Нарративная психология — что это, особенности подхода
Содержание:
- Элементы нарратива
- С какими проблемами работает нарративный подход
- Нарратив, текст и дискурс[ | ]
- Что такое реверсивная психология
- Основные понятия и идеи нарративного подхода
- Справочная информация
- История
- Возможности нарративной психотерапии
- Визуализация нарратива
- Суть нарративного подхода
- Нарратив в филологии
- Нарративный метод в психологии и психиатрии
- Какую информацию публиковать в нарративе
- Нарратив в историографии
- Как анализировать рассказ
- Выводы:
Элементы нарратива
На слайды нарратива можно добавить текст, изображения, видео, анимацию, ссылки. Давайте рассмотрим подробно требования к этим составляющим.
Текст
На каждый экран публикации можно добавить от 1 до 5 блоков с текстом. В разных блоках можно применять свое форматирование, задавать размер шрифта и цвет выделения.
Чтобы настроить уже созданный текстовый блок, нажимаем на него левой кнопкой мыши. Справа появляется панель, где мы:
- выбираем стиль: полужирный, курсив, подчеркнутый при помощи стандартных значков B, I, U;
- выравниваем текст по левому, правому краю или центру, используя пиктограммы в виде полосочек;
- добавляем цвет выделения, нажав на букву T;
- меняем цвет самого текста, используя цветные кружочки;
- двигая ползунок, меняем цвет букв.
Заголовок
Отдельное внимание следует уделить заголовку. Напишите 2 – 3 емких, цепляющих фразы, которые могут заинтриговать читателей, и выберите одну из них для своей публикации
Заголовок не должен обманывать людей относительно содержания нарратива, иначе они очень быстро разочаруются в ваших презентациях и перестанут их открывать, да и дочитывать не будут, а ведь для Дзена это очень важный показатель качества контента.
Разработчики Яндекса рекомендуют составлять заголовки размером от 15 до 25 символов, но это не строгое правило
Главное – раскрыть суть публикации и привлечь внимание пользователей Дзена
Изображения
На слайде можно разместить от 1 до 3 картинок в формате JPG, GIF или PNG. Если на вашем изображении должен быть прозрачный фон, то используйте файлы с расширением PNG. В остальных случаях чаще всего применяются картинки в формате JPG.
Размеры экрана нарратива предполагают отношение сторон 9:14. Если ваша графика должна занять весь слайд, то используйте такие пропорции при подготовке изображений. В остальных случаях можно использовать другие соотношения сторон.
После добавления картинки можно:
- изменить ее размер при помощи перетаскивания уголков рамки;
- растянуть ее на весь слайд, для этого служит опция в виде экранчика;
- перетащить по полю в нужное место;
- изменить степень прозрачности при помощи ползунка в панели инструментов;
- удалить.
Видео и анимации
На один слайд можно добавить одну GIF-анимацию или видео в формате MP4 продолжительностью до 10 секунд и весом не более 30 Мбайт. Конечно, с такими ограничениями сильно не разгонишься, поэтому если вы хотите загрузить полноценный видеоролик на 10 – 15 минут, то лучше использовать соответствующий формат публикации, а не нарратив.
После добавления видео вы можете:
- раскрыть его на весь экран по аналогии с изображениями;
- включить или выключить звук;
- перетащить ролик по полю;
- изменить его размеры при помощи мыши;
- удалить.
Ссылки
На одном слайде нарратива может быть только 1 гиперссылка. Чтобы добавить ее, нажимаем на плюсик в меню и выбираем последний пункт.
Теперь пишем текст, как в обычном текстовом поле, а в панели инструментов указываем адрес, куда мы хотим привести читателей. Это может быть веб-ресурс вашей компании, личный блог, публикация на том же Дзене, страница в соцсети.
Предпочтительно размещать ссылки на последнем экране, тогда пользователи дочитают публикацию до конца и получат дополнительную пользу, а не бросят просматривать нарратив в его начале или середине.
Экраны
Некоторые действия мы можем осуществлять и с самими слайдами:
- менять их местами с любыми другими, кроме первого;
- копировать;
- удалять.
Для этих действий служат 3 значка вокруг каждого экрана нарратива. Кликните по нужному слайду и выберите соответствующую опцию.
С какими проблемами работает нарративный подход
Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.
Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.
Взаимоотношения в школе, университете или на работе тоже могут поддаваться разрушению. Поэтому, эффективным будет групповой тренинг.
В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.
Показания к применению
Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров. Кроме того, методика может использовать в лечении различных неврозов и других нарушений.
Также терапевты работают с такими случаями:
- тревога;
- депрессия;
- синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- анорексия;
- булимия;
- другие психические болезни.
Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.
В чем отличия нарративного подхода от других
Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.
Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.
Если классический подход больше уделяет внимание чувствам, переживаниям, внутреннему миру человека, то тут главное место обсуждения занимают действия клиента. Проводится связь между интересом и тем, как человек поступил
Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.
Современное состояние нарративного подхода
Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.
Нарратив, текст и дискурс[ | ]
Сходными по значению с нарративом являются понятия текста и дискурса. Согласно Лотману, повествование всегда описывает действие, поэтому оно всегда сюжетно. Текст же представляет знаковую систему, которая может быть статичной. Поэтому текст «составляет основу всякого повествования». Например, словарь — это текст, но не нарратив. Вместе с тем нарратив является разновидностью текста, его конкретным выражением, тогда как дискурс противоположен нарративу. Поскольку нарратив описателен (дескриптивен), то в нём помимо логической структуры существуют ещё эстетическая, эмоциональная и ассоциативная структуры.
Что такое реверсивная психология
Яркие примеры реверсивной психологии были у нас перед глазами с самого детства: в одной сказке Братец Кролик очень «не хотел», чтобы Братец Лис бросал его в терновый куст, и долго уговаривал не делать этого; в другой – непослушного мальчика заставили помочь по хозяйству, запретив ему выполнять то, что было нужно выполнить. И подобных историй можно вспомнить достаточно много. Итак, реверсивная психология, или психология от обратного, или обратная психология, –
Иногда это получается неосознанно: вы что-то советуете, просите или приказываете, а ваш собеседник воспринимает все по-своему и поступает иначе. Но ни вы, ни он не планировали прибегать к реверсивной психологии в своих целях – так вышло спонтанно. Однако иногда она применяется сознательно, чтобы заставить кого-либо поступить определенным образом.
Например, данный прием используется в психологии, психотерапии или психиатрии. Скажем, в фильмах и книгах встречаются примеры, когда человека отговаривают от самоубийства, настойчиво предлагая ему спрыгнуть с крыши или засунуть голову в духовку. При этом, правда, считается, что в жизни подобный прием применяется не столь часто, как говорят художественные произведения. Также обратная психология используется в быту, в повседневной жизни – как манипулятивный прием, задача которого – подтолкнуть собеседника к принятию «нужного» решения. Предлагаем разобрать данный аспект более подробно.
Основные понятия и идеи нарративного подхода
Метафора нарратива, представляющая собой последовательность событий во времени, объединенных темой и сюжетом, является ключевой для понимания жизненных событий и переживаний людей в нарративном подходе. Нарративный практик ставит перед собой цель — создать условия для насыщенного описания предпочитаемой истории человека, обратившегося за консультацией.
По мнению нарративных терапевтов, «объективная реальность» является труднопостижимой. Любое знание, которое имеется у человека, по мнению нарративных терапевтов, есть знание с определенной позиции
Что важно, так это то, что необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором оно порождается. В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична
В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы
В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична. В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы .
Также нарративные терапевты указывают на наличие опыта, не включенного в историю. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из такой проблемной истории в нарративном подходе называют «уникальными эпизодами»[неавторитетный источник?].
Помимо этого сторонники нарративного подхода полагают, что любое проявление опыта основывается на отличии этого опыта от его иного, от того, что можно назвать «отсутствующим, но подразумеваемым» в этом опыте. Так, человек говорит об отчаянии, потому что он может сравнить «отчаяние» с чем-то известным ему, что отчаянием не является. Например с «радостью» или «уверенностью в завтрашнем дне».
Так как не существует правильных историй, которые подходят всем, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Один из самых главных принципов гласит: терапевт не занимает экспертную позицию в жизни человека, сам клиент является экспертом.
Терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется»), никаких методов, которые сам считает правильными. Задача терапевта состоит в том, чтобы человек выбрал из нескольких альтернативных направлений развития беседы тот, который больше нравится самому клиенту. За счет этого происходит укрепление контактов с теми ценностями и принципами, которые являются для него наиболее важными в предпочитаемых историях его жизни. Терапевт, выступая в качестве соавтора, является экспертом не по содержанию опыта человека, с которым ведется работа, а по задаванию вопросов.
Позиция терапевта является децентрированной и влиятельной. Это означает, что центральной фигурой всегда будет клиент, его ценности, знания, опыт и умения. За счет своих вопросов консультант создает пространство для выяснения различий. Он отчетливо осознает отношения властной позиции и противостоит злоупотреблению ею.
Занимая «неэкспертную» позицию, терапевт делает особый акцент на уважительное любопытство, что задает неиерархичность нарративного сообщества. Это является достаточно необычным подходом. В сообществе нарративных практиков вы не найдете «лестницы», по которой необходимо взбираться, чтобы достичь определенных успехов и твое мнение считалось бы достойным внимания
Также среди нарративных практиков принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято уделять большое внимание тому, чтобы никто из коллег не чувствовал себя игнорируемым. Нарративные практики говорят о том, что даже когда они работают с человеком индивидуально, это все равно является работа с сообществом, которому он принадлежит
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
История
У истоков нарративного подхода стоят идеи, разработанные в различных областях научного знания: в психологии (Дж. Брунер, Т. Сарбин, Л. С. Выготский и др.), в этнографии (К. Гирц, Э. Брунер, В. Тернер), этнографии психологии теории литературы (В. Я. Пропп, М. М. Бахтин, Н. Фрай), истории систем познания (М. Фуко, К. Герген), биологии и теории систем (Г. Бэйтсон, У. Матурана).
Майкл Уайт и Дэвид Эпстон объединили эти идеи, и на свет появилось направление, получившее название «нарративная практика»
Однако важно заметить, что заслуга в становлении данного течения в консультировании не принадлежит исключительно М. Уайту и Д
Эпстону. Активное использование метафоры нарратива было замечено в социальных науках в 1980-х годах. Так, в 1986 году были опубликованы статьи Теодора Сарбина «Нарратив как базовая метафора для психологии» и Джерома Брунера «Жизнь как нарратив». Работы данных авторов оказали достаточно сильное влияние на развитие нарративных школ в мире.
Брунер говорил о том, что в человеческом мышлении можно выделить два модуса: логико-парадигматический (внеконтекстный) и нарративный (контекстуализированный). Последний в свою очередь является основным средством осмысления жизненных событий и переживаний людей.
Первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами состоялась в 1999 году в Аделаиде, Австралия, а в июле 2011 года в Эль-Сальвадоре, Бразилия,состоялась уже десятая. Интерес к нарративной практике не ограничивается конференциями. Ежегодно публикуются книги, выходят периодические издания как международного, , так и национального характера. Нарративная терапия и работа с сообществами активно развивается и получила распространение во многих странах мира — за исключением стран Средней Азии, Аравийского полуострова и Северо-Африканского побережья Средиземного моря.
В практике российских консультантов нарративная практика появилась в конце 1990-х годов, в контексте обучения семейных терапевтов. Начиная с 2004 года, семинары с зарубежным преподавателями получили характер регулярных. Ряд отечественных нарративных практиков также проводит обучение тех, кто заинтересован в освоении данного подхода.
Возможности нарративной психотерапии
Многие проблемы, которые другие виды психотерапии считают «неизлечимыми», на деле требуют нарративной психотерапии.
Нарративная психотерапия решает следующие проблемы:
- семейные – отношения между родителями и детьми, супругами, близкими и дальними родственниками, отношения в неженатой паре;
- внутриличностные – проблемы с самооценкой, низкой концентрацией, наличие страха, фобий, стыда, потеря смысла жизни;
- организационные – создание хороших отношений в сообществах и организациях, обучение избегать конфликты;
- социальные – работа с несоблюдением и притеснением прав человека, с насилием, с пострадавшими в авто- и авиакатастрофах и стихийных бедствиях, поддержка родных и близких пострадавших.
Также нарративная психотерапия оказывает помощь людям, страдающим от смертельных заболеваний.
Замечание 1
Люди, прошедшие сеансы нарративной психотерапии, обретают внутреннюю свободу, даже если сама болезнь не исчезает. Они учатся с ней жить, а не выживать.
Визуализация нарратива
Что касается визуализации нарративов, то это довольно сложный вопрос. По мнению некоторых учёных, например теоретика и практика нарративной психологии Дж. Брунера, визуальный нарратив – это не облачённая в текстовую форму реальность, а структурированная и упорядоченная речь внутри нарратора. Этот процесс он назвал неким способом конструирования и установления реальности. Действительно, не «буквенная» лингвистическая оболочка формирует нарратив, а последовательно изложенный и логически правильный текст. Таким образом, визуализировать нарратив можно, озвучив его: рассказав устно или написав в виде структурированного текстового сообщения.
Суть нарративного подхода
Рождаясь на свет, человек не имеет сформированной системы оценочного суждения. Он не ставит границы между добром и злом, между правильным и неправильным.
Только с развитием в социуме, мы начинаем относиться к людям и их поступкам, ситуациям с определенными чувствами, анализировать их. Формируется комплексное мировоззрение.
В голове выстраивается логическая цепочка нашей жизни: прошедшие события, полученный опыт, нынешнее состояние, планы на будущее, цели. И каждому хочется, чтобы все гармонично связывалось между собой.
Но не всегда сюжет жизни включает только те события, который можно понять логикой и принять их. Часто случаются такие вещи, которые не можем осознать. Поэтому не воспринимаем, выталкиваем их за границы нашей памяти, игнорируем.
Причинами могут послужить:
- авторитарное воспитание родителей;
- специфика личности (темперамент и характер);
- ограниченность развития мировоззрения;
- навязывание общественного мнения;
- переживание горя из-за утраты;
- уровень культуры окружающей среды.
Если человеку удается принять события, взглянуть на них с другой точки зрения – это расширяет кругозор; дает возможность проанализировать ситуацию по-другому; принять ее; сформировать, как новый опыт. Этим и занимается нарративная психотерапия.
Краткое описание подхода
Над каждой важной ситуацией нужно остановиться, все детально описать. Если клиент рассказывает за какое-то свое действие, то должен сказать и что чувствовал тогда, какие были мысли, что побудило его
Дальше рассматривается участь других персонажей в этом моменте. Попытаться описать их как можно обширней и красочней.
Возможно, у клиента есть происшествие в жизни, которое воспринимается с сильными негативными эмоциями. На нем психотерапевт останавливается дольше для того, чтобы человек мог увидеть хотя бы 1-2 точки зрения с позитивной, или же нейтральной стороны. Это может быть изначально неправильная трактовка действий, или не вынесено умозаключение, нет сформированного опыта. Все это нужно исправить и настигнуть.
Если клиент винит себя в каком-то повороте жизненной линии или настоящем состоянии, то терапевт пытается показать, сколько факторов влияло на ту или иную ситуацию. Поясняется, что нельзя винить во всем исключительно себя.
К работе могут подключать других людей, которые брали участие в жизни клиента. Таким образом, они делятся своими настоящими чувствами. Центральная персона терапии может сравнить и исправить тот образ, который сложился у него в голове.
Нарратив в филологии
Большое внимание нарративу и нарративным техникам было уделено филологическими науками: лингвистикой, литературоведением. В лингвистике этот термин, как уже было сказано выше, изучается совместно с термином «дискурс»
В литературоведении он относится скорей к постмодернистским понятиям. Учёные Й. Брокмейер и Р. Харре в своём трактате «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы» предлагали понимать его как способ упорядочивания знаний и придания смысла опыту. По их мнению, нарратив – это инструкция по составлению историй. То есть набор определённых лингвистических, психологических и культурных конструкций, зная которые, можно составить интересный рассказ, в котором будет чётко угадываться настроение и сообщение нарратора.
Нарратив в литературе имеет важное значение для художественных текстов. Поскольку здесь реализует себя сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя/слушателя
Создавая текст, автор вкладывает в него определённую информацию, которая, пройдя длинный текстовый путь и достигнув читателя, может совершенно видоизмениться или быть иначе трактована. Для того чтобы правильно расшифровать авторские интенции, необходимо учитывать присутствие других персонажей, самого автора и автора-повествователя, которые сами по себе являются отдельными нарраторами и наррататорами, то есть рассказывающими и воспринимающими. Восприятие усложняется, если текст носит драматургический характер, поскольку драма является одним из родов литературы. Тогда интерпретация искажается ещё больше, пройдя через изложение её актёром, который также вносит в повествование свои эмоциональные и психологические характеристики.
Однако именно эта неоднозначность, возможность наполнить сообщение разными смыслами, оставить читателю почву для размышлений и является важной частью художественной литературы
Нарративный метод в психологии и психиатрии
Термин «нарративная психология» принадлежит американскому психологу-когнитивисту и педагогу Джерому Брунеру. Его и психолога-криминалиста Теодора Сарбина по праву можно считать основополжниками данной гуманитарной отрасли.
Согласно теории Дж. Брунера, жизнь – это череда повествований и субъективных восприятий тех или иных историй, цель нарратива — в субъективации мира. Т. Сарбин же придерживается мнения, что в нарративах соединяются факты и вымысел, определяющие опыт конкретного человека.
Суть нарративного метода в психологии – узнавание человека и его глубинных проблем и страхов посредством анализа его рассказов о них и их собственной жизни. Нарративы неотделимы от общества и культурного контекста, поскольку именно в них они и формируются. Нарратив в психологии для личности имеет два практических значения: во-первых, открывает возможности для самоидентификации и самопознания путём создания, осмысления и проговаривания различных историй, во-вторых, это способ самопрезентации, благодаря такому рассказу о самом себе.
В психотерапии также применяется нарративный подход. Он был разработан австралийским психологом Майклом Уайтом и новозеландским психотерапевтом Дэвидом Эпстоном. Суть его в том, чтобы создать вокруг лечащегося (клиента) определённые обстоятельства, почву для создания своей истории, с привлечением определённых людей и совершением определённых поступков. И если нарративная психология считается скорее теоретической отраслью, то в психотерапии нарративный подход демонстрирует уже своё практическое применение.
Таким образом, очевидно, что нарративная концепция успешно используется практически в любых областях, изучающих человеческую натуру.
Какую информацию публиковать в нарративе
Поначалу такой формат записей может показаться неудобным. Много информации на небольшой слайд не вместится. Однако есть много вариантов контента, который любят пользователи и который можно оформить в виде нарратива:
- Рецепты, мастер-классы и другие простые пошаговые инструкции.
- Подборки книг, фильмов, интересных фактов.
- Краткое содержание, тезисы из статьи, видеоролика, книги, встречи.
- Интересные, забавные или смешные картинки, если тематика канала допускает такой формат.
- Анонсы предстоящих событий.
- Главные новости дня или недели.
- Понятия и определения, которые можно раскрыть в 5 – 10 тезисах.
- Ответы на вопросы “как” и “где”, например, “как выбрать хорошие наушники”, “где отдохнуть в январе”.
Если ничего не приходит в голову, можно просто взять и красиво оформить короткие выдержки из самых популярных статей на вашем канале. Многие читатели оценят такой формат.
Нарратив в историографии
Собственно, исторический нарратив – это то, что положило начало формированию и изучению нарративов в других областях гуманитарных знаний. Сам термин «нарратив» был заимствован из историографии, где существовало понятие «нарративная история». Смысл её заключался в рассмотрении исторических событий не в их логической последовательности, а через призму контекста и интерпретации. Интерпретация имеет ключевое значение в самой сущности нарратива и наррации.
Исторический нарратив – что это такое? Это повествование от первоисточника, не критическое изложение, а объективное. К нарративным источникам в первую очередь можно отнести как раз исторические тексты: трактаты, хроники, некоторые фольклорные и литургические тексты. Нарративные источники – это те тексты и сообщения, в которых присутствуют нарративные повествования. Однако, по мнению Й. Брокмейера и Р. Харре, всё же не все тексты являются нарративами и отвечают «концепции рассказывания».
Относительно исторической нарративности существует несколько заблуждений, вызванных тем, что некоторые «истории», например автобиографические тексты, основаны только на фактах, другие же либо уже были пересказаны, либо видоизменены. Таким образом, правдивость их снижается, однако реальность при этом не изменяется, меняется лишь отношение к ней каждого отдельного нарратора. Контекст остаётся прежним, однако каждый рассказчик по-своему связывает его с описываемыми событиями, извлекая важные, по его мнению, ситуации, вплетая их в канву повествования.
Что касается конкретно автобиографических текстов, то здесь существует и другая проблема: желание автора привлечь внимание к своей персоне и деятельности, а значит, возможность предоставления заведомо ложной информации или искажение истины в собственную пользу. Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания. Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир
Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир
Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания. Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир.
Резюмируя вышеизложенную информацию, можно сформулировать следующее определение нарратива: нарратив – это структурированный логичный рассказ, отражающий индивидуальное восприятие реальности, а также это способ организации субъективного опыта, попытка самоидентификации и самопрезентации личности.
Как анализировать рассказ
Нарративный анализ подразумевает работу со структурой истории. Первая задача аналитика – выделить «тело» нарратива. Сложность заключается в том, что момент начала и конца нарратива определить сложно. Не всякий рассказчик использует вводные слова, указывающие однозначно начало и конец. Для определения нарратива, можно использовать признаки по Калмыковой и Мергенталеру:
- последовательность событий ведет к изменению персонажей;
- четкое определение локации и времени события и его участников;
- короткая история, предваряющая основное повествование;
- точка, после которой повествование возвращается к некоторой предшествующей ситуации;
- прямая речь персонажей.
Вторая задача – определить структуру нарратива. По Лабову, существует шесть элементов структуры:
- предваряющее повествование краткое введение в курс дела;
- определенность места, времени, действия, персонажей;
- причинно-следственная связь между событиями;
- точка зрения рассказчика по поводу происходящего в истории;
- разрешение общей ситуации, о которой рассказывал человек;
- возвращение к тому моменту времени, с которого начался нарратив (кода).
Греймас на основе классификации Проппа, описывает пять функций, которые могут исчерпывающе кодировать сюжет: договор, борьба, коммуникация, присутствие, быстрое перемещение. Брунер выделяет другие структурные элементы: агент, действие, цель, средства, обстановка, проблема.
Шанк вовсе ограничивается тремя вопросами: кто, что и почему сделал. Терехова иллюстрирует удобство семиотических триад Пирса для интерпретации нарратива (репрезентанта – знак, объект – к чему отсылает знак, интерпретанта).
Третья задача нарративного аналитика заключается в построении и анализе схемы. Изображение связи элементов нарратива в схеме помогает отстраниться от явного смысла и сосредоточиться на структуре. После завершения анализа, исследователь предполагает причину появления нарратива, его функции и логику изменения.
Выводы:
Сложности данной работы в осуществлении Деконструкции, поскольку Идеи, поддерживающие проблемную историю Маши укоренились в социуме, а не только в ее голове. Влияние стереотипов столь сильно, и поддерживается не только широким социальным контекстом, но и ближайшим окружением Маши, которое тоже восприняло все это из социального контекста. Социальные контексты, поддерживающие Машины проблемы, чрезвычайно сильны. Поэтому, чтобы изменить отношения с проблемой в нарративном подходе используют метод Деконструкции, который делает доступным для обсуждения, эти скрытые, само собой разумеющиеся влияния на уровне каких-то истин, стереотипов, распространенных практик.
Нарративный подход, говорит, что если мы не будем обсуждать социальные влияния, или не получается их обсуждать, так как они очень сильные, то, даже, Проблема, благодаря, хорошей экстернализации, так разрыхлившись, уйдя во многом, все равно будет «цепляться» какими-то остатками. Потому что каждый раз, когда Маша включает телевизор или выходит в мир, то ей нужны специальные усилия, чтобы противостоять тем социальным контекстам, в которых Проблема живет.
Идеи названы, обращено внимание на их противоречивость. К исследованию Альтернативных идей мы только подходим, ввиду того, что доступ к ним в нашем социуме чрезвычайно перекрыт
Идеи «мужик на Руси перевелся — хватай что лежит», написано «крупным планом», а про то, что есть другие варианты — мелким, надо разглядеть, да еще и осмелеть, чтобы как-то ими воспользоваться, в своей жизни. На все это нужны специальные усилия.
Случай продолжается.
Послесловие: Примерно в одно время с написанием данной статьи в жизни Маши произошли важные перемены. Ее молодой человек сделал Маше предложение «руки и сердца». Сейчас они готовятся к свадьбе. Маша в этот радостный период была «атакована» Проблемой и ее союзниками: Страхом отвержения и Торопливостью — захотела сыграть свадьбу в течение месяца «вдруг он передумает»; Тревогой, Волнением, Напряжением, и др. Маша успешно и практически самостоятельно справлялась с Проблемой, используя уже апробированные тактики и стратегии совладания с ней. Маша столкнулась с тотальным сопротивлением расширенной семьи.
Метод Деконструкции помог ей увидеть, как в ее семейном и социальном контекстах «прорастали» и автоматически передались ей вышеперечисленные идеи, поддерживающие Проблемную историю. Маша, отделилась от них настолько, что смогла увидеть их эмоциональное влияние на свою жизнь, поняла, что действительно ей подходит, а что принято автоматически, неосознанно, и после этого сделала выборы на основе своих ценностей и предпочтений, какие идеи могут стать «фундаментом» ее семейной идентичности, а с какими она желает расстаться.
Альтернативная история ее будущего строится на основании ее выбора, и Маша рассматривает разные варианты. Главный результат работы Маши на сегодня, то, что она сама сказала, что ощутила, что можно «Заботиться о себе» и строить свою жизнь на основе сознательных, а не автоматических выборов.