Психологические техники, которые помогут вам защитить себя от несправедливой критики и грубости
Содержание:
- Танатотерапия
- Методы консультирования
- Особенности консультирования детей у психолога
- Системная семейная психотерапия
- Организация психотерапевтической помощи
- НЛП упражнение №2 «Неумелый фотограф засветил плёнку»
- Этика в психологическом консультировании
- Методы позитивной психотерапии
- Биоэнергетический анализ
- Подстройка перед применением речевых стратегий
- Коучинг
- Как новичку освоить навыки психологического айкидо?
Танатотерапия
Владимир Баскаков был одним из тех, кто начал заниматься телесно-ориентированной психотерапией в Советском Союзе, именно он привез в страну первые семинары по биосинтезу, биоэнергетическому анализу, методу Фильденкрайза. В конце восьмидесятых Баскаков представил свой метод, танатотерапию, цель которой сформулировал так: «Восстановление контакта с процессами смерти и умирания». Речь не только о буквальной смерти, или «большом переходе», но и о «малых переходах» — шести танатотерапевтических видах смерти, с которыми мы встречаемся гораздо чаще:
1. Окончание-пауза-остановка
2. Сон
3. Оргазм
4. Сумасшествие (и трансовые состояния),
5. Объективация
6. Расслабление
Любой переход — это, по сути, смерть. Сложность встречи со смертью — это сложность с тем, чтобы поменять надоевшую работу, закончить исчерпавшие себя отношения и даже, например, выйти из долгой депрессии. Мягкие техники классической танатотерапии помогают совершить переход, моделируя один из видов смерти — глубокое расслабление.
Упражнение «Осознавание перехода» (танатотерапия)
Попробуйте, заходя из одного помещения в другое, максимально замедлиться в дверном проеме и осознать, что прямо сейчас вы расстаетесь с одним пространством ради другого.
Методы консультирования
Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.
Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:
- Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
- Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
- Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
- Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.
Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.
Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:
- демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
- задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
- постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами “да-да”, “я понял”, “это интересно”, “продолжайте”.
Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.
Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.
Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:
- свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
- стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
- стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.
Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.
Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.
Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.
Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:
- План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
- Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
- Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
- Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
- Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
- Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
- Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.
Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.
Особенности консультирования детей у психолога
Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.
Отличия при работе с детьми:
Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми
Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.
Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.
Системная семейная психотерапия
В психологии принято считать, что семья — это не группа разрозненных индивидов, а целостная система. И проблема одного из членов семьи меняет всю систему в целом. Существует и обратная связь: системные изменения приводят к тому, что меняется внутренний мир каждого члена семьи.
- Семейная терапия используется не только для того, чтобы решить проблемы в отношениях семейной пары. Часто она рекомендуется при наличии каких-либо проблем у ребенка, который может даже не принимать участия в работе с терапевтом.
- Очень эффективна семейная терапия в том случае, если один из членов семьи страдает от каких-либо зависимостей (от алкоголизма, наркоманиии, лудомании и т. д.). В современных наркологических центрах часто предлагают услуги семейных терапевтов: доказано, что системное лечение помогает избежать возвращения зависимости и облегчает реабилитацию пациента после окончания курса лечения.
Организация психотерапевтической помощи
В 60—80-е гг. в СССР заметно возросла роль П. Она влилась в общемедицинскую помощь и стала активным участником леч. процесса при самых различных болезненных состояниях. Психотерапевтическая помощь организована по принципу ступенчатости. Первая ступень представлена кабинетами П., созданными при поликлиниках. Следующая ступень — кабинеты П. при психоневрол. диспансерах (см.) и психотерапевтические клиники и отделения в психиатрических б-цах, в задачу которых входит помощь больным с тяжелыми формами неврозов, психопатий. Кабинеты П. в психоневрол. диспансерах являются организационно-методическими центрами психотерапевтической службы. Третью ступень составляют дневные стационары при психоневрол. диспансерах, где проводят психотерапевтическое воздействие в комплексе с другими лечебно-восстановительными мероприятиями. В наркологических диспансерах, наркологических кабинетах и промышленных профилакториях П. играет ведущую роль в комплексе леч. мероприятий при терапии и профилактике алкоголизма.
При санаториях и домах отдыха Центрального управления курортами профсоюзов организована широкая сеть кабинетов П.
В целях координации всей психотерапевтической работы в стране в 1979 г. создан Всесоюзный центр по психотерапии М3 СССР, задачами к-рого являются разработка организационных и методических рекомендаций по развитию психотерапевтической помощи, подготовка кадров врачей-психотерапевтов; разработка новых методов П. и координация научных исследований по П.
Преподавание психотерапии осуществляется по унифицированной программе специализации и усовершенствования в системе постдипломного образования на кафедре психотерапии ЦПУ, на кафедрах психотерапии ГИДУВ в Харькове и Ленинграде. Продолжительность учебных циклов 1—4 мес. Обучение включает лекционный курс, практические и семинарские занятия. Профильную специализацию по П. получают психиатры и невропатологи.
Библиография: Бехтерев В. М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение, Спб., 1911; БурноМ. Е. Вопросы клиники и психотерапии алкоголизма и неврозов, М., 1981; Вольперт И. Е. Психотерапия, JI., 1972; Ганнушкин П. Б. Избранные труды, с. 283, М., 1964; Гиляровский В. А. О психотерапии на коллективах невротиков как особом методе, проводимом в Донской невропсихиатри-ческой лечебнице, Моск. мед. шурн., № 7, с. 55, 1926; Дюбуа П. О психотерапии, пер. с франц., М., 1911; Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных сексуальных расстройств, М., 1966; Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980; Картамышев А. И. Гипноз и внушение в терапии кожных болезней, М., 1953; Кассирский И. А. О врачевании, М., 1970; Клеман К. Б., Брюно П. и Сэв Л. Марксистская критика психоанализа, пер. с франц., М., 1976; Консторум С. И. Опыт практической психотерапии, М., 1962; Лебединский М. С. Очерки психотерапии, М., 1971; Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов, Л., 1974; Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания, М., 1977; Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор, М., 1962; Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии, М., 1971; Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова, Ташкент, 1979; Селье Г. Стресс без дистресса, пер. с англ., М., 1979; Скворцов К. А. Очерки по психотерапии соматического больного, М., 1958; Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз, Киев, 1966; Токарский А. А. Терапевтическое применение гипнотизма, М., 1890; Autogenic therapy, ed. by W. Luthe, v. 1—6, N. Y.— L., 1969—1973; Bernheim H. De la suggestion et de ses applicationà a la thérapeutique, P., 1891; Dejerine J. et Gauckler E. Les manifestations fonctionnelles des psychonevroses leur traitement par la psychothérapie, P., 1911; Handbuch der Neurosenlehre und Psychothérapie, hrsg. v. V. E. Frankel u. a., Bd 1—5, München u. a., 1957—1961; Hôck K. u. KônigW. Neurosenlehre und Psychotherapie, Jena, 1979; Katzenstein A. Psychotherapie, B., 1980; Klumbies G. Psychotherapie in der Inneren und Allgemeinenmedizin, Lpz., 1977; Köhler Ch. Kommunikative Psychotherapie, Jena, 1968; Kratochvil S. Psychotherapia, Praha, 1976; Kretschmer E. Psychotherapeutische Studien, Stuttgart, 1949; Langen D. Psychotherapie, München, 1971; Moreno J. L. Psychodrama, N. Y., 1972; Psychotherapie in sozialistischen Ländern, hrsg. v. M. Hausner u. a., Lpz., 1975; Psychotherapy pro-cess, ed. by M. J. Mahoney, N. Y., 1980; Schwabe Ch. Methodik der Musiktherapie und deren teoretische Grundlagen, Lpz., 1978.
НЛП упражнение №2 «Неумелый фотограф засветил плёнку»
Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».
И сделали из этого отлично работающую НЛП технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати — Симорон. А сам НЛП принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд — три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, … и так далее)..
Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.
Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу — делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.
Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.
НЛП Помогает.
Есть НЛП техника — обратная этой.
Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!
Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем благодаря НЛП доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.
Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь НЛП расклад с нашими психологическими картами.
Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.
Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.
В этом НЛП раскладе мы будем работать с колодой «1000 Жизней», которой будет ассистировать колода «1000 Идей».
Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода «1000 Жизней» здесь как нельзя кстати.
В этом раскладе у нас всего 2 НЛП Позиции.
НЛППОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ
Кто этот человек? Осознанно (по запросу) 1 карта «1000 Жизней». (Например, учительница в школе моего ребёнка).
Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту «1000 Жизней», чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет…
НЛП ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ
Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности. В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша НЛП цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.
Спонтанно, 1 карта «1000 Идей». Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..
Пример НЛП
1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.
2. Ну а на каком же фоне «Рекордсмен» может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения НЛП хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.
И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.
Этика в психологическом консультировании
Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.
Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:
- Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
- Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
- Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
- Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
- Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.
Методы позитивной психотерапии
Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.
Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.
Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.
Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.
Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.
Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.
Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.
Биоэнергетический анализ
Автор биоэнергетического анализа, ученик Райха, Александр Лоуэн прожил 98 лет и оставил после себя подробно разработанную методологию работы с психикой через тело, институт, множество интересных книг и специальных упражнений или, как он их называл, биоэнергетических опытов , которые, очевидно, в совокупности с хорошей генетикой и помогли ему самому прожить почти век. Хорошая реклама метода, не правда ли?
«Я не занимаюсь психотерапией, я занимаюсь биоэнергетикой», — говорил Лоуэн. Тем не менее прекрасно разработанная теория личности, во многом базирующаяся на типологии Фрейда, позволяет сказать, что биоэнергетика — именно психотерапевтическая система.
Даже если вы никогда до этого не слышали про Лоуэна, вы точно знакомы с одним из базовых понятий его системы — «заземлением»
Именно американский психотерапевт первым обратил внимание на важность для физического и психологического здоровья того, насколько человек устойчив, насколько чувствует опору под ногами
Типология Лоуэна оперирует так называемыми структурами характера. Это совокупность хронических мышечных напряженней, психологических защит на телесном уровне, свойственная конкретному человеку. Напряжения формируются на разных стадиях взросления ребенка и связаны с определенными травмами развития. Психоаналитическая типология Лоуэна сейчас выглядит патологизирующей. «Шизоид», «мазохист», «психопат», «фаллический нарцисс» — для неспециалистов эти слова больше похожи на медицинский диагноз или на ругательство, чем на описание характера человека. Современные модальности ТОП, ориентированные в первую очередь на ресурсы, а не проблемы, по-своему интерпретируют лоуэновскую классификацию. Как — увидим позже.
Упражнение «Заземление» (биоэнергетический анализ)
1. Встаньте, расставив стопы на 50 см и слегка развернув носки внутрь.
2. Упритесь кулаками в поясницу так, чтобы костяшки больших пальцев были развернуты вверх.
3. Не отрывая пяток от пола, согните колени.
4. Прогнитесь назад, не убирая кулаков с поясницы, а как бы поверх них.
5. Дышите медленно и глубоко, пока вес тела смещен на переднюю часть стоп.
Чувствуете ли вы вибрацию в стопах и бедрах? Насколько высоко она поднимается?
Подстройка перед применением речевых стратегий
Цель подстройки – увеличить степень бессознательного (интуитивного) доверия между манипулятором и собеседником. Это достигается через копирование оппонента в момент разговора. Предполагаю, что техника основана на эволюционном наследии: древние люди жили малыми группами, поэтому мгновенно делили сапиенсов на «своих» и «чужих». Здесь та же логика – чем больше схожести между собеседниками, тем проще мозгу отнести манипулятора к категории «своих».
Пример подстройки из фильма «Чего хотят женщины» (2013)
Существует четыре вида подстройки:
- под тело: жесты, мимика, поза, движения;
- под голос: громкость, манера речи, интонация;
- под ритм: дыхание, моргание;
- под речь: характерные выражения, стилистика.
Я проходила упражнения на подстройку на актерских курсах и хочу отметить: с разбега в чужую «шкуру» не запрыгнешь. Даже после нескольких недель занятий подстройка выглядела фальшиво и заметно.
Чтобы настроиться на оппонента, закройте глаза и создайте его образ в голове. Сравнивайте с оригиналом до тех пор, пока не найдете идеальное соотношение.
Начинайте ведение собеседника. Меняйте движения рук, сворачивайте вектор разговора, уменьшайте громкость голоса. Если делаете все верно, партнер будет повторять за вами. В противном случае снова подстройте образ в голове. Когда добьетесь максимального сходства в поведении, начинайте применять речевые стратегии. В конце разговора устраните связывающие черты и разговор расклеится.
Очень круто НЛП обыгрывается в сериале «Менталист». Включайте любую серию любого сезона, чтобы насладиться обаянием и великолепными манипуляторными способностями Патрика Джейна (Саймон Бейкер).
Тру-НЛПер Патрик Джейн
Коучинг
Суть метода
В отличие от всех предыдущих техник коучинг не избавляет от расстройств и семейных проблем, а направлен на достижение конкретной цели. Клиенты учатся брать на себя ответственность за свою жизнь. Метод предполагает смену стереотипов, привычек, отношений во всех жизненных сферах. Но новое качество жизни, достигаемое с помощью коучинга, стоит этого.
Плюсы
Коучинг не вылечивает, а обучает, помогает обрести новых знакомых, которые положительно повлияют на вашу жизнь.
Минусы
Всегда тяжело расставаться с привычным образом жизни.
Наш 21-й век полон возможностей и всевозможных технологических чудес. Ритм, в котором живет наше поколение, стал просто сумасшедшим, и жизнь порой преподносит нам различные неприятные сюрпризы. Вы можете научиться получать удовольствие от жизни, не пользуясь техниками психотерапии, но помните, что закрываясь в себе, вполне можно заработать депрессию
А еще важно знать, что…
- Необходимо тщательнейшим образом подходить к выбору психоаналитика, дабы не напороться на халтурщиков, которые без малейшего стыда позволяют себе переходить личные границы или в качестве бонуса к сеансу, к примеру, предлагают массаж.
- Никакой, даже самый именитый психолог не решит за вас проблему. Все в ваших руках или в голове.
Как новичку освоить навыки психологического айкидо?
Овладеть мастерством правильного ведения напряженного диалога может каждый. Однако для этого на первых порах необходимо приложить некоторые усилия. Речь идет об альтернативной реакции, а мы все-таки привыкли реагировать на агрессию негативом. Впредь вести себя следует иначе.
Занимайтесь регулярно. Не опускайте руки при первых неудачах, они случаются у всех. Кроме того, для систематических занятий не нужно выделять время. Достаточно проводить внутренний анализ конфликтных ситуаций, отмечать, что было сделано правильно, а что неверно, и делать выводы.
Не превозноситесь в собственных глазах. Психологическое айкидо предполагает уважение к оппоненту и принятие его точки зрения, даже, если вы с ней не согласны. В противном случае, ваш успех скоро сменится горьким поражением.
Сложности не должны вас останавливать
Это лишь временные трудности на пути к результату.
Атакующие методики следует применять с осторожностью и не в коем случае не в первую очередь. Главное, что осваивают новички, это техники защиты
В большинстве случаев этого оказывается достаточно.
Насмешки окружающих – это распространенная реакция, которая является для них своеобразной защитой на неожиданные действия с вашей стороны. Ответить глупостью на глупость, значит свести на «нет» все приложенные раннее усилия.