Когнитивные нарушения: что это такое, симптомы и лечение у детей и взрослых
Содержание:
- Лечение легкого когнитивного расстройства
- Диагностика когнитивных нарушений
- Способы лечения
- Когнитивные нарушения у детей: виды, признаки и симптомы, диагностика
- Как улучшить умственные способности
- Характерная симптоматическая картина
- Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства
- 0.48 %
- Список искажений
- Симптомы
- Также в разделе
- Причины возникновения
- Формы когнитивных нарушений
- Причины
- Профилактика когнитивных нарушений
- Лечение легкого когнитивного расстройства
- Лечение когнитивных нарушений
- К каким докторам следует обращаться если у Вас Легкое когнитивное расстройство:
- Диагностика, методы лечения и профилактики
- К каким докторам следует обращаться если у Вас Легкое когнитивное расстройство:
- Причины возникновения
- Причины когнитивных нарушений
- Основные симптомы
- Диагностика
- Формы когнитивных нарушений
- Взаимодействие с детьми с гиперкинетическим расстройством: мой опыт
- Умеренные и тяжелые когнитивные расстройства
- Online-консультации врачей
- Как восстановить пароль
- Как добраться в Баку?
- Лечение
- Умеренное когнитивное расстройство
- Симптомы легкого когнитивного расстройства
- Симптомы когнитивного расстройства
Лечение легкого когнитивного расстройства
- Медикаментозная терапия (ноотропы, препараты мелатонина).
- Индивидуальная психокоррекция.
- Стимуляция мыслительной деятельности.
Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.
Основные лекарственные препараты
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
- Ноотропил (ноотропное средство). Режим дозирования: внутрь, запивая жидкостью в дозе 2,4-4,8 г/сут. в 2-3 приема.
- Глютаминовая кислота (нейромедиаторное средство). Режим дозирования: внутрь, за 15-30 мин. до еды в дозе 1,0 г 2–3 раза в сутки.
- Энцефабол (метаболическое, ноотропное средство). Режим дозирования: внутрь, во время или после еды по 2 табл. или 2 ч. ложки суспензии 3 раза в день (600 мг/сут.).
- Мелатонин (адаптогенное, снотворное, антиоксидантное средство). Режим дозирования: внутрь в дозе 1,5-3 мг 1 раз/сут. за 30-40 мин. до сна.
- Танакан (улучшающее мозговое кровообращение средство). Режим дозирования: внутрь, во время еды, запивая 1/2 стакана воды, по 1 табл. 3 раза в день. Курс лечения — не менее 3 мес.
Диагностика когнитивных нарушений
Может осуществляться следующим образом:
- Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
- Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
- Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
- Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
- Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.
Способы лечения
Только врач должен решать, какие меры терапии использовать для улучшения самочувствия пациента. Как правило, применяется комплексное лечение, потому как в этом случае удастся значительно быстрее достичь положительных результатов.
Обязательно назначаются медикаменты, потому как с их помощью можно нормализовать состояние человека. Прописывают ноотропные средства (например, Пирацетам или Энцефабол), а также препараты против деменции, такие как Мематин и Донепезил.
Прописываются витаминно-минеральные комплексы, например, хорошо себя зарекомендовал Глицин. Человеку рекомендуются средства с нейропротекторными свойствами: Милдронат и Церебролизин. Нередко пациентам рекомендуется использовать средства против гиперхолестеринемии. Из популярных препаратов назначают Торвакард и Симвастатин.
Для поддержки организма могут назначить психотерапевтические процедуры. На них врач отправляет в индивидуальном порядке. Помимо этого, человеку рекомендуется соблюдать безхолестериновую диету.
Стоит понимать, что когнитивные нарушения имеют свойство постоянно прогрессировать
Именно поэтому важно своевременно начать лечение, чтобы не запустить ситуацию. Если возникнут осложнения, тогда человек будет полностью дезадаптирован
Он не сможет самостоятельно выполнять даже элементарные действия. Он будет постоянно нуждаться в посторонней помощи, он не сможет самостоятельно даже принимать пищу. Именно по этой причине не стоит ждать, пока расстройства начнут стремительно прогрессировать. Лечение нужно начать как можно раньше, и для этого следует обратиться к невропатологу. Только специалист сможет однозначно сказать, какая схема терапия окажется эффективна в конкретной ситуации.
Когнитивные нарушения у детей: виды, признаки и симптомы, диагностика
Что же такое когнитивное нарушение? Когнитивное нарушение – это снижение вышеперечисленных функций по сравнению с их исходным уровнем или недостаточное их развитие.
Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка? Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они проявляются в снижениях и , функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.
Общий когнитивный тест CogniFit поможет измерить основные когнитивные навыки
В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины из проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.
- При лёгком когнитивном нарушении проявления будут незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно , чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
- При умеренном когнитивном нарушении проявляются ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
- При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений. Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.
Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения
- органические – к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести необратимую форму;
- функциональные – проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
- нейрокогнитивные – нарушения свойственны для органических психических расстройств.
Признаки когнитивных расстройств у детей могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.
Но на что же обратить внимание родителям? Обратите внимание на :
– задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр. ;
– слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);
– недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);
– развитие речевых функций у ребёнка
Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;. – ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
– ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);
– связанность изложения своих мыслей;
– понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр. ;
Также вам будет полезно узнать, каковы у ребёнка.
Таким образом, если вы заметили некие особенности в поведении и развитии своего ребёнка – обратитесь к специалистам. Они помогут провести диагностику и при необходимости назначить лечение или определить корректирующие упражнения. Покажите ребёнка неврологу, и доктор назначит необходимые для диагностики исследования.
Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист
Заключение о наличии когнитивных нарушений может сделать только специалист
Как улучшить умственные способности
Улучшению познавательных функций человека способствуют такие занятия, как физические тренировки и обучение, когда он регулярно приобретает какие-либо новые знания и умения. А также на деятельность мозга влияет питание и соблюдение распорядка дня. Кроме того, нужны полноценный отдых и общение, связанное с позитивными эмоциями. А еще существует ряд препаратов, способных улучшить когнитивную деятельность.
Рыбий жир
О пользе этого продукта каждый знает с детства, несмотря на популярную поговорку о том, что «ничто так не пугает мир, как ненавистный рыбий жир». Присутствующие в нём полиненасыщенные жирные кислоты, такие как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая, благотворно воздействуют на сердце, сосуды и нервную систему. А также они позволяют уравновесить давление и предотвратить образование тромбов. Кроме того, эти ферменты способны влиять на баланс триглицеридов, повышенное содержание которых влечет за собой развитие диабета.
Прием средств на основе рыбьего жира принесёт пользу в любом возрасте. Для недоношенного младенца или маленького ребёнка позитивное влияние заключается в улучшении остроты зрения, повышении познавательных способностей и нормальном развитии мозга. У пожилых пациентов приём рыбьего жира и иных составов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, снижает риск возникновения старческого слабоумия.
Комплекс витаминов группы В
Формулировка «витамины группы B» объединяет ряд элементов, оказывающих позитивное воздействие на человеческий организм. Без этих ферментов нормальное функционирование его невозможно. В результате приёма комплексов возникает ряд положительных эффектов, которые обеспечиваются указанными микроэлементами.
Узнаем об этом больше:
- улучшается память за счет повышения уровня тиамина (В1) в крови;
- восстанавливаются показатели артериального давления, нормализуется свертываемость крови за счёт содержания в витаминных комплексах пиридоксина (В6);
- нормализуется холестериновый и триглицеридовый балансы, активизируется выработка кислот омега-3, снижается риск сосудистых заболеваний благодаря ниацину (В3);
- замедляются деградационные процессы и снижается выраженность нарушений памяти благодаря кобаламину (B12);
- уменьшается количество гомоцистеина в крови — это белок, повышенное содержание которого влечет за собой атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания, а также расстройства памяти, такой эффект обеспечивает фолиевая кислота (В9).
Лецитин и холин
Многие ошибочно считают лецитин и холин одним и тем же веществом. На самом деле это ферменты близкородственные, оказывающие влияние на состояние печени и нервной системы.
Лецитин является жировым соединением, которое вырабатывается человеческим организмом. Но можно получить этот фермент и из продуктов питания, животных и растительных. Его содержат печень, яйца, соевые изделия, арахис и пшеничные зародыши. А еще этот компонент встречается в составе мороженого, майонезных соусов, шоколада и маргарина.
Холином называют компонент ацетилхолина, который присутствует в головном мозге. Он необходим для адекватного функционирования памяти и мышечной активности. Получить этот фермент из продуктов питания можно, употребляя в пищу печень, яичные желтки, сою, виноградный сок, капусту и арахис.
Лецитин и холин входят в состав многих витаминных комплексов, как группы В, так и иных многокомпонентных добавок.
Растительные экстракты
Характерная симптоматическая картина
Симптоматика сходна с проявлениями церебрастении:
- У больных сохраняется способность к критике;
- Отсутствуют грубые нарушения интеллекта;
- Внешне пациенты сохранны;
- Определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение;
- Появляется стремительная утомляемость;
- Жалобы на рассеянность, забывчивость;
- Трудности при освоении нового материала;
- Сложности в сосредоточении и удержании внимания.
Если причиной легкого когнитивного расстройства являются сосудистые нарушения, то в качестве дебюта присутствуют:
- Аффективная неустойчивость;
- Нарушения поведения и эмоций;
- Повышенная тревожность;
- Суетливость и рассеянность.
Уже позже присоединяются мнемонические симптомы. При дегенеративных поражениях проблемы с памятью наоборот появляются в первую очередь.
Часто больные жалуются на:
- Чувство тяжести в голове;
- Головные боли;
- Сонливость;
- Бессонницу:
- Тошноту;
- Отсутствие аппетита;
- Головокружения;
- Прерывистый сон;
- Неустойчивость при ходьбе.
Нарушения не являются системными, их интенсивность меняется в течение суток, усиливаясь при умственных и физических нагрузках.
Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства
Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации. Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.
Причины когнитивных нарушений
Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:
- Внутриутробные инфекции.
- Родовые, черепно-мозговые травмы.
- Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
- Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
- Нарушения родового процесса.
- Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
- Органические патологии – гидроцефалия.
Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.
Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.
Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.
Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.
Лечение когнитивных нарушений
При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях.
Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью.
Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.
При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.
Назначают следующее лечение:
- Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
- Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
- Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
- Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
- Санаторно-курортное лечение.
Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.
Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.
Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.
При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.
Заключение
Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.
(5 4,40 из 5) Загрузка…
0.48 %
Список искажений
Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.
Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.
Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.
Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:
- иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее);
- амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий);
- подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом);
- непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета);
- и пр.
Искажения, основой которых являются стереотипы:
- эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения);
- иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют);
- каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно);
- эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот);
- иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле);
- и пр.
Искажения, обусловленные социальной средой:
- эффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером);
- искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы);
- искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп);
- иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их);
- и пр.
Искажения, причиной которых является нарушение памяти:
- криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства);
- ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям);
- благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным);
- кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения);
- эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле);
- и пр.
Коротко о когнитивных искажениях, причинах их появления и классификации в этом видео:
Симптомы
Нарушение когнитивных функций проявляется в снижении познавательных способностей. Ухудшается запоминание, кратковременная и долговременная память (см. Нарушение памяти у детей). Возникают проблемы с усвоением информации, ее воспроизведением – пересказом и ответами на вопросы педагогов. Тяжесть проявлений зависит от степени поражения головного мозга, а также педагогической запущенности малыша.
Легкое когнитивное расстройство у ребенка обычно характеризуется синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, арифметической и аграмматической дислексией, расстройством речи. У таких индивидуумов отмечается неусидчивость, раздражительность, невозможность сосредоточиться, иногда заикание, вследствие чего и возникают проблемы с учебой.
Легкое снижение когнитивных функций у детей обычно принимается педагогами и родителями за слабоволие и плохое поведение, что затрудняет коррекцию. Первые проявления наблюдаются в возрасте 5-7 лет, когда ребенок поступает в школу. Такая степень довольно проста в коррекции и прогноз благоприятен.
Умеренное нарушение когнитивных функций у детей обычно сопровождается детским церебральным параличом, эпилептическим синдромом и другими неврологическими отклонениями. При этом у ребенка имеется задержка психомоторного развития. Речевое научение затормаживается. Возможны также проблемы с двигательной гиперактивностью и повышенной нервной возбудимостью.
Тяжелое расстройство когнитивных функций наиболее сложно для коррекции. Наблюдается у малышей с врожденными генетическими дефектами (болезнью Дауна, гликогенозами). Отмечаются следующие симптомы:
- Неспособность к самообслуживанию.
- Грубое расстройство речевого развития.
- Судороги, длительный надрывный плач.
Такие дети после должной педагогической коррекции могут приспосабливаться к жизни и социализироваться, однако требуется помощь родственников или опекунов.
Также в разделе
Блокаторы Н1-гистаминовых рецепторов в терапии аллергических заболеваний у детей Н. А. Геппе, доктор медицинских наук, профессор, О. А. Пахомова, М. В. Нароган ММА им. И. М. Сеченова XX век характеризуется увеличением различных… |
|
Возможности и пути ранней диагностики гемобластозов у детей В. И. Курмашов Доктор медицинских наук, профессор, НИИ детской онкологии и гематологии ОНЦ им. Н. Н. Блохина РАМН, Москва Согласно имеющимся статистическим… |
|
Успішна ендартеректомія з правої вінцевої артерії з подальшим аутовенозним шунтуванням. Б.М. Тодуров, М.Д. Глагола, А.В. Хохлов, А.М. Федоренко, М.В. Лукасевич, В.Б. Дем’янчук. Київська міська клінічна лікарня «Київський міський центр серця». Прогрес у… |
|
Еколого-гігієнічна оцінка територій військових полігонів. Моложанова О.Г., Чеканова І.В., Мазор І.Г., Ковалевський В.В. Інститут екогігієни і токсикології ім. Медведя Л.І. Мінздрава України, ННДЦ Оборонних технологій і… |
|
Ферментные препараты в лечении функциональной диспепсии М.С. Львова Одними из самых частых жалоб у больных с патологией желудочно–кишечного тракта (ЖКТ) являются диспепсические жалобы, что объясняет возросший… |
|
Возрастные аспекты комбинированной оральной контрацепции Кузнецова И.В. Комбинированная оральная контрацепция сегодня — наиболее популярный метод предохранения от нежеланной беременности, представляющий огромный… |
|
Возможности негормональной коррекции уровня пролактина на фоне гормональной контрацепции у сексуально активных молодых женщин Уварова Е.В., Болдырева Н.В. На сегодняшний день доказана значимость пролактина (ПРЛ) в репродуктивной эндокринологии взрослого человека, изучены механизмы… |
|
Хирургическое лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни: импеданс пищевода — ключ к прогрессу? Stuart Jon Spechler, MD Department of Medicine VA North Texas Healthcare System Department of Medicine University of Texas Southwestern Medical Center Dallas, Texas До появления ингибиторов протонной помпы (ИПП) врачи спорили о… |
|
Роль перкутанных коронарных вмешательств после проведения тромболитической терапии у пациентов с острым коронарным синдромом с элевацией сегмента ST. Перкутанные коронарные вмешательства (ПКВ) после тромболитической терапии у пациентов с острым инфарктом миокарда (ОИМ) в настоящее время остаются одной из… | |
Терапия острых бактериальных инфекций околоносовых пазух и глотки Профессор С.В. Морозова ММА имени И.М. Сеченова Синуситы Воспалительные процессы околоносовых пазух – синуситы – относятся к наиболее распространенным… |
Причины возникновения
Гиперкинетическое расстройство возникает вследствие функциональной незрелости структур мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины развития патологии нет, но выделяют две группы факторов, которые влияют на возникновение этого расстройства личности у детей: психологические и соматические.
К причинам психологического характера относят:
- сильные стрессы в раннем детстве (например, возникшие от жестокого обращения родителей);
- эмоциональная и сенсорная фрустрация в течение длительного периода времени (невозможность удовлетворения потребности в общении и взаимодействии с окружающими, нехватка соответствующих раздражителей, чувство изоляции);
- нехватка или отсутствие психоэмоциональной устойчивости к стрессам;
- некоторые черты характера (беспокойство, мнительность и др.).
Среди соматических факторов выделяют:
- наследственные заболевания;
- дисфункции головного мозга и его травмы (например, перинатальная энцефалопатия);
- инфекции различного типа (вирусные или бактериальные);
- солнечные удары;
- ионизирующее облучение;
- интоксикации;
- употребление некоторых лекарств;
- хроническое переутомление.
Формы когнитивных нарушений
По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.
По степени развития выявлены следующие формы:
- Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
- Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
- Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.
Легкое когнитивное нарушение
Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:
- заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
- плохая оперативная память;
- неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
- быстрая утомляемость при умственной работе;
- большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
- затруднения в подборе слов.
Умеренное когнитивное нарушение
Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.
Тяжелое когнитивное нарушение
Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:
- Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
- Делирий. Отмечается помрачением сознания.
- Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
- Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).
Причины
Специалисты связывают появление когнитивных расстройств с различными провоцирующими факторами. Условно они делятся на две группы: органические и функциональные. В первом случае у человека всегда наблюдается повреждение головного мозга.
Подобные состояния имеют прямую связь с тем, что имеются болезни черепно-мозговой коробки. При этом подобные состояния преимущественно наблюдаются у людей преклонного возраста. Если же вовремя начать терапию, тогда можно достигнуть положительных результатов.
Функциональные когнитивные расстройства диагностируются в том случае, если у человека отсутствует прямое поражение головного мозга. К подобным негативным состояниям могут проводить значительные стрессы, переутомление, а также яркие отрицательные эмоции. Нередко данные расстройства встречаются у людей любого возраста, потому как они не зависят от конкретного количества лет.
Сами по себе они не являются опасными, потому как симптомы самостоятельно уходят со временем
Важно лишь устранить причину, которая привела к появлению патологии. Крайне важно в такой ситуации использовать медикаментозную поддержку, которую порекомендует врач
Можно выделить ряд распространённых факторов, которые приводят к когнитивным нарушениям:
- Сосудистые болезни, затрагивающий головной мозг. Отметить можно такие распространённые патологии, как инсульт, атеросклероз, а также гипертензию. Они нередко приводят к появлению когнитивных расстройств.
- Травмы. Если у человека был ушиб или перелом черепно-мозговой коробки, тогда в будущем это может отразиться на состоянии органа. Как итог, со временем может проявиться когнитивное расстройство.
- Сахарный диабет. Он приводит ко многим проблемам со здоровьем. В частности приводит к различным когнитивным нарушениям, если человек не будет полноценно лечить заболевание.
Алкоголизм и наркомания. Эти вредные привычки приводят ко многим проблемам со здоровьем
В частности они способствуют возникновению когнитивных расстройств, именно поэтому человеку важно отказаться от вредных привычек. Если этого не сделать, тогда можно столкнуться с различными заболеваниями.
Почечная и печеночная недостаточность
Данные болезни требуют своевременной диагностики, а также лечения. Если человек не будет принимать нужных мер для поддержания нормального самочувствия, тогда можно столкнуться с серьёзными проблемами со здоровьем.
Болезни Альцгеймера и Паркинсона. Во время них возникает стойкое нарушение когнитивных функций. При этом предотвратить развитие болезни не удастся. В лучшем случае у человека получится замедлить прогрессирование нарушений.
Опухоли головного мозга. Они приводят к различным негативным симптомам, которые человек не сможет игнорировать
Если появляются когнитивные расстройства, тогда важно будет сразу принять меры и, как минимум, пройти обследование. На ранних стадиях будет возможность вылечить заболевание
При этом по мере его развития будет всё сложнее осуществить лечение и продлить срок жизни.
Отравления. Когнитивное расстройство может появиться даже при интоксикации, нередко её вызывают пищевые продукты, химические вещества, радиация. В такой ситуации будут конкретные симптомы, указывающие на отравление
Важно сразу принять меры по очистке организма и восстановлению функций, чтобы избежать опасных осложнений.
Рассеянный склероз. Болезнь преимущественно возникает у людей преклонного возраста
Во время неё считается обычным явлением возникновение когнитивных нарушений. По этой причине человеку важно будет вовремя начать лечение, чтобы была возможность улучшить своё самочувствие и как можно дольше поддерживать достойный уровень жизни.
Злоупотребление лекарственными препаратами
Крайне важно не употреблять медикаменты в чрезмерном количестве, а также смешивать их без необходимости и самовольно превышать дозировку. Иначе не стоит удивляться тому, что появились различные когнитивные расстройства
Как можно понять, существует немало причин, которые приводят к негативным симптомам. Именно поэтому придётся пройти профессиональную диагностику в больнице, чтобы можно было понять, что происходит с конкретным человеком.
Профилактика когнитивных нарушений
Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:
- Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
- Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
- Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
- Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.
Лечение легкого когнитивного расстройства
Терапия направлена на профилактику деменции, замедление темпов когнитивного снижения, устранение существующих мнестических нарушений. Основные лечебные мероприятия – этиотропные, патогенетические – нацелены на причину расстройства. Они могут включать коррекцию дисметаболических нарушений, сосудистых изменений, депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных, противовирусных препаратов, химиотерапию, хирургическое удаление опухоли. Общими методами терапии являются:
- Психокоррекция. Для улучшения памяти и внимания используются систематические упражнения: чтение и пересказ текстов, заучивание стихов, слов, рисунков. Занятия проводятся вместе с психологом и самостоятельно. На встречах со специалистом осваиваются новые приемы запоминания – образование смысловых и ситуационных связей, анализ ситуаций и объектов. Периодически производится контроль эффективности занятий, корректируется набор упражнений.
- Медикаментозное лечение. Схема лекарственной терапии подбирается врачом индивидуально. Наиболее распространенными препаратами для лечения когнитивных расстройств являются ноотропы и метаболические средства.
- Коррекция питания и режима дня. Пациентам среднего и пожилого возраста необходимо соблюдение рациона с пониженным содержанием жиров и соли, с достаточным поступлением антиоксидантов. Важны умеренные регулярные занятия спортом, полноценный сон, рациональное чередование физического и умственного напряжения. После завершения трудовой деятельности нужно сохранять социальную активность – посещать клубы по интересам, встречи с друзьями и т. д.
Лечение когнитивных нарушений
Если вы заметили у себя даже самые легкие симптомы когнитивных расстройств, можно начать принимать витаминно-минеральные комплексы, аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение опасно, поэтому прежде чем приступить к какой-либо терапии, сначала посоветуйтесь с врачом.
Терапия, конечно, во многом будет определяться причиной возникновения когнитивных расстройств. Но главная ее цель – коррекция патологических изменений, происходящих в головном мозге. Помимо лечения основного заболевания, врачи назначают препараты нейропротекторного свойства, чтобы улучшить когнитивные функции. К ним относятся: «Милдронат», «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин». Это отличная профилактика дальнейшего развития этой патологии.
Показаны также препараты, которые помогают бороться с гиперхолестеринемией («Торвакард», «Симвастатин», «Аторвастатин»). Кроме того, желательно придерживаться безхолестериновой диеты. Надо включить в рацион творог, нежирное молоко, овощи, фрукты и морепродукты
Очень важно избавиться от вредных привычек, если таковые имеются
Полезна будет психотерапия.
Дополнительная информация. Врачи рекомендуют учить стихотворения, заниматься вязанием, рисованием или любым другим трудом, где нужно работать руками. Принесут пользу и разгадывания кроссвордов. Это занятие – отличная зарядка для мозга.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Легкое когнитивное расстройство:
Психиатр
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Легкого когнитивного расстройства, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Диагностика, методы лечения и профилактики
Как определить наличие у человека когнитивных отклонений? Для этого пациент должен пройти специальное обследование, которое включает такие процедуры:
Опрос и осмотр. Он проводиться опытным врачом-неврологом, который выясняет, когда начались нарушения познавательных функций мозга, как они проявляются
Также важно выяснить о наличии некоторых обменных и эндокринных заболеваний, перенесенных травмах головы, генетической предрасположенности (наличие деменции у родственников), принимаемых медикаментозных средств.
Различные психические оценки и тесты. Эти мероприятия проводит врач-психиатр
Например, широко употребляют такой тест, как MMSE (Mini Mental State Examination). Он имеет 30 вопросов и способен определить степень повреждения когнитивных функций.
Анализ крови. Проводят с целью определения причины отклонений. Для этого кровь исследуют на сахар, гормоны, наличие витамина В12. Также проводят печеночные пробы.
Липидограмма.
Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Проводится с целью визуализации мозговых повреждений.
Только после выявления причины отклонений назначается необходимое лечение. Оно базируется на применении лекарственных препаратов. Так стойкое поражение мозга при деменции лечат при помощи таких медикаментов:
- Донепезил.
- Галантамин.
- Ривастигмин.
- Мемантин.
- Ницерголин.
Их назначает только врач. Он же определяет дозировку и длительность терапии. При небольших нарушениях когнитивных функций, применяют лекарства, которые способствуют улучшению кровообращения, а также нейропотекторы. Это такие препараты:
- Глицин.
- Кортексин.
- Солкосерил.
- Мексидол.
- Цераксон.
- Мемоплант.
- Ноотропил.
Кроме лекарственных средств назначается специальная антихолестериновая диета с целью улучшения кровотока и снабжения головного мозга кислородом. Она заключается в отказе от жирных сортов мяса, молокопродуктов и употреблении свежих овощей и фруктов, морепродуктов
Важно также принимать витамины группы В, исключить из рациона алкогольные напитки, кофе
Для этого нужно изменить способ жизни. Поэтому для приостановления негативных явлений в головном мозге следует придерживаться таких правил:
Постоянно находиться под наблюдением врача и принимать назначенные им медикаментозные препараты.
Развивать когнитивные функции мозга (память, внимание, интеллект) с целью поддержания мозговой активности. Для этого нужно учить и рассказывать стихи, разгадывать кроссворды и загадки, рисовать, общаться с людьми.
Избегать стрессовых ситуаций, не допускать психических расстройств, избегать отрицательных эмоций.
Вести активный образ жизни
Мозг должен постоянно работать, ему нужен кислород и свежие впечатления
Поэтому важно заниматься спортом, путешествовать.
Поддерживать социальные связи. Общение с людьми, обмен информацией, совместное проведение времени способствует активности мозга человека.
Коррекция питания
Важным моментом для профилактики когнитивных нарушений является антихолестериновая диета с целью препятствия атеросклероза (образования бляшек, которые закупоривают сосуды и препятствуют нормальному кровообращению). Также важно обогатить свой рацион полезными продуктами (свежими овощами, фруктами, ягодами, кисломолочными продуктами, морепродуктами).
Отказ от вредных привычек. В первую очередь, необходимо бросить курить, отказаться или уменьшить употребление алкогольных напитков, кофе. Также важно не принимать наркотические вещества и некоторые медикаменты.
Насыщение организма витаминами группы В и Е, цинком, магнием и полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3.
Если придерживаться правильного образа жизни, то мозговые отклонения наступят очень не скоро
Это важно для поддержания хорошего самочувствия и интеллектуальной деятельности человека
Когнитивные нарушения могут проявиться в любом возрасте по тем или иным причинам. Они способны доставить человеку и его близким много неприятностей, поскольку приводят к расстройству личности и медленной деградации
При обнаружении таких отклонений важно как можно раньше обратиться к врачу за помощью, чтобы не допустить осложнений
К каким докторам следует обращаться если у Вас Легкое когнитивное расстройство:
Психиатр
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Легкого когнитивного расстройства, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Причины возникновения
Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.
Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.
Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.
Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.
Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:
- прогрессирование опухолей головного мозга;
- серьезные отклонения в системе метаболизма;
- нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
- недостаточность кровоснабжения головного мозга;
- последствия черепно-мозговых травм;
- ликвородинамические нарушения;
- алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
- нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
- результат серьезных гормональных сбоев;
- заболевания центральной нервной системы;
- последствия инфекционных заболеваний;
- результат патологий, связанных с сосудами;
- возрастные изменения организма.
Причины когнитивных нарушений
Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:
- Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
- Возрастными изменениями организма.
- Неправильным обменом веществ.
- Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
- Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
- Травмами головы.
- Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
- Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).
Когнитивные нарушения у пожилых людей
Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии. Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера. Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.
Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:
- травмы мозга;
- сахарный диабет;
- дистония вегетососудистая;
- повышенное артериальное давление;
- общая интоксикация организма.
Когнитивные нарушения у детей
Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:
- затруднений выражаться связанной речью;
- низкого уровня запоминания и вспоминания;
- нарушений психомоторики;
- заторможенности процессов мышления;
- рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
- неадекватности проявлений эмоций и чувств.
Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:
- внутриутробная гипоксия;
- травмы при родах;
- отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
- инфекционные болезни ЦНС.
Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.
Основные симптомы
Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.
Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.
Диагностика
Диагностика основывается на полном выявление основного заболевания и ряда типичных когнитивных, эмоциональных и характерологических изменений. Дополнением к анамнестическим данным или же ряду других свидетельств заболевания, повреждения или же дисфункции головного мозга, то достоверный диагноз будет требовать присутствия двух или более черт:
Значительное снижение способностей человека;
Апатия или даже эмоциональная лабильность;
Выражение любых потребностей, как правило, возникает без учета дальнейших последствий;
Параноидные идеи и подозрительность;
Измененный темп речевой продукции, гиперграфия и вязкость;
Изменения в сексуальном поведении
Медицинские услуги для определения диагноза Легкое когнитивное расстройство
Медицинская услуга | Средняя цена по стране |
Еще услуги | |
Назначение диетической терапии при оказании паллиативной помощи |
Нет данных |
Назначение лекарственных препаратов при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) |
Нет данных |
Назначение лекарственных препаратов при онкологическом заболевании у взрослых |
Нет данных |
Назначение лекарственных препаратов при специфических заболеваниях водолазов |
Нет данных |
Назначение лечебно-оздоровительного режима при профессиональных заболеваниях |
Нет данных |
Назначение диетической терапии при профессиональных заболеваниях |
Нет данных |
Назначение лекарственных препаратов при профессиональных заболеваниях |
Нет данных |
Назначение лечебно-оздоровительного режима при туберкулезе |
Нет данных |
Назначение диетической терапии при туберкулезе |
Нет данных |
Назначение лекарственных препаратов при туберкулезе |
Нет данных |
Медицинская услуга | Средняя цена по стране |
Еще услуги | |
Анализ мочи общий |
Нет данных |
Анализ крови биохимический общетерапевтический |
Нет данных |
Общий (клинический) анализ крови развернутый |
Нет данных |
Общий (клинический) анализ крови |
Нет данных |
Комплекс клинико-психологических исследований для определения характера нарушения высших психических функций, эмоций, личности |
Нет данных |
Комплекс клинико-психологических исследований для оценки факторов риска, и адаптивных ресурсов психики больного |
Нет данных |
Психологическое (психотерапевтическое) консультирование по коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний повторное |
Нет данных |
Психологическое (психотерапевтическое) консультирование по коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний первичное |
Нет данных |
Комплекс исследований для оценки возможностей прижизненного родственного донорства гемопоэтических стволовых клеток |
Нет данных |
Комплекс исследований для диагностики нарушений функции надпочечников |
Нет данных |
Формы когнитивных нарушений
По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.
По степени развития выявлены следующие формы:
- Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
- Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
- Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.
Легкое когнитивное нарушение
Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:
- заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
- плохая оперативная память;
- неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
- быстрая утомляемость при умственной работе;
- большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
- затруднения в подборе слов.
Умеренное когнитивное нарушение
Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.
Тяжелое когнитивное нарушение
Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:
- Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
- Делирий. Отмечается помрачением сознания.
- Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
- Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).
Взаимодействие с детьми с гиперкинетическим расстройством: мой опыт
Работа с детьми, имеющими гиперкинетическое расстройство, отнимает у учителя много сил и энергии. Особенно тяжело, если такой ребенок находится в общеобразовательном классе среди 30 других учеников. Он не только требует к себе постоянного внимания, но и отвлекает остальных ребят во время урока.
Родители не всегда признают, что их чадо имеет проблемы, справиться с которыми невозможно только при помощи усиленного контроля и дисциплины. Когда они пренебрегают обследованиями и лечением, то лишают ребенка возможности учиться в полную меру своих возможностей, не перевозбуждаясь и не отвлекаясь на любой раздражитель.
Даже один курс лечения дает ощутимые результаты: ученик быстрее реагирует на слова учителя, имеет силы концентрироваться на задании и старается следить за своим поведением. Это значит, что постоянное наблюдение у специалистов позволит ему учиться в обычном классе и преодолеть гиперкинетическое расстройство к старшему возрасту.
Взаимодействовать с такими детьми получается только через доверие и ласку
Их постоянно нужно хвалить, акцентировать внимание на успехах, давать индивидуальную инструкцию и устанавливать четкие временные рамки на выполнение задания
Дружеские отношения с одноклассниками, особенно с соседом по парте, также помогают в обучении ребенку с патологией. Друг может помогать контролировать готовность к уроку, выполнение и правильность задания. Дети редко замечают проблемы одноклассников подобного плана, относятся к ним с пониманием и заботой.
Родителям я бы рекомендовала спокойно и без агрессии реагировать на все проявления нарушения у ребенка. При этом следует четко контролировать его действия, давая короткие понятные пояснения и используя ограничения по времени.
Умеренные и тяжелые когнитивные расстройства
Если происходит ухудшение в одном или нескольких когнитивных процессах, которое выходит за рамки нормы для данного возраста, но не доходит до степени деменции, то говорят об умеренном когнитивном расстройстве. Оно встречается у 20% людей, имеющих возраст более 65 лет. В последующие 5 лет у 60% из них наступает деменция. Примерно 20-30% пациентов демонстрируют стабильный или медленно ухудшающийся процесс снижения когнитивной функции. Если же несколько симптомов возникают за малый промежуток времени, необходима помощь специалиста.
К тяжелым формам когнитивных расстройств у человека относится , при которой возникают серьезные проблемы в профессиональной и социальной деятельности, самообслуживании. Для диагностики нарушений используется метод нейропсихологического тестирования, позволяющий обнаружить наличие и характер выраженности когнитивных нарушений. В ранний период возникновения такие расстройства хорошо корректируются медикаментозно и различными психологическими приемами.
Online-консультации врачей
Консультация офтальмолога (окулиста) |
Консультация нарколога |
Консультация педиатра |
Консультация неонатолога |
Консультация инфекциониста |
Консультация диетолога-нутрициониста |
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы) |
Консультация ортопеда-травматолога |
Консультация стоматолога |
Консультация уролога |
Консультация репродуктолога (диагностика и лечение бесплодия) |
Консультация семейного доктора |
Консультация кардиолога |
Консультация оториноларинголога |
Консультация нейрохирурга |
Новости медицины
Digital Pharma Day. Будьте во главе digital-трансформации фармацевтической индустрии,
09.10.2020
В сети EpiLaser самые низкие цены на ЭЛОС эпиляцию в Киеве,
14.09.2020
Щедрость продлевает жизнь,
07.09.2020
Универсальной диеты не существует, — ученые,
19.06.2020
Новости здравоохранения
Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020
Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020
Ученые выяснили, за какое время солнце убивает COVID-19,
28.05.2020
Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020
Как восстановить пароль
Для восстановления пароля доступа к кабинету необходимо нажать на ссылку «Забыли пароль?», выбрать способ получения нового пароля, поставить галочку, подтверждающую, что вы не робот, и нажать кнопку «Восстановить пароль». Затем можно войти, используя пароль, отправленный на почтовый ящик или телефон пользователя. Рекомендуется сразу же сменить присланный пароль на пользовательский, который легче запомнить.
Как добраться в Баку?
У вас есть три варианта добраться до столицы Азербайджана: на самолете, поезде или автобусе. Есть, конечно, еще экзотический способ — по Каспийскому морю из Казахстана или Туркмении, но вряд ли вам такое понадобится, да и подробностей я не знаю 🙂
Аэропорт Баку
Самолетом
Москву и Баку соединяет несколько авиакомпаний. Это как наши российские Ютейр, Аэрофлот, так и азербайджанские Azal и Buta
Я советую обратить внимание именно на Buta Airways — это новый азербайджанский лоукостер с очень привлекательными ценами на авиабилеты в Баку из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Мин. Вод, Астрахани и Уфы
И если обычная цена около 10-12 тысяч рублей в обе стороны, то у Буты по распродаже можно взять за 4200 в оба конца. Правда в такую цену будет включена только ручная кладь, но за адекватную доплату можно взять и багаж.
Поездом
Азербайджан граничит с Россией на юге в республике Дагестан, поэтому все поезда и автобусы из России в Баку идут через эту кавказскую республику.
Азербайджанский поезд
Поезд №55 (азербайджанский) отправляется от Курского вокзала в Москве, он ходит раз в неделю по субботам в 22:37 и во вторник прибывает в Баку в 04:10 утра. По пути следует через Волгоград, Астрахань, Махачкалу, Дербент.
Еще один поезд (№392, российский) идет из Ростова-на-Дону также в Баку, курсирует он раз в четыре дня, летом через день и отправляется из Ростова в 18:07 и прибывает в Баку через день в 02:15 ночи. Не очень удобное расписание.
Еще есть удобный ночной поезд из Тбилиси, он отправляется каждый день в 20:35 и прибывает в Баку в 08:50.
Подробней про него и про другие способы добраться из столицы Грузии читайте в статье: Как добраться из Баку в Тбилиси и обратно?
Автобусом
Множество автобусов ходит из городов РФ в Баку. Это и Москва, и крупные города на юге (Краснодар, Ставрополь), а также Махачкала, Казань, Самара и многие другие. Расписание и цены нужно узнавать на соответствующем сайте или в кассе автовокзала вашего города. На мой взгляд, автобус — самый некомфортный способ добраться в Баку, особенно из средней полосы России.
Еще на автобусе можно доехать из/в Иран (из Тебриза или Тегерана) и из Турции (Трабзон и Стамбул)..
Лечение
Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: «Семакс», «Глицин», «Цераксон», «Кавинтон», «Ноотропил» и другие.
Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Донепезил». Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного. Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.
Умеренное когнитивное расстройство
Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов
Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля
Симптомы легкого когнитивного расстройства
Клинические проявления соответствуют состоянию церебрастении: больные внешне сохранны, отсутствуют грубые нарушения критики и интеллекта, определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение, быстрая утомляемость
Пациенты предъявляют жалобы на забывчивость, рассеянность, трудности при запоминании нового материала, необходимости сосредоточить внимание и удерживать его. При сосудистых легких когнитивных расстройствах в дебюте наблюдаются нарушения поведения и эмоций – повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, суетливость и рассеянность, мнестические симптомы проявляются позже
У больных с дегенеративными патологиями ЦНС в первую очередь возникают проблемы с памятью.
Пациенты нередко испытывают головные боли, чувство тяжести в голове, общую слабость, сонливость, головокружения. Недомогания носят несистемный характер, на протяжении дня имеют разную интенсивность, у многих больных отмечаются утром и вечером. Возможна неустойчивость при ходьбе, тревожный и прерывистый сон, бессонница, отсутствие аппетита, тошнота. Состояние ухудшается после умственных и физических нагрузок. Течение ЛКР зависит от основного заболевания, бывает флюктуирующим (часто при цереброваскулярных сдвигах), прогредиентным, переходящим в деменцию (при атрофических процессах, опухолях, некоторых инфекциях) и регредиентным (после инсульта, ЧМТ, острых проходящих инфекций).
Симптомы когнитивного расстройства
Симптоматика когнитивных расстройств зависит от тяжести течения, а также области поражения головного мозга. Нередко отмечается поражение сразу нескольких областей, что приводит к нарушениям обширного характера.
В общем симптомы когнитивных нарушений сопровождаются:
- Снижением умственной работоспособности.
- Трудностями осмысления чужих слов и выражения собственных мыслей.
- Ухудшением памяти.
- Ухудшением концентрации внимания.
В тяжелых состояниях пациентов ничто не волнует, поскольку они абсолютно некритичны к собственному здоровью.
Познавательная сфера отмечается ухудшением памяти. Сначала человек забывает недавно произошедшие события, а затем и вовсе забывает свою жизнь. Ухудшается умственная деятельность, мышление, из-за чего человек перестает адекватно воспринимать информацию, анализировать ее, делать выводы
Также индивид становится неспособным концентрировать внимание, из-за чего он не может выполнять конкретные задачи
Умеренными когнитивными расстройствами называются нарушения, выходящие за возрастные рамки, однако не отмечающиеся яркой деменцией. 20% пациентов после 65 лет страдают когнитивными расстройствами, среди них лишь 60% страдают выраженной деменцией. В 30% случаев симптоматика носит стабильный и вяло прогрессирующий характер. Поэтому индивид может даже не замечать, как в нем прогрессирует заболевание. Однако при выявлении болезни следует обратиться к врачу.
На ранних этапах умеренные когнитивные расстройства легко лечатся лекарствами
Чтобы их выявить, следует обратить внимание на следующие симптомы:
- Трудности в повторении только что полученной информации.
- Трудности в выполнении счетных действий.
- Трудности в запоминании имен.
- Дезориентация в малознакомой местности.
- Трудности в подборе слов во время общения.