Подробный анализ и разбор знаменитой речи мартина лютера кинга «у меня есть мечта»(«i have a dream»)

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Реформация Лютера

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей, иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера, а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.

Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.

Похищение Лютера

В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.

Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией. Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор. Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.

Папа придает Лютера анафеме

Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения. То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики. Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.

Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.

Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557

После этого Лютер в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» и вовсе объявил борьбу с папством главным делом всего немецкого народа.

Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.

Чему учит его речь?

Ключевое послание речи состоит в том, что все люди созданы равными, и, хотя в то время в США так не считали, Кинг был уверен, что так должно быть в будущем. Он вещал страстно и сильно. Конечно, речь Кинга была хорошо подготовлена. В процессе ее написания он изучил Библию, Геттисбергское обращение и Декларацию независимости США, и он ссылася на них в своем выступлении.

Стилистически речь была описана как политический трактат, поэтическое произведение и мастерски поставленная и импровизированная проповедь, изобилующая библейским языком и образами. Наряду с ритмом и частыми повторениями, аллитерация является отличительной чертой, используемой для того, чтобы бить по ключевым проблемам.

Формат прост делится на две части:

  • Первая половина изображает не идеализированную американскую мечту, а картину кипящего американского кошмара расовой несправедливости. Кинг призывает к действиям в серии тематических параграфов.
  • Вторая половина речи рассказывает о лучшем, более справедливом будущем расовой гармонии и интеграции.

Начало реформаторской деятельности

Фактически Реформация началась 18 октября 1517 года. В этот день Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Сама теория индульгенции к этому моменту пережила несколько этапов интерпретации – от строгих до упрощенных.

В период Лютера индульгенция обрела практичный вид и, по сути, стала главным церковным товаром, который продавался очень успешно. Церковь объясняла свое право выдавать индульгенцию тем, что заслуги Иисуса Христа, Богоматери и святых мучеников образовали у неё безграничный запас «сверхдолжных добрых дел» перед Богом. Следовательно, церковная власть решила, что может поделиться за денежное вознаграждение этим запасом с людьми, желающими получить искупление за свои грехи. За каждый из таких грехов был установлен отдельный ценник.

Лютер в ответ на указ раскритиковал церковь и ее роль в спасении человеческой души. Сделал он это в очень эффектной манере: написал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций и, согласно легенде, прибил их к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах, помимо индульгенций, затрагивалось еще множество вопросов, связанных с церковью и духовенством.

Знаменитые «95 тезисов»

Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.

Содержание тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.

Вклад Мартина Лютера Кинга в историю США

Стержнем философии Кинга была концепция пассивного сопротивления, аналогичная той, что проповедовал Махатма Ганди, послужившая основой для всех проводимых Мартином Лютером Кингом акций в ходе борьбы за права чернокожего населения. Его главным достижением является обеспечение прогресса в области гражданских прав в Соединённых Штатах. Он стал героем движения за гражданские права в Америке и знаковой фигурой в борьбе за права человека во всём мире.

Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди

Речь по поводу убийства Мартина Лютера Кинга была произнесена сенатором от штата Нью-Йорк Робертом Кеннеди (который был убит 2 месяцами позднее), 4 апреля 1968 года. Кеннеди проводил кампанию по выдвижению от демократической партии на президентские выборы 1968 года и в этот день уже выступал в Национальном университете и университете Бола. Перед посадкой на самолёт на Индианаполис, где он должен был произнести последнюю речь в своей кампании, он узнал, что на Кинга было совершено покушение. Он не знал, что ранение Кинга было смертельным до тех пор, пока самолёт не сел в Индианаполисе.

Пресс-секретарь и спичрайтер быстро набросали речь по поводу убийства, но Роберт отказался от их версии, и вместо неё произнёс речь, которую сам написал во время полёта. Незадолго до начала речи начальник полиции Индианаполиса проинформировал Кеннеди, что не сможет обеспечить должную охрану, но Роберт несмотря на это, решил выступить. Его речь продолжалась всего 4 минуты и 57 секунд.

Он был первым, кто публично проинформировал людей о смерти Мартина Лютера Кинга, чем вызвал крики и вопли в толпе. Когда толпа затихла, Роберт Кеннеди признался, что он полон злости, особенно из-за того факта, что скорее всего убийца был белый и он полон тех же чувств, которые он испытывал после убийства своего брата, Джона Фицджеральда Кеннеди.

