Для чего нам нужно критическое мышление?

Зачем развивать эту способность

Умение рационально рассуждать – неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.

Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.

Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.

По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.

Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.

Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость;
  • самосознание;
  • креативность.

Б — беспристрастный подход

Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.

Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.

Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст — письменный или устный — должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них

Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов

Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • ЦельЛюбой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • ПроблемаПроблема — это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • ДопущенияЭто те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.
  • Точка зренияМы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • ДанныеЛюбое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем — не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?

Концепции и идеиКонцепции — это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены — в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.

Выводы и интерпретацииЭто те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл

Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение

В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.

СледствияЧто будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия — именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Методы и приемы развития

Навыки критического мышления — не тайная наука, овладеть ими может каждый, кто понимает, насколько оно может оказаться полезным в повседневной жизни, в работе. Научиться этому могут все, но придется постараться.

Мозговой штурм

Применять такой прием желательно с детства, в начальной школе, в детском саду. Предложение вместе решить проблему, найти варианты может быть поначалу занятной игрой, формирующей у учащихся желание и умение генерировать идеи, не похожие на ранее высказанные. Многие взрослые используют метод в работе.

При мозговом штурме важно записывать все поступающие варианты, чтобы потом анализировать их. При обучении метод штурма через письмо и чтение позволяет визуализировать варианты развития событий, составление перечня альтернатив

На бумаге это более наглядно, чем на словах или в голове

Обратите внимание на большие схемы со стрелками и портретами подозреваемых и свидетелей, которые нередко размещают на стене детективы и следователи из кинофильмов. Это — наглядное исполнение мозгового штурма, над которым работает весь отдел расследований

Сравнение

Постоянно тренируйте сравнение похожих ситуаций и событий, явлений, вещей. Сравнивая, обнаруживайте хотя бы несколько отличий, даже если на первый взгляд они не заметны

Это может развить следующие качества — наблюдательность, сосредоточенность, внимание к деталям

Сравнение своих результатов со своими же, но за другие периоды, поможет обнаруживать «слабые» места и оперативно исправлять ситуацию еще до того, как обнаружится проблема, вызванная ими. Но начать можно с самого простого и с каждым последующим этапом усложнять сравнительные задачи.

Метапознание

Упоминания о таком методе впервые использовал еще Аристотель в своих трудах. Метапознание подразумевает способность индивида думать о собственном мышлении, понимать ценность знаний. Среди всех стратегий метапознание считается навыком высшего уровня. Овладев им хотя бы на срединном уровне, человек начинает видеть собственные ошибки, четко осознавать их, включая и ошибки, допущенные непосредственно в мыслительном процессе. Он начинает учиться более эффективно.

Развитию критического мышления будут способствовать несколько стратегий метапознания, например, определение объема своей памяти и создание внешней поддержки памяти, например, ведение записей, планирование, создание напоминаний.

Дедукция

Критическому мышлению весьма способствует тренировка дедукции — метода логических умозаключений. Часто его называют «методом Шерлока». Это — медленное мышление, когда к решению или выводу приходят путем прохождения сложных логических цепочек. Развитию способствует решение задач, головоломок. Дедуктивный метод подразумевает вывод частного вывода из общего.

Для тренировки метода великого сыщика подойдет игра в покер и шахматы, наблюдение за предметами в условиях слабого света, боковым зрением и т. д

Все это улучшает произвольное и непроизвольное внимание, благодаря чему будет легче собирать большие объемы важных информационных деталей

Индукция

Этот метод противоположен дедукции. При нем из частных утверждений свершается выведение общего умозаключения. Правила доказательства, связь причины и следствия — вот как работает индукция, и при тренировке критического мышления без нее тоже не обойтись. Развивать способность к индукции помогают постоянные упражнения, при которых предлагается классифицировать или систематизировать разрозненные элементы.

Анализ

Аналитические способности у конкретного человека во многом имеют генетическое происхождение, но даже типичные «творцы» и «художники» могут развить в себе аналитические наклонности. Этому способствует решение математических заданий, задач по физике, геометрии.

Синтез

Развитие способностей к синтезу помогает научиться искать альтернативы и решения. Это — расширение границ воображения, смелые предположения и гипотезы, генерация принципиально новых идей. Для этого потребуется выполнять упражнение на осознанное отвержение определенных истин и поиск новых способов. Развитию способствуют головоломки-лабиринты, паззлы, любые творческие хобби и увлечения, в которых у человека есть возможность совершать творческий выбор.

Системность

Системное мышление — обязательное условие критического. Это способность объединять разные факты, делать вывод и находить ему место в сфере применения. Системный подход позволяет четко следовать своим решениям, не бросая их и не подвергая сомнениям уже после того, как они приняты и оглашены.

Зачем нам критическое мышление?

Такое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Посредством критического мышления, человек способен вынести здравое суждение по рассматриваемой точке зрения или при анализе модели поведения. То есть, можно сказать, что это особый вид умственной деятельности человека.

Также критическое мышление связано с постоянной готовностью к пересмотру установленных взглядов на предмет мышления. Однако критическое мышление включает в себя и преемственность по отношению к установленным взглядам, поскольку всегда должна быть основа для критики. Таким образом рождается “критическая традиция”.

Критическая традиция состоит из четырех этапов:

  1. Усвоение взглядов предшественников.
  2. Проверка этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также на соответствие фактам, нормам и ценностям, считающимся установленными.
  3. Явное указание противоречий, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям.
  4. Выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий.

Эти четыре этапа образуют цикл, который может повторяться в наших головах неопределенно долго. Таким образом,  получается, что критическое мышление состоит из двух структурных элементов: a) установки на поиск несоответствий  (критической установки), b) аргументации, направленной на обоснование этих несоответствий (критической аргументации).

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали. 

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Решающие минуты

В Кремле было созвано чрезвычайное совещание с высшим политическим и военным руководством страны. У министра обороны Павла Грачева, начальника Генштаба Михаила Колесникова и Президента Российской Федерации (как Верховного Главнокомандующего) Бориса Ельцина были активированы три терминала управления стратегическими ракетными войсками — так называемые ядерные чемоданчики.

Владимир Саяпин/ТАСС

Военные полагали, что эта одинокая ракета могла быть запущена для создания электромагнитного импульса, выводящего из строя российские радары и системы связи. Вслед за ней, можно было ожидать массированный удар.

В течение нескольких напряженных минут, пока лидеры следили за ее полетом, решалось, будет ли Россия наносить ядерный удар по США. «Мало сегодня известно о том, что тогда сказал Ельцин, при том, что это могли быть одни из самых опасных моментов за всю историю ядерной эпохи», — писал]]> ]]>через три года после инцидента журналист The Washington Post Дэвид Хоффман: «Они ясно дают понять, что система ядерной боеготовности времен холодной войны продолжает действовать, а также то, насколько катастрофическими могут стать ее последствия, несмотря на то, что вражда между великими державами уже окончена».

Обстановка разрядилась только тогда, когда стало ясно, что ракета ушла в сторону Шпицбергена (недалеко от которого и упала в океан). Ядерные чемоданчики были дезактивированы.

Президент РФ Борис Ельцин (в центре) и Министр обороны РФ Павел Грачев (справа). — Игорь Михалев/Спутник

Инцидент с привидением Стратегических ядерных сил России в боевую готовность скоро стал достоянием мировой общественности, приведя в замешательство военное руководство США. Когда спустя четыре года, норвежцы собрались повторить свой запуск Black Brant XII и сообщили об этом российскому МИДу, американцы по своим каналам дополнительно предупредили о нем все ключевые военные ведомства России. В итоге, в этот раз обошлось без неприятных сюрпризов.

Определение

Чтобы погружаться в психологические понятия, нужно простыми словами описать, что это за мышление и почему оно такое ценное, его характеристику.

Такой вид мышления закладывается еще у дошкольников, когда малыш постоянно задает вопросы. Я со старшей дочерью буквально сердилась от бесконечных “Почему?” “Зачем?” и “Как?”! Но тогда я настраивала себя на то, что этот период когда-то пройдет, и старалась отвечать когда утверждениями, когда встречными вопросами.

Вечно спрашивающие дети иногда бывают очень неудобными для взрослых. Они ставят “ненужные” вопросы, влазят в разговор. Мы привыкли, что ребенок должен молчать, молча слушать взрослых, а в школе вести себя как мышь. Но как тогда он научится мыслить критически?

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет. Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной». Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети. Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные. Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы. Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения. Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

Виды

Психологи сегодня выделяют только два вида критического мышления — сильное и слабое, каждый из них описывает определенные способности индивида к рассуждениям, анализу и последовательности действий.

Слабое

Люди такого типа часто имеют высокую профессиональную квалификацию, но в то же время они по сути остаются псевдоинтеллектуалами. Им свойственна довольно эгоистическая позиция, при которой они уверены в том, что лучше других знают, как решать тот или иной вопрос, как поступать в тех или иных обстоятельствах. Их больше интересует свое собственное благо, нежели этические аспекты и возможные последствия тех решений, которые они привычно принимают.

В своей профессиональной области и в жизни в целом люди со слабым критическим мышлением довольно корыстны. Каждое их решение диктуется соображениями корысти и ничем другим. Выгодно ли мне это? Что я получу от этого? А оно мне надо? Именно такие вопросы они ставят перед собой и далее дают ответы именно в таком контексте. Не хотят развиваться как профессионалы, расти личностно, расширять кругозор, если это не входит в понятие «выгодно».

Сильное

Сильным критическим мышлением называют способность человека постичь логику в чистом ее понимании. Намерения такого человека всегда позитивны, он изучает обстоятельства, явления, события и стремится к тому, чтобы его решения принесли пользу и остальным людям вокруг него, а не только ему, и часто о личной выгоде не помышляет. Такой человек нацелен на преодоление препятствий на пути к истине. Именно она — его главная и желаемая цель. Человек с сильным КИ быстро и охотно обучается, он открыт для всего нового и интересного, не отрицает ни одной точки зрения, ни одного открытия. Ему нужно все изучить, понять, как оно работает, сколько в этом правды.

Люди с сильным и слабым критическим мышлением в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному. Допустим, в крупной компании выявлена мошенническая схема, по которой сотрудники определенного отдела выводят немалые средства через подставные фирмы на личные счета. Об этом аудитор докладывает руководителю отдела со слабым критическим мышлением. Специалист немедленно приступает к анализу обстановки, взвешивает риски и только после этого принимает решение, выгодно ли ему пресечь нарушение или оставить все, как есть, имея и свою финансовую выгоду от происходящего. Убытки компании, этические вопросы его мало интересуют.

Та же ситуация, но у руководителя отдела сильное критическое мышление. Он анализирует обстановку, возможные последствия для компании и предлагает десяток вариантов, как легализовать утечку и направить ее на пользу своей компании; не мене десятка альтернатив, как полностью пресечь нарушение, а также еще пару вариантов от себя, как извлечь из ситуации бесценный опыт для всех. Все это он аргументированно изложит руководству, не боясь понести наказания за то, что именно в этом отделе были допущены грубые нарушения.

Определение

Принципиальное место в теории развития критического мышления занимает понятие критическое мышление. Критическое мышление — это научный тип мышления, который используется для решения неординарных практических задач, включает в себя общее и предметное мышление, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, рефлексивностью, целеустремленностью, обоснованностью, контролируемостью и самоорганизованность.

Все страны свое будущее связывают с образованием, поскольку именно образование является важнейшим фактором экономического и социального прогресса.

А. Валицька отмечает:

Общепризнанным является положение о том, что образование полностью связана с процессом социально-экономического и культурного развития страны. Сегодня уровень образования и культуры, человеческие ресурсы и интеллект все чаще относят к разряду национальных богатств и связывают с ними будущее страны. Показателем развития человеческих ресурсов и потенциала страны считаются нравственность и здоровье, разносторонность профессиональной подготовки, стремление к инновациям, способность к неординарным решениям — все это является важным фактором прогресса.

А обоснованный выбор без критического мышления невозможен. Постпромислова эпоха превратила науку в непосредственную производительную силу, и формула «наука — образование — производство» составляет основу современного экономического развития. На мировом рынке, где происходит жестокая конкурентная борьба, побеждают те страны, которые интенсивно развивают фундаментальные и прикладные исследования и всячески повышают уровень образованности, с той целью, чтобы не только элита, но все труженики могли осваивать научные достижения и эффективно работать с высокой техникой и сложными технологиями.

Щедровицкий характеризует начало XXI века. таким образом:

Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигмы, которая будет обеспечивать познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся — это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности.

Как утверждает вице-президент Российской академии образования В. Борисенков:

Личностно-ориентированное обучение предусматривает смещение акцента с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный, в основе которого формирование личности, способной к активной творческой деятельности. Такое обучение еще называют сенсопошуковим, в отличие от информативного

Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии смысловой сферы, характерным признаком которой является отношение человека к действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг, иначе говоря, на усвоении рефлексивной культуры. Рефлексия порождает две цели и, соответственно, две стороны отношения «человек — мир»: 1) выразить, воссоздать мир в себе; 2) выразить, воссоздать себя в мире

Первая сторона дает начало теоретическому отношению, вторая — духовно-практическом. Ведущим в теоретическом отношении к миру является отношение «субъект — объект», в то время как в духовно-практическом — это отношение «субъект — субъект». Итак, научно-теоретическое мышление в приложении к гуманитарным дисциплинам обнаруживает свою ограниченность в качестве ведущего и такого, что определяет педагогический процесс. Итак ведущим должно быть духовно-практическое отношение, а теоретическое должно занять место средства, обслуживающего духовно-практические цели. В таком случае ученик перестает рассматриваться как объект и личностное общение выходит на передний план. Учитель уже не выступает транслятором знаний, а сам предмет становится посредником общения, средством общения.

Определение понятия

Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у индивидуума являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
  • понимание закономерностей исторических событий;
  • способность из множества фактов и тезисов выбрать те, которые необходимы для решения конкретной ситуации;
  • умение припоминать личный опыт (как положительный, так и отрицательный) в стрессовой ситуации;
  • толерантность к чужому мнению и жизненным принципам другого человека;
  • способность конструктивно воспринимать критику;
  • умение аргументированно излагать свои мысли в диалоге;
  • способность заметить противоречия и нестыковки в высказываниях собеседника;
  • последовательность и доброжелательность в разрешении спорных моментов и конфликтных ситуаций;
  • склонность к разрешению конфликтов мирным путем;
  • отказ от шаблонных вариантов действий и стереотипности мышления;
  • самоактуализация;
  • способность к самоанализу и потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector