Гносеология в философии
Содержание:
- Магия
- Кому Господь распахнет Свои двери?
- Что это такое?
- Технические характеристики железобетонных колец для канализации
- Теории познания
- Принципы обучения
- Бизнес и финансы
- Домашний очаг
- Чувственное познание
- Что такое Бинарные Опционы
- Принципы познания.
- См. также
- Об открытии свойств интеллекта
- 1.4. Характеристика уровней научного познания
- Эскувит
- Сочинения
- Брайан Стивенсон сейчас
- Что может незаметно нарушить доступность материала
- 1.5. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи
- Этапы решения
- Бизнес и финансы
- Литература
- Верификация в системе качества
Магия
Кому Господь распахнет Свои двери?
Что это такое?
Формирование научной мыслительной деятельности осуществляется в процессе познания мира. Научное мышление является особым видом познавательного процесса, нацеленного на внедрение объективных сведений в человеческое сознание. Познавательная функция отражает сущность науки.
Все продукты научного мышления обоснованы и собраны в единую систему. Классификация наук по предметным областям вычленяет общественные (социально-гуманитарные), естественные, технические и математические науки.
- Социально-гуманитарные науки нацелены на получение знаний об обществе и человеке. История и правоведение пронизывают все области общественной жизни. Общие знания о социуме зафиксированы в философии и социологии. Антропология, эстетика, этика, филология, психология, политология, культурология, экономика раскрывают конкретную область общественной сферы. Научное мышление в гуманитарной области исследует человеческие помыслы, побуждения, намерения и личностные ценности.
- Естественные науки предполагают изучение природы. Биология, химия, география, геология, экология, физика, астрономия вооружают людей новыми познаниями, способствующими улучшению качества жизни. Например, в медицинской отрасли научные открытия способствуют выздоровлению пациентов, страдающих ранее считавшимися неизлечимыми заболеваниями. Учёные-экологи исследуют водоёмы и окружающую среду, предупреждают население об опасности их загрязнения.
- К техническим наукам относят механику, робототехнику, информатику, агрономию, архитектуру, которые ускоряют научно-технический прогресс. Многие технические науки призваны автоматизировать производство предприятий, снабжая их новейшими технологиями. В современном мире успешно используют роботов, новые виды энергии, ультразвуковые методы обработки, лазеры в технике.
- Математические теории снабжают все другие науки формальными языковыми средствами. Подсчёты, измерения, описания формы объектов применяются для нахождения общих законов природы. Наблюдается их структурная взаимосвязь. Математические модели используются в мыслительном научном процессе при изучении большинства наук.
Все науки периодически пересекаются. При научном исследовании мышление направлено на изучение сведений, законов конкретных процессов и на анализ, выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.
Технические характеристики железобетонных колец для канализации
Для частного строительства рекомендуется применять кольца ЖБИ канализационные марки КС, размеры для дачи которых могут быть 70 см, 100 см, 150 см и 200 см в диаметре.
Следующим показателем кольца ЖБИ размеров является их высота, которая не связана с диаметром и может быть 60 см или 90 см.
А вот стоимость таких ЖБИ изделий с диаметром, как раз, и взаимосвязана, т. е., меньший диаметр — меньше цена и т. д. Кстати, цифры в маркировке показывают диаметр, например, КС-20-9 имеет диаметр 2 м и высоту 90 см или 900 мм
Таблица покажет вам зависимость стоимости от технических данных
Вид колец ЖБИ |
Объём ЖБИ кольца (м3) |
Примерная стоимость (руб) |
---|---|---|
КС 10 — 9 |
0.71 |
1800 — 2100 |
КС 15 — 9 |
1.59 |
2750 — 3200 |
КС 20 — 9 |
2.83 |
4700 — 5350 |
Как видите, чем больше диаметр, тем дороже цена. Если взять КС 10 — 6, например, то тут стоимость будет значительно дешевле, а именно, 1000 — 1300 рублей.
Как рассчитать объём канализационного кольца и от каких величин он зависит?
Исходя из главных показателей размеров, мы можем определить, что их величины и составляют формулу вычисления объёма железобетонного кольца.
Надо узнать общий объём самой ямы, для этого:
Точное число жителей дома * дневная норма воды (л/чел) * 3 (время переработки стоков в сутках) = объём колодца.
Пример: 5 * 200 (установленная норма) * 3 суток (константа) = 3 м3.
Внутренний объём считаем по формуле:
V=R2*h*П,
где V — объём,
R2 — радиус кольца,
h — высота,
П = 3,14 (пи).
Обычно сливную яму делают глубиной около трёх метров. Из этой величины вычитаем 0.7 м и получаем показатель высоты кольца.
Для того, чтобы узнать радиус, вспоминаем математику и делаем обратный расчёт, т. е: R2=V/П/h.
В нашем случае это будет изображаться так: R2 = 3 м3 : 3,14 : 2,3 м = 0,65 м.
Отсюда мы видим, что ЖБИ кольцо надо покупать диаметром 130 см, а выше было показано, что таких показателей нет — значит, путём исключения, выбираем изделие, у которого показатель = 150 см.
Монтаж ЖБИ колец
Установка канализационных колец начинается с рытья ямы для колодца, что можно делать спецтехникой или своими силами при помощи лопаты. Тогда лучше позвать несколько человек, чтобы сэкономить время.
Зная объём и другие показатели, роем котлован, но по высоте и диаметру делаем его больше на 0.5 м.
Дно колодца трамбуем и засыпаем песчаную подушку 8-10 см, на которую кладём ЖБИ плиту или заливаем бетонным раствором.
Опускаем осторожно первый ЖБИ элемент на высохший бетон и цементируем его соприкосновение с дном.
Подводим сливной патрубок к подготовленному заранее отверстию.
Опускаем все требующиеся кольца по очереди, каждый раз бетонируя места соприкосновений.
Желательно провести внутреннюю гидроизоляцию тоже, а потом уже накрыть плитой и соорудить в ней люк.
Чтобы скрепить некоторые ЖБИ кольца для канализации, применяют скобы из металла.
Нюансы
Существует различие армированного бетона по типу изготовления:
- Монолитный — применяют для сооружения больших объектов путём заливания арматурного каркаса бетоном по заданному периметру.
- Сборные детали — виды и количество изделий отличаются широким ассортиментом и выпускаются на предприятии.
- Сборно-монолитные — делаются под каждый проект отдельно.
Для нас с вами самыми востребованными является второй вариант.
Если вы планируете опускать изделия без помощи спецтехники, то воспользуйтесь досками, которые можно, к тому же, применять вместо направляющих деталей.
Для лучшего погружения колец в грунт существует один секрет и состоит он в дополнительном элементе, приваренном к внешнему краю. Элементом служит металлическая полоса около 5 см шириной.
Заключение
Главный критерий при выборе стройматериалов для обустройства канализационной ямы сводится к надёжности и долгосрочной эксплуатации, а это и есть главные показатели ЖБИ колец любой формы и разных размеров.
Изготовление ЖБИ кольца: видео
Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!
Это интересно: Какие трубы использовать для вентиляции в частном доме: разбираем суть
Теории познания
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Реалистические доктрины
Реалистические доктрины | | | ------------------------------------------ | | | | | | | | | Наивный реализм Натурализм Праксеологические концепции | | | | | | Нативизм <---| |---> Прагматический материализм | | Редукционизм <---| |---> Диалектический материализм | | Эволюционная эпистемология <---| | | | | | | | |---> Генетическая эпистемология <------| | |---> Натуралистическая эпистемология | |---> Социальная эпистемология
Принципы обучения
Принципы обучения представляют собой исходные дидактические положения, отражающие протекание законов и закономерностей процесса обучения и формируют его направление на развитие личности. Через принципы обучения раскрывается теория построения учебного процесса и управление им. Данные принципы являются основой позиций и установок, с которыми педагоги организуют процесс обучения и оптимизируют его.
Знание и понимание принципов обучения позволяет организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, четко определить цели и наполнить содержание учебного материала, выбрать правильные формы и методы обучения. Они позволяют соблюдать поэтапность в обучении, осуществлять взаимодействие и сотрудничество между участниками процесса. Часто принципы являются общими для организации учебного процесса в любых образовательных учреждениях.
Закономерности обучения формируют его принципы. Принципы обучения включают наиболее важные положения, которые определяют требования к содержанию, организации и методике обучения. Основными принципами являются:
- самостоятельность и активность в обучении;
- наглядность;
- систематичность, последовательность и комплексность;
- высокий уровень трудности;
- прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
- сочетание группового и индивидуального подхода в обучении.
Рис. 1
Сознательность, активность и самостоятельность заставляют учеников нести ответственность за цели и задачи обучения. Эти личностные качества стимулируют познавательную активность, способствуют проявлению инициативы и творчества в процессе изучения наук и применения знаний практике.
Наглядность в обучении должна иметь содержание, быть понятной и доступной для определенной возрастной категории учеников, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески, учитывать правила обучающих методик.
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении предполагает наличие устойчивой системы знаний той или иной дисциплины. Такой подход позволяет связывать новые знания с уже усвоенными, обеспечивает систематический контроль за организацией и результатами обучения.
Обучение, ориентированное на высокий уровень трудностей, должно учитывать умственные и физические возможности обучаемых, соответствие изучаемого материала и темпа изложения возможностям учеников. Этому принципу отвечает поэтапное изучение учебного материала, по принципу от простого к сложному, опираясь на начальный уровень подготовленности обучаемого.
Прочность овладения знаниями и навыками возможна только при разъяснении обучаемым значения учебного материала для их реальной жизни, установок на запоминание материала. Закрепить знания можно посредством систематического повторения ранее изученного материала и применения его в практической деятельности обучаемых
Важно стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способам такой работы
Сочетание группового и индивидуального подхода в обучении очень важно. Это обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат
Групповое обучение, отражает общность интересов учеников и создает прекрасные условия для диалога, параллельно создает условия для взаимопомощи и повышает чувство ответственности, а также формирует социальную и личностную. Групповая форма обучения является приоритетной для образовательных учреждений.
В процессе развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые. Можно говорить, что принципы обучения являются исторически преходящими.
Все принципы обучения взаимосвязаны и проникают друг в друга. Они представляют собой систему, состоящую из содержательных и организационно-методических принципов. Такое деление достаточно условно. Значение каждого принципа не ограничивается рамками своей группы. Выделение принципов помогает ответить на вопросы дидактики: чему и как учить? На основе дидактических принципов формулируются правила обучения, подчиняющиеся принципу, конкретизирующие его, определяющие характер методических приемов и приводящих к реализации определенного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила лишь его отдельные стороны.
Принципы обучения, отражая определенную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективный базис. Наметившиеся в современное время гуманистические тенденции в образовании придают гуманистическую направленность и принципам обучения.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Домашний очаг
ДомДачаСадоводствоДетиАктивность ребенкаИгрыКрасотаЖенщины(Беременность)СемьяХоббиЗдоровьеАнатомияБолезниВредные привычкиДиагностикаНародная медицинаПервая помощьПитаниеФармацевтикаИсторияСССРИстория РоссииРоссийская ИмперияОкружающий мирЖивотный мирДомашние животныеНасекомыеРастенияПриродаКатаклизмыКосмосКлиматСтихийные бедствия
Чувственное познание
Иначе данную форму называют когнитивной теорией познания.
К данной форме относятся ощущение, восприятие, представление.
- ощущение – это отражение отдельных признаков какого-либо предмета;
- восприятие – отражение свойств предмета в целом;
- представление – создание и сохранение в памяти образа предмета.
Что такое Бинарные Опционы
Принципы познания.
Современная
гносеология в своем большинстве стоит
на позициях гностицизма и базируется
на следующих принципах:
диалектики, что
подразумевает необходимость диалектически
(то есть с точки зрения развития) подходить
к проблеме познания, использовать
законы, категории, принципы диалектики;
историзма –
рассматривать все предметы и явления
в контексте их исторического возникновения
и становления;
практики –
признавать главным способом познания
практику – деятельность человека по
преобразованию окружающего мира и
самого себя;
познаваемости –
быть убежденным в самой возможности
познания;
объективности –
признавать самостоятельное существование
предметов и явлений независимо от воли
и сознания;
активности
творческого отображения действительности;
конкретности
истины – искать именно индивидуальную
и достоверную истину в конкретных
условиях.
См. также
- Диалектическая логика
- Научная картина мира
- Онтология
- Когнитология
- Философия науки
Об открытии свойств интеллекта
Создание Научной теории познания стало возможным благодаря открытию некоторых важных свойств интеллекта, в частности, принципа относительности познания. Суть открытия — в правильном описании соотношения между субъектом познания и реальностью. Именно неправильное понимание этого соотношения является причиной трудностей в описании интеллекта, а также причиной многочисленных проблем в основаниях человеческого знания. А осознание правильного соотношения делает решения большинства этих проблем почти очевидными.
Это открытие показывает, что нынешние научные представления о восприятии реальности являются, во многом, ошибочными.
Оказалось, что вопреки многочисленным утверждениям о чрезвычайной сложности человеческого интеллекта, реальное принципиальное устройство интеллекта очень просто.
Если осознать истинное соотношение между реальностью и субъектом познания, очень легко понять, как устроен процесс познания, что такое интеллект, мышление, понимание, знания, понятия, как устроен естественный человеческий язык и как он связан с мышлением:
-
Становится понятно происхождение законов логики и их связь с теорией множеств.
-
Становится понятно, почему теория множеств является основой математики, а также, чем является сама математика в системе человеческих знаний, почему она столь эффективна и где находятся границы её эффективности.
-
Становится понятно, что является врождённым человеческим знанием, на основе которого строятся все остальные знания.
-
Становится понятно, как возможно объединить все человеческие знания в единой теории.
-
Становится очевидным, что основой познания является физическое взаимодействие субъекта познания с реальностью, которое переживается субъектом познания, как ощущение реальности.
-
Становится очевидным, что способность к познанию и интеллект — это свойства всех без исключения живых организмов, обеспечивающие их выживание.
-
Становится очевидным, что интеллект — это свойство исключительно материальных объектов, а также, что интеллект неотделим от самого организма и его жизненного опыта.
Этот сайт был создан до создания текста теории, пригодного для публикации, поэтому здесь опубликованы только некоторые элементы и следствия теории.
Как сказано выше, Теория относительности познания недавно опубликована в Zenodo, но в очень сокращенном варианте, поскольку для полного описания Теории у автора отсутствуют ресурсы. К сожалению, в настоящее время у автора нет возможности полноценно заниматься развитием Теории и этого сайта. Поэтому сайт остаётся практически в том состоянии, в каком был до публикации. Наиболее полное изложение Теории содержится в работе «Теория относительности познания. Решение некоторых ключевых проблем науки и философии.«, хотя в каждой из опубликованных работ есть некоторые элементы, отсутствующие в других работах.
1.4. Характеристика уровней научного познания
Научное знание является сложной системой с разветвленной иерархией структурных уровней.
В структуре научного знания выделяются два уровня:
1. эмпирический уровень;
2. теоретический уровень.
Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих объектов или процессов, фиксируются отношения и устанавливаются эмпирические закономерности. Эмпирический уровень более связан с источниковым знанием и в этом отношении более объективен.
Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.
Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Можно утверждать, что над эмпирическим уровнем знания всегда надстраивается теоретический уровень. Однако теоретический уровень строится таким образом, что в нем отражается непосредственно не окружающая действительность, а идеальные объекты.
Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне – с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действительностью.
Эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле связь теории и эмпирии очевидна. Но и эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений. Совокупность эмпирических знаний является определенным знанием о действительности лишь тогда, когда эти данные истолковываются с позиций определенных теоретических представлений. Следовательно, эмпирический уровень научных знаний обязательно включает то или иное теоретическое истолкование действительности „
Несмотря на теоретическую загруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, чем теория, в силу того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирия (практика) является критерием истинности теории.
Эскувит
Сочинения
Брайан Стивенсон сейчас
Инициатива, созданная героем этой статьи, покоряет новые горизонты. Представители ИРП очень рады тому, что фильм, посвященный их деятельности, увидят люди в большинстве стран мира. Сам Брайан положительно оценил картину, но пара фраз были для него неприятны, в т.ч. слова другого адвоката «Если вы покопаетесь в этих ранах, вы очень рассердите многих людей».
Что может незаметно нарушить доступность материала
Не все являются отличниками или хорошистами в школе. Существуют определенные трудности, из-за которых может быть нарушен принцип доступности в педагогике. Пример, который решает ученик, или же упражнение по русскому языку, с одной стороны, не должен быть очень легким для него. С другой стороны, напряжение и умственные усилия не должны вызывать в ребенке отторжения к самому предмету. На самом деле, большинство дисциплин школьной программы именно по этой причине и становятся неинтересными для ученика. Почувствовав разочарование в своих силах, к примеру, решая задачи по алгебре, он все больше и больше будет испытывать нежелание браться за учебник. Усугубить ситуацию может и отношение преподавателя к отстающему школьнику – ведь никому не понравится, когда его слабые способности будут демонстрироваться перед ровесниками. Но в действительности в этой ситуации можно наблюдать грубейшее нарушение, которому, оказывается, подвержен принцип доступности.
1.5. Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи
Как было отмечено, эмпирический уровень характеризуется специфическим объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявлены в ходе практической деятельности и включены в процесс познания.
Познавательные операции всегда осуществляются в чувственно-предметной форме. На этом уровне познания решаются следующие познавательные задачи:
· сбор фактов об объекте познания. Научный факт – это только те события, явления, свойства, связи, отношения, которые зафиксированы;
· получение данных на основе наблюдений, измерения, экспериментов;
· составление схем, диаграмм для наглядного восприятия наиболее важных тенденций в функционировании объекта исследования;
· классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.
Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.
Наблюдение – система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта. Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов.
Функции этого метода: фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.
Эксперимент – это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений. Различают три основные сферы для эксперимента: лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный и социальный (для экономических, политических наук).
Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решающим) элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теории и вместе с тем как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента.
Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и его целей.
Измерение как метод является системой фиксации и регистрации количественных характеристик измеряемого объекта. Для экономических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; единицами измерения.
Использование метода измерения требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемого объекта. Метод измерения находит свое выражение в математическом воспроизведении количественных и качественных характеристик объекта при эксперименте.
Описание – специфический метод получения эмпирического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.
Таким образом, классификация данных наблюдения, эксперимента, измерения, имеющая место в описании, делает факты базисом для дальнейших логических операций.
Как метод получения нового знания, описание может осуществляться средствами собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статистическими методами (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графическими методами (графики, диаграммы) и т.д.
Этапы решения
Коммуникативные задачи по ФГОС предполагают поэтапный процесс. Сначала осуществляется моделирование планируемого общения. Процесс сопровождается следующими действиями:
- осознание учителем стиля общения со своими учениками (воспитанниками);
- мысленное восстановление специфики взаимоотношений в данном коллективе (коммуникативная память);
- уточнение стиля общения в обновленных коммуникативных условиях.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Литература
- Теория познания // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гносеология в системе философского мировоззрения. — М., 1983. — 383 с.
- Теория познания. В 4-х томах. — М., 1992—1994. Под ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана.
- Гносеологические проблемы диалектического материализма. — М., 1974. — 357 с.
- Елсуков А. Н. История античной гносеологии. — Минск, 1992. — 82 с.
- Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — Т. 1. — 168 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-397-01280-5.
- Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. — М.: Издательство МГУ, 1994. — Т. 2. — 136 с. — ISBN 5-211-03240-3.
-
Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Опыт систематического построения). — М.: URSS, 2004. — 520 с. — ISBN 5-354-00724-0
Др. изд.: Абачиев С. К. Эволюционная теория познания. (Основные понятия и законы. Гносеологическая теория труда и техники). Изд. 2-е, сущ. доп. — М.: URSS, 2013. — 664 с. — ISBN 978-5-396-00519-8.
.
- Кезин А. В. Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // Вестник Московского университета. — Серия 7. Философия. — 1994. — № 5. — С.3-11.
- Никитин Е. П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. — 1993. — № 1. — С.61-70.
- Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
- Соболев А. В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. — № 4. — С.121-137.
- Фурманов Ю. Р. Критика метафизического разума в эволюционной теории познания // Философские науки. — 1991. — № 8. — С.34-50.
- Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. — М., 2000. — 463 с.