Мир признал непреходящую ценность вклада Мартина Лютера Кинга в дело борьбы за мир

Но лишь через 15 лет после его смерти, в 1983 году, Конгресс США конституционно признал важность его наследия, объявив третий понедельник января национальным праздником в честь дня рождения Мартина Лютера Кинга. Впервые американская нация нескольких штатов отпраздновала его 20 января 1986 года, а во всех штатах США праздник стал национальным только с 2000 года

Кингу было 39 лет, когда он был застрелен 4 апреля 1968 года. Но его наследие живёт и сегодня. Со временем законы о сегрегации были отменены, а дискриминация стала наказуемым по закону преступлением.

Сейчас, когда мы вспоминаем о жизни Мартина Лютера Кинга и его вкладе в развитие общества, то стоит вспомнить первого американского президента-афроамериканца Барака Обама (44-й президент Соединённых Штатов Америки. Лауреат Нобелевской премии мира 2009 года. До избрания президентом являлся федеральным сенатором от штата Иллинойс. Переизбран на второй президентский срок в 2012 году, который завершился 20 января 2017 года).

Однако лучше всего итоги жизни доктора Кинга можно подвести, пользуясь его собственными словами:

В конце 1964 года Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил:

В своей Нобелевской лекции Кинг говорил:

К его заслугам относят принятие «Закона о гражданских правах», запрещающего сегрегацию в общественных местах, и «Закон об избирательных правах», которые устанавливали равные права на выборах для афроамериканцев. В своей политической деятельности Кинг не поддерживал публично ни одну политическую партию или определённого кандидата, считая, что все они имеют свои недостатки. В вопросах расового неравенства он критиковал обе главные партии США — Республиканскую и Демократическую, считая, что они обе отошли от идеалов гражданского равноправия.

Однако, можно увидеть сегодня и то, как идеи Мартина Лютера Кинга выкручиваются с точностью до наоборот, порождая фактически систему апартеида белого населения. Сегодня в США наиболее бесправным является белый гетеросексуальный мужчина традиционалист. А права чернокожих стали ещё одним инструментом политической системы подавления человечности в людях, что нарушает главное право каждого индивида — состояться как Человек. Об этом подробнее читайте нашу статью «Кто гарантирует защиту прав Человека от паразитов?»

Контрреформация

Процессы Реформации поставили католическую церковь на грань катастрофы — целые государства выходили из под контроля папства. Тем не менее, очень долго оно никак не реагировало на угрозу протестантизма, полагая, что со временем страсти улягутся. Однако уклонение в «ересь» Германии, Скандинавии, Венгрии и значительных регионов Франции и Англии сделали очевидным тот факт, что католическая церковь нуждается в реформе, если хочет сохранить лидирующие позиции в христианском мире.

Игнатий де Лойола

Процесс обновления католицизма получил среди противников название «Контрреформация«, а среди сторонников — «Католическая реформа«. На ее первом этапе шло активное создание новых монашеских орденов, которые ставили своей задачей восставить безупречный моральный облик церкви. В 1534 году Игнатием Лойолой было основано общество иезуитов, признанное папой римским в 1540 году. Оно ставило своей задачей проповедь католицизма, важнейшим условием которого стало повышение образовательного уровня духовенства — в короткие сроки иезуиты покрыли Европу сетью учебных заведений с весьма передовой для того времени системой обучения. Иезуитские школы окончили такие великие люди, как Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега и др.

Другим принципом иезуитов стала беззаветная служба папе, чья власть, по их представлениям, была выше власти земных монархов. Вскоре иезуиты приобрели темную славу — им приписывали устранение многих противников католицизма и репрессии против протестантов.

Тридентский собор

Еще в 1536 году папа Пий IV (Джоффре Борджиа) издал буллу, запрещавшую апелляцию мирян к церковному собору, тем самым отсекая все попытки реформы снизу. В 1542 году Лев X (Ипполито Медичи) создал Комиссию по чистоте вероучения, которой была подчинена инквизиция. А 15 марта 1545 года открылся первый за 100 лет Вселенский собор в городе Тренто, получивший название Тридентского собора. Он с перерывами проработал 18 лет, за которые сменилось три папы. Были рассмотрены основные вопросы католического вероучения, по итогам чего собор вынес постановление о запрете продажи индульгенций и введении однообразия церковной службы.

Тридентский собор

При этом ни один из догматов пересмотрен не был — сохранилось учение о чистилище, церкви, как вместилище благодати, непогрешимости папы римского, не произошло изменений в структуре духовенства или порядке назначения епископов. По итогам заседаний собора все духовенство и профессуру духовных учебных заведений обязали принести клятву полностью придерживаться его решений.

Папа Адриан VII (Николас Хит), закрывший собор, не внесший никаких принципиальных изменений в его постановления, тем не менее, в 1563 году разослал письма всем католическим государям, в котором заявил, что если Реформация дает возможность феодалам сосредоточить в руках огромную власть, то и католицизм должен предоставить такую возможность. Это обозначило второй этап Контрреформации — обновление структуры церкви.

Изменения в структуре церкви

В 1564 году, после признания автономии польской церкви, Адриан VII вынужден был одобрить изменения в структуре Католической церкви — чтобы не допустить перехода в протестантизм тех монархов, где шло религиозное противостояние, необходимо было продемонстрировать выгоды сотрудничества с Римом. Катализатором реформ стал переход Дании в Реформацию.

Памятник папе Адриану VII

Опыт выстраивания особых взаимоотношений между папой и королями уже был — еще в 1520 году был заключен конкордат между Мартином VI и Карлом IX Французским, по которому последний получил право назначать епископов, получать часть доходов с церковной десятины и распоряжаться имуществом церкви на территории Франции. Теперь этот опыт был расширен — в 1565 году аналогичный конкордат был заключен с английским королем Эдмундом III. В 1566 была признана автономия хорватской церкви, благодаря чему хорваты в большинстве своем сохранили католицизм. В 1567 году с королевой Дании Маргрете II был заключен конкордат, однако в дальнейшем Дания вновь уклонилась в Реформацию.

Со странами, где протестантизм не получил распространения — Италией, Испанией и Португалией, договоры были подписаны в 1590-е годы, однако они не вносили существенных изменений в отношения между монархами этих государств и папой. В целом, такая политика принесла плоды — католицизму удалось удержать позиции в Западной, Южной и, отчасти, Восточной Европе.

Личность Лютера

Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

Лидер меньшинства

В Монтгомери пастор Кинг возглавил гражданский «автобусный протест», который стал следствием инцидента с темнокожей швеёй Розой Паркс. Она отказалась уступить место в автобусе белокожему мужчине, за что её арестовали и оштрафовали. В итоге чернокожие жители Монтгомери начали масштабный бойкот городского общественного транспорта. Акция сопротивления длилась более года и увенчалась сенсационным успехом: федеральные власти признали сегрегационные меры штата Алабама незаконными. С этого момента стало ясно, что ликвидация системы разделения белого и цветного населения Юга — вопрос ближайшего будущего.

  • Инцидент с Розой Паркс в автобусе Монтгомери спровоцировал масштабную акцию протеста среди темнокожего населения
  • Gettyimages.ru

Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.

Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.

Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.

  • «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу», 28 августа 1963 г.
  • AFP

«Лично на меня гигантское впечатление произвела речь Кинга «У меня есть мечта». Это выдающийся пример ораторского искусства. Она по-настоящему изменила жизнь миллионов американцев. США после «Марша на Вашингтон», где рядом шли чёрные и белые американцы, стали совсем другой страной», — рассказал в беседе с RT Батюк.

Война на уничтожение

Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Ссученные патриоты и ментовское озверение 
(5/2)
Стоп игра! Стоп война! 
(5/1)
Конституция или маскарад? 
(5/3)
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский» 
(5/3)
Как дышится в наморднике под лапой?! 
(5/3)
Пландемия под диктовку или Как с потрохами продали Россию западным консалтинговым монстрам  
(5/2)
COVID-19 как глобальная спецоперация  
(5/2)
Ссученные патриоты и ментовское озверение 
(5/2)
О масках и перчатках, если не слушать шоуменов и политиков 
(5/2)
Стоп игра! Стоп война! 
(5/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Где широкое плечо Большого Брата? 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Причины и предпосылки

На протяжении Средних веков церковь органично вписывалась в общество, поддерживая своим существованием весь феодальный строй: церковная иерархия отражала иерархию светскую, церковь являлась крупнейшим землевладельцем и т. д. Ее господствующее положение стало расшатываться вместе с феодализмом — появление в XIV-XV веках зачатков капитализма в Нидерландах и Северной Италии совпало с появлением предтечей Реформации: Джона Уиклифа в Англии и Яна Гуса в Чехии, выступавших против церковной собственности и иерархии.

Джон Уиклиф

Почву для Реформации подготовила деятельность гуманистов — Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского и пр., критиковавших обмирщение церкви и ее нынешний моральный облик. Однако большинство гуманистов, даже с наступлением Реформации, остались верны католицизму и критиковали многих сторонников церковной реформы. Тем не менее, их интеллектуальное наследие активно использовалось критиками католической церкви.

Центральными идеями Реформации стала секуляризация церковной собственности, упразднение сложной церковной иерархии, ликвидация привилегий духовенства, перевод богослужения на национальные языки, а так же снятие богословских ограничений с накопления богатств, что в итоге подстегнуло развитие капитализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector