Илья муромец: биография кратко для детей, учащихся в 4 классе

Социальные сети

Жизненный путь: легенды и факты

  1. 1168 год – Илья отправляется в Киев, чтобы служить князю Владимиру. Речь идет не о Владимире Красно Солнышко, который упомянут в былинах. Он умер в 1015 году, но народная молва продлила ему жизнь, сделав героям богатырских былин. И даже не о Владимире Мономахе – он закончил свою жизнь в 1125 году. Скорее всего, богатырь едет к Владимиру Мстиславовичу, который дважды захватывал и некоторое время удерживал власть в Киеве, поскольку это было время княжеских междоусобных войн. Большую же часть своей военной биографии Илья служил князю Святославу – правнуку Мономаха, – защищая Русь от половцев, а в дальнейшем – его сыну Игорю.
  2. К 1168 году относится и его наиболее известный подвиг – победа над Соловьем-Разбойником по дороге в Киев. Направлявшиеся в город торговые караваны нередко подвергались нападениям половцев и разбойников – хорошо обученных воинов, устраивавших засады и грабивших торговцев. Скорее всего, Илья победил одного из них, которого прозвали Соловьем за умение оглушительно свистеть. Он освободил прямой торговый путь к столице и завоевал благодарность не только правителя, но и народа.
  3. 1168–1178 годы – время военных походов. Будучи проницательным политиком, Святослав стремится объединить князей в целях противостояния внешнему врагу. Он предпринял первый успешный поход, в котором участвует и Илья. Разгромлено немало вражеских полчищ. По легендам, богатырь побеждает противников с помощью чудесных предметов – меча-кладенца и булавы, подаренной богатырем Святогором.
  4. Святослав принимает Илью в свою дружину. Крестьянский сын становится участником всех битв десятилетия, а затем – прославленным воином. Одно из преданий приписывает ему прозвище «Чеботок», полученное после того как Илья отбился от врагов чоботом, или сапогом.
  5. Защита границ страны, битвы с иноплеменными захватчиками, среди которых хазары, половцы, татары и полумифические Калин Царь, Тугарин, Идолище Поганое; походы в дальние земли, дружба или единоборство с другими богатырями, ссора с Владимиром Красно Солнышко – распространенные сюжеты былин. Они до сих пор не исследованы до конца, так же как и их связь с реальными историческими фактами.
  6. 1185 год – сын князя Игорь Святославич собирает дружину из семи тысяч воинов, которая отправляется в поход в половецкую землю. Русское войско терпит жестокое поражение. Это событие описано в «Слове о полку Игореве». В бою участвует Илья, чудом избежав гибели. После этих событий он принимает решение стать монахом и больше никогда не брать в руки оружия.
  7. В том же 1185 году Илья приезжает в Киево-Печерскую лавру. Постригший его игумен Василий выражает надежду, что воин будет защищать монастырь от половецких набегов, но Илья твердо заявляет о своем решении. Он принимает имя Илии, в честь пророка, и ведет аскетический образ жизни.
  8. 1 января 1188 года князь Рюрик Ростиславович нападает на Киев, приведя с собой союзников половцев (битва упоминается в «Повести временных лет»). Они врываются в лавру. Инок Илия, видя поругание святыни и смерть братьев, все-таки поднимает меч, но гибнет от удара копья в область сердца. Ему было примерно 45-50 лет.
  9. 1643 год – Илия, в числе 69 подвижников лавры, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
  10. 1963 год – состоялось первое исследование мощей Илии Печерского.

Как Илья повстречал Святогора

Что интересно, все подвиги Ильи Муромца и события в его жизни нельзя расставить в хронологической последовательности. Былина о том, как Муромец Святогора повстречал, начинается так: «Как не далече‑далече во чистом во поли, Тута куревка да поднималася». Ни даты, ни места точного определить мы не можем.

Как-то раз выехал Илья на Святые горы, как раз во владениях Святогора. И видит он дивную картину: могучий богатырь спит прямо на ходу, сидя на коне, и это ведь сам Святогор! Не теряет шанс нанести смертельный удар и сразить героя наш Илья Муромец. Былина сообщает, однако, что Святогор продолжал спокойно спать на коне. Рассердился Илья, ударил второй раз, а затем и третий. И только тогда могущественный богатырь проснулся. Схватил он Муромца одной своей рукой, положил себе в карман и начал возить по лесу в течение двух суток.

Только вот конь Святогора говорит ему, что тяжко ему возить аж двоих богатырей, спотыкается конь. Могучий богатырь решает отправиться со своей ношей домой. Там два богатыря разговаривают о жизни. Хорошие качества Ильи Муромца и его честность внушают доверие Святогору. Два богатыря решили побрататься. Они поменялись своими крестиками и являются теперь крестовыми братьями.

Снизу иллюстрация Котухиной, Илья Муромец слева, Святогор справа.


Целыми днями они путешествуют по Святым горам, но однажды видят диво дивное: прямо посредине поля стоит огромный белый гроб. Гадают витязи, для кого же сделан этот чудный гроб. И тогда решает Илья Муромец лечь в него и проверить, подойдет ли гроб ему. Он оказывается для него слишком большим. Тогда ложится в этот гроб Святогор. Крышка закрывается.

Через пару минут просит могучий богатырь своего крестового брата открыть крышку, но она не поддается. Илья достает свой меч и начинает пытаться разрубить крышку гроба, но безуспешно. Тогда и понимает Святогор, что настал его черед умирать.

Когда Святогор умирает, к Илье Муромцу переходит часть его силы, что делает его еще более здоровым и могучим.

Жизнеописание

Былинная биография

Илья Муромец с родителями. Лубок

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Психиатры интерпретируют невозможность ходить Ильи Муромца как явление астазии-абазии при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата. Подобные нарушения характерны для диссоциативных (конверсионных) расстройств (ранее называвшихся истерией).

Историческая интерпретация

Согласно общепринятой версии, Илья Муромец родился в деревне Карачарово, неподалёку от Мурома (Владимирская область).

Некоторые историки XIX века высказывали предположение, что его малой родиной мог быть Карачев (Брянская область) и расположенный не так далеко от него город Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск Козелецкого района Черниговской области). Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским, а также том, что в первых упоминаниях о богатыре на территории южной Руси, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным. Стоит отметить, что первое летописное упоминание Моровийска относится к XII веку, Муром же в летописи упомянут под 862 годом. Кроме того, обсуждая это предположение, А. И. Соболевский отмечает, что Муром был известен в Киеве под искажённым названием Моров, что могло привести к упоминанию Ильи Муромца как «Моровца» в южнорусском фольклоре.

Илья Муромец как Илиас упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке Бернском» (Þiðreks saga) и в немецкой поэме «Ортнит».

Сухман – половец

Трагически сложилась судьба Сухмана Одихмантьевича, который подобно Илье Муромцу тоже был в Киеве человеком приезжим, кем-то вроде наемного воина при дворе князя Владимира. Интересно, что смертельную рану этот герой получил в битве с несметным полчищем татар, а потом был несправедливо обвинен правителем Киева во лжи. Существуют две версии происхождения Сухмана. Ученый-фольклорист Всеволод Федорович Миллер в книге «Очерки русской народной словесности. Былины» высказал мнение, что отчество богатыря – это искаженный в позднее время вариант произношения. На самом деле, родителем трагического героя был князь Довмонт, правивший в Пскове с 1266 по 1299 годы. Затем один из сказителей назвал Сухмана Дамантиевичем, а второй – Одихмантьевичем. Так и возникла путаница. Согласно этой трактовке, имя «Сухман» произошло от названия пересыхающей реки Сухмень. Академик Борис Александрович Рыбаков не согласился с выводами В.Ф. Миллера. В сочинении «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (Москва, 1963 год издания) известный историк предположил, что былина о Сухмане является в народном сознании отражением русско-половецких отношений. Как известно, представители этого тюркоязычного народа воевали против монголо-татарского войска совместно с русскими воинами. А имя «Сухман» сторонники половецкой теории происхождения богатыря переводят как «Су хан» – князь или правитель воды. Не случайно из его крови, согласно былине, возникла река. Кстати, половцы являются одними из предков современных астраханских татар.

История персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

Цитаты

Илья Муромец или булгарин

Былинный богатырь – это образец мужества. Он невероятно силен, проницателен и великодушен. Таким предстает перед слушателями народных сказаний Илья Иванович Муромец – уроженец села Карачарово. Как известно, русские ассимилировали многие малочисленные народы, жившие с ними по соседству. Не избежало этой участи и финно-угорское племя, которое называлось «мурома». Именно эти люди основали город Муром. Авторы учебного пособия «Мурома VII-XI вв.» Валерий Васильевич Гришаков и Юрий Анатольевич Зеленеев утверждают, что данный народ проживал в низовьях Оки, занимаясь преимущественно земледелием и охотой. В XII веке мурома уже полностью утратили национальную идентичность. «Это не означает, что данный народ исчез бесследно. Он оказал свое влияние на этногенез и мордвы, и русских, и мари, и волжских болгар, внес определенные элементы в материальную и духовную культуру этих народов», – считают авторы учебного пособия. Однако есть версия, что Илья Муромец, хоть и происходил из земель, населенных преимущественно финно-угорским народом, но сам был волжским булгарином. Дело в том, что название села Карачарово имеет очевидное тюркское происхождение. Оно может значить: «кара джар» (черный яр) – крутой берег реки или утес, почва которого имеет черный цвет. Действительно, село расположено на высоком холме. С другой стороны, слово «кара» переводится с тюркских языков еще и как глагол «смотри, наблюдай». Поэтому, по другой версии, топоним «Карачарово» означает «дозорный пункт, наблюдательный пост». Известно, что в былинном Х веке мурома, волжские булгары и русичи часто воевали друг с другом, время от времени вступая в стратегические союзы. Карачарово могло быть основано в те времена для наблюдения за ближайшими окрестностями. Большинство этнографов считают, что волжские булгары – это тюркоязычный народ, представители которого являются предками современных казанских татар.

Погиб во время защиты Киево-Печерской Лавры


Считается, что Илия Печерский мог погибнуть при взятии Киева. В январе 1203 года на этот город напал князь Рюрик Ростиславич. Половцы, которые были его союзниками, разгромили Печерскую лавру.

По другой версии, он сам ушел иноком в Феодосиев монастырь после тяжелого ранения, который позже стал Киево-Печерской лаврой. Учитывая тот факт, что там нет жития Илии, можно сказать, что пробыл он там не так много. В Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры до сих пор можно навестить мощи святого Илии.

В 1988 году провели экспертизу его мощей. Она установила, что легендарный Илия был высоким человеком – 180 см, что очень много для Средневековья. Причиной смерти стал удар от острого орудия, который попал ему в грудь, хотя богатырь пытался прикрыть ее рукой (прошел сквозь нее). Предположительно, он умер в возрасте 40-55 лет.

Настенные крепления для телевизора

Биография

Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.

Илья Муромец на коне

Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:

Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.

Илья Муромец на печи

Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.

Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. Соловей-разбойник терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям князя Владимира. Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.

Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.

Оружие Ильи Муромца — булава и меч-кладенец

Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.

Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. Князь Игорь, о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:

Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.

Образ Ильи Муромца у камня

В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.

Значение в русской культуре

Количество былин, написанных об Илье Муромце, характеризует его как смелого и доблестного героя.

Образ Ильи Муромца выражен не только в литературных произведениях. За многовековую историю отвага и доблесть героя нашла отображение в архитектуре, культуре, искусстве, музыке.

Отображение силы и отваги русских богатырей нашли в прекрасных картинах известных художников В. М. Васнецова, А. П. Рябушкина, М. А. Врубеля, И. Я. Билибина.

Величественные памятники доблестному герою украшают город Муром Владимирской области, Екатеринбург, Владивосток, город Ижевск республики Удмуртия, другие города России и Украины.

Подвиги русского богатыря прекрасно иллюстрированы в документальных, художественных, мультипликационных произведениях многих режиссеров, которые позволяют не только прочесть о славных делах богатыря, но и увидеть их в исполнении актеров и рисованных персонажей.

Все эти факты жизни и подвигов позволят составить полную характеристику Ильи Муромца в 7 классе, раскрыть личность, внутренний стержень героя.

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

«Я иду служить за веру христианскую,
И за землю русскую,
Да и за стольный Киев град,
За вдов, за сирот, за бедных людей
И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,
А для собаки-то князя Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба».

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского, в котором он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея[нет в источнике].

По данным филолога С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1—15 по составленному Азбелевым указателю).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем (Исцеление Ильи Муромца)
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Илья Муромец и Соловей-разбойник
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Батый-царь
  11. Илья Муромец и Жидовин
  12. Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
  13. Илья Муромец и Сокольник
  14. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  15. Камское побоище
  16. Илья Муромец и Калин-царь
  17. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  18. Илья Муромец и Алёша Попович

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Память о великом богатыре

Как и все мы, богатырь Илья Муромец смертен. Около 40 лет он почувствовал, что становится слаб, отправился в монастырь, молился сутками и практически не спал. Так и закончил он свою ратную жизнь, и в возрасте около 45-ти лет отошел он в мир иной, в Царство Небесное. В 1643 году он был причислен к лику святых, и с тех пор 1 января Русская церковь отмечает его память.

Основное занятие Ильи Муромца на протяжении всей жизни — ратное дело, однако Илья — единственный из русских богатырей родился в крестьянской семье. Он совмещает в себе образ простого русского крестьянина, величайшего воина и защитника, мифологического героя и даже святого!

Илья Муромец — краткая биография

Интересно то, что Илья Муромец — это не придуманный персонаж.

Как человек, он существовал на самом деле. Звали этого человека Чобиток. Родом он был из Мурома. А конкретно, родился он в селе Карачарове, который находился недалеко от города Мурома, в крестьянской семье.

После рождения он ходить не мог и сидел «сиднем» тридцать лет и три года.

И уже только после чудесного исцеления каликами перехожими, Илья обрел «великую силушку». Тогда-то он и слез с печи.

Калики предсказали также ему будущее о том, что он буде совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана».

Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней.

Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев.

По дороге он встречает Святогора. Они состязаются между собой в силе. где Святогор побеждает. Богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем.

Потом Илья продолжает свой путь в город Киев, чтобы по-пути победить Соловья-разбойника. Еще он совершает много других подвигов. Например, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину.

По приезду в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет его свистеть по-соловьиному. Затем Илья его убивает.

Так Илья остается в Киеве и получает почетное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

В дальнейшем, Илья мирит поссорившихся Добрыню и Дуная, помогает Алеше Поповичу, Дюку Степановичу. Еще он предостерегает князя Владимира от неверных действий (былина о Сухмане).

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Путешествия Ильи Муромца

Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую».

Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.

В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой всегда заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.

Ученые предполагают, что жил Илья в 12 веке. А в Киево-Печерской лавре принял монашество.

Потом после своей смерти (примерно в 1188 г) его причислили к лику святых. В 1643 г. его канонизировали как Илью Печерского.

Кем на самом деле были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

В. Васнецов «Витязь на распутье»

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников

Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Илья Муромец похоронен в Киево-Печерской лавре

Почти все историки признают историчность Ильи Муромца. При этом кандидатов на роль прототипа Ильи Муромца больше, чем у других богатырей. Не исключено, что они все соединились в одном и создали такой вот собирательный образ.

Единственный претендент на роль Ильи Муромца при жизни, чьи останки сохранились до наших дней, это преподобный Илия, инок Киево-Печерской лавры. По традиции считается, что он был родом из села Карачарово под Муромом и носил смешное прозвище Чоботок (башмачок). Умер он в 1188 году. В конце XVI века еще сохранялись остатки его гробницы. В настоящее время мощи преподобного Ильи Муромца покоятся в Ближних Пещерах. Канонизирован он в 1643 году.

В 1988 году было проведено научное обследование мощей преподобного. Если их результаты не были подгонкой под желаемый ответ, то было установлено, что покойный обладал могучей мускулатурой, умер от ранения в области сердца в возрасте не больше 55 лет, а главное – долгое время страдал параличом конечностей. Последнее соответствовало былинному сюжету, где говорится о том, что Илья Муромец 33 года лежал на печи и чудесно излечился благодаря молитвам странников (калик перехожих).

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector