Что такое мем: значение, история происхождения и классификация
Содержание:
- Мой руки под тексты песен
- Классификация наук в разные исторические периоды
- Странная, абсурдная и смешная научная инфографика, которая, как ни странно, точно описывает нашу жизнь
- Природа настолько очистилась / Вирус — это мы
- Ещё немного определений
- Общие сведения
- Кто изучает прошлое
- Что такое наука
- Почему мы разговариваем мемами
- Критика теории мемов
- Что такое мем
- Экзометеорология
- Комплексный мем (мемплекс)
- Мемы в рекламе: хайп и антихайп
- Мемы как вирусы
- История мемов
- Интернет- и фидонет-мемы
- Происхождение
Мой руки под тексты песен
Пандемия охватила весь мир к началу марта. Именно тогда американские и европейские организации здравоохранения начали активно призывать нас правильно мыть руки (тщательно и не менее 20 секунд) и даже выпустили пошаговые инструкции с подробными объяснениями. Именно один из таких «комиксов» послужил вдохновением для Уильяма Гибсона, который придумал сайт и анонсировал его в своем твиттере. Это генератор, который позволяет вам вставить слова вашей любимой песни под картинками из инструкции. Сам автор сделал первый мем из текста композиции Gone Charli XCX & Christine and the Queens. К этой истории присоединились многие музыканты, довольно быстро сделав мем виральным. Отрадно, что сайт просит указывать имя исполнителя и название песни и берет текст и информацию с ресурса www.genius.com. Потому что даже в самые темные времена не стоит забывать о законах, в данном случае — об авторском праве.
Классификация наук в разные исторические периоды
Впервые к вопросу разделения наук на классы еще во времена античности обратился Аристотель. Он выделил три крупные группы: практическую, теоретическую и творческую. Римский энциклопедист Марк Воррон определил классификацию как перечень обобщающих наук: диалектика, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрология, архитектура и медицина. Классификация мусульманских арабских ученых была самой простой и понятной. Они выделяли два класса наук – арабские и иностранные. К первым относятся ораторское искусство и поэтика, ко вторым — математика, медицина и астрономия. В Средние века ученые также стремились выдвинуть свой вариант разделения. Гуго Сен-Виктория, по своему видению, выделил четыре самостоятельные группы наук:
- Теоретические – физика и математика.
- Практические.
- Механические – охота, сельское хозяйство, медицина, навигация, театр.
- Логические – грамматика и риторика.
В свою очередь Р. Бэкон ввел классификацию, основанную на познавательных способностях. В первую группу входит история, описывающая факты, во вторую — теоретические науки, в третью — искусство, поэзия и литература в самом широком понимание. Роджэн Бэкон считал, что классифицировать науки необходимо по четырем направлениям. Отдельно должны стоять логика, грамматика, этика, метафизика, в самостоятельные единицы — выделяться математика, а также натурфилософия. Математика, по его мнению, является самой главной наукой о природе.
Странная, абсурдная и смешная научная инфографика, которая, как ни странно, точно описывает нашу жизнь
Мы не сомневаемся, что каждый из наших соотечественников видел несколько странные, нестандартные иллюстрации на страницах учебников во время школьного обучения. Необычные картинки, смешные подписи и дорисовки учеников (не нужно так делать, не рисуйте в учебниках, поскольку, конечно же, это вандализм и просто глупо) нередко привносят нестандартное видение в ученический процесс. Все это придает шарма «грызению» гранита науки и запоминается навсегда.
Думаете, за рубежом в школе или на просторах Интернета иллюстрации гораздо продуманнее и «умнее»? Не бывает ли там комичных картинок, от которых в голове возникает лишь один вопрос: «О чем они думали?!»
Хотите верьте, хотите нет, но на просторах существует целая группа (в она также продублирована), посвященная данной теме. Пользователи скидывают в нее уморительные подборки иллюстраций, диаграмм и инфографики, которые были найдены в Сети (из старых/новых школьных учебников, книг из вузов, с сайтов или из других источников), с нелепыми, смешными, отчасти шокирующими скриншотами рисунков, которые должны, по идее, нести светлое, доброе, вечное — в общем, свет науки.
Но как вы сейчас увидите, не все ученые мужи адекватно оценивают подход к иллюстрациям и порой публикуют и тиражируют такое… отчего возникает только один вопрос: у вас книги проходят редакторскую коллегию и в уме ли она? А уж про ваяния околонаучного толка с просторов многочисленных интернет-сайтов мы вообще молчим. Такое не забывается и может присниться, как нам кажется, и в страшных снах…
Хотя, может быть, мы слишком испорчены и в том, что находят и аккуратно публикуют люди на специальной страничке в Сети нет ничего смешного, плохого и глупого? Предлагаем вам, нашим читателям, рассудить, предложив свое мнение после просмотра нижеследующей подборки.
10. А собака здесь при чем?
Рассматриваемая группа в Facebook называется «Science diagrams». В ней публикуются научные иллюстрации, рисунки, графики из учебников и другие публикации вроде инфографики, в том числе с разнообразных сайтов, от которых в некоторых моментах становится немного не по себе.
31. Здесь точно нет никакой ошибки?
На момент создания нашей подборки в группе насчитывалось более 448 000 участников, с отдельным представительством в Twitter, где общаются не менее полумиллиона подписчиков. Ежемесячно в группе публикуются сотни сообщений, участники которых на постоянной основе делятся самыми смешными изображениями, связанными с наукой.
Природа настолько очистилась / Вирус — это мы
Природа очистилась
Все началось с фотографий каналов Венеции, в которых вода впервые за долгое время стала чистой и прозрачной, а в город вернулись лебеди. Все это произошло благодаря режиму самоизоляции, полному отсутствию туристов и перекрытому движению водного транспорта на каналах. Города по всему миру захватили горные козлы, олени и даже пума. Новости об «исцелении» природы стали почвой для огромного количества мемов о том, что или кто еще «вернулся» на улицы разных городов мира, пока там нет людей. «Природа настолько очистилась, что в Нью-Йорк вернулись динозавры», за этим в разные города мира начали возвращаться Телепузики и персонажи из «Симпсонов», в Россию — половцы и печенеги, на экраны (пусть не телевидения, а YouTube) — Анатолий Кашпировский, а к вам — ваши бывшие. В итоге все это превратилось в сочетание научной фантастики, исторических летописей, незакрытых гештальтов и Александра Друзя, который вернулся в программу «Что? Где? Когда?». Второе название этого мема «Вирус — это мы», и в этой шутке доля правды куда больше, чем в остальных.
Ещё немного определений
Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.
Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет. Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема. Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.
Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста». Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи “Городок”. А как мем с картинкой в виде собаки – зародилось в соцсетях и на портале “Пикабу”. Но теперь говоря “Дратути” мы же не имеем в виду Модэста из “Городка”. И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому “дратути” – это мем.
Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.
Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.
Общие сведения
Английский учёный Ричард Докинз, впервые придумавший слово «мем» в 1976 году
Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα — «подобие».
По мнению Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ. replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя. Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.
Мемы понимаются в этой связи как информация, функционирование которой имеет поведенческие проявления.
Считается[кем?], что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя биологи Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден (англ.)русск. в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.
Ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»
Вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.
Примеры мемов, приводимые самим Докинзом — это: мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов.
Идея мемов рассматривается в книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам массовой информации и Интернету, вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).
Кто изучает прошлое
Всем известно, что, не зная прошлого, невозможно построить будущее. Каждый человек в обязательном порядке узнает, чем жил его город, страна и весь мир в разные времена. Доносить информацию о прошлом берет на себя известная всем наука история. Именно она изучает источники, которые сохранились от предыдущих периодов жизни человечества, на основании которых устанавливает последовательность происходящих событий. Фактически основные признаки науки и ее исторический метод заключаются в следовании нормам и правилам по работе с первоисточниками, а также иными свидетельствами, обнаруженными в процессе исследовательской работы и постановке выводов, позволяющих написать корректный исторический труд. Впервые данные методы были применены на практике Фукидидом. Именно работа в соответствии с историческими методами позволила вычленить исторические периоды: первобытность, древний мир, Средние века, новое и затем новейшее время. Существуют десятки исторических дисциплин, функционирование которых позволяет не только узнавать прошлое, но и структурировать его и доносить до людей. К основным относятся:
- археология – наука о поиске и изучении вещественных источников прошлого;
- генеалогия – наука о родственных взаимосвязях людей;
- хронология – наука о временной последовательности исторических событий.
Что такое наука
Наука – это не что иное, как сложнейшее духовное образование, основанное на ряде основных аспектов. Понятие, признаки науки и ее аспекты определяют всю сущность научного знания. Исходя из основных аспектов, наука рассматривается как:
- Система знаний. Иными словами, как процесс по получению новых знаний. Данный аспект предполагает изучение с помощью эпистемологии – учении о познании науки. Основой служат субъект и объект познания. Научное познание имеет результат в виде объективного знания о мире. Объективное оно, потому что не зависит от состояния субъекта.
- Особый вид мировоззрения. Фактически это продукт, вызванный духовностью человеческой жизнедеятельности, воплощающей творческое развитие. С этой точки зрения науку относят к числу таких важных созданных человеком продуктов как религия, искусство, право, философия и др. Когда наука развивается, вместе с ней претерпевают изменения и другие области культуры. Данная закономерность действует и в обратном направлении.
- Социальный институт. В данном случае речь идет об общественной жизни, в которой наука воспринимается как сеть самых разных связанных между собой учреждений. Примером таких учреждений служат вузы, библиотеки, академии и прочие. Они занимаются решением задач определенного уровня и выполняют соответствующие своему положению функции. Таким образом, наука – это четко структурированная организация, целью которой является удовлетворение потребностей общества.
Почему мы разговариваем мемами
Сначала на смену словам, передающим наше эмоциональное состояние, пришел смайлик, а мем стал следующей ступенью эволюции речи в сети. С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами 2.0. или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.
Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.
Мемы отличает лаконичность и концентрированность смысла, поэтому «ничоси» заменило «вот это да!». Интересно, что мемы тоже могут менять свое значение, а также заимствоваться одним социокультурным слоем из другого — эти процессы влияют на продолжительность жизни мема и не дают ему кануть в Лету. Мем снова начинают обсуждать, он снова заполняет паблики и чаты, для него создается питательная среда в виде хайпа.
Эмоциональный отклик, порожденный мемом, — то, что ищет хороший маркетолог, поэтому мем, покоривший сердца пользователей интернета, принесет успех, сделав рекламу вирусной. Джон Сноу рекламирует пуховики фабрики «Снежинка», и ее целевая аудитория сразу увеличивается до 18 млн человек, ведь именно такое количество людей посмотрели «Игру престолов», по версии «Кинопоиска».
Находясь на пересечении смешного и странного, мемы способны оживить соцсети даже самого консервативного музея. Заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств говорит о том, что музей не только готов соединить холст, масло и фотошоп, но и активно практикует это: «В особенности сейчас, когда все культурные институции просто вынуждены искать новые формы работы с посетителем в онлайне». Но дотягивает ли современный интернет-мем до произведения искусства? Может ли он появиться в музее как экспонат?
Критика теории мемов
Возражение против изучения эволюции мемов в генетических терминах (хотя и не против существования мемов) связано с предполагаемым пробелом в аналогии ген / мем: кумулятивная эволюция генов не зависит от биологического давления отбора ни слишком велико, ни слишком мало. относительно скорости мутаций. Кажется, нет причин полагать, что такой же баланс будет существовать в давлении отбора на мемы.
Луис Бенитес-Брибеска, доктор медицины, критик меметики, называет теорию « псевдонаучной догмой » и «опасной идеей, которая ставит под угрозу серьезное изучение сознания и культурной эволюции ». В качестве фактической критики Бенитес-Брибеска указывает на отсутствие «кодового сценария» для мемов (аналогичного ДНК генов), а также на чрезмерную нестабильность механизма мутации мемов (идея, переходящая от одного мозга к другому). ), что привело бы к низкой точности репликации и высокой скорости мутаций, что сделало бы эволюционный процесс хаотичным.
Британский политический философ Джон Грей охарактеризовал меметическую теорию религии Докинза как «бессмыслицу» и «даже не как теорию … последнюю в череде необоснованных дарвиновских метафор», сравнимых с « Разумным замыслом» по своей ценности как науки.
Другая критика исходит от семиотических теоретиков, таких как Дикон и Кулл. Эта точка зрения рассматривает понятие «мем» как примитивное понятие «знак» . Таким образом, мем описывается в меметике как знак, лишенный природы. Семиотики могут рассматривать мем как «вырожденный» знак, который включает только его способность копироваться. Соответственно, в самом широком смысле объекты копирования — это мемы, а объекты перевода и интерпретации — знаки.
Фраккиа и Левонтин считают меметику редукционистской и неадекватной. Биолог-эволюционист Эрнст Майр не одобрял взгляды Докинза, основанные на генах, и использование термина «мем», утверждая, что он является «ненужным синонимом» для « концепции », аргументируя это тем, что концепции не ограничиваются отдельным человеком или поколением, могут сохраняться в течение длительные периоды времени и могут развиваться.
Что такое мем
Термин этот очень молодой и уж точно не старше интернета (а вы в курсе когда интернет появился и кто его создал?). Хотя, конечно же, то, что он обозначает, существовало и раньше, но без такого яркого названия. Думаю, что мемы использовали даже пещерные люди, когда до интернета было еще как до луны.
Так что же это такое? Начну с того, что само слово было позаимствовано у одного буржуйского писателя, который вложил в него довольно глубокий смысл. В его книге мемом (meme произносится по правилам как «мим», но в рунете большинство его читают через «е», ну так и прижилось) называют единицу информации в так называемой меметике (он провел параллель с геном в генетике и заложил в это слово такой же глобальный смысл).
Это было еще до начала эры интернета и прошло не замеченным широкой общественностью. Но журналисты, пишущие про сеть уже в нашем веке, провели параллель с современным явлением (пока еще не имеющим устоявшегося названия, хотя иногда его еще называли медиавирус, что говорит само за себя) и книгой популярного писателя.
В итоге, в начале 21 века появился новый термин, очень быстро набравший популярность и теперь даже не понятно, как мы без него жили раньше. Если вы изучали в школе физику, то, наверное, знакомы с явлением резонанса, когда при определенной частоте колебания системы усиливаются многократно сами собой, просто попав в резонанс.
По настоящему сильные мемы появляются спонтанно, ненадумано и непреднамерено. Но вы можете возразить — постойте, ведь это было и раньше, еще когда об интернете никто не знал. Анектоты, шутки, приколы, «садистские стишки», фразы из популярных фильмов, рекламные слоганы, слова из песен (чего стоит одно «давай, до свидания»), которые повторяли, использовали и распространяли (правда, в основном устно).
И да, вы будете правы. Подобный фетиш (что это?), наверное, был и у пещерных людей. Но сегодня речь идет о таком понятии как интернет-мем. Сеть добавила ему медийность (наглядность) и существенно раздвинула рамки (в том числе языковые).
Анекдоты уже пишут на фоне картинок, приколы оформляют в виде роликов (лишенных языковых барьеров), шутки выглядят как демотиваторы, а горячие фразы или словечки вставляют в посты на форумах или соцсетях («превед», «фотожаба», «медвед», то же слово «демотиватор» по сути является мемом), а не в устную речь.
А так все осталось как было и раньше, но перешло на новой уровень развития. MEME — это по-прежнему прикольная информация (часто визуальная) попавшая в резонанс с душевным состоянием большой массы людей. Можно это назвать сетевым фольклором. Вспомните Ждуна. Как он резко запал в душу жителей рунета. Причем буржунет (где он и появился) отреагировал не столь живо. А вот нам Ждун стал практически родным. Он попал с нашим мировосприятием в резонанс.
У разных слоев общества разные частоты резонанса, которые вызывают чувство «ух ты, здорово». Те мемы, что нравятся «школоло», не найдут отклика в душе «старых тупых дядек». И наоборот. Роль играет не только возраст, но и среда где вращается и общается человек. У математиков будут свои мемы, у программистов — свои, у школьников и основной части аудитории Контакта — свои.
Наверное, не стоит вешать ярлыка «тупо», «дебильно» и т.д, ибо люди все разные и резонируют они (реагируют на meme) на разных частотах. Ну, не нравится и не нравится. Просто либо не доросли, либо переросли, либо это вообще не «ваша тема», не «ваша группа» и т.п.
Экзометеорология
В одном ряду с экзоокеанографами и экзогеологами, экзометеорологи заинтересованы в изучении природных процессов, которые происходят на других планетах. Сейчас, когда благодаря телескопам высокой мощности стало возможным изучение внутренних процессов на близлежащих планетах и спутниках, экзометеорологи могут вести наблюдения за их атмосферными, а также погодными условиями. Планеты Юпитер и Сатурн со своими огромными масштабами погодных явлений является кандидатом для исследований, так же как и планета Марс с пылевыми бурями отличающимися своей регулярностью.
Экзометеорологи берутся за изучение планет, которые находятся за пределами Солнечной системы. И что очень интересно, ведь именно они могут отыскать в итоге признаки внеземного существования жизни на экзопланетах таким путём, как обнаружением в атмосфере следов органики или повышенного уровня СО2 (углекислый газ) — признака цивилизации индустриального строя.
Комплексный мем (мемплекс)
Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».
Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины. Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса, в основе своей включающего в себя мемы загробной жизни, греха, молитвы, воскрешения, а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов.
В процессе развития христианского «мемплекса» он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и утратил многие изначально существовавшие в нём мемы иудаизма. Затем в процессе разделения конфессий (католицизм, православие, протестантизм) верующие изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.
Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» (2006) подробно рассмотрел так называемые «религиозные мемы», называя их «психическими вирусами».
Мемы в рекламе: хайп и антихайп
Все мы помним мем от L’Oreal «Ведь я этого достойна», бывший слоган компании, со временем превратившийся в полноценную вирусную идею. Но маркетинг пользуется не только мемами как идеями, но и мемами в более привычном для нас смысле.
Здесь уместно вспомнить второе определение мема из Оксфордского словаря: «Мем — это картинка, видео, фрагмент текста, обычно юмористический по природе, который копируется и быстро распространяется интернет-пользователями».
Первой об интернет-мемах заговорила Сьюзан Блэкмор в своей книге «Мем-машины» 1999 года. Она имела в виду в первую очередь вирусы или фейковые письма, которые их содержат.
Интернет-мемы в том смысле, который отражен во втором определении Оксфорского словаря, попали в поле зрения английского учёного Питера Ладлоу. В статье 1996 года «Высокий полдень электронных рубежей: Концептуальные проблемы киберпространства» он отмечает, что мемы — это «отрывки бесед», отображающие общую фразу или идею, которая высвобождается и начинает работать по-своему во многих дискурсах. Обобщая, мы получим определение интернет-мема как особого вида интернет-коммуникации.
Интернет-мем использует несколько каналов информации, как правило визуальный и вербальный, а иногда и аудиальный канал, если мы говорим о видео или мелодии. Так как в интернет-мемах задействованы несколько каналов информации, они встают в один ряд с жанрами карикатуры и плаката, что делает интернет-мем идеальным средством рекламы или политической пропаганды.
Ещё один сегмент, в котором активно используются мемы, — это телеком. Мемы проникли на телевидение именно через рекламу крупнейших телеком-холдингов. Это и видео «Зима близко» от МТС, где использован слоган из «Игры престолов», и «Капитан Безлимитность» «Билайна», который напоминает нам о меме Капитан Очевидность.
В «МегаФоне» также сделали ставку на уровень «меметичности» рекламного ролика — в рекламе мобильной сети снялся Стивен Сигал, который сам по себе очень тиражируемый персонаж для российского зрителя, запомнившийся не только как герой боевиков категории Б, но и как колоритно матерящийся по-русски персонаж из 90-х.
Мемы не только используются в рекламе — сами рекламные ролики часто «растаскиваются» интернет-пользователями на мемы. Особенно этому подвержены видео, основанные на песне или навязчивом мотиве: к примеру, ролик про сироп от кашля «Тантум Верде Форте» уже после первой недели ротации был сегментирован на смешные образы.
С наибольшей скоростью, пожалуй, последнее время распространяются мемы про рэп-баттлы. Фактически каждый SMM-специалист вынужден отреагировать на появление нового состязания, чтобы быть в тренде и не пропустить инфоповод.
Сейчас особой популярностью у маркетологов пользуется ставшее мемом слово «хайп», выцепленное из английского языка молодыми русскими рэперами для обозначения шумихи и ажиотажа вокруг чего-либо (в первую очередь, конечно же, вокруг самих себя). Быстро растиражированное, оно столь же быстро приелось — настолько, что возник «антихайп» — намеренное игнорирование ажиотажа в любой области.
Мемы как вирусы
Первым исследователем мемов, придумавшим название этого феномена, стал эволюционный биолог из Великобритании Ричард Докинз. Концепцию мемов ученый изложил в книге «Эгоистичный ген», вышедшей в 1976 году. Согласно его теории, мемы — это объекты, способные производить собственные копии. Для этого они используют людей, которые являются их носителями.
Докинз сравнивал мемы с генами, передающими клетке информацию о том, как она должна себя вести. Гены «руководят» химическими реакциями в организме человека, мемы влияют на его мысли, чувства, реакции — и таким образом управляют человеком, заставляя выбирать тот иной образ жизни. Мемы распространяются, как вирусы, для них нет никаких преград в виде расстояний, социальных различий и т. п. В определенном смысле вся человеческая культура выстроена из мемов, из этих идей и образов, которые хочется повторять, копировать и передавать другим.
К самым известным мемам русскоязычного Интернета можно отнести «Факты о Чаке Норрисе» — абсурдные утверждения, пародирующие штампы боевиков. Например: Чак Норрис — единственный человек, который обыграл стену в теннис. Или: Чак Норрис никогда не бреется — он просто бьет себя ногой в лицо
Наука меметика, изучающая мемы, обнаружила два способа их передачи: вертикальный — когда мемы передаются от поколения к поколению, и горизонтальный — когда они распространяются среди людей одного возраста. Мемы могут образовывать комплексы, в качестве примеров можно привести религии или системы политических убеждений. Передаваясь по всем возможным каналам, от обычного разговора до кино, телевидения и Интернета, мемы оказывают влияние на всех нас, хотим мы этого или нет.
Поделиться ссылкой
История мемов
Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике.
Концепция мема развивается в работах другого ученого, Дугласа Рашкоффа, который переносит её на медиапространство. Книга Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (далее – «Медиавирус») развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду.
Если у Докинза «мем» – это некая единица информации, аналогичная «гену» в генетике, то «мем» Рашкоффа – это сложный вирус, имеющий разное происхождение. Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество. Соответственно, в одноимённой книге Рашкофф описывает примеры того, как различные медиа воздействуют на общество и манипулируют общественным мнением.
Концепция Дугласа Рашкоффа распространяется на период второй половины XX века. Именно тогда, по его мнению, общество перешло в новую эпоху, называемую им «инфосферой». Она даёт благоприятную почву для зарождения и распространения таких явлений, как медиаактивизм, политический пиар, интерактивные СМИ, медиавирусы и т.д.
Вызывая интерес у потребителей медиа и распространяясь, медиавирусы, как утверждает Рашкофф, «способны вызвать серьёзный сдвиг в массовом сознании».
Интернет- и фидонет-мемы
Основная статья: Интернет-мем
С популяризацией общественных компьютерных сетей (сначала Фидонета, затем Интернета) мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов. Интернет-мемы представляют собой информацию (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть. Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (например, кащенизм) или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).
В последнее время[когда?], как правило[неопределённость], средой распространения интернет-мемов являются социальные сети, блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, становясь материалом для средств массовой коммуникации (в таких случаях также используют понятие «медиавирус»).
Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед».
Происхождение
Ричард Докинз придумал слово мем в своей книге 1976 года «Эгоистичный ген».
Ранние составы
Хотя Ричард Докинз изобрел термин мем и разработал теорию мемов, он не утверждал, что эта идея была полностью новой, и в прошлом были другие выражения для подобных идей.
Например, возможность того, что идеи подвержены тому же давлению эволюции, что и биологические атрибуты, обсуждалась во времена Чарльза Дарвина. Т.Х. Хаксли (1880) утверждал, что «борьба за существование имеет место как в интеллектуальном, так и в физическом мире. Теория — это разновидность мышления, и ее право на существование сосуществует с ее способностью сопротивляться исчезновению со стороны своих соперников».
В 1904 году Ричард Семон опубликовал Die Mneme (который появился на английском языке в 1924 году как The Mneme ). Термин мнема также использовался в книге Мориса Метерлинка « Жизнь белого муравья» (1926), с некоторыми параллелями с концепцией Докинза. В 1954 году Кеннет Пайк придумал родственные термины emic и etic , обобщив лингвистические единицы фонемы , морфемы , графемы , лексемы и тагмемы (как изложено Леонардом Блумфилдом ), различая внутренние и внешние взгляды на коммуникативное поведение.
Докинз
Слово « мем» возникло из книги Ричарда Докинза « Эгоистичный ген » 1976 года .
Докинз ссылается на работу генетика Л.Л. Кавалли-Сфорца , антрополога Ф. Т. Плаща и этолога Дж. М. Каллена. Докинз писал, что эволюция зависит не от конкретной химической основы генетики, а только от существования самовоспроизводящейся единицы передачи — в случае биологической эволюции — гена. Для Докинза мем олицетворял еще одну самовоспроизводящуюся единицу, имеющую потенциальное значение для объяснения человеческого поведения и культурной эволюции.
Граффито « Килрой был здесь » стало популярным в 1940-х годах и существовало под разными названиями в разных странах, демонстрируя, как можно изменить мем путем репликации. Это считается одним из первых широко распространенных мемов в мире.
Докинз использовал этот термин для обозначения любого культурного объекта, который наблюдатель мог бы считать репликатором . Он выдвинул гипотезу, что многие культурные объекты можно рассматривать как репликаторы, и указал на мелодии, моду и приобретенные навыки в качестве примеров. Мемы обычно воспроизводятся через воздействие на людей, которые превратились в эффективных копировщиков информации и поведения. Поскольку люди не всегда идеально копируют мемы, и поскольку они могут улучшать, комбинировать или иным образом изменять их с другими мемами для создания новых мемов, они могут со временем меняться. Докинз сравнил процесс, благодаря которому мемы выживают и изменяются в процессе эволюции культуры, с естественным отбором генов в процессе биологической эволюции .
Докинз определил мем как единицу культурной передачи или как единицу имитации и репликации, но более поздние определения могли бы быть разными. Отсутствие последовательного, строгого и точного понимания того, что обычно составляет одну единицу культурной передачи, остается проблемой в дебатах о меметике . В отличие от этого , понятие генетики получили конкретные доказательства того, с из в ДНК . Для передачи мемов требуется физическая среда, такая как фотоны, звуковые волны, прикосновение, вкус или запах, потому что мемы могут передаваться только через органы чувств.
Докинз отметил, что в обществе с культурой человеку не обязательно иметь потомков, чтобы оставаться влиятельным в действиях людей через тысячи лет после их смерти: