Ораторское мастерство. выступление перед большими группами
Содержание:
- Виды и стили ораторской речи
- Книги, которые улучшают речь и словарный запас
- Кто такой оратор
- С чего начать выступление
- Галстук.
- Жанры ораторского мастерства
- История
- Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых
- Внешность
- Однородность и разнородность аудитории
- Гипербола
- Стилистические особенности речи
- Типы ораторов
- Бизнес и финансы
- Как воздействовать на аудиторию
- Классификация по С.Ф. Ивановой
- Синекдоха
- 6. Олицетворение
- 7. Гипербола
- 8. Перифраза
- Какими же еще качествами должен обладать оратор? Каким критериям соответствовать?
- Разновидности выступлений
- Заключение
Виды и стили ораторской речи
Ораторская речь подразделяется на следующие виды:
Социально-политическая;
Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.
Академическая;
Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.
Судебная;
Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.
Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.
Бытовая;
Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.
Церковная.
Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.
Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:
- Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
- Художественный стиль носит эстетическую направленность.
- Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
- В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.
Книги, которые улучшают речь и словарный запас
Чтобы улучшить свою речь, нужно читать тексты на разные темы. При таком раскладе речь обогащается новыми словами, появляется логика в высказываниях, улучшается грамотность речи. Вы не найдете профессора, который бы не мог двух слов связать или говорил “здеся”, “тама”, “тута”, “четверЬг”, “сЭрцЭ”. Все потому, что книги улучшают риторику речи, помогают формулировать мысли.
Я сделала подборку книг, которые смогут стать для вас уроками русского языка, литературы, а также экскурса в лингвистику и другие филологические науки.
- Вадим Храппа “От адамова яблока до яблока раздора”.
- Корней Чуковский “Живой как жизнь”.
- Ларри Кинг “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно”.
- Найджел Браун “Странности нашего языка”.
- Наталья Ром “Хочу говорить красиво! Техники речи”.
- Виктория Володина “Альбом по развитию речи”.
- Лев Успенский “Слово о словах”.
Эти книги помогут улучшить разговорную речь на русском, а также с их помощью вы определите, как малознакомые слова использовать по назначению.
Кто такой оратор
Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.
Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.
С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:
- особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
- целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
- эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.
А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:
Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.
И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:
Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.
А пока — кратко об основах ораторского искусства.
С чего начать выступление
Пауза. Не начинайте говорить, пока в зале не воцарится тишина. Старайтесь вообще не говорить, когда вас перебивают, и замолкайте, если вас стараются перекричать. Оратор, перекрикивающий аудиторию, выглядит жалко. Но главное – начинайте выступление с паузы. Добейтесь, чтобы в зале воцарилось молчание. Для этого сфокусируйте взгляд на одном из слушателей, мысленно произнесите первую фразу, а говорить начинайте только после того, как в помещении воцарится молчание. Этот ораторский прием позволяет произвести хорошее первое впечатление, а кроме того, вызывает уважение. Вы даете понять, что заслуживаете внимания аудитории, и предоставляете слушателям время, чтобы сосредоточиться.
Первая фраза
Как начинать выступление – тема для отдельного большого разговора, но если уж я упомянул паузу, которая предшествует началу, нельзя не упомянуть и о важности первой фразы
Вот вы заставили аудиторию притихнуть – и ради чего все эти люди сосредоточили на вас внимание? Чтобы не потерять доверие публики, начните интересно. Хорошо, если первая фраза звучит ярко, парадоксально, вызывает вопросы – это помогает удерживать внимание аудитории
Уделите началу особое внимание, поскольку оно задает восприятие всего выступления.
Цитата
Это спорный инструмент ораторского искусства, и если вы сомневаетесь в правильности цитирования, уместности цитаты, от нее лучше отказаться. Не злоупотребляйте цитированием, даже если вы в восторге от первоисточника: цитата должна быть короткой. Желательно – еще и единственной, ведь люди пришли послушать вас, а не Конфуция, Сократа или Фридриха Ницше. Но если цитата хорошо передает суть вопроса, ее можно использовать в начале выступления.
Галстук.
Это возможность мужчине самовыразиться. Для публичных выступлений нужен спокойный, нейтральный цвет, лучше – подходящий к цвету глаз.
Недопустимы: броские рисунки, клетчато-полосатые, в горошек, яркие и блестящие, а также – черные, белые и красные. Галстук должен быть из средней части спектра. К голубым глазам идут расцветки: графит, серый, синие тона. К темным: винный, бордо, графит, темно-синий.
Для женщин всегда важны: прическа, руки, обувь.
Крайне не рекомендуется одевать короткие и прозрачные наряды. Это вызывает негатив и недоумение.
Ногти – 1 см, не более, пастельные лаки для ногтей и легкие узоры. Юбки – до колена, не выше.
Духи – очень слегка, и слышны только в комфортной зоне (до 50 см).
Освежитель рта – обязательно.
Косметика на лице тоже пастельной гаммы. Желательно пригласить визажиста, если еще не умеете сами создать свой образ через подходящий макияж. Косметика не обязательно должна быть дорогая, но стойкая и подходящая именно вам.
Надо научится выглядеть достойно тех слов, что мы говорим, ведь внешний вид человека – это одна из составляющих его гармонии и отражение внутреннего мира.
Лучший советчик здесь:
при встрече с людьми мы должны своим видом соответствовать месту и времени. Нельзя футболку одевать в офис и костюм – на дачу. Вы должны быть одеты также, как и те люди, к которым вы идете, но чуть лучше.
На выезде – смена одежды на каждый день. Плохая идея через одежду пытаться продемонстрировать свои доходы. Это часто выглядит глупо и вульгарно. Так обычно делают люди с явным комплексом неполноценности, которые материальное ставят выше всего и которым кроме одежды нечем привлечь людей.
Люди должны смотреть на вас и думать: «Я тоже так смогу!». Нарабатывая с помощью одежды уверенность в себе, вы создаете и более успешный фон для бизнеса.
Уверенные люди, как правило, знают чего хотят, успешны, и люди тянутся к тому, кто знает куда и как вести. Надо не любоваться собой, раздувая самомнение, а уважать и ценить себя как личность, сделавшую шаг вперед в своей жизни и взявшую ответственность за саморазвитие на себя.
Дом. задание.
Подумайте и пропишите: что вы транслируете в мир через свои вещи, квартиру. Посмотрите трезво на себя, свой имидж оратора со стороны и поймите, что надо изменить.
Желаю вам внутренней и внешней красоты и их гармонии во всем.
Copyright Фатеева Елена. Все права защищены.Копирование разрешено только со ссылкой на этот сайт dar-slova.ru
Как рассказать о Боге близким. Тонкости и ньюансы.
Ошибки начинающего оратора. Часть 1.
Демосфен-великая личность и оратор.
Речь оратора. Энергетика слова и человека
Часть 2
Как привлечь и удержать внимание аудитории. Видеокурс.
Тест на ваши коммуникативные и ораторские способности
Структура любого публичного выступления (Видео)
Как обучиться ораторству быстро и качественно (видео)
Жанры ораторского мастерства
Ораторское искусство состоит из разных риторических жанров. К ним относится лекция, доклад, дискуссия, диспут, тезис, лозунг. Разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Отличается такими характеристиками, как коллективность и массовость адресата, значимостью темы, подготовкой к выступлению.
Сформированные умения и навыки считают ораторским искусством. Изучает эти умения риторика. Сейчас эти два термина трактуются шире. Представляют собой разновидность взаимодействия, которое происходит после постановки цели, планирования воздействия, прогноза результата. Красноречие присутствует в русском языке давно. Виды отличаются в зависимости от сферы выступления.
- К политической относится парламентская речь, митинг, обращение депутата или президента.
- Академическая сфера включает в себя доклад, лекцию, научную дискуссию.
- В судебную входит выступление адвоката, ответчика, прокурора.
- Обычная жизнь представляет собой социально-бытовую сферу с комплиментом, застольной речью.
- К духовно-нравственной относится проповедь, речь миссионера.
- К дипломатической причисляются переговоры, нота, правительственное заявление.
Ораторское мастерство считают искусством. Античные деятели считают, что ему можно научиться.
История
Значительная роль публичного оратора возможна обычно лишь в демократическом обществе, где возможности умелого оратора соизмеримы, а часто и превосходят, с возможностями воинов, политиков, бизнесменов. Известны случаи захвата власти благодаря лишь красноречию и красивому умению правильно изложить свои мысли.
Хотя красноречие играло очень большую роль в истории многих культур (например пророки в Древней Иудее), оно стало профессией только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная дисциплина об ораторском искусстве — риторика, и профессия учителя ораторского искусства — ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы.
Однако с появлением христианства — проповедующей религии — ситуация меняется. И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник — фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви. Хрестоматийный пример — проповедь Петра д’Альби, приведшая к организации первого крестового похода.
В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи — придворный оратор, сочининитель панегириков (как разновидность придворного литератора).
В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедникиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3227 дней
В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста — судебный оратор.
Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.
Самые эффективные скороговорки для улучшения дикции взрослых
О важности скороговорок для развития идеальной дикции взрослого человека я писала выше. Отмечу только, что вы должны определиться после записи своего голоса, какие именно звуки речи вас не устраивают
Возможно, это будут шипящие или “л-р”, или другие звуки. И в соответствии со своими наблюдениями подбирайте скороговорки, прорабатывающие именно их. А для профилактики можно их все потренировать.
- Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировал.
- Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи.
- Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.
Ну и полегче что-нибудь.
- Расскажите про покупки, про какие про покупки, про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Мы ели-ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
- Ценит цеп косец по косовице.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- От топота копыт пыль по полю летит.
Скороговорки хорошо развивают память и внимание у взрослых, помимо речи. Скороговорка для улучшения дикции
Скороговорка для улучшения дикции
Внешность
Внешность оратора
должна быть привлекательной, но в
пределах нормы. Излишняя привлекательность
выступающего отвлекает от содержания
его выступления и снижает доверие к
излагаемому.
Лучше выступать
в костюме, который должен быть умеренно
модным. Одежда лектора должна
соответствовать его возрасту, всякие
несоответствия в ту и другую сторону
раздражают аудиторию.
Повышают доверие
к оратору:
-
темная, традиционная
одежда (темно-синий, коричневый,
темно-серый цвет); -
добротный
материал; -
эффектность
одежды. Эффектность в мужском костюме,
как и в женском, связана преимущественно
с сочетанием цветов: должен быть резкий
контраст, например, черный и белый. -
деловой
стиль одежды. -
очки
в темной оправе; -
приближающийся
к прямоугольнику силуэт.
Снижают доверие
к оратору:
одежда ярких,
насыщенных цветов;
слишком модная
одежда;
многочисленные
украшения;
кокетливые элементы
женской одежды (кружева, воланчики и
др.);
мягкий свитер,
джинсы (нет складок), рукав реглан;
силуэт, приближающийся
к шару.
Усилия оратора
выглядеть хорошо будут положительно
оценены аудиторией.
Однородность и разнородность аудитории
Сложность выступления зависит от того, однородной или неоднородной будет аудитория. Первая категория слушателей имеет приблизительно одинаковый возраст. На одном уровне находится их интеллект и осведомленность. Им преподносят информацию в упрощенной форме, например, когда аудитория детская.
Для школьников и дошкольников понадобится и наглядный материал. Речь должна быть краткой, слушателей хвалят и поощряют. Выступление перед молодежью происходит без назиданий и «чтения морали». Молодых людей можно заинтересовать рассказом с нотками юмора, откровениями, личностными оценками. Для передачи информации старшему поколению выбирают риторический прием с медленным звучанием. Обращаются к опыту аудитории, фактам из истории, подкрепляют слова ссылкой на источник.
Когда зрители проявляют равнодушие, применяют захват и удержание аудитории с помощью эмоциональности, ярких образов, обращения к отдельным слушателям, должно возникнуть ощущение об информировании, а не о желании в чем-то переубедить.
Выступление перед специалистами подразумевает риторический прием с преподнесением новой информации
Важно использовать диалог, убеждение с помощью аргументов. Речь произносится в быстром темпе
Ригидные слушатели не готовы менять свою точку зрения, поэтому выступление готовится в информационном варианте.
Гипербола
Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.
Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.
Стилистические особенности речи
К стилистическим
особенностям речи относятся: более
короткие фразы, чередование коротких
фраз и более длинных; прием присоединения:
союзы «а», «и», «но», «однако»; частицы
«разве, «хоть», «даже»; повторение
одного из элементов первой части
высказывания. Прием разделения: предлоги
«что касается», относительно», «насчет».
Повелительное наклонение с глаголами:
«возьмем», «рассмотрим», «остановимся»,
«перейдем», представим» и др.; «можно
предполагать», «естественно сделать
вывод», «едва ли целесообразно», «давайте
вместе подумаем» и др.
Использование
местоимения «мы» с глаголом 1 лица
множественного числа. Начальное «ну»
как приглашение к восприятию последующего
сообщения. Различные виды вопросов.
Прием диалогизации речи. Восклицания.
Повторы.
Изменение обычного
порядка слов. Использование прямой или
косвенной речи. Предварение как бы
несогласия или возражения слушателей.
Градация как повышение или понижение
смысловой или эмоциональной значимости.
Не допускать необоснованного отступления
от норм литературного языка.
Типы ораторов
Ораторы различаются между собой по темпераменту и манере преподносить информацию. Различают следующие типы ораторов:
Эмоциональный тип;
Оратор эмоционального типа натура впечатлительная. Слова пропитаны собственными пережитыми эмоциями и чувствами. Он способен перейти на повышенный тон или крик. Монолог наполнен страстью и не содержит четкого плана, присутствует активная жестикуляция. Эмоциональный вид склонен к преувеличению, поэтому аудитория воспринимает его не серьезно. Харизматичный оратор эмоционального типа способен агитировать, но не способен воодушевить словом. Речь имеет интуитивный характер, предсказать ход развития выступления не возможно.
Рациональный тип.
Оратор рационального типа эмоционально сдержанный человек, держащий чувства при себе. Речь рационального оратора состоит из прописанного заранее плана, наполнена логически построенными рассуждениями и выводами. Она легко заведет собой слушателей, воздействуя на рациональное мышление и веру в произнесенные слова.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Как воздействовать на аудиторию
Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:
уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).. Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом
Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно
Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.
Классификация по С.Ф. Ивановой
Согласно мысли педагога, лектора и автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой, человек проявляет себя в ораторском искусстве в зависимости от того, к какому типу личности он относится. Так, С.Ф. Иванова рассматривает в своей классификации следующие типы ораторов.
Эмоционально-интуитивный
Данный тип личности соотносится со вторым типом по Цицерону
Так же, как и у Цицерона, эмоционально-интуитивный оратор овладевает вниманием публики при помощи страстной и экспрессивной речи, богатой ироничными замечаниями, злободневными шутками, яркими сравнениями и лирическими отступлениями
Ораторы этого типа зачастую выглядят немного эксцентрично из-за особенностей поведения за трибуной. Опасность для таких авторов заключается в том, что их сумбурная речь выглядит для многих слушателей пустой болтовней и, следовательно, не получает необходимого серьезного отношения со стороны аудитории и ее отклика, что, собственно, и является целью любого высказывания. Для того чтобы оставаться не только оригинальным автором, но и востребованным, ораторы этого типа проводят особую работу над своей речью.
Такие авторы обычно готовятся к выступлениям в два этапа. Для начала они записывают свою речь в том виде, в каком она исходит от сердца со всеми эмоциональными выражениями и отступлениями. На втором этапе происходит проработка полученного текста. Автор анализирует свою работу и отсекает лишнее.
Во время самого выступления им рекомендуется иметь при себе четкий план, отражающий структуру речи, и предохраняющий от ненужных высказываний и затягивания выступления.
Рационально логический
Ораторы, относящиеся к рационально-логическому типу, ведут себя более сдержанно. Как правило, такие люди более молчаливы и не произносят пустых речей. Каждое высказывание является плодом долгих и глубоких размышлений. Такие люди склонны к постоянному отслеживанию и анализу всего происходящего вокруг, а также того, что происходит внутри самого оратора и его слушателей. Эта привычка к рефлексии рождает точно выверенные высказывания, лишенные при этом краски и особой «сочности», которыми должна обладать хорошая речь.
Как показывает первый тип ораторов классификации Цицерона, лишенная некоторой доли экспрессии речь становится практически безжизненной при всей своей логической красоте. Анализ ситуации и той речи, которая готовится по поводу этой ситуации, очень важны, как важна и структура выступления. Однако этого мало для того, чтобы «достучаться» до аудитории и получить ее отклик.
Именно поэтому, готовясь к выступлениям, этот тип много времени посвящает письменному редактированию своей речи в сторону ее обогащения различными художественными средствами наподобие метафор, сравнений, эпитетов, а также многочисленных афоризмов и пословиц.
Философский
Этому типу ораторов сложнее дать характеристику, так как они не относятся к той или иной крайности, но время от времени могут быть, то слишком последовательными, то, напротив, сбивчивыми. Как правило, люди этого типа несколько замкнуты и зациклены на интересующей их теме. Им нравится изучать объект со всех сторон, проводя немало времени в работе с архивами и общении с людьми, причастными или близкими к предмету изучения.
Такой автор обычно нечасто выступает на публике, но как оратор он характеризуется своим глубокомыслием и всесторонним анализом изучаемой проблемы. Риторам, представляющим философский тип, хорошо даются письменные рассуждения, потому письма единомышленникам или научные статьи, выходящие в свет из-под пера этих авторов, отличаются логичными рассуждениями и глубоким пониманием всего, что касается объекта изучения.
Публика любит и внимательно слушает таких риторов, благодаря их способности подавать информацию в умеренном стиле, сохраняя оригинальность своих суждений при достаточной образности речи.
Лирический или художественно-образный
Ораторы этого типа редко встречаются в чистом виде и обычно являются философами, увлекшимися лирическими рассуждениями. Ритор-лирик – творческая натура, которой, как и философам, свойственно глубокомыслие и склонность к постоянной рефлексии.
Главная особенность речи такого оратора – ее образность. Он мыслит не логическими структурами, а образными проявлениями окружающей действительности. Благодаря такому восприятию мира, ораторы лирического типа произносят речи, богатые метафорами, сравнениями, метонимиями, цитатами, пословицами, поговорками и другими средствами выразительности языка.
Синекдоха
Не пугайся незнакомого названия — синекдоха усиливает выразительность языка и придает речи обобщающий смысл за счет переноса названия от общего к частному. Отличительная особенность синекдохи в том, что она может заменять множественное число на единственное. Например, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» — строки М. Ю. Лермонтова: здесь единственное число — «француз» — подразумевает множественное.
Синекдоха чаще всего используется в публицистике, но ей есть место и в устной речи — только вот не во всех случаях она бывает уместна. Например, в деловом общении лучше воздержаться от употребления таких приемов. А на письме категорически нельзя использовать синекдоху в научном стиле.
6. Олицетворение
Олицетворение — это прием, который основывается на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами. Чаще всего олицетворения можно встретить в стихотворениях: «деревья проснулись», «ветер шепчет» или «рояль поет».
Глагол в данных случаях выступает как средство оживления — он создает впечатление, что предмет находится во взаимодействии с человеком. При помощи олицетворения можно расширить свои описательные возможности и выразить отношение к предмету разговора.
Предложения, в которых употребляются олицетворения, мы слышим ежедневно, хоть зачастую и не замечаем этого. Единственное, что нужно запомнить: олицетворений должно быть в меру, а так — пользуйся, не переусердствуй.
7. Гипербола
Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.
Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.
8. Перифраза
Перифраза — упоминание объекта не путем его называния, а через описание. Чтобы сразу стало понятно: врачи — это «люди в белых халатах». Или вот еще пример: «Люблю тебя, Петра творенье!» равнозначно фразе «Люблю тебя, Санкт-Петербург!» Мы не называем город, но даем некий намек, описываем его, и само прямое упоминание становится не нужным.
Какими же еще качествами должен обладать оратор? Каким критериям соответствовать?
Чтобы быть услышанным (в буквальном смысле слова) аудиторией, докладчик должен выступить с внятной, абсолютно понятной для слушателей речью, произнесенной громким, хорошо поставленным голосом. Четкое выговаривание согласных букв, чистое произношение гласных и другие составляющие хорошей дикции – это те «базовые» качества, без которых искусному оратору не обойтись. Содержание речи и форма ее изложения должны увлечь аудиторию. Поэтому докладчик обязан понимать суть своего выступления, хорошо в нем разбираться, чтобы суметь ответить на любой вопрос из зала. Если же завязалась дискуссия по спорным моментам речи, то надо попытаться дипломатически сохранить нейтралитет. Нельзя в споре проявлять признаки агрессии.
Но управление аудиторией требует от оратора определенных свойств человеческого характера: уверенность в себе и в том, что ты говоришь, образованность и интеллектуальное способности, доброжелательность и искренность. Неуверенный, малообразованный, не верящий в то, что он хочет донести до публики, человек, даже если он прочитал заготовленный текст, никогда не будет понятым и убедительным. Его выступление будет скучным, а главное, бессмысленным. А именно «убедительность» оратора является качественным критерием в оценке эффективности его выступления. Выступающий должен чувствовать настроение публики и замечать, когда она начинает уставать или ей становится скучно. Именно в этот момент необходимо суметь создать непосредственную, неформальную атмосферу: пошутить, отойти ненадолго от основной темы, может быть, ответить на вопросы. Кроме того, оратору необходимо иметь такие личные качества, как внутренняя собранность, спокойствие, богатое воображение, проницательность и хорошую память. И, конечно, невозможно овладеть ораторским искусством без коммуникабельности. Это свойство характера позволит чувствовать себя свободно в любой аудитории
А это очень важно, так как любой докладчик должен найти контакт со своим залом, найти правильную форму общения с ним, нужную «тональность». Он должен точно знать «качественный» состав аудитории: образование, возраст, пол слушателей
Только тогда оратор сможет найти правильный подход к публике.
Разновидности выступлений
Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.
Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.
Побуждающие выступления
Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.
Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.
Ритуальные выступления
Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.
Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории
Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше
Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям.
Информирующие речи
Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме – лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.
Сессию нужно сдать всем, право каждого слушать или не слушать оратора. К сожалению, не все современные лекторы владеют ораторским искусством.
Развлекательные речи
Это профессиональное искусство, где необходимы определенные знания, которыми пользуются актеры, театралы и юмористы. Хотя среди них тоже есть достойные ораторы.
Джим Керри выступил перед выпускниками университета с ошеломляющей и веселой речью, которая запомнилась им надолго. Можно только сделать выводы, что кем бы вы ни были, ораторское мастерство не навредит, а только поможет в любой сложившейся ситуации.
Автор статьи Елена Жук
Заключение
Улучшая свою речь, помните, что это помогает повысить качество жизни. Умение излагать мысли неминуемо повышает самооценку, включает критическое мышление, расширяет круг знакомств. Невозможно вступить на новый уровень развития как личность, не обладая ясным умом, правильной речью и четким желанием перемен.
Новый взгляд на речь и общение поможет по-новому оценить свое место в этом мире. Представление о природе своего характера может сильно измениться в зависимости от постановки своей значимости. К примеру, человек всегда считал себя интровертом. Но убрав речевые барьеры, он смог осознать свою экстравертную натуру. Существуют еще признаки, которые описывают экстравертов.
До новых встреч!