Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание

Классификация трактовок понятия «манипуляция» (полит.)

Несмотря на достаточно продолжительный опыт применения понятия «манипуляция», русские и зарубежные авторы демонстрируют известный разброс в понимании этого термина в политологическом контексте. В монографии доктора психологических наук, профессора и заведующего кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУЕ. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита» проанализированы 12 авторских контекстов.

Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.)
Авторы Определения
1 Б. Н. Бессонов Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём
2 Д. А. Волкогонов Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
3 Р. Гудин Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого
4 О. Т. Ёкояма Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов
5 Л. Прото Скрытое влияние на совершение выбора
6 У. Рикер Способ структурирования мира, позволяющий выиграть
7 Дж. Рудинов Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
8 В. Н. Сагатовский Отношение к другому как к средству, объекту, орудию
9 Г. Шиллер Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения
10 Э. Шостром Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей
11 П. У. Робинсон Мастерское управление или использование
12 В. С. Королёв Внушение желаемого массе

На этой основе Е.Доценко выявляет 18 типичных признаков, используемых каждым автором для определения манипуляции (здесь не приводится). В момент написания данного научного труда ныне известная работа С. Г. Кара-Мурзы ещё не увидела свет, и потому в систематизацию Е.Доценко она не попала.

Формы массового сознания

Современная наука, изучающая психологию, разделяет массовое сознание на определенные формы, перечисленные ниже.

«Расколотое сознание». Для данной формы характерны противоречивые, взаимоисключающие конструкции. По сути, это разрушение единства массового сознания, последовать которой может распад общества на противостоящие, враждебные группы людей, раскол экономической и политической систем общества и, в конечном счете, может поспособствовать началу гражданской войны.

«Маргинальное сознание». Эта форма появляется в следствие серьезного развала социального порядка, когда общепринятые нормы уже на стадии исчезновения, а новые еще не вступили в силу. Новые и старые ценности начинают путаться, в результате чего рождается беспорядок.

«Ложное сознание». Эта форма определяет ситуации, когда в результате возникших ментальных установок, действительность воспринимается искаженно и предвзято.

«Сумеречное сознание». Возникает оно, как последствие утраты привычных ценностей и традиций, и абсолютного отторжения новых ценностей. Эта форма несет отказ от понимания и принятия возможного общенационального будущего, а также отказ от ответственности за происходящее в обществе.

«Утопическое сознание». Для такого сознания свойственны представления о мире, которые вряд ли способны соответствовать реальности, а также идеализация прошлого либо будущего.

«Демагогическое сознание», которое отражает злоупотребление нравственными общепризнанными нормами, различные спекуляции. Данные действия людьми с подобной формой сознания совершаются с целью собственного благополучия.

Манипуляция сознанием людей с помощью средств массовой информации

На
данный момент человечество существует
в мире перенасыщенным большим количеством
информации. Люди получают информацию
из различных источников: интернет,
телевидение, радио, газеты и т. д. И,
несомненно, получая информацию из вне,
люди подвергаются его влиянию.

Благодаря
средствам массовой информации люди
узнают, что нужно носить, что необходимо
покупать, как следует себя вести и за
кого следует голосовать.

Естественно
внедрение в головы читателей, зрителей
и юзеров нужных мыслей сильных мира
сего происходит с помощью массовых
манипуляций сознания людей.

Самым
эффективным оружием СМИ является
навязывание людям стереотипов. Зачастую,
стереотипы принимаются людьми за знания,
однако они имеют лишь маленькое, неполное
описание какого-то факта действительности.
Это описание обычно сопровождается
сильным эмоциональным отношением
(симпатией или антипатией, согласием
или несогласием). Обычно стереотипы
усваиваются человеком под влиянием
социального окружения и, конечно же,
СМИ.

По
конечным целям манипуляций можно
выделить три направления:

  • Маркетинговые
    манипуляции – манипуляции, направленные
    на популяризацию определённых товаров
    и услуг.

  • Идеологические
    манипуляции – манипуляции, направленные
    на формирование национального сознания
    и патриотических чувств.

  • Деструктивные
    (диссидентские) манипуляции – формирование
    образа мыслей, направленных на разрушение
    или самоуничтожение. Подобными
    манипуляциями долгое врем в СССР, а
    после и в странах СНГ с помощью
    кинематографа формировалось мнение о
    русских – как о пьющей нации. Сцены с
    употреблением алкоголя формировали в
    сознании общественности мнение, что
    пить это нормально, а в некоторых случаях
    даже необходимо. А сцены насилия в так
    называемых «бандитских» сериалах
    давали людям понять, что проблемы нужно
    решать силой кулаков или оружия.

Бесцеремонные,
не сдерживаемые никакими легальными
или моральными ограничителями
пропагандистские кампании постепенно
меняют систему средств массовой
информации и массовой сознание.

Манипуляция
является способом влияния на общественное
мнение. СМИ стали основным инструментом
манипулирования общественным мнением.
Они прививают массам общие ценности,
поведенческие модели и нормы.

Манипулирование
можно подразделить на несколько видов:
манипулирование информационными
потоками, манипулирование посредством
воздействия на эмоции, манипулирование
посредством формирования и распространения
образов, манипулирование посредством
использования авторитетных групп и
стремления человека быть полноправным
членом общества. Какого бы вида не была
манипуляция, ее цели и приемы остаются
скрытыми для общества, человек, как
объект манипуляции, обесценивается.

Если
сравнивать манипулятивные приемы,
которые применяются на всех каналах
СМИ, выделяется ряд наиболее популярных.
К ним относятся: фабрикация и умалчивание
фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность,
повторение, использование стереотипов
и особенностей восприятия, использование
контрастности, особенностей речевой
динамики, монтаж, изъятие цитат из
контекста. На телевидении наиболее
популярными являются фабрикация фактов,
использование речевой динамики,
расположение новости в блоке новостей,
использование авторитетных групп и
приема упрощения при составлении
программы, показ советских фильмов,
ток- и реалити-шоу, использование
манипулятивной семантики.

Виды и особенности массового сознания

Замечание 1

В современном социальном исследовании тема масс и массового сознания представляется, как очень важный системообразующий предмет групповых исследований, которые требуют интеграции методологического и методического запаса всех наук, которые каким-то образом касаются изучения индивида и социума.

Развитие научных взглядов о механизмах деятельности масс в общественно важных процессах, специфики массового сознания, массовых настроений и массового поведения как основных факторов эффективного и устойчивого функционирования всей общественной макросистемы считается одной из самых важных задач.

Ведь от масс в большей степени зависит судьба всякого рода изменений и развитий в истории человечества. Каждый «исторический выбор пути» превращается в исторический в тот момент, когда его признают массы. Ученые продолжают ощущать нелегкие теоретические и практические трудности, которые проявляются в концептуальной сложности и неоднозначностью интерпретации самого термина «масса» как в различных научных дисциплинах, так и в различных контекстах внутри дисциплин.

Существует традиция сравнения разных исследовательских подходов.

К примеру, Г.Ю. Чернов различает как минимум 5 основных подходов:

Социологический. Выявляет роль социально-массовых явлений в обществе и системе общественных взаимодействий, рассматривающий массу как социальную общность.
Политологический. Выявляет место массы и массового сознания, как компонентов политической жизни общества. Сопоставляет массы с политической элитой и политическими институтами, а массовое сознание и его эволюцию с идеологиями и политической динамикой)
Социально-психологический

Концентрирует внимание на изучении общности массовых психологических процессов и массового поведения.
Культурологический. Выявляет роль социально-массовых явлений в процессах культурного воспроизводства и сосредотачивающий внимание на проблеме «массовой культуры».
Социально-философский

Интегрирующий, синтетический, системно осмысливающий место и роль массовых реалий и встраивающий полученные выводы в философскую картину мира.

Массовое сознание не может существовать отдельно от реальных процессов, протекающих в жизни социума. Особенными специфическими чертами массового сознания считаются общепризнанные нормы, рамки, традиции, оценочные понятия и нужды, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нравы.

Замечание 2

В массовом сознании людей на постоянной основе есть, как минимум, два базовых слоя: сознание обычное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К первому слою мышления относится все то, что связано с ежедневными потребностями человека, а второе основывается на всем жизненном опыте человека.

Манипулирование как процесс

Как правило, исследователи рассматривают манипулирование в качестве социального феномена, а также в качестве достаточно интересного процесса. Они объясняют его с точки зрения использования человека для реализации своих потребностей, а также для получения выгоды, которая будет иметь особое значение для самого манипулятора. В этом случае человек трансформируется в объект манипуляции, обесцениваются его интересы и потребности, а также представления о нем как о полноценной личности, которая также может высказывать свою позицию, может влиять на окружающих, выбиваться из общей толпы, массы.

Несмотря на то, что манипулирование сознанием носит общественный характер, все же его принято анализировать как психологический процесс. С точки зрения психологии, смысл манипулирования социальным сознанием заключается в том, чтобы запрограммировать поведение человека для дальнейшего контроля за его действиями, поступками, словами и смыслами, которые он вкладывает в них. Тот, кто выступает в качестве манипулятора, получает над индивидом власть, поскольку имеет возможность:

  1. Ограничить его свободу;
  2. Ограничить выбор индивида в отношении того или иного предмета или действия;
  3. Создать такую ситуацию, в которой объект (человек, которым манипулируют) будет вести себя наиболее выгодным для самого манипулятора образом.

При этом, индивид не до конца осознает, что с ним происходит. Ранее мы указали, что он ощущает, будто так все и должно быть, и что на самом деле все решения он принимает самостоятельно, что и становится самым главным заблуждением в его жизни. В дальнейшем, он также может стать полностью или частично зависим от манипулятора, что усложнит принятие важных решений, когда это будет действительно необходимо. При этом манипулятор также должен сохранить в объекте ощущения того, что он абсолютно свободен и независим.

Манипуляция общественным сознанием – это очень распространенное явление, с учетом того, что сегодня очень активно развиваются различные формы манипулирования, в том числе с использованием новых технологий. Специалисты подчеркивают, что манипулирование имеет две стороны: так, оно позволяет лучше контролировать большие массы людей, управлять их сознанием, подталкивать к принятию тех или иных решений. Но, с другой стороны, человек, который полностью лишен возможности самостоятельного принятия решений, и при этом совершенно не осознающий это, может стать в дальнейшем жертвой обстоятельств, общественности. Отсутствие четко обоснованной личной позиции в отношении какого-либо вопроса при любой нестабильной ситуации может лишь ухудшить его психологическое состояние, а отсутствие информации о реальном положении дел делает его слабым в принятии последующих решений.

Таким образом, манипуляция общественным сознание может быть актуальна лишь в конкретный промежуток времени, когда необходимо создать условия для управления крупными потоками людей, чтобы контролировать их поступки и действия. В остальных случаях манипуляция может негативно сказаться на личности человека, на его мировоззрении, лишить осознанности в выборе и перспектив развития. В связи с этим, сегодня исследователи углубленно изучают механизмы манипулирования и предлагают более лояльные пути для осуществления данных процессов без обезличивания человека.

Литература

  • Кара-Мурза С. Г., Смирнов С. В. Манипуляция сознанием-2. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. — 528 с. — (Политический бестселлер). — доп,тир, 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-34641-7.
  • Соловьёв В. Р. Манипуляции: Атакуй и защищайся! М.: Эксмо. 352 с. — тир. 30100 экз. — ISBN 978-5-699-43859-4
  • Колин, Ю.В. Информационная война : перспективы и стратегии. — Научная мысль Кавказа, &1, 2003.
  • Мамардашвили, М.К.,. Превращенные формы. (О необходимости иррациональных выражений). — Москва, 1990.
  • Axelrod, Robert. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. — Princeton, 1976.
  • Baudrillard, Jean. The Gulf War Did Not Take Place. — Paris, 1991.
  • Civilian, Surge. Key to Complex Operations. — Washington, 2009.
  • Chomsky, Noam. Media Control the Spectacular Achievements of Propaganda. — New York, 1997.
  • Gramsci, Antonio. Quaderni del carcere. — Torino, 1975.
  • Jung, Karl. The Archetypes and Collective Unconsciouse. — Princeton, New York, 1984.
  • Lazarsfeld, Paul & Merton, Robert. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. — New York, 2004.
  • Meyssan, Thierry, ed. Bertran, Paul. L’Effroyable Emposture 2: Manipulations et Desinformations. — Paris, 2007.
  • Moscovici, Serge. La Machine a Faire des Dieux. — Paris, 1988.
  •  (недоступная ссылка)
  • Sharp, Gene. From Dictatorship to Democracy: A Conceptual Framework to Liberation. — Boston, 1994.
  • Schank, Roger. The Connoisseur’s Guide to the Mind: How we think, How we learn and What it means be Intelligent. — New York, 1991.
  • Thomas, William & Thomas, Dorothy. The Child of America: Behavior Problems and Programs. — New York, 1928.

Нарочитая поспешность, или перескакивание тем.

Манипулятор в данном случае стремится после озвучивания какой-либо информации — спешно перейти на другую тему, понимая, что ваше внимание тут же переориентируется на новую информацию, а значит повышается вероятность того, что прежняя информация, которая не была «опротестована», дойдет до подсознания слушателя; если информация доходит до подсознания, то известно что после того как любая информация оказывается в бессознательном (подсознании), через время она осознается человеком, т.е. переходит в сознание

Причем если манипулятор дополнительно усилил свою информацию эмоциональной нагрузкой, а то и ввел ее в подсознание методом кодирования, то такая информация появится в нужный манипулятору момент, который он сам и спровоцирует (например, используя принцип «якорения» из НЛП, или, другими словами, активировав код).

Кроме того, в результате поспешности и перескакивания тем, становится возможным за сравнительно небольшой период времени «озвучить» большое количество тем; а значит цензура психики не успеет пропустить все через себя, и повышается вероятность того, что определенная часть информации проникнет в подсознание, и уже оттуда будет воздействовать на сознание объекта манипуляций в выгодном манипулятору ключе.

Сущность манипулирования

Определение 1

Манипулирование – это разновидность социально-психологического воздействия, представляющая собой стремление к изменению восприятия и поведения объекта манипулирования путем скрытой, обманной или насильственной тактики с целью принуждения его к совершению действий, требуемых манипулятору.

Автор одной из первых концепций массового общества – Г. Лебон. Он сравнивал массу и толпу, то есть люди, объединяясь в массы, теряют ответственность и подчиняются эмоциям, а не рассудку. Отличительной чертой масс, по Лебону, является слияние индивидов в единую систему разума и чувства, ведущих к стиранию личностных различий и снижению уровня интеллекта. При этом социальный класс и уровень образования личности внутри толпы не играют никакой роли, то есть в толпе и ученый, и невежда будут одинаково неспособны соображать.

Отечественный специалист в области политической психологии А. П. Назаретян, при уточнении и дополнении позиции Лебона, представлял следующее определение толпы:

Определение 2

Толпа – это скопление людей, у которых нет единых целей и организационно-ролевой структуры, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Многие исследователи обращали свое внимание на то, что в современном мире, учитывая высокую развитость различных СМИ, например, телевидения, процесс формирования сознания масс существенно усилился и изменился. Маркузе Г

дал следующее определение массового сознания:

Маркузе Г. дал следующее определение массового сознания:

Определение 3

Массовое сознание – это общественное сознание значительных неструктурированных групп людей, то есть масс, конкретного общества, которое отражается в условиях их повседневной жизни, их норм и интересов.

Массовое сознание состоит из распространенных в обществе идей, представлений и взглядов. Чтобы лучше понять сущность массового сознания, необходимо рассмотреть определение коллективного сознания Э. Дюркгейма.

Коллективное сознание – это духовное единение общества, не являющееся суммой индивидуальных сознаний, а выступающее как из особая форма, существующая вне зависимости от индивидуальных сознаний в виде обычая, морали, традиции и иного социального фактора, создающего моральную общественную среду, оказывающую воздействие на способы действия и мышления, выбираемые людьми. Формами коллективного сознания выступают коллективное представление и коллективные чувства.

Определение 4

Манипулирование общественным сознанием – это действия, производимые человеком или группой людей с целью сформировать у объекта желаемые для инициатора манипулирования логические выводы, образы мышления и рефлексы.

Манипулирование представляет собой воздействие, требующее значительного уровня мастерства и знаний, особенно это касается манипулирования общественным сознанием.

Манипулирование предполагает отношение к управляемым людям как к объектам, которые лишены свободы выбора. То есть манипуляции выступают одной из технологий власти, а не воздействием на поведение друг друга или партнера.

К основным формам массовых действий поведения относятся:

  • слухи
    совокупность
    сведений, которые возникают из анонимных
    источников и распространяются по
    неформальным каналам. Распространение
    слухов
    – это
    форма массового поведения;

  • массовая
    истерия –
    состояние
    всеобщей нервозности, повышенной
    возбудимости и страха, вызванное чаще
    всего необоснованными слухами;

  • паника
    такая
    форма массового поведения, когда люди,
    столкнувшиеся с опасностью, проявляют
    нескоординированные реакции. Они
    действуют независимо, как правило,
    мешая и травмируя друг друга.

  • бунт –
    массовое несогласие и неприемлемость
    народом существующего порядка правления,
    выражающееся в физической и, как правило,
    кровавой форме.

Ненасильственный
бунт
 –
гражданский бунт, включающий в себя
общее отрицание законности данного
режима, массовые стачки, крупные
демонстрации, прекращение экономической
активности, повсеместный отказ от
политического сотрудничества.

Массовое поведение
может быть таким, что вызовет в обществе
аномию. Аномия
(от франц.
anomia) –
отсутствие
закона,
организации, состояние индивидуального
и общественного сознания, которое
характеризуется разложением системы
ценностей, обусловленным кризисом всего
общества, его социальных институтов,
противоречием между провозглашёнными
целями и невозможностью их реализации
для большинства членов общества. Это
понятие впервые в научный оборот введено
французским социологом Э. Дюркгеймом.

В качестве связующего
звена между обществом и ценностными
представлениями Э. Дюркгейм
вводит понятие «солидарность»
как взаимодействиеиндивидуальных
сознаний
.
Это взаимодействие создает систему
общих ценностей и чувств –
«коллективное
сознание».
Коллективное сознание и возникающая
как его следствие солидарность отдельных
людей являются связующим средством,
без
которого не существует общественного
порядка.
Его форма и действие определяются
структурой общества. Хотя большая часть
людей в эволюционно развивающемся
обществе живет преимущественно в
согласии с законами, их нельзя считать
абсолютно законопослушными, т. е.
социальными конформистами. Иногда и
они совершают незаконные или аморальные
поступки, нарушают социальные нормы.
Такое отклонение
от нормы называется девиацией, а
поведение – девиантным.
Например, нарушение правила дорожного
движения при переходе улицы или сон
студентов на лекциях, подсматривание
на экзаменах. Но их не считают девиантами.
Социологи называют такое поведение
первичной девиацией. Привод в милицию,
возбуждение уголовного дела, отчисление
из академии ставят на человеке ярлык
девианта. Это вторичная девиация, после
чего окружающие начинают общаться с
ним как с девиантом.

Основные характеристики и свойства.

Массовое сознание чувственно, заразно, мозаично, подвижно и изменчиво, конкретно, неоднородно, бесформенно, противоречиво, размыто. Как писал 3. Фрейд в одной из своих работ: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное» (Фрейд, 1969). Для массового сознания характерны следующие признаки:

  1. «общий мыслительный потенциал» (размер различных знаний, которыми в принципе располагают разные массы и которые они фактически употребляют для собственной жизнедеятельности);
  2. «пространственная распространенность» (мера той массы, которую он захватывает);
  3. темпоральность (устойчивость или неустойчивость во времени);
  4. степень связности (имеются ли противоречия чему-либо или нет);
  5. управляемость;
  6. уровень развития;
  7. характер выраженности (по степени силы);
  8. особенности используемых языковых средств (включает литературные или нелитературные компоненты).

1.1. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации

Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его.

Позже понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения

В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации?

Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека.

Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения («opinionleaders») в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.

В частности, было обнаружено, что на решение избирателей о поддержке того или иного кандидата мнение друзей влияет в большей степени, чем позиция СМИ. «Лидеров мнения» трудно отличить от других людей: в разные периоды времени и по разным проблемам лидерами бывают разные люди (экспериментально установлено разнообразие лидеров в таких областях, как экономика, мода, общественная жизнь). Интерес к какой-то проблеме — важная детерминанта лидера, однако для того, чтобы человек стал выполнять данную роль, необходим некоторый уровень интереса к этой проблеме и у других членов группы. В качестве критики указанных взглядов можно высказать следующее замечание: в них постулируется однонаправленность влияния массовой коммуникации на человека, а также людей друг на друга.

В 60-х гг. считалось, что хотя массовые коммуникации и оказывают влияние на установки и мнения людей, однако это влияние опосредовано характеристиками аудитории. Воздействие сообщений СМИ на аудиторию имеет не непосредственный, а опосредованный некоторыми промежуточными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент, или позиция ее отдельных членов, а также селективность, т.е. склонность человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями и мнениями. В результате степень влияния оценивалась как не очень высокая.

Начиная с 70-х гг., все больше сторонников приобретает тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. В частности, именно она задает спектр обсуждаемых людьми тем (agenda-setting). Массовая коммуникация в большей степени воздействует на то, о чем говорит человек (тема), нежели на его конкретную позицию по данной теме. Экспериментальные исследования, проведенные с целью подтверждения данного постулата, показали: действительно, чем больше говорят о некоторой теме по радио и на телевидении, тем чаще она обсуждается на уровне межличностных контактов.

Массовое сознание с научной точки зрения

Главными свойствами массового сознания являются:

  • эмоциональность
  • заразительность
  • мозаичность
  • подвижность
  • изменчивость.

В научной литературе все еще нет больших работ, в которых рассматривалась бы психология именно массового сознания. Из существующих в настоящее время взглядов можно выявить базовых варианта. Рассмотрим каждое по отдельности.

Первый вариант массового сознания — это форма социального сознания, которая активно проявляется в бурные, оживленные периоды формирования общества, когда у него, как правило, нет заинтересованности в научных исследованиях. А в обычные периоды оно функционирует совершенно неприметно. При этом оно может единовременно обладать различными составляющими многих видов сознания.

Примером его может послужить сознание групп социально-профессионального характера, которые составляют социальную структуру общества. Порой оно включает в себя и какие-то другие виды сознания, которые характерны для многих людей, которые объединены в различные группы, но не имеют отчетливо группового характера. Как правило, это обычное сознание, которое не имеет четкой социальной специфики. Исходя из представленной точки зрения, проявления массового сознания имеют в большей степени случайный характер и выступают в качестве симптомов временного, незначительного стихийного варианта развития.

Второй вариант массового сознания считается довольно-таки самостоятельным феноменом. Тогда это сознание абсолютно определенной массы, которое стоит в обществе в одном ряду с сознанием классических групп. Появляется оно в виде отблеска, переживаний и понимания различных обстоятельств, общих для членов определенных социальных групп, которые оказались в похожих жизненных ситуациях. В данной логике массовое сознание – это более глубокое образование, отражающее реальность «первичного порядка», только потом обретающее нужные психологические признаки общественной определенности.

Замечание 2

Необычными примерами развития массового сознания еще можно назвать воздействие средств массовой информации и их пропаганды. Особым явлением такого воздействия является массовая мода, которая может за маленький период охватить общество. Также примером может послужить психология религии.

В целом, можно сделать вывод, что основными и доминирующими факторами массового сознания являются мысли, чувства, переживания и тревоги людей, которые вызваны различными социальными явлениями.

Массовое сознание в философии Фридриха Ницше

Одной из глобальных проблем философии с давних времен считается проблема массового сознания. Согласно словам немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше, когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой. Говоря о таком понятии, как «масса», имеются в виду не группы и объединения.

Замечание 1

Объединение являются частью общества, имеющей системы, признанные нормы, культуру и идеалы, и занимает значимое место в истории. Масса, в свою очередь, не считается частью общества. Для нее не характерны такие понятия, как организация и структурирование, она не имеет культурной ценности, ее образ поведения и самовыражения в корне отличается и определенных человеческих групп, объединений и классов.

В движении массы личность человека пропадает, и каждая ячейка, образующая массу, принимает одно направление и цель. Для такой совокупности людей, как масса, свойственна коллективная душа, но, конечно, она имеет временный характер. Человек, пробыв определенный отрезок времени, среди массы или толпы, находясь под воздействием токов, которые исходят от этой массы, или под каким-либо другим влияниям — неизвестно, оказывается в таком состоянии, которое начинает напоминать состояние загипнотизированного человека.

Человек, находясь под влиянием массы, приобретает сознание огромной силы, и это сознание дает ему подчиняться таким инстинктам, каким бы он ни за что не поддался в одиночестве. В массе же он не пытается скрыть и заглушить данные инстинкты, так как он перестает нести за них ответственность, которое всегда сдерживало его. Такая ответственность у многих индивидов пропадает в толпе.

В массе наблюдаются такие проблемы, как отгораживание от правды и принятие ее в своей, вымышленной форме, которая не соответствует действительности, а также отрицание очевидных вещей, которые не нравятся массе и не устраивают ее. Каждый индивид, входящий в состав массы, очень склонен к внушению и теряет способность принимать решения в одиночку и самостоятельно, основываясь на интересах толпы, а не собственных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector