности (мечтательность, вдумчивость, развязность и т.д.). Основной методики выступает ранжирование. Целью обработки полученных результатов является определение взаимосвязи между ранговыми оценками личности, которые входят в состав представления «Я реальное» и «Я идеальное». Уровень взаимосвязи устанавливается посредством коэффициента ранговой корреляции.

Методика предусматривает самооценивание испытуемого, которое может быть осуществлено двумя способами. Первый способ – человек сопоставляет свои притязания с объективными, реальными показателями собственной деятельности. Второй способ заключается в сравнении себя с окружающими людьми.

Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – представляет собой один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуальных и психологических особенностей личности. Данная методика популярна не только в нас в стране, но и за рубежом.

Опрос ориентирован на установление 16-ти относительно независимых факторов личности. Каждый из факторов представляет собой определенные поверхностные черты личности, которые объединены вокруг одной основной черты.

Методика позволяет не только установить уровень самооценки личности, но и дать комплексную оценку зрелости личности.

Методика «Лесенка», автор В.Г. Щур – может быть использована и среди взрослых, и среди детей. Направлена на выявление системы представлений ребенка о самом себе, о том, как его оценивают другие люди, а также соотношение данных представлений между собой.

Методика представлена в двух вариантах:

  • групповой вариант методики «Лесенка» — позволяет оперативно определить уровень самооценки личности;
  • индивидуальный вариант методики «Лесенка» — позволяет выявить причину, по которой был сформирован тот или иной уровень самооценки;

Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка — применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Стимульный материал методики Г.Ю. Айзенка представлен в виде перечня психических состояний, присущих или не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний.

В целом же методики диагностики самооценки личности направлены на выявление уровня самооценки, определение ее адекватности, на исследование общей и частной самооценки, а также на определение соотношения «Я реального» и «Я идеального».

Завышенная самооценка у ребенка

Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.

В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.

У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.

Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Факторы влияния на самооценку

Часто человека с неадекватной самооценкой винят в том, что его представления о себе именно такие. Но стоит ли винить человека, если формирование системы представлений зависит от множества факторов?

Социальные

В процессе взаимодействия с обществом формируется связь между реальностью и собственным ощущением «Я». Осознавать свою личность дети начинают уже к году, и именно с этого возраста начинается воздействие факторов, влияющих на то, какой будет в итоге самооценка. До школы и в начальных классах дети еще не способны в силу возраста анализировать адекватно свои достоинства и недостатки, сопоставлять реальные возможности со способностями. В этом возрасте ситуация находится в руках взрослых, именно они создают основу, формируя первые представления о том, что допустимо, а что — нет, что подлежит похвале, а что — порицается.

Если действия родителей, воспитателей, учителей и наставников на этом этапе ошибочные, то именно они и дают мощный толчок к неадекватности самооценки растущего человека. Какие ошибки могут влиять?

  • Наказания, по своей степени не соответствующие обстоятельствам и степени вины ребенка.
  • Наказания несправедливые, незаслуженные.
  • Слишком частые хвалебные «оды» в адрес ребенка, не имеющие объективных обоснований.
  • Обидное сравнение малыша с другими, призванное указать на его слабость, отсутствие способностей и талантов, непослушание.
  • Возведение ребенка «на пьедестал» в семье или в школьном коллективе.
  • Частая сознательная фокусировка внимания малыша на его ошибках, неудачах.

Для малышей мнение окружающих не особо важно, для них важное значение имеет отношение и любовь родителей. Но уже с подросткового возраста ситуация меняется — мнение сверстников становится приоритетным

И такое влияние сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Личностные

На оценку своего собственного «Я» влияет и характер человека, и его темперамент. Более восприимчивые и чувствительные люди чаще подвержены отклонениям от оценочной нормы в ту или иную сторону, чем менее эмоциональные и спокойные личности.

Если человек больше склонен к позиции интроверта, мнение окружающих для него не столь болезненно и в большинстве случаев на его оценку себя не влияет. Иная картина у экстравертов — для них общество и возможность общаться с комфортом имеет главное значение.

Уровень притязаний

У каждого он свой. Один хочет иметь белоснежную морскую яхту и владеть корпорацией, другой нацелен лишь на скромное обеспечение повседневных потребностей своих и своей семьи. Как и сама самооценка, притязания бывают чрезмерными или заниженными, неадекватными. Адекватными считаются такие уровни, при которых возможности соответствуют цели, позволяют ее достичь. Очевидно, что выпускнику с небольшим количеством полученных на экзаменах баллов не стоит подавать документы в лучший университет страны, а сотруднику с низкой зарплатой не стоит присматривать себе морскую яхту. Если же они делают это, можно говорить о наличии завышенных притязаний.

Низкий уровень наблюдается у тех, кто имеет реальные возможности, но не использует их по каким-то личным причинам, например, из-за страха потерпеть неудачу. Специалисты уверены, что наиболее сильно искажает личность и портит жизнь не завышенный уровень притязаний, а сниженный.

Функции

Роль самооценки высока. Она гораздо более широкая и разносторонняя, чем мы привыкли считать.

  • Регулятор — от степени адекватности оценки себя зависит, какие решения примет человек, какие поступки он совершит в итоге. Это и саморегулятор поступков, не позволяющий индивиду перешагнуть определенных границ.
  • Защита — уровень самооценки поддерживает психическое состояние человека в стабильном состоянии, обеспечивая адекватность его поведения и реакций.
  • Развивающий фактор — самооценка с ее периодическими колебаниями нужна для саморазвития, повышения своих знаний, умений, освоения новой деятельности, качественных изменений в жизни.
  • Отражение — вид и уровень восприятия самого себя позволяет человеку сопоставлять реальность и свои убеждения, верно оценивать свое место в мире.
  • Гармония — благодаря адекватной самооценке человек испытывает адекватные эмоции, бывает удовлетворен собой, испытывает счастье.
  • Адаптация — в адаптивных механизмах, когда личности приходится срочно перестраиваться под некие внешние изменения, привыкать к новому социуму, условиям, именно самопознание облегчает привыкание.
  • Мотивация — самооценка позволяет нам двигаться вперед, стимулирует нас на достижение целей, поскольку для каждого имеет существенное значение, что он будет думать сам о себе при реализации задач.

Самооценка регулирует нашу деятельность с самого начала и до самого окончания каждого действия. Именно благодаря ее громкому сигналу «Стоп!» мы останавливаемся, если понимаем, что делаем нечто ошибочное, что непременно повлечет за собой порок самокритики или недовольства самим собой.

Адекватная самооценка

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах

Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание. Самооценивание может быть адекватным и неадекватным

Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра. При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector