Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга при общении (часть 2)

Сущность и особенности ошибок восприятия

Наиболее важными в процессе общения характеристиками считаются те, которые дают возможность относить человека к той или иной группе. Восприятие данных характеристик происходит достаточно точно. Далее происходит достраивание остальных черт и особенностей в соответствии с определенными схемами. Именно на этом этапе возникает вероятность ошибки.

Замечание 1

Ошибки восприятия, в частности, обусловлены, действием отдельных факторов, включая превосходство, привлекательность и отношение.

Люди, которые вступают в общение, не равны между собой. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и др. В случае наличия неравенства партнеров чаще всего используется схема восприятия, способствующая возникновению ошибок неравенства. Психология относит данный тип ошибок к факторам превосходства.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

При встрече человека, который превосходит другого по какому-то важному для него параметру, оценка производится несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был наравне. Если же лицо имеет дело с человеком, которого в чем-то превосходит, то имеет место занижение оценки

Фиксация превосходства производится по какому-то единственному параметру, а переоценка (недооценка) по нескольким параметрам

Данная схема восприятия действует не при любом, а лишь при действительно важном, существенном неравенстве

Также существуют ошибки восприятия, которые способны затруднять взаимопонимание. На процесс восприятия и понимания других людей кроме стереотипов, влияют и другие факторы, способствующие искажению образа других лиц и затрудняющие взаимопонимание. Установки способны вызвать искаженное представление о личности других субъектов.

Определение 3

Установка в психологии представляет собой неосознанную готовность к некоторому поведению, которая сформировалась у человека. Это готовность положительным или отрицательным образом реагировать на определенные события или факты.

Установка проявляется в виде привычных суждений, представлений, поступков. Если однажды произошла ее выработка, то она останется на более или менее долгий промежуток времени. Разной будет скорость формирования и затухания установок, а также их подвижность.

Установки в качестве неосознаваемой готовности воспринимать окружающих и события под определенным углом зрения и давать реакцию определенным, изначально сформированным образом, без объективного анализа ситуации, создаются на основе личного предыдущего опыта индивида или под влиянием других лиц.

Пример 1

В известном эксперименте А. Бодалева двум группам была предложена фотография одного и того же человека. Испытуемые должны были составить его психологический портрет. Перед этим одной группе была дана установка, что на фотографии представлен преступник, а другой группе сообщено, что на фото герой. Исследование показало, что формирование восприятия происходило в зависимости от изначальных установок.

Установки могут быть положительными и отрицательными в соответствии с тем, негативно или позитивно человек готов относиться к определенному лицу или ситуации. Подобные отрицательные предвзятые взгляды могут мешать объективному пониманию поступков реальных людей. Примерами могут быть следующие установки: «все чиновники берут взятки», «все люди — эгоисты», «все мужчины полигамны» и др.

Как развить эмпатию у человека

Активное слушание

Многие люди слушают безучастно, одновременно занимаются другими делами или погружаются в собственные мысли. Восприятие информации с эмпатией может выражаться только в полной отдаче другому человеку. Как развить навык:

Нужно давать спикеру высказаться;
Уделять собеседнику абсолютное внимание;
Периодически повторять услышанное, обобщать информацию;
Включать эмоции в разговор;
Ставить себя на место партнера;
Исключить суждения.

Дальнейшие действия с информацией, полученной в ходе слушания, также важны. Часто люди стремятся предложить решение проблемы на основе собственного опыта. Более эффективным вариантом сочувствия станут следующие фразы: «Ты хорошо держишься», «Чем я могу помочь?», «Судьба дает нам столько испытаний, сколько мы можем выдержать».

Проговаривание комплиментов

Комплименты помогают вывести людей из подавленного состояния. Словесные внушения заставляют слушателя поверить в слабо выраженные качества, исправить несовершенства. Слова «Не унывай, ты молодой, талантливый, красивый, еще все впереди», содержат больше веры и добра, нежели произношение в аналогичной ситуации «Да, тебе не повезло, дела твои плохи, и никто не сможет помочь».

К сведению. Хороший комплимент окрылит, вылечит душу: «Меня ценят! Во мне видят хорошее».

Упражнение «Убежище»

Следует устроиться в удобном положении, максимально расслабиться и представить идеальное убежище: это детская комната, хижина в горах, шалаш в лесу, песчаный пляж или другая планета. Единственный критерий – ощущение покоя, комфорта, безопасности. Нужно побыть в укромном месте столько времени, сколько понадобится, чтобы успокоиться, отдохнуть. Простые фантазии снимут эмоциональное напряжение и помогут «сбросить» лишний груз.


Духовный проводник

Анализ своего поведения

Самоанализ выступает логическим продолжением самоконтроля. За счет подробных воспоминаний хорошо тренируется память, необходимость отмечать детали формирует наблюдательность. В ходе глубокого самоанализа человек создает мысленные образы событий и разговоров, что помогает воспроизвести в памяти определенные детали, улучшается воображение.

Важно! Краткий самоанализ дает возможность извлекать урок из успехов и ошибок, выявлять недостатки. Умение анализировать собственные поступки уберегает человека от ненужных конфликтов

Лишенные данного умения люди эгоцентричны, слова и поступки не подвергаются сомнению с их стороны. Эгоисты неприятны для окружающих и становятся опасными при получении власти

Умение анализировать собственные поступки уберегает человека от ненужных конфликтов. Лишенные данного умения люди эгоцентричны, слова и поступки не подвергаются сомнению с их стороны. Эгоисты неприятны для окружающих и становятся опасными при получении власти.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция — это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция — это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской

К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Презентация на тему: » Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия»» — Транскрипт:

2

Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия» и «аттракция».

3

Для эффективного общения важно самовосприятие, основным источником которого является восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат. identificare отождествление) себя с другими

4

Эмпатия- это эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.

5

Различают два вида эмпатии: сопереживание переживание человеком тех же самых чувств, которые испытывает другой сочувствие переживание человеком иных по сравнению с объектом восприятия чувств.

6

Спецификой эмпатии является то, что от тех, кто искренне сочувствует, она не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной практической помощи партнеру.

7

Рефлексия это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.

8

Рефлексия это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.

9

Аттракция (от лат. attractio привлечение) это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, умение нравиться другим, а также продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

10

Межличностная аттракция это процесс предпочтения одних людей другими, притяжения между ними, умение вызывать взаимную симпатию. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений. Шкала эмоциональной оценки охватывает весь диапазон от «люблю» до «ненавижу».

11

На процесс межличностной аттракции наибольшее влияние оказывают внешние и внутренние факторы. В н е ш н и е ф а к т о р ы а т т р а к ц и и: потребность в аффилиации (от англ. affiliate соединять, связывать)

Это потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью, стремление людей к объединению;

12

фактор эмоционального состояния. Он выражается в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще и более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.

13

В н у т р е н н и й ф а к т о р а т т р а к ц и и физическая привлекательность. Для развития этого чувства имеет значение социальная и личностная характеристика человека. Связь между физической привлекательностью и аттракцией неоднозначна.

14

Высокая результативность общения вызывает необходимость владения не только коммуникативной, но и перцептивной функциями общения. Такого рода информированность поможет любому человеку использовать указанные выше психологические механизмы эффективного обмена информацией и взаимопонимания, как на вербальном, так и невербальном уровнях.

Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения

Межличностное
восприятие синоним — социальная
перцепция) представляет собой сложный
процесс: а) восприятия внешних признаков
других людей; б) последующего соотнесения
полученных результатов с их действительными
личностными характеристиками; в)
интерпретации и прогнозирования на
этой основе возможных их поступков и
поведения.

В
социальном восприятии в целом всегда
присутствует оценка других людей и
формирование отношения к ним в
эмоциональном и поведенческом плане,
в результате чего и осуществляется
построение их собственной стратегии
деятельности.

Обычно
выделяют четыре основные функции
межличностного восприятия:

• 
познание
себя, являющееся начальной базой для
оценки других людей;

• 
познание
партнеров по взаимодействию, дающее
возможность сориентироваться в
социальном окружении;

• 
установление
эмоциональных отношений, обеспечивающее
выбор наиболее надежных или
предпочтительных партнеров;

В
ходе социального восприятия формируются
образы-представления о себе и партнерах,
имеющие свои особенности. Во-первых,
их содержательная структура соответствует
многообразию свойств человека. В ней
обязательно присутствуют

компоненты
внешнего облика, которые прочно
связываются с характерными
психологическими чертами его личности.
Например: «умные глаза», «волевой
подбородок», «добрая улыбка» и т.п.
Это не случайно, так как путь к
внутреннему миру партнера познающий
его человек прокладывает через
поведенческие сигнаты о состоянии и
особенностях воспринимаемого.
Конституциональные признаки внешнего
облика и своеобразие его оформления
одеждой и косметикой играют роль
эталонов и стереотипов
социально-психологической интерпретации
личности.

Во-вторых,
другая особенность этих образов
заключается в том, что взаимопознание
направлено в первую очередь на понимание
тех качеств партнера, которые наиболее
значимы в данный момент для участников
взаимодействия. Поэтому в
образе-представлении о партнере
выделяются обязательно доминирующие
качества его личности.

Эталоны
и стереотипы взаимного познания
формируются через общение с
непосредственным окружением человека
в тех общностях, с которыми он связан
жизнью. Прежде всего это семья и этнос,
которые пользуются культурно-исторической
спецификой деятельности и поведения
людей. Вместе с этими шаблонами
поведения человек усваивает
политико-экономические, социально-возрастные,
эмоционально-эстетические,
профессиональные и другие эталоны и
стереотипы познания человека человеком.

Практическое
назначение взаимных представлений
партнеров заключено в том, что понимание
психологического облика личности
является исходной информацией для
определения тактики своего поведения
по отношению к участникам взаимодействия.
Это означает, что эталоны и стереотипы
взаимопознания выполняют функцию
регуляции общения людей. Положительный
и отрицательный образ партнера
закрепляет отношение той же
направленности, снимая или возводя
психологические барьеры между ними.
В расхождениях взаимных представлений
с самооценками партнеров скрыты
причины психологических конфликтов
когнитивного плана, которые время от
времени перерастают в конфликтные
отношения между взаимодействующими
людьми.

Эффект
первичности состоит в том, что вероятность
припоминания нескольких первых элементов
однородного материала более высока,
чем средних (при этом чем объемнее
предъявляемый материал и чем выше темп
его предъявления, тем меньшее количество
первых элементов припоминается).

Эффект
ореола — это распространение первичной
общей оценки человека (людей) на восприятие
его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке
(людях) в целом благоприятно, то в
дальнейшем все его (их) поведение, черты
и поступки начинают переоценивать в
положительную сторону. В них вьщеляют
и преувеличивают лишь положительные
моменты, а отрицательные как бы
недооценивают или вообще не замечают.
Если же общее первое впечатление о
каком-либо человеке (людях) оказалось
отрицательным, то даже положительные
его (их) качества и поступки в последующем
не замечают либо недооценивают на фоне
гипертрофированного внимания к
недостаткам.

Эффект
новизны при восприятии людьми друг
друга заключается в том, что по отношению
к знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т.е. более новая
информация о нем. А по отношению к
незнакомому человеку более значима
первая информация

Виды

Существует разные виды иллюзий. Каждый тип отличается затрагиваемыми областями восприятия, ощущениями, общим воздействием на психику.

Физические

Самыми явными физическими иллюзиями являются оптические искажения. Они вызваны разными проявлениями психики, которые втесняются между человеком и воспринимаемым им объектом, предметом или явлением. Примеры:

  1. Луна высоко в небе кажется гораздо меньше, чем у горизонта.
  2. Если погрузить ровную палку наполовину в воду, погруженный конец будет казаться меньше.
  3. После длительного взгляда на что-то яркое, отпечаток этого объекта останется перед глазами на несколько секунд, но в реальности его не будет.
  4. Кажется, что горы находятся ближе в ясную погоду при низкой влажности воздуха, чем они есть на самом деле.

Когнитивные

Когнитивные искажения возникают, когда индивид взаимодействует не с самим окружающим миром, а с предположениями о нем. Это приводит к формированию бессознательных умозаключений, которые искажают реальность.  Виды:

  1. Неоднозначные — Куб Неккера, ваза Рубина.
  2. Искажающие — геометрические оптические иллюзии. Характеризуются искажением длины, размеров, кривизны, расположения геометрических объектов.
  3. Парадокс искажения — представляются объектами, которые невозможны или парадоксальны.

Отдельны вид когнитивных иллюзий — вымыслы.

Физиологические

Возникают под воздействием усталости, напряжения, эмоциональных всплесков. Искажения физического, физиологического характера временные. Они исчезают самостоятельно через определенный промежуток времени.

Физиологические отклонения создаются на фоне расхождения между реальными объектами и ошибочными явлениями. К этой группе относится ложное восприятие уменьшенных визуально размеров крупного предмета.

Аффективные

Проявляются у здоровых людей физически и психологически. Они связаны с усталостью, психическим напряжением, сильными эмоциями. Аффективные иллюзии проявляются в незнакомых для человека местах, когда он ожидает плохого.

Если человек находится на территории незнакомого частного дома, а в детстве его испугала собака, он будет ожидать нападения животного. Он может слышать несуществующие звуки.

Патологические

Связаны с психическими отклонениями, психологическими заболеваниями. В данном состоянии человеку сложно отличить реальность от мнимой иллюзии. Искажения проходят самостоятельно, но без должного лечения возвращаются.

Вербальные

Искаженное восприятие звуковых раздражителей. Нейтральная речь другого человека воспринимается как угроза, а враждебные упреки, ругательства, оскорбления не доходят до человека. Если работает радио или телевизор, человек может ощущать, что разговоры дикторов обращены к нему.

Органические

Проявляются искаженным зрительным восприятием объектов, явлений, форм. Неправильно воспринимается сама форма, размеры, цвет, расположение в пространстве.

Осознаваемости

Проявляются возникновением навязчивого ощущения того, что рядом кто-то присутствует. Если не начать лечение, будут развиваться галлюцинации, бред.

Восприятия

Ложное восприятие действительности. При их проявлении человек испытывает чувственные впечатления, которые идут наперекор действительности. Иллюзии могут склонять человека к неверным суждениям, мнениям.

Парейдолические

Изменяется восприятие узоров. При их рассмотрении в сознании человека развиваются сложные образы, которые выстраиваются в фантастические картины.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Характерные проявления


Проявляется умением распознавать чувства других людей, сопереживать им

На то, что у личности развита эмпатия, могут указывать такие признаки:

  • умение распознавать чувства другого человека на интуитивном уровне;
  • способность ощущать на себе чью-то роль;
  • умение оценивать ситуацию глазами другого индивида;
  • переживание эмоций, которые в данный момент испытывает другой человек;
  • умение соглашаться с чужой точкой зрения.

Многие люди хотят развить в себе данную способность или стремятся к тому, чтоб у их детей она была развита. Однако, нужно учитывать, что эмпатия имеет не только плюсы. Она нередко приводит к возникновению сильных страданий. Для того, чтобы противостоять чужому негативу, необходимо иметь зрелый разум и твердый характер. Если человек хочет развить в себе данную способность, он должен учитывать все достоинства и недостатки.

К положительным моментам относят:

  • перспективы профессионального развития;
  • оказание помощи своему близкому окружению;
  • невозможность оказаться обманутым;
  • умение устранять конфликты и препятствовать их развитию.

К отрицательным моментам относят:

  • эмоциональное выгорание;
  • риск возникновения психического расстройства;
  • повышенная тревожность;
  • проблемы при общении с окружающими;
  • вероятность нанесения моральной боли и умение ей противостоять.

Тесты на эмпатию

Существуют тесты для определения этого качества личности. Самым лучшим вариантом эмпатии является средний уровень: когда человек не распинается для других, но и вовремя умеет проявлять сочувствие и помогать.

Именно при среднем уровне умеренно проявляется аттракция – то есть положительное отношение к человеку. При высоко развитой эмпатии это положительное отношение “скатывается” к зависимости, о чем я писала выше.

Итак, пришло время узнать, какой у вас все-таки уровень этого состояния. Диагностику такого качества лучше проводить с помощью профессиональных методик, но иногда подойдут и другие тесты.

  1. Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана – здесь 33 вопроса, можно пройти онлайн.
  2. Что вам ближе – эмпатия или алекситимия? – придется ответить на 19 вопросов, тест с вариантами ответов.
  3. Какой эмпатией вы обладаете? – здесь 40 вопросов и нужно ответить, согласны вы или нет.
  4. Исследование уровня эмпатийных тенденций Юсупова – ответьте на 36 вопросов с разными вариантами ответов.
  5. Ваш уровень эмпатии – состоит из 25 вопросов, определяете один из 5 уровней.
  6. Диагностика эмпатии – в тесте 25 вопросов, где нужно выбрать один из представленных вариантов ответа.

Это основные тесты для определения уровня сопереживания.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

Патологический альтруизм

Среди истинных эмпатов нередко встречаются те, кто отдают все свои накопленные сбережения незнакомым людям, нуждающимся в помощи. Безусловно, благотворительность – это хорошо, но в разумных пределах. Психологи даже рассказывают истории, когда их особо внушительные пациенты продавали все имущество и оставляли всех домочадцев без единого гроша. В основе патологического альтруизма лежит чувство вины: человек по какой-то причине чувствует себя ответственным за несчастья и беды окружающих, считает, что цена его счастья – это горе других. Отдавая все средства, он на какое-то время испытывает моральное облегчение, однако впоследствии погружается в состояние депрессии.

Как и в чем проявляется эмпатия

    • Профессиональная деятельность. Эмпатия необходима каждому человеку, но есть ряд профессий, в которых развитая способность к эмпатии является профессиональным качеством. Это любая деятельность связанная с людьми: учителя, врачи, спасатели, психотерапевты, социальные работники, менеджеры по персоналу и т.д.
    • Отношения. Эмпатия является основой всех близких отношений между людьми.
    • Личностный рост.Эмпатия является необходимым и достаточным условием личностного развития и роста человека.
    • Психологическое здоровье. Эмпатия — это фундамент психологического развития человека.
    • Обучение. Человек с развитой эмпатией открыт к новому и легче воспринимает информацию.
    • Творчество. У творческих людей сильно развита способность к эмпатии. Она дает им возможность тонко чувствовать мир, людей, проживать все чувства и эмоции.

Рефлексия. Познай себя глазами другого

Начнем с рефлексии. Так принято, что человеку всегда интереснее говорить о себе, познавать себя. Здоровый эгоизм — это абсолютно нормальное явление. Само собой, каждому из нас хотелось бы увидеть себя и глазами другого. Это вот мы с вами знаем, какие на самом деле мы хорошие, умные и прекрасные, а какое впечатление складывается о нас у окружающих?

Но порой мы действительно в курсе, чего от нас ждут партнеры, как они к нам относятся и что хотели бы услышать. Т.е. мы имеем некое представление (пусть и слегка размытое) о том, как какой-либо объект может реагировать на те или иные наши поступки и речи. В психологии это и называется рефлексией. Своеобразный двойной зеркальный эффект.

Где рефлексия необходима словно воздух, спросите вы? Да практически везде. Руководители крупных компаний и директоры небольших фирм — всем им необходимо иметь навыки взаимодействия, дабы предугадывать настрой сотрудников и партнеров по бизнесу. В педагогике данный механизм восприятия поможет учителю найти подход к каждому ученику, а в личной жизни — научиться находить общий язык с партнером.

Помимо кооперативного и коммуникативного подхода к изучению рефлексии, существуют еще когнитивный и личностный. Мы коснемся этих терминов пока лишь кратко.

Когнитивная и общепсихологическая (она же — личностная) рефлексии — своеобразное “копание” в себе, умение сопоставлять прошлое и настоящее в поисках лучшего.

Человек, научившись видеть себя глазами другого, перестраивает модель поведения, моральные ценности, проводит анализ своих действий.

Рефлексия — достаточно сложная ветвь психологии, из которой мы понимаем, что как бы человек не убеждал всех вокруг (а больше всего — самого себя), что он не зависит от мнения окружающих, все это будет ложью. Ибо в нас природой заложена способность рефлексировать с собеседниками, особенно с теми, которых мы уже хорошо изучили.

Определение

Первым ввел это понятие в психологию известный всем Зигмунд Фрейд. Психиатр определил это понятие, когда говорил о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента. Это дает более глубокое понимание человека, чтобы ему помочь.

Но не нужно “закрывать” это понятие в рамки только сочувствия. Оно намного шире, охватывает большой спектр эмоций. Эмпатия может быть разной по характеру, виду и проявлению. Об этом поговорим ниже, а пока посмотрим, чем эмпатия отличается от простого сочувствия.

Чтобы вам было более понятно, представьте себе человека, который въехал в столб. Вы как сторонний наблюдатель, можете его пожалеть, сказать, что очень сочувствуете, и уйти себе с миром. Можете даже побыть какое-то время рядом, подсказать что-то.

Суть эмпатии – это постановка себя на место этого человека. Эмпат может даже расплакаться рядом с водителем. А потом позвонить в службы, проконсультироваться по поводу восстановления авто. То есть сделать то же, если бы вы были на месте этого водителя. Ну вот как-то так на пальцах объяснила. Идем дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector