10 книг для комедиографов

Какой нужен уровень английского

Комфортно будет с уровнем Intermediate и выше. Считается, что показателем хорошего знания языка как раз является способность понимать шутки комедиантов. Здесь многое зависит не только от твоего словарного запаса, но и навыка Listening (Аудирование) — умения воспринимать речь на слух. Стендаперы быстро говорят и много ругаются, используют сленг, фразовые глаголы и специфические словечки, которых не встретишь в учебниках.

При этом многие из них затрагивают щекотливые темы вроде расизма, политики и религии, что тоже усложняет восприятие. А сколько разных акцентов, к которым ты не привык! Кроме того, многие комики шутят в контексте той или иной страны: если не знаешь традиции и не знаком с культурой, понять шутку, даже разобрав все слова, сложно. Поэтому если ты только знакомишься с миром стендапа, выбирай комиков, которые шутят на повседневные темы и использует пантомиму. И не забывай про субтитры.

Хочешь узнать свой уровень английского? Пройди наш короткий авторский тест.

Комик рабочего класса

Зеленоград – проклятое место для русской комедии. Помимо Алексея, он подарил нам такого исполина жанра, как Денис Косяков. Но тот с детства участвовал во всяких творческих движухах, играл в КВН и стремился стать смешным и артистичным. О результатах не будем, но примерно так должен стартовать типичный байопик про восхождение комедианта.

Лёха Щербаков – не такой. Обычный чел из обычной среды, сын гаишника и домохозяйки. Свою будущую жену встретил в школе. Паркурил, играл на гитаре и ударных в местечковой группе. Поступил туда, куда позволил аттестат. Отслужил в десантных войсках, чтобы потом шутить про Руслана Белого. Какое-то время счастливо работал в московском метро монтажником. Нормальный такой путь для вашего соседа Лёхича, который курит что-нибудь красное и любит ночевать на даче летом. Только как тут образовался комик?

Где-то с 2011 года Щербаков начал ходить на пробы и пытаться попасть в какое-нибудь телешоу. Тогда юмор был ещё там. Кстати, свой собственный лубочный стиль с вопросами Тёме Лебедеву «Ботинки в говне, не ты делал?» Щербаков, по его же словам, унаследовал от отца. Это буквально самые обычные мужиковатые сальные шуточки, которые отлично подходят для посиделок на общем дворе, для бани, для армии. Для людей, которым не жалко под пивко сказать: «Во Лёха мочит!»

Переломный момент в карьере Щербакова – вторая его
попытка в «Comedy
Баттл»,
где он прошёл благодаря голосу Сергея Светлакова. Есть в этом какая-то ирония.
Светлаков всегда держался наплаву за счёт дико народных архетипов, поэтому
косноязычный и топорный комик Лёха очень здорово попал в его систему ценностей.

https://youtube.com/watch?v=N2aZpR2Uq7E

Это первый из двух толчков, которые помогли
Щербакову выйти в люди и примелькаться. Второй дал Кирилл Сиэтлов, который
помог многим комикам попасть в «StandUp»
на ТНТ. И вот тут лично для меня что-то теряется.

Я в упор не понимаю, как чел, который косил под
тупого в – давайте по-честному – не самом популярном и крутом стендаперском
проекте, вдруг стал известен каждому, кто хоть раз интересовался современным
русским юмором. Он в «Что было дальше?», он в «Созвонах», он с командой у
Урганта. Как?

А в каждом интервью он – народный герой. Комик из
низов и просто хороший парень. И поймите правильно – круто, что он смог
заставить свою историю работать на себя, но когда звание «хороший комик»
приходит со статусом, а не статус с хорошими шутками – это нездоровая ситуация.

Что такое стендап

Формы юмора бывают разные: parody (пародия), irony (ирония), black humor (чёрный юмор), satire (сатира), anecdote (анекдот), joke (шутка), sarcasm (сарказм), pun (каламбур) или wordplay (игра слов).

Шутить можно в форматах pantomime (пантомима), sitcom (ситком), sketch (скетч), comedy duo (комедийный дуэт), comic opera (комик оперы), one-man show (моноспектакль, шоу одного актёра) и stand-up comedy (стендап). Про последний формат мы и поговорим подробно в этой статье. 

Во время стендапов comedians perform before a live audience (комедианты выступают перед живой аудиторией, to perform — выступать, давать представление). Они зачитывают stand-up routine (авторский монолог), one-liners (короткие шутки в одну строчку) или sketches (скетчи) на разные темы. Высший пилотаж — improvisation (импровизация) перед зрителями, где комедианты показывают умение шутить экспромтом. 

Первая часть шутки — set up (сетап, вводная часть) или описание ситуации. В ней комедиант быстро вводит слушателей в курс дела. Вторая часть шутки — punch line (панчлайн, досл. ударная строчка, добивка), сама шутка, которая и должна рассмешить аудиторию.

Кстати, комики по-английски зовутся comedians.

Если хочешь учить английский по сериалам в оригинале, сделали подборку классных шоу на Netflix. А ещё сделали список крутых подкастов и аудиосериалов на английском. 

По-старому нельзя…

Ты когда-нибудь импровизируешь на своих стендапах?

 — Как пойдет. Если зал располагает.

Ведь аудитория всегда разная: подача быстрее или медленнее, больше молодых людей, мужчин или женщин. В этом — момент пристройки и, если хотите, импровизации.

Естественно, когда кто-то выкрикивает из зала или что-то прошло не так – на это нужно реагировать. Ты не можешь после слов «уйди со сцены, сука» продолжать свой монолог.

Это реальный случай?

 — У меня был случай в Красноярске, когда пьяный хеклер (провокатор) очень долго выкрикивал что-то из зала. Я ответила, и он мне предложил выйти, поговорить. Мы вышли, но он был слишком пьян, и драки не получилось… к сожалению (смеется).

Помогает ли тебе актерский опыт: справиться с боязнью сцены, общаться с публикой?

 — Мне актерский опыт не всегда помогает. В театре, если что-то пошло не так, ты не имеешь права выходить из образа. Там жесткие правила и четвёртая стена, разделяющая тебя и зрителя.

А в стендапе нет никаких «костылей» и вот она я, и если я не зашла это только моя проблема. Я с 16 лет выхожу на сцену, волнение никогда не проходит.

1Judy Carter. «Comedy Bible»

 
«Вот одна из тех вещей, касающихся сочинения смешного, которую моим ученикам и другим начинающим комикам трудно понять: то, что сработает на вечеринке, за обеденным столом или в баре, не всегда будет работать на сцене

Многие думают, что это важно — рассказать аудитории о том, что «на самом деле случилось». Неверно

Стендап основан на предпосылках, а не на историях. Даже когда вы пишете сценарии или эссе, применяются те же правила. Написанный фрагмент может быть основан на том, что произошло в реальности, но профессиональные писатели редко ограничивают себя простым пересказыванием событий. Структура, воображение и мастерство (артистичность) нужны для того, чтобы переделать любую историю в кусок, который сработает».

Одна из самых известных книг по искусству создания шуток, пользующаяся успехом у начинающих комедиографов и стендап-комиков. Автор руководства Джуди Картер разбирает шутки на составные элементы и при помощи наглядных примеров показывает, как выстроить эти элементы таким образом, чтобы шутка сработала. Ее метод представляет собой комплекс ежедневных упражнений, выполняя которые вы научитесь правильно подавать свои шутки вне зависимости от того, выступаете ли вы на сцене, пишите сценарий ситкома или хотите остроумно подписать открытку. К сожалению, у нас до сих пор не вышел официальный перевод этой книги, однако в сети можно найти отсканированный оригинал издания и перевод второй главы «Comedy Workshop», где приводится 26-дневный комплекс упражнений.
 

Джимми Карр – Jimmy Carr

Джимми Карр – успешный английский стендап-комик. Он начал карьеру в 2000 году с выступлений в жанре импровизации. Карр оказался мастером импровизационного жанра, его гастроли по Великобритании имели огромный успех. Через три года он выступил на Эдинбургском фестивале, благодаря чему стал известным по всей стране. Вскоре Карр стал получать призы за комедийные выступления.

Карр часто выступает на телевидении: его приглашают в различные программы и игровые шоу, сам он также несколько раз выступал ведущим комедийных передач.

Выступления Джимми Карра полны грубых, пошлых и непристойных шуток. Он не боится высмеивать самые святые для людей темы, чем привлекает немало внимания. Его выступления можно было бы назвать оскорбительными, если бы они не были такими смешными.

I realised I was dyslexic when I went to a toga party dressed as a goat.

Я понял, что я дислексик, когда пришел на костюмированную вечеринку в тогах, одетый в костюм козла. (языковая шутка: toga – goat)

Пример выступления Джимми Карра:

Джо Брэнд – Jo Brand

Джо Брэнд – британская актриса и комик. Бывшая медсестра в психиатрической клинике, в 80-х она начала карьеру стендап-комика. Ее первое выступление не было успешным, но постепенно Джо Брэнд завоевала популярность. Ее стали приглашать на различные шоу и программы, в том числе знаменитые QI и Have I Got News for You. В 2003 году газета The Observer включила Джо в список 50 лучших комиков Великобритании.

У Джо Брэнд своеобразный стиль выступлений. Она часто говорит монотонным голосом, с совершенно непроницаемым лицом во время самых смешных шуток

Многие ее выступления посвящены знаменитостям, что привлекает внимание публики

Anything is good if it’s made of chocolate.

Любая вещь хороша, если сделана из шоколада.

Лучшие моменты Джо Брэнд из QI:

Отбор участников

Настя 

Я не большой фанат открытых микрофонов для опытных комиков, но иногда площадки хотят именно таких: им не хочется, чтобы на сцену выходили 10 новичков, которые шутят на максимально избитые темы. С этим я согласна. Так что мы стараемся, чтобы было поровну опытных и новичков. Для этого у нас есть чаты с комиками, и там за 5 минут уже все места разбирают. Я стараюсь записывать людей, которых я видела на сцене, но если есть место, я, конечно, напишу новичкам. За один вечер выступает 15 комиков, потому что если их больше, зрители устают, так что мероприятие длится 1,5 часа и не больше – как фильм. В зале обычно сидит около 50 человек, иногда меньше, если бары вмещают только 20 человек.

Когда я начала выступать в прошлом году, то, можно сказать, успела в последний поезд. Сейчас новичку или девочке сложно выступить на открытом микрофоне. Раньше я выступала в Stand-Up Club #1, и туда можно было даже на месте записаться. Но сейчас это почти невозможно, потому что все места разбирают за несколько секунд: за год комиков стало сильно больше. 

Леша 

У нас выступают только опытные комики – это мое принципиальное решение. Потому что опытным комикам негде выступать: новичков стало очень много. Круто, конечно, что стендап развивается, некоторые очень хорошо шутят, и чувствуется конкуренция. У нас есть чат, где я пишу, что завтра мероприятие, и ребята записываются. В один вечер – не больше 10 человек. 

Олеся

Наши комики постоянно ездят на международные фестивали или на гастроли, и они через свои связи находят агентов иностранных артистов и договариваются с ними. Сейчас прямо очень благоприятная среда: к нам осенью приезжает Джим Гаффиган, например.  

Маша

На фемстендап записались 12 девчонок, но на самом мероприятии могли выступить все, кто захотел выйти на сцену. 

Образ дурачка в России – золото комедии

Опять же, народные типажи. Комедийный стиль Щербакова в том, чтобы быть Лёхой. Это крайне просто: нужно вести себя максимально панибратски, делать глупое лицо, переспрашивать и агрессивно наваливать дичь. Ситуация идеальная. Хейтеры говорят: «Да он же тупой», а фанаты: «Да не, это просто прикольный образ».

На самом деле, ни одна из этих радикальных сторон не
описывает Щербакова. Если воспринимать это как образ, то в нём нет ничего
смешного или креативного. Приведу несколько примеров.

У Саши Барона Коэна когда-то был персонаж Али Джи – вымышленный рэпер, который вёл себя как идиот и изобрёл великий эдлиб «Буяка-буяка!» Иногда в шоу ему приходилось говорить, например, с учёными. И он своими тупыми вопросами и ремарками заставлял серьёзных научных дядей упростить лица и говорить на языке, понятном публике.

Такой же скилл иногда использует Юрий Дудь, чтобы
раскрыть гостя. Это те самые моменты, когда он сознательно задаёт максимально
наивные и прямые вопросы, чтобы получить простой ответ для широкой аудитории.

Образ Лёхи вполне мог бы помогать раскрыть
персонажей и в «Что было дальше?», но нет, он просто кричит глупости, для
придумывания которых даже не нужно прикладывать усилий. Уверен, что точно так
же смешил друзей на кухне или коллег-монтажников в метро.

История Щербакова – крутая в том контексте, что
чувак много пытался и в итоге пробился. Но это трудолюбие никак не
распространяется на его материал. Весь его комедийный капитал – это образ простачка
Лёхи. И самое ужасное, что это работает.

Когда объявили, что состав «Что было дальше?» пойдёт
в «Вечерний Ургант», мне стало интересно, как они будут выкручиваться. На
«Первом» нельзя орать «Ааааа, посмотрите на эту х***ю!». И это особенно
ограничивает Щербакова.

В итоге он придумал уморительную репризу со стаканом. И зрителям смешно, что их любимый персонаж снова ведёт себя как дурак. Видимо, это всё, что нужно, чтобы быть смешным в России. Но где работа со словом? Где неожиданные смыслы, мужик?

Акция

ВСЕМ, КТО ОСТАВИЛ ЗАЯВКУ ДО 19 ноября

(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)

1. В акции принимают участие все заполнившие заявку
2. Первый пробный урок (30 минут) проводится бесплатно.
3. При первой оплате 5 занятий студент получает 2 урока по 45 минут с выбранным преподавателем и по выбранному курсу бесплатно (1 урок с преподавателем — носителем языка).**
4. Акция не суммируется с другими действующими предложениями и скидками.*
* Например, студент оплативший первые три занятия по льготной цене, не принимает участия в данной акции.
** При оплате 30 минутных уроков студенту предоставляется 2 урока по 30 минут (1 урок 30 минут с носителем языка).

Декорум, или Всему свои время и место

Когда Саша Барон Коэн в образе казахского журналиста вышел перед посетителями родео и спел гимн США со словами «Казахстан — величайшая в мире страна, а всеми прочими странами правят девчонки», . Более того, съемочной группе пришлось спешно покинуть город, пока комика не линчевали. Но когда этот эпизод стал частью фильма «Борат», американские зрители (быть может и те, кто любит родео) смотрели его с восторгом. Что изменилось? Обстоятельства соприкосновения. Неуместная выходка на родео стала естественной частью фильма, целиком построенного на провокациях и явственно маркированного как сатира. исследователь свободы мысли Пол Стёрджес пишет, что «фразы вроде «я шучу» или «это же просто шутка» зачастую используются в разговоре, если возникает ощущение того, что могла быть причинена обида». В нас будто бы есть определенный тумблер, и эти фразы призваны его переключать.

Уже в Античности поэты и философы рассуждали о пристойности и уместности в искусстве. Так возник термин «декорум», который изначально подразумевал соответствие стиля изложения его предмету. В I веке до нашей эры Гораций писал: «Каждой вещи прилично природой ей данное место!» К XVI веку декорум стал пониматься и как социальные приличия. У юмора всегда была своя иерархия. То, что позволялось шуту, нельзя было сказать на площади. То, что звучало на советской кухне, нельзя было озвучить со сцены во время кремлевского концерта.

Но юмор — все равно что вирус: он легко разносится и заражает всех на своем пути. То, что кремлевский конферанс обходился без кухонных анекдотов, не означало, что выступающий не знал их или не сочинял такие же сам. Юмор находил себе пристанище в цирке и балагане, в театре и газете, в мюзик-холле и водевиле. И всегда просачивался наружу со стремительностью, для которой даже вывели формулу «утром в газете — вечером в куплете». Откуда бы мы с вами ни были, мы рассказываем одни и те же анекдоты, и так повелось задолго до соцсетей.

Дилан Моран – Dylan Moran

Дилан Моран – британский комик ирландского происхождения, который совмещает стендап с режиссурой и литературной деятельностью. Он начал сатирические выступления в 1992 году и почти сразу стал успешным. Всего через год после начала комедийной карьеры Моран получил приз на юмористическом фестивале в Эдинбурге.

Моран несколько раз снялся в фильмах и сериалах. В 2000 году он создал свой ситком под названием Black Books. Сериал завоевал огромную популярность как в Великобритании, так и за ее пределами. Зрителям особенно полюбился образ мрачного мизантропа Блэка, которого сыграл Моран.

Дилан Моран выступает в мешковатой одежде, небритый, растрепанный и уставший на вид. Часто он пьет или курит прямо на сцене, а также постоянно жалуется на жизнь и делает язвительные замечания по любому поводу. Его выступления циничные, но очаровательные и очень смешные. Он часто рассказывает о жизни обычных британцев, упоминает политические и религиозные темы, а его самая любимая тема – отношения с алкоголем.

Why would anybody want to go skiing? You could sit in the comfort of your own kitchen and break your knees with a hammer.

Почему люди любят кататься на лыжах? Можно же сидеть с комфортом на кухне и ломать свои колени молотком.

Выступление Дилана Морана о русских:

От менестрелей до стендапа

Стендап, каким мы его знаем сегодня — человек и аудитория, — возник не так давно. Его родиной принято считать США, страну, в которой существовали сильные сатирические и смеховые традиции. Что и говорить, будущий президент страны и лидер борьбы за независимость Бенджамин Франклин в юности написал сатирический рассказ «Процесс над ведьмами на горе Холли». В нем он высмеивал набожное общество XVIII века, которое утверждает правоту через суеверия и обряды. В частности, там предполагаемых ведьм — мужчину и женщину — бросают в воду. Кто утонет, тот не ведьма. Вдруг мужчина начинает плыть.

«Обвиняемый, удивленный собственному плаванию, был уже не так уверен в своей невиновности, но сказал следующее: «Если я и ведьма, то сам об этом ничего не знал»».

Возможно, это не тянет на современный стендап, но с миниатюрой какого-нибудь постсоветского сатирика вполне сопоставимо.

Bettmann/Getty Images

Комик Берт Уильямс на сцене в 1900 году. Уильямс был одним из самых популярных артистов менестрель-щоу и водевилей тех времен.

Литературной традиции противостояла уличная, так называемые менестрели — водевильные артисты, мазавшие лицо черным гримом («блэкфейс»). Такие шоу высмеивали черных жителей, находившихся в рабстве, утверждая стереотипы об их лености, глупости и бестолковой религиозности. Менестрели представляют собой хороший пример того, как закрепощенность слова и социального положения влияет на юмор. Иными словами, вместо того, чтобы смеяться над собственным небезупречным положением, простые американцы находили отдохновение в издевательских пародиях на обездоленных и притесненных. Возвращаясь к аналогиям с постсоветской комедией, можно вспомнить Михаила Задорнова, который на бедственном социальном фоне 1990-х шутил про «тупых американцев». (До поры до времени эти шутки были с двойным дном, покуда сам сатирик не поверил в то, что не тупыми могут быть только русские.)

Несмотря на старания Франклина и менестрелей, в 1868 году Чарльз Диккенс писал, что американцев «юморными определенно не назовешь». Возможно, он просто не был в парижском «Клубе животов», где оказавшиеся за границей американские писатели и художники встречались, чтобы весело провести время. В 1879-м (жаль, Диккенса уже не было в живых) писатель Марк Твен выступал здесь с докладом «Некоторые мысли о науке онанизма». Мысли, разумеется, были сплошь непристойные. Среди прочего Твен озвучивал шуточные высказывания «великих» о мастурбации. Так, Бенджамину Франклину он приписал слова «мастурбация — это лучшая политика», которые в век интернета сроднились с человеком со стодолларовой банкноты.

И тема (секс), и место (клуб), и форма этого выступления (устный рассказ) напоминают современный стендап. Как правило, стендап-комедия работает с бытовым и социальным материалом, представляет собой монолог и полагается на устную подачу.

Примерно тогда же профессиональные комики научились обходиться без музыкальных и костюмированных номеров. Так, артист водевиля Чарли Кейс сначала прославился пародиями на современные баллады, но в 1880-е стал экспериментировать, убирая из своих выступлений музыку, костюмы и реквизит. К 1906 году его уже ставили в ряд с «самыми смешными исполнителями комических монологов», то есть жанр стал оформляться.

У самих артистов это называлось «выступать в одном лице» (in one). Мастером такой подачи называют Фрэнка Фэя. Сначала он перемежал своими выступлениями чужие номера. Это позволило Фэю не только отказаться от всяческого сопровождения — он еще и начал говорить о собственной жизни, а не от лица некоего персонажа. Например, когда в 1917 году уже знаменитостью он прошел через затратный и публичный процесс развода, эти переживания стали материалом его новых монологов. Затем Фэй и вовсе вышел из состава сборных солянок — и принялся выступать отдельно: только человек и публика. Революционер комедии, в 1920-е он, по некоторым сведениям, зарабатывал 17 500 долларов в неделю — около четверти миллиона на нынешние деньги.

Фэй и те, кто принялся (одновременно или вслед) выступать самостоятельно, сократили дистанцию между собой и зрителем. Юмор перестал трамбоваться в музыкальный куплет, гримированную пародию, ему больше не требовался абсурд тычков и затрещин. Люди хотели слышать о себе, о жизненных тяготах, несправедливых ситуациях и о том, что обсуждать в иных обстоятельствах считалось недопустимым либо же зазорным.

Bettmann/Getty Images

Полицейский обыскивает Ленни Брюса, 1961 год, Сан-Франциско, США.

Эпоха политкорректности

Стендап в США последние десятилетия, помимо клубов и домашних носителей, жил в университетских кампусах — на территории, которая традиционно считается наиболее свободолюбивой и раскрепощенной. Но незадолго перед смертью Джордж Карлин — звезда кампусов в 1970-е — комикам держаться подальше от кампусов — «они стали слишком политкорректны». Его совету вняли Джерри Сайнфелд, Ларри-кабельщик и Крис Рок. В 2015-м Сайнфелд с гневной речью:

« просто хотят использовать все эти слова: «Это расизм»; «Это сексизм»; «Это предрассудки». Они даже не представляют, какую херню несут».

В 1950-е и 1960-е комики вроде Брюса, Прайора и Карлина боролись с системой. Никто не прибегал в полицию после выступления Брюса писать заявления — полиция сама приходила к нему на концерт. Конечно, комики могли получать гневные письма, но все понимали: институциональные препоны, а не отдельные недоброжелатели остаются главным врагом свободы выражения. Исследователь стендапа Клиф Нестерофф : «В былые времена, если люди хотели пожаловаться на Милтона Берла, они сперва подумали бы, что сказать, затем написали бы письмо, отправились на почту, купили марку, бросили конверт в ящик, а затем ждали бы еще две недели, чтобы узнать, напечатают ли их письмо».

Но теперь выразить недовольство можно в твите — а разнести это недовольство помогут инфлюенсеры и подписчики. Это вопрос нескольких прикосновений к экрану телефона. Проще происходит организация и осуществление протеста, который может целиком выражаться онлайн, но иметь прямые последствия в жизни.

Почти любому комику когда-нибудь выпадает жребий извиняться перед той или иной группой людей. Даже Эдди Мерфи в прошлом году за содержание культовой программы «Как есть» 1987 года и сказал, что «съеживается от старых шуток». Ранее он также извинялся за шутки про СПИД и ВИЧ, которыми сыпал в 1980-е. Архивными кадрами извинений открывается документальный фильм «Можем ли мы стерпеть шутку?» (2015). Его авторы пытаются понять, что изменилось? Почему все чаще публика находит юмор оскорбительным? Среди тех, кто в фильме предлагает вариант ответа, комик Гилберт Готтфрид — ему приходилось извиняться за шутки насчет землетрясения в Японии 2011 года.

«Когда люди оскорбляются, они тем самым как бы хлопают самих себя по плечу. Дескать, «смотри, я хороший человек — я был оскорблен».

Таким образом, рушится базовый социальный договор: если ты не хочешь быть оскорбленным, попросту не ходи на шоу. Фильм рассказывает, как в 2005 году вызывающий студенческий мюзикл Криса Ли «Страсти мюзикловы» был сорван самими студентами университета штата Вашингтон. Этот случай интересен по двум причинам. Во‑первых, показ предварялся всеми видами предупреждений, включая отдельные объявления перед особо «оскорбительными» номерами. Во‑вторых, когда организация FIRE, выступающая за сохранение свободы слова и мысли в кампусах, взялась рассматривать эту ситуацию, оказалось, что группа «оскорбившихся» билеты на представление.

В 2015-м президент FIRE Грег Лукьянофф совместно с Джонатаном Хайдтом написал в журнал The Atlantic об истоках стремления студентов превратить кампусы в безопасное пространство — все это ради «эмоционального благополучия»: «Нечто странное происходит в колледжах и университетах Америки. Растет движение, лишенное руководства и ведомое в основном студентами, призванное вымести кампусы от слов, идей и тем, которые могут причинить дискомфорт или нанести обиду».

JHU Sheridan Libraries/Gado/Getty Images

Университетский кампус, США, 1952 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